Пантеон

Из Истории Пантеона

Место строительства Пантеона в Риме выбрано не случайно, оно считается легендарным в истории города. Согласно римской легенде, именно здесь один из основателей Рима, Ромул, после своей смерти был схвачен орлом и вознесен в небо к богам.

Название происходит от двух греческих слов: pan, «все» и theon,«божественный». Изначально Римский храм Пантеон был небольшим языческим храмом, посвященным всем римским богам. Построенное между 27 и 25 годами до н.э. консулом Марком Агриппой, префектом императора Августа, здание в течении своего существования подвергалось значительным изменениям и реставрациям.

В 80-м году нашей эры, после первого пожара его восстанавливал тогдашний правитель Домициан, но 30 лет спустя от удара молнии он снова загорелся. Современный вид Пантеон приобрел после его перестройки императором Адрианом, во времена правления которого Римская империя достигла вершин своего великолепия, и вполне вероятно, что нынешняя структура Пантеона создана под влиянием его неординарной личности и экзотического вкуса. Результатом этого стало сочетание цилиндрической структуры Пантеона, явно римского стиля, с великолепной внешней колоннадой, вдохновленной греческой архитектурой.

Новое строение сильно отличалось от первоначального, но император Адриан хотел видеть на фасаде латинскую надпись, связывающую Римский Пантеон богов с ее первозданным созданием. Латинские надписи на памятниках, как правило, сокращены с учетом требований площади, поэтому их часто нелегко расшифровать. Надпись на фронтоне Пантеона гласит: M. Agrippa L. F. Cos. Tertium feci, что на латинском читается “Marcus Agrippa Luci filius consul tertium fecit” и означает в переводе «Оно было построено Марком Агриппой, сыном Луция, избранным консулом в третий раз».

Строительство собора

По приказу папы римского Юлия II были начаты грандиозные работы по восстановлению древнего храма Святого Петра.

Архитекторы перестройки базилики:

  1. Донато Браманте. По его проекту с 1506 года базилику предстояло реконструировать в огромное крестообразное сооружение с куполом. Однако архитектор не успел завершить свою задумку.
  2. Рафаэль Санти. Продолжил работы по возведению собора после смерти Браманте. Рафаэлю помогали архитекторы: Фра Джованни Джокондо и Джулиано да Сангалло.
  3. Бальдассаре Перуцци. Итальянскому живописцу принадлежат ранние росписи в соборе. Архитектор придерживался плана с формой здания по типу греческого креста.   
  4. Антонио да Сангалло. Руководил строительными работами после смерти Рафаэля. По макету Сангалло – собор представлялся в форме латинского креста. Однако архитектор не воплотил в реальность свой замысел.
  5. Микеланджело Буонарроти. Занялся строительством собора с 1546 года. Архитектор придерживался первоначальных чертежей Донато Браманте. При Микеланджело провелись самые значительные работы по возведению собора; был выстроен барабан купола, который увенчал храм.
  6. Джакомо делла Порта. Занялся продолжением строительства собора. В дизайн постройки добавился новый стиль бротобарокко. Вместе с архитектором Доменико Фонтаной были проведены работы по возведению купола собора и главного свода.
  7. Карло Мадерна. Собор приобрёл законченный архитектурный вид. Создан портик собора и фасад.

Благодаря долгим совместным усилиям выдающихся архитекторов Италии, храм приобрёл свой современный облик.

Интересный факт!

18 лет работы Микеланджело посвятил собору Святого Петра. За основу он взял Флорентийский собор.

По сведениям от итальянского архитектора Джорджо Вазари:

В 1605 году по приказу папы Павла V снеслись последние старые части древней базилики, и удлинился неф.

Основание собора приобрело форму латинского креста.

В этот день папа Урбан VIII освятил храм.

Собор стал официально открыт для посетителей и для проведения священных служб.

Облик собора Святого Петра в 1450 году.

История

Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине — пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.

Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями — всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.

В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».

Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем — да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.

В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.

Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет — за это время успело смениться 20 пап — от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.

Легенды Рима о Пантеоне

Стоит начать с самого места расположения храма. По легенде, именно отсюда Ромул – один из братьев-основателей Древнего Рима, вознесся на небо вместе с божественным орлом, спустившимся к нему после его смерти.

Идея воздвигнуть храм также окутана тайнами. По одной из легенд, Цибела – древнегреческая богиня, Мать богов, попросила архитектора Агриппу построить Пантеон, явившись к нему во сне. Он должен был стать оплотом извечной борьбы с семью демонами, которые смогли проникнуть в мир живых и грозили страшными несчастьями. Кстати, «доказательством» этой легенды местные жители считают отверстие в центре купола (в ранней архитектуре Пантеона оно отсутствовало), пробитое самим дьяволом, убегавшим после проигрыша в противостоянии с богами.

Римский Пантеон не перестает поражать и по сей день. Габариты сооружения – до сих пор предмет дискуссий и размышлений архитекторов о том, каким образом можно было построить объект такого масштаба. Но даже на этот счет у местных жителей есть объяснение: для строительства храма использовали насыпной холм, благодаря которому рабочие имели возможность быстро добираться до купола здания. Куда же делся холм сразу после строительных работ? Его сровнял с поверхностью народ Рима, добровольно вызвавшийся помочь! Сказать по правде, не совсем добровольно, а после прошедшего слуха о зарытых в холме золотых монетах, пожалованных рабочим самим императором. Работа по разравниванию завершилась в рекордные сроки.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Сохранившиеся триумфальные арки Рима

Обитатели Олимпа

Согласно мифологии древних жителей Эллады, их боги населяли священную гору Олимп. Внешне они практически ничем не отличались от своих поклонников, разве что силой, красотой, вечной молодостью и способностью исцеляться от любых ран.

Что такое пантеон в представлении древних греков? Это совокупность Олимпийских богов, главным из которых был громовержец Зевс. Традиционный список «олимпийцев» насчитывал 12 божеств.

Помимо Зевса, в него входили Гера, Посейдон, Гермес, Афина, Персефона, Артемида, Деметра, Аполлон и др. Разумеется, существовали еще десятки других менее значимых, но также почитаемых греками богов.

В нравственном отношении греческие божества были далеки от идеала. Они не могли научить ничему хорошему, поскольку сами были олицетворением всех смертных грехов. Например, красавец Аполлон из мести повесил сатира Марсия на дереве и снял с него живого кожу.

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра. Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Император согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан, которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов, пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций, но все равно к XV веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела. Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то к базилике, то к центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным, а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо делла Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше, чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале XVII века центральная часть была увеличена, таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карло Мадерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с Виа делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в I веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

9. Здания, созданные под вдохновением Пантеона

В последующие столетия строители ориентировались на архитектурное величие Пантеона, копировали и повторяли его в своих работах. З наменитый гигантский купол Пантеона служил образцом для подражания архитекторов более поздних времен: Филиппо Брунеллески спроектировал купол церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, а Микеланджело – купол собора Святого Петра в Ватикане .

Парижский Пантеон (сегодня – усыпальница выдающихся людей Франции) не только носит то же название, что и оригинальный Пантеон, но и явно построен под вдохновением архитектуры этого выдающегося памятника древнеримской архитектуры. То же самое можно сказать и про многочисленные американские Капитолии, где размещаются государственные структуры.

История

Пантеон богов во времена Античности

Согласно легенде, начало строительство храма относится к периоду правления императора Октавиана Августа – 27 год до н.э.

Сооружение возводилось под руководством зятя императора, знаменитого полководца и римского политического деятеля Марка Агриппы (Marcus Agrippa).

Прямоугольное величественное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским божествам. Внутри Пантеона в нишах располагались статуи семи главных богов: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.

Для задабривания богов устраивались ритуалы и обряды, одни из которых были жертвоприношения животных, которые скидывались с отверстия в куполе с названием «окулус» (oculus).  

В результате сильных пожаров 80 и 110 годов н.э. культовый центр был разрушен, сохранились лишь детали стен.

В 114 году воздвижение нового здания возглавил император Траян.

Завершил построение император Адриан в 126 году н.э., он использовал оригинальную сохранившуюся надпись на главном фасаде, которая гласит:

Адриан воплотил в реальность замысел купольного покрытия ротонды с большим отверстием для освещения:

«Моё намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетарных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под окулусом, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займём место богов».

Создатель проекта эффектного сферического здания – инженер и архитектор Аполлодор Дамасский.

Строительство велось на протяжении всей жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник – император Антонин Пий.

До провозглашения христианства главенствующей религией Пантеон богов древнего Рима не претерпел значительных изменений.

В начале IV века после подписания императорами эдикта о свободе христианского вероисповедания, языческий храм был закрыт.

Согласно предположениям, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранялось в силу веры людей о пребывании нечистой силы внутри.

Пантеон во времена Античности.

Храм в период Средневековья

Византийский император Фокас в 609 году передал владение храмом папе Бонифацию IV, который перевёз сюда останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 телегах и освятил место.

13 мая того же года римский Пантеон приобрел статус христианской церкви, посвященной Святой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).

В период Средних веков большинство сооружений подвергались разграблению и разрушению, Пантеон не стала исключением.

Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в XIV-XVI века.

Изменения, произошедшие в древнем памятнике в эпоху Возрождения:

  1. Отделочный мрамор здания был частично снят, некоторые из элементов пилястр хранятся сегодня в Британском музее в Лондоне.
  2. Изначально купол покрывали тонкие пластины из золота, которые были украдены и вывезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовое купольное покрытие.
  3. В начале XVII века по заказу папы Урбана VIII Барберини были сняты бронзовые статуи с фронтона здания и переплавлены для создания декоративных элементов в Соборе Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (получившие название «Ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
  4. Статуи, некогда украшающие фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
  5. В XV веке интерьер храма украсили картины выдающихся мастеров, одна из известных работ – «Благовещение » Мелоццо да Форли. 

Многие деятели искусства периода Возрождения использовали красоту Пантеона как источник вдохновения для своих работ.

Храм всех Богов в период Средневековья.

Настоящее время

Сегодня Пантеон – действующая католическая церковь, принимающая верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие тишины от посетителей.

Внутри церкви расположен алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах находятся фрески и иконы.

В священном месте проводятся таинственные обряды бракосочетания молодых.

Церковь в настоящее время.

Происхождение названия «Пантеон»

Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что дословно означает «относящегося ко всем богам или связанного с ним».

Утверждения других учёных и историков опираются на мнение, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, а применимо к отдельным божествам. Они переводят часть «θεῖος» (theios) как нечто «сверхъестественное» и «прекрасное».

Пантеон — архитектурное чудо света.

Собор святого Петра (Basilica di San Pietro)

Собор святого Петра в Ватикане – крупнейший христианский собор в Риме и один из крупнейших во всём мире. Но славен он не только своими грандиозными размерами. Архитектурная гармония и роскошь убранства храма поражают воображение. И это неудивительно, ведь над строительством и украшением собора работали такие мастера как Микеланджело (автор знаменитого купола собора), Бернини (создатель удивительной колоннады на площади), Рафаэль, Браманте и множество других выдающихся архитекторов, скульпторов и живописцев.

Собор святого Петра – это сердце Ватикана. А сердцем самого собора является гробница святого апостола Петра. Именно над ней расположен главный алтарь базилики, именно из-за нее и ради нее еще в IV веке на этом месте был выстроен храм. Кроме того, в соборе святого Петра хранится множество других реликвий и, конечно, уникальных произведений искусства.

Собор святого Петра настолько велик, что по преданию, в нем как-то «потерялось» целое войско солдат – говорят, опоздавший на службу командир их просто не заметил. Что же говорить о туристах, которым так непросто разобраться во всем многообразии интересных артефактов собора! Для того, чтобы не «потеряться» в культурном и историческом богатстве этого храма, изучайте его с нашим аудиогидом! Мы создали увлекательную аудиоэкскурсию «Ватикан и замок святого Ангела», чтобы собор святого Петра раскрылся для Вас, приоткрыл некоторые свои тайны, истории и легенды. Скачайте  путеводитель Travelry с аудиогидом, чтобы не пропустить самые яркие шедевры и самые важные реликвии собора святого Петра.

Режим работы собора святого Петра: с 1 октября по 31 марта – 7.00-18.30 (закрыта 1 и 6 января); с 1 апреля по 30 сентября – 7.00-19.00.

Архитектура

Невероятное архитектурное сооружение имеет форму ротонды, купол и стены здания плавно соединены между собой.

Снаружи купольный свод ошибочно кажется плоским, но, пройдя вовнутрь, размеры сферы однозначно впечатляют.

Параметры Пантеона:

  • высота – 43,3 метра;
  • ширина купола и ротонды – 43,3 метра;
  • толщина всех стен – 6 метров.

Высота цилиндрической постройки равна радиусу сферы.

Основной материал, из которого выполнено купольное сооружение – кирпич, блоки, мрамор и гранит.

Реконструкция пантеона.

Портик – входная колоннада

Изначально к Пантеону вёл лестничный подъем, однако со временем уровень земли поднялся. Эту разницу можно сегодня увидеть, обойдя здание вокруг.

Шестнадцать возвышающихся коринфских колонн из египетского гранита и греческого мрамора (12 метров в высоту, диаметр – 1,5 метра) представляют внешний портик храма. Вес каждой около 60 тонн.

Начало истории возникновения колонн берётся в Древнем Египте. Пройдя длинный путь на баржах по реке Тибр, они были доставлены в Рим.

Отверстия над древней надписью Агриппы на треугольном фронтоне напоминает о языческой скульптурной композиции «Битва титанов», которая ранее висела здесь.

Вход в храм открывает древнеримский портал – двойные бронзовые врата, высотой 7 метров.

Рядом с Пантеоном расположены статуи Агриппы и Адриана.

Входная колоннада.

Око Пантеона

Единственный источник света в здании, через которое солнечные лучи освещают пространство – круглое открытое отверстие в куполе «окулус» (oculus), диаметром 9 метров.

Дырка в куполе символизирует Солнце, ровно в полдень 21 апреля лучи образуют прямой столб света.

Так как через сквозное окно могут проходить осадки, в храме предусмотрена специальная дренажная конструкция пола – слив с уклоном около 30 сантиметров для стекания воды.

Сегодня на месте мифических статуй находятся картинные и скульптурные композиции ренессансного периода.

Пантеон с высоты.

Купол

Купол Пантеона – огромная неармированная конструкция возрастом в 2000 лет!

По исследованиям специалистов нижние ярусы сделаны из твёрдого бетона, верхние – смесь бетона и пемзы, что было сделано для облегчения веса масштабного построения.

Внутренняя часть состоит из 140 кессонов, расположенных в пять рядов, что служит эффектным украшением свода.

Общий вес купола – 5 тысяч тонн.

Диаметр основания свода – 6 метров, у сужения к отверстию – 1,5 метров.

Снаружи купол покрывают позолоченные бронзовые плиты.

Как возводилось тяжёлое величественное сооружение до сих пор точно неизвестно.

Согласно легенде, при строительстве внутренняя часть купольного храма заполнялась землёй с золотыми монетами.

После завершения строительных работ император заявлял, что нашедший все монеты имеет право забрать их себе. В результате римлянам потребовалось лишь пару часов для очищения пространства здания от всей земли.

Купол величественного храма.

Когда-то Пантеон был покрыт бронзой

При строительстве купол Пантеона задумывался быть центром города, его должно было быть видно отовсюду. Поэтому купол покрыли тогда медными листами, которые сияли на солнце. Однако в Средние века листы эти постепенно разобрали, причем сами же римляне. Так, например, самым известным примером этого стал эпизод, описанный самими Папой Римским Урбаном VIII, который был членом богатого семейства Барберини. В 1631 году он приказал забрать листы с Пантеона, чтобы отлить из них пушки для Ватикана, прокомментировав это: «Что не сделали варвары, сделали Барберини» (‘quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini’).

Пантеон в Риме

Пантеон в Риме, Площадь дела Ротонда (Piazza della Rotonda), Италия, архитектор Аполлодор из Дамаска.

Считается, что Пантеон был построен на том же месте и был посвящён Ромулу, мифологическому основателю Рима, после того, как он вознёсся на небеса с этого места.

Точный возраст Пантеона в Риме остаётся неизвестным. Большинство историков утверждают, что первый Пантеон был построен в 27–25 году до нашей эры Марком Випсанием Агриппой — главным помощником императора Октавиана Августа.

Он сгорел в большом пожаре в 80 году н. э., был восстановлен императором Домицианом, но был поражён молнией и снова сгорел в 110 году н. э.

Пантеон, каким мы его знаем сегодня, был построен в 125 году н. э. императором Адрианом, который был увлечён архитектурой и спроектировал его вместе с Аполлодором из Дамаска, известным греческим архитектором того времени.

В 609 году император Фока передал Пантеон Папе Бонифацию IV. Он перенёс в Пантеон останки многих мучеников из христианских катакомб.

С тех пор Пантеон стал христианской церковью под названием «Базилика святой Марии и мучеников».

Интересные факты про Пантеон

Во времена Ренессанса было популярно хоронить там известных художников и архитекторов. Там, например, похоронен знаменитый художник Рафаэль Санти с его невестой Марией Биббиена. Два короля Италии, Виктор Эммануил II и Умберто I с его королевой Маргаритой Савойской, также нашли своё упокоение в Пантеоне.

«Пантеон (Рим)», Джованни Паоло Панини, живопись, около 1734 г.

Сегодня Пантеон по-прежнему работает как христианская церковь, что способствует восстановлению и сохранению этой великой римской архитектурной драгоценности.

Архитектура Пантеона в Риме

«Реконструкция Пантеона в Риме», гравюра Антонио Лафрери, 1553 год

Структура Пантеона выполнена из ряда пересекающихся арок. Арки опираются на восемь опор, которые поддерживают восемь арок с круглой головкой. Арки соответствуют восьми отсекам на уровне пола, в которых находятся статуи. Сам купол поддерживается рядом арок, которые проходят горизонтально вокруг.

Римляне смогли усовершенствовать искусство использования арок, что помогло выдержать вес их величественных построек. Они были осведомлены о тяжеловесности строительных материалов. Ближе к вершине купола были использованы более лёгкие материалы, чтобы купол смог выдержать их вес.

На самом низком уровне использовался самый тяжёлый материал — камень травертин, затем смесь травертина и туфа (более лёгкая и пористая горная порода), потом туф и кирпич. Выше по стенам использовался кирпич и, наконец, на потолке купола — пемза, самый лёгкий и пористый из материалов.

Римляне делали особенный бетон, который с годами становился всё крепче и крепче. Чтобы сделать строительный раствор, они комбинировали известь с вулканическим пеплом. Этот материал был использован для создания многих впечатляющих сооружений, в том числе и Пантеона.

Дизайн интерьера Римского Пантеона — это великолепный синтез традиций и инноваций. Размеры внутренней высоты и диаметра купола одинаковы (примерно 43 метра).

Одной из главных особенностей Пантеона является отверстие в центре купола диаметром 9 метров, которое называется «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает свет, воздух и дождь. «Око Пантеона» облицовано оригинальной римской бронзой и является основным источником света для всего здания.

Оно никогда не было покрыто, таким образом, дождь попадает внутрь и бежит по слегка выпуклому полу вниз к всё ещё функционирующим римским водосточным трубам.

Архитектура Пантеона в Риме, размеры купола и метод строительства

Размеры купола Пантеона:

  • диаметр — 43 метра,
  • высота от основания купола — 22 метра над его основанием,
  • окулус (отверстие) — 8.8 метров.

Он больше, чем купол собора  Св. Петра Микеланджело (1506 г) в Ватикане и  купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески (1436 г).

Нет никаких внешних доказательств поддержки кирпичной арки внутри купола, кроме как в самой нижней части. Метод строительства до сих пор не был определен. Однако, специалисты говорят, что два фактора способствовали его успеху:

  1. превосходное качество строительного раствора, используемого в бетоне,
  2. тщательный отбор и классификация заполнителя, который варьируется
    • от тяжелого (базальт и травертин) в фундаменте здания и нижней части стен,
    • через кирпич и туф (камень, образованный из вулканической пыли),
    • до самой легкой из пемзы по направлению к центру свода.

Кроме того, верхняя треть барабана стенок, видимая снаружи, совпадает с нижней частью купола, видимой изнутри, и помогает удерживать тягу с помощью внутренних кирпичных арок. Сам барабан укреплен огромными кирпичными арками и опорами, установленными друг над другом внутри стен, толщиной 6 метров.

Поперечное сечение Пантеона показывает, как сфера диаметром 43,3 м вписывается под его купол. Вy derivative work: Cmglee — This file was derived from: Baukunst Etrusker Römer.jpg: , CC BY-SA 3.0, Link

Сочетание в едином архитектурном ансамбле прямоугольной и округлой форм представляет большие архитектурные затруднения. Но архитектор превосходно справился с задачей, объединив целлу и ротонду.

Вход в здание оформлен шестнадцатью монолитными гладкими колоннами в три ряда. Они поддерживают портик с треугольным фронтоном, некогда увенчанный бронзовой квадригой. Высота каждой колонны 11,9 метра, диаметр 1,5 метра, вес 60 тонн. Колонны высечены из цельного массива красного и серого египетского гранита, и увенчаны коринфскими мраморными капителями.

Первоначально восемь передних колонн крыльца были из серого мрамора, четыре внутренних — из красного. В XVII веке три угловые колонны рухнули — их заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана.

Чтобы войти в храм надо спуститься вниз по ступенькам. Но изначально ко входу вели 4 ступени вверх! Многовековые наслоения поглотили не только эти ступени, но уровень пола оказался даже ниже земли.

Высота Пантеона в Риме — 43 метра. Архитектурный стиль — древнеримский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector