На гроб наполеона. как карельский камень попал в сердце парижа

Собор Дома инвалидов и гробница Наполеона

В отличие от своего северного соседа, Солдатской церкви, этот Собор с коринфскими колоннами, пилястрами и помпезными фресками, представляет собой великолепный образец архитектурного изыска.

Здесь, в стеклянной крипте прямо под куполом Собора, находится гробница Наполеона. Прах Наполеона I (Бонапарта) покоится в саркофаге из темно-красного гранита, в окружении статуй-стражей, символизирующих его военные победы.

Сверху крипту окружает круглая галерея, украшенная фризами с изображением гражданских достижений императора, под которыми приводятся высказывания самого Наполеона Бонапарта, отражающие его непомерное тщеславие (впрочем, часто оправданное), например: «Своей простотой мой кодекс принес больше добра Франции, чем все предшествующие законы» или «В какую бы сторону ни падала тень моего правления, везде она оставляла следы его значимости».

Тень Наполеона вновь появилась в Париже 14 декабря 1840 года в день, когда катафалк, доставивший его прах с острова Святой Елены в Париж, проехал по улицам города в Собор Дома Инвалидов через только что завершенную Триумфальную арку.

В то время, когда правителем Франции был представитель династии Бурбонов Луи-Филипп и племянник Наполеона Луи-Наполеон сидел в тюрьме за попытку организации переворота, предпринятую за четыре месяца до этого, бонапартисты общей численностью до полумиллиона свободно вышли на улицы, чтобы проводить своего императора в последний путь.

Виктор Гюго так говорил об этом дне: «казалось, будто весь Париж переместился в одну часть города, как вода в вазе, которую наклонили». Пожалуй, даже большее впечатление, чем усыпальница Наполеона, производит довольно простая по оформлению гробница маршала Фоша, главнокомандующего союзными войсками в Первой мировой войне, которая находится в боковой часовне у лестницы, ведущей в крипту.

В помещение часовни сквозь витражи проникает голубоватый свет, озаряющий бронзовый монумент: он изображает исполненных печали пехотинцев, которые провожают в последний путь тело своего маршала.

История строительства Дома Инвалидов

Война ассоциируется с храбростью, доблестью, лихостью и молодостью. Но мало кто задумывается над ее другой стороной – увечьем, страданием, старостью и потерей ориентиров в жизни ее участников за переделами поля боя.

Чем больше проходило военных кампаний, тем стремительней росло число ветеранов, ставших инвалидами. Проведя лучшие годы в обнимку с ружьем, мужчины уже не умели жить по-другому, и в мирное время оказались беспомощны.

Без работы и жилья они превращались в бродяг, попрошаек, воришек и склонных к насилию преступников.

Таким образом, он достигал нескольких целей одновременно – повышал собственный авторитет в глазах солдат, стимулировал молодых к военной карьере, предлагая им гарантию на безбедную старость, и облагораживал лицо города.

Выбранный пригород Грёнель возле Сены был наиболее подходящим местом, поскольку завозить материалы на строительную площадку удобнее всего по воде, да и территория у побережья оказалась достаточно просторной.

Проектом руководил зодчий Либераль Брюан. По его плану сооружение имело 5 дворов с центральным (королевским), имевшим обширную площадь.

Общее пространство Дома Инвалидов составляет 400х450 метров с коридорами, в сумме имеющими протяженность 16 км.

По задумкам здание должно было вмещать до 6 000 пенсионеров, но по ходу событий стало ясно, что реально разместить только 4 000 человек.

Чтобы ветераны могли в любой момент обратиться с благодарностью к Всевышнему и помолиться за своего короля, чьей милостью они нашли пищу и кров, при Доме Инвалидов строили церковь.

Проектировал ее все тот же Брюан, но монарх остался недоволен его идеей, и привлек к планам Жюля Ардуэна-Мансару, поручив также оформить госпиталь и павильоны у входа.

Гробница Наполеона и Музей Армии

Что посмотреть/Чем заняться

18 июня 2019

 

Строительство Дома Инвалидов, военного госпиталя для раненых солдат, в Париже было начато в XVII веке по приказу Людовика XIV. Это был один из первых инвалидных домов в Европе, где планировалось разместить 6000 пожилых и раненых французских военных. В наши дни в состав Дома Инвалидов входит Собор Святого Людовика, в котором находится гробница Наполеона I и несколько музеев: Музей армии, Музей современной истории, Музей планов и рельефов и Музей ордена Освобождения. Писатель Андре Моруа писал о Доме Инвалидов: «Его длинный фасад так же великолепен, как колоннада Лувра. Таинственно отступающий вглубь купол, соединение в нём зеленоватой бронзы и золота, очарование украшающих его трофеев — всё это объединяется, чтобы придать зданию и своеобразие, и классическое совершенство».

Гробница Наполеона I

В стеклянной крипте под куполом Собора Святого Людовика находится гробница Наполеона Бонапарта: в саркофаге из красного кварцита на высоком пьедестале покоится прах великого императора. Вокруг саркофага расположены статуи двенадцати богинь Победы, которые символизируют военные походы Наполеона. А на инкрустированном мраморном полу можно прочитать названия восьми величайших побед Наполеона.

Золотой купол Собора Святого Людовика

Главным символом Дома Инвалидов является великолепный золотой купол, диаметр которого составляет 27 метров. Подкупольная фреска с изображением двенадцати апостолов была выполнена художником Шарлем де ла Фосом.

В процессе реставрации купола в 1989 году, приуроченной к двухсотлетию Великой французской революции, было использовано 12 килограммов золота.

В крипте собора находится саркофаг с останками Наполеона Бонапарта. Его охраняют две бронзовые фигуры, держащие скипетр, императорскую корону и державу.

После окончательного поражения в битве при Ватерлоо в 1815 году, Наполеон был сослан на далекий остров Святой Елены в Атлантическом океане, где он умер 5 мая 1821 года. Зимой 1840 года была исполнена последняя воля императора и его останки были перевезены во Францию. 

Ровно через 100 лет после переноса в Дом Инвалидов праха Наполеона, по приказу Адольфа Гитлера сюда же в 1940 году были перемещены из Вены останки его сына, Наполеона II, Франсуа Жозефа Шарля Бонапарта.

ЦЕРКОВЬ SAINT-LOUIS DES INVALIDES

Позади гробницы Наполеона находится большая церковь Saint-Louis des Invalides, известная как «солдатская часовня». В верхней части собора висят флаги вражеских войск, побежденных французской армией после Наполеона. Интерьер выдержан в строгом сдержанном стиле. Также в этой крипте захоронены более 400 солдат, в том числе настоящих героев войны.

ПОЧЕТНЫЙ ДВОР

В состав архитектурного ансамбля Дома Инвалидов входят пять дворов. Почетный двор (Cour d’honneur), ранее называемый Королевским двором, со всех сторон окружен четырехэтажными зданиями с галереями. По его периметру находятся французские и трофейные пушки. Здесь расположены военные музеи: Музей армии, Музей Ордена Освобождения, Музей Карт, Музей Современной Истории, Музей французского движения Сопротивления.

МУЗЕЙ АРМИИ

Музей Армии был образован в 1905 году в результате объединения Музея артиллерии и Музея истории армии. Его коллекция включает более 2500 различных предметов оружия и доспехов, от древности до наших дней. Здесь можно увидеть доспехи французских королей, шляпы и генеральскую форму Наполеона Бонапарта, которую он носил во время своего Итальянского похода, его саблю из битвы при пирамидах во время Египетской кампании, шпагу из битвы при Аустерлице… Часть военных орудий и пушек выставлена под открытым небом вокруг здания Дома Инвалидов. Также в музее можно увидеть 150 000 картонных, свинцовых и оловянных солдатиков, созданных в период от XVIII до середины XX века. В 1953 году был создан Русский отдел, посвященный Русской императорской армии и Советской армии.

Совет O’bon Paris

Мы советуем запланировать не менее двух часов на посещение Дома Инвалидов и входящих в его состав музеев.

С 12 июля по 30 августа 2019 года здесь пройдет грандиозное световое шоу, билеты можно забронировать по этой ссылке.

Текст и фотографии — Youra CHOI

Внутренний дворик Малого Дворца

Внутренний дворик, который раньше был закрыт для посещения публикой, сейчас превращен в зимний сад с тремя бассейнами, экзотическими растениями и травами. В этом райском уголке приятно посидеть за столиком с чашечкой кофе и свежим круассаном, любуясь сводом, украшенным фресками, выполненными в манере времен Ренессанса. Эта техника была забыта, но Пол Бодуэн изобрел ее заново.

Дворик Малого Дворца

Заслуживают восхищения также оконные витражи и мозаичный пол галереи, павильона и ротонды на первом этаже, созданные в мастерской Giandomenico Facchina (1826-1923).

Стиль Petit Palais перекликается с Grand Palais, что естественно, поскольку оба здания стоят друг напротив друга, и взаимодополняют оформлением. Ар-нуво читается во всем – использовании стекла и металла, эмали, мотивах флористики, смелом способе самовыражения и стремлении создать то, что будет гармонично смотреться сейчас и через многие десятилетия.

Гений военного искусства

Париж, который по замыслу Бонапарта должен быть стать столицей его Великой Империи, вмещает в себя множество памятников, посвященных грандиозным победам наполеоновской армии:

  • Арка Каррузель,
  • Триумфальная Арка,
  • Мост Аустерлиц,
  • Улица Риволи,
  • «Пальмовый фонтан».

Всех объектов даже больше, чем посвященных непосредственно самому императору: памятник Наполеону в Париже на Вандомской площади и скульптура «Маленький капрал» во Дворе почета Дворца Инвалидов.

Прах Великого полководца, государственного деятеля и Француза покоится в Париже, согласно его завещанию: «Я желаю, чтобы мои останки покоились на берегах Сены, среди французского народа, который я так любил!» Разве мог так сказать человек, которого история представляет, как абсолютно деспотичного, властного и безжалостного человека? Кстати, с «легкой» руки Льва Толстого, который описал в романе «Война и Мир» персонаж Бонапарта, как агрессора, отрицательную историческую фигуру, «актера», воображающего себя Властелином Мира, многие считали его именно таковым.

Увы, но историческая память часто делает акценты лишь на угодные ей события, нарочно игнорируя другие. Разве в годы правления Наполеона Франция не была самым могущественным государством в Европе? Разве не увеличил он владения французской Империи за счет зависимых государств и стран-союзников? Разве «Кодекс Наполеона» не предполагал защиту прав граждан? Ведь при его правлении Франция переживала небывалый подъем в экономике, культуре, образовании, предпринимательской деятельности: стали строиться дороги, каналы, мосты; крестьяне получили право на собственность земли. Трофеи Наполеона – огромное наследие, которое хранится во Франции.

Этот человек познал в жизни многое: лишения, нужду, ответственность за огромную семью, когда умер его отец. Еще в Королевской кадетской школе он обнаружил недюжинные способности к математике, а из исторических персонажей ему больше всего нравилось читать об Александре Великом и Юлии Цезаре. Он блестяще учился в Военной школе Парижа. В 1785 году Наполеон закончил ее в чине младшего лейтенанта, а затем за 10 лет дослужился до высшего чина Французского военного чинопроизводства. Кстати, если бы не указ российской императрицы о принятии в русскую армию иноземцев чином ниже, Наполеон бы воевал на русской стороне. Однако тщеславному корсиканцу был не по нраву указ императрицы.

Благодаря своим амбициям и блестящей тактике в сражениях, корсиканский аристократ стал Императором французов, и французский народ поддерживал своего правителя. Был ли на свете хоть один монарх, которого простые люди добровольно, ликуя и радуясь, несли на императорский пьедестал, выказывая этим свое глубокое уважение к его волеизъявлению?!

Архитектура Дома и Собора Инвалидов

Как и все достопримечательности,  Дом Инвалидов представляет интерес с архитектурной точки зрения.

Основная черта стиля – уход от случайностей и следование ясным, строгим и лаконичным формам, взяв за эталон античное искусство градостроения.

Хотя при короле-солнце это направление только начало развиваться, данное сооружение выдержано в сдержанных мотивах декоративного оформления, симметрии и простоте.

Это хорошо видно в дизайне фасада святилища, уходящего ввысь на 107 м и сочетающего геометрию круга с квадратом.

Выступающая зона имеет два яруса, украшенных колоннами, барельефами, геральдическими лилиями Бурбонов и статуями Карла великого и Людовика XIX авторства Куазево и Кусту.

Но особенно впечатляет купол со сложной конструкцией, вдохновивший в свое время зодчих, создававших свод Капитолия Соединенных Штатов.

Он словно состоит из двух слоев, где в центре внутреннего крова проделано окно, сквозь которое просматривается верхний, а также в нем есть ряд окон, и через них проникает свет, освещая купольную роспись.

Свод имеет 27 м в диаметре, а его верхушку украшает высокий шпиль.

Строительство церкви длилось гораздо дольше основного здания, и свою роль сыграло то, что Людовику не по вкусу пришлась идея Брюана.

В чем заключалась проблема, неизвестно, но, тем не менее, дальше правил балом Жюль Ардуэн-Мансар, который и придумал столь сложную систему куполов.

Фрески на потолке и стенах, природный камень и позолота делает помещение нарядным, а купол, на который в 1989 г. ушло почти 12 кг золота – настоящее произведение искусства.

При строительстве церкви не скупились на лучшие материалы, и с момента ее возведения реставрационные работы были незначительными, что свидетельствует о хорошо продуманной и собранной конструкции.

Именно королевская часть превращена в пантеон, где отдыхает от земных тревог великий Наполеон Бонапарт I, его братья, сын и приближенные генералы, прославившие свои имена в боях.

Хотя солдатский приход не может тягаться в богатом убранстве с королевским, он никогда не пустовал. В свое время его заполняли ветераны, обязанные посещать все церковные мероприятия, а сегодня это место для экскурсий.

Особенностью интерьера солдатской церкви является огромный орган XVII столетия.

Войти в здание можно со стороны Парадной площади, пройдясь мимо сотен массивных орудий и трофейных флагов на карнизе.

Вандомская колонна

На Вандомской площади в Париже, в самом ее центре установлена колонна, которую венчает фигура мраморного Наполеона Бонапарта. Прежнее название колонны – «Колонна Побед», которая была воздвигнута в 1810 году по указу Императора Наполеона I в честь победы 1805 года под Аустерлицем.

Колонну возводили ровно четыре года, начиная с августа 1806. За основу взяли Траяновую колонну в Риме. Парижская была изготовлена из русских и австрийских пушек – трофея Аустерлицкого сражения. Высота винтообразной колонны 44 метра. Ее украшают барельефы, изображающие сцены из военной кампании 1805 года.

Главным достоинством колонны является фигура Наполеона на вершине. Кстати, это уже третья скульптура Императора. Вторая была снята в 1863 году и перенесена в Дом инвалидов в Париже. А первая статуя Бонапарта вообще была заменена на белый флаг Бурбонов. Убрать статую Наполеона потребовали сами парижане, взбешенные взятием Парижа в 1814 году войсками союзников. Эту статую в конечном счете распилили и расплавили под другой объект.

В 1833 году король Франции Луи-Филипп I посчитал, что на колонне, как и прежде, должна стоять статуя Наполеона I. Новую (вторую по счету) фигуру выполнил скульптор Серр. «Его» Наполеон был в длинном распахнутом сюртуке, в двухуголке на голове, стоя во весь рост, с согнутой и спрятанной в бортах жилета левой рукой и зрительной трубой в правой руке. Она получила название «Маленький капрал».

Почему скульптуру решили снять? Так повелел Наполеон III, посчитав, что оригинал должен храниться в Доме инвалидов, а для колонны «достаточно» копии. Очередную скульптуру выполнил Огюст Дюмон. На Вандомской колонне стоит Наполеон в образе древнеримского Цезаря в короткой тунике и задрапированном плаще-лацерне, с лавровым венком на голове и фигуркой крылатой богини Победы в правой согнутой руке.

История

В 1670 году король Франции Людовик XIV принял решение построить богадельню для увечных и состарившихся солдат. Руководство работами в парижском пригороде Гренель (Grenelle) было поручено придворному архитектору Либералю Брюану, спроектировавшему пять дворов, из которых самый большой в центре — королевский. Работы велись с марта по февраль 1677 года, что довольно быстро, а первые пенсионеры заселились в октябре 1674 года. Изначально в Доме Инвалидов предполагалось разместить 6000 ветеранов, но после перепланировки их число уменьшилось до 4000.

Вид на комплекс с Эйфелевой башни

Церковь, изначально спроектированная Брюаном, вероятно, не понравилась монарху, и её строительство с марта 1676 года было поручено Жюлю Ардуэн-Мансару, который работал также над входными павильонами и госпитальными помещениями. Строительство собора длилось почти тридцать лет и было закончено 28 августа 1706 года, в день вручения Людовику XIV ключей. Здание фактически двойное, хоть в архитектурном плане составляет единое целое: в нефе находится солдатская церковь, а часть с куполом стала купольной церковью. В 1873 году здание было окончательно поделено надвое большой стеклянной перегородкой.

В 1710 году Дом инвалидов содержал 1500 жильцов, а в конце XVIII века он превратился в город в миниатюре, жизнь в котором протекала в строгом подчинении своду церковных правил и военному регламенту, — его населяли около 4000 ветеранов, объединённых в роты под командованием офицеров и работавших в сапожной и гобеленной мастерских, а также в мастерской по раскрашиванию гравюр.

15 июля 1804 года в церкви Инвалидов на пышной официальной церемонии Наполеон I вручал офицерам самые первые ордена Почётного легиона. Церковь была возведена в ранг собора и стала местом службы армейского католического епископа (évêque catholique aux Armées).

Постепенно Дом инвалидов приобрёл значение как музей: в 1777 году сюда из Лувра была перенесена коллекция рельефных планов (макетов городов и крепостей), в здесь организован Музей артиллерии, в  — Музей истории армии, два последних объединены в 1905 году в Музей армии.

В 1916 году главная медсестра Дома, Сюзанна Ленар, придумала символ национальной памяти Франции — «василёк Франции».

В 1942 году в здании прятались участники французского Сопротивления.

Сегодня в Доме инвалидов проживает примерно 100 пенсионеров и инвалидов французских войск. Администрация, которая о них заботится, называется «Национальный институт инвалидов» (l’Institut national des invalides).

Золотой купол Собора Святого Людовика

Главным символом Дома Инвалидов является великолепный золотой купол, диаметр которого составляет 27 метров. Подкупольная фреска с изображением двенадцати апостолов была выполнена художником Шарлем де ла Фосом.

В процессе реставрации купола в 1989 году, приуроченной к двухсотлетию Великой французской революции, было использовано 12 килограммов золота.

В крипте собора находится саркофаг с останками Наполеона Бонапарта. Его охраняют две бронзовые фигуры, держащие скипетр, императорскую корону и державу.

После окончательного поражения в битве при Ватерлоо в 1815 году, Наполеон был сослан на далекий остров Святой Елены в Атлантическом океане, где он умер 5 мая 1821 года. Зимой 1840 года была исполнена последняя воля императора и его останки были перевезены во Францию. 

Ровно через 100 лет после переноса в Дом Инвалидов праха Наполеона, по приказу Адольфа Гитлера сюда же в 1940 году были перемещены из Вены останки его сына, Наполеона II, Франсуа Жозефа Шарля Бонапарта.

ЦЕРКОВЬ SAINT-LOUIS DES INVALIDES

Позади гробницы Наполеона находится большая церковь Saint-Louis des Invalides, известная как «солдатская часовня». В верхней части собора висят флаги вражеских войск, побежденных французской армией после Наполеона. Интерьер выдержан в строгом сдержанном стиле. Также в этой крипте захоронены более 400 солдат, в том числе настоящих героев войны.

ПОЧЕТНЫЙ ДВОР

В состав архитектурного ансамбля Дома Инвалидов входят пять дворов. Почетный двор (Cour d’honneur), ранее называемый Королевским двором, со всех сторон окружен четырехэтажными зданиями с галереями. По его периметру находятся французские и трофейные пушки. Здесь расположены военные музеи: Музей армии, Музей Ордена Освобождения, Музей Карт, Музей Современной Истории, Музей французского движения Сопротивления.

МУЗЕЙ АРМИИ

Музей Армии был образован в 1905 году в результате объединения Музея артиллерии и Музея истории армии. Его коллекция включает более 2500 различных предметов оружия и доспехов, от древности до наших дней. Здесь можно увидеть доспехи французских королей, шляпы и генеральскую форму Наполеона Бонапарта, которую он носил во время своего Итальянского похода, его саблю из битвы при пирамидах во время Египетской кампании, шпагу из битвы при Аустерлице… Часть военных орудий и пушек выставлена под открытым небом вокруг здания Дома Инвалидов. Также в музее можно увидеть 150 000 картонных, свинцовых и оловянных солдатиков, созданных в период от XVIII до середины XX века. В 1953 году был создан Русский отдел, посвященный Русской императорской армии и Советской армии.

Архитектура Дома Инвалидов и собора Дома Инвалидов

Над северным фасадом комплекса возвышается позолоченный купол церкви Мансара с высоким шпилем. Эта церковь является сочетанием французского барокко и классицизма. Это очень пластичное и пышное здание, вертикальное в своей основе и укрытое великолепным золотым куполом. Внутри собор разделяется на королевскую и солдатскую части при помощи витража. Стены и потолок собора внутри украшены фресками, в некоторых элементах также присутствует позолота.

Вход в комплекс представляет из себя портал в форме арки, украшенный барельефом, изображающим Людовика XIV на коне. Сам внутренний двор состоит из пяти дворов. В северной части двор переходит в широкую Эспланаду Инвалидов, а ниже ее располагается Мост Инвалидов. Перед фасадом комплекса установлены пушки, как французские, так и трофейные.

Основное здание построено в достаточно строгом классическом стиле. Оно представляет из себя двухуровневую растянувшуюся на сотни метров постройки. Единственным украшением здания является ряд аркад на обоих его этажа.

На первом этаже комплекса находились столовые, мастерские и некоторые комнаты, а основное количество комнат располагалось на втором этаже.

Сергей Архипкин

Дом инвалидов в Париже: фото

Для того чтобы насладиться божественной архитектурой зданий, величием собора, а также невероятной красоты парком, конечно, нужно отправиться в Париж. Особенно прекрасно сооружение в осенний и весенний периоды, когда парк становится совершенно различным.

Сегодня, благодаря возможностям интернета, можно найти много отличных фотографий собора, но именно в местном музее хранятся уникальные картины и фотографии, сделанные еще в прошлых веках. Все архитектурные произведения показаны как до, так и после реставрации.

На данных фотографиях продемонстрированы основные строения Дома инвалидов в Париже, собор, парк, а также прочие детали, которые смогут заинтересовать настоящих эстетов.

Архитектура Дома инвалидов в Париже

Гробница Наполеона Бонапарта I

В том, что первый французский император был гением, не возникает сомнений. О его способностях ходили легенды – якобы он мог читать со скоростью, превышающей 2 000 слов в минуту, а для полноценного сна хватало 2-3 часа в сутки, и полный сил он опять принимался за разработку грандиозных планов. Но запомнился Наполеон, как непревзойденный стратег и выдающийся полководец.

Гробница Наполеона в Доме Инвалидов

Поступив в 16-летнем возрасте в армию, к 34 годам он уже стал императором Франции, а в промежутке прославился многочисленными военными победами. Кроме этого, как правитель, он принял кодекс прав гражданина – Кодекс Наполеона, провел реформу налогообложения и образования, учредил государственную банковскую систему, узаконил католицизм, как основную религию, при этом разрешив свободу вероисповедания.

После нескольких поражений Бонапарт потерял авторитет, вынужден отречься от власти, был сослан в ссылку на остров св. Елены, где провел свои последние дни вдали от жены и сына, пока подорванное здоровье не свело его в могилу.

Но былые обиды на императора давно развеялись, и французы вновь гордятся, что им выпала честь быть соотечественниками столь выдающейся личности. Хотя запрет на культ Наполеона существовал еще долго, бонапартистам в 1840 году удалось убедить Луи-Филиппа перевести останки бывшего правителя во Францию согласно его желанию, чтобы похоронить на родине, а Дворец Инвалидов стал его последним пристанищем.

Имея 4-метровую длину, 5 метров высоту и ширину 2 метра, саркофаг, вырезанный из шокшинского кварцита малинового цвета, служит Наполеону поистине роскошным ложем, украшенным лавровыми венками. Он стоит на темно-зеленом гранитном постаменте в крипте собора, словно опальный правитель на своем троне продолжает возвышать над народом.

Могила Наполеона в Париже

Вокруг саркофага золотом расписаны его великие победы, но чтобы прочитать надписи, придется наклониться. Этот поклон императору – гениальная задумка архитектора Жан-Жака Прадье, работавшего над созданием усыпальницы. Его авторству принадлежат и 12 скульптурных изваяний богинь победы и 2 бронзовые статуи со скипетром, державой и короной – символами власти, охраняющие покой Бонапарта.

В круглом коридоре можно видеть и барельефы, рассказывающие о важных событиях и славных достижениях Наполеона. А неподалеку, вокруг главной гробницы, захоронены братья императора – Жерон с Жозефом и его единственный сын – Римский король «Орленок». Кроме родных, правителя окружают могилы генералов и маршалов, автора «Марсельезы» – Клода де Лиля, и сердца Вобана и Эммануэля Груши.

История Дома Инвалидов

История Дома Инвалидов в Париже началась в 1670 году, когда король Франции Людовик XIV издал указ о начале строительства.

Государственный Дом Инвалидов или L’hotel national des Invalides предназначался для лечения пострадавших и покалеченных после множества войн. По большей части все эти люди находились на улицах и занимались попрошайничеством, поэтому было решено всех их собрать в одном месте. Кроме этого, данное заведение сильно поднимало престиж армии и гарантировало безбедное существование в старости.

Первая часть комплекса уже в 1674 году приняла первых пенсионеров. А полностью комплекс Дома Инвалидов был достроен через 33 года, в 1706 году и предназначался для размещения 1500 человек. Однако практически сразу же был переполнен в 2-3 раза, так как желающих стало слишком много.

С 1710 года начались ограничения на приём пенсионеров, так, чтобы попасть в Дом Инвалидов, необходимо было иметь стаж службы в армии свыше 20 лет, исключения были только для тяжело больных или раненых.

В 1777 году здесь организуется Музей Планов и Рельефов, а в 1872 году — Музей Артиллерии, который в 1905 году стал Музеем Истории Армии.

В 1804 году, при Наполеоне I фасады дома украсили различными архитектурными элементами.

В 1840 году с острова Святой Елены был здесь разместился гроб с телом Наполеона, для которого построили специальную гробницу. Помимо него в этом мини-пантеоне захоронено ещё несколько французских военачальников, а также его сын Наполеон II.

В 1942 году в здании прятались участники французского Сопротивления.

На санях по Парижу

По Сене драгоценные глыбы доставили в центр Парижа

В мае 1849 года камни из Карелии со всей осторожностью перекантовали на деревянные сани. На колесной тележке везти их было опасно: гигантская тяжесть могла продавить мостовую и повредить водопроводные и канализационные трубы

Дюжина дюжих рабочих, вращая рукоятки двух воротов, потащили сани к Дому инвалидов. Этот огромный комплекс в центре Парижа был в свое время построен специально для ветеранов (тогда их называли инвалидами) войны. От набережной до Собора Дома инвалидов шокшинский камень полз ровно две недели. Катки из крепчайшего вязового дерева щепились под его тяжестью и каждый день требовали замены. 30 мая глыба была поставлена в приготовленную для нее каменотесную мастерскую.

Пиратское оружие Петра I. Чем Олонецкая верфь снабжала русский флот
Подробнее

Гробница Наполеона Бонапарта

В 1840 году под траурные звуки Реквием Моцарта в часовню св. Иеронима торжественно внесли гроб с телом Наполеона, доставленный с острова Св. Елены. Через 21 год прах императора был перенесен в Собор Святого Людовика и помещен в малиновый саркофаг, изготовленный из карельского порфира. Целостный блок весом 200 тонн подарил Франции Николай I, заявив при этом, что уж камень-то для Бонапарта в России всегда найдется.

Внутри усыпальницы покоится тело великого Корсиканца, одетого в гвардейскую униформу; в ногах усопшего лежит его знаменитая треуголка. По замыслу архитектора, могила установлена на гранитном цоколе и находится ниже уровня пола, поэтому чтобы рассмотреть ее и прочитать выгравированные надписи, посетители склепа вынуждены склонять головы, отдавая честь императору.

Вечный сон полководца охраняют двенадцать мраморных статуй богини Ники. Рядом с саркофагом несут почетную службу два бронзовых атланта, олицетворяющих гражданскую и военную мощь. В их руках — держава, корона и скипетр. Стены крипты украшены медалями, грамотами и оружием. Здесь же находится шпага предводителя, сопровождающая его во время сражения под Аустерлицем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector