Колизей в риме

Архитектура и достопримечательности

Колизей в плане представляет собой эллипс. Овальная форма была традиционна для римских амфитеатров, она хорошо вписывалась в любую территорию и была удобна для динамичных представлений.

В овальном строении амфитеатра заключена и социальная идея. Круг — это демократичная форма: все находятся на равном расстоянии от центра. Овал позволял распределить зрителей в соответствии с их социальным статусом: ближе к сцене рассаживались более знатные персоны. Император и его свита при этом также были хорошо видны посетителям со всех рядов.

Всем своим видом амфитеатр восславлял величие Рима. В арочных проемах располагались не сохранившиеся до наших дней 160 позолоченных статуй божеств античной мифологии. На стене верхнего этажа располагались огромные щиты, подчеркивающие военное превосходство Рима. Даже колонны, используемые в системе арок, ассоциировались с храмами, терявшими в это время свою популярность.

Логистическое решение, использованное при строительстве Колизея, оказалось настолько эффективным, что используется в создании крупных стадионов по сей день. 80 входов распределены равномерно по всему периметру сооружения. Это позволяет заполнить огромный амфитеатр вместимостью несколько тысяч человек за 8 минут и полностью освободить за 5 минут.

Каждый зритель получал жетон с маршрутом, на котором было указано, в какие двери ему заходить, по какому проходу подниматься, и какое место он должен занять. Маршруты пролегали по кратчайшему пути. Эта система позволяла также разделить зрителей по сословиям. Нижний ряд театра был предназначен для знати, а каждый следующий ярус предоставлялся для людей более низкого статуса.

К ложе императора вел тайный тоннель. Изнутри он был весьма богато украшен цветными фресками. Этот тоннель полностью не раскопан археологами, поэтому до сих пор неизвестно, где начинался этот подземный ход.

Продолжать раскопки мешает то, что коридор проходит под оживленной автомобильной магистралью современного Рима.

Под ареной располагались помещения и клетки, в которых содержались рабы и дикие животные. Во время представления они поднимались наверх при помощи сложного технического приспособления. Эти механизмы, применяемые в столь жестоких развлечениях, поражают своей инженерной точностью и совершенством. Приводились в действия они при помощи физической силы рабов.

Еще одним интересным фактом является то, что под землей Колизея располагались даже захоронения тел убитых гладиаторов. Для наглядности построен фрагмент арены, на том уровне по высоте, на котором она исторически располагалась.

архитектура

Рисунок Отто Люгера в разрезе из « Лексикона всех технологий» (1904 г.)

Колизей — это не только архитектурный шедевр, он также отдает должное логистическим проблемам такой огромной площадки для проведения мероприятий.

Система входа

80 входов на арену позволяли зрителям попасть прямо на свои места. Четыре из этих входов были зарезервированы для верхнего слоя. Среди них были императоры, сенаторы , весталки и мужчины-священники. Для этих важных людей на краю арены установили специально охраняемую трибуну.

Остальные 76 арочных входов использовали рыцари и простые горожане. Окружающие коридоры и многочисленные лестницы, большей частью из мрамора, вели публику на уровень третьего этажа, откуда они попадали на свои места в рядах сидений.

Эта оригинальная система до сих пор используется при строительстве стадионов, что позволило зрителям очистить арену всего за пять минут или заполнить ее за 15 минут. Поэтому строители дали этой системе название vomitoria (от латинского vomere «рвать»).

Расположение сидений

Сиденья у восточного входа в Колизей. На ступенях есть фрагменты надписей, которые использовались для разделения рассадки определенных групп населения в амфитеатре.

Арена

План этажа (разные уровни)

Колизей построен в форме эллипса . Его ширина составляет 156 метров, длина 188 метров, окружность 527 метров, высота 48 метров. Пол арены также был эллиптическим, шириной 54 метра и длиной 86 метров. Круглая форма должна была препятствовать тому, чтобы гладиаторы, приговоренные к смертной казни или охотящиеся на животных не могли укрыться в углу. Пол арены был сделан из деревянных досок, которые при необходимости можно было снимать. Под ними были подвальные помещения и 7-метровый фундамент .

К внешнему краю верхнего этажа было прикреплено 240 вертикальных мачт , на которых можно было поднять огромный велариум, чтобы затенять интерьер. Для этого использовались морские пехотинцы из римских военно-морских частей, дислоцированных возле Мизенума (в Неаполитанском заливе ).

Цокольная и сценическая техника

Пространство под полом арены изначально не было застроено. После удаления деревянных досок он мог быть затоплен, например, для наумахии (морских сражений), как Тит наглядно продемонстрировал при открытии Колизея.

Считается, что арена была разделена на разные подвальные помещения при брате и преемнике Тита Домициане . Так образовался так называемый гипогей , система комнат, коридоров и шахт снабжения. Здесь были подземелья для приговоренных к смертной казни, подземный доступ из соседних гладиаторских казарм ( Ludus Magnus ), клетки для диких животных и объекты чрезвычайно сложной сценической техники, такие как люки , пандусы и лифты. С помощью сложной системы лебедок и шкивов на арену можно было переносить сложные украшения и наборы. Например, за несколько минут, к удивлению публики, из-под земли мог подняться целый лес или пустынный пейзаж. Неясно, может ли арена все еще быть затоплена.

Современная копия пола арены, справа реконструкция подъемной площадки с открытым люком.

Охота на животных

Не менее популярной в Колизее была охота на животных. Она проводилась в первой половине дня и была своеобразной прелюдией к гладиаторским боям вечером.

Эти представления были единственной возможностью для многих граждан увидеть редкие для них виды животных, которых специально отлавливали в разных уголках римской империи и не только. Среди них были:

  • львы;
  • тигры;
  • слоны;
  • быки;
  • медведи;
  • крокодилы;
  • носороги и другие.

Высота ограждения арены от зрителей увеличивалась до пяти метров для безопасности последних. А для большего интереса организаторы выставляли смешанные пары. Например, питона против медведя, медведя против тюленя, льва против крокодила. Но можно было увидеть и классические схватки — льва против тигра.

Другой разновидностью состязаний были бои людей против животных. Борцов снаряжали копьем и выпускали на арену.

Колизей внутри

Пол арены, который до наших дней не сохранился, был выполнен наполовину из каменной кладки и из дерева. Он был полностью покрыт песком, служившим для впитывания крови, пролитой людьми и животными во время боев. Подземная часть, которая сейчас оказалась открытой, была в те времена темной, освещаемой только факелами и керосиновыми лампами. Имелись различные служебные помещения, в том числе камеры приговоренных к смертной казни, клетки для зверей, комнаты для бойцов, где гладиаторы готовились к выходу на арену, кладовые для хранения оружия и сценического оборудования.

Колизей, вид сверху

Нужно думать, что в дни представлений этот темный лабиринт пересекали сотни людей (гладиаторы, обслуживающий персонал, организаторы). Все помещения были соединены сложной системой проходов и туннелей: по широкому центральному проходу, пересекающему главную ось, было проложено 12 извилистых коридоров. Восемьдесят подъемников с эффективной системой противовесов, позволили обслуживающему персоналу выходить на арену и быстро менять декорации.

Амфитеатр Флавия или Колизей. Вид на арену

Секторы

Публика Колизея была защищена сложной системой безопасности. Арена была фактически окружена высокой стеной, или подиумом, около 4 метров, украшенной нишами и мрамором с высокой защитной сеткой. В верхней части подиума серия барьеров не позволяла животным забраться и перепрыгнуть ограждение. Внутри зрительные места были разделены на пять концентрических горизонтальных секторов (maeniana), предназначенных для разных категорий аудитории, соединенных между собой радиальными лестницами. В нижнем секторе, ближе всего к арене, с широкими, низкими ступеньками и элегантными деревянными креслами, находились места для сенаторов и их семей.

Амфитеатр Флавия или Колизей. Секторы

Императорская трибуна с северной стороны предназначалась для императора, консулов и весталок. На противоположном конце находилась вторая почётная ложа, для остальных высокопоставленных лиц. Затем следовал первый горизонтальный сектор (maenianum primum), второй горизонтальный сектор (maenianum secundum), разделённые, в свою очередь, на нижний (imum) и верхний (summum), и верхний сектор. Последний был частью колонного портика, венчавшего зрительные ряды, и имел около одиннадцати деревянных ступеней. Здесь находились места для женщин, так как им запрещалось смешиваться со зрителями противоположного пола.

Амфитеатр Флавия или Колизей. 72-76 гг до н.э. Рим

Как добраться до места битв гладиаторов?

В первую очередь, отправляясь в Рим, любой турист задумается об открытии визы и покупке билетов.

Получение визы в Италию — процесс относительно простой, требующий стандартный набор документов. В посольстве перед собеседованием затребуют анкету, копию заграничного и обычного паспортов, два фото и свидетельство о браке или разводе. Также нужно подготовить справку с работы о доходах за последние полгода или справку из высшего учебного заведения. Не забудьте сделать копию билетов в обе стороны. И будьте готовы оплатить консульский сбор. Для взрослых он составит 65 евро, а для детей, пенсионеров и неработающих студентов до 21 года — 25 евро. Виза вам обойдется приблизительно в 120 евро, а время оформления — от 10 календарных дней.

Чтобы ваш отдых был максимально комфортным, учтите несколько советов.

Колизей расписание составил весьма своеобразно: туристический центр работает с 9 утра, а закрывается за час до захода солнца, в зависимости от времени года.

Видео — Прогулка по Колизею

Чтоб купить билет, желательно приходить с утра. Поскольку ожидание покупки билетов затягивается в среднем до 1-2 часов. Опытные туристы советуют приобретать билеты в кассе находящегося напротив Римского Форума. Билет един, но здесь очереди значительно меньше.

Билет стоит 12 евро, а для детей до 18 лет вход бесплатный. С момента покупки билет является действительным два дня, но зайти в Колизей по нему разрешается единожды. Также с этим пропускным документом вы можете посетить Палатинский холм и Римский Форум.

Есть и другой вариант: по приезду в Рим можно купить карту Roma Pass, которая предоставит вам сразу несколько позитивных моментов. Она является своеобразным проездным на 3 дня, а так же позволит бесплатно посетить два любых музея Рима и послужит скидочным купоном в сам Колизей.

По приезду в амфитеатр, нужно быть готовым к столпотворению. Конечно, вдоль арены можно пройтись и самостоятельно. Но лучше воспользоваться услугами гида — это куда познавательнее, к тому же, очереди туристических групп продвигаются быстрее. Гида не обязательно заказывать в турагентстве — их достаточно возле касс и стен театра. Так же будьте готовы, что туалеты и фонтанчики с питьевой водой находятся на противоположной стороне Колизея — у выхода. Так что придётся потерпеть.

Туристов не пускают на все ярусы театра и к гипогеуму. Но даже со смотровых площадок можно сполна насладиться величием Колизея .

Полезные советы туристу о Колизее

  • Помните о том, что в Колизее, как и в других популярных туристических местах, могут промышлять воры, поэтому не теряйте бдительность, следите за сумкой и кошельком, не оставляйте вещи без присмотра. Больше о том, как уберечься от римских карманников, читайте здесь.

  • Держитесь подальше от уличных торговцев, оккупировавших территорию возле Колизея, и ни в коем случае ничего у них не покупайте. Качество их товара оставляет желать лучшего, а цены завышены в несколько раз.

  • Наденьте максимально удобную обувь, чтобы ходить по неровным дорожкам и крутым ступенькам Колизея.

  • Прихватите бутылку воды, особенно если вы планируете детальное знакомство с амфитеатром. Даже весной и осенью в Риме может быть очень жарко. Не помешает заранее как следует подкрепиться и взять с собой легкую закуску, ведь бродить по Колизею можно несколько часов!
  • Меньше всего туристов и, соответственно, нет очередей в Колизее с ноября по февраль.

История

Любопытен тот факт, что замысел возвести настолько мощное сооружение появился у императора Веспасиана на фоне архитектурных роскошеств его предшественника. Нерон, которого свергли в 68 году нашей эры, оставил после себя неуместно шикарный Золотой дворец («Золотой дом» Нерона и ряд не менее дорогостоящих построек. Веспасиан и его соратники истратили несколько лет на то, чтоб привести имперские земли в порядок и восполнить казну, разоренную безрассудным Нероном.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Колизей, покупаем билеты заранее через Интернет здесь.

Строительство Колизея

Кроме государственных дел, новый император не оставил без внимания потребности римлян в культурных увеселениях. Просторный сад, с прудом, находящийся в столице, Веспасиан наказал преобразовать в новый центр общественной жизни — амфитеатр. Началом строительства принято считать конец 71 — начало 72 года нашей эры.

Плоская территория меж 3-я холмами Рима: Кайлием, Эсквилином и Палатином безупречно соответствовала этим целям. Настолько грандиозная стройка подразумевала огромные затраты: материальные и человеческие.

Не так давно закончившаяся война с иудеями наделила Веспасиана более 100 тысячами пленных рабов, а еще нужными средствами. Невольники трудились на добыче травертина и строительного камня в 20 милях от Рима под Тиволи, а еще тяжко работали, поставляя материалы в столицу.

Амфитеатр Colosseo соорудили в восточной части Римского форума к 80 году нашей эры. К данному моменту император Веспасиан скончался, отдав бразды правления своему сыну, Титу. Приемник и возвел Колизей в Риме, и отпраздновал окончание строительства пышной церемонией, освятил его родовым названием — Амфитеатр Флавиев.

Сооружение могло вмещать от 50 000 до 80 000 зрителей, располагая средним показателем — 65 000 посетителей. В Колизее проходили гладиаторские бои, бои с участием диких зверей, морские состязания, казни, воссоздание исторических сражений и даже театрализованные спектакли по мотивам античных мифов.

Ранние века

Colosseo быстро превратился в достопримечательность, потому Тит, его брат Домициан и очередные императоры Рима систематически были заняты совершенствованием постройки. В третьем столетии нашей эры амфитеатр сильно пострадал от пожара, потому Александр Север по факту восстанавливал сооружение.

В пятом столетии нашей эры великий Рим отступился от пантеона языческих богов, чтоб целиком обратиться к христианству. Сразу же император Гонорий Август ввел запрет на прохождение гладиаторских боев, как противоположных заповедям новой религии. Но Colosseo оставил за собой статус увеселительного заведения, предложив зрителям травлю диких зверей. В пятом столетии Италия была захвачена вест-готами, что привело к методичному разрушению Колизея.

Средневековье

В конце шестого века внутри Колизея было сооружено небольшое святилище, арена начала служить кладбищем, а в нишах и арках амфитеатра оборудовали торговые лавки и мастерские. Аристократическая семья Франджипани в 1200 получила постройку в свое полное владение и приступила к его фортификации.

В середине четырнадцатого столетия в Риме случилось мощное землетрясение, которое послужило причиной разрушения внешней южной стены Колизея. Начавшее обрушаться здание начали активно использовать для возведения средневековых храмов, замков, вилл, больниц и так далее. Особое усердие выказали средневековые зодчие, выдирая из каменой кладки бронзовые перегородки. Без дополнительной помощи, стены грандиозного Колизея начали рушиться намного быстрее.

Новое время

С шестнадцатого века храм получил большую власть над Колизеем. Папа Сикст V планировал возвести на территории античного памятника завод по переработке шерсти. А в семнадцатом столетие в Колизее возникло новое увеселение — бои быков.

В середине восемнадцатого столетия папа Бенедикт XIV объявил Колизей священным местом для католической церкви, раннехристианской святыней. В дальнейшем понтификат не раз пытался восстановить исторический памятник. На протяжении девятнадцатого столетия производились масштабные работы по раскопкам арены амфитеатра и усилению поврежденного фасада. Постройки получили современный вид во время правления дуче Муссолини.

Наши дни

В настоящее время Colosseo преобразовался в одну из наиболее известных достопримечательностей Рима. Каждый день в древнеримском амфитеатре и его окрестностях бывают множество путешественников, а ежегодный поток гостей – несколько миллионов.

Рекомендуется насладиться всей живописностью Колизея, встретив зарю во время необычной персональной экскурсии – лучше влюбляться в Рим в хорошей компании.

«Фишки» архитектуры Колизея в Риме

Огромное количество материалов было доставлено для сооружения здания: потребовалось 100 000 тонн травертина и 300 тонн железа. Чтобы сделать устойчивой такую огромную конструкцию, блоки и колонны крепили изнутри с помощью железных креплений и свинца очень изобретательным способом. Мы даже привели схемку для лучшего понимания.

  1. В базовом блоке подготавливалось небольшое квадратное углубление и маленькая канавка (scanalatura).
  2. В это квадратное отверстие вставлялось железное крепление пирамидной формы,  похожее на наконечник копья.
  3. Сверху накладывался другой строительный блок, а в канавку вливали расплавленный свинец, который мобилизовал железное крепление.

Таким образом, два блока больше не могли соскользнуть, но их можно было снять, при необходимости. Отверстия, которые сегодня видны на блоках – это результат попыток достать оттуда свинец и железо. Посмотрите внимательно на первое и второе фото в начале статьи:  дыры хорошо видны.

Римский Колизей сегодня. Фото подвальных помещений

Полы здания  были полностью покрыты красивыми белыми мраморными плитами. Чтобы не оставалось подтеков ржавчины  на этих плитах, римляне фиксировали их мраморными гвоздями.

К сожалению, именно эта технология и великолепные материалы стали причиной разрушения Колизея во времена средневековья. «Благодарные» потомки великих предков растащили материалы для строительства новых дворцов и храмов. Колизей стал каменоломней.

Секреты закулисья и спецэффектов в Колизее

Под ареной, засыпанной песком, было два подземных этажа. Там держали клетки со львами и гладиаторов. Хорошо видно на фото выше.

Как и во всех театрах, Колизей имел кулисы. Они были расположены по бокам сцены. Именно оттуда появлялись спецэффекты. Одним из наиболее интересных было внезапное появление на арене зверей и гладиаторов.

Лифты Колизея в Риме

Этот трюк был возможен благодаря системе лифтов. Их было 28. Лифт приводился в движение вручную и мгновенно шел вверх, благодаря тяжелому противовесу. Таким образом, внезапно поднималась дверца, и на арене в облаке пыли появлялись гладиаторы или хищные звери.

Места в римском Колизее отражали статус зрителей. Самые престижные были на нижнем этаже. До сих пор все еще можно увидеть красивые белые полы из мрамора Каррары и фонтаны для питьевой воды. Внутри римский Колизей имел хорошо организованную систему лестниц и проходов. Это позволяло избегать столпотворений. Публика могла покинуть здание всего лишь за несколько минут после окончания представления.

Интересные факты о Колизее

Любопытно, что:

  • имский Колизей находится с 1980 году в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году также вошел в список семи новых чудес света;
  • колизей использовался как бассейн, в нем проходили морские сражения в воде, но они не имели таких успехов как гладиаторские игры. Вода протекала через внутреннюю водопроводную систему. Чтобы заполнить всю арену, потребовалось около 7 часов;
  • на протяжении нескольких веков ботанические эксперты исследовали флору в Колизее. В развалинах есть более 350 видов растений, некоторые из которых имеют экзотическое происхождение и микроклимат амфитеатра благоприятствует их росту;
  • интересным фактом о Колизее является происхождение его названия. Многим нравится идея о том, что название «Колизей» произошло от огромной статуи Нерона -«колосса», по мнению некоторых она была высотой 30м подобна богу солнца и стояла рядом с амфитеатром. Другие просто считают, что это имя подчеркивает великий колоссальный размер цирка;
  • в обязанность общественных служб во время гладиаторских игр входило распыление легких ароматов роз, шафрана, корицы.

Как добраться до Колизея

Добраться до Колизея можно следующим образом:

на поезде:

от вокзала Термини можно легко добраться либо на метро (Линия В остановка Колизей), либо на автобусе No 75;

на автобусе:

Из любой точки Рима благодаря множеству линий, которые останавливаются прямо перед амфитеатром No 3,8,60,75,85,87,117,175,271,810.870;

на машине:

Рядом с амфитеатром есть платная парковка. Но надо помнить, что район очень загружен и найти парковочное место бывает трудно.

Часы посещения

Колизей открыт каждый день по следующей схеме:

  • 08.30 — 16.30 с последнего воскресенья октября по 15 февраля
  • 08.30 — 17.00 с 16 февраля по 15 марта
  • 08.30 — 17.30 с 16 марта по последнюю субботу марта.
  • 08.30 — 19.15 с последнего воскресенья марта до 31 марта
  • 08.30 — 19.00 с 1апреля по 30 сентября
  • 08.30 — 18.30 с 1 октября по последнюю субботу октября

Последняя запись за час до закрытия. Выходными считаются 1 января и 25 декабря. В эти дни Колизей не работает.

Стоимость билета

  • 12,00 €: полная стоимость
  • 7,50 € : для граждан Европейского Союза в возрасте от 18 до 25 лет
  • для всех граждан в возрасте до 18 лет

Полезно знать! Билет действителен в течение 2 дней (с первого использования), может использоваться до 31.12.2017 и разрешает въезд в Колизей, Римский Форум и Палатин.

Аудио и видео гиды на русском языке:

  • аудиогид стоит 5,50 евро и длится 1 час 10 минут.
  • видеогид стоит 6,00 евро, он длится 45 минутКолизей — это самые красивые руины Рима. И нет необходимости разбираться в архитектуре здания или его материалах, не надо быть опытным охотником, разбирающимся в играх гладиаторв, чтобы оценить его грандиозность. Это великолепное здание производит на людей колоссальный эффект.

Развлечения в Колизее

При императоре Домициане, внуке Веспасиана, в амфитеатре построили подземный этаж – гипогей с двухуровневой системой клеток и тоннелей, где содержались дикие животные и гладиаторы, помещения для раненых и умерших. Участники битвы и декорации поднимались на арену подъемными механизмами. Через скрытые люки в деревянном полу на арену неожиданно выпускали диких животных, что чрезвычайно нравилось толпе зрителей.

Ревущая толпа умоляла императора освободить самого храброго гладиатора. Если гладиатору вручался деревянный меч, то он становился свободным человеком и навсегда освобождался от сражений.

Утренние игры – бои с животными. Толпу зрителей в Колизее развлекали бестиарии – гладиаторы, обученные биться с дикими животными: носорогами и львами, леопардами, слонами и крокодилами, страусами и жирафами, дикими лошадями и зебрами, тиграми и медведями. Часто без оружия к битве с дикими животными приговаривали преступников и военнопленных.

Вечерние игры – бои гладиаторов. Битвы между гладиаторами готовили тщательно. Соревнующихся подбирали по весу, росту, опыту, боевому навыку и стилю борьбы. Здесь бились рабы и военные, пленники и преступники. Через «Ворота Триумфа» гладиаторы выходили на арену, через эти же ворота возвращались выигравшие сражение.

Победителей награждали медалями, записывая в очередном бою победу. Бывший воин, закончивший участвовать в битвах, получал пожизненную пенсию. Проигравших уносили через «Ворота Либитины», названные в честь богини смерти.

Зрителей Колизея, наслаждавшихся кровавыми зрелищами, нередко бросали на арену, если их поведение не нравилось правителю. Император Коммод сам участвовал в гладиаторских боях: жестокому правителю ничего не угрожало на арене, битвы подстраивались так, чтобы император побеждал, убивая противников под восхищенный рев толпы.

За 400 лет гладиаторских боев, проведенных на арене Колизея, убито 500 000 человек и 1 миллион диких животных, так что в Северной Африке исчезли слоны, а в Ниле перевелись бегемоты. Последние гладиаторские бои в Колизее состоялись в 405 году, к тому времени Колизей обветшал, а бои обходились дорого. Император Гонорий ввел запрет еще и потому, что они противоречили идеям христианства – религии империи. Инсценировка охоты на диких зверей продолжалась до 523 года.

Арена Колизея покрыта досками, которые при необходимости быстро убирались, чтобы организовать битвы с животными или морские сражения. Корабельные битвы устраивали в честь великих морских побед. Арену специально затапливали на один метр водой, которая поступала в амфитеатр по специальным каналам.

Интересные факты о Колизее в Риме

Об Амфитеатре Флавиев ходит немало слухов, легенд и мифов. Есть мнение, что такого древнеримского строения изначально не существовало, и появилось оно уже в эпоху позднего Средневековья. Возможно такая версия и имеет право на существование, но найти какие-либо подтверждения этому пока еще никому не удавалось. Да и труды древнеримских историков свидетельствуют в пользу строительства Колизея в I веке.

Арочные проемы Амфитеатра, Екатерина

Официальное название достопримечательности долгое время звучало как Амфитеатр Флавиев. Именно оно указано на монументальной каменной плите, размещенной со стороны фасада. По одной из версий, сооружение стало именоваться Колизеем по причине установленного рядом с ним огромного Колосса Нерона. Бронзовую статую переместили сюда с территории уничтоженного Веспасианом Золотого дома Нерона. Для избавления от ассоциаций, связанных с образом ненавистного императора-тирана, на Колоссе заменили голову и добавили к ней солнечную корону. Таким образом, гигантское бронзовое изваяние предстало перед римлянами в виде мифологического солнечного божества Гелиоса. В первой половине II века статую водрузили на постамент, который частично сохранился до наших дней.

В хронологических документах зафиксировано, что Колосс Нерона в 354 году еще находился на постаменте. Историки склонны думать, что он был разрушен варварами при разграблении Рима в 410 году, хотя факт землетрясения ученые не исключают.

Еще одна версия о названии достопримечательности связана языческим идолопоклонничеством. В течение долгого времени объект служил местом сборищ представителей магических сект. Каждому при входе в Колизей задавался вопрос — «Colis Eum?», что означало «Служите ли вы ему (дьяволу)?».

Сложно представить, что такое масштабное каменное сооружение возвели всего за 8 лет. Вырубка травертина за несколько миль от Колизея, перевозка огромных глыб на большое расстояние, их подъем на громадную высоту, строительство подземных коридоров. Но все трудности были успешно преодолены, и Амфитеатр Флавиев перешел в дар народу.

Колизей — это самая красивая из руин — там все дышит величием древнего Рима — Стендаль.

Знаменитые древнеримские арены мира

Тунисский Колизей в Эль-Джеме

El Jem, Tunisia

Одна из поздних арен Римской Империи, построенная в III веке нашей эры в колонии Тисдрум. В наши дни амфитеатр Эль-Джема даже снимают в кино в роли Римского Колизея. И это неудивительно: он возводился как копия своего «старшего брата», в слегка уменьшенном варианте. Конечно, африканский Колизей не дошёл до нас идеально целым, однако единогласно признается очень хорошо сохранившимся амфитеатром древнеримского периода.

Входные билеты: 8 динаров (~2,5 евро), право на фотосъемку + 1 динар (~0,3 евро).

Хорватский Колизей в Пуле

Flavijevska ul., Pula, Republika Hrvatska

Белокаменная арена I века нашей эры строилась для жителей древнеримской провинции Пола. А сегодня она является главной достопримечательностью хорватского города Пула. Современный репертуар Колизея весьма обширен: здесь проходят спортивные мероприятия, спектакли, музыкальные фестивали и концерты, опера и балет.

Входные билеты: взрослый — 70 кун (~10 евро), детский/студенческий — 35 кун (~5 евро).

За расписанием мероприятий Арены лучше следить на официальном туристическом сайте Пулы: pulainfo.hr/ru/events.

Французский Колизей в Ниме

Boulevard des Arènes, Nîmes, France

Амфитеатр появился в древнеримской колонии Неманус в I веке нашей эры, и с тех пор никогда не был заброшен. Сначала он традиционно использовался для гладиаторских боёв, а в смутные для Римской Империи времена превратился в крепость. В Средние века внутри образовался целый городок с собственным рынком и церковью. В XVIII веке постройки снесли и стали устраивать здесь лошадиные бега, корриду. А в наши дни на арене проходят музыкальные фестивали и концерты.

С расписанием музыкальных событий можно ознакомиться на официальном сайте: arenes-nimes.com/en/events.

До новых встреч!

Эта статья вам полезна? Поделитесь в соцсетях, чтобы не потерять:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector