Где находится колизей? интересные факты
Содержание:
литература
- Хайнц Юрген Бесте: Новые результаты исследования лифтовой системы в подвале Колизея . В: Сообщения Немецкого археологического института. Римский отдел . Том 106, 1999, стр. 249-276.
- Филиппо Коарелли : Рим. Археологический гид. Филипп фон Заберн, Майнц 2000, ISBN 3-8053-2685-8 , стр. 185-194.
- Питер Коннолли , Хейзел Додж: Древний город. Könemann, Кельн 1998, ISBN 3-8290-1104-0 .
- Питер Коннолли: Колизей. Арена гладиаторов. Штутгарт 2005, ISBN 3-15-010551-X .
- Хайнц-Иоахим Фишер : Рим. Два с половиной тысячелетия истории, искусства и культуры Вечного города. DuMont Buchverlag, Кельн 2001, ISBN 3-7701-5607-2 , стр. 187-189.
- Антон Хенце : Путеводитель по искусству Рим. Reclam, Штутгарт, 1994, ISBN 3-15-010402-5 , стр. 115-118.
- Кейт Хопкинс, Мэри Берд : Колизей. Reclam, Штутгарт 2010, ISBN 978-3-15-018611-4 .
- Бриджит Хинзен-Болен: Рим. Искусство и архитектура. Könemann, Кельн 2000, ISBN 3-8290-3106-8 .
- Джузеппе Лугли : Амфитеатр Флавиев . Барди, Рим, 1971 год.
- Фик Мейер : Гладиаторы. Игра жизни и смерти . Artemis & Winkler, Дюссельдорф 2004, ISBN 3-7608-2303-3 .
- Ульрих Синн : Колизей. Смерть гладиатора . В: Карл-Иоахим Хёлькескамп, Эльке Штайн-Хёлькескамп (ред.): Памятные места античности. Римский мир. Бек, Мюнхен, 2006 г., стр. 419-437.
- Эрик Вегерхофф: Колизей. Восхищались, обитали, потрепали. Вагенбах, Берлин 2012 г., ISBN 3-8031-3640-7 .
Материалы используемые при строительстве
Колизей использует несколько материалов.
Главный из них-травертин, известняк, мрамор для украшений, туф, вулканическая порода, кирпич и известь для звеньев. Мы также использовали металл, главным образом бронзу, чтобы связать камни вместе.
Материалы Колизея
Колизей использует несколько материалов. Главный из них-травертин, известняк, мрамор для украшений, туф, вулканическая порода, кирпич и известь для звеньев. Мы также использовали металл, главным образом бронзу, чтобы связать камни вместе.
1.Травертин
Травертин-это осадочный известняк, он встречается там, где когда-то были реки, родники, озера.
Римская область богата такими камнями. Он имеет характеристику бежевого цвета и особенно устойчив.
Тот, который использовался для строительства Колизея, был родом из города Баньи-Ди-Тиволи, бывшего Тибуром. Это самый крупный камень в Колизее, основной материал.
2.Мрамор
Большая часть украшений Колизея была выполнена из мрамора, но все они почти исчезли, будучи повторно использованы при строительстве других зданий в Риме. Входы в пещеру были украшены мраморными плитами, а также балюстрадами.
Этот камень также использовался в качестве сиденья для первых 3 рядов, зарезервированных для наиболее состоятельного социального класса.
Снаружи колонны имели мраморные капители, и некоторые колонны также были из этого материала. Наконец, он также использовался в разных местах: для барабанных перепонок, фризов и т. д.
Похоже, что мрамор использовался еще со времен строительства Колизея, но именно последующие реконструкции добавят ему новых возможностей. Часто мы будем повторно использовать части, начиная с третьего века.
Таким образом, некоторые мраморные куски ранее использовались для других конструкций, Прежде чем закончить здесь.
3.Бронза
Колизей также использует металл в своей структуре, но в настоящее время он исчез. Это была в основном бронза, но также использовалось железо. Нагретый металл растягивался в стержень, а затем изгибался в U-образную форму.
Приспособленные к отверстиям, намеренно вырытым в камнях фасада, эти сооружения служили аграфами, чтобы поддерживать Колизей в вертикальном положении.
Первые пожары взяли верх над этими аграфами, которые постепенно восстанавливались, чтобы быть растопленными. В настоящее время у нас есть только отверстия в камнях, остатки этой оригинальности в строительстве.
4.Вулканический туф
Туф-это вулканическая порода, образованная из шлака, который агломерировался с влагой. Регион Рима богат туфами, здесь есть разные сорта, Каждый из которых имеет свой цвет.
Этот камень не особенно плотный, используемый в строительстве он привносит немного эластичности.
Первоначально использовавшийся туф не был огнеупорным, поэтому Колизей сильно пострадал во время первых пожаров.
В 3 веке ремонтные работы производились с помощью различных огнеупорных туф … что не помешало памятнику гореть несколько раз!
5.Кирпичи
Кирпич является основной частью Римского строительства. Его делают из глины, смешанной с водой, соломой или пуццоланой.
После приготовления его можно было укладывать раствором, чтобы поднять стены,которые не требовали большой устойчивости к дроблению, или как плитку. Внутренние стены Колизея выполнены из крупногабаритного кирпича.
6.Лайм
Известь-это продукт горения известняка при высокой температуре, полученный таким образом продукт называется негашеной известью.
Достаточно добавить воду, чтобы получилась вязкая масса, пригодная в архитектуре, она служит связующим для цемента. Именно так римляне делали свой цемент.
Полезные советы туристу о Колизее:
-
Помните о том, что в Колизее, как и в других популярных туристических местах, могут промышлять воры, поэтому не теряйте бдительность, следите за сумкой и кошельком и не оставляйте без присмотра ценные вещи. Больше о том, как уберечься от римских карманников читайте здесь.
-
Держитесь подальше от уличных торговцев, оккупировавших территорию возле Колизея, и ни в коем случае ничего у них не покупайте. Качество их товара оставляет желать лучшего, а цены завышены в несколько раз.
- Наденьте максимально удобную обувь, чтобы ходить по неровным дорожкам и крутым ступенькам Колизея.
- Прихватите бутылку воды, особенно если вы планируете детальное знакомство с Колизеем. Даже весной и осенью в Риме может быть очень жарко. Не помешает заранее как следует подкрепиться и взять с собой легкую закуску, ведь осмотр Колизея может занять несколько часов!
- Меньше всего туристов и соответственно нет очередей в Колизее с ноября по февраль.
История
История возникновения Колизея связана с правлением римского императора Веспасиана. Он пришел к власти в 69 году н.э. после гражданской войны. Новому властителю требовалось укрепить свои позиции в глазах народа, поэтому он решил обновить центр Рима и избавить город от напоминаний о его предшественнике — Нероне. Именно так и была выбрана площадка для будущего амфитеатра — его решили поставить на месте озера, которое ранее относилось к дворцу Нерона. Вскоре озеро засыпали и начали строительство одного из самых грандиозных театров древнего мира. Уже тогда некоторые авторы, например, Светоний, оставили описание будущего строения.
Карта средневекового Рима с изображением Колизея
Датой начала работ стал 72-й год. Сегодня точно не известно, кто построил амфитеатр, но некоторые специалисты предполагают, что руководил процессом архитектор Квинтий Атерий. Также до наших дней сохранились сведения о том, что на работах было задействовано около 100 тысяч рабов.
Через восемь лет в 80 году сооружение было готово. Оно стало символом династии Флавиев, в которую входил и Веспасиан, в связи с чем было названо амфитеатром Флавиевым. «Колизеем» амфитеатр начали называть только в 8 столетии, по аналогии с латинским «colosseus», что значило «громадный». Освятил новое сооружение преемник Веспасиана — Тит.
Амфитеатр Флавиев, гравюра работы Джованни Баттиста Пиранези
У населения Древнего Рима Колизей пользовался большой популярностью: на его арене проходили бои и представления, здесь же праздновалось 1 000-летие Рима. В упадок сооружение начало приходить в 9-11 столетиях, когда гладиаторские бои оказались под запретом, а пространства амфитеатра стали использовать в качестве жилых и бытовых помещений. Саму арену превратили в кладбище. Землетрясение 14-го века разрушило южную часть строения, после чего обломки стали использовать для строительства других зданий города.
Внутреннее пространство Колизея в 17 веке, картина из серии «Колизей, Рим» Вильяма Парса, 1775 год
Прежнее значение амфитеатр приобрел лишь в 18 веке. Тогда его взяла под охрану католическая церковь. В 19 столетии на развалинах были начаты раскопки и реконструкция сооружения под руководством архитектора Франческо Кампорези.
Вид на Колизей с археологами и рабочими, картина начала 18-го века
Сегодня Колизей является одним из главных сооружений Рима и всей Италии и охраняется ЮНЕСКО. В 2007 году он был назван чудом света и внесен в перечень «Семи новых чудес света». Сооружение открыто для туристов, а в одном из помещений работает музей.
Внутреннее устройство Колизея
График работы
Амфитеатр работает ежедневно без выходных круглый год, за исключением — 1 января, 25 декабря и дней, когда проводится реконструкция. Билеты в Колизей можно купить в кассах. Так как он является самой популярной туристической остановкой Рима, то очереди могут достигать 1,5 км в длину. Продажа билетов заканчивается за час до закрытия амфитеатра.
Дополнительная информация! Стоимость входного билета составляет 12 €, но его можно приобрести у перекупщика за небольшую доплату на входе и миновать очередь.
Часы работы амфитеатра определяются сезоном и временем захода солнца за горизонт, но есть исключения. Что такое Колизей для христиан? Это их Римский оплот в средние века, поэтому в Страстную пятницу он работает с 8:30 до 14:00. На день Республики в Италии, 2 июня, с 13:30 до 19:15.
Часы работы:
- 2.01-15.02 время — 8:00-16:30;
- 16.02-15.03 время — 8:30-17:00;
- 16.03-последняя суббота марта — 8:30-17:30;
- последнее воскресенье марта-31.08 время — 8:30-19:15;
- 1.09-30.09 время — 8:30-19:00;
- 1.10-последнее воскресенье октября — 8:30-18:30;
- последнее воскресенье октября-31.12 время — 8:30-16:30.
Стоимость билета для граждан Евросоюза составляет 7 € (17-25 лет), для остальных — 12 €. Можно посетить Колизей бесплатно: в первые воскресенья каждого из месяцев продажа билетов не ведется. Дети, не достигшие 18-летнего возраста, тоже не покупают билет.
История Колизея
Колизей видел много исторических эпох и продолжает видеть до сих пор.
Цель создания Колизея состояла в том,чтобы провести сражения гладиаторов на месте, достойном славы таких боев, которые до этого были проведены Нероном. Строительство крупнейшего амфитеатра Римской империи, было начато императором Веспасианом в 72 году нашей эры, а закончено его сыном Титом в 80 году нашей эры.
Затем император Домициан реконструировал сооружение, добавив подземных помещений для гладиаторов и животных, а так же пристроил четвертый ярус для большей вместительности людей. В 217 году верхнее крыльцо Колизея полностью сгорело из-за удара молнии, а спектакли в течение следующих пяти лет должны были быть в Цирке Максимусе.
Это объясняет характерную форму, которая сделала ее известной во всем мире. От 250 до 252гг. и в 320 году пожары сильно повредили здание. Впоследствии произошло также катастрофическое землетрясение в сентябре 1349 года, которое разрушило значительную часть стен и внешних арок амфитеатра.
На протяжении всей истории Римской империи в Колизее проходили реставрационные работы из-за пожаров и землетрясений.
Примечание! Среди наиболее важных — это Антонино Пио, Элиогабало и Алессандро Северо, а также другие реставрации 443г по 523г. Колизей использовался почти 500 лет, а последние игры отмечались в 6 веке.
Строительство
Огромный амфитеатр был возведен на востоке от Римского форума, на месте искусственного озера в центре Рима, в комплексе, который состоял из Золотого дома Нерона и его статуи, которая в последствие и дала название зданию.
В строительстве участвовали сотни тысяч рабов, а также профессиональные строители, архитекторы, скульпторы. Здание должно быть величественным и помпезным.
Для того чтобы укрепить фундамент строителям пришлось сделать очень сложную дренажную систему: раскопать вглубь до 14 метров и сделать цементирование почти 13 метров.
Древний Рим
Колизей использовался для показа боев гладиаторов и охотничьих сцен с необычными и свирепыми животными. Императоры увеселяли публику подобными играми для увеличения своей популярности. Игры были символом престижа и власти. Они проводились от нескольких недель до нескольких месяцев.
Эти борцы были пленниками, военнопленными или осужденными преступниками. Недостатка в мужчинах, которые рискуя своей жизнью, хотели получить известность и популярность, не было. Репутация чемпионов была действительно замечательной, публика восторженно их принимала и следовала за ними с большой страстью.
Игры после окончания строительства Колизея продолжались сто дней и в них было убито 5000 человек и 9000 животных. Также в Колизее предполагались такие мероприятия, как травля зверей на арене, где использовались в основном животные, привозимые из Африки, и еще для казни, когда убивали осужденных.
Также происходили бои между животными, например, они были связаны между собой цепями бык и слон, или другие крупные животными, в то время их дразнили длинными стержнями, призывая их бороться.
Полезно знать! Эксплуатация экзотических животных, таких как тигры, во всех наиболее важных амфитеатрах Империи вызвала реальное истощение дикой природы в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Арена была открыта для людей бесплатно.
Средневековье
После падения Римской империи Колизей пережил период упадка. Он был восстановлен в средние века, а затем использовался как замок и крепость. Здесь совершались различные религиозные церемонии. Затем его часто использовали в качестве карьера для хранения строительных материалов, а потом как каменоломню.
Колизей растаскивали. Из частей его были построены аристократические дома и церкви. Колизей использовался как бесплатный строительный материал. Непрерывные грабежи закончилось в восемнадцатом веке.
Новое время
В настоящее время Колизей является самым крупным туристическим центром в Риме, и тысячи туристов ежегодно попадают на арену. Внутри на верхнем этаже есть музей, посвященный греческому богу Эросу а также там проводятся различные интересные временные выставки.
Наконец, не надо забывать, что в Страстную пятницу Крестный путь под председательством папы начинается именно отсюда.
Сегодня Колизей является местом поклонения христиан тому, что многие люди были убиты внутри него в период преследования. Сейчас открыты для посещения и подземные помещения, в которых когда то были гладиаторы и клетки с животными.
Внутри ощущается дух истории и событий, которые последовали за ней. Это уникальный памятник, который римская империя сделала потомкам. Место для всех любителей искусства и истории. Здесь также проводятся концерты мировых звезд.
Грандиозный античный амфитеатр
С первого взгляда на эту мировую достопримечательность поражает ее величие и массивность. Огромные размеры арены, где римляне требовали хлеба и зрелищ, не могут оставить равнодушным. Не зря амфитеатр называют одним из чудес света, требующим бережного отношения и серьезной охраны. Располагается Колизей и итальянской столице между тремя живописными холмами — Эсквилинским, Палатинским и Цилиевским.
Если свериться с картой города, тогда можно узнать точнее местоположение амфитеатра. Возвели Колизей около Золотого дворца Нерона на месте озера с лебедями.
История смертоносного храма началась во времена правления одного из наиболее жестоких мировых правителей. В 68 году до н. э. Нерон покончил с собой, после чего развязалась гражданская двухлетняя война. Завершилось кровопролитие восшествием на трон Тита Флавия Веспасиана. Став правителем, он сразу принял решение о перестройке Рима, чтобы ничего больше не напоминало людям о бывшем императоре.
Это практически удалось сделать: от прежнего правителя остался только дворец и окружающая его площадь. Территория занимала примерно 120 га земли, поэтому что-то нужно было решать. Веспасиан принял оригинальное решение: в здании дворца расположили разные учреждения, а дворцовый пруд засыпали. На его месте начал строиться амфитеатр неслыханных размеров.
Архитектура
Римские инженеры были искусными зодчими, что подтверждают стены Колизея. Предполагалось построить громоздкое здание с четырьмя ярусами высотой в 52 метра. Чтобы сооружение не разрушилось под своей массой, строителям потребовались новаторские решения. Колизей возведён в форме гигантского эллипса. Его длина составляет 188 метров, а ширина 156 метров. Наружное кольцо арены обрамлено разными колоннами в дорическом, ионическом и коринфском стиле. Отличительными особенностями являются их толщина, а также замысловатые украшения капителей.
Амфитеатр состоит из целого комплекса семиметровых арочных аркад, которые образуют большое кольцо по окружности здания. Они являлись важнейшим элементом конструкции. Арочный дизайн был довольно прост и эффективен — каждый полукруг из каменных блоков опирается на два кирпичных столба. Многочисленные арки обеспечивали устойчивость сооружения. Пустое пространство между столбами облегчило вес арены и придало ей воздушность. Всего насчитывалось 240 арочных композиций, облицованных травертином.
Строители мастерски сочетали различные породы камня и цемента с вулканическим грунтом. Таким образом, римлянами был придуман бетон. Внутренние эллипсовидные стены, служившие секторами Колизея, обложили бетонно-кирпичной смесью. Внешние стены, облицованные мрамором, придавали сооружению помпезность. Фасад верхнего яруса амфитеатра не обрамлён арками. Он облицован сплошным кирпичом, украшенный пилястрами с небольшими проёмами для окон. Этаж был выстроен позже первых трёх. На его стене имелись отверстия, где устанавливались специальные мачты. Они служили опорами для деревянных стержней, к которым крепилась шелковая крыша. Тент защищал зрителей от зноя и проливных дождей.
Особенности конструкции Римского Колизея
Основные стены амфитеатра созданы из больших блоков травертина, которые соединяли друг с другом стальными зажимами, общим весом около 300 тонн. Внутри применяли также кирпич и туф. Одного только травертинового камня понадобилось 100 000 кубометров.
Равномерно по зданию распределены 80 входов. Из них 4, ведущие на нижние, ближе к арене ряды, были предназначены исключительно для знатных особ. Довольно продуманная система входов-выходов позволяла полностью заполнить амфитеатр за 15 минут и полностью освободить его всего за 5 минут.
Первые ряды отводились представителям власти и аристократии. Они были расположены на высоте 3,6 метра от поверхности арены. Примечательно, что на некоторых местах найдены имена важных персон. Это, наверное, был своеобразный резерв мест.
Последующие ряды предназначались сословию всадников. Затем людям с правами римских граждан. Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали.
Схема рядов Колизея
Позднее, при императоре Домициане, был построен еще один уровень, практически без мест для сидения. Здесь могли постоять бедняки, женщины и даже рабы. Интересно, что были категории людей, которым запрещалось посещать Колизей. Это актеры, работники погребальных служб и, как ни странно, бывшие гладиаторы.
Примечание: Не все гладиаторы умирали на арене Колизея. Иногда их выкупали, или они своими боями и победами добивались свободы.
Над верхними рядами располагался портик, навес по всему периметру амфитеатра. А над ним были расположены 240 специальных мачт и канатов. С помощью них обученные люди натягивали громадный тент, называемый веларий, над всем Колизеем, чтобы защитить зрителей от дождя или палящего солнца.
Места для императора, его свиты и весталок (это римские жрицы богини Весты – весьма почитаемые и уважаемые) располагались на северной и южной сторонах от арены, и, конечно же, были самыми элитными и облагороженными.
Интересный факт — Найдены записи 354 года, в которых говорилось, что Амфитеатр Флавиев вмещает 87 000 зрителей, но современные подсчеты утверждают, что он не мог вместить более 50 000 человек (что тоже очень много для тех времен).
Массивная сводчатая конструкция с проходами располагалась под местами для зрителей. Под самой ареной тоже были обнаружены ходы и тоннели, служившие для перемещения гладиаторов, животных и работников.
Множество ходов под ареной Колизея
Есть сведения, что на арене кроме традиционных гладиаторских боев и травли животных, проходили целые морские сражения с участием лодок и даже боевых галер. Для этого поверхность арены заливали водой через специальные системы водоподачи. Морские бои, скорее всего, проводились до того, как под ареной были построены ходы.
Арена была покрыта досками и засыпана песком.
Колизей – это не только поле битвы и зрительный зал. Это еще и масса вспомогательных построек в округе. Например, школа гладиаторов с небольшой тренировочной ареной, места для содержания животных, лазареты для лечения раненых гладиаторов и место, куда складывали убитых бойцов и животных.
Колизей – это целый развлекательный комплекс с кровавыми боями, реками крови и … довольными горожанами.
Кадр из фильма «Гладиатор» хорошо иллюстрирует бои в Колизее
Итак, строительство завершилось в 80 году, и настало время торжественного открытия. В первые же дни, при проведении первых игр, на его арене, по словам римского историка Дио Кассиуса, было убито порядка 2000 гладиаторов и 9000 диких животных. В 107 году во время правления императора Траяна, в ходе 123 дневного фестиваля на арене Колизея приняло участие уже 10 000 гладиаторов и 11 000 диких животных. Но тут не все погибли, так как убивать направо и налево гладиаторов и зверей было накладно.
Интересный факт — По примерным подсчетам, за все время существования Колизея, на его арене убили около 500 000 человек и порядка 1 000 000 животных.
Вторая жизнь амфитеатра
И лишь в середине XVIII ст. это чудо древнего мира получило шанс на возрождение: папа Бенедикт XIV в память о замученных христианах, что нашли здесь свою кончину, решил установить на арене огромный крест, а вокруг него – ряд алтарей, которые бы напоминали про муки и смерть Иисуса Христа, таким образом, бывшая арена смерти была превращена в самый настоящий храм. Современные учёные утверждают, что согласно последним исследованиям, мнение о том, что здесь казнили христиан, не соответствует действительности и является мифом.
Уже через столетие крест и алтари были удалены, но о сохранности одного из величайших памятников архитектуры Италии заботиться не перестали: укрепили стены, грозившие падением, отремонтировали несколько внутренних лестниц.
В наше время реставрационные работы продолжаются и уникальный памятник архитектуры с каждым годом всё больше и больше рассказывает людям о былом величие. А потому к этой достопримечательности древнего мира, отыскав её на карте, со всех сторон света съезжаются люди посмотреть на чудо света, ставшее символом Италии, о котором местные жители говорят, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим.
Внутреннее устройство
Истинным шедевром сооружения считалась гладиаторская арена, размером 80×40 метров. Она представляла собой деревянный настил, засыпанный песком. Пол мог опускаться и подниматься. Нижняя часть амфитеатра уходит на 9 метров под землю. Там находилось техническое оборудование (ручной подъёмник), водопровод, а также клетки с рабами и дикими животными. Зрительские места в Колизее говорили о социальном положении римлян в обществе. Амфитеатр наглядно демонстрировал иерархию граждан. Простые люди (плебеи) сидели на верхних ярусах. Сектора расположенные ближе к арене предназначались для сенаторов, предпринимателей и аристократов. Сидения трибун были высечены из мрамора.
Одной из самых удивительных особенностей Колизея является его сложная внутренняя организация. Амфитеатр разделён кольцевыми и поперечными проходами. У каждого римлянина на руках был билет. Пронумерованные арочные входы (всего их насчитывалось 80) вели посетителей в определённые сектора и яруса. Большие ворота предназначались для прохода в Колизей знатных особ. Простым гражданам доводилось входить в чашу арены через малые проходы, которые вели в узкие коридоры, а затем подниматься по многочисленным крутым ступеням вверх.
Спасение амфитеатра
От полного разрушения Колизей спас Папа Бенедикт XIV, освятивший древний амфитеатр в память о ранних христианах, погибших здесь мученической смертью. Тогда же на стене Колизея появился крест, выбитый в камне, а в центре арены установили алтари. Реставрация амфитеатра началась с середины XVIII века. Колизей восстанавливали столько же времени, сколько потребовалось для строительства.
По традиции на Страстную пятницу в 9 часов вечера в римском Колизее начинается богослужение «Крестного пути» в память о страданиях крестного пути Иисуса Христа. Возглавляемое Папой богослужение в виде факельного шествия состоит из 14 стояний – эпизодов земной жизни последнего дня Христа от осуждения на смерть до погребения. Во время каждого стояния произносится молитва.
Колизей, которого нет
После кончины тирана на трон взошел военачальник Тит Флавий Веспасиан, основатель династии Флавиев, правивших римской империей 27 лет. Он приказал разрушить дворец Нерона и заложить здесь фундамент для будущего Колизея – амфитеатра, предназначенного для развлечения народа Рима.
Веспасиан хотел преподнести гражданам Рима подарок и показать, что новая императорская династия заботится о них. Люди, помня о страшных годах правления Нерона, обрадовались и уверовали в нового императора.
Строительство Колизея
В 72 году на месте пруда Золотого дома Нерона заложили амфитеатр, на строительство которого привели 100 тысяч рабов, захваченных в войне с Иудеей. После 8 лет изнурительных круглосуточных работ в 80 году Колизей освещен сыном Веспасиана, императором Титом.
Рабы выполняли тяжелую работу, не требующую знаний – добывали травертин (ценный мрамор для строительства), доставляли на место, обрабатывали и поднимали наверх. Над оформлением Колизея трудились скульпторы, художники, инженеры, декораторы.
Помимо травертина использовали кирпич, бетон, вулканический туф. Кирпич и бетон – для внутренних перекрытий и перегородок, туф – для возведения верхних ярусов.
Конструкция здания
Колизей сооружен в форме гигантского эллипса, два полукольца, соединенные в форме овала, дали зданию название «двойной амфитеатр». Площадь арены 85 на 53 м. Здание амфитеатра поражает размерами. Сооружение 50 м в высоту (12-этажный дом), 189 м в длину и 156 м в ширину, площадь которого сопоставима с размерами 3 футбольных полей, – огромнейший амфитеатр античности.
Гениальное инженерное решение: фундамент толщиной 13 метров держит на себе арочную конструкцию из 240 арок, придающих зданию воздушный, легкий вид. Над арками нижнего яруса – арки среднего и верхнего ярусов по 7 метров каждая. Пролеты арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса, украшались статуями и полуколоннами. Стены – из бетона и кирпича из терракота, которого потребовалось один миллион штук.
Каркас Колизея – из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены. Над стенами – зрительные ряды. Над верхними рядами – навес по периметру амфитеатра с 240 мачтами и канатами, с помощью которых несколько тысяч обученных матросов натягивали громадный тент (веларий), заменявший потолок, защищая зрителей от дождя или палящего солнца. С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором и украшен статуями.
Места для зрителей
По периметру сооружения – 80 равномерно расположенных входов, за счет чего зрители заполняли и покидали Колизей за 10 минут. Входы украшали мраморные статуи богов и знатных горожан. Четыре входа предназначались для знатных особ. Центральный вход – для императора и свиты. 76 лестниц и коридоров располагались так, что представители одного сословия не встречались с другим.
Натиск толпы, стремящейся попасть внутрь, сдерживали ограждения: граждан Рима пускали в Колизей бесплатно, поэтому зрители заполняли амфитеатр до отказа. Здесь же раздавали бесплатную еду – императорская власть хлебом и зрелищами поддерживала авторитет.
Зрители рассаживались на сидениях шириной 35 см, расположенных в три яруса, строго по социальному признаку. Специальное место, возвышающееся над всеми (подиум), отводилось для императора, восседающего на троне под балдахином. Здесь же сидели члены императорской семьи, весталки (жрицы) и сенаторы.
В первом ярусе – городские власти, знатные горожане, всадники (сословие в древнем Риме). На втором ярусе – места для римских граждан – мужчин. Третий ярус занимали бедняки.
Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали. Император Домициан построил четвертый ярус без мест для сидения. Здесь стояли бедные женщины и рабы. Актерам, могильщикам и бывшим гладиаторам запрещалось посещать Колизей.