Пушкин. екатерининский дворец

Содержание:

Внутренние помещения Екатерининского дворца (музеи)

Во дворце можно посетить некоторые помещения — музеи: залы Екатерининского дворца, дворцовую церковь, мемориальный музей-лицей и временные выставки. Посещение каждого из музеев возможно за отдельную плату.

Залы Екатерининского дворца

При посещении залов Екатерининского дворца гости, в составе экскурсии, могут прогуляться по восстановленным залам бывшей императорской резиденции, при этом узнать историю дворца и увидеть некоторые предметы декоративно-прикладного искусства, мебель и произведения скульптуры и живописи, посуду, украшения и пр., расположенные в залах музея-дворца.

Также можно прогуляться по дворцовым залам с аудиогидом, который можно скачать на телефон, или взять в аренду в вестибюле (на первом этаже) дворца. На первом этаже дворца также находятся: кафе, туалеты, гардероб, места для отдыха.

Музейные залы дворца расположены на втором этаже.

В числе дворцовых залов есть великолепные парадные залы, украшенные зеркалами, паркетом, лепниной, «золотом» и росписью; а также парадная лестница, янтарная комната, портретный и картинный залы, кабинеты, столовые, гостиные, личные покои императорской семьи, служебные помещения и Малая анфилада, где размещена постоянная выставка «Романовы в Царском Селе». Подробнее о залах Екатерининского дворца с фото и маршрутами по залам…

Дворцовая церковь

Церковь Екатерининского дворца (Воскресения Христова), которая являлась домовым храмом Романовых, была заложена 8 августа 1745 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.

Экстерьер церкви выполнен в характерном светском и едином стиле со всем Екатерининским двором. На фоне общего внешнего облика дворца церковь выделяют пять золоченых куполов. Церковное назначение строения также выделяет символика, украшающая флигель: фигуры ангелов, головы херувимов.

Интерьер церкви ослепительно нарядный и сегодня это отдельный музей дворцового ансамбля (вход платный, со стороны Садовой улицы). Подробнее о Дворцовой церкви…

Мемориальный музей-лицей

Мемориальный музей-лицей находится в стенах бывшего Императорского Царскосельского лицея, в котором с 1811 по 1817 годы воспитывался Александр Сергеевич Пушкин.

Музей воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты I выпуска.

На основе архивных материалов были восстановлены Большой зал, Газетная комната, библиотека, учебные классы, некоторые спальни воспитанников, а также квартира гувернера и учителя рисования С.Г. Чирикова. Все эти помещения можно посетить в музее-лицее. Подробнее о мемориальном музее-лицее с фото…

Исторические сведения

В период строительства города на Неве, в 1710 году, Екатерина I получила в подарок селение, в котором уже в 1717 году активно началось строительство. Руководил работами архитектор И. Ф. Браунштейн. В Царском селе это было первое каменное здание той поры. После окончания строительства здание так и называли — «каменные царские палаты».

Иоганн Фридрих также занимался строительством комплекса архитектурных сооружений Петергофа. В это время царский дом был небольшим, имел два этажа в голландском стиле. Уже в конце лета 1724 года дворец был возведен. В честь окончания работ было организовано торжество, даже салютировали трижды 13 пушек. Присутствовал на празднестве сам император Петр I. На то время в здании насчитывалось всего 16 комнат (светлиц).

Царское село — отзыв

Есть несколько советов для всех, кто решил посетить Царское село в Санкт-Петербурге. Если ваша поездка совпала с туристическим сезоном, а это май-сентябрь, то будьте готовы к огромному количеству народа. Как уже было сказано выше, Царское село одна из самых посещаемых достопримечательностей северной столицы. Посетители здесь самые разные и не только наши соотечественники, но и много иностранцев, причем делегации из Китая весьма многочисленны. Поэтому если у вас есть желание погулять не Только по Екатерининскому парку, но и посетить сам Екатерининский дворец, вам следует приехать сюда рано утром и захватить с собой бутерброды, потому что стояние в очереди и прогулка по парку могут растянуться на весь день.

Что же касается лично нас, дорога из Санкт-Петербурга совершенно не утомительна. Утомляет только большое количество людей. Но и здесь не все так плохо, большие скопления только у самого Екатерининского дворца (очередь во дворец) и на Камероновой галерее. Остальной парк почти пуст, поэтому по нему будет комфортно гулять даже в самый час пик и в самый сезон. Что же касается входа во дворец, если вы все-таки намереваетесь попасть внутрь, будьте готовы выстоять 2-3 часовую очередь. Но на этом неудобства не закончатся. Из-за большого потока туристов вам не дадут свободно прохаживаться по залам дворца. Экскурсия очень лимитирована по времени, а Янтарную комнату вы посмотрите почти не останавливаясь. Так что если вы все же хотите увидеть легендарную Янтарную комнату, запаситесь терпением.

Это интересно

Изюминка любой экскурсии — это всевозможные интересные факты, которые уводят в сторону от скучных цифр и сухого перечисления исторических событий. У каждого дворца есть свои «зацепки», и большой Екатерининский особняк не стал исключением. Познавательно будет узнать, что:

  • Понятие сусального золота было придумано не каким-нибудь именитым архитектором или мастером или зодчим, а простым крестьянином из подмосковного села Покровского. Именно он впервые изготовил тонкие золотые листки, равные по толщине с папиросной бумагой. Звали народного умельца Семен Сусальщиков, отсюда и название его изобретения.
  • Техника покрытия сусальным золотом активно применяла при отделке наружных интерьеров и экстерьера дворца. В работу ушло более 6 пудов червонного золота или, если перевести на современный счет — порядка 100 килограммов.
  • В 1887 году Царское село стало первым городом Европы, где заработала полноценная электростанция. Причем это знаковое событие произошло на 10 лет раньше, чем в самом Петербурге. Улицы освещали 120 фонарей, а непосредственно на территории Екатерининского дворца было установлено 7 фонарных столбов. Дизайном уличных канделябров занимался итальянский архитектор Сильвио Данини.
  • Первые автогонки в России были организованы также в Царском селе. Знаменитый автопробег датирован октябрем 1898 года. При Императорском гараже была создана и активно функционировала Императорская школа шоферов, что по тем временам было очень прогрессивным новшеством.
  • Екатерининский дворец стал первооткрывателем и по части искусства. Вернее, его «обрамления». Портретный зал, в котором были выставлены парадные картины с изображениями членов императорской семьи и великих княгинь, стал первой картинной галереей в России. Работы итальянских, французских и российских художников по проекту Растрелли украшали золоченную анфиладу залов, придавая интерьеру еще более величественный и царственный вид.

Если верить статистике, то 90% туристов, приезжающих в Санкт-Петербург, обязательно берут экскурсию в Царское село. Екатерининский дворец входит в ТОП посещаемых мест Северной столицы, а также находится под охраной ЮНЕСКО. Полюбоваться на дворцовые красоты изъявляют желание более двух миллионов человек в год.

Режим работы Екатерининского дворца в 2021 году

  • С 10:00 до 18:00
  • Касса работает до 16:45.
  • Выходной день — вторник

В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15–20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.

В виду очень большого количества посетителей в Екатерининский дворец туристов ведут двумя маршрутами (№1 и №2). Оба маршрута включают осмотр самого красивого Большого зала и знаменитой Янтарной комнаты. Наполовину оба маршрута совпадают, но в маршурте №1 присутствуют очень красивые залы:
Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столовая, Портретный зал, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I и
Буфетная. В маршруте №2 эти залы заменены на выставки и посещение Парадного кабинета Александра I. Поэтому маршрут №2 можно назвать урезанным. По возможности стоит выбирать для посещения маршрут №1.

Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).

В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.

Изменения дворца при Екатерине

После смерти Елизаветы Петровны хозяйкой дворца становится Екатерина II. Она не занимается кардинальной перестройкой, но решает изменить оформление своих покоев. К работе привлекается Ч. Камерон, прибывший из Шотландии. Главным результатом труда становится Арабесковая гостиная, позже ставшая залом для приема высокопоставленных гостей. Не менее впечатляла Лионская гостиная и любимый императрицей Китайский зал. Званые обеды проходили в Купольной столовой. Указы венценосная особа подписывает в Серебряном или Синем кабинетах. Изменена и Опочивальня царицы. В период блокады Ленинграда Царское Село и город Пушкин подвергались особо жестоким бомбардировкам. Уникальный по красоте и отделке Екатерининский дворец, его роскошные залы были практически уничтожен. Все шедевры, созданные Камероном, погибли. На данный момент времени не удалось восстановить все в полном объеме. Туристы могут посетить помещения, принадлежавшие Павлу I и его супруге Марии Федоровне: Зеленую столовую, гостиные: Парадную и Китайскую голубые. Можно посетить Опочивальню и Официантскую. Здесь собраны лучшие образцы зодчества, характерные для 18-го века.

Еще немного исторических фактов

Во время очередной войны со Швецией Петр I знакомится с Мартой Скавронской. Девица настолько очаровала императора, что он, не задумываясь о разнице в положении, возрасте, вероисповедании, предлагает той стать его супругой и императрицей. Марта соглашается.

В качестве одного из подарков Петр преподносит ей Сарскую мызу со всеми деревнями, расположенными в непосредственной близости. Начало 18-го века — время активного строительства Санкт-Петербурга — любимого города Петра. Не забывает император и про свою семью. В Царском Селе, на землях подаренных любимой жене, возводится первый дворец, полностью выстроенный из камня и названный «каменными палатами».

Начало переделки дворца

Елизавета Петровна, трепетно относившаяся к памяти Петра I, решила расширить и перестроить Екатерининский дворец. В 1742 году М. Г. Земцов получает соответствующее распоряжение. Но в 1743 году зодчий умирает, не успев ничего изменить.

Далее над перестройкой последовательно трудились лучшие архитекторы Российской империи и мира А. В. Квасов, Дж. Трезини. По высочайшему повелению на место Трезини приглашается любимый архитектор императрицы С. И. Чевакинский. В 1748 году руководство проектом передается Ф. Б. Растрелли, выписанному из Италии.

Елизавета принимает решение не о пристройке к старому зданию, а о возведении нового, грандиозного дворца. 30 июля 1756 года венценосная особа в сопровождении двора принимает готовую работу.

Растрелли — руководитель проекта

Растрелли не отошел от своего любимого стиля — барокко. Для фасада выбран голубой цвет. Для внутреннего оформления — позолота. По оценкам экспертов на декорирование стен потрачено 100 кг червонного золота. Главное здание становится анфиладой комнат и парадных залов.

Фасад по всей длине украшен белоснежными колоннами, кариатидами, скульптурами, масками львов. Подготовка моделей для скульптур и всей лепнины доверена Ф. Дункеру. В это же время появляется «восьмое чудо света» — Янтарная комната. Стены помещения по приказу Елизаветы полностью оформляются панелями из натурального янтаря.

Особого внимания заслуживал северный корпус, представлявший собой Дворцовую церковь. Его венчали пять луковичных куполов. Над южным корпусом возведен один купол, оканчивающийся шпилем и звездой. Подъезд ко дворцу был оформлен в виде плаца, окруженного дворцовыми и подсобными постройками.

Изменения дворца при Екатерине

После смерти Елизаветы Петровны хозяйкой дворца становится Екатерина II. Она не занимается кардинальной перестройкой, но решает изменить оформление своих покоев. К работе привлекается Ч. Камерон, прибывший из Шотландии. Главным результатом труда становится Арабесковая гостиная, позже ставшая залом для приема высокопоставленных гостей.

Не менее впечатляла Лионская гостиная и любимый императрицей Китайский зал. Званые обеды проходили в Купольной столовой. Указы венценосная особа подписывает в Серебряном или Синем кабинетах. Изменена и Опочивальня царицы. В период блокады Ленинграда Царское Село и город Пушкин подвергались особо жестоким бомбардировкам.

Уникальный по красоте и отделке Екатерининский дворец, его роскошные залы были практически уничтожен. Все шедевры, созданные Камероном, погибли. На данный момент времени не удалось восстановить все в полном объеме.

Последующие перестройки

Не остался в стороне от переделок и перестроек и внук Екатерины II — Александр I. При нем Парадный кабинет, прилегающие помещения передаются под своеобразный музей, посвященный героям войны с Наполеоном. В 1863 году к работам по перестройке и переделке Екатерининского дворца привлечен И. А. Монигетти.

Под его руководством выстроена парадная лестница, ведущая в Тронный зал, предназначенный для балов и приема высоких гостей. Высота стен здесь достигает 7 метров. Двухярусные окна соседствуют с зеркалами. Все стены отделаны позолотой и украшены канделябрами для свечей.

Над росписью потолка трудились Вундерлих и Франчуоли. В 21-м веке реставраторы восстановили одну из «жемчужин», украшавших Екатерининский дворец в Царском Селе — Янтарную палату. Оригинал, созданный при Елизавете, полностью утрачен в период Великой Отечественной Войны.

Гости могут посетить достопимечательности, собранные многими поколениями царей: Эрмитажную кузню, пройти через Готические ворота и побывать в Китайской беседке.

Внешний вид дворца

За время своего существования дворец трижды перестраивался, а во времена Великой Отечественной войны очень сильно пострадал от бомбежки. Облик постройки, который могут видеть посетители во время экскурсии, появился благодаря творческому дару великого архитектора Б. Ф. Растрелли. Мастера после разрушений реставрировали здание именно по его проектам. Внешний вид Екатерининского дворца почти полностью восстановлен, не считая некоторых небольших изменений.

Центральный фасад здания оформлен в стиле барокко, декорирован фигурами атлантов и кариатид, лепными украшениями в виде масок львов над главным фасадом, над каждым окном. Вся лепнина выполнена по моделям, созданным талантливым скульптором И. Ф. Дункером.

От центральной части фронтона отходят симметричные флигели и галереи. Имеется в комплексе и своя Дворцовая церковь с небольшими, но золочеными пятью куполами. Расположена она над северной частью дворца. На противоположной южной стороне есть большой купол со шпилем, на котором находится звезда с множеством лучей. Все купола позолочены червонным золотом и при свете солнечных лучей ярко сверкают на фоне голубого неба.

Знаменитый Растрелли нарисовал узор для позолоченных ворот, которые украшают въезд в парковую зону Екатерининского дворца. Плац огражден полукругом служебными помещениями, флигелями и циркумференциями.

Тайна исчезновения «8-го чуда света»

До сих пор остаётся неразгаданной загадка исчезновения знаменитой Янтарной комнаты из Екатерининского дворца. То, что мы видим сегодня в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» — это блестяще созданная копия.

Подлинная Янтарная комната была вывезена фашистами из Екатерининского дворца осенью 1941 года. Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в Царское Село, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион». Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кёнигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов 3-го этажа Кёнигсбергского замка.

При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Её поиски пока безрезультатны, однако некоторые фрагменты убранства Янтарной комнаты удалось возвратить.

Как нацисты похитили Янтарную комнату?

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать. Долго не проводили реставрацию и панели были хрупкими, они могли быть повреждены при демонтаже. Сотрудники музея произвели её консервацию на месте.

Чтобы защитить янтарные панно от взрывной волны, их оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Фашисты, захватив Екатерининский дворец, ограбили его и похитили Янтарную комнату. По официальной версии, двое суток нацистам потребовалось, чтобы демонтировать панели.

Куда перевезли ценность Царского Села?

По некоторым данным, с 1942 года по весну 1944 года немцы собрали панели Янтарной комнаты и установили в одном из залов Королевского замка в Кёнигсберге. Там помещение было по размерам существенно меньше, чем зал в Екатерининском дворце. Поэтому, с тех пор какая-то часть янтарных панелей хранилась отдельно.

В августе 1944 года после налёта английской авиации в замке случился пожар. Но считается, что панели при этом почти не пострадали. По свидетельству очевидцев, янтарные панно упаковали в ящики и сложили в одном из залов замка. Они хранились там вплоть до начала штурма города Советской Армией.

Дворец отвоевали 9 апреля 1945 года, а 11 апреля, как было установлено много лет спустя, начался пожар. Но Янтарной комнаты там уже не было.

Где находится оригинал сейчас?

В настоящее время местонахождение подлинной Янтарной комнаты неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она хранится в пещерах возле Дрездена или в туннелях в Польше.

Из оригинальных элементов Янтарного кабинета в Россию вернулись только янтарный комод и флорентийская мозаика, которые были украдены немецким офицером во время вывоза ценностей из Екатерининского дворца.

Янтарная комната

Жемчужина Екатерининского дворца – янтарная комната, предмет гордости Петра I и Елизаветы Петровны. Екатерина II внесла в интерьер изменения, потратив 450 килограммов янтаря.

Комната использовалась как кабинет для уединения и размышления. Помещение, отделанное янтарем, возводилось в Германии для королевского дворца. Прусский король преподнес «восьмое чудо света» Петру I.

Особенности янтарной комнаты

Площадь янтарной комнаты – 100 квадратных метров, высота – 7,8 метра. На облицовку стен потрачено 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Янтарь – податливый в обработке материал, но малопригодный для отделки стен: при изменении температуры и влажности отслаивается.

Интерьеры янтарной комнаты

Янтарным убором оформлены три стены комнаты. На средней – восемь вертикальных панно с композицией из цветных камней работы флорентийского камнереза Луи Сириеса. Картины, созданные из яшмы и кремния, изображают аллегории пяти чувств: зрения, вкуса, слуха, осязания, обоняния.

Комната обильно украшена деревянной золоченой резьбой и бронзовыми светильниками тонкой работы, зеркалами и живописным плафоном, паркетом из драгоценных пород дерева. В центре потолка – огромная картина неизвестного автора, изображающая Мудрость, которая охраняет Юность от соблазнов Любви.

Дополнительное убранство янтарного кабинета

Янтарный кабинет освещался 565 свечами, вставленными в бронзовые стенники. 24 зеркальных пилястры – вертикальных выступов стены – и зеркала в простенках между окнами делают комнату торжественной и парадной. Дополнительное убранство – комоды ручной работы и китайский фарфор.

Янтарный угловой столик на изящно изогнутой ножке, с часами в виде пастуха и пастушки, сидящими под цветущим деревом, крона которого поддерживает циферблат часов, уютно вписался в интерьер кабинета. Позолоченная бронза изделия сочетается с красочно расписанными фарфоровыми цветами.

В застекленных витринах – коллекция янтарных изделий. Здесь хранятся кресты и распятия, шахматы с футляром и шашки, ларцы и настольные украшения. Резные безделушки и табакерки, пудреница и коробочки, подсвечники работы русских мастеров дополняют коллекцию.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Янтарная комната в Большом Екатерининском дворце является единственной, в которой запрещена фото и видео съемка, поэтому чтобы запечатлеть хоть частицу этого уникального произведения искусства, приходилось фотографировать с соседних залов. В интернете очень много информации о загадочном исчезновении и удивительной находке Янтарной комнаты во время войны, но то что сейчас этот шедевр восстановлен и все желающие могут это видеть, дорогого стоит. Словами тяжело передать ощущения и чувства, которые появляются, когда находишься в Янтарной комнате.

Многие называют Янтарную комнату одним из чудес света, хочется с этим согласиться.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Янтарная комната или как ее еще называют Янтарный кабинет

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Дальше — интереснее!

Адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7

Вот уже 300 лет центральную часть Царского Села занимает величественное здание Екатерининского дворца с раскинувшимся вокруг Екатерининским парком. Однако несмотря на столь значительный возраст, дворец по-прежнему поражает всех своей красотой и великолепием. За годы своей истории дворец поменял множество царственных хозяев, а в его постройке и оформлении принимало участие множество архитекторов.

Строительство резиденции в подаренном ей в 1710 году селении, Екатерина I начинает в 1717 году. Она привлекает к строительству немецкого архитектора Иоганна-Фридриха Браунштейна, в то время занимавшегося возведением архитектурного ансамбля в Петергофе.

Екатерининский дворец, Царское Село

В 1741 году императрицей и новой владелицей дворца стала Елизавета Петровна. В конце 1742 года по ее указанию начинается перестройка дворца под руководством архитектора М. Г. Земцова. Однако скорая смерть зодчего помешала осуществлению первоначальных планов.

Следом за ним к работе привлекаются А. В. Квасов с помощником Джузеппе Трезини, которого в 1745 году сменяет архитектор С. И. Чевакинский. С конца 1748 года строительство возглавил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли, также известный своими масштабными работами в Зимнем дворце и Смольном соборе. К 30 июля 1756 года дворец был представлен хозяйке и ее гостям в новом прекрасном облике.

Большой Царскосельский дворец

Выполненный в стиле барокко дворец, поражал своей красотой и размерами. Лазоревый фасад был украшен белыми колоннами, а золоченый орнамент придавал дворцу еще более торжественный вид. Фасады украшали лепные украшения и фигуры атлантов, модели которых выполнил скульптор И.-Ф. Дункер. Северный корпус венчали пять золоченых глав церкви дворца, а южный корпус с парадным крыльцом заканчивался шпилем с многоконечной звездой.

Не меньшей роскошью отличались внутренние апартаменты дворца, также обустроенные Растрелли. Парадные комнаты располагались на всю длину здания, образуя Парадную анфиладу, украшенную по всей своей длине золоченой резьбой. Такое расположение залов появилось в России только с середины XVIII века.

Начиная с 1770 года дворец обустраивала под свой вкус Екатерина II. Вести работу она поручила шотландскому архитектору Чарльзу Камерону, большому знатоку античной архитектуры, которой увлекалась императрица. Во дворце Камероном были созданы Серебряный и Синий кабинеты, Лионская и Арабесковая гостиные, Купольная столовая и Китайский зал. Все созданные интерьеры отличались строгостью стиля и утонченной, даже несколько таинственной, красотой отделки.

Екатерининский дворец в Пушкине

Также Камероном были обустроены комнаты для сына Екатерины II, Великого князя Павла Петровича и его супруги. К ним относятся Парадная голубая и Китайская голубая гостиные, Зеленая столовая, Официантская и Опочивальня.

При императоре Александре I, в 1817 году, архитектором В. П. Стасовым был создан Парадный кабинет и несколько прилегавших к нему комнат. Оформление этих помещений полностью было посвящено прославлению победы в войне с Наполеоном.

До 1910 года Екатерининский дворец носил название Большой Царскосельский дворец.

Режим работы: C 1 июня по 31 августа посетители по билетам обслуживаются 12:00 до 19:00 (20:00 по понедельникам). Санитарный день в последний понедельник месяца с мая по сентябрь отменяется.

В период школьных каникул, а также в мае, посетители по билетам обслуживаются с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 17:00. По понедельникам с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 20:00

В остальное время часы работы: с 10:00 до 18:00; кассы и вход посетителей до 17:00. По понедельникам: с 10:00 до 21:00; кассы и вход посетителей до 20:00.

Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца (с октября по апрель).

Жизнь

Франческа Бартоломео Растрелли
родился в Париже в 1700 году в семье
известного архитектора и скульптора
Бартоломео Карло Растрелли и испанской
дворянки. Отец Франческа, Бартоломео
Карло в конце 1715 года принял предложение
от российского посла поехать в Россию
на три года на службу к Петру I. Уже в
феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл
в Петербург с шестнадцатилетним сыном
— своим ближайшим помощником. Франческа
Бартоломео оказался в пору своей юности
на огромной стройке новой русской
столицы, с поразительной быстротой
выраставшей на островах невской дельты.
Ничего подобного этому грандиозному
строительству не видел Растрелли ни у
себя на родине, ни в других странах
Западной Европы, да и нигде в мире не
было в ту пору строительства, хотя бы
отдаленно схожего по своим масштабам
и смелости замысла с застройкой
Петербурга.

Старый сад

Старый сад был разбит в регулярном стиле, в нем была выполнена правильная симметричная планировка. Деревья и кустарники были красиво подстрижены, из них создавались галереи и залы, также в саду построили павильоны и установили скульптуры.

Работы по созданию Старого сада велись голландскими садовыми мастерами Яном Роозеном и Иоганном Фохтом, а позже переустройство парка проводили архитекторы Алексей Квасов, Савва Чевакинский и Бартоломео Франческо Растрелли.

Перед фасадом Екатерининского дворца устроены два симметричных партера, в центре которых установили скульптуры «Мир» и «Великолепие». Узорный партер, выполненный из угольной крошки и битого кирпича, песка и толченого стекла, напоминал своим орнаментом паркеты дворцовых залов.

Главной осью Старого сада является Эрмитажная аллея, соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Вдоль неё установлены скульптуры Персея, Андромеды и Галатеи, Геракла и других героев античной мифологии. Все эти статуи по распоряжению Петра Первого были выполнены по специальному заказу в Венеции.

Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.

Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи — амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции.

С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.

При Елизавете Петровне, дочери Петра Первого, статуи Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и многие другие скульптуры приобрели сугубо декоративную роль.

В конце главной аллеи Старого сада построен роскошный малый дворец — Эрмитаж, уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ. Красота интерьеров Эрмитажа соседствовала с хитроумными устройствами: подъемными столами, замаскированными дверями и потайными ходами.

Большой зал

Большой зал – это первое помещение, в которое попадают гости. Он оставляет самые восторженные впечатления. Его еще величают Светлой галереей. В свое время помещение было создано для официальных приемов. Но им сегодня он поражает богатством и золотым убранством. Зеркала в окружении позолоты создают неповторимое впечатление. Растрелли сумел создать эффект бесконечности помещения. Любой звук в этом помещении повторяется 32 раза, благодаря чему голос императрицы казался властным и сильным. Однако акустический эффект был утерян после реставрации. Но через несколько лет он самостоятельно восстановился.

Завершает богатый интерьер зала паркет из высветленного мореного дуба. Во время балов во дворце гости с трепетом ожидали появления императрицы. В самый торжественный момент распахивались двери в зал и взгляд поражала парадная золотая анфилада дворца, которая протянулась вдоль всего здания. Императрица шла сквозь анфиладу в окружении золота.

Это гениальное творение Растрелли просто поражает воображение. Пышное убранство зала очень впечатляет иностранных гостей. Известно, что Елизавета Петровна была большой модницей. Она не разрешала появляться в одном и том же наряде дважды на балах. В ее гардеробе насчитывалось 15 тысяч платьев. Балы во дворце проходили с большим размахом. Придворным тоже приходилось соответствовать обстановке и своей императрице.

Большой Екатерининский дворец, немного истории

Большой Екатерининский дворец, к большому сожалению, во время Великой Отечественной войны был почти полностью разрушен, но в настоящее время, благодаря отличной работе реставраторов, из 58 залов восстановлено 32. Большая часть еще закрыта для посещения, поэтому в данной статье присутствуют фото только тех помещений Большого Екатерининского дворца, которые нам показали. Не хочется в статье писать голые исторические факты, пройдемся по основным, чтобы у вас было общее впечатление о Большом Екатерининском Дворце.

Большому Екатерининскому дворцу без малого 300 лет, заложен он был в 1717 году. Но первоначальный дворец представлял из себя небольшое двухэтажное здание, и уже чуть позднее, в 1751 году, он был перестроен, и на его месте возвели шикарный дворец с большим количеством служебных корпусов и дворцовой церковью. В оформлении, как снаружи, так и внутри, использовалось очень много золота, и фигуры атлантов на лицевом фасаде дворца, первоначально тоже были покрыты золотом, однако при проведении реставрации на позолоту решили не тратиться.

Екатерининский дворец огромен, его потрясающий внешний вид ничуть не уступает красиво оформленным залам внутри, в которые мы и предлагаем сейчас заглянуть.

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе

Когда-то покрытые золотом фигуры атлантов на фасаде дворца

История строительства

Начало стройки Царкосельской резиденции Екатерины I происходило в 1717году (окончание стройки 1724 год) по проекту известного архитектора Германии Браунштейна. Это было двухэтажное строение, состоящее из 16 комнат, называемое Каменными палатами. Тогда же в восточной части территории дворца были заложены Верхний (состоял из трёх террас) и Нижний сады. Западную часть окружения дворца отвели под создание Зверинца (потом здесь появился Александровский сад).

Правление каждой императрицы отражалось в изменениях, дополнениях направлений архитектурного стиля окончательного вида дворца. Основными считаются следующие этапы строительства современного архитектурного стиля дворца:

  • Начальный этап появления комплекса, длящийся до 1744 года, когда под руководством А. В. Квасова он был дополнен двухэтажными флигелями, связанными галереями.
  • Этап коренного преобразования (1752 год при жизни Елизаветы Петровны) по планам Растрелли дворцовый комплекс приобретает черты классического барокко.
  • Трагические разрушения около 80% здания в 1941 году (исчезновение Янтарной комнаты, огромного количества художественных ценностей).
  • Период восстановления. Уже в 1959 году шесть залов дворца стали доступны посетителям. Вновь засветился солнечными зайчиками Янтарный зал в 2003 году.

Определение. Временные рамки

В России
барокко появляется еще в XVII веке
(«нарышкинское барокко», «голицынское
барокко»). В XVIII веке в правление Петра
I получает развитие в Санкт-Петербурге
и пригородах в творчестве Д. Трезини —
так называемое «петровское барокко»,
и достигает расцвета в правление
Елизаветы Петровны творчестве С.И.
Чевакинского и Б. Растрелли.

Русское барокко
— стиль в искусстве (в первую очередь, в
архитектуре, скульптуре и живописи);
российская «реплика» европейского
стиля барокко в полной мере сложившаяся
в русском искусстве к концу первой
половины XVIII века.

Этот стиль, тяготевший к
созданию героизированных образов, к
прославлению могущества Российской
империи, наиболее ярко проявился в
середине XVIII в архитектурных сооружениях
одного из крупнейших зодчих этого
направления — Ф.Б. Растрелли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector