Сколько федеральных округов в россии в 2019 году

Округа РФ

С учетом всех преобразований их количество на 2019 год равно 8. Ни субъектами, ни другой конституционной частью административно-территориального деления страны они не являются.

Состоят преимущественно из областей, краев и республик, а также административных округов. В каждом ФО есть город-центр. В нем находится Полномочный представитель главы страны, его аппарат и управления федеральных ведомств.

ППП России в ФО – сотрудник президентской администрации. Он только представляет первое лицо страны в округе, не имея при этом никаких конституционных полномочий. Его компетенция – надзорно-контрольные функции.

Таблица 1. Характеристики округов

ФО Площадь, тыс. кв. м Численность , тыс. чел. Центр
Центральный 650,2 39 378 Москва
Северо-Западный 1687,0 13 972 Санкт-Петербург
Южный 447,8 16 455 Ростов-на-Дону
Северо-Кавказский 172,4 9 867 Пятигорск
Приволжский 1 037,0 29 397 Нижний Новгород
Уральский 1 818,5 12 350 Екатеринбург
Сибирский 4 361,7 17 173 Новосибирск
Дальневосточный 6 952,6 8 189 Владивосток

Самый многонаселенный – Центральный ФО. Здесь проживает 26,8% от общей численности россиян.

Крупнейший по площади – Дальневосточный ФО. На его долю приходится 40,6% всей территории страны.

Единственный, почти полностью состоящий из национальных республик, – Северо-Кавказский ФО.

Читайте подробно о национальном составе РФ

График 1. Распределение долей ФО в численности населения и территории, в %

«Суть образования федеральных округов не в укрупнении регионов…, а в укрупнении структур президентской вертикали в пределах территорий» (В.В. Путин).

Может показаться, что в дальнейшем их существовании отпала необходимость. Это не так. Назначение территориальных образований «в стабилизации федеративных отношений, сбалансированности проводимой политики центральной власти с учетом интересов и потребностей (в той или иной степени) регионов».

Функции представителя

Стоит отметить, что никаких конституционных полномочий для представителя Президента в ФО не предусмотрено. Он является просто работником администрации Президента и его представителем. Вне зависимости от того, какой федеральный округ представляет тот или иной представитель, его функции следующие:

  1. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти (в пределах своего округа).
  2. Сотрудничества с межрегиональными ассоциациями и разработка программ экономического и социального развития регионов.
  3. Организация эффективного взаимодействия органов исполнительной власти с представителями местного самоуправления, общественными и религиозными группами, политическими партиями и органами государственной власти.
  4. Участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Слежение за исполнением законов, распоряжений и указов Президента, постановлений Правительства, реализацией федеральных программ.

Естественно, все эти функции возлагаются на представителя, который может действовать только в территориальных рамках округа. То есть представитель Центрального федерального округа может лишь сотрудничать с представителем другого округа, однако принимать непосредственное участие в жизни его региона он не может.

Часто имеют место противоречия между регионами и центром, однако благодаря делению страны на округа острота этих противоречий существенно снизилась.

Произвол регионов

Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.

Также стоит учитывать межэтнические конфликты и агрессивные планы зарубежья по дроблению и разрыву экономических связей между отдаленными регионами и центральными. В результате назрел вопрос о создании новой формы государственного управления на федеральном уровне. Так в крупных административно-территориальных образованиях (в федеральных округах) появились полномочные представители государственной власти, что не противоречит Конституции.

Недостатки

Некоторые эксперты считают, что деление на ФО – это способ сделать Президента более доступным для граждан. И хотя для этого потребовалось введение дополнительного звена, это немного помогло, так как в регионах представителя Президента ранее не было.

С другой стороны, подобное нововведение требует дополнительных государственных расходов, так как на содержание представителей в округах и их аппаратов требуется финансирование. Также важным маркером является тот факт, что результаты деления страны на регионы не сильно афишируются, из-за чего многим гражданам до сих пор непонятно, для чего подобное деление было осуществлено. Также это наталкивает на определенные мысли по поводу неэффективности внедрения подобной идеи.

Из истории

Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.

Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.

Что это – федеральные округа простыми словами?

Если очень сильно обобщить, то страну поделили на 9 больших кусков с целью обеспечить более удобное и эффективное управление регионов. Каждый «кусок» является федеральным округом, который имеет свой центр (крупный город). В этом городе есть представитель Президента со своей структурой, задача которого заключается в том, чтобы следить за выполнением указов Президента и распоряжениями Правительства. В теории это обеспечивает более эффективное выполнение регионами указов Москвы, а также способствует росту социального и экономического развития, хотя ощутить на себе работу нового аппарата каждый отдельный житель вряд ли способен.

История изменений и их политические причины

Указом от 13.05.2000 г. №849 в стране создается институт полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе и сами территориальные образования. Тот первый состав мало чем отличается от нынешнего.

Для чего это было нужно? Крах СССР и последующий затем конфликт федерального и регионального законодательства, привели практически к неуправляемости субъектов из столицы.

Справочно! На сегодня в России насчитывается 85 регионов

Страна реально оказалась на грани распада. В этой ситуации президент РФ не нашел иного выхода, как воссоздать межрегиональное управление, где действует четкая и жесткая схема соподчинения.

Полпред «первого призыва» в СФО Леонид Драчевский в интервью РИА Новости говорил:

«Федеральные округа предотвратили развал страны. … Мы были в очень непростых условиях по всем направлениям. Это было абсолютно оправданное и необходимое решение со стороны федеральной власти, президента, оно позволило упорядочить систему управления. Страна ходила по опасной границе… Надо было действовать быстро, эффективно, чтобы народ почувствовал, что есть такие силы, которые могут защитить».

Главная задача для этих семи представителей в ФО заключалась в том, чтобы законодательство в регионах привести в соответствие с федеральным. Потому что разногласия были недопустимые.

Начинает выстраиваться четкая трехуровневая система административного контроля. Количество округов в РФ изменялось не единожды, это было связано и с политическими событиями, и с географическим удобством. Нормативно-правовая база таких изменений представлена широким спектром федеральных законов. (Kjuristu)

Хронология:

  • №1149 от 21.06.2000 г. Северо-Кавказский переименовали в Южный ФО.
  • №82 от 19.01.2010 г. Из ЮФО выделяется СКФО. Их стало 8.
  • №168 от 21.03.2014 г. создается 9-й по счету Крымский ФО, в состав которого вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь, присоединённые к России.
  • №375 от 28.07.2016 г. КФО упразднили. Он вошел в состав Южного ФО. Округов снова 8.
  • №632 от 3.11.2018. из Сибирского ФО вывели Бурятию и Забайкальский край и включили в Дальневосточный ФО.
  • №716 от 13.12.2018 г. Центр ДФО перенесли во Владивосток.

Благодаря созданной системе власти был укреплен контроль центра над регионами, при этом не нарушены Конституционные нормы. Региональное и федеральное право приведено в полное соответствие.

Интересная статистика! Из России в 2018 г. эмигрировало 440 тыс. человек

Необходимость

Развитие экономики России очень тесно связано с историческими, природными и региональными особенности этой страны. Здесь огромнейшая территория и большие запасы природных ресурсов, большинство из которых могут оставаться до сих пор неизведанными. Следовательно, роль централизованного управления власти всегда была высокой. Кроме границ и центра, также необходимо иметь ячейки для управления на всем пространстве страны. Учитывая очень большое количество регионов, а также их стремление к расширению суверенитета, что ослабляет власть, было принято решение создать отдельные центры управления регионами, которые руководились бы непосредственно Москвой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector