Аппиева дорога в риме (via appia)
Содержание:
Календская дорога
Практически одновременно с Агриппиевой происходило строительство Календской тропы в Крыму. Считается, что она соединяла римский лагерь Харакс и Херсонес. Также использовалась в зимнее время, когда на море штормило.
Достаточно большой участок этой дороги сохранился до нашего времени. Сейчас по нему проходит туристический маршрут, длина которого составляет 11 км. Для всего путешествия требуется примерно 4 часа. Землетрясение 1927 года уничтожило некоторые участки тропы, поэтому подъем на перевал стал трудным.
Тропа построена из больших камней, которые вкапывали в землю и присыпали щебенкой. Много лет ее использовали по прямому назначению и после падения Римской империи.
Описание
Это место сохраняет атмосферное спокойствие, благодаря которому так легко погрузиться в историю и побыть наедине с Вечностью. В выходные дни здесь иногда прогуливаются местные жители, а по будням дороги парка заполняются только за счёт любителей спорта – велосипедистов, любителей роликов и утренних пробежек, нередко получается встретить играющих в гольф или теннис.
На площади можно увидеть руины акведуков, благодаря которым парк получил своё название, а также старые водопроводы, действующие и по сей день. Неподалёку можно освежиться питьевой водой из фонтанчиков. Огромные сосны высажены так, что напоминают роскошные арки.
Основные достопримечательности
Via Appia Antica в 4,1 км к юго-востоку от Порта Аппиа ( Порта Сан-Себастьяно ), ворот Стены Аврелиана
Via Appia antica
После падения Западной Римской империи дорога вышла из строя; Папа Пий VI приказал его отреставрировать. Новый Аппиева дорога была построена параллельно со старой в 1784 году до района Альбанских холмов. Новая дорога — это Виа Аппиа Нуова («Новый Аппиевой путь») в отличие от старого участка, ныне известного как Виа Аппиа Антика . Старый Аппиевой путь недалеко от Рима теперь является бесплатной туристической достопримечательностью. Он был тщательно отреставрирован к празднованию тысячелетия и великого юбилея Рима . Первые 5 километров (3 мили) по-прежнему интенсивно используются автомобилями, автобусами и туристическими автобусами, но с тех пор движение стало очень слабым, и руины можно исследовать пешком в относительной безопасности. Церковь Domine Quo Vadis находится во второй миле от дороги. Вдоль или недалеко от части дороги, ближайшей к Риму, есть три катакомбы римского и раннехристианского происхождения и одна еврейского происхождения .
Строительство кольцевой дороги Рима, Grande Raccordo Anulare или GRA, в 1951 году привело к тому, что Аппиева дорога была разрезана надвое. Недавние улучшения в GRA исправили это за счет строительства туннеля под Аппиа, так что теперь можно идти пешком по Аппие около 16 км (10 миль) от его начала возле Термы Каракаллы .
Многие участки первоначальной дороги за пределами Рима сохранились, а некоторые сейчас используются автомобилями (например, в районе Веллетри ). Дорога вдохновляет последнее движение Респиги «s Пини ди Рома . По сей день Виа Аппиа является самым длинным участком прямой дороги в Европе общей протяженностью 62 км (39 миль).
С 1-й по 4-ю милю
- Порта Аппиа ( Porta San Sebastiano ), ворота Стены Аврелиана
- Церковь Domine Quo Vadis
- Могила Присциллы
- Катакомбы Калликста
- Гипогей Вибии
- Сан-Себастьяно фуори-ле-мура
- Еврейские катакомбы Винья Ранданини
- Цирк Максенция
- Могила Цецилии Метеллы
- Римские бани Капо-ди-Бове
- Могила Илара Фускуса
5-я миля
Мавзолей Куриази был построен между концом республики и началом империи.
- Мавзолей Orazi и Curiazi
- Вилла деи Квинтили с нимфеем , театром и банями
- Мавзолей Казаль Ротондо
Торре Селче, башня XII века, построенная на месте гораздо более старого мавзолея.
6-я миля и дальше
- Гробница Минусия
- Торре Селче
- Храм Геркулеса
- Берреттия ди Прете (гробница, а позже церковь)
- Мавзолей Галлиена
- Tres Tabernae
- Вилла Публия Клодия Пульхера (на вилле Санта-Катерина, принадлежащей Папскому Североамериканскому колледжу), 14-я миля
- Вилла Помпея
Римские мосты вдоль дороги
Вдоль дороги находятся остатки нескольких римских мостов, в том числе Понте ди Тре Понти, Понте ди Винья Капоччо, Виадотта ди Валле Аричча, Понте Альто и Понте Антико.
География реки
Тибр берет начало в Апеннинах, в регионе Эмилия-Романья. Его протяженность составляет 405 км, а общая площадь бассейна – 18 тыс. кв. км. Направление течения реки Тибр: сначала на запад, а затем поворот на юг, далее — юго-восток и вновь юго-запад.
В самом Риме река канализирована, далее ее течение разветвляется. Основной поток Тибра идет по древнему каналу Fossa Traiani, минуя Порто и впадая в Тирренское море у города-спутника Рима Фьюмичино. Путь старого русла проходил через древнюю Остию. Там устье Тибра образовало остров под названием Изола-Сакра.
В среднем и верхнем течении река имеет горный характер с чередованием котловин и ущелий, на ее притоках можно увидеть водопады и водоскаты. Питание Тибра главным образом дождевое, с ноября по март наблюдаются паводки, нередко случаются наводнения.
Гробницы Аппиевой дороги
В Риме законодательство запрещало погребение умерших в пределах города. Для этого были использованы области крупных дорог, выходящих за Рим, в том числе и Аппиева дорога. Отрезок от Рима до Беневента, использовался более часто для этих целей.
Уже тогда земля под захоронение имела цену: чем ближе участок к городу, тем выше его стоимость. Соответственно, чем ближе захоронение было к городской черте, тем владелец участка был более уважаем и богат.
Захоронений достаточно много, наиболее престижные и масштабные из них:
- катакомбы св. Себастьяна и св. Каллиста;
- катакомбы уважаемой семьи Сципионов, где прах членов семьи находится в каменных саркофагах;
- колумбарий Помпония Хила — семья которая, судя по богатому убранству гробницы, разбогатела после получения вольной;
- колумбарии вольноотпущенников Ливии поражает своими размерами, здесь могло вместиться несколько тысяч урн.
Некоторые захоронения внешне похожи на храмы и даже целые пирамиды. На VI миле от города хранятся, окутанные зеленью, отдельные части погребальных строений, монументов и церквей.
В истории Аппиевой дороги происходило много жестоких событий. После усмирения восстания Спартака, по обочине дороги установили столбы, на которых страшную смерть приняли более 6 тыс. плененных, принимавших участие в бунте.
1Рим
Аппиева дорога была проложена в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке. Она шла из Рима в Капую, позднее, во II веке до н. э., была проведена до Брундизия. Аппиева дорога была самой значимой из античных общественных дорог Рима. Уже в древности она называлась «царицей дорог» — regina viarum.
Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Она связывала Рим с такими богатыми регионами, как Кампания, Апулия
Первый участок дороги был построен во время второй Самнитской войны (326−304 г. до н. э.), затем использовался в военных целях и во время других конфликтов. В ходе строительства дороги был проведен канал через Понтинские болота, осушивший землю.
Основание дороги было вымощено тесаными камнями из серого вулканического базальта, которые укладывали на слой гальки и цемента. Блоки укладывались таким образом, чтобы дорожное полотно имело немного выпуклую форму, благодаря чему вода сразу стекала. Ширина дороги доходила до 4 метров, что позволяло разъехаться двум колесницам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды.
Мильный столб
Через каждую римскую милю (1478 метров) на Аппиевой дороге стоял мильный столб. Столб первой мили сейчас заменен на копию, оригинальных столбов не сохранилось. Приблизительно в 16,5 км от Рима, в конце девятой мили, располагалась первая почтовая станция, на которой меняли лошадей. На определенном расстоянии друг от друга находились дорожные станции, служившие местом отдыха. Одну из них — «Три харчевни», расположенную в 45 км от Рима, упоминал Цицерон в письмах, а также в своих произведениях.
Могила Цецилии Метеллы
Так как римский закон запрещал захоронения в черте города, для погребений римляне использовали крупные дороги. Сначала вдоль Аппиевой дороги появились колумбарии с урнами. А начиная со II века зажиточные граждане начали хоронить тела в земле. Самой выдающейся из гробниц считается хорошо сохранившаяся могила Цецилии Метеллы, жены одного из генералов Юлия Цезаря. Среди других выдающихся памятников можно отметить гробницу Марка Сервилия, римского военачальника Секста Помпея, философа Сенеки.
Порта Аппия
Аппиева дорога начиналась у Капенских ворот Сервиевой стены, именно с этого места шел отсчет мильных камней. После строительства Аврелиановой стены в III веке н. э. часть Аппиевой дороги оказалась в черте города. Она выходила из ворот Святого Себастьяна (Порта Аппия), следующие 90 км шла по прямой до Таррацины, пересекая Понтинские болота. Последние 28 км шли параллельно дренажным каналам, что позволяло продолжать альтернативный маршрут на лодке.
3Брундизий
Второй участок Аппиевой дороги шел от Капуи через Беневент, Венузию, Тарент, Урию до Брундизия в Апулии. Сначала, в III веке до нашей эры, был проложен путь от Капуи до Беневента. А во второй половине II века до н. э. дорога из Беневента была продолжена до Брундизия. Расстояние от Рима до Брундизия составляет 540 км.
Окончание Аппиевой дороги в Брундизии обозначали две мраморные колонны, возведенные во II веке. Сейчас в порту города находится лишь одна из них, украшенная изображениями Юпитера, Нептуна, Марса и восьми тритонов. Высота ее составляет 19 метров. Вторая колонна была перенесена в 1666 году в город Лечче.
Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами. В праздничные и выходные дни дорога закрывается для транспорта и становится пешеходной.
Икнилдская дорога
Римская дорога, построенная в Британии еще в древние времена. Строительство дорог на территории этой страны было просто обязательным условием, так как из-за климата передвигаться торговцам или армии было просто невозможно. Путь начинается в Глостершире и заканчивается Темплборо.
В самом начала дорога носила название Икнилдской улицы, но уже в 12 веке ее переименовали в Рынкнилдскую улицу. Сейчас используются оба название с приставкой «улица», чтобы не путать ее с другим путем времен железного века, который называют Иклнидским путем.
Интересные маршруты этой дороги показаны в парке Саттон в Бирмингеме, где один километровый участок римской дороги сохранился лучше всего.
Сейчас на древней улице преимущественно построены современные дороги. Несколько участков именуются «Икнилдская улица», но это не всегда верно.
Современный вид древних римских дорог можно посмотреть на фото. Некоторые из них находятся в достаточно хорошем состоянии, хоть участки являются практически разрушенными или перестроенными под современные шоссе. То, как добраться до той или иной дороги, можно посмотреть на картах ближайших городов. Они обозначены на туристических маршрутах.
Технологии строительства римских дорог все еще вызывают восхищение. Километры путей просуществовали тысячелетия и сохранились до наших дней.
Долина Каффарелла
Долина Каффарелла — это большой парк, граничащий с северной стороны Via Latina и на юге у Аппиева дорога. Он простирается вдоль Стена Аврелиана до Виа-дель-Алмон и содержит несколько объектов, представляющих археологический интерес, а также действующую ферму, имеющую значительную экологическую ценность, с 78 видами птиц и фауны. В римские времена большую часть территории занимало большое поместье, известное как Triopius. Герод Аттикус был грек, который стал римским сенатором и женился на Анния Регилла он приобрел землю под имение. С того времени датируются два руина в парке: гробница Аннии Регилла и Нимфеум из Эгерия.
История
Древняя Аппиева дорога была построена в 312 году до нашей эры. Первоначально она появилась с военной целью, связывая Рим с крепостью Капуя в южной части Аппенинского полуострова. Позже маршрут продлили до города-порта Брундизия (Бриндизи), чтобы наладить сообщение с другими государствами: Египтом, Грецией, территорией Азии и т.д.
Аппиева дорога в древнем Риме. На карте видно, что всю страну пронизывала плотная сеть подготовленных маршрутов
Инициатором строительства самого первого пути был государственный деятель и патриций Аппий Клавдий Цек — именно в честь него и появилось название Виа Аппиа. Но после каждый новый правитель Рима укреплял древнюю трассу и привносил что-то свое. Она обновлялась при Максенции, Константине, Диоклетиане и других, заслужив неофициальное прозвище «Царица дорог». Вдоль каменной мостовой богатые римляне хоронили родственников, выстраивая роскошные гробницы.
Строительство Аппиевой дороги было обязанностью римских легионов, а дорогу могли прокладывать даже через овраги и болота
В Средние века Аппиева дорога утратила часть своей значимости в качестве военной и торговой артерии. Но зато появился большой поток паломников, которые хотели посетить гробницу Святого Себастьяна и римские катакомбы. Это продолжалось до конца 16-го века, когда папа Григорий XIII решил построить Appia Nuova, оттянувшую на себя почти весь поток путешественников.
В 16 веке дорога притянула к себе большое количество паломников разного социального статуса
В начале 19-го столетия в Риме набрал силу интерес к античным достопримечательностям, и древняя Виа Аппиа превратилась в одну из археологических зон. Спустя век, в 1988 году, появился археологический парк Parco Regionale Della’Appia Antica. Он помог сохранить в первозданном виде те километры мостовой, которые еще не превратились в асфальтированную трассу.
Сейчас Аппиева дорога относится к археологическому парку, который поддерживает ее и достопримечательности в должном состоянии
Интересно: после знаменитого восстания Спартака в 71 году до нашей эры Виа Аппиа стала местом казни — вдоль нее прошло массовое распятие рабов. Около 6 000 крестов были возведены от Рима до Капуи.
В искусстве
Аппиева дорога выглядит настолько неординарно, что успела произвести большое впечатление на живописцев. Наиболее древними являются гравюры Джованни Пиранези (Giovanni Piranesi) 18 века. В Третьяковской галерее выставлено полотно «Аппиева дорога при закате солнца», автор — русский художник 19 века Александр Иванов. Не менее живописным оказались окрестности Via Appia американцу Джону Чепмену (John Chapman), который написал цикл из 10 полотен в конце 19 века.
Итальянский композитор 20 века Отторино Респиги (Ottorino Respighi) в 1924 году написал грандиозное музыкальное произведение «Сосны Рима» для исполнения симфоническим оркестром. Не менее талантливый дирижер Герберт фон Караян (Herbert von Karajan) воплощал это произведение в стенах знаменитых концертных залов всего мира. Особенно драматично и тревожно звучит часть концерта, имеющая название «Сосны Аппиевой дороги».
В литературе
Талеб Нассим Николас (рожд. 1960)
«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» (2012 г.): «В конце 2004 года я участвовал в конференции, посвященной эстетике и науке. Она проходила в Риме. Лучшего места для подобной акции не придумаешь, здесь эстетика разлита в воздухе и проникает во все – вплоть до поведения людей и звучания голосов.»
Андерсен Х. К.
Правдивая история моей жизни (1846 г.) (The True Story of My Life, by Hans Christian Andersen)
Когда я в первый раз путешествовал по Италии, я не замечал скульптур; В Париже, восхитительные картины отвлекли меня от скульптур; впервые, когда я прибыл во Флоренцию с стоял перед Венерой Медицейской, я понял восклицание Товардсена «снег стаял с моих глаз» и новый мир искусства предстал передо мной. И теперь, в мой третий приезд в Рим, после прогулок по Ватикану, я ценю скульптуру гораздо выше, чем живопись. Именно здесь, и в какой-то степени в Неаполе, это искусство так прекрасно входит в жизнь. Каждый полностью поглощаются им, каждый учится восхищаться естеством в скульптуре, красота форм становится духовной. (The first time I travelled to Italy I had no eyes for sculpture; in Paris the rich pictures drew me away from the statues; for the first time when I came to Florence and stood before the Venus de Medicis, I felt as Thorwaldsen expressed, «the snow melted away from my eyes;» and a new world of art rose before me. And now at my third sojourn in Rome, after repeated wanderings through the Vatican, I prize the statues far higher than the paintings. But at what other places as at Rome, and to some degree in Naples, does this art step forth so grandly into life! One is carried away by it, one learns to admire nature in the work of art, the beauty of form becomes spiritual.)
Всегда нужно любить Рим; он как увлекательная книга, каждый всегда найдет здесь удивительное и каждый живет здесь в мечтах и в реальности (one always must love Rome; it is like a story book, one is always discovering new wonders, and one lives in imagination and reality).
Происхождение
Порта Сан-Себастьяно — это ворота Аппиа в стенах Аврелиана .
Потребность в дорогах
Аппиева дорога была римской дорогой, которая использовалась в качестве основного маршрута для военных поставок с момента ее строительства для этой цели в 312 году до нашей эры.
Аппиева дорога была первой длинной дорогой, построенной специально для перевозки войск за пределы меньшего региона Большого Рима (это было важно для римлян). Несколько дорог за пределами раннего города были этрусскими и вели в основном в Этрурию
К концу республики римляне распространились по большей части Италии и были мастерами дорожного строительства. Их дороги начинались в Риме, где находился главный маршрут , или список пунктов назначения вдоль дорог, и простирались до границ их владений — отсюда и выражение « Все дороги ведут в Рим ».
Самнитские войны
Римляне были близки к жителям Кампании , которые, как и они сами, прослеживали свое происхождение до этрусков . В самнитских войнах были спровоцированы самнитами , когда Рим попытался союзник с городом Капу в Кампании. В италийских динамиках в Лациуме уже давно покорили и встраиваются в римское государство. Они несли ответственность за преобразование Рима из преимущественно этрусского государства в преимущественно италийское.
Плотное население суверенных самнитов оставалось в горах к северу от Капуи, что к северу от греческого города Неаполис . Около 343 г. до н.э. Рим и Капуя попытались заключить союз. Самниты ответили военной силой.
Барьер Понтийских болот
Гробница Присциллы
Могильный памятник Гаю Рабириусу Постуму Хермодору, Люсии Рабирии Демарис и Усии Приме, жрице Исиды вдоль Аппиевой дороги, недалеко от Quarto Miglio
Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура , расположенный в катакомбах Сан-Себастьяно
Между Капуей и Римом лежали Понтийские болота ( Pomptinae paludes ), болото, зараженное малярией . Извилистая прибрежная дорога, извивающаяся между Остией в устье Тибра и Неаполем . Via Latina последовал его древний и едва ли более доступный путь вдоль предгорий Monti Laziali и Monti Lepini , которые видны возвышающиеся над бывшим болотом.
Во время Первой самнитской войны (343–341 до н. Э.) Римляне обнаружили, что они не могут поддерживать или пополнять войска в полевых условиях против самнитов через болота. Восстание Латинской лиги еще больше истощило их ресурсы. Они отказались от попытки союза и договорились с Самниумом .
Колонизация на юго-восток
Римляне только выжидали своего часа, пока искали решение. Первым ответом была колония , «выращивание» поселенцев из Рима, которые будут поддерживать постоянную базу операций. Второй самнит война (327-304 до н.э.) вспыхнула , когда Рим попытался поместить колонию в Cales в 334 г. до н.э. , и снова Fregellae в 328 г. до н.э. на другой стороне болота. Самнитов, теперь главная власть после победы над греками из Тарента , занятых Neapolis , чтобы попытаться обеспечить его лояльность. Неаполитанцы обратились к Риму, который послал армию и изгнал самнитов из Неаполя.
Начало работ Аппия Клавдия
В 312 г. до н.э. Аппий Клавдий Цек стал цензором в Риме. Он был из рода Клавдия , патриция, происходившая от сабинян, захваченных в раннеримское государство. Ему было дано имя предка-основателя рода Аппий Клавдий (Аттус Клаус на сабинском). Он был народником , т. Е. Защитником простых людей. Человек с внутренней проницательностью, в годы успеха он, как говорили, потерял внешнее зрение и поэтому получил имя caecus , «слепой».
Не дожидаясь, пока Сенат ему скажет, что делать , Аппий Клавдий начал смелые общественные работы по решению проблемы снабжения. Акведук ( Aqua Appia ) обеспечивал водоснабжение города Рима. Безусловно, самым известным проектом была дорога, которая пролегала через Понтийские болота к побережью к северо-западу от Неаполя , где она поворачивала на север, в Капую. По нему любое количество свежих войск могло быть переброшено на театр военных действий, а припасы могли быть в массовом порядке переброшены на римские базы без помех со стороны врага или местности. Неудивительно, что после своего пребывания на посту цензора Аппий Клавдий дважды становился консулом , впоследствии занимал другие должности и был уважаемым советником государства даже в последние годы своей жизни.
Успех дороги
Дорога достигла своей цели. Исход Второй самнитской войны был наконец благоприятен для Рима. В серии ударов римляне изменили свою судьбу, приведя Этрурию к столу в 311 г. до н.э., в самый год их восстания, и Самнию в 304 г. до н.э. Дорога была главным фактором, позволившим им с достаточной скоростью сосредоточить свои силы и обеспечить их достаточное снабжение, после чего они стали грозным противником.
История Аппиевой дороги
История Аппиевой дороги (Via Appia Antica) в Риме очень давняя и славная. Проложена она была еще до Рождества Христова во время цензорства, дважды консула и римского диктатора Аппия Клавдия Цека (потому она и зовется «Аппиевой»). Она была, собственно, построена по его приказу. В те времена Аппиева дорога имела для Рима огромное транспортное значение и являлась крупнейшей общественной дорогой; сначала соединяла столицу Римской империи с Капуей, позднее была продлена до Брундузии.
Старая Аппиева дорога, ее самая древняя часть, была построена в IV век до н. э. Ее длина составляла примерно 195 современных километров. Причиной основания этого пути были военные действия римлян против самнитов, древнейшего племенного народа Италии. Аппиева дорога была вымощена крупным булыжником. Это способствовало быстрому передвижению римской конницы и пехоты. За многие годы существования толстые камни Аппиевой дороги были отполированы колесами римских колесниц и сандалиями легионеров. До сих пор на всем ее протяжении можно видеть щербины, которые оставили лошади римлян 2 тысячи лет назад.
В III-II века до н. э. дорога была признана одним из важнейших путей сообщения и продолжала достраиваться. Важнейшей заслугой Аппия Клавдия Цека было именно то, что он не только начал ее строительство, но и задал ей правильное направление. Через несколько десятилетий Аппиева дорога в Риме стала главной артерией страны, через которую проходил торговый путь с Востоком. Торговали всем, начиная с роскошных восточных тканей и заканчивая важнейшим «товаром» древности — рабами, которых в огромном количестве привозили с «варварских» территорий.
Сами римляне называли Аппиеву дорогу «царицей дорог», настолько высоко ценилась она в древности. В таком ключе о ней даже упоминает в своем произведении Публий Папиний Стаций, известный древнеримский поэт. Да и в XIX веке н. э. ее воспел в своем произведении итальянский композитор О. Респиги.
Интересно, что многие знатные римляне строили вдоль дороги Аппия монументальные гробницы и великолепные памятники. Для многих римских семейств (таких, как Сципионы) было делом чести и высокого престижа «переплюнуть соседа» по части роскоши убранства. Аппиева дорога печально известна еще и тем фактом, что именно вдоль нее в 71 году до н. э. были распяты 6 тысяч рабов, которых взяли в плен римские солдаты после подавления восстания Спартака. В Средние века она стала привлекать толпы паломников, которые стремились посетить древние захоронения христианских мучеников — катакомбы.