Пантеон в париже: памятник честолюбию и страстям

Собор Дома инвалидов и гробница Наполеона

В отличие от своего северного соседа, Солдатской церкви, этот Собор с коринфскими колоннами, пилястрами и помпезными фресками, представляет собой великолепный образец архитектурного изыска.

Здесь, в стеклянной крипте прямо под куполом Собора, находится гробница Наполеона. Прах Наполеона I (Бонапарта) покоится в саркофаге из темно-красного гранита, в окружении статуй-стражей, символизирующих его военные победы.

Сверху крипту окружает круглая галерея, украшенная фризами с изображением гражданских достижений императора, под которыми приводятся высказывания самого Наполеона Бонапарта, отражающие его непомерное тщеславие (впрочем, часто оправданное), например: «Своей простотой мой кодекс принес больше добра Франции, чем все предшествующие законы» или «В какую бы сторону ни падала тень моего правления, везде она оставляла следы его значимости».

Тень Наполеона вновь появилась в Париже 14 декабря 1840 года в день, когда катафалк, доставивший его прах с острова Святой Елены в Париж, проехал по улицам города в Собор Дома Инвалидов через только что завершенную Триумфальную арку.

В то время, когда правителем Франции был представитель династии Бурбонов Луи-Филипп и племянник Наполеона Луи-Наполеон сидел в тюрьме за попытку организации переворота, предпринятую за четыре месяца до этого, бонапартисты общей численностью до полумиллиона свободно вышли на улицы, чтобы проводить своего императора в последний путь.

Виктор Гюго так говорил об этом дне: «казалось, будто весь Париж переместился в одну часть города, как вода в вазе, которую наклонили». Пожалуй, даже большее впечатление, чем усыпальница Наполеона, производит довольно простая по оформлению гробница маршала Фоша, главнокомандующего союзными войсками в Первой мировой войне, которая находится в боковой часовне у лестницы, ведущей в крипту.

В помещение часовни сквозь витражи проникает голубоватый свет, озаряющий бронзовый монумент: он изображает исполненных печали пехотинцев, которые провожают в последний путь тело своего маршала.

Музей планов и рельефов

Официальной датой основания музея считается 1943 год, но нить истории уводит нас в далекий 1668-й.

Именно в это время военный министр Франсуа-Мишель де Летелье основывает свою коллекцию объемных макетов городов, защищенных укрепительными сооружениями.

Его интересовали как сами укрепления, так и местность с ее особенностями, поскольку с тактической точки зрения эти данные очень важны.

Разработкой же карт занимался инженер Вобан, чье сердце захоронено в некрополе Дома Инвалидов.

Однако после смерти короля-солнца макетами больше никто не интересуется, и вспомнили о них только перед семилетней войной, тогда же Людовик XV приказывает их обновить.

Основная часть паноптикума обнародована в 1741-1748 годах – на них отмечали захваченные территории периода, когда Франция стала участником конфликта за австрийское наследство.

Следующее обновление карт и моделей состоялось в 1754 г., спустя 23 года они переезжают в Дом Инвалидов, а составляющей экспозиции становятся в 1943 г., когда организовывается Музей планов и рельефов.

3.

Фото, предоставленное Тони Перроттетем.
Коллекция эта была достаточно внушительной, а сам Шарль решил, что хватит передавать ее по наследству, пора делу дать ход и обменять ее на приличную сумму. Так пенис был, среди прочего, продан книготорговцам братьям Мэггс и отправился через весь континент в Лондон. Братья также не стали хранить реликвию у себя и продали ее еще раз – его приобрела известная компания, занимавшаяся продажей книг. Тогда, в 1924 году, эта покупка обошлась в 400 фунтов стерлингов, что было внушительной суммой. И тогда же пенис впервые был представлен на обозрение общественности – его выставили в Музее французского искусства в Нью-Йорке.

Гробница Наполеона Бонапарта

Дом инвалидов в Париже стал последним пристанищем французского императора, который скончался 5 мая 1821 года на острове Святой Елены. Только спустя два десятилетия прах Наполеона Бонапарта перевезли на родину. Его решено было перезахоронить именно здесь, в соборе при этом пансионате, и 15 декабря 1840 года кортеж с останками бывшего монарха, сопровождаемый неожиданно налетевшей на город пургой, направился сюда.

Гробницу Наполеона изготовили из красного порфира. Его привезли из так и не завоеванной императором России. Пьедестал сделан из темно-зеленого графита. Саркофаг закрыт тяжелой крышкой, которую поднимают совсем редко. Когда это случается, то можно увидеть через стекло потемневшее лицо Наполеона, грозы Европы своего времени. Сам прах заключен шесть помещенных друг в друга гробов, изготовленные, соответственно, из жести, красного дерева, свинца, дуба и эбенового дерева. Рядом с Бонапартом покоится и прах его сына Наполеона II, который умер в Вене в 1832 году.

Музеи Дома инвалидов

На территории строения расположены музеи, которые рассказывают о Франции различных эпох. Например, есть сборник карт рельефов и планов, который раскрывает многие тайны построения французской столицы. Топография – это важная наука, которая позволяла в разные периоды истории оберегать спокойствие граждан и реализовывать их интересы. Около 100 макетов представлены широкой общественности в качестве экспозиции.

В музее армии собраны различные военные экспонаты разных лет. Ретро-оружие, одежда французских солдат, письма, стихи, написанные на фронте, – все это способно погрузить в самую невероятную атмосферу.

Музей армии Дома инвалидов

В музее современной истории путешественники могут открыть несколько новую для себя Францию, которая способна покорить не только своими архитектурными сооружениями древности, но и современными произведениями искусства.

Дом инвалидов в Париже: фото

Для того чтобы насладиться божественной архитектурой зданий, величием собора, а также невероятной красоты парком, конечно, нужно отправиться в Париж. Особенно прекрасно сооружение в осенний и весенний периоды, когда парк становится совершенно различным.

Сегодня, благодаря возможностям интернета, можно найти много отличных фотографий собора, но именно в местном музее хранятся уникальные картины и фотографии, сделанные еще в прошлых веках. Все архитектурные произведения показаны как до, так и после реставрации.

На данных фотографиях продемонстрированы основные строения Дома инвалидов в Париже, собор, парк, а также прочие детали, которые смогут заинтересовать настоящих эстетов.

Архитектура Дома инвалидов в Париже

«Игры престолов»

Пантеон стал еще одним зданием, которое парижане в свое время встретили в штыки, поразившись его простоте форм и непонятному стилю. По их мнению, он словно выступал против остального города, выбиваясь из привычного зодчества, да и внутренний конфликт направлений создавал уникальное противоречие самому себе, противопоставляя величественный купол скромному греческому портику.

Пантеон в Париже

Но было бы еще удивительней, если б мнение было иным, ведь в привычках столичных жителей все воспринимать с некоторой настороженностью, а порой и в штыки. Вспомните хотя бы Эйфелеву башню или современный небоскреб Монпарнас и район Ла Дефанс. И это только единичные примеры, когда люди требовали прекратить разрушать ауру Парижа, вплетая в нее чужеродную архитектуру.

Со временем каждое строение становилось любимой и неотъемлемой частью города. То же случилось с мавзолеем, приютившим много известных личностей. Однако изначально здание задумывалось как храм, который еще не знал, что судьба уготовила ему бросаться из крайности в крайность, несколько раз меняя свое предназначение.

Усыпальница Пантеон в Париже

Во время революции, когда многие церкви подвергались разрушению, собор Святой Женевьевы не тронули, чтобы хоронить в нем выдающихся сынов отечества. И все же ради этого пришлось понести некоторые жертвы – с его купола сняли крест и убрали статую святой покровительницы, а на их месте появились новые композиции – статуи Родины-матери и Славы.

Во времена Первой империи Наполеон Бонапарт снова возвращает Пантеон в лоно церкви с прежним названием и крестом св. Женевьевы, но сохранил идею захоронения в его подземельях верховных чиновников и мужей, прославивших своими героическими подвигами Францию. А вот самого императора там нет. Его похоронили в доме Инвалидов, но поставили в очередь на рассмотрение как кандидатуры по заселению.

Людовик XVIII

При Людовике XVIII собор начали реставрировать, расписывая потолок и создавая четверку картин, рассказывающих о разных исторических периодах Франции, начиная с Карла Великого. Завершающим должно было стать полотно, посвященное Наполеону, но планам помешало его падение, и вместо этого на картине показали новое пришествие Бурбонов, мастерски расположив в облачной дымке Людовика XVI и его жену с сыном.

Французы, казалось, не могли принять окончательное решение, и в 1830 году во время очередного революционного переворота снова переиграли, обратив церковь обратно в Пантеон, которым он остается и по нынешний день.

Архитектура

 Купол Дома инвалидов

 Собор Сен-Луи-де-Инвалид

 Musée de l’Ordre de la Libération

 Национальное учреждение инвалидов

 Gouverneur des Invalides

 Военный губернатор Парижа

 Канцелярия ордена освобождения

 Национальное бюро боевых действий и жертв войны

  • 1. Cour d’honneur
  • 2. Кур д’Ангулем
  • 3. Кур д’Аустерлиц
  • 4. Cour de la Victoire
  • 5. Кур де ла Валер
  • 6. Кур де Марс
  • 7. Кур де Тулон
  • 8. Кур де Нисмес
  • 9. Кур де Мец
  • 10. Cour de l’Infirmerie
  • 11. Кур д’Оран
  • 12. Кур-де-ла-Пэ
  • 13. Кур д’Арль
  • 14. Кур д’Альжер
  • 15. Кур Сен-Луи
  • 16. Кур Сен-Жозеф
  • 17. Кур Сен-Жак


Северный фасад Дома Инвалидов: купол Мансара над центральным блоком Брюана с фронтоном.

На северном фасаде Дома Инвалидов купол часовни Хардуэн-Мансар достаточно велик, чтобы доминировать над длинным фасадом, но гармонирует с дверью Брюана под арочным фронтоном. На севере внутренний двор (Cour d’honneur) расширяется широкой общественной эспланадой ( Esplanade des Invalides ), где посольства Австрии и Финляндии соседствуют с Министерством иностранных дел Франции, и все они образуют одно из больших открытых пространств в сердце Парижа. В своем дальнем конце мост Александра III связывает эту грандиозную урбанистическую ось с Малым дворцом и Большим дворцом . Мост Инвалидов расположен ниже по течению реки Сены.

В зданиях по-прежнему находится Национальное учреждение инвалидов , национальное учреждение для инвалидов войны . В состав учреждения входят:

  • дом престарелых
  • медико-хирургический центр
  • центр внешних медицинских консультаций.

Пантеон в Париже (Фото)

Фотогалерея Пантеон в Париже

1 of 23

История строительства Пантеона
История строительства Пантеона
Пантеон (Париж)
Пантеон (Париж)
Пантеон Париж (История)
Пантеон Париж (История)
Пантеон в Париже, история, архитектура, адрес, экскурсии
Пантеон в Париже, история, архитектура, адрес, экскурсии
Пантеон в Париже
Пантеон в Париже
Усыпальница Пантеон в Париже
Усыпальница Пантеон в Париже
Рака и фаланга руки Женевьевы
Рака и фаланга руки Женевьевы
Парижский Пантеон
Парижский Пантеон
Париж (Пантеон)
Париж (Пантеон)
Париж (Пантеон), внешнее убранство!
Париж (Пантеон), внешнее убранство!
Пантеон внутри (Париж)
Пантеон внутри (Париж)
Маятник Фуко в Парижском Пантеоне
Маятник Фуко в Парижском Пантеоне
Смотровая площадка Пантеона
Смотровая площадка Пантеона
Париж (Пантеон внутри)
Париж (Пантеон внутри)
Пантеон в Париже (внутри)
Пантеон в Париже (внутри)
Пантеон в Париже
Пантеон в Париже
Пантеон в Париже (Франция)
Пантеон в Париже (Франция)
Пантеон
Пантеон
Пантеон Париж
Пантеон Париж
Парижский Пантеон
Парижский Пантеон
Пантеон внутри (фото)
Пантеон внутри (фото)
Скульптуры Пантеона
Скульптуры Пантеона
Архитектура Пантеона
Архитектура Пантеона

Немного истории

В 1670 году король Франции издал указ о строительстве дома инвалидов. Это сооружение должно было стать домом для военных, которые в силу разных причин не могли себя содержать. В то время войны длились долго, и солдаты теряли связь с родными практически полностью. У них не было своего дома, не было мирной профессии, и государство в лице своего короля считало необходимым помочь им.

По закону ветеранам, даже по старости, бездельничать было запрещено и зачастую многие отряды, охранявшие порядок в городе состояли именно из ветеранов. Даже охрана в Бастилии частично включала в себя команду отставных военных.

Внешнее убранство

На центральном барельефе Родина по-матерински вручает своим детям венцы. Слева ее дар принимают граф и масон Мирабо, писатель и богослов Фенелон, адвокат Мальзерб, морской министр Монж, небезызвестный генерал Карно, публицист и политик Манюэль, а также химики Лаплас и Бертоле. За ними в очередь выстроились естествоиспытатель Кювье, живописец Давид, лекарь Биша и философ Руссо.

Париж (Пантеон), внешнее убранство!

Справа венки раздаются воинам империи и республики, среди которых генерал Бонапарт, а не прославленный император; привалившийся к своему ружью престарелый гренадер и юный барабанщик из Акрополя.

Под портиком красуются скульптурные группы авторства Мендрона. Одна композиция посвящена Святой Женевьеве в момент, когда она взывает к Аттиле с мольбой помиловать Париж-Лютецию. Вторая изображает крещение царя Хлодвига.

Музей армии

Дом Инвалидов известен также своими музеями. Самый первый основан по инициативе Людовика XIV для ветеранов, которые тут жили. Правда изначально это были 2 обособленные комнаты, освещающие историю развития артиллерии и войска, и лишь в 1905 г. произошло их объединение в Музей армии.

Музей армии в Доме Инвалидов

В отделе древнего вооружения акцент сделан на оружии и доспехах нескольких эпох, начиная от палеолита до конца XVII столетия, охватывая представителей разных стран. Коллекции постоянно пополняются благодаря частным дарам и экспонатам из других хранилищ и организаций: Лувра, монетного двора, замка Пьерфон и Венского музея артиллерии.

Посетителям во всей красе представлено снаряжение Ближнего и Дальнего Востока, а временные рамки охватывают периоды Персидской, Оттоманской, Монгольской и прочих империй. В экспозиции обмундирования интерес вызывают торжественные королевские латы и изображенные в настенной живописи сцены баталий, в частности Франко-Голландская война при короле-солнце.

Рубрика нового времени охватывает годы 1648-1792, где прослеживаются радикальные перемены в конституции французских войск. Реформы затрагивают иерархичность чинов, узаконивается единая военная форма. При Людовике XV солдат оснащают первым типовым ружьем, с которым они отправятся на битву за австрийское наследство.

Далее музей рассказывает о реформах в период правления Людовика XVI, при котором страна была вовлечена в американскую войну за независимость, и плавно подводит посетителей к разделу Нового времени, освещающий историю Франции до 1871 года.

Сюда включены основные события, начиная от революции до создания Парижской коммуны.

Музей Армии в Париже

Среди многочисленных экспонатов особое место занимают знаменитые треуголки Наполеона, которые он менял каждый месяц, и за время своего правления накопил 170 шляп. Только 20 из них сохранились по нынешний день, и 6 хранит как зеницу ока Музей армии.

Помимо головных уборов интересно взглянуть на униформу полководца, пропитанную запахом пороха времен Итальянского похода. Рядом красуется сабля Наполеона, с которой он участвовал в Египетской кампании, его шпага времен боев при Аустерлице, ожерелье Почетного легиона и легендарный серый сюртук. Кроме личных предметов Бонапарта в витринах демонстрируется почетное оружие, служившее наградой отличившимся в бою воинам.

Необычно смотрится и форма времен правления Карла Х и Луи-Филиппа для французских солдат Африканского корпуса, украшенная элементами восточного декора.

Музей Армии (Дом Инвалидов)

В отделе последних мировых войн охватываются годы 1871-1945, где на повестке дня оружие и униформа войск всех воевавших стран.

Пройдя в раздел артиллерии, вы увидите уникальную коллекцию. Тут наряду с воссозданными моделями немало настоящих орудий, и среди них одна из самых первых пушек XIV столетия.

На открытом плацу Музей Инвалид окружает 800 единиц орудий и еще 1000 расположена в залах. Со стороны эспланады стоят трофеи, захваченные у российской армии, и вплоть до ХХ столетия из них производили залпы в честь французских национальных праздников.

В других комнатах любопытно наблюдать реформу государственной символики и трофейные флаги. Разбавляют же оригинальные военные предметы модели игрушечных солдатиков и изобразительное искусство.

График работы и стоимость билетов

Государственный Дом инвалидов принимает гостей ежедневно с 7:30 до 19:00 (во вторник — с 7:30 до 21:00). Двери музеев открыты для посещений каждый день:

  • с 01.04 по 31.10 — с 10:00 до 18:00
  • с 01.11 по 31.03 — с 10:00 до 17:00 (до 17:30 во время рождественских праздников)

Выходные дни: 01.01, 01.05 и 25.12. Ежемесячно в первый понедельник туристы допускаются только в собор. В июле и августе время посещения могилы Наполеона продлено до 19:00. Маленькая хитрость: если вы придете к кассам не утром, а после полудня, то время ожидания в очереди сократится до 10—15 минут. Билеты можно купить за 30 минут до закрытия.

Полный тариф — 12 евро, льготный — 10 евро. Право бесплатного входа предоставляется детям до 18 лет, безработным гражданам Евросоюза и журналистам (при предъявлении соответствующего удостоверения), нетрудоспособным и их сопровождающим, военнослужащим в униформе.

Музей армии

Дом Инвалидов известен также своими музеями.

Самый первый основан по инициативе Людовика XIV для ветеранов, которые тут жили.

В отделе древнего вооружения акцент сделан на оружии и доспехах нескольких эпох, начиная от палеолита до конца XVII столетия, охватывая представителей разных стран.

Коллекции постоянно пополняются благодаря частным дарам и экспонатам из других хранилищ и организаций: Лувра, монетного двора, замка Пьерфон и Венского музея артиллерии.

Посетителям во всей красе представлено снаряжение Ближнего и Дальнего Востока, а временные рамки охватывают периоды Персидской, Оттоманской, Монгольской и прочих империй.

В экспозиции обмундирования интерес вызывают торжественные королевские латы и изображенные в настенной живописи сцены баталий, в частности Франко-Голландская война при короле-солнце.

Рубрика нового времени охватывает годы 1648-1792, где прослеживаются радикальные перемены в конституции французских войск.

Реформы затрагивают иерархичность чинов, узаконивается единая военная форма.

Далее музей рассказывает о реформах в период правления Людовика XVI, при котором страна была вовлечена в американскую войну за независимость, и плавно подводит посетителей к разделу Нового времени, освещающий историю Франции до 1871 года.

Сюда включены основные события, начиная от революции до создания Парижской коммуны.

Среди многочисленных экспонатов особое место занимают знаменитые треуголки Наполеона, которые он менял каждый месяц, и за время своего правления накопил 170 шляп. Только 20 из них сохранились по нынешний день, и 6 хранит как зеницу ока Музей армии.

Помимо головных уборов интересно взглянуть на униформу полководца, пропитанную запахом пороха времен Итальянского похода.

Рядом красуется сабля Наполеона, с которой он участвовал в Египетской кампании, его шпага времен боев при Аустерлице, ожерелье Почетного легиона и легендарный серый сюртук.

Необычно смотрится и форма времен правления Карла Х и Луи-Филиппа для французских солдат Африканского корпуса, украшенная элементами восточного декора.

В отделе последних мировых войн охватываются годы 1871-1945, где на повестке дня оружие и униформа войск всех воевавших стран.

Пройдя в раздел артиллерии, вы увидите уникальную коллекцию. Тут наряду с воссозданными моделями немало настоящих орудий, и среди них одна из самых первых пушек XIV столетия.

На открытом плацу Музей окружает 800 единиц орудий и еще 1000 расположена в залах.

В других комнатах любопытно наблюдать реформу государственной символики и трофейные флаги.

Разбавляют же оригинальные военные предметы модели игрушечных солдатиков и изобразительное искусство.

Захоронения в Пантеоне

Граф Оноре Мирабо

Первым, кто удостоился чести быть похороненным в мавзолее, стал граф Оноре Мирабо – заслуживший славу непревзойденного оратора и ревностного революционера. Случилось это в 1791 году, но достойным подобной чести он был всего три года, после чего его останки с позором перенесли на кладбище для преступников, и даже не позаботились о надгробной плите.

«Услужил» ему в этом лучший друг – побратим в революции Жан-Поль Марат, предоставивший доказательства связи Мирабо с королем.

В этом же 1794 году сам Марат был убит и похоронен в Пантеоне, но и его бренные останки не задержались в привилегированной усыпальнице, и тоже были выдворены оттуда, причем тело просто выбросили в канаву. Самого же графа реабилитировали, и он стоит в очереди на повторное заселение в парижскую гробницу.

Жан-Поль Марат

Позже, задуманный как склеп революционеров и ее последователей, Пантеон пересмотрел это правило и стал принимать всех, кто прославлял Францию, работаю на ее имидж и славу. Чтобы в дальнейшем не играться с вносом и выносом тела, парижане впредь решили более тщательно подходить к вопросу захоронения, хорошенько обдумывая кандидатуры.

Так, спустя 132 года после смерти Александра Дюма старшего, в 2002 году его вдруг решили осчастливить, перезахоронив в парижском мавзолее. Уж этого срока точно достаточно, чтобы убедиться в его гениальности, как писателя.

Тут нашли свой вечный покой политики, путешественники, актеры и философы, художники и писатели, президенты и ученые, кардиналы, маршалы, адмиралы, генералы и даже банкиры. Некоторые урны пусты, в некоторых лишь сердце или горстка земли, как знак уважения и памяти о них.

Среди поселенцев мавзолея много известных всему миру имен. Своим творением архитектор Жак-Жермену Суффло увековечил свое имя и тем самым обеспечил внутри него уютное местечко, которое занял в 1829 году.

Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau)

Задолго до него в числе первых поселенцев тут появились гробницы Вольтера (1791 г.) и Руссо (1794 г.). Их деревянные гробы раскрасили и покрыли сусальным золотом, но внешний декор не способствовал сохранности древесины, и они быстро сгнили.

Эти двое словно и после смерти не могли прийти к согласию, и в знак протеста разместились по разным сторонам усыпальницы. Есть также момент, который многих ставит в тупик – почему французы решили похоронить Руссо в Пантеоне, ведь он был швейцарцем.

Стоит упомянуть, что в 1815 году тело Руссо выкрали религиозные фанатики, а затем бросили в яму с известью. О судьбе Вольтера тоже ходят слухи, якобы его и останки были похищены, но по официальным данным он все еще находится на своем месте.

Виктор Гюго

Тут отдыхает великий французский романист, прозаик, поэт и драматург Виктор Гюго; писатель и политический деятель Эмиль Золя; создатель письма для слепых – Луи Брайль; физики муж и жена Кюри. Причем Мария Склодовская-Кюри в компании имеет всего одну женщину – Софию Бертло, которая находится тут со своим мужем Марселеном Бертло, оставившим след в области химии и политики. Можно было бы назвать еще одно женское имя – Женевьев Де Голль-Антоньоз, племянницу генерала де Голля, но в Pantheon привезли лишь горстку земли с ее могилы.

Врата в величественный храм упокоения открыты для уснувших вечным сном достойных лиц Франции и сегодня. В 2015 году помимо Женевьев сюда перенесли тела троих героев Сопротивления.

В стенах Пантеона нашли покой более 70-и человек, так или иначе внесших вклад в развитие Франции, и в благодарность им у входа высечена эпитафия, которую можно перевести, как: «Величайшим людям от благодарного отечества».

Строительство и реконструкции Большого дворца

Было всего 3 года, чтобы столь масштабный проект по возведению культурного и выставочного центра обрел жизнь. На стройке работало около 1,5 тыс. рабочих, а затем 40 умельцев оформляло Большой дворец в Париже, создавая фасадную скульптуру и цветастые фризы в виде мозаики, элементов керамики, больших полотен и орнаментов.

Большой Гран-Пале в Париже

Поскольку ни одна стройка не проходит гладко, не раз возникали проблемы. В процессе оказалось, что конструкция, сотканная из камня, мрамора, стали, щебня и стекла, слишком массивная, и чтобы избежать в дальнейшем проседания почвы, ее пришлось укрепить 3 400 дубовыми сваями.

Кроме того не обошлось и без недовольств со стороны рабочих, жалующихся на условия труда и сжатые сроки – дабы уложиться во временные рамки сдачи проекта, иногда приходилось работать сверхурочно без достойной компенсации. Все это приводило к забастовкам и стычкам, что тоже замедляло процесс.

Несмотря на все преграды, завершить строительство удалось вовремя, и уже к 15 апреля 1900 г. Большой дворец принимал первых посетителей. В 1925 г. тут проходит Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. В последующие годы кто тут только не селился: парковка для автомобилей, студенческая харчевня, а созданное отделение полиции существует и поныне.

Здание приходилось несколько раз ремонтировать. В начале 40-х годов спад грунтовых вод Парижа послужил причиной для укрепления всей конструкции.

В военный период в этих стенах функционировал госпиталь, а во время оккупации фашисты проводили тут собственные пропагандистские вернисажи. Затем здание стало штабом движения Сопротивления, а в 1944 г. в момент празднования освобождения столицы от оккупантов начался пожар, повредив крышу, частично уничтожив и деформировав металлические конструкции и колонны нефа.

После очередного ремонта продолжительное время залы Гран Пале были открыты для посещений, пока в 1993 г. при прохождении экспозиции «Дизайн – зеркало столетия» одно из потолочных элементов не потеряло заклепку. Стало ясно, что настал час снова заняться реконструкцией, и неф закрывают.

На его восстановление бюджет смогли выделить только в 2000 году, когда дворец получил статус памятника архитектуры, и государственная казна решила раскошелиться. Начатые работы длились до 2005 года, и за пятилетку заново укрепили фундамент, стеклянную крышу, металлический каркас, а также квадригу авторства Жоржа Ресипона.

Дворец Гран-Пале в Париже

Казалось, бы – «перышки почищены», и Grand Palais снова может несколько лет отдыхать от перестроечной деятельности. Но нет, после наведения марафета внутри решили «припудрить» и фасад, занявшись его реставрацией. К слову говоря, сегодня ситуация не изменилась, и городские власти все время что-то улучшают и переделывают.

Поскольку Большой дворец ежегодно принимает около 2 млн. посетителей и проходит примерно 40 различных церемоний, возникла необходимость в расширении территории и улучшении функциональной структуры сооружения. Теперь обновленная ротонда Александра III стала еще изысканней, и из нее открыт проход в ресторан «Мини-Пале», кинотеатр МК2 и в неф. Ротонда Королевы превратилась в роскошное фойе, где принимают важных гостей.

Преображенный юго-восточный пассаж площадью 700 кв. м, крытый уходящим ввысь на 11 м прозрачным потолком, открылся в 2011 г., и это чудное местечко для летних мероприятий никогда не пустует. Первой организованной тут выставкой была «История видеоигр», а годом позже открылся Почетный салон, где часто выступает труппа театра «Камеди Франсэз».

Сегодня площадь дворца – 72 тыс. кв. м с нефом в 13,5 кв. м, куда беспрепятственно проникает дневной свет сквозь прозрачный купол, равных которому нет во всей Европе. Цифра – 6 000 тонн стали, которой на него ушло (это больше, чем потребовалось на возведение Эйфелевой башни), поможет представить грандиозность кровли, а еще 200 тыс. тонн камней и 60 тонн изумрудной краски.

Поскольку работы по расширению и преобразованию пространства продолжаются, посетителей ждет еще немало удивительных экспозиций и постановок.

7.

Наполеон на смертном одре. Верне (1826).
После смерти Латтимера Пенис Наполеона перешел по наследству дочери доктора, которая решила не церемониться с этим драгоценным экспонатом и продать его. Она запросила 100 тысяч долларов (против 3 000, за которые он был куплен) – и это была сумма не за всю коллекцию, а только за сам пенис. При этом сделать анализ ДНК, который на сегодня уже возможно сделать и, соответственно, можно подтвердить, действительно ли этот экспонат является тем, чем заявляется, она отказалась. Стоит ли тогда удивляться, что покупателей на столь сомнительную покупку не нашлось?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector