Римский колизей
Содержание:
- Интересные факты о Колизее
- Интересные факты
- Квадратный Колизей – современная версия Колизея или памятник Муссолини
- История
- История Колизея
- Колизей — римский амфитеатр
- Интересные факты о Колизее в Риме
- Тайна имени
- Легенды о Колизее
- Особенности конструкции Римского Колизея
- ТОП-3 фото былого величия Колизея
- Фасад
Интересные факты о Колизее
Любопытно, что:
- имский Колизей находится с 1980 году в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году также вошел в список семи новых чудес света;
- колизей использовался как бассейн, в нем проходили морские сражения в воде, но они не имели таких успехов как гладиаторские игры. Вода протекала через внутреннюю водопроводную систему. Чтобы заполнить всю арену, потребовалось около 7 часов;
- на протяжении нескольких веков ботанические эксперты исследовали флору в Колизее. В развалинах есть более 350 видов растений, некоторые из которых имеют экзотическое происхождение и микроклимат амфитеатра благоприятствует их росту;
- интересным фактом о Колизее является происхождение его названия. Многим нравится идея о том, что название «Колизей» произошло от огромной статуи Нерона -«колосса», по мнению некоторых она была высотой 30м подобна богу солнца и стояла рядом с амфитеатром. Другие просто считают, что это имя подчеркивает великий колоссальный размер цирка;
- в обязанность общественных служб во время гладиаторских игр входило распыление легких ароматов роз, шафрана, корицы.
Как добраться до Колизея
Добраться до Колизея можно следующим образом:
на поезде:
от вокзала Термини можно легко добраться либо на метро (Линия В остановка Колизей), либо на автобусе No 75;
на автобусе:
Из любой точки Рима благодаря множеству линий, которые останавливаются прямо перед амфитеатром No 3,8,60,75,85,87,117,175,271,810.870;
на машине:
Рядом с амфитеатром есть платная парковка. Но надо помнить, что район очень загружен и найти парковочное место бывает трудно.
Часы посещения
Колизей открыт каждый день по следующей схеме:
- 08.30 — 16.30 с последнего воскресенья октября по 15 февраля
- 08.30 — 17.00 с 16 февраля по 15 марта
- 08.30 — 17.30 с 16 марта по последнюю субботу марта.
- 08.30 — 19.15 с последнего воскресенья марта до 31 марта
- 08.30 — 19.00 с 1апреля по 30 сентября
- 08.30 — 18.30 с 1 октября по последнюю субботу октября
Последняя запись за час до закрытия. Выходными считаются 1 января и 25 декабря. В эти дни Колизей не работает.
Стоимость билета
- 12,00 €: полная стоимость
- 7,50 € : для граждан Европейского Союза в возрасте от 18 до 25 лет
- для всех граждан в возрасте до 18 лет
Полезно знать! Билет действителен в течение 2 дней (с первого использования), может использоваться до 31.12.2017 и разрешает въезд в Колизей, Римский Форум и Палатин.
Аудио и видео гиды на русском языке:
- аудиогид стоит 5,50 евро и длится 1 час 10 минут.
- видеогид стоит 6,00 евро, он длится 45 минутКолизей — это самые красивые руины Рима. И нет необходимости разбираться в архитектуре здания или его материалах, не надо быть опытным охотником, разбирающимся в играх гладиаторв, чтобы оценить его грандиозность. Это великолепное здание производит на людей колоссальный эффект.
Интересные факты
Внутреннее наполнение Колизея значительно пострадало от хода времени, сегодня в рабочем состоянии примерно 1,5 тысячи зрительских мест. Однако, ряд звезд мирового масштаба предпочитают для своих представлений как раз данную площадку. Среди подобных знаменитостей:
- Рей Чарльз, май 2002 года;
- Пол Маккартни, май 2003 года;
- Элтон Джон, сентябрь 2005 года;
- Билли Джоел, июль 2006 года.
Образ Колизея неоднократно использовался в искусстве: в литературе, кинематографе, музыке. Самые яркие примеры подобного:
- стратегические игры серий — Age of Empires, Civilization, Assassins’s Creed;
- как декорации к кинолентам — «Римские каникулы», 1953 г., «Гладиатор», 2000 г;
- главный образ в синглах: Боба Дилана Bob Dylan — «When I Paint My Masterpiece» и российской рок-команды «Ария» — «Колизей».
Квадратный Колизей – современная версия Колизея или памятник Муссолини
Институт, созданный для изучения проектов EUR42, уже в апреле 1937г. рассмотрел первые представленные архитектурные планы. Для самых важных объектов, таких как Дворец Конгрессов и Приемов, Музей Связи (ныне Центральный государственный архив), новая Базилика Святых Петра и Павла, Имперская площадь (сегодня Площадь Объединенных наций) и Дворец Итальянской Цивилизации – дальнейший конкурс был отменен. Экспертный комитет, возглавляемый Марчелло Пьячентини, в первую очередь одобрил работу архитекторов Эрнесто Бруно Ла Падулы, Джованни Гуэррини и Марио Романо, предложивших необычную кубическую форму для здания Дворца Итальянской цивилизации, получившего со временем неофициальное название «Квадратный Колизей». Его строительство началось в июле 1938г.
Строящийся Квадратный Колизей. 1939 г.
Покрытый плитами травертина железобетонный монолит с громадными арками, отдавая дань наследию античных времен, должен был одновременно подчеркнуть преемственность власти от римских императоров.
Это интересно!
Квадратный Колизей изначально предполагалось украсить 77 огромными арками, размещенными на каждом из четырех идентичных фасадов здания – 11 по их длине и 7 по высоте. В реализованном проекте количество арочных сводов было уменьшено до 54-х – шесть по высоте и девять по длине. Они интерпретировали количество букв в имени Бенито Муссолини. Считается, что таким образом увековечено имя итальянского диктатора.
В арочных сводах первого этажа здания размещено 28 статуй, каждая из которых является аллегорическим воплощением достоинств итальянского народа – политического гения, героизма, торговли, промышленности, археологии, общественного порядка и других.
Квадратный Колизей
Верхнюю часть здания украшает высеченная на каждом из четырех его фасадов надпись: «Народ поэтов, артистов, героев, святых, ученых, мыслителей, путешественников». В четырех углах основания дворца Квадратный Колизей украшают конные статуи братьев Поллукса и Кастора Диоскуров – героев-аргонавтов древнегреческой мифологии, участвовавших в поисках Золотого Руна работы скульпторов Публио Морбидуччи и Альберто Фелси.
Квадратный Колизей украшает надпись, высеченная на четырех фасадах здания и конные статуи Диоскуров, размещенный на четырех углах в основании здания
Наиболее инновационным считается распределение внутреннего пространства дворца – сверху вниз. Посетители, поднимавшиеся на самый верхний этаж с помощью лифтов, спускались вниз, проходя по всем выставочным залам.
Зал первого этажа в Дворце Итальянской Цивилизации в EUR
История
Любопытен тот факт, что замысел возвести настолько мощное сооружение появился у императора Веспасиана на фоне архитектурных роскошеств его предшественника. Нерон, которого свергли в 68 году нашей эры, оставил после себя неуместно шикарный Золотой дворец («Золотой дом» Нерона и ряд не менее дорогостоящих построек. Веспасиан и его соратники истратили несколько лет на то, чтоб привести имперские земли в порядок и восполнить казну, разоренную безрассудным Нероном.
Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Колизей, покупаем билеты заранее через Интернет здесь.
Строительство Колизея
Кроме государственных дел, новый император не оставил без внимания потребности римлян в культурных увеселениях. Просторный сад, с прудом, находящийся в столице, Веспасиан наказал преобразовать в новый центр общественной жизни — амфитеатр. Началом строительства принято считать конец 71 — начало 72 года нашей эры.
Плоская территория меж 3-я холмами Рима: Кайлием, Эсквилином и Палатином безупречно соответствовала этим целям. Настолько грандиозная стройка подразумевала огромные затраты: материальные и человеческие.
Не так давно закончившаяся война с иудеями наделила Веспасиана более 100 тысячами пленных рабов, а еще нужными средствами. Невольники трудились на добыче травертина и строительного камня в 20 милях от Рима под Тиволи, а еще тяжко работали, поставляя материалы в столицу.
Амфитеатр Colosseo соорудили в восточной части Римского форума к 80 году нашей эры. К данному моменту император Веспасиан скончался, отдав бразды правления своему сыну, Титу. Приемник и возвел Колизей в Риме, и отпраздновал окончание строительства пышной церемонией, освятил его родовым названием — Амфитеатр Флавиев.
Сооружение могло вмещать от 50 000 до 80 000 зрителей, располагая средним показателем — 65 000 посетителей. В Колизее проходили гладиаторские бои, бои с участием диких зверей, морские состязания, казни, воссоздание исторических сражений и даже театрализованные спектакли по мотивам античных мифов.
Ранние века
Colosseo быстро превратился в достопримечательность, потому Тит, его брат Домициан и очередные императоры Рима систематически были заняты совершенствованием постройки. В третьем столетии нашей эры амфитеатр сильно пострадал от пожара, потому Александр Север по факту восстанавливал сооружение.
В пятом столетии нашей эры великий Рим отступился от пантеона языческих богов, чтоб целиком обратиться к христианству. Сразу же император Гонорий Август ввел запрет на прохождение гладиаторских боев, как противоположных заповедям новой религии. Но Colosseo оставил за собой статус увеселительного заведения, предложив зрителям травлю диких зверей. В пятом столетии Италия была захвачена вест-готами, что привело к методичному разрушению Колизея.
Средневековье
В конце шестого века внутри Колизея было сооружено небольшое святилище, арена начала служить кладбищем, а в нишах и арках амфитеатра оборудовали торговые лавки и мастерские. Аристократическая семья Франджипани в 1200 получила постройку в свое полное владение и приступила к его фортификации.
В середине четырнадцатого столетия в Риме случилось мощное землетрясение, которое послужило причиной разрушения внешней южной стены Колизея. Начавшее обрушаться здание начали активно использовать для возведения средневековых храмов, замков, вилл, больниц и так далее. Особое усердие выказали средневековые зодчие, выдирая из каменой кладки бронзовые перегородки. Без дополнительной помощи, стены грандиозного Колизея начали рушиться намного быстрее.
Новое время
С шестнадцатого века храм получил большую власть над Колизеем. Папа Сикст V планировал возвести на территории античного памятника завод по переработке шерсти. А в семнадцатом столетие в Колизее возникло новое увеселение — бои быков.
В середине восемнадцатого столетия папа Бенедикт XIV объявил Колизей священным местом для католической церкви, раннехристианской святыней. В дальнейшем понтификат не раз пытался восстановить исторический памятник. На протяжении девятнадцатого столетия производились масштабные работы по раскопкам арены амфитеатра и усилению поврежденного фасада. Постройки получили современный вид во время правления дуче Муссолини.
Наши дни
В настоящее время Colosseo преобразовался в одну из наиболее известных достопримечательностей Рима. Каждый день в древнеримском амфитеатре и его окрестностях бывают множество путешественников, а ежегодный поток гостей – несколько миллионов.
Рекомендуется насладиться всей живописностью Колизея, встретив зарю во время необычной персональной экскурсии – лучше влюбляться в Рим в хорошей компании.
История Колизея
Колизей видел много исторических эпох и продолжает видеть до сих пор.
Цель создания Колизея состояла в том,чтобы провести сражения гладиаторов на месте, достойном славы таких боев, которые до этого были проведены Нероном. Строительство крупнейшего амфитеатра Римской империи, было начато императором Веспасианом в 72 году нашей эры, а закончено его сыном Титом в 80 году нашей эры.
Затем император Домициан реконструировал сооружение, добавив подземных помещений для гладиаторов и животных, а так же пристроил четвертый ярус для большей вместительности людей. В 217 году верхнее крыльцо Колизея полностью сгорело из-за удара молнии, а спектакли в течение следующих пяти лет должны были быть в Цирке Максимусе.
Это объясняет характерную форму, которая сделала ее известной во всем мире. От 250 до 252гг. и в 320 году пожары сильно повредили здание. Впоследствии произошло также катастрофическое землетрясение в сентябре 1349 года, которое разрушило значительную часть стен и внешних арок амфитеатра.
На протяжении всей истории Римской империи в Колизее проходили реставрационные работы из-за пожаров и землетрясений.
Примечание! Среди наиболее важных — это Антонино Пио, Элиогабало и Алессандро Северо, а также другие реставрации 443г по 523г. Колизей использовался почти 500 лет, а последние игры отмечались в 6 веке.
Строительство
Огромный амфитеатр был возведен на востоке от Римского форума, на месте искусственного озера в центре Рима, в комплексе, который состоял из Золотого дома Нерона и его статуи, которая в последствие и дала название зданию.
В строительстве участвовали сотни тысяч рабов, а также профессиональные строители, архитекторы, скульпторы. Здание должно быть величественным и помпезным.
Для того чтобы укрепить фундамент строителям пришлось сделать очень сложную дренажную систему: раскопать вглубь до 14 метров и сделать цементирование почти 13 метров.
Древний Рим
Колизей использовался для показа боев гладиаторов и охотничьих сцен с необычными и свирепыми животными. Императоры увеселяли публику подобными играми для увеличения своей популярности. Игры были символом престижа и власти. Они проводились от нескольких недель до нескольких месяцев.
Эти борцы были пленниками, военнопленными или осужденными преступниками. Недостатка в мужчинах, которые рискуя своей жизнью, хотели получить известность и популярность, не было. Репутация чемпионов была действительно замечательной, публика восторженно их принимала и следовала за ними с большой страстью.
Игры после окончания строительства Колизея продолжались сто дней и в них было убито 5000 человек и 9000 животных. Также в Колизее предполагались такие мероприятия, как травля зверей на арене, где использовались в основном животные, привозимые из Африки, и еще для казни, когда убивали осужденных.
Также происходили бои между животными, например, они были связаны между собой цепями бык и слон, или другие крупные животными, в то время их дразнили длинными стержнями, призывая их бороться.
Полезно знать! Эксплуатация экзотических животных, таких как тигры, во всех наиболее важных амфитеатрах Империи вызвала реальное истощение дикой природы в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Арена была открыта для людей бесплатно.
Средневековье
После падения Римской империи Колизей пережил период упадка. Он был восстановлен в средние века, а затем использовался как замок и крепость. Здесь совершались различные религиозные церемонии. Затем его часто использовали в качестве карьера для хранения строительных материалов, а потом как каменоломню.
Колизей растаскивали. Из частей его были построены аристократические дома и церкви. Колизей использовался как бесплатный строительный материал. Непрерывные грабежи закончилось в восемнадцатом веке.
Новое время
В настоящее время Колизей является самым крупным туристическим центром в Риме, и тысячи туристов ежегодно попадают на арену. Внутри на верхнем этаже есть музей, посвященный греческому богу Эросу а также там проводятся различные интересные временные выставки.
Наконец, не надо забывать, что в Страстную пятницу Крестный путь под председательством папы начинается именно отсюда.
Сегодня Колизей является местом поклонения христиан тому, что многие люди были убиты внутри него в период преследования. Сейчас открыты для посещения и подземные помещения, в которых когда то были гладиаторы и клетки с животными.
Внутри ощущается дух истории и событий, которые последовали за ней. Это уникальный памятник, который римская империя сделала потомкам. Место для всех любителей искусства и истории. Здесь также проводятся концерты мировых звезд.
Колизей — римский амфитеатр
Строительство Колизея началось в 72 году по велению императора Тита Флавия Веспасиана. Этот правитель считается одним из самых лучших в истории Римской Империи. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Деньги не пахнут».
Придя к власти, Веспасиан сделал всё возможное, дабы развеять культ своего предшественника — императора Нерона, и восстановить империю после десятилетий войны. Он всеми силами стремился поднять экономику государства. Но когда среди подданных пошли разговоры о его чрезмерной жадности, Веспасиан подошёл к вопросу с другой стороны: решил дать римлянами хлеба и зрелищ.
На деньги, полученные в ходе завоеваний, он отстроил Капитолий и поручил своим архитекторам создать Колизей — амфитеатр, в котором все сословия смогут наслаждаться яркими представлениями.
Видео — Исторические факты о римском Колизее
Дворец Нерона был отдан под общественные нужды, а находящийся рядом пруд засыпали, соорудив на нём каменный фундамент. С этого момента и началось легендарное строительство.
Добывать необходимые материалы и строить арену направили около миллиона рабов из Иудеи. Под руководством ведущих архитекторов и инженеров Империи закипела работа.
Строительство Колизея велось в три этапа. При Веспасиане, в 72-79 годах, были возведены стены, ступени и сама арена. Ярусы посадочных мест были поделены на четыре уровня. На первых рядах, названных парапетом, сидели представители императорской семьи и высшей знати. Им были отведены первые 20 рядов. Второй ярус, в 16 рядов, занимали граждане Рима. Третий ярус, который был ограждён стеной, предназначался для низшего сословия.
После кончины Веспасиана, главой Рима стал его сын — император Тит, который за год завершил проект. На стенах Колизея были установлены сваи. Во время представлений возле них сидели матросы императорского флота. Их задача заключалась в том, чтобы натягивать тент над ареной, когда было слишком жарко или шел дождь. Именно Тит нарек Колизей амфитеатром Флавиевым.
Через год Тит умер и на трон взошел второй сын — Домициан. При его содействии был достроен верхний ярус, на котором стояли рабы, женщины и нищие. И именно Домициану принадлежит идея гипогеума — подземных ходов под ареной.
В III веке арену охватил сильнейший пожар, изрядно испортивший состояние стен и зоны выступления. На плечи правящего в то время императора Александра Севера легла абсолютная реставрация амфитеатра.
На арене Колизея каждый день проводились бои гладиаторов и сражения с диковинными животными: львами, тиграми, медведями. Но в 405 году император Гонорий издал запрет на гладиаторские бои, поскольку считал, что подобная жестокость противоречит уставам христианства.
Для того, чтобы разнообразить зрелище, было решено проводить на арене так называемые морские бои. Для этого центр театра заполнялся водой, на которой воссоздавались настоящие битвы с участием специально построенных для этих целей кораблей.
Многие века стены Колизея наблюдали за масштабными представлениями, до тех пор, пока Римская Империя не столкнулась с упадком и разорением. Так амфитеатр Флавиев ждало постепенное разрушение.
Самым значимым толчком для этого послужило землетрясение в середине XV века, которое основательно разрушило части стен и посадочных мест. Со временем и сами люди стали медленно разворовывать камни Колизея для своих нужд. В ход шли и уже обвалившиеся камни, и те, которые всё ещё держались на стенах. Даже папа Павел II позаимствовал кирпичи и куски мрамора для своего дворца.
Культ Колизея оставался значимым для итальянской истории. В середине XVIII века папа Бенедикт XIV инициировал установление в центре арены креста и ряда алтарей. Как дань христианам, павшим жертвами религиозного насилия. Однако эту идею не поддержали его последователи и спустя век крест убрали.
Сейчас исторически значимый Колизей Рим восстанавливает с особым усердием. У стен амфитеатра неустанно ведутся реставрационные и строительные работы, в ходе которых укрепляются стены и каменные ступени.
Интересные факты о Колизее в Риме
Об Амфитеатре Флавиев ходит немало слухов, легенд и мифов. Есть мнение, что такого древнеримского строения изначально не существовало, и появилось оно уже в эпоху позднего Средневековья. Возможно такая версия и имеет право на существование, но найти какие-либо подтверждения этому пока еще никому не удавалось. Да и труды древнеримских историков свидетельствуют в пользу строительства Колизея в I веке.
Арочные проемы Амфитеатра, Екатерина
Официальное название достопримечательности долгое время звучало как Амфитеатр Флавиев. Именно оно указано на монументальной каменной плите, размещенной со стороны фасада. По одной из версий, сооружение стало именоваться Колизеем по причине установленного рядом с ним огромного Колосса Нерона. Бронзовую статую переместили сюда с территории уничтоженного Веспасианом Золотого дома Нерона. Для избавления от ассоциаций, связанных с образом ненавистного императора-тирана, на Колоссе заменили голову и добавили к ней солнечную корону. Таким образом, гигантское бронзовое изваяние предстало перед римлянами в виде мифологического солнечного божества Гелиоса. В первой половине II века статую водрузили на постамент, который частично сохранился до наших дней.
В хронологических документах зафиксировано, что Колосс Нерона в 354 году еще находился на постаменте. Историки склонны думать, что он был разрушен варварами при разграблении Рима в 410 году, хотя факт землетрясения ученые не исключают.
Еще одна версия о названии достопримечательности связана языческим идолопоклонничеством. В течение долгого времени объект служил местом сборищ представителей магических сект. Каждому при входе в Колизей задавался вопрос — «Colis Eum?», что означало «Служите ли вы ему (дьяволу)?».
Сложно представить, что такое масштабное каменное сооружение возвели всего за 8 лет. Вырубка травертина за несколько миль от Колизея, перевозка огромных глыб на большое расстояние, их подъем на громадную высоту, строительство подземных коридоров. Но все трудности были успешно преодолены, и Амфитеатр Флавиев перешел в дар народу.
Колизей — это самая красивая из руин — там все дышит величием древнего Рима — Стендаль.
Тайна имени
В начале он назывался Амфитеатр Флавиев (Anfiteatro Flavio), потому что был построен императорами Веспасианом и Титом из династии Флавиев. Название «Колизей» появилось только в средние века: самая популярная теория гласит, что имя «Колоссео» амфитеатр получил из-за того, что он был построен рядом с «Колоссом» Нерона, статуей, которая находилась в нескольких метрах от амфитеатра. Другие говорят, что название происходит от его расположения, потому что амфитеатр был построен на холме, где когда-то стоял храм Изиды (Collis Isei).
О происхождении названия «Колизея» ходит и интересная легенда: когда-то на месте Колизея существовал языческий храм, где поклонялись дьяволу. И в конце каждой церемонии священники спрашивали последователей: COLIS EUM? (Ты его любишь? В смысле, дьявола).
Легенды о Колизее
- Легенда №1. Согласно легенде, когда в 75 году закладывали фундамент Колизея, в него живьем закопали 77 рабов. Это, по предсказанию прорицателей, нужно было, чтобы арена простояла 77 столетий. Что ж, сооружение стоит уже 19 веков.
- Легенда №2. Как гласит один средневековый миф, в Колизее находится вход в подземный мир. Там в сумерках в поисках вечного мира блуждают души умерших на арене. Но мир они никогда не найдут, так как их постигла наглая преждевременная смерть.
- Легенда №3. Во времена Нерона на месте Колизея было озеро, где обитало чудище, которое кормили рабами. Жертвы служили приношением богу Фавну, который защищал императора и римлян от гнева зверя. После смерти Нерона озеро засыпали, а чудовище исчезло. Но позже опять появилось. Считалось, что чудовище Нерона питается убитыми в Колизее. И пока оно будет их есть, амфитеатр будет стоять.
- Легенда №4. Амфитеатр Флавиев являлся местом мучений первых христиан.
- Легенда №5. Легендарная акустика Колизея: император якобы мог слышать слова, сказанные шепотом в самой дальней ложе арены.
Особенности конструкции Римского Колизея
Основные стены амфитеатра созданы из больших блоков травертина, которые соединяли друг с другом стальными зажимами, общим весом около 300 тонн. Внутри применяли также кирпич и туф. Одного только травертинового камня понадобилось 100 000 кубометров.
Равномерно по зданию распределены 80 входов. Из них 4, ведущие на нижние, ближе к арене ряды, были предназначены исключительно для знатных особ. Довольно продуманная система входов-выходов позволяла полностью заполнить амфитеатр за 15 минут и полностью освободить его всего за 5 минут.
Первые ряды отводились представителям власти и аристократии. Они были расположены на высоте 3,6 метра от поверхности арены. Примечательно, что на некоторых местах найдены имена важных персон. Это, наверное, был своеобразный резерв мест.
Последующие ряды предназначались сословию всадников. Затем людям с правами римских граждан. Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали.
Схема рядов Колизея
Позднее, при императоре Домициане, был построен еще один уровень, практически без мест для сидения. Здесь могли постоять бедняки, женщины и даже рабы. Интересно, что были категории людей, которым запрещалось посещать Колизей. Это актеры, работники погребальных служб и, как ни странно, бывшие гладиаторы.
Примечание: Не все гладиаторы умирали на арене Колизея. Иногда их выкупали, или они своими боями и победами добивались свободы.
Над верхними рядами располагался портик, навес по всему периметру амфитеатра. А над ним были расположены 240 специальных мачт и канатов. С помощью них обученные люди натягивали громадный тент, называемый веларий, над всем Колизеем, чтобы защитить зрителей от дождя или палящего солнца.
Места для императора, его свиты и весталок (это римские жрицы богини Весты – весьма почитаемые и уважаемые) располагались на северной и южной сторонах от арены, и, конечно же, были самыми элитными и облагороженными.
Интересный факт — Найдены записи 354 года, в которых говорилось, что Амфитеатр Флавиев вмещает 87 000 зрителей, но современные подсчеты утверждают, что он не мог вместить более 50 000 человек (что тоже очень много для тех времен).
Массивная сводчатая конструкция с проходами располагалась под местами для зрителей. Под самой ареной тоже были обнаружены ходы и тоннели, служившие для перемещения гладиаторов, животных и работников.
Множество ходов под ареной Колизея
Есть сведения, что на арене кроме традиционных гладиаторских боев и травли животных, проходили целые морские сражения с участием лодок и даже боевых галер. Для этого поверхность арены заливали водой через специальные системы водоподачи. Морские бои, скорее всего, проводились до того, как под ареной были построены ходы.
Арена была покрыта досками и засыпана песком.
Колизей – это не только поле битвы и зрительный зал. Это еще и масса вспомогательных построек в округе. Например, школа гладиаторов с небольшой тренировочной ареной, места для содержания животных, лазареты для лечения раненых гладиаторов и место, куда складывали убитых бойцов и животных.
Колизей – это целый развлекательный комплекс с кровавыми боями, реками крови и … довольными горожанами.
Кадр из фильма «Гладиатор» хорошо иллюстрирует бои в Колизее
Итак, строительство завершилось в 80 году, и настало время торжественного открытия. В первые же дни, при проведении первых игр, на его арене, по словам римского историка Дио Кассиуса, было убито порядка 2000 гладиаторов и 9000 диких животных. В 107 году во время правления императора Траяна, в ходе 123 дневного фестиваля на арене Колизея приняло участие уже 10 000 гладиаторов и 11 000 диких животных. Но тут не все погибли, так как убивать направо и налево гладиаторов и зверей было накладно.
Интересный факт — По примерным подсчетам, за все время существования Колизея, на его арене убили около 500 000 человек и порядка 1 000 000 животных.
ТОП-3 фото былого величия Колизея
Грандиозное белое здание, облицованное травертином (известковый туф), имело 4 этажа. Первые три состояли из повторяющихся колонн и арок:
- самые простые колонны дорического ордера были на первом,
- колонны ионического ордера на втором,
- и витиевато украшенные колонны коринфского ордера на третьем.
В арочных просветах красовались статуи богов и знатных горожан. Четвертый этаж арок не имел — свет пропускали небольшие окна. Заметны каменные крепления, расположенные по его окружности. На эти крепления опирались деревянные мачты для поддержки парусной крыши. Венец из 240 мачт держал паруса, чтобы защищать зрителей от солнца во время полуденных шоу.
Примерно так выглядел Колизей в Риме. Фото иллюстрации Джорджио Альбертини СсылкаКликни для увеличения изображения
Фасад
Фасад Колизея красив, он состоит из 4 уровней, первые три открываются аркадами. Нижние – более 7 м в высоту и 4,2 м в ширину, а те, что на втором и третьем этажах, – 6,45 м в высоту и все еще 4,2 м в ширину. Постоянная ширины позволяет не иметь никакого сдвига от одной стадии к другой.
На первом этаже аркады пронумерованы от 1 до 76, потому что 4 из них специальные, это главные входы.
Эти главные входы были оборудованы статуей и имели декоры лучшего качества, чем другие.Арки полукруглые, то есть вершина представляет собой правильную кривую, она образует полукруг.
Каждая аркада отделена от следующей полуколонной, то есть стеной с одним концом полусферической формы (снаружи, конечно).
В верхней части колонн систематически присутствуют типичные украшения античности, но они варьируются в зависимости от уровней:Первый этаж: дорическийПервый этаж: ионныйВторой этаж: КоринфскийДорический стиль-самый простой, самый изысканный. Колонны имеют 20 вертикальных ребер, а капители не украшены.
Ионический стиль состоит из 24 ребер, а капители украшены свитками. Коринфский стиль, он соответствует барокко, это стиль, перегруженный листьями стилизованных деревьев.
Использование этих трех стилей, вероятно, свидетельствует о желании производителя подчеркнуть художественные эволюции, известные в античности.Четыре уровня отделены друг от друга каменным полом, открывающимся снаружи выступающим карнизом без декора.Четвертый уровень-особенный. Внешне он не имеет арок, это всего лишь прямая стена, пронизанная небольшими прямоугольными окнами через равные промежутки, фактически обе аркады нижних уровней. В архитектуре мы называем его чердаком.
Чердак использовался для выставления больших декоративных щитов, очень похожих на выставочную стену.
На вершине Колизея есть довольно большой карниз, который огибает его. В нем было проделано 240 отверстий (некоторые из них сохранились и по сей день).
Под каждым из них находится небольшой колокольчик, примерно в 1,5 м от карниза. Он служил опорой для мачт, выступающих из вершины. Эти мачты проходили через отверстия и были несъемными.
Веревки были натянуты, чтобы открыть или закрыть теневую ткань, велариум.Фасад-самая красивая часть Колизея, хотя большая его часть была разрушена, несмотря на возмущение, которое он получил.