Александрийский столп в санкт-петербурге
Содержание:
- Описание
- Покушения на Александровскую колонну
- Достопримечательность после революции
- История Александровской колонны
- Предыстория появления колонны
- Как добраться
- История памятника
- Создание ангела и барельефов пьедестала
- История Александровской колонны
- Неофициальная версия появления памятника
- Несколько слов о постаменте
- Оформление колонны и пьедестала
- Дух захватывает и Монферран показывает
- Чудо инженерной мысли
- Материал для строительства
- Заключительный этап работ
Описание
Если посмотреть из некоторых окон Зимнего дворца, то взгляд восхищённо замирает при виде величественной пары арки Главного Штаба, Александровской колонны
Розовый великан, созданный Монферраном по подобию существующих античных колонн, имеет важное отличие: принципиально другой подход к принципам утонения стержня, влияющих на цельное восприятие архитектурного строения
В отличие от древних исполнений формирование линии колонны начиналось не с третьей части высоты (классический вариант расчета), а с основания. Кривая утонения рассчитывалась по более сложным математическим законам с использованием большего количества приближений (делений). Диаметр основания монумента имел размеры, аналогичные колонне Трояна. Важным элементом строения является капитель дорического ордера, построенная из бронзы наверху стержня.
Он закреплён на абаке (прямоугольной формы), выполненной из кирпича с бронзовой обшивкой. Основная опора массива спрятана в верхней части (в форме полу шара). Она выполнена из многих слоёв: гранит, кладка из качественного кирпича, два слоя гранита. Благодаря идеям архитектора высокая, надёжная колонна не выглядит массивной глыбой, а словно стройная стрела победоносно направляется высоко в небо.
Характеристики
Общая высота колонны составляет 47,5 м. При этом основные части памятника имеют следующие параметры:
- Пьедестал, состоящий из трёх рядов из 8 каменных блоков, имеет высоту 4,25 м. Вес элемента памятника с цоколем равен 704 тонны. Размеры цоколя 6,3×6,3 м.
- Монолитная часть колонны имеет высоту 25, 6 м, нижний диаметр 3.66 м, верхний диаметр 3.15. Вес ствола составляет 812 тонн.
- Верхушка в виде фигуры ангела имеет высоту 4, 26 м, вес 37 тонн. Высота колонны (с крестом) 12 м. Сам крест имеет высоту 6.4 м.
- Размеры окаймляющей ограды составляют 16,5×16,5×1,5 м
- Барельефы выполнены размерами 5,24×3,1 м.
Пьедестал
Эскизы для элементов украшения пьедестала, бронзовых украшений выполнял Монферран. Тематическое направление соответствовала назначению колонны в прославлении победы русской армии, видов оружия. Среди них есть древнерусские кольчуги, шлемы, щиты, броня. Сделаны они в полной аналогии с оригиналами, находящимися среди экспонатов Оружейной палаты.
Стиль исполнения барельефов ближе всего соответствует приёмам Ренессанса. Элементы предварительно были сделаны из картона натуральных размеров. На северной стороне пьедестала находятся фигуры крылатых женщин, держащих пластину с надписью «Александру I благодарная Россия» точные копии воинских доспехов. С двух сторон элементов с оружием расположены фигуры молодой девушки, водолея. Из урны, стоящей рядом с девушкой, вытекает вода, изображая символ рек Нёман, Висла, где проходили сражения.
На отдельных барельефах записаны даты важных побед, представлены аллегории типа «Победа и Мир», другие. Верхнюю часть пьедестала украшают фигуры двуглавых орлов с дубовой гирляндой, зажатой лапами. Все элементы пьедестала символизируют отвагу, победу русских воинов в войне 1812 года.
Колонна, скульптура ангела
Вертикальную линию монумента, стройность величественного строения завершает фигура ангела с крестом. Фигура напоминает Александра I, стоящего с вытянутой вверх правой рукой, держащего в левой руке крест и попирающего змею. Взгляд крылатого ангела направлен к земле. Он, как – будто, властвует над порядком, спокойствием жителей удивительного города. Скульптура считается символом мира, покоя, наступившего в Европе после победы над войском Наполеона. Крепилась фигура за счёт специального прута (на него опирался ангел). Во время реставрации 2003 года его удалили. Сейчас ангел (как колонна) держится за счёт собственного веса.
Ограда, окружение памятника
Панорамный обзор памятника со всех сторон завершает интересная ограда, возведённая по предложению Монферрана. Все элементы ограды были собраны в 1837 году. В начальном варианте строения в углу ограды располагалась караульная булка. Здесь дежурил инвалид, одетый в парадные одежды. Высота строения составляет 1.5 м. На нём размещаются фигуры 136 двуглавых птиц, 12 пушек, ряды копий, древки знамён с двуглавыми орлами. Символические замки висели на воротах ограды замки.
В проекте была предусмотрена возможность освещения памятника фонарями, газовыми приспособлениями, располагающимися в канделябрах. Секретом ограды считается оптический обман, скрытый в фигурах орлов. Они имеют не две головы, и два крыла, а три. При любом угле обзора видны только две, в соответствии с символом двуглавым орлом. Третий элемент виден только при близком рассмотрении памятника.
Покушения на Александровскую колонну
После революции 1917 года памятник царю смущал правительство большевиков. Самым первым предложением было «Снести!», вместо него на Дворцовой площади устроить мемориальное кладбище. Но то ли из экономических соображений, то ли из-за переноса столицы в Москву, колонну не тронули. Кладбище появилось у стен Кремля.
После смерти Ленина в 1924 году власти Петрограда решили заменить ангела на статую вождя. Но и в этот раз отказались от затеи. Нарком просвещения А. Луначарский убедил всех в нецелесообразности мероприятия.
В 1952 году в порыве идеологической пропаганды в Ленинграде решили установить на колонне бюст Сталина. И опять не получилось. В этот раз — из-за смерти Сталина.
Достопримечательность после революции
Фигура ангела после революции на время городских праздников закрывалась воздушными шарами и красной тканью. Существовала даже легенда, что ангела планируется убрать, а вместо него установить статую. В. И. Ленина, но это не было осуществлено.
В 1930-е годы ограду, которая стояла вокруг памятника, переплавили на патроны. Во время Второй мировой войны монумент не был замаскирован полностью, как остальные архитектурные памятники города, и получил повреждения. После победы над фашизмом колонна, ограда и прилегающие территории были отреставрированы. Реставрация проводилась также в 1970-х и 2000-х годах.
История Александровской колонны
Разработать внешний вид памятника поручили архитектору Огюсту Монферрану. Он решил создать монумент в стиле ампир с бронзовым ангелом мира на его вершине. Этот ангел мира был поставлен на гранитный постамент и напоминал царя Александра I по чертам своего лица. Крест в его левой руке направлен против змеи. Александровская колонна не поддерживается опорой или как-нибудь закреплена иначе, она держится за счет собственного веса и силы тяжести. Ангел мира высокий, его длина составляет 4,2 метра. Высота креста гораздо выше, чем фигура ангела — 6,3 метра. Пьедестал украшен рельефами. Чтобы людям было понятно, что памятник посвящен царю Александру, там нанесена благодарственная надпись к нему.
Ангел на Александровской колонне
Символы Мира, Победы, Милости, Милосердии, Изобилия изображены под надписью. Молодая девушка и старец украшают стороны постамента. Пьедестал украшен двуглавыми орлами, несущие в своих лапах лавровые веточки. Середина отмечена словами «Всевидяще Око», которое находится в центре венка из дубовых листьев.
Строительство
Колонна изготовлена из уникального гранитного камня, который добыли в каменоломне в Финляндии. Вес этой глыбы составляет 600 тонн и она является уникальной, так как довольно трудно найти такой объемный камень. Во времена возведения памятника было трудно привезти скалу в Петербург, но это все-таки удалось ценой неимоверных усилий.
Колонна была сформирована и высечена прямо на месте и это процесс занял почти два года. Для переправы ее из Финляндии был снаряжен целый пароход, которые был построен специально для этой цели.
Установка колонны
Фундамент под памятник был подготовлен заранее. Сначала была вырыта глубокая яма в 36 метров, куда вбили множество высоких сосновых свай. Чтобы сделать поверхность максимально ровной, на них положили гранитные плиты. Из самой большой глыбы сформировали пьедестал. Работа была крайне тяжелой. Чтобы сделать это нужно было использовать различные механические приспособления. Памятник возводился в суровую русскую зиму и цемент никак не хотел сцепляться. Но с помощью водки его удалось сцепить. В фундаменте оставили шкатулку с монетами, выпущенными в честь победы над Наполеоном.
Постамент Александровской колонны
Колонна не стоит в самом центре дворцовой площади как думают многие. От Главного штаба ее отделяет 140 метров, а от Зимнего дворца 100 метров. Для того, чтобы установить колонну, также потребовалось много усилий. Она была установлена с помощью строительных лесов около пьедестала. Сначала колонну поместили на специальную платформу и подняли с помощью канатных колец с блоками.
Высокую колонну подняли в торжественной обстановке.
Сам царь Николай первый 30 августа 1832 года и его семья прибыли туда, чтобы наблюдать за этим процессом. Площадь была заполнена простым народом, чтобы смотреть возведение памятника. Народ разместился даже на крыше Главного штаба. Колонну поднимали около 2000 солдат и 400 рабочих: они взяли канаты и с их помощью подняли колонну и опустили ее на пьедестал. Подъёмка колонны заняла 1 час 45 минут. Все люди стоящие на площади после этого громко закричали «Ура!». Император также был в восторге, он похвалил архитектора за такой великолепный памятник и сказал, что архитектор Огюст Монферран прославил себя на века:
Торжественное открытие колонны состоялось в день святого Александра Невского — 30 августа 1834 года.
Отделочные работы после этого длились еще два года. После этого Александровскую колонну освятили по православному обычаю, при этом присутствовал император вместе со своим войском.
Реставрация памятника в наши дни с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300 летию Санкт-Петербурга с 2001 по 2003 годы.
Предыстория появления колонны
Планировкой пространства Дворцовой площади занимался известный на весь мир Карл Росси. Он и стал идейным вдохновителем создания памятника, который стал бы главным украшением этого места. Сам Росси сделал несколько набросков будущей конструкции, но ни один из них не лег в основу памятника. Единственное, что было взято из идей архитектора – это высота памятника. Карл Росси мудро полагал, что сооружение должно быть очень высоким. В противном случае оно просто не будет являться единым ансамблем с Главным штабом.
Николай I с большим уважением относился к советам Росси, однако решил по-своему распорядиться свободным пространством площади. Он объявил конкурс на лучший проект памятника. Фантазия авторов ничем не ограничивалась, единственным нюансом было соблюдение тематической направленности. Николай I вознамерился увековечить своего предка, сумевшего победить французов.
Императору пришлось просмотреть огромное количество проектов, но наиболее интересными ему показались работы Огюста Монферрана. Он предлагал создать гранитный обелиск, на котором будут размещены барельефы, изображающие сцены военных баталий. Однако именно этот проект император отверг. Он заинтересовался Вандомской колонной, установленной парижанами в честь Наполеона. Поэтому вполне символично, что поражение французской армии должна была увековечить тоже колонна, но более высокая и необычная.
Архитектор прислушался к пожеланиям Николая I и создал проект сооружения, ставшего на тот момент самым высоким в мире. После некоторых корректировок в двадцать девятом году девятнадцатого века проект Александрийского столпа был одобрен и подписан. Можно было приступать к работе.
Как добраться
До Дворцовой площади, где находится Александровская колонна, можно добраться общественным транспортом — на метро, автобусах и троллейбусах. Также до нее легко доехать на такси. А еще около площади есть много пристаней, куда можно добраться на речном трамвайчике.
На метро
Удобнее и быстрее всего доехать до Александровской колонны на метро. Ближайшая к достопримечательности станция — «Адмиралтейская», к которой ведет фиолетовая линия. Она расположена чуть дальше чем в 300 метрах к юго-западу от памятника. Также недалеко от площади находятся станции метро «Невский проспект» (синяя линия) и «Гостиный двор» (зеленая линия).
Интерактивная схема метро Санкт-Петербурга
Панорама: ангел, что венчает вершину Александровской колонны
На автобусе и троллейбусе
До Александровской колонны можно доехать и наземным автотранспортом. Примерно в 250 м к западу от нее расположена остановка «Дворцовая набережная», куда прибывают автобусы № 7, 10, 24, 191 и троллейбусы № 1, 7, 10, 11. В 325 м к юго-западу от колонны есть остановка «Метро Адмиралтейская». К ней можно доехать автобусами № 3, 10, 22, 27 и троллейбусами № 5, 22. Чуть ниже нее находится остановка «Адмиралтейский проспект», куда прибывает троллейбус № 17. В 520 м к юго-западу от колонны есть остановка «Исаакиевская площадь». К ней курсирует троллейбус № 5, а также маршрутка № 306.
На такси
Доехать до Александровской колонны можно и на такси. В Санкт-Петербурге работает много разных служб. Стоимость проезда включает расстояние, время суток, класс автомобиля и другие факторы. Наиболее популярные службы такси — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.
Дворцовая площадь и Александровская колонна на видео
История памятника
Александровская колонна появилась на Дворцовой площади в 1834 году, но этому предшествовала долгая и сложная история ее строительства. Сама идея принадлежит Карлу Росси — автору многих достопримечательностей Северной столицы. Он предположил, что для оформления Дворцовой площади не хватает одной детали — центрального монумента, а также отметил, что он должен быть достаточно высоким, иначе потеряется на фоне здания Главного штаба.
Император Николай I поддержал эту идею и объявил конкурс на лучший проект памятника для Дворцовой площади, добавив, что он должен символизировать победу Александра I над Наполеоном
Среди всех проектов, присланных на конкурс, внимание императора привлекла работа Огюста Монферрана
Однако его первый эскиз так и не был воплощен в жизнь. Архитектор предлагал возвести на площади гранитный обелиск с барельефами на военную тематику, но Николаю I больше нравилась идея колонны, похожей на ту, что установлена Наполеоном в Париже. Вот так и появился проект Александрийского столпа.
Взяв за образцы колонны Помпея в Египте и Траяна в Риме, а также уже упомянутый памятник в Париже, Огюст Монферран разработал проект высочайшего (на то время) монумента в мире. В 1829 году этот эскиз был одобрен императором, и архитектору поручили руководить строительным процессом.
Строительство монумента
Реализовать идею Александровской колонны оказалось делом непростым. Кусок скалы, из которой было вытесано гранитное основание монумента, везли из Финляндии, а обрабатывали в Выборгской губернии. Специально для ее поднятия и транспортировки была разработана система рычагов, а для отправки каменной глыбы в Санкт-Петербург понадобилось сконструировать особую барку и пристань для нее.
В том же 1829 году на Дворцовой площади начали закладывать фундамент будущего памятника. Интересно, что для его строительства применяли практически ту же самую технологию, что и при возведении Исаакиевского собора. Для ровного среза деревянных свай, забитых в качестве основы фундамента, использовалась вода — залив ею котлован, рабочие срезали сваи по уровню водной поверхности. Этот инновационный на тот момент способ предложил Августин Бетанкур — известный российский инженер и архитектор.
Самой же сложной задачей оказалась установка столба Александровской колонны. Для этого был создан оригинальный подъемник из кабестанов, блоков и беспрецедентно высоких строительных лесов, выросших на 47 метров вверх. За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и сам император со всей семьей. Когда же гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Ура!». И, как отметил император, этим памятником Монферран приобрел себе бессмертие.
Заключительный этап строительства уже не представлял особой сложности. С 1832 по 1834 года монумент оформляли барельефами и другими элементами декора. Автором капители в римско-дорическом стиле стал скульптор Евгений Балин, он же разработал модели гирлянд и профилей для Александровской колонны.
Разногласия вызвала лишь статуя, которая должна была увенчать памятник — Монферран предлагал установить крест, обвитый змеей, но в итоге император утвердил совсем другой проект. На вершину колонны была установлена работа Б. Орловского — шестиметровый ангел с крестом, в лице которого можно узнать черты Александра I.
Открытие Александрийского столпа
Работа над Александровской колонной была полностью завершена летом 1834 года, а на 30 августа, или 11 сентября по старому стилю, назначено торжественное открытие. К этому событию готовились заранее — Монферран даже создал особые трибуны для важных гостей, которые были выполнены в одном стиле с Зимним дворцом.
У подножья памятника состоялось богослужение в присутствии императора, зарубежных дипломатов и многотысячного русского войска, а после перед трибунами прошел военный парад. Всего в праздновании было задействовано более 100 000 человек, и это не считая многочисленных зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетным двором даже был выпущен памятный рубль с портретом Александра I.
Создание ангела и барельефов пьедестала
Надо отметить, что существовало несколько вариантов завершения колонны.
Александровская колонна получила нынешний вариант, созданный скульптором Б. Орловским. Но детское семейное прозвище Александра I — «наш Ангел» оказалось решающим.
Специалисты отмечают, что соотношение высот фигуры и колонны более гармоничное, чем у прообразов – колонны Траяна и Вандомской. Монферран – и здесь молодец.
Все эскизы барельефов архитектор сделал лично. По ним рисовальщики Скотти и Тверской создали шаблоны, а скульпторы вылепили формы для отливки. В результате появились четыре великолепных высокохудожественных барельефа из бронзы. Их отливку проводили на заводе имени Берда.
На верху барельефа – орлы с дубовыми гирляндами в клювах, хранящие покой Всевидящего Ока. На главном фронтоне – доска, гласящая «Александру I – Благодарная Россия», в руках ангелов, парящих над доспехами.
Слева и справа фигуры девушки и старика символизируют реки Вислу и Неман, которые в ходе европейского похода на Париж форсировали русские солдаты.
Другие фронтоны также не остались не удел – их украшают фигуры греческих богинь, олицетворяющих Правосудие и Милосердие, Мудрость и Изобилие, Победу и Славу. Благодаря легкой руке Монферрана, все элементы барельефа восхищают необыкновенной четкостью и прекрасной прорисовкой деталей.
История Александровской колонны
Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.
Проект Монферрана
Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.
Двуглавые орлы на ограждении вокруг колонны, Ярослав Глухов
Строительство
Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.
Установка колонны
Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.
Открытие памятника
И вот пришел день открытия Александровской колонны — 11 сентября 1834 г. Это был особый день для всей России. На Дворцовой площади собралось стотысячное войско во главе с государем. Также на церемонии присутствовали дипломаты и царская семья. У колонны было проведено торжественное богослужение, а затем зрители с восхищением смотрели военный парад, где маршировали полки, участвовавшие в войне с французами. В этом же году в России выпустили мемориальный рубль, общий тираж которого составил 15 тыс.
Татьяна Лискер
Реставрация
Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.
Неофициальная версия появления памятника
На эту тему ведутся самые ожесточенные споры. Особо дотошные и внимательные археологи, историки и архитекторы тщательно изучили официальную версию строительства памятника и нашли в ней огромное количество не состыковок. Мы не станем приводить их все. Кому из читателей будет интересно, тот сумеет найти подобные сведения. А мы расскажем только о самых явных из них.
К примеру, специалисты ставят под большое сомнение сам факт поднятия колонны менее, чем за два часа. Дело в том, что не так давно в Астане совершался подъем и установка самого большого шатра в мире. Весил он полторы тысячи тонн и процесс занял около двух суток. При этом применялись самые современные машины и технологии. После этого кажется странным, как русские умельцы смогли сделать нечто подобное вручную.
Еще больше вопросов вызывает само производство колонны. Многие считают, что даже современные технологии не смогли бы помочь нашим современникам создать такое чудо. Так как памятник высечен из единой глыбы, то невозможно даже представить, какая именно технология была использована мастерами. На сегодняшний момент ничего подобного не существует. Более того, авторитетные специалисты утверждают, что даже за двести лет мы не смогли бы создать нечто похожее на Александрийский столп. Поэтому рассказы о ручной добыче глыбы, ее перемещении и обработке до идеального состояния кажутся людям, сведущим в работе с камнем, просто сказочно смешными.
Кроме этого, вопросы вызывают биографии главного архитектора и изобретателя технологии обработки камня, технические характеристики корабля, доставившего монолит, абсолютно разные картинки с изображением колонны, созданные Монферраном, и множество других нюансов.
Не зря великий Пушкин увековечил в своем произведении этот памятник. Ведь все сведения о нем требуют тщательного изучения, но уже сейчас понятно, что перед учеными в виде известного всем сооружения находится самая большая из загадок девятнадцатого века.
Несколько слов о постаменте
Пока в Финляндии происходила добыча гранитной глыбы в Санкт-Петербурге шли работы по подготовке фундамента для постамента и самой колонны. Для этого на Дворцовой площади велась геологическая разведка. Она выявила залежи песчаника, где и планировалось начать рыть котлован. Интересно, но визуально всем туристам кажется, что Александрийский столп расположен ровно по средине площади. Однако на самом деле это не так. Колонна установлена чуть ближе к Зимнему дворцу, чем к Генеральному штабу.
Во время работы над котлованом рабочие наткнулись на уже установленные сваи. Как оказалось, их врыли в землю по указке Растрелли, который планировал установить здесь памятник. Удивительно, что спустя семьдесят лет архитектору удалось выбрать то же самое место. Вырытая яма была залита водой, но предварительно туда забили более тысячи свай. Чтобы правильно выставить их относительно горизонта, сваи срезали ровно по зеркалу воды. Затем рабочие приступили к закладке фундамента, состоящего из нескольких гранитных блоков. На него и водрузили постамент, весящий четыреста тонн.
Опасаясь, что глыба не сможет сразу же встать так, как нужно, архитектор придумал и применил необычный раствор. Он добавил в традиционную смесь водку и мыло. В итоге глыбу удалось несколько раз передвинуть. Монферран писал о том, что сделано это было довольно легко при помощи всего лишь нескольких технических приспособлений.
Оформление колонны и пьедестала
Наверху слегка суженной к вершине гранитной колонны была установлена римско-дорическая капитель и прямоугольная плита, выполненная из кирпичей и покрытая бронзой. На цилиндре-пьедестале с закругленным возвышением, установленном на плите, появилась более чем шестиметровая скульптура «Ангела с крестом» (автор Б.Орловский) – «Сим победиши!» Кстати, скульптура ангела также выточена из целого гранитного куска и держится собственным весом.
Ангел с крестом на вершине Александровской колонны
Четырехконечный латинский крест зажат левой рукой ангела, а правая его рука вознесена к небу. Взгляд ангела направлен вниз – это взгляд стражника и защитника русской земли. Говорят, что черты лица ангела Монферанн заимствовал с Александра Первого.
Четыре стороны пьедестала выполнялись довольно большим коллективом авторов – эскизы готовил Монферран, группа художников изготовляла барельефные картоны, группа скульпторов лепила барельефные заливочные заготовки, а уже затем барельефы из бронзы отливались в заводских цехах.
Барельефы пьедестала
Рассматривать барельефные сюжеты пьедестала можно очень долго, находя в них все новые и новые элементы. Все изображения относятся к военной тематике – это и щиты, и кольчуги, и шлемы эпохи А.Невского, вооружение эпохи Алексея Михайловича, аллегорично изображенные символы Победы и Славы. Кроме того, повсюду присутствуют гирлянды из дубовых листьев и двуглавые орлы. Двумя женскими крылатыми фигурками удерживается табличка с лаконичной эпитафией.
Табличка на пьедестале Александровской колонны
По всему периметру Александровский памятник был обнесен декоративной бронзовой оградой полутораметровой высоты, украшенной двенадцатью трофейными пушками и более чем сотней двуглавых орлов. Проект ограды также был разработан Монферраном. На каждой стороне ограды присутствовали ворота, увенчанные трехглавыми орлами.
Дух захватывает и Монферран показывает
Гранитная колонная и водружённый на ней бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Когда подойдёшь к этой доминанте совсем близко, и, высоко подняв голову, посмотришь вверх, то аж дух захватывает — колонна то покачивается…
С момента открытия Александрийского столпа, он внушал горожанам и восхищение, и страх одновременно. Опасаясь падения колонны, люди обходили её десятой дорогой. Что говорить про простой народ, если даже бабушка Михаила Лермонтова сильно боялась, что колонна упадёт, поэтому не ездила по Дворцовой площади. А графиня Толстая запрещала своему кучеру провозить её мимо колонны.
Но тогда ещё по Дворцовой площади ездили экипажи, позже машины, а сейчас по ней ходят только ножками. И Монферран, живший неподалёку, на Мойке, чтобы развенчать мифы и тревоги жителей города на Неве, стал ежедневно прогуливаться вокруг столба. Французский архитектор до конца своей жизни вечерами подолгу совершал променад, описывая круги возле колонны, вместе со своей собачкой.
Так зодчий демонстрировал народу свою «монолитную» уверенность в том, что он всё правильно рассчитал и колонне никогда и ни за что на свете не рухнуть. Действительно, Александрийский столп был испытан временем и бурями, революциями и войнами, и устоял, а архитектор не ошибся.
Чудо инженерной мысли
Александровская колонна была поднята с помощью деревянных портальных кранов. В то время этот метод уже был известен. Аналогичная система шкивов была применена в 1586 году для установки 325-тонного Ватиканского обелиска, высота которого составляла 26,5 метра. Длина Александровской колонны составляет 25,58 метра, а ее вес — 650 тонн (или, согласно альтернативным источникам, 704 тонны). Начиная со стадии приземления колонна каталась на санях вдоль деревянных катков наклонного деревянного эстакады до платформы высотой 10,5 метра и площадью 37 квадратных метров. Посередине платформы был установлен одноарочный деревянный кран.
Отверстие под краном было спроектировано так, чтобы колонна спускалась до установки на постамент. Яма глубиной 5,1 метра (или 5,25 метра, как указано в других источниках) была вырыта для основания колонны. В его дно нужно было вбить 1 250 деревянных свай диаметром 26 см и длиной 6,4 метра. Для него была построена деревянная башня с тараном, который весил 830 кг (или, по другим данным, 1 200 кг). Баран поднимался верхом на коне. Потребовалось три месяца, чтобы загнать все сваи в землю на площади 23 квадратных метра. На этом основании был заложен фундамент, состоящий из 12 рядов гранитных блоков толщиной от 40 до 60 см.
Фундамент Александровской колонны был укреплен гранитом и мрамором, засыпанным раствором. На фундамент был положен гранитный монолит размером шесть квадратных метров и весом 410 тонн; это должен был быть постамент колонны
Его тянули к краю платформы и осторожно опускали на песок. Затем его нужно было поднять на 90 см, чтобы поместить цементный раствор между монолитом и фундаментом
Камень не попал в нужное положение и должен был быть перемещен с помощью двух кабестанов. Еще два монолита весом 203 и 215 килограммов вместе с более мелкими блоками были затем помещены на базовый камень.
Материал для строительства
Строительство велось 5 лет, с 1829 по 1834 годы. Занималась этими работами та же комиссия, которая контролировала и сооружение собора Св. Исакия. При изготовлении материала для колонны была использована монолитная скала, выбранная Монферраном в Финляндии. Методы добычи и способы транспортировки материала использовались те же, что и при строительстве собора. Из скалы выпилили огромный монолит в форме параллелепипеда. С помощью системы огромных рычагов он был уложен на заранее приготовленную поверхность, которую плотно устлали еловым лапником. Это обеспечивало мягкость и упругость во время падения монолита.
Та же самая скала использовалась и при выпиливании из неё гранитных глыб, предназначенных для фундамента всего запроектированного сооружения, а также для создания скульптуры ангела, которой предстояло увенчать его вершину. Самая тяжёлая из этих глыб весила около 400 тонн. Для транспортировки всех этих гранитных заготовок к Дворцовой площади использовалось судно, специально построенное для выполнения этой задачи.
Заключительный этап работ
Еще два года ушло у Монферрана на то, чтобы украсить памятник. Он «оделся» в барельефы и получил иные элементы, составляющие единый ансамбль из декора. Данный этап работ не вызвал у императора нареканий. Однако завершающая колонну скульптурная композиция стала настоящим камнем преткновения между архитектором и Николаем I.
Монферран планировал поставить на верхушку колонны огромный крест, обвитый змеей. Скульптура должна была быть повернута к Зимнему дворцу, на чем особенно настаивали все члены императорской семьи. Параллельно были созданы проекты и иных композиций. Среди них были ангелы в разных позах, Александр Невский, крест на сфере и тому подобные скульптуры. Последнее слово в данном вопросе оставалось за императором, он склонялся в пользу фигуры ангела с крестом. Однако и ее пришлось несколько раз переделывать.
По задумке Николая I лик ангела должен был иметь черты Александра I, а вот змей не только символизировал Наполеона, но и напоминал его визуально. Трудно сказать, насколько читаемо это сходство. Многие специалисты утверждают, что лицо ангела лепилось с одной из известных женщин того времени, а другие все же видят в нем императора-победителя. В любом случае памятник надежно хранит эту тайну вот уже двести лет.