Строительство великокняжеского дворца в кремле с 1487 по 1514 годы
Содержание:
Варварство Наполеона
В 1812 году здесь располагался штаб императора Наполеона. Именно тогда погибла старинная обстановка Теремного дворца: французы поломали и сожгли большую часть мебели, вместе с их уходом исчезли драгоценные ткани и серебро, украшавшие комнаты.
Наполеон находился здесь 38 дней. Уходя 7 октября 1812 года (по старому стилю), приказал маршалу Мортье взорвать Кремль. Под фундамент было заложено 180 000 фунтов пороха (90 000 килограммов). По замыслу Наполеона Кремль должен был сложиться в огромную яму-воронку. Взрыв намечался в ночь на 12 октября, но начался сильный ливень, под его прикрытием кремлевским партизанам удалось обезвредить самые опасные боеприпасы. Конечно, не все…
В результате страшных взрывов была разрушена часть южной стены, упала в реку Водовзводная башня, сильно пострадал Арсенал, где хранились порох и оружие. Двадцать лет — с 1815 по 1835 год — восстанавливали стены и башни. Но главные постройки Кремля и стены сохранились…
Что касается внутреннего убранства Теремного дворца, оно было восстановлено при реставрации 1836-1849 годов, которой руководил Ф.Ф. Рихтер. Он старался воспроизвести в обстановке и декоративном облике интерьеров мотивы русской старины. Конечно, они уступают в сложности убранству покоев государя в XVII веке, когда стены палат покрывались золочеными кожами, атласными и парчовыми тканями, а дворец был убран драгоценными коврами и наполнен чудесной золотой и серебряной утварью.
История
После прихода к власти новой династии — Романовых, в кремле начинается строительство дворцовых помещений, которые отражали представления о том, как должна выглядеть царская резиденция. Сначала на территории крепости появился царский дворец с каменными жилыми покоями, позднее его стали называть Теремным дворцом. Затем был возведен Патриарший дворец для патриарха Никона. В 1651 году были выстроены боярские хоромы для Ильи Дмитриевича Милославского, который приходился царю Алексею Михайловичу тестем. Позднее их стали называть Потешным дворцом.
Для строительства была выбрана территория рядом с царской резиденцией, однако стоит отметить, что место было не самым удачным — участок был сильно вытянут, с одной его стороны находилась крепостная стена, а с другой узкая улица, что повлияло на архитектуру здания. Оно состояло из парадного и хозяйственного дворов, соединенных проездной аркой. Сооружение украшал белокаменный резной декор, который отделял этажи друг от друга, расположение жилых помещений было схоже с анфиладной планировкой.
Интересной архитектурной особенностью стала домовая церковь Похвалы Богородицы, расположенная над средней частью восточного фасада дворца. По канонам алтарь церкви не должен был находиться над жилыми помещениями нижнего этажа, поэтому его вынесли наружу. Для этого было придумано интересное решение — архитектор спроектировал наклонные машикули, поддерживающие алтарь церковного сооружения. В основе этой опоры находятся прочные белокаменные блоки, вставленные в кирпичную кладку. Такое решение нетипично для русской архитектуры, возможно, его увидел сам Милославский во время поездок в Германию или Голландию, есть предположения, что там он мог нанять мастеров, которые занимались постройкой дворца.
pavlov-kld
В одной из частей сооружения имелась плоская крыша с висячими садами, ее использовали как церковную паперть. После смерти Милославского хоромы отошли в казну, позднее к ним пристроили каменный переход, соединяющий их с дворцом царя. Во дворце жили члены царской семьи, со временем здесь стали проводиться потехи — театральные представления, которые с удовольствием посещали представители правящей династии и придворные. В силу этого дворец стали называть Потешным. Известно, что выступала на сцене и царевна Софья, дочь Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской.
С приходом к власти Петра I во дворце стало размещаться полицейское управление, после переноса столицы в Санкт-Петербург и отъезда царского двора в здании проживал комендант крепости, и размещались службы канцелярии. В 1806 году сооружение было перестроено — завершение церкви разобрали, а фасады приобрели характерные особенности неоготики. Во второй половине XIX века архитектор Шохин провел работы по возвращению зданию исконной архитектуры, однако это не было полноценной реставрацией, имела место лишь стилизация.
После прихода большевиков к власти в самом Потешном дворце и его пристройках жили со своими семьями члены Совета народных комиссаров. Известно, что несколько лет во дворце находилась квартира Иосифа Сталина и его семьи. С этим связана и трагическая история — в одной из комнат сооружения совершила самоубийство его жена Надежда Аллилуева.
В 1970-е годы проводились исследования дворца, реставраторы разработали проект воссоздания глав домовой церкви, который удалось реализовать только в начале 2000-х годов. В ходе реставрации фасадов на наличниках парадного этажа удалось обнаружить белокаменную резьбу, на которой можно увидеть изображения реальных и фантастических животных, цветы, сцены рыцарских турниров. Была отреставрирована часть фасадов, которым возвратили исторический цвет. Работы коснулись и некоторых интерьеров сооружения, в ходе которых специалисты обнаружили интересные детали — белокаменный кессонированный потолок и орнаментальные росписи на стенах.
В наши дни во дворце размещаются служебные помещения Комендатуры Кремля.
Татьяна Лискер
Современный облик дворца
К сожалению, первозданный вид внутренних покоев в Теремном дворце до наших дней не сохранился — виной тому многочисленные пожары. Порой уцелевали только каменные стены, а всё содержимое палат, включая драгоценные фрески и деревянные кружева, полностью уничтожалось огнём. В XIX веке проводилась одна из последних масштабных реконструкций, в ходе которой росписи восстанавливались по сохранившимся со времён Алексея Михайловича рисункам. Тогда же происходило строительство Большого Кремлёвского дворца, который архитектор Константин Тон объединил с Теремным.
Своё значение резиденции русских царей дворец утратил после возникновения Санкт-Петербурга, куда при Петре I была перенесена столица государства. С этого момента внутренние помещения и даже внешние пристройки многократно перестраивались в соответствии со своими назначением на конкретный момент. Последняя масштабная реконструкция и реставрация были проведены в 1992 году.
Как попасть на экскурсию?
Свободного посещения для горожан и туристов нет. Попасть на экскурсию можно только в составе группы, допущенной к посещению Большого Кремлёвского дворца с разрешения комендатуры Кремля. В настоящее время Теремной дворец является частью резиденции Президента РФ. Попасть на такую экскурсию — большая удача и гарантированные незабываемые впечатления от сказочного убранства резиденции русских царей.
Церкви и иконы Теремного дворца
В архитектурный ансамбль Теремного дворца вошли и другие строения, делающие его по праву одним из важнейших исторических памятников русской архитектуры ХVII века. Например, в западной части Теремного дворца расположен храм Рождества Богоматери «на Сенях». Храм неоднократно перестраивался. Из примечательных особенностей — практически полностью сохранившаяся белокаменная четырехстолпная церковь.
Гостиная (Думная) комната
Постройка этой церкви была осуществлена в конце XIV века по приказу княгини Евдокии, вдовы небезызвестного князя Дмитрий Донского. Эта церковь относится к одним из самых древних сооружений, входящих в Московский Кремль и хорошо сохранившихся до наших дней.
На территории Теремного дворца имеется ещё ряд церквей: церковь Екатерины (построенная Дж.Талером в 1627 году), сооруженная над ней церковь Воскресения Словущего и так называемая Распятская церковь. Кровля с майоликой и расписанными крестами, под которой объединены 3 церкви — Распятия, Спаса и Воскресения Словущего были выполнены монашествующим старцем Ипполитом, знаменитым резчиком того времени. Кстати, древнее деревянное распятие, установленное в молельне Распятской церкви, тоже является работой Ипполита.
Престольная комната
Домовая церковь на мужской половине Теремного дворца была построена в 1636 году, когда постройка всего комплекса была практически завершена. Церковь осветили в честь «Нерукотворного Спаса» (считается, что изображение Спаса появилось само, без участия человека), а чуть позднее церковь стала называться по-новому — Верхоспасским собором. Над храмом работали те же самые 4 архитектора, которые строили весь комплекс Теремного дворца. Стенопись, которую можно увидеть в соборе, была создана на 30 лет позже, начиная с 1660 года. Иногда собор называют «Спасом за золотой решеткой» и вот почему. Дело в том, что Верхоспасский собор и Теремной дворец решили разделить решёткой — не золотой, конечно, а из железа. Однако позолота, которой покрыта решетка, нанесена столь аккуратно и тщательно, что многие думают, что она действительно из золота! В церкви Распятия Теремного дворца есть очень красивый и монументальный иконостас.
Опочивальня
Его иконы выполнены на шелковой ткани в технике аппликации. Автором икон является известный мастер Оружейной палаты Василий Познанский. В Верхоспасском соборе также есть иконостас, выполненный в XVIII веке в барочных формах. Однако в нижнем ряду иконостаса Верхоспасского собора находятся иконы ещё более древние, работы мастеров XVII века: это и «Сотник Лонгин», «Федор Стратилат» и «Спас Нерукотворный» с 20-ю клеймами на тему жития святых. Иконостас церкви Воскресения Славущего выполнен из дерева и украшен резьбой с позолотой. А часы, которые украшают храм, это подарок шведского короля Карла 9.
Александровский
Ну, а этот зал по праву считается самым пышным — с розовыми под мрамор стенами, сверкающий золотом. Архитектор К.А.Тон использовал в его декоре элементы византийской архитектуры. А еще неповторимый Александровский обладал удивительно магическим светом: два ряда огромных окон, выходившие на юг, дублировались большими ложными окнами, украшенными зеркалами. Свет преломлялся в них, создавая иллюзию бесконечного сияния. Зал переливался, как волшебная шкатулка. Именно здесь при коронации давали балы, дамы называли его «волшебным Александровским залом».
Сегодня в этом зале заседает Государственный совет нашей страны, послы вручают верительные грамоты Президенту, во время государственных визитов проходят официальные обеды. Увы, в 1932-1934 годах Александровский и Андреевский залы были разрушены. Единственное, что сохранилось в Александровском, — шесть исторических полотен XIX века художника Ф. Моллера, представляющих сцены из жизни святого князя Александра Невского. На месте разрушенных помещений архитектор И.А. Иванов-Шиц спроектировал зал заседаний Верховного Совета СССР, конечно, лишенный уникального парадного убранства.
В день коронации вся Москва была иллюминирована. В 9 часов вечера, когда Государь с Императрицей вышли на балкон дворца, обращенный на Замоскворечье, Императрице был подан букет цветов на золотом блюде, в котором был скрыт электрический контакт, и, как только Императрица взяла в руку букет, тем самым замкнулся контакт и был подан сигнал на центральную электрическую станцию в Кремле. Первой запылала тысячами электрических лампочек колокольня Ивана Великого, и за ней заблистала повсюду в Москве иллюминация. Я попробовала поехать посмотреть иллюминацию, но пришлось скоро вернуться из-за толпы, наполнявшей все улицы, но самую красивую часть иллюминации — Кремлевский дворец — я все-таки видела. Матильда Кшесинская, балерина
И только в 1993 году по поручению первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина начались исследования и подготовка предложений по восстановлению исторического облика Большого Кремлевского дворца. В результате появился Указ Президента от 2 августа 1994 года N 1581 «О восстановлении исторического облика Большого Кремлевского дворца». В выполнении проектных, строительно-монтажных и реставрационных работ принимали участие 28 российских организаций и 15 ведущих иностранных фирм из Австрии, Германии, Италии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Финляндии, Латвии, Эстонии…
В результате был воссоздан исторический облик парадных залов — Александровского и Андреевского, фасады и кровля. И восстановлена историческая миссия дворца — прославление нашего народа, визитная карточка государства. И в прежние времена, и в нынешние зал украшен орденом Святого Александра Невского — небесного покровителя воинства. Этот орден был задуман Петром Великим, учрежден после его смерти в 1725 году супругой Екатериной I, награждали им за военные и гражданские заслуги.
Знаки ордена и сегодня сияют в пышном сферическом куполе Александровского — красный с золотом крест и серебряная звезда с девизом «За Труды и Отечество».
А нас ждет самый большой зал Большого Кремлевского дворца — Георгиевский, который называли «храмом славы русского оружия» и «храмом воинской доблести».
История построения
Теремной дворец Московского Кремля был построен всего за год, с 1635 по 1636. Хотя сроки для возведения таких масштабов самые кратчайшие, это никоим образом не отразилось на качестве постройки. Более того, если учитывать, что это первый русский каменный дворец, Кремль опроверг пословицу, что первый блин всегда комом. Он стал примером для возведения многих других каменных зданий. Во-первых, убранство здания традиционное, как в постройках из дерева. Во-вторых, прочность всей конструкции было трудно превзойти на то время. Да и не все современные здания могут потягаться с дворцом. Хотелось бы надеяться, но вряд ли «хрущевки» простоят четыре века, не то что не потеряв при этом своего товарного вида, а хотя бы сохранив фундамент.
Строили его сразу четыре лучших зодчих того времени: Л. Ушаков, А. Константинов, Б. Огурцов и Т. Шарутин. Возводился Теремной дворец в Кремле на проверенном временем фундаменте северного яруса кремлевского ансамбля, который был заложен за полторы сотни лет до этого. К тому же это первое здание, построенное из камня, и имеет несколько этажей.
Построено было, как и задумано, три яруса. Первая площадка получила название боярской, в которой располагались хозяйские спальные покои. Она находилась на первом этаже. Второй предназначен для гуляний и соединен с первым этажом лестницей. Вход — это золотая решетка, шедевр кузнецкого мастерства. Третий ярус получил название Златоверхий теремок.
Большой кремлевский дворец
Большой кремлевский дворец (БКД) был построен по указу Николая I в 1838 — 1849 годах группой русских архитекторов под руководством Константина Тона в русско-византийском стиле. Его фасад украшен резным белокаменным декором и обращен в сторону Москва-реки, дворец протянулся с запада на восток на 120 метров, его высота 47 метров. Снаружи дворец выглядит трехэтажным, но по факту состоит из двух этажей. Это связано с тем, что парадные залы получили сразу два ряда оконных проемов.
В дворцовый ансамбль Большого кремлевского дворца включены Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви и Оружейная палата. Владимирский зал является временным мостом между историческими эпохами и соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца с Грановитой палатой и Теремным дворцом.
Владимирский зал Большого кремлевского дворца
Во дворце, поражающим роскошью интерьеров, около 700 комнат, 5 парадных орденских залов: Екатерининский, Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский. В Андреевском зале проводятся инаугурации российского президента. Екатерининский зал используется для встреч с иностранными делегациями и проведением переговоров.
Андреевский зал Большого кремлевского дворца
Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время ее пребывания в Москве, императорские жилые покои назывались Собственная половина. В 1913 году во дворце проходили торжества в честь 300-летия дома Романовых. После революции здесь поселились члены советского правительства. Великолепные Андреевский и Александровский залы были перестроены в 1933-1934 годах в зал заседаний Верховного совета СССР с партером и балконами. В 1939 году на месте императорских тронов были установлена огромная скульптура Ленина из белого мрамора и трибуна для выступлений. Зал заседаний вмещал в себя около 5,5 тысячи человек.
Зал заседаний Верховного совета СССР
Первый съезд КПСС прошел здесь в 1934 году — это был знаменитый XVII съезд, вошедший в историю, как Съезд расстрелянных, так как большая часть делегатов была репрессирована в годы Большого террора. В 1956 году здесь прошел XX съезд КПСС, на котором Хрущев прочитал свой доклад «О культе личности и его последствиях». В 1990 году в зале заседаний прошел Первый съезд народных депутатов РСФСР. По указу Бориса Ельцина в 1994—1999 годах исторический облик Андреевского и Александровского залов был восстановлен по сохранившимся чертежам, в том числе царское место с императорскими тронами.
Георгиевский зал Большого кремлевского дворца
Георгиевский зал дворца является самым большим (длина — 61 метр, ширина — 20,5 метров) и первым залом в парадной анфиладе дворца. Здесь проходило торжество по случаю Победы в 1945 году, здесь отмечали полет Гагарина в космос в 1961 г., в зале проходят приемы, банкеты, встречи президента РФ с иностранными делегациями. Георгиевский зал является залом военной славы, на его стенах выгравированы имена кавалеров Георгиевского ордена и наименования более 500 полков, экипажей и батарей, получивших Георгиевские знамена.
Сейчас дворцовый комплекс, кроме Оружейной палаты, действующая резиденция президента России, где проводятся официальные мероприятия. Посетить Большой кремлевский дворец можно только в составе экскурсии по предварительной записи, постоянных сеансов для его просмотра нет.
Свод потолока престольного кабинета
В центре изображение Христа-Пантократора на престоле. Здесь Он воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византи, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии, как зеркальные по отношению друг к другу. В раскрытом Священном Писании слова: «Вся мне предана суть Отцем моим..», напоминая о вверенности земной власти и ответственности за нее — свыше.
Кабинеты дворца и их хозяева
Стены Сенатского дворца за время существования увидели немало государственных деятелей.
Императорские кабинеты
После окончания строительства Екатерина II облюбовала во дворце просторный уютный кабинет с полукруглой ротондой. Однако, навещала его императрица нечасто: она недолюбливала Москву, предпочитая Санкт-Петербург. Во времена Романовых царственные особы апартаментов в Сенатском дворце не имели.
Кабинет Ленина
В марте 1918 года в Сенатском дворце устроили квартиру Ленину. Вождь пролетариата здание Сената полюбил и занимал четыре комнаты на третьем этаже. Отличительная черта ленинских апартаментов – библиотека с 40 тысячами томов. Книжные шкафы стояли во всех комнатах.
Площадь апартаментов Ленина 560 кв. м, из них рабочий кабинет занимал 50. До лета 1933 года во дворце размещался музей-квартира вождя, который посетили 2 миллиона человек. Позднее кабинет перевезли в мемориальный комплекс «Горки Ленинские» в Подмосковье.
Кабинет Сталина
В 1933 году по указанию Сталина в здании сделали перепланировку, изменили интерьеры: стены обили дубовыми панелями со вставками из карельской березы. Двери в апартаментах установили дубовые. На первом этаже устроили пятикомнатную квартиру вождю, где жили его дети Светлана и Василий. Здесь часто Сталин работал в «домашнем» кабинете.
Официальный кабинет площадью 150 кв. м вождь обустроил на втором этаже. В кабинете – ничего лишнего. В углу – печь, которую топили дровами. На столе – телефон и ручка, чернильница, графин с водой, стакан с чаем, пепельница.
Здесь же работал генерал-майор Александр Поскребышев с заместителем Логиновым. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещались Государственный Комитет Обороны, Президиум Верховного Совета и Совет народных комиссаров.
«Безликий» кабинет Хрущева
В 1953 году на третьем этаже дворца рабочий кабинет устроил Никита Сергеевич Хрущев. В кабинете площадью 100 кв. м – те же дубовые панели и двери, что и при Сталине. У Никиты Сергеевича не было ни одного книжного шкафа. Безликий необжитой кабинет загромождали безвкусные сувениры: модели спутников, самолетов, паровозов. А еще – многочисленные вазы, в том числе с портретами самого Хрущева.
Кабинет Брежнева
Советские вожди ни за что не хотели въезжать в апартаменты предшественников. Леониду Ильичу оборудовали кабинет в 100 кв. м подальше от хрущевского. Брежневские апартаменты партийцы называли «Высотой». Темные дубовые панели заменили на светлые.
В 1972 году рядом находился зал заседаний Политбюро, архив и группа Особого сектора ЦК КПСС. Когда генсеку стало трудно передвигаться, рядом с кабинетом установили персональный лифт.
Потом в бывшем брежневском кабинете работали Юрий Андропов и Константин Черненко, но их короткое пребывание не повлияло на внутреннее убранство.
Кабинет Горбачева
Горбачев, став генсеком в 1985 году, отказался въезжать в брежневский кабинет. Для него оборудовали апартаменты площадью 100 кв. м на третьем этаже, в которых сразу началась перестройка.
Стены затянули шелком пастельно-желтых тонов, завезли дорогую мебель из карельской березы, которую несколько раз меняли. Весной 1991 года во время сильного ливня в кабинете Горбачева протек потолок.
Кабинет Ельцина
Борис Ельцин переехал в Кремль после путча в сентябре 1991 года, поселился в кабинете генсека и затеял грандиозный ремонт. Ближайшее окружение навязывало президенту имперский стиль. В кабинете появилась лепнина, позолота, мебель с гнутыми ножками.
Перегородки внутри здания разрушили. Своды потолков, паркет и дубовые панели сняли. Мебель распродали на аукционе.
После ремонта большую часть помещений заняли апартаменты президента – рабочие и представительские. Рабочий кабинет Ельцина – комната на втором этаже площадью 75 кв. м с небольшой приемной.
Метраж рабочего кабинета стал таким же, как прежде у царя. Рабочий стол длиной 205 см изготовили по спецзаказу Ельцина в Италии.
31 декабря 1999 года апартаменты по наследству перешли к Владимиру Владимировичу Путину. Сюда же 7 мая 2008 года въехал Дмитрий Медведев.
Краткая история
Россия — огромная страна, и в каждом её уголке всегда найдутся вещи, интересные взгляду любознательного путешественника. Но особое место для приверженцев исторических экскурсов занимает столица Российской Федерации — Москва.
К одной из красивейших достопримечательностей российской столицы по праву относится Теремной дворец входящий в комплекс строений, известных как Московский Кремль. Теремной дворец был возведен в первой половине XVII столетия (закончен в 1636 году)
4-мя авторитетными в то время мастерами-архитекторами: Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым.
Однако при постройке Теремного Дворца использовались и сохранившиеся части старых строений — в частности, царские палаты, созданные ещё для Ивана 3-го, и Мастерские палаты ХVI века. Открытая площадка, окружающая терема по периметру, образовалась по причине отступа в их надстройке на основание стен предыдущего строения.
Интерьер Теремного дворца
Теремной дворец в Кремле время постройки превзошел не только по внешним характеристикам. Интерьер здания также поражает небывалым великолепием.
Если описать в трех словах, то это роскошь, разнообразие, богатство. Если же описывать все детали интерьера отдельно, то это займет уйму времени и не один печатный лист.
Каждый ярус строения имел свое предназначение. Цокольный предназначался для хранения запасов. Царица облюбовала первый этаж – в нем расположились ее мастерские. Второй – это ресепшн, если выражаться современным языком, где встречали гостей и послов из разных стран. Из одной из комнат опускался большой ящик, куда желающие помещали свои просьбы и жалобы.
Тут же находились и царские покои, купальня.
Стены палат расписаны цветочнымы узорами и золотом. Круглые своды украшены необыкновенными узорами и орнаментами, настоящей лепкой, позолотой, резным деревом дорогих пород.
К сожалению, роспись не сохранилась в первозданном виде. Ее восстановили по рисункам великого художника — археолога, живописца Федора Григорьевича Солнцева — и его ученика Киселева уже в 19 веке. Учитывая, что краска тех времен была чрезвычайно стойкой, причины повторного нанесения узора объясняются частичным или полным разрушением отделки стен. Это могло быть и нападение Наполеона, и решение переделать интерьер, которое так и не было воплощено в жизнь.
Таков Теремной дворец в Кремле. В каком веке был построен он — известно достоверно. Но немногие здания сохранились с тех времен. Сегодня он находится практически в таком же состоянии, в каком был почти четыре столетия тому назад.
Архитектурные особенности Теремного дворца
Особую прелесть придаёт Теремному дворцу способ его постройки — ярусная ступенчатая композиция с открытыми лестницами и причудливыми крылечками. Интересно, что многие архитектурные решения, которые были использованы при создании Теремного дворца, в дальнейшем часто использовались для возведения и других зданий в истории российского зодчества. Например, широко известное Верхнее Золотое крыльцо со спаренными арками и как бы увенчанное шатром стало прообразом исконно русского интерьера.
Снаружи Теремного дворца также есть на что посмотреть! Фасад Теремов заслуживает самого пристального внимания — чего стоят белокаменные наличники с искусной резьбой и подвесными гирьками, или карнизы, в оформлении которых были использованы красивейшие многоцветные изразцы. На изразцах отчетливо видны изображения, включающие в себя растительные орнаменты и элементы геральдики (разные звери и птицы).
Отлично сработана и декоративная резьба, украшающая порталы входов. В простенки между окнами для большей красоты русскими архитекторами были введены декоративные пилястры — правда, служат они только для украшения и не являются несущими элементами конструкции Теремного дворца.
Золотое (Красное) крыльцо