Башня сююмбике в казани
Содержание:
- История башни Сююмбике: три легенды о строительстве
- История строительства
- Архитектура башни Сююмбике
- Символика форм
- Ясно-понятно. Что мы знаем о царице Сююмбике, которой хотят поставить памятник в Казани?
- Загадки и поверья
- Кто такая царица Сююмбике?
- Архитектура
- Когда появилась башня?
- Легенды
- Легенда о башне Сююмбике
- История
История башни Сююмбике: три легенды о строительстве
Общая высота башни Сююмбике в Казани составляет 58 метров. Для XVII века постройка довольно внушительная. Историки считают, что башня возводилась для охраны территории и размещения дозорных. Самая распространённая легенда башни Сююмбике посвящена ханской царице Сююм. Будучи регентом, она правила от имени своего сына долгие годы. Во время царствования Сююм отменила ряд налоговых сборов для ремесленников и крестьян. За добрый нрав и разумное владычество местные прозвали царицу Сююмбике — «любимая госпожа». В её честь и возвели башню из красного кирпича.
Башня на гравюре Э. Турнерелли начала XIX векаЦарица Сююм
Другая легенда звучит романтичнее. Считается, что именно царица Сююмбике стала причиной похода Ивана Грозного на Казань. Однажды увидев царицу, Иван IV влюбился в неё и решил завоевать вместе с городом. Понимая, что война с Россией сильно ударит по Казани, Сююм решила схитрить. Девушка поставила Ивану Грозному условие: она выйдет за него замуж, если он за семь дней построит башню. Да не простую башню, а такую же стройную и красивую, как сама Сююм. Царь своё слово сдержал. Согласно легенде, каждый день возводился новый ярус башни. В итоге здание было закончено в срок. И тогда царица поднялась на самую высокую точку башни и бросилась вниз.
Про башню Сююмбике ходит много слухов. Некоторые убеждены, что здание представляет собой мавзолей и было построено по приказу царицы Сююм. Женщина возвела башню в память о любимом муже Сафа-Гирее. Его останки до сих пор замурованы в одном из подвалов Сююмбике, но где находится этот склеп — никто не знает.
История строительства
История возведения башни имеет больше вопросов, чем ответов. Это объясняется тем, что архивные документы были уничтожены при захвате Казани. Более поздние планы и чертежи сгорели во время пожара, поэтому точно установить время возведения достопримечательности невозможно. Можно оперировать некоторыми данными:
- План 1717 года отражает это сооружение. Значит, падающая башня построена раньше.
- Адам Олеариус посетил Казань в 1638 году. Он подробно изучил город и составил план: на нем никакой башни нет. Значит, она была построена позднее.
- Однако, проведенные археологами исследования, показали, что здание возвели в период с 1645 по 1650 годы.
И нет никаких данных о том, кто проектировал сооружение, было ли оно построено по приказу местных воевод или самого царя.
Архитектура башни Сююмбике
После того как было закончено строительство башни, она начала падать на восток, однако это не было так задумано архитекторами, а просто были ошибки при её строительстве. И увидели это не сразу, а только в начале XX века. И в 1930 году наклон башни равнялся уже один метр 28 сантиметров.
В архитектуре башни Сююмбике совмещены традиции татарского, и русского зодчества. Некоторые называют ее копией Боровицкой башни Московского Кремля, кто-то и видит в ней очертания башни Казанского вокзала. Архитектор Щусев, когда проектировал вокзал, позаимствовал силуэт башни Сююмбике как прототип, и в Казани башню замерили и зарисовали во всех подробностях.
Башня Сююмбике это семиярусное сооружение, которые сделано из красного кирпича и имеет широкие арки и ворота у основания. На вершине находится золотой полумесяц, наверх его водрузили туда только в 1993 году. До 1918 года на шпиле был двуглавый орёл, и только потом его заменили на полумесяц.
А кто же такая эта Сююмбике, и почему башню стали так называть. Сююмбике узнаваемая и известная личность в истории Казанского ханства. Она является праправнучкой Едыгея, который был основателем династии, которая возглавляла знаменитую орду, и она приходится дочерью бию Юсуфу. Это уже делает ее знаменитой принцессой, однако Сююмбике также была женой трех казанских Ханов. Сначала мужем был Джан Али, за которого её отдали, когда ей было 12 лет.
В дальнейшем отец нашёл ей второго мужа Софа-Гирея. Он возглавил Казанское ханство и женился на Сююмбике, она была его пятой супругой. После того, как он умер, именно царевна стала править ханством, потому что в это время их сын и наследник был еще маленьким. В третий раз ее выдали замуж против её воли в 1553 году за Касимского правителя Шах Али.
Как видим, башня Сююмбике находится на территории Казани, ее невозможно не заметить, она очень красивая высокая и выделяется на фоне сооружений. Разные легенды и тайны, которые окружают её строительство, выделяют башню Сююмбике и делают одной из самых популярных достопримечательностей Казани и своеобразным символом города.
Символика форм
Суммируя сказанное, можно констатировать присутствие на фасадах и в силуэте башни Сююмбике мотивов казанско-татарской традиции, механизм появления которых на русском оборонительном сооружении 1 трети 18 века нуждается в специальном разъяснении.
Использование в новом сооружении элементов татарской архитектуры, возможно, служило задаче символизировать идею Царства Казанского (так называлась присоединенная к России территория вплоть до начала 18 века), только что переименованного в Казанскую губернию в образе надвратной башни оберкомендантского дома, под российским управлением (двуглавым орлом). Следует сказать, что воплощение такой идеи в виде стилизации некоторых элементов башни «в татарском духе» выглядит вполне логичным. В их число могли войти как цитаты с фасадов реальных памятников (трехчетвертные колонны, «сталактитовые» капители, ячеистые консоли), так и чисто ассоциативные мотивы, вносящие в образ сооружения воспоминания о татарских прототипах (вытянутость силуэта, минаретоподобное завершение). Особенно интригует выбор места на панораме Кремля, габаритов и типологическое подобие сооружения, фактически повторившие спустя столетие архитектуру Сары Капка. Не думаю, что причиной этого стало сохранение в целом или руинированном виде остатков Сары Капка, вновь восстановленных в 18 веке, на чем настаивает Г.Айдарова-Волкова. Правда, в этом случае сооружение либо попало бы в описание Писцовых книг, либо было бы отмечено местными краеведами. И, самое главное, комплекс «башня-церковь Введения», относись он к татарскому времени, не накрыл бы собою некрополь Казанских ханов 15-16 вв. Более вероятно, что Сары Капка и некоторые другие сооружения Арка были запечатлены кем-то из казанцев (на бумаге или живописно, — например, на иконе) до их исчезновения и воспроизведены при строительстве башни оберкомендантского дома. Большие пожары 1749, 1770 и 1815 гг., уничтожавшие всю Казань, погубили множество документов, — в числе которых, возможно, были и эти изображения. Так или иначе, упомянутые архитектурные детали на фасадах башни Сююмбике говорят нам о существовании реальных прототипов, они не являются чьей-то фантазией и могут быть причислены к вновь выявленным чертам средневекового татарского зодчества.
Ясно-понятно. Что мы знаем о царице Сююмбике, которой хотят поставить памятник в Казани?
С конца XV века вопрос о том, кто будет возглавлять Казанское ханство, был предметом противоборства двух политических группировок. Одна ратовала за крымских ханов и независимость от Москвы, другая выступала за сближение со столицей. Их конфликт часто приводил к вооруженным столкновениям — то Москва шла войной на Казань, то наоборот.
Промосковские силы были представлены князем Булатом Шириным и ханбикой Гаухаршад (она, кстати, была из древнего рода казанского хана Улуг-Мухаммеда). Ведомые князем Василием III, в 1531 году они изгнали с казанского престола крымского хана Сафа-Гирея и назначили на его место малолетнего касимовского царевича Джан-Али. Фактическое управление государством перешло в руки Гаухаршад, которая в 1532 году женила его на 12-летней Сююмбике. Та была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, а ее прапрапрадед Едигей в XV веке основал Ногайскую Орду.
Брак по расчету не складывался, казанская верхушка вновь взбунтовалась против Москвы. В 1535 году «москвича» Джан-Али свергли и убили. Место Джан-Али снова занял проказанский хан Сафа-Гирей, а Сююмбике стала его пятой женой. По мнению татарского историка начала ХХ века Хади Атласи, царица вышла замуж добровольно. Сафа-Гирей скончался в 1549 году, престол унаследовал их двухлетний сын Утямыш-Гирей, при котором Сююмбике стала регентшей. У Сафа-Гирея были дети и постарше, но главного претендента на трон — Булюка Герая, проживавшего в Крымском ханстве, — не отпустил крымский правитель Сахиб I.
Историк Николай Карамзин упоминает о связи Сююмбике с крымским уланом Кощаком (Кучаком), которому посвящена глава исторической повести «Казанский летописец» с красноречивым названием «О любви блудной со царицею улана Кощака». Но другие историки ставят под сомнение существование этой связи.
Сююмбике правила до 1551 года, пока давление Москвы на казанскую знать не стало настолько велико, что те согласились выдать ее царю Ивану IV Грозному. Сююмбике отправили сначала в Свияжск, потом в Москву и, наконец, в Касимов, где ее выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Ее сын Утямыш-Гирей остался на воспитание при Иване Грозном, его крестили в Москве под именем Александра Сафакиреевича. В Казани же стал править не московский ставленник, а вызванный казанцами астраханец Ядыгар-Мухаммед. Он стал последним казанским ханом — в октябре 1552 года город взяли войска Ивана Грозного.
Шах-Али не раз появлялся в истории Казани. В 1519 году промосковские силы во главе с Булатом Шириным посадили его на казанский престол. С ним же в Казань прибыл русский посол Федор Карпов, который не устроил казанцев, из-за чего в 1521 году новоиспеченного хана свергли. Позже он недолгое время правил Каширой и Серпуховом, после чего его уличили в связях с Казанью и сослали в Белоозеро. Затем хана простили и отправили в Касимов. Шах-Али несколько раз ходил с войском на Казань в русско-казанских войнах. В том числе он участвовал во взятии города Иваном Грозным.
Кроме того, Шах-Али был братом Джан-Али — первого супруга Сююмбике. Она могла стать женой Шах-Али еще в 1535 году — для отца Сююмбике была инструментом политической борьбы, поэтому, чтобы наладить отношения с русскими правителями после смерти Джан-Али, Юсуф хотел выдать Сююмбике за его брата.
Точная дата кончины царицы неизвестна, историки сходятся на том, что, скорее всего, она ушла из жизни в 1557 году. Место ее захоронения не установлено. Последний раз Сююмбике упоминается в источниках в январе 1554 года: тогда Иван Грозный хотел убедиться, что Сююмбике находится в здравии, и рекомендовал Шах-Али принять в Касимове своего посла Юнуса. Сам Шах-Али умер в 1566 году, он погребен в Касимове. В том же году скончался сын Сююмбике Утямыш-Гирей, его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.
Загадки и поверья
Многие историки и даже экскурсоводы задаются вопросами, на которые в данный момент невозможно найти ответ. Это вызывает повод для различных дискуссий и споров, которые не оканчиваются в течение нескольких лет. Вот лишь наиболее интересные загадки, которые подкрепляются достоверными фактами, а также одно интересное поверье:
- Точный год строительства остается неизвестным. В одних летописях сказано, что годом постройки башни является 1552-й. Однако в документах, которые частично уцелели при пожаре башни в 1777 году, написано, что башня была возведена в 1557 году. Вполне возможно, что некоторые ученые неправильно трактовали написанную и обгоревшую информацию. Однако факт остается фактом — точных сведений о том, когда именно была возведена башня, до сих пор нет.
- Архитектура XVII века. У многих специалистов вызывает вопросы тот факт, что архитектура постройки взята из XVII или даже начала XVIII века. Можно сказать, что причина тому кроется в неоднократных разорениях постройки и пожарах, которые на ней происходили. Однако это все равно не отменяет того факта, что даже фундамент был возведен по той технологии, которая должна была появиться лишь в начале XVII века.
- Некоторые из туристов верят, что если они загадают желание, стоя у подножия башни, то оно обязательно сбудется. Причиной такого поверья стала легенда, с которой связано строительство башни. По одной из версий, сооружение было возведено в честь самой царицы, заявившей, что выйдет замуж за хана только в том случае, если тот построит башню, которая будет олицетворять ее красоту и стройность фигуры. С тех пор некоторые люди считают, что эта постройка действительно исполняет желания. Поэтому посетить достопримечательность можно и для того, чтобы проверить достоверность этой теории.
Несмотря на то что о строительстве сооружения толком ничего и неизвестно, эта достопримечательность все равно привлекает к себе внимание туристов. Скорее всего, люди просто хотят узнать информацию от тех, кто работает в здании
Вот только это не дает 100% гарантии, что они окажутся правы. Ведь даже ученые умы уже несколько столетий ломают голову над тем, что произошло при строительстве. Хотя все может измениться уже через несколько десятков лет, когда на поверхность всплывут новые факты, ранее неизвестные человечеству.
Кто такая царица Сююмбике?
Надо сказать, что название «Башня Сююмбике» далеко на сразу закрепилось за башней, впервые в литературных источниках оно появилось в 1832 году. А до этого имела множество названий: и «Татарская», и «Дозорная», и «Древняя», и даже «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь». Кто же такая Сююмбике? И почему в ее честь назвали башню в Казанском кремле, проспект в Набережных челнах и огромное количество улиц в разных городах и селах Татарстана?
Царица Сююмбике
Сююмбике — одна из самых узнаваемых и известных личностей в истории Казанского ханства. Во-первых, она прапраправнучка Едигея, основателя династии, которая впоследствии возглавила знаменитую Ногайскую орду и дочь бия Юсуфа. В принципе, одного этого факта ее биографии хватило бы для того, чтобы войти в историю, но это еще не все. Сююмбике была женой трех казанских ханов. Первым мужем стал Джан-Али, за которого ее выдали в возрасте 12 лет, но семейная жизнь не сложилась и, во многом благодаря связям отца, был найден второй муж.
Тут надо сказать, что Джан-Али не устраивал не только юную царевну, но и власти, поэтому ему на смену был поставлен Сафа-Гирей. Вместе с Казанским ханством он получил и Сююмбике, которая стала его пятой супругой. После его смерти царевна фактически правила ханством, так как их сын и наследник был несовершеннолетним. Третий брак случился против ее воли — в 1553 году она стала супругой касимского правителя Шах-Али.
Башня Сююмбике в Казани
Но полюбил народ Сююмбике не за удачные замужества и знатное происхождение. Во времена своего недолгого правления царица отменила ряд довольно жестких налогов для крестьян, мелких ремесленников и торговцев, за что они прозвали ее «любимой госпожой» и «крестьянской царицей».
Редкий турист уходит от башни без фото
Нельзя не сказать и о том, что знаменитая дворянская фамилия Юсупов, берет свои корни из рода Сююмбике. Ее сын Утямыш-Гирей был отправлен в Москву и крещен под именем Александр Гиреевич Юсупов. Именно его могилу можно увидеть в Архангельском соборе Московского кремля.
Архитектура
Это сооружение напоминает Эйфелеву башню в Париже: оно тоже является эмблемой столицы, Казани. Одновременно постройка относится к типу падающих башен, как и Пизанская. А однозначно определить архитектурный стиль достаточно сложно: традиции русского зодчества тесно оплетены татарскими мотивами. Основные элементы конструкции подробно описаны исследователями:
- В качестве фундамента строители применили столбы из дуба. Со временем, под тяжестью сооружения они погрузились на 2 метра.
- Цемента тогда не знали: его роль в скреплении кирпичей исполнил известковый раствор.
- Грани ярусов смягчены валиками из красного кирпича. Эти элементы конструкции препятствуют ветровой эрозии.
- Нижние 3 яруса имеют кубическую форму. В них устроены гульбища с бойницами: это особенность русских дозорных башен. Следующие 4 в сечении имеют восьмиугольники. Последний ярус – дозорная вышка.
- Оканчивается конструкция шпилем с полумесяцем, эмблемой мусульман. Вряд ли он был в момент постройки.
- Впечатляет размер строения: от уровня земли до шпиля 58 метров. Для предполагаемого времени возведения высота значительная.
Татарские элементы прослеживаются в орнаментах, плетениях решетки, декоративных вставках. Они выгодно разбавляют строгий московский стиль.
Когда появилась башня?
Многих интересует, когда возникло это сооружение — башня Сююмбике. В письменных источниках пока информации об этом не обнаружено. Но если внимательно взглянуть на другие документы: планы и изображения Кремля 17-18 веков, то туман быстро рассеивается.
Таблица 1 |
Удивительным образом художники разных эпох облюбовали одно и то же место для того, чтобы оставить потомкам эффектный вид Казани и Кремля во всей ее красе. Оно примерно соответствует сегодня южной оконечности Кировской дамбы. Наверное, на этом месте находилось тогда что-то возвышавшееся: может быть, холм или какое-то строение. Так или иначе, нам эти люди предоставили уникальную возможность наглядно проследить с одной точки эволюцию силуэта крепости на протяжении последних 400-500 лет ее существования. Сведя воедино в сопоставительной таблице виды Кремля, запечатленные художниками разных эпох, удалось воочию увидеть, как появляются и исчезают целые комплексы и отдельные сооружения (табл.1)
При сопоставлении панорам в едином масштабе хорошо видно, как в 17 веке (рис.Н.Витзена) возникают комплексы Благовещенского собора, Троицкого и Спасо-Преображенского монастырей и пропадает комплекс Ханского двора. В 18 веке (рис.Леспинаса) появляется комплекс башни Сююмбике и Введенской церкви, монументальная Сергиевская церковь. В 19 веке (рис.Е.Корнеева) Троицкий монастырь исчезает.
Этот вывод подтверждают и археологические исследования: севернее башни, у самого ее подножия в 2000 году были обнаружены фундаменты знаменитой Хан-джами. Как выяснилось, здание было возведено в 15 и разрушено только в конце 17 — начале 18 вв., что соответствует и данным Писцовых книг 16-17 вв., где упоминается «мечеть у Царева двора». Судя по всему, мечеть использовалась в хозяйственных целях и была разобрана при строительстве комплекса Оберкомендантского дома, причем минарет ее оказался под башней Сююмбике (если не был вмурован в толщу ее северного пилона).
Интригующим моментом этих преобразований является то, что комплекс оберкомендантского дома (а на наиболее ранних планах города ХYIII века башня Сююмбике показана как въезд во двор именно оберкомендантского дома!), несмотря на замену всех зданий на новые, сохранил предшествовавшую ему функциональную структуру, градостроительную композицию, традиционный силуэт. На месте Ханского дворца встал дом оберкоменданта, на месте Ханской мечети — церковь Введения, между ее минаретом и главными воротами дворца — высокая надвратная башня. Таким образом, в северной части крепости, спустя 150 лет наблюдалось, можно сказать, буквальное воспроизведение градостроительной идеи времен ханской Казани!
Фото №18522. Башня Сююмбике
Легенды
Башня Сююмбике изначально была дозорной, расположенной на въезде во двор комендантского дома – бывшего Ханского дворца. Название башни связано с именем знаменитой царицы Сююмбике, а о самом архитектурном памятнике сложилось много легенд.
Самая популярная – о строительстве башни по просьбе Сююмбике – известна каждому жителю Казани. Легенда гласит, что после завоевания города Иван Грозный пожелал, чтобы Сююмбике стала его женой.
Царица понимала, что в случае ее неповиновения татарский народ будет истреблен, но и покориться воле русского царя не могла. Поэтому она поставила завоевателю условие – за семь дней построить башню из семи ярусов, такую же стройную и красивую, как сама царица.
Когда ее желание было исполнено, Сююмбике поднялась на самую вершину башни и спрыгнула вниз.
Архива документов со времен Казанского ханства не сохранилось, а градостроительные планы города XVI-XVII века уничтожены при московском пожаре 1701 года. Эту красивую легенду развенчивают современные теории о времени возведения башни, основанные на исследовании фундамента. Выяснилось, что лишь местами он достигает слоя культурных отложений времен ханства. Большая часть фундамента проникает в слои, соответствующие более поздним периодам, чем завоевание Казани.
К тому же, на рисунках многих иноземных путешественников, посещавших Казань в XVII веке, изображение башни отсутствует. Да и на плане города знаменитое нынче сооружение появилось только в начале XVIII века. А еще, существует документальное подтверждение тому, что царица Сююмбике дожила до старости и умерла в городе Касимов.
Другая легенда менее романтична – башня была построена по приказу самой Сююмбике в честь ее умершего мужа. Эту версию подтверждают фрагменты древнего фундамента. Но только в той части, что башня Сююмбике построена на месте другого сооружения времен Казанского ханства.
Легенды о башне Сююмбике содержат некоторые исторические факты, но совершенно далеки от реальности. Большинство же исследователей придерживаются мнения, что первая башня, которая находилась на месте современной, была деревянной постройкой, возведенной в XI-XV веках. Каменная же была возведена в XVII веке на ее месте.
Легенда о башне Сююмбике
Сююмбике часто сравнивают с Пизанской (и мы тоже это сделали во вступлении), правда казанская башня выше на два метра, да и моложе не несколько веков. Если по первому пункту возражений нет, то по второму иногда возникают споры, ведь точная дата ее строительства неизвестна, и именно с историей постройки связана самая главная легенда о Сююмбике. Согласно ей, после взятия Казани русский царь Иван Грозный въехал в город и был сражен красотой татарской принцессы Сююмбике. Она покорила его настолько, что ему захотелось взять ее в жены.
Татарская царица поставила жесткий ультиматум: он должен был построить высокую башню за семь дней, иначе она отказывается выходить за него замуж. Сказано — сделано! Спустя семь дней башня была построена, девушка поднялась на седьмой ярус, чтобы попрощаться с Казанью перед отъездом в Москву, но вместо этого бросилась вниз и… не погибла, а превратилась в лебедя и улетела. Впрочем, есть и версия, что она разбилась, выбрав смерть вместо замужества. Но это лишь легенда, официальных подтверждений которой, конечно же, не существует.
Башня Сююмбике
История
Строительство
Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые — относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).
Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.
Предположения о существовании башни в ханский период
К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин.
Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь.
Версии о возведении башни в русский период
В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева, башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами.
При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:
Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса, посетившего город в 1638 году, башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария» 1692 года.
Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).
Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл.
В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами.
Навершие
Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году.
Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.
В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани:215. Тогда же на ней российский герб заменили на полумесяц.
В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.
В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.
Башня является проездной, так как в нижнем ярусе — сквозной проезд, перекрытый распашными воротами.