Какая вера у иранцев была главной раньше, и какая теперь?
Содержание:
- Христиане, обращенные из ислама
- Средневековый период
- Мотоцикло-стопом к священной горе.
- Столица
- Ислам[править | править код]
- Философия
- «Ни гвоздя, ни жезла» или таможенные правила
- Средневековый период
- Резюме
- христианство
- 1. Ислам
- Терпимость и иранский религиозный интеллектуализм
- Средневековый период
- Ночь в мечети (Страдания Имама Али, 28 мордад 1390)
- дальнейшее чтение
Христиане, обращенные из ислама
Начиная с 1970-х годов некоторые протестантские пасторы начали проводить церковные службы в домах на персидском языке, а не на одном из языков этнических христианских меньшинств, таком как армянский или сирийский. Одним из ключевых лидеров, возглавивших это движение, был епископ Ассамблеи Божьей Хайк Овсепян Мехр . Поклонение домам, а не в церковных зданиях, и использование национального языка (персидского), на котором говорили все мусульмане, в сочетании с недовольством насилием, связанным с иранской революцией, привели к тому, что значительное число иранских мусульман покинули ислам и обратились в христианство. Это происходило как внутри Ирана, так и за рубежом, среди иранской диаспоры . В настоящее время запрещено распространять христианскую литературу на официальном языке — персидском.
Мусульмане, переходящие в христианство, подвергаются давлению со стороны общества и властей, которое может привести к смертной казни . Хотя Гражданский кодекс прямо не предусматривает смертной казни — преступление карается штрафами, плетью и тюремным заключением — судьи могут назначить смертную казнь, если они того пожелают.
Пятидесятнический пастор Хоссейн Судманд был обвинен в вероотступничестве и казнен в 1990 году. Мехди Дибадж был арестован и заключен в тюрьму более 10 лет, прежде чем он был приговорен к смертной казни в 1993 году, но под международным давлением он был освобожден в 1994 году, хотя смертный приговор не был вынесен. поднял. В следующем году его убили. В 2011 году Юсеф Надархани , пастор Джаммиат-и Раббани, якобы был приговорен к смертной казни за отказ отречься от своей веры. Совсем недавно ирано-американский пастор и бывший мусульманин Саид Абдини , который в 2013 году был приговорен к восьми годам тюремного заключения, якобы «помогал строить подпольную христианскую церковную сеть в стране». Сети спутникового телевидения , такие как Mohabat TV, Sat7 Pars и TBN Nejat TV, распространяют образовательные и вдохновляющие программы для христиан, особенно для носителей персидского языка. Некоторые бывшие мусульмане-христиане эмигрируют из Ирана по причинам образования, политики, безопасности или экономики.
Трудно получить точные цифры для протестантов всех конфессий и католиков в Иране. Дело усложняется сочетанием этнической идентичности с религиозной принадлежностью и количеством мусульман, обращенных в христианство, которые, как обсуждалось выше, имеют сильный стимул скрывать себя. Большинство информаторов часто ссылались на «всего несколько тысяч» при оценке общего числа неэтнических христиан в Иране. По данным середины 1990-х годов, все протестантские церкви в Иране утверждали, что этнические и иранские члены составляют 5 000, 8 000, 10 000 или 15 000 человек. Исследование 2015 года оценило (описывая это как консервативную оценку), что в Иране проживало 100000 верующих христиан из мусульманского происхождения, большинство из которых были евангелистами или христианами-пятидесятниками.
В мае 2019 года министр разведки Ирана Махмуд Алави выразил обеспокоенность по поводу обращения иранских мусульман в христианство и сказал, что министерство разведки направило агентов, активно «противодействующих сторонникам христианства», в районы, где есть потенциал для обращения людей.
Средневековый период
Некоторые религиозные деятели сделали синкретические учения ислам и местные Зороастризм.
- Ранний исламский период видел развитие Персидский мистицизм, традиционное толкование существования, жизни и любви персидско-исламским Суфий монотеизм как его практический аспект. Это развитие верило в прямое восприятие духовной истины (Бога) через мистические практики, основанные на божественной любви.
- Хуррамиты, религиозное и политическое движение 9-го века, основанное на учениях 8-го века Sunpadh, проповедовавший синкретизм шиитского ислама и зороастризма. Под Бабак Хоррамдин, движение стремилось к перераспределению частного богатства и отмене ислама.
- Бехафариды, культовое движение 8-го века вокруг пророка Бехафарид. Хотя считается, что это движение уходит корнями в зороастризм, Бехафарид и его последователи были казнены по обвинению (со стороны зороастрийцев) в нанесении ущерба как зороастризму, так и исламу.
- Ярсан, религиозный орден Язданство, который, как полагают, был основан в 16 веке. Язданство провозгласило веру в Бога, проявляющегося в виде одного первичного и пяти вторичных аватаров, которые вместе с Богом образуют Святую Семь.
- Язданство
- Езидизм
Мотоцикло-стопом к священной горе.
По дороге в мечеть Джамкаран мы видели какую-то гору и сотни людей, поднимающих наверх по ступенькам. Фатима сказала, что там жил какой-то святой, и мы с Лукой решили туда съездить. Доехать мы собирались на попутной машине, что должно было быть достаточно легко, учитывая то, что был праздник, и мы ехали к священному месту. На бумаге Фатима написала нам название «Кух э Кхезр» (Гора пророка Кхезр), так что нам оставалось прочитать водителю адрес и сказать «маджони» (бесплатно).
// sanyok-belarus.narod.ru
— Алекс, ты видел, как они рыдали? – сказал Лука, когда мы вышли из мечети, — Как можно думать о том, чтобы завоевать эту страну? Это невозможно! Ты представь, если мусульмане пойдут на нас с войной? Эти миллионы рыдающих, что они сделают во имя Аллаха?
Мы вышли на дорогу.
– Только не нужно стопить поднятым кверху пальцем! – предупредил я Луку, — Этот жест в Иране обозначает то же самое, что средний палец в штатах, поэтому лучше показывать открытую ладонь.
Остановилась первая машина, Лука прочитал адрес.
— До хеза́р (две тысячи), — озвучил водитель.
— Маджо́ни-маджо́ни, — попросил я.
— Чера́ маджо́ни? (почему бесплатно), — обиженно спросил водитель и уехал, не дожидаясь ответа.
Затем останавливались другие машины, но все водители просили денег. Убедившись в том, что автостоп в Иране не существует, мы уже шли пешком по дороге, когда рядом остановился мотоцикл. Лука показал адрес, и водитель кивнул.
– Маджо́ни? (бесплатно), – переспросил я.
Водитель кивнул еще раз. Мы втроём уселись на мотоцикл и быстро доехали до горы Кхезр, а на прощание крепко пожали руку водителю. Гора была подсвечена зеленым цветом – цветом ислама, а до верхушки тянулась змейка ступенек. Поднявшись наверх, мы увидели мечеть, а вокруг на пледах лежали, сидели, стояли люди, кто-то читал Коран, кто-то молился, кто-то разговаривал и ужинал.
Сверху открывалась красивая панорама на Кум, мы стояли и любовались. Мне почему-то вспомнился родной город, и я подумал, что нахожусь сейчас так далеко от дома. Но моим ностальгическим чувствам тут же пришел конец – внизу в машине нас ждали наши друзья.
Фатима накрыла для нас стол и угостила традиционным блюдом – мясо в соусе с чечевицей и рисом. Эту еду принес сосед, следуя доброй традиции дарить на праздник друг другу что-нибудь вкусное. Стол украсили иранскими сладостями: соха́н, шо́ле за́рд, халва́.
// sanyok-belarus.narod.ru
Самая известная сладость в Куме «соха́н»: тонкие пластинки из муки, молока, воды из роз и яиц. Мы также попробовали «шо́ле за́рд», который мне понравился больше всего: рис варят в воде из роз, добавляя шафран и сахар, а затем украшают корицей и нарезанными фисташками.
Другим интересным угощением стала «халва́». Это масса тёмного цвета из обжаренной муки, яиц, сахара, шафрана и других специй, имела странный вкус – она была сладкая, когда кладешь в рот, и становилась горькой, когда глотаешь. Она напоминала мне газировку «тоник» и совсем не понравилась.
// sanyok-belarus.narod.ru
Я поблагодарил наших хозяев за вечер и за угощения: «да́стет да́рнаконэ!». Фатима заулыбалась и ответила: «хаи́ш ми́конам!» Но мы с Лукой не собирались ограничиваться словесными благодарностями, вымыли до блеска всю посуду и привели порядок на кухне.
Александр Козловский21/02/2014 10:00
RSS Обсудить |
Столица
Столица Ирана – крупнейший город Республики и один из крупнейших городов Азии — Тегеран (Tehran), расположенный на севере страны у подножья горного хребта Эльбурс, в 90 км к югу от побережья Каспийского моря. Тегеран – многомиллионный город, являющийся транспортным, экономическим, политическим, культурным и торгово-финансовым центром страны. Некоторые историки утверждают, что название иранской столицы происходит от парфянского города Тиран, раскинувшегося неподалеку от современного Тегерана. «Тиран» в данном случае означает Обитель Тира, бога дождя. Согласно другой теории, Тегеран – «теплое место» в противоположность Шемирану (северный район города) – «холодному месту».
Одна из особенностей Тегерана — обилие мечетей, которых насчитывается около 1000. В центре города стоит дворцовый комплекс Голестан с роскошно убранными залами и мраморным троном. Здесь находилась резиденция шахов династии Каджаров. В Национальном музее драгоценностей представлена богатая коллекция ювелирных изделий, принадлежавших каджарским шахам, а экспозиция Иранского национального музея содержит исторические памятники древности, начиная с эпохи палеолита.
Ислам[править | править код]
Ислам пришёл в Иран с арабскими завоевателями в VII веке, что привело к вытеснению из Персии зороастризма. Некоторое время, по свидетельству аль-Бируни, большинство персов исповедовало несторианство, а после притеснений многие из бывших христиан перешли в ислам суннитского толка, однако в 1501 году шах Исмаил I утвердил шиитский ислам государственной религией Империи Сефевидов. В первой половине XX века значение ислама в политике Ирана было минимальным, однако Белая революция, вестернизация и насильственная деисламизация, проводимые шахом Мохаммадом Резой Пехлеви с участием министров — этнических азербайджанцев из общины бахаи, привели к радикализации иранского общества и Исламской революции 1979 года. Иран был преобразован в исламскую республику, и к власти в Совете Исламской Революции и в должности главы государства — рахбара — пришли представители духовенства шиитов-двунадесятников. В то же время меджлис и глава исполнительной власти — президент — избираются демократическим путём, и неоднократно и президент, и большинство меджлиса выбирались из числа людей, не одобрявшихся рахбаром.
98 % всех граждан Ирана исповедуют ислам, из них 90 % — шииты (персы, азербайджанцы, мазендеранцы, талыши, гилянцы, арабы), 8 % — сунниты (курды, белуджи, туркмены).
Философия
Дуализм
Как и в случае с другими древними религиями, космологическая дихотомия хаоса и космоса играла важную роль как в мифах, так и в мировоззрении. Самым важным и уникальным аспектом древнеиранской религии было развитие дуализма . В основном это выражалось в противопоставлении истины (арта) и лжи ( наркотик, драуга ). Первоначально ограничиваясь конфликтом между социальным порядком и социальным беспорядком, это дуалистическое мировоззрение стало влиять на все аспекты жизни. Пантеон разделился на богов и демонов. Под влиянием волхвов , которые были членами жреческого мидийского племени, царство животных разделилось на два класса. Были и добрые животные, и ядовитые существа.
Дуализм проник даже в словарный запас. «аурический» и «даивский» слова для обозначения таких вещей, как части тела. Например, слова «заста» и «гава» стали использоваться для обозначения рук праведного и злого человека соответственно. Однако это не была гностическая система, подобная той, которая процветала на Ближнем Востоке в нашу эру . Это произошло потому, что не существовало мифа о зле, порожденном разложением духовного существа.
Человеческая природа
В зороастрийском мифе о творении люди созданы для отражения злого духа . Хотя неясно, является ли это до-зороастрийской концепцией, это показывает, что в иранской религии человеческая природа считалась по существу хорошей. Это противоречит мифам о подлости человеческого существования, которые встречаются в вавилонской мифологии, например, в Эньма Элиш. В иранской религиозной мысли люди обладали свободой воли и могли определять свою судьбу посредством своего этического выбора.
Считалось, что в дополнение к телу (тану) человек состоит из ряда духовных элементов, которые в основном подпадают под категорию душ. Это были:
- Оживляющая сила (аху)
- Дыхание жизни (вьяна)
- Разум или дух (манах)
- Душа (руван, авестийский урван)
- Защитный дух (фраварти; авестийский фраваши )
- Духовный двойник (даина; авестийская даена )
В зороастризме вера в Судный день была центральным аспектом. Зороастризм считает рувана ответственным за действия человека в жизни. Следовательно, именно руван получает награду или наказание в загробной жизни. Во время суда дайна встречает рувана. Дайна воплощает в себе суммы человеческих поступков в жизни и проявляется либо в виде красивой девушки, либо в виде уродливой старухи. В зависимости от того, как взвешиваются дела людей, душа либо благополучно переходит через мост Цинват в другой мир, либо спускается в бездну.
Фраварти — это божество, которое действует как дух-защитник для человека. Это также дух предков. Фраварти составляют отряд воинов, очень похожий на ведических марутов .
Политика
Помимо легендарных царей восточного Ирана, Кави, последним из которых был покровитель Зороастра Виштаспа (Гистапес), единственная историческая информация о взаимоотношениях между религиозной и политической властью пришла из периода Ахеменеидов в западном Иране. Идеология царствования была тесно связана с Ахура Маздой, верховным божеством. Цари правили по его воле. Цари Ахеменидов были вынуждены бороться с мидийскими жрецами, известными как маги. Происхождение магов неясно. Согласно классическим источникам, они были ответственны за руководство религиозными церемониями и воспевание « теогоний ».
Волхвы также были глубоко вовлечены в политику. Об этом свидетельствует попытка мага Гауматы узурпировать престол после смерти Камбиза II. Дарий преследовал магов, но они смогли сохранить свою власть и в конечном итоге стали официальным жрецом Империи Ахеменидов. Маги, вероятно, были ответственны за внедрение дуалистической идеологии и усиление ревностной озабоченности ритуальной чистотой в зороастризме. Они также известны во всем древнем мире своей способностью творить магию .
«Ни гвоздя, ни жезла» или таможенные правила
Таможенные правила Ирана разрешают ввоз / вывоз национальной валюты до 500 000 риал, суммы превышающие лимит должны сопровождаться разрешением Центрального банка Ирана. Ввоз/вывоз иностранной валюты не ограничен, но при этом декларация обязательна.
Разрешено
Беспошлинно разрешено ввозить разумное количество сигарет и духов для личного использования, а также подарки и сувениры на сумму, не превышающую $80. При ввозе бытовой аудио-, фото- и видеотехники, вычислительной техники и музыкальных инструментов для личного пользования, делается отметка в паспорте, дающая право на последующий их вывоз из страны. Разрешается вывозить с собой личные вещи, персидские изделия ручной работы и товары, купленные в стране, в количестве не более одного большого ковра или двух маленьких ковриков ручной работы (общей площадью до 12 м² ). Разрешено ввозить лекарства, на которые не требуется специального разрешения в объеме для личного пользования, при условии наличия рецепта от лечащего врача.
Запрещено
Запрещен ввоз любых информационных носителей, содержащих материалы противоречащие интересам страны, печатной продукции эротического характера (сюда относятся изображения женщин в купальниках или без хиджаба). Не рекомендуется ввоз в страну вещей, прямо или косвенно связанных с Израилем.
Запрещен ввоз алкоголя, продуктов, семян и саженцев растений, всех видов редких животных и птиц или изделий из их меха, костей, перьев. Также запрещен ввоз иностранных машин на продажу или запчастей к ним.
Запрещен транзит оружия (в том числе холодного), наркотиков, продуктов из свинины, азартных игр, художественно-исторических ценностей, печатной продукции на иврите, плодов и ягод, клубней и рассады растений (даже в виде гербария или коллекции), семян и почвы, любых видов диких животных (в том числе изделий из них), старой печатной продукции. Ввоз/вывоз/хранение наркотических средств карается смертной казнью. Запрещен вывоз икры весом свыше 250 г, ковров ручной работы размером более 24 м². Разрешен вывоз персидских изделий ручной работы и товаров, приобретенных в Иране.
Животные
Для ввоза домашних животных требуется оформить документы международного образца и получить справки, заверенные карантинной службой аэропорта. При выезде из Ирана нужно оформить выездные документы для питомца в одной из местных ветеринарных клиник.
Средневековый период
Некоторые религиозные деятели сделали синкретические учения ислам и местные Зороастризм.
- Ранний исламский период видел развитие Персидский мистицизм, традиционное толкование существования, жизни и любви персидско-исламским Суфий монотеизм как его практический аспект. Это развитие верило в прямое восприятие духовной истины (Бога) через мистические практики, основанные на божественной любви.
- Хуррамиты, религиозное и политическое движение 9-го века, основанное на учениях 8-го века Sunpadh, проповедовавший синкретизм шиитского ислама и зороастризма. Под Бабак Хоррамдин, движение стремилось к перераспределению частного богатства и отмене ислама.
- Бехафариды, культовое движение 8-го века вокруг пророка Бехафарид. Хотя считается, что это движение уходит корнями в зороастризм, Бехафарид и его последователи были казнены по обвинению (со стороны зороастрийцев) в нанесении ущерба как зороастризму, так и исламу.
- Ярсан, религиозный орден Язданство, который, как полагают, был основан в 16 веке. Язданство провозгласило веру в Бога, проявляющегося в виде одного первичного и пяти вторичных аватаров, которые вместе с Богом образуют Святую Семь.
- Язданство
- Езидизм
Резюме
Объединяющие черты этих интеллектуалов включают признание ими реформ исламской мысли, демократии, гражданского общества и религиозного плюрализма и их противодействие абсолютному превосходству Факиха . За подъемом религиозных интеллектуалов можно проследить труды Абдолкарима Соруша . Основная идея Соруша состоит в том, что существуют вечные неизменные религиозные истины, но наше понимание их по-прежнему зависит от наших знаний в областях науки и философии.
Под влиянием персидского мистицизма религиозные интеллектуалы отстаивали тип реформистского ислама, который выходил за рамки большинства либеральных мусульманских мыслителей 20-го века, и утверждали, что поиск примирения ислама и демократии не сводился к простому поиску подходящих фраз в Коране, которые были в согласии с современной наукой, демократией или правами человека. Опираясь на работы Моланы Джалаледдина Балхи , Иммануила Канта , Г.В.Ф. Гегеля , Карла Поппера и Эриха Фромма , иранские интеллектуалы призвали к пересмотру всех догматов ислама, настаивая на необходимости сохранения изначального духа религии социальной справедливости и ее акцента. о заботе о других людях.
Иранские религиозные интеллектуалы критикуют как традиции, так и современность . Они считают, что современность имеет существенный хардкор (который включает, например, критическую мудрость) и некоторых несущественных партнеров. Следовательно, можно определить то, что они называют «иранской современностью», что не обязательно несовместимо с религией.
христианство
Латинская церковь в Багдаде
Саидат аль-Неджат Кафедральный собор в Багдаде
Христианство было принесено в Ирак в 40-х годах нашей эры Апостолом Фомой , Фаддеем Эдесским и его учениками Аггаги и Мари. Фома и Фаддей принадлежали к двенадцати апостолам. Коренные ассирийцы Ирака составляют примерно 3% населения (ранее Справочник ЦРУ), в основном проживающих в Северном Ираке, сосредоточенных в мухафазах Найнава и Дахук . Официальной статистики нет, а оценки сильно разнятся. В 1950 году христиане могли составлять 10–12% от 5,0-миллионного населения. Они составляли 8% или 1,4 из 16,3 миллиона населения в 1987 году и 1,5 миллиона в 2003 году из 26 миллионов. Эмиграция высока с 1970-х годов. После войны в Ираке 2003 года . Официальной переписи населения не проводилось с 2003 года, когда христианское население Ирака составляло 1,2–2,1 миллиона человек.
Иракские христиане делятся на четыре церковных корпуса:
- «Халдеи» ( халдейская католическая церковь )
- «Ассирийцы» или «несторианская» группа ( Ассирийская Церковь Востока ) и ( Древняя Церковь Востока )
- Группа «Западно-сирийская» или «якобитская» ( Сирийская православная церковь )
- Группа «Восточно-православная» (Багдадская архиепархия, находящаяся под юрисдикцией Восточно-православного патриархата Антиохии и всего Востока )
1. Ислам
Ислам пришёл в Иран с арабскими завоевателями в VII веке, что привело к вытеснению из Персии зороастризма. Некоторое время, по свидетельству аль-Бируни, большинство персов исповедовало несторианство, а после притеснений многие из бывших христиан перешли в ислам суннитского толка, однако в 1501 году шах Исмаил I утвердил шиитский ислам государственной религией Империи Сефевидов. В первой половине XX века значение ислама в политике Ирана было минимальным, однако Белая революция, вестернизация и насильственная деисламизация, проводимые шахом Мохаммадом Резой Пехлеви с участием министров — этнических азербайджанцев из общины бахаи, привели к радикализации иранского общества и Исламской революции 1979 года. Иран был преобразован в исламскую республику, и к власти в Совете Исламской Революции и в должности главы государства — рахбара — пришли представители духовенства шиитов-двунадесятников. В то же время меджлис и глава исполнительной власти — президент — избираются демократическим путём, и неоднократно и президент, и большинство меджлиса выбирались из числа людей, не одобрявшихся рахбаром.
Терпимость и иранский религиозный интеллектуализм
Хафиз , известный иранский поэт восьмого-четырнадцатого веков возвысил терпимость до такой степени, что сказал: «В этих двух выражениях заключен мир в этом мире и в следующем: с друзьями — великодушие; с врагами — терпимость». Хафез хорошо знал, что в религиозном обществе приглашение людей проявить терпимость не окажет никакого воздействия или не увлечет сердца, если оно не будет сопровождаться проницательной теорией человеческой природы и религии. Вот почему во всех своих работах он проницательно пытался использовать язык поэзии и аллюзий, чтобы разъяснить теорию такого рода и убедить аудиторию в том, что его рекомендация была не просто случаем благих намерений проповедования, но что великодушие и терпимость звучали философски. представления, опирающиеся на прочный фундамент.
Хафез даже воспользовался вызывающим беспокойство понятием детерминизма ( предопределение , фатализм ), чтобы укрепить свое мышление, склонное к толерантности. Он говорит, что все мы пленники судьбы; мусульманин является мусульманином в силу географии и истории, так же как христианин является христианином по тем же причинам.
За сто лет до этого Руми заявил, что каждый из нас держит в своих руках часть истины, и ни у кого нет ее всей. Этого признания недостатка знаний достаточно, чтобы сделать нас более смиренными, а терпение и терпимость — не что иное, как один из плодов древа смирения.
Иранские религиозные интеллектуалы позаимствовали у этих персидских мыслителей концепцию «терпимости» и развили ее дальше.
Средневековый период
Некоторые религиозные деятели сделали синкретические учения ислам и местные Зороастризм.
- Ранний исламский период видел развитие Персидский мистицизм, традиционное толкование существования, жизни и любви персидско-исламским Суфий монотеизм как его практический аспект. Это развитие верило в прямое восприятие духовной истины (Бога) через мистические практики, основанные на божественной любви.
- Хуррамиты, религиозное и политическое движение 9-го века, основанное на учениях 8-го века Sunpadh, проповедовавший синкретизм шиитского ислама и зороастризма. Под Бабак Хоррамдин, движение стремилось к перераспределению частного богатства и отмене ислама.
- Бехафариды, культовое движение 8-го века вокруг пророка Бехафарид. Хотя считается, что это движение уходит корнями в зороастризм, Бехафарид и его последователи были казнены по обвинению (со стороны зороастрийцев) в нанесении ущерба как зороастризму, так и исламу.
- Ярсан, религиозный орден Язданство, который, как полагают, был основан в 16 веке. Язданство провозгласило веру в Бога, проявляющегося в виде одного первичного и пяти вторичных аватаров, которые вместе с Богом образуют Святую Семь.
- Язданство
- Езидизм
Ночь в мечети (Страдания Имама Али, 28 мордад 1390)
Поздно вечером, после хорошего сна, взяв с собой Коран с переводами на немецкий, русский и фарси, а также захватив кастрюли с едой, мы поехали в мечеть Сахе́б-о-Зама́н, недалеко от Кума (говорят также Мечеть Джамкаран).
// sanyok-belarus.narod.ru
Эта мечеть – знаменитое место паломничества мусульман-шиитов. По поверью, сам Махди сказал людям, чтобы они совершали паломничество сюда, так как посещение этого места с благочестивыми целями приравнивается к хаджу в Мекку. С тех пор тысячи пилигримов посещают эту мечеть так же, как могилу Непорочной Фатимы.
Справка. Махди́ (араб. «ведомый «) — провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Моха́ммеда. Целиком его имя произносится как Махди Сахиб аз-Заман.
Фактически, Махди́ является у шиитов Мессией, вера в его пришествие слилась с верой в возвращение «Сокрытого Имама» (Двенадцатого Имама), который не умирал, но пребывает в сокрытии до часа, назначенного Богом, и придёт во время второго пришествия Исы (Иисуса), чтобы руководить мусульманами и установить в мире царство справедливости и благоденствия.
Прилегающая территория мечети была заполнена людьми, многие пришли сюда семьями. Еще не доходя метров пятьсот до мечети сложно было продвигаться вперед с тем, чтобы не наступить на кого-нибудь. Нам удалось пройти ещё ближе и занять самое удобное место перед мечетью.
Из минаретов доносились молитвы, которые распевал приятный голос, на слух это воспринималось очень хорошо. Поскольку я ничего не понимал, то быстро соскучился, и стал писать друзьям смски. Как вдруг ощутил очень странную тишину, люди вокруг как будто на замерли, а плавное пение муэдзина превратилось в рыдания, причем плакал и горевал он так надрывно, что у меня по спине пробежали мурашки и стало не по себе.
«Ала-а-а-ах, хны-хны-хны, Ала-а-а-ах, хны-хны-хны», — на всей громкости доносилось с минаретов.
Я повернулся к Фатиме спросить, что случилось, и увидел, что она плачет, слезы ручьями стекали по её лицу. Мохаммед не хотел, чтобы мы смотрели на него, поэтому он запрокинул голову вверх, и слезы стекали у него по подбородку и капали, капали. Сзади разрыдалась какая-то женщина, муж накинул ей на лицо чадру, но она заплакала еще громче.
«Ала-а-а-ах, хны-хны-хны», навзрыд проговорил мулла.
Мы переглянулись с Лукой, нам обоим стало жутковато. Больше всего я хотел, чтобы это представление закончилось, и успокоилась та женщина сзади, но теперь не выдержал её муж, и его громкий плач заглушил страдания бедной женщины.
Мне, как непосвященному, казалось со стороны, что эти люди сделали что-то очень нехорошее и теперь, раскаявшись, замаливали свои грехи — их эмоции были похожи на неописуемые страдания. «Что же нужно такое совершить, чтобы потом так каяться», — подумал я. Впрочем, я заблуждался насчет грехов.
Когда служба закончилась, все облегченно вздохнули и вытерли слёзы, как будто ничего и не было, нам с Лукой стало легче. Фатима разрядила обстановку, достав из кастрюли салаты и бутерброды, и мы вместе приступили к ужину.
Справка. Али ибн Абу Талиб — двоюродный брат, зять и сподвижник пророка, четвёртый праведный халиф и первый имам в учении шиитов.
Мусульмане-шииты почитают Али как первого Имама и как святого, связанного особыми узами близости с Мохаммедом, как праведника, воина и вождя. Имам Али был убит отравленным мечом во время молитвы. Его тело было погребено в священной земле Наджафа(Ирак) и по сей день не прекращается людской поток к священной гробницы имама. День смерти Имама («Страдания Имама Али») отмечается в Иране как траурный день.
дальнейшее чтение
- Гиллман, Ян и Ханс-Иоахим Климкейт, Христиане в Азии до 1500 г. , Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 1999.
- Фольц, Ричард (2013). Религии Ирана: от доисторических времен до наших дней . Лондон: публикации Oneworld. ISBN 978-1-78074-308-0.
- Моффетт, Сэмюэл Хью, История христианства в Азии: от начала до 1500 года , Сан-Франциско, Харпер и Роу, 1992.
- Брэдли, Марк, Иран и христианство: историческая идентичность и континуум актуальности в настоящее время , Лондон, 2008 г.
- Дженкинс, Филип, Утраченная история христианства: тысячелетний золотой век церкви на Ближнем Востоке, в Африке и Азии и как она умерла , HarperOne, Нью-Йорк, 2008 г.