Парадные подъезды зимнего дворца

Содержание:

Где покупать билеты в Эрмитаж

Билеты в Эрмитаж можно купить: в кассе, в электронном киоске, онлайн.

Билеты в кассе Эрмитажа

Отстояв очередь и зайдя в здание музея, вы сразу оказываетесь перед еще одной очередью – в кассу. Не бойтесь, она движется очень быстро. Потратите минут 10-30, не больше. К оплате принимают карты и наличные.

Билеты в электронном киоске

Во дворе Эрмитажа, там где стоят очереди есть несколько киосков в которых можно самостоятельно купить билет, но только за полную стоимость. Поэтому там покупают только пара иностранцев, которые потом все равно встают в очередь в музей.

Электронные билеты и вход без очереди

Только на официальном сайте Эрмитажа можно купить электронный билет без комиссии, который дает право на вход в Музей без очереди! В остальных местах вам продадут тот же билет, но с комиссией. Например, вот хороший ресурс с экскурсиями по Петербургу, где в том числе есть ваучеры в Эрмитаж.

Как понимаете, за вход без очереди надо платить. Поэтому электронный билет стоит дороже обычного и у Эрмитажа есть 2 предложения:

  • 730 рублей – бесплатный вход в Эрмитаж на 1 день,
  • 1020 рублей – исследуйте Эрмитаж 2 дня.

Льготы для пенсионеров и детей сохраняются. Купленный билет (ваучер) действителен в течение 180 дней с момента покупки, поэтому можете приобрести его заранее.

История Зимнего Дворца

Нынешний Зимний Дворец – пятая по счету из располагавшихся в Санкт-Петербурге зимних резиденций императорской семьи, начиная от двухэтажного деревянного домика Петра I и заканчивая великолепным трехэтажным зданием до 1905 года считавшимся самым высоким жилым сооружением в городе.

Возведение Зимнего Дворца в том виде, в котором его можно увидеть в наши дни, началось в 1754 году по приказу Императрицы Елизаветы Петровны. Руководил работами уже широко известный на тот момент архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, на счету которого было много выдающихся проектов, включая Большой Петергофский Дворец.

Зимний Дворец Анны Иоанновны, ранее находившийся на этом месте, был практически полностью разобран, так как вносимых в него изменений и дополнений было уже недостаточно, что бы удовлетворить растущие потребности двора. До окончания строительства в 1762 году сама Елизавета Петровна не дожила, скончавшись годом ранее. Работу был вынужден принимать ее наследник – Петр III, после свержения которого, обустройством дворца занялась его супруга Екатерина II.

Примечательно, что привычную расцветку Зимний Дворец приобрел только в середине XX веке. Изначально он был светло-желтого, песчаного цвета, повторяя архитектурные решения Версаля и других знаменитых дворцов того времени. Впоследствии его перекрашивали в охру, терракотовый, кирпичный и даже красный, сохраняя, тем не менее, общую стилистику неизменной. В 1927 году дворец едва не приобрел серо-коричневую гамму. Решение покрыть стены краской, имеющей изумрудный оттенок, было принято в 1947 году, после этого при обновлении фасадов использовались исключительно различные оттенки зеленого.

Даже когда отделка дворца была полностью завершена, строительные работы время от времени возобновлялись: сооружались новые галереи и залы, расширялись и видоизменялись имеющиеся, возводились дополнительные пристройки. Так, за время правления Екатерины II к Зимнему Дворцу был пристроен Малый Эрмитаж, который должен был вместить ее коллекцию картин и произведений искусства, затем Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр, разбит зимний сад с экзотическими растениями, статуями и фонтанами. Помимо главного придворного собора Спаса Нерукотворного, которым пользовались в торжественных случаях, в 1768 году во дворце была организована Малая придворная церковь Сретения Господня для повседневных служб.

Каждый новый владелец дворца стремился внести в него свои изменения, от небольших нововведений в интерьере, до глобальных перепланировок. Таким образом, в разное время появились: деревянная колокольня, телеграфная вышка, портретная галерея, посвященная победе над Наполеоном в войне 1812 года, многочисленные анфилады и залы. Над обликом Зимнего Дворца трудились известнейшие архитекторы Петербурга: Джакомо Кваренги, Карл Росси, В.П. Стасов, Огюст Монферран.

После грандиозного пожара 1837 года большую часть интерьеров дворца пришлось воссоздавать заново, при этом многое, включая северный фасад, было существенно видоизменено, первоначальный стиль елизаветинского барокко, считавшийся в XIX веке пошлым и вычурным, был приближен к популярному в то время классицизму, во внутренней отделке царила эклектика. В таком виде, практически без изменений, дворец просуществовал до революции.

После 1917 года в Зимнем Дворце был открыт Музей Революции, а затем Музей Ленинского Комсомола, под цели которого в 30-х годах XX века активно перестраивались покои и залы. Кроме музеев, помещения дворца постоянно занимали, сменяя друг друга, различные комитеты и учреждения, так на третьем этаже находилась колония беспризорников, а на втором — штаб Октябрьских и Первомайских торжеств. В залах показывали кино, играли спектакли и даже собирались на митинги. Последние изменения в планировку дворца вносились в 1946 году, после этого здание насчитывала 1084 комнаты, 1945 окон, 1786 дверей и 117 лестниц, включая потайные.

Александровская колонна

Если фасад Зимнего дворца служит архитектурным фоном для Дворцовой площади, то Александровскую колонну по проекту архитектора Огюста Монферрана можно назвать ее апофеозом. Столп из монолита водружен на площади в 1834 году, надпись гласит «Александру I-му благодарная Россия».

Это самый высокий (47,5 метров) монолитный монумент в мире. Колонна из розового гранита, увенчанная крестом и фигурой ангела держится без дополнительных опор за счет точно спроектированного при расчете центра тяжести. Идея Александрийской колонны в стиле ампир принадлежит Карло Росси. Вместе с Триумфальной аркой композиция олицетворяет победу в войне 1812 года.

Как добраться

До Дворцовой площади можно добраться на метро — Станция «Адмиралтейская» (900 м пешком) фиолетовая линия, станция «Невский проспект» (1,1 км.) синяя линия, станция «Гостиный Двор» (1,6 км) зеленая линия.

Схема Санкт-Петербургского метрополитена — Яндекс.Метро

Наземным транспортом

  • На автобусе — остановка «Дворцовая площадь», № 7, 10, 24, 191
  • На троллейбусе — остановка «Дворцовая площадь», № 1, 7, 10, 11
  • На маршрутном такси — остановка «Дворцовая площадь», № К28, К90, К252

Все маршруты — на Портале общественного транспорта Санкт-Петербурга

От аэропорта и вокзалов

Из аэропорта Пулково нужно доехать до станции метро «Московская» (синяя линия) — это просто, все автобусы и маршрутные такси идут к этой станции, до «Невского проспекта» (синяя линия) вы доберетесь без пересадок. Выйти следует на канал Грибоедова и пройти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства, справа покажется арка Генерального штаба, которая выводит на Дворцовую площадь.

От Московского вокзала вам нужно попасть на зеленую линию. Для этого переходите на станцию «Маяковская». Через одну остановку вы доберетесь на станции «Гостиный двор», зеленая линия, которая так же, как и «Невский проспект», синяя линия, выходит на канал Грибоедова. От Финляндского вокзала нужно проехать две остановки по красной линии до станции «Площадь Восстания», переходите на «Маяковскую» и добираетесь до «Гостиного двора». От Балтийского и Витебского вокзалов проезжаете одну остановку до станции «Технологический институт» красная линия, пересаживаетесь на синюю линию, и проехать две остановки до станции «Невский проспект». От Ладожского вокзала, станция «Ладожская», желтая линия, две остановки до станции «Площадь Александра Невского», пересесть на зеленую линию и проехать две остановки до станции «Гостиный двор».

Как добраться до Эрмитажа?

Эрмитаж имеет несколько зданий, главные из которых соединены переходами, так что путешествовать можно по нему, не выходя из музея, по всем его зданиям, а можно посетить по отдельности.

  • Адрес Эрмитажа — Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34. Его здания:
  • Зимний дворец (Большой Эрмитаж) — Дворцовая площадь, 2;
  • Главный штаб — Дворцовая площадь, 6-8;
  • Малый Эрмитаж — Дворцовая набережная, 36;
  • Новый Эрмитаж (с атлантами) — Миллионная ул., 35;
  • Дворец Меншикова — Университетская наб., 15А.

До Главного музейного комплекса Эрмитажа, который находится на Дворцовой площади, можно доехать на метро. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская», от неё до Эрмитажа — 700 м. При выходе из станции нужно добраться до улицы Малой Морской, зетам повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта. Далее потребуется прогуляться по главной и самой красивой магистрали города — Невскому проспекту, чтобы вскоре оказаться на Дворцовой площади и у входа в Эрмитаж.

Также можно добираться до Эрмитажа от станции метро «Невский проспект», которая удалена от его Главного комплекса на 900 м. От станции метро «Гостиный Двор» Эрмитаж находится в 1,3 км. В обоих случаях нужно выйти на Невский проспект, следовать в сторону Адмиралтейства до Большой Морской улицы. На пересечении Большой Морской улицы с Невским проспектом будет видна арка Главного штаба. Пройдя под ней, попадаешь на Дворцовую площадь. Вход в Главный музейный комплекс с Дворцовой площади.

Можно добраться до Эрмитажа наземным транспортом. Автобусы №№ 7, 10, 24, 191, а также троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11 идут до Дворцовой площади. Нужно доехать до одноимённой остановки, от которой до Эрмитажа необходимо пройти всего 300 м.

До Нового Эрмитажа от Московского вокзала на автомобиле всего — 15 минут, на автобусах №№ 7, 24, 191, на троллейбусах №№ 1, 7, 10, 11 до остановки «Дворцовая площадь».

Зимний дворец

Зимний дворец протянулся вдоль реки Невы. Главный фасад выходит на Дворцовую площадь, задний на Дворцовую набережную. Напротив Зимнего через Неву расположены Заячий остров и Петропавловская крепость на нем.


Парадная Посольская или Иорданская лестница Зимнего дворца

Существующий сейчас Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в стиле пышного барокко. Дворец строился по указанию Елизаветы, но пожить в нем она не успела, умерла за год до окончания строительства. Племянник Елизаветы Петр III принимал построенный дворец, но не жил в нем: в результате дворцового переворота он был отстранен от правления, на трон взошла его супруга — Екатерина II.


Большой Тронный (Георгиевский) зал

Екатерине, тяготевшей к классицизму, Зимний дворец не понравился, она отстранила Растрелли от строительства и привлекла новых архитекторов, чтобы те перестроили внутренние интерьеры.


Военная галерея

Имя Зимнего дворца неразрывно связано с Эрмитажем — самым большим и самым посещаемым музеем России и одним из самых больших музеев мира.


Гербовый зал

Создание Эрмитажа произошло сразу после строительства Зимнего дворца. Екатерине II в 1764 была передана коллекция ценных картин из Берлина, которая послужила основанием для создания музея. Сначала картины разместились в уединенных залах дворца, их называли на французский лад — эрмитаж (уединенное место).


Петровский (Малый Тронный) зал

Потом для размещения стремительно разрастающейся коллекции были построены здания Малого, Большого и Нового Эрмитажа. Сначала императорские музейные коллекции были доступны только избранным, по пропускам. В 1852 году в здании Нового Эрмитажа был открыт Публичный музей.

Зимний дворец после Октябрьской революции 1917 года был объявлен музеем. В настоящее время музей в музей Государственный Эрмитаж включены здания: Зимний дворец — главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Главный штаб (восточное крыло), Меньшиковский дворец, Музей Императорского фарфорового завода и другие объекты. В Эрмитаже более 3 миллионов экспонатов.

Маршрут пешеходной экскурсии Петербург за 1 день. Часть 2: Дворцовая площадь и Зимний дворец

Зимний дворец

Дворцовая площадь


Дворцовая площадь — одна из красивейших площадей мира, поражающая своим величием и строгим совершенством, уникальный архитектурный ансамбль и свидетель многих эпохальных событий в истории России. Дворцовая площадь – свидетель пышных торжеств, и драматических событий, именно здесь в ночь на 25 октября 1917 г. закончилась история Петербурга имперского. В советское время Дворцовая площадь – место проведения военных парадов и демонстраций. В наши дни Дворцовая площадь остается главным местом проведения городским праздников, митингов и концертов. В Новый год, День города, во время школьных выпускных вечеров и по другим знаменательным поводам именно сюда стекаются толпы веселящейся публики. А в обычные дни здесь собираются туристы, любители скейтбординга и молодежь.

С чего начать осмотр в Эрмитаже? — Берём Зимний

Не пытайтесь объять необъятное: определитесь со своими предпочтениями. Заранее изучите схему залов Эрмитажа и спланируйте маршрут по наиболее интересным для вас залам, также можно воспользоваться услугами гида. Для любителей изобразительного искусства подойдёт следующий маршрут.

Сразу, войдя в Эрмитаж, пройдите к Иорданской лестнице и поднимитесь на 2-й этаж (1 этаж Древний мир) и поверните направо; держитесь правой стороны, пройдите в Павильонный зал Малого Эрмитажа и далее в Большой Эрмитаж. Справа будет Советская лестница, следуя по которой, попадёте на экспозицию картин эпохи Возрождения.

Поначалу будут итальянские иконы и картины XV века, потом дойдёте до зала Леонардо да Винчи, обязательно посмотрите на знаменитое полотно «Мадонна Литта». Двигаемся по залам прямо и вы окажетесь в самой дальней точке Эрмитажа, откуда открываются удивительные Лоджии Рафаэля. Здесь Джакомо Кваренги разместил копии рафаэлевских фресок.

Далее можно осмотреть галереи Нового Эрмитажа, куда можно войти с лоджии. Там размещены полотна Рубенса, Ван Дейка, и многих других европейских живописцев. На обратном пути можно зайти в залы Малого Эрмитажа и полюбоваться видами из окон на сад. По переходу вернитесь в Зимний Дворец, где находятся залы с французской живописью. Если идти прямо, то можно попасть на выставку прикладного искусства Франции.

Проделав этот путь, вы уже отлично освоитесь в музее. Если останется время, можно заглянуть на 3 этаж Зимнего дворца. Здесь размещена коллекция прикладного искусства Индии, Китая и Японии.

дальнейшее чтение

  • де Кюстин, маркиз (1854 г.), Россия (сокращенно с французского) , Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс
  • де Гуркофф (Editeur), Ален (1994), Зимний дворец, Санкт-Петербург , Ален де Гуркофф
  • Король, Грег (2006), Суд последнего царя , Джон Уайли и сыновья, ISBN 978-0-471-72763-7
  • Ключевский, Василий (1926), История России , Перевод К. Дж. Хогарта, Дент
  • Майлунас, Андрей; Мироненко, Сергей (1996), Страсть на всю жизнь , Вайденфельд и Николсон, ISBN 0-297-81520-2
  • Маккензи Стюарт, Аманда (2005), Консуэло и Альва , Харпер Коллинз, ISBN 0-00-721687-4
  • Норман, Джеральдин (1998), , Фромм, ISBN 0-88064-190-8
  • Стюарт, Д. (1982), Дорогая герцогиня: Миллисент, герцогиня Сазерленд (1867–1955) , Виктор Голланц
  • Воррес, Ян (1985), Последняя великая герцогиня , Финедон

Что входит в состав музея «Государственный Эрмитаж», цены и режим работы

Крупнейшие музеи Санкт-Петербурга принадлежат государству и для удобства управления они объединены в комплексы. За основу берется главная достопримечательность и к ней относят несколько других, в той или иной степени относящейся по смысловому содержанию объектов. Достопримечательности иногда объединяют в один музейных комплекс в связи с размещением там не поместившихся экспонатов в главном здании. Поэтому к Эрмитажу также относится, в частности, дворец Меншикова и Главный штаб.

Для обычного туриста это означает только одно, покупать билеты в рамках музейного комплекса можно в одном месте, а иногда и со скидкой, если брать абонемент на несколько экспозиций сразу.

Рассмотрим, вкратце, что же входит в музейный комплекс «Эрмитаж».

Зимний дворец и главный музейный комплекс

Зимний дворец — это и есть то самое всем известное здание на Дворцовой площади напротив Главного штаба. Бывшая зимняя резиденция царей.

Помимо Зимнего дворца в Главный музейный комплекс входят рядом стоящие здания:

  • Большой (Старый) Эрмитаж
  • Малый Эрмитаж
  • Новый Эрмитаж
  • Эрмитажный театр
  • Запасной дом Зимнего дворца – Лабораторно-хранительский и административный корпус.

Время работы с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.

Стоимость билета — 500 рублей. Есть льготы. Имеется два маршрута. Об этом подробнее далее в статье.

Главный штаб

Второй по величине музейный комплекс, входящий в состав Эрмитажа. Находится на Дворцовой площади, 6/8, напротив Зимнего дворца. Вход в музей с Дворцовой площади левее арки Главного штаба (если стоять лицом к арке).

Главный штаб

График работы такой же как и у комплекса Зимний дворец: с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.

Билет стоит 500 рублей.

Посещение по сеансам, рассчитанным на 2 часа: 11.00, 11.30, 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 14.30,15.00, 16.00, 16.30, 17.00. Вечерние сеансы по средам, пятницам и субботам в 17.30 и 18.00.

Дворец Меншикова

Дворец Меншикова находится по адресу Университетская набережная, 15. Метро Василеостровская, автобусы 7 и 24, троллейбусы 1, 10 и 11.

Здание построено в 1710–1727, архитекторы Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель.

Работает во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Цена билета — 600 рулей.

Зимний дворец Петра I

Находится рядом с Зимним дворцом (Дворцовая набережная, 34) в здании Эрмитажного театра.

График работы: во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Билет стоит 600 рублей.

Музей Императорского фарфорового завода

Находится по адресу проспект Обуховской обороны, дом 153 на территории бывшего Императорского фарфорового завода. 500 метров от метро Ломоносовская.

Открыт во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Билет стоит 300 рублей.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Находится по адресу Заусадебная улица, д. 37А.

Время работы: все дни кроме понедельника с 10:30 до 18.00.

Билет стоит 600 рублей.

Биржа

Известное здание Биржи на стрелке Васльевского острова также относится к Государственному Эрмитажу. Адрес: Биржевая площадь, 4. Здание построено в 1805-1810, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон.

Центры и представительства Государственного Эрмитажа

У Эрмитажа есть свои представительства в других городах России и за рубежом:

  • «Эрмитаж-Амстердам», Нидерланды;
  • «Эрмитаж- Италия», Венеция, Италия;
  • «Эрмитаж-Выборг»;
  • «Эрмитаж-Казань».

Масштаб коллекции Эрмитажа — цифры говорят сами за себя

По данным на лето 2021 года Эрмитаж может похвастаться следующими цифрами:

  • Общая площадь помещений Эрмитажа — 233 345 кв.м., из них для выставок 100 000 кв.м.
  • Количество предметов изобразительного и прикладного искусства — 1 014 806 штук.
  • Количество памятников нумизматики — 1 125 975 штук.
  • Количество археологических памятников — 808 695 штук.
  • Количество образцов оружия — 14 016 штук.
  • Другие исторические экспонаты — 214 771 штук. 

Александровская колонна

В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна, или Алексанрийский столп. Колонна названа в честь императора Александра I.


77434

Колонна весом 600 тонн, высотой 47,5 метров увенчана фигурой ангела, попирающего крестом змею — символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо (архитектор Б. Орловский). Барельефы на постаменте колонны прославляют победы русского оружия (скульпторы И. Липце, П. Свинцов).


116657

Конкурс на создание памятника в центре Дворцовой площади был объявлен Николаем I в 1829 году с формулировкой «в память о незабвенном брате». Огюст Монферран сразу отверг строительство здесь скульптурной композиции, которая бы просто затерялась на огромной площади. Николай I одобрил проект Монферрана, предусматривающий установку колонны высотой, превышающей парижскую Колонну побед, воздвигнутую в честь побед Наполеона.


77431

Александровская колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, а держится в соответствии с точным расчетом за счёт собственного веса. Этот факт послужил появлению анекдотов и легенд в городском фольклоре.

  • Так, в одном из них говорилось, что графиня Толстая запрещала своему кучеру проезжать рядом с колонной, опасаясь, что она упадет со своего подножия
  • Появилось выражение «Столб столба столбу», и объяснять этот каламбур петербуржцам было не надо — столб Николая I Александру I. (Каламбур — это игра слов, одинаковых по звучанию, но разных по значению)
  • К монументу на Дворцовой часто приходят молодожены. Жених поднимает невесту на руки и обходит колонну по кругу. Считается, сколько кругов он сделает, столько и детей будет у молодоженов
  • Согласно легенде, после революции Ангела на вершине Александровской колонны собирались заменить на фигуру Ленина. И скульптуру сняли, но вскоре Эйзенштейн приступил к съемкам фильма «Октябрь» и потребовал возвратить Ангела на свое историческое место. А после съемок возвратить его как-то забыли и больше к этому вопросу не возвращались.

Связующим звеном всех построек стало завершение в 1843 году строительство с восточной стороны здания Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.П. Брюллов). Фасад здания украшает портик из двадцати ионических колонн.


159723

Самое красивое здание Дворцовой площади — Зимний Дворец. Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В то время это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дома.


77421

Бледно-зелёный и белый цвета фасада Зимнего Дворца придают воздушность и грациозность, характерные для стиля барокко. Гениальному архитектору Росси удалось объединить в единую композицию Зимний дворец и строгое здание Главного штаба.

Дворцовая площадь — это одно из самых притягательных мест Санкт-Петербурга. Однако, есть мнение, что массовые гуляния и концерты наносят вред бесценным памятникам архитектуры. (Вспомним пожар во время встречи Нового 2000 года, когда от петарды загорелись строительные леса над аркой). Поэтому обсуждается вопрос о запрете гуляний и концертов на ней. Для туристов и горожан Дворцовая площадь всегда будет открыта.

Апартаменты Николая I и Александры Федоровны

Ротонда (на плане 28). Этот круглый куполообразный зал, построенный в начале 19 века, соединяет государственные и частные комнаты дворца и по своему дизайну представляет собой завершающую и неоклассическую стадию эволюции дворца.

Покои Николая I и его жены Александры Федоровны находились в северо-западном углу дворца, анфилады, традиционно занимаемой монархом со времен Екатерины Великой , и теперь являются частью Покоев Николая II и Александры Федоровны. Екатерина Великая располагала здесь тронным залом до того, как Джакомо Кваренги завершил строительство большего Георгиевского зала в восточном крыле в 1787 году, предполагая, что раньше комнаты были менее интимными и уединенными, чем они стали позже. В течение 1780-х годов интерьер дворца был изменен с богато украшенного рококо, спроектированного Франческо Растрелли, на более простой неоклассический декор, который до сих пор преобладает в парадных залах; частные комнаты, однако, как представляется, часто обновлялись в соответствии с (часто простыми) вкусами их обитателей; и с точки зрения декора, роскоши и использования они не соответствуют Petit appartement du roi в Версале или Частным апартаментам во дворце Хофбург , в Вене или в Виндзорском замке .

После пожара 1837 года Николай I отвечал за быстрое восстановление дворца. Он настоял на том, чтобы внешний вид остался неизменным, но позволил переработать большие части интерьера в соответствии с различными вкусами и стилями, в результате чего дворец был описан как «дворец 19 века, вдохновленный образцом в стиле рококо ».

Спальня царицы Марии Александровны

Несколько выдающихся архитекторов были наняты для восстановления дворца, в первую очередь Василия Стасова , которому было поручено перестроить парадные залы в стилях, идентичных или похожих на те, что были раньше, и Александр Брюллов . Именно Брюллова наиболее тесно связан с частными квартирами. Он умел работать в различных стилях и перестраивал частные и получастные комнаты в соответствии со вкусами предполагаемых жителей.

Архитекторы, участвовавшие в восстановлении дворца, смогли воспользоваться строительными разработками, недоступными для Растрелли и Кваренги в их первоначальных планах. После пожара было обнаружено, что большое количество дров и скрытые пустоты были одной из причин столь сильного распространения огня. Чтобы избежать повторения этого, скрытого за новыми, но классическими фасадами, архитекторы смогли использовать новейшие технологии в строительстве. К ним относятся широкомасштабное использование стали для поддержки обширных потолочных пролетов парадных залов в стиле барокко, что позволяет избежать необходимости в опорных колоннах. Однако в меньших комнатах потолки были построены с использованием сводов из менее воспламеняемого кирпича, что существенно повлияло на декоративные схемы Брюллова для частных комнат. Своды поддались как готическим, так и византийским формам дизайна интерьера. Нигде во дворце готика не проявляется так ярко, как в гостиной первого этажа, созданной Брюлловым в 1838 году для дочерей Николая I.

Позже архитектор Андрей Штакеншнайдер был привлечен к реализации многих проектов дворца. Он украсил малиновый будуар царицы Александры Федоровны в стиле рококо, который Кваренги почти уничтожил во дворце 70 лет назад.

Иорданская лестница – роскошь и грациозность Зимнего Дворца

Иорданская лестница в Эрмитаже является парадной лестницей Зимнего дворца. Именно по ней поднимались послы различных стран для того, чтобы пройти в залы для аудиенции с русскими правителями. Исходя из этого, лестница первоначально называлась Посольской. И только после революции, когда Зимний Дворец стал музеем, она получила название Иорданской. Связывали это с тем, что по лестнице сходила царская семья в Крещение для ритуала водосвятия к Иордании — особой проруби на Неве. 

Иорданская лестница была выстроена в стиле барокко российским архитектором, по происхождению итальянцем, Франческо Бартоломео Растрелли. Но в 1837 году случился страшный пожар, который уничтожил своим огнем почти все внутренне убранство зимнего Дворца, и, конечно, не пощадил лестницу. 

Восстановление Главной лестницы было возложено на В. П. Стасова, который в течение полутора лет старался возобновить лестницу совершенно по-старому, как приказал император Николай I. Архитектор очень внимательно отнесся к восстановлению Иорданской лестницы, пытаясь сохранить ей всю красоту и роскошь, которую придал ей Растрелли. 

Сегодня перед посетителями лестница представлена практически в первозданном виде и вызывает восторг. Белый мрамор скульптур, серый мрамор колонн, позолота лепнины – все это восхищает и влюбляет в себя с первого взгляда. 

Для оформления лестницы были применены лучшие материалы. Для изготовления балюстрады, пола и ступенек – белый каррарский мрамор. А для стен – искусственный мрамор, также белый. Колонны на втором уровне выполнены из сердобольского гранита. 

Статуи для украшения лестницы были получены из Летнего сада и Таврического дворца. Их привезли из Италии еще в петровское время. Из Таврического замка была привезена статуя «Власть», которая украшает центральную нишу. Интересный и курьезный факт, что за статуей «Власть», установленной на Иорданской лестнице в Эрмитаже, вскоре закрепилось название «Владычица», указывая неким образом на время правления Елизаветы Петровны и Екатерины II. 

Пожалуй, искать ее не придется. Как правило, осмотр Дворца начинается с прохода по вестибюлю, который и ведет к Главной лестнице. Вестибюль как бы готовит посетителей к восприятию пышной, грациозной красоты Иорданской лестницы. Попадая сюда, сразу ощущаются ее размеры, простор, обилие света, который попадает не только из огромных окон, но еще и с помощью отражения в больших зеркалах. 

Пышный облик Зимнего Дворца и, в частности, Посольской лестница должны были продемонстрировать положение нового города на Неве. Интересно, что в 1844 году Николай I подписал указ, который гласил о том, что в Санкт-Петербурге запрещено возводить гражданские строения выше, чем Зимний Дворец. 

«Детский» подъезд

Этот подъезд так же располагался со стороны Невы и предназначался для выхода членов императорской семьи из личных комнат. Свое название он получил в 40-х годах XIX века, когда на первом этаже северо-западного ризолита от «Детского» до «Иорданского» подъезда располагались комнаты дочерей Императора Николая I. Впоследствии на том же месте поселили детей Николая II.

«Детский» подъезд гораздо менее заметен, чем «Иорданский» и представлял собой проходной тамбур с тремя дверями. Предназначался он исключительно для выхода из личных покоев на Дворцовую набережную. Во время реконструкции 1920-х годов подъезд был заложен и до наших дней не сохранился.

История создания дворца

За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной.

В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император.

Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью.

По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией.

После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени.

Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания

Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения

По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения.

Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра.

После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом.

В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.

Исторические события

Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:

  • покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
  • расстрел мирной демонстрации(1905г.)
  • превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
  • обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
  • преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
  • объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
  • учреждение музея Революции (1920 г.)

Исторические события

Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:

  • покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
  • расстрел мирной демонстрации(1905г.)
  • превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
  • обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
  • преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
  • объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
  • учреждение музея Революции (1920 г.)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector