Какая вера у египтян: язычество, христианство или ислам?

Религия древнего Египта

Религия древнего Египта проникла во все сферы жизнедеятельности того периода, египтяне верили, что миром правят всемогущие боги, главное было не прогневать богов, а если так случилось, надо их было обязательно задобрить, иначе придут большие беды и несчастья, которые погубят много людей. Верования древних египтян были очень многообразны, имели несколько направлений и оказали сильное влияние на многие современные религии.

Готовые работы на аналогичную тему

Многие народы, которые почитали своих богов, полагали, что боги имеют прямую связь с силами природы. Египтяне не были в этом вопросе исключением. Фараоны тоже считались богами, которые, по мнению египтян, были детьми самого главного бога Солнца – Ра.

Самыми почитаемыми и могущественными богами, которые были признаны на всей территории древнего Египта, считались следующие:

  • Хор (считался богом неба и света, защитником фараонов и их земным воплощением).
  • Ра – главный бог, египтяне считали его создателем всего мира, позднее его стали называть Амон-Ра, также считался покровителем военной силы и власти фараонов; изображался в виде холма, выступавшего из воды.
  • Исида (богиня семьи, любви и материнства, родительница всего живого, супруга Озириса).
  • Осирис или Озирис (бог возрождения, олицетворял погибающую и возрождающуюся природу, судия душ, хозяин загробного мира).
  • Тот (воплощал мудрость и знания).
  • Сохмет (олицетворял могущественность и силу).
  • Хатхор (считалась богиней веселья, благополучия, неба, любви).
  • Хапи (покровитель реки Нил).
  • Маат (богиня правосудия, справедливости).
  • Сиа (олицетворяла познание, прозрение).

Отдых на популярных курортах Египта

Отели ДахабаОтели Дахаба, в основном, расположены на берегу красивого залива Акаба, отделенного от Красного моря широкой косой и весьма популярного у серферов: природа создала в этом месте идеальные условия для занятий виндсерфингом. Отели Дахаба предоставляют одни из лучших условий для отдыха с детьми: на пляжах оборудованы детские площадки, удобный пологий спуск в море позволяет детям купаться в морской воде на мелководье.
Отели АсуанаОтели Асуана, в основном, расположены на набережной Нила, по которой проходит главная автомобильная дорога города. Нил здесь плавно огибает черные скалистые острова, усеянные пальмами. Самый знаменитый остров – Элефантина, расположенный в нескольких километрах к северу от Первого нильского порога. С древних времен Элефантина служила пограничной крепостью, защищавшей страну от нубийцев.
Отели Макади БейОтели Макади Бей — исключительно 4 — 5* отели с большой и красивой территорией, отличными современными номерами, красивыми и большими песчаными пляжами, живописными коралловыми рифами и удобными входами в море. Все отели здесь с высоким по египетским меркам уровнем сервиса и развитой инфраструктурой. Здесь представлены такие известные отельные цепочки как Iberotel, Sol Y Mar, Le Meridien, Swiss Inn.

Отели всех курортов

  • ЕгипетИздательство: Аякс-Пресс. Год: 2011. Серия: Русский гид. Полиглот.

    Египет — страна солнца и песков, где затерялись древние гробницы фараонов. Здесь вы найдете все необходимое для восстановления жизненных сил: солнце, море и исторические памятники, чтобы разнообразить однообразие пляжного отпуска. Для любителей активного отдыха в нашем путеводителе указаны дайвинг-центры на Красном море и возможные продолжительные экскурсии…

  • Египет без враньяИздательство: Рипол-Классик. Год: 2017. Серия: Заграница без вранья.

    Пора в Египет, чтобы погулять по шумным улочкам Каира, услышать одновременно тысячу муэдзинов, научиться есть руками, потеряться на средневековом базаре Кхан Эль Халили и навсегда перестать спешить…

смотреть все товары

Последние новости Египта

  • 24.09.2021 г. Air Cairo полетит из Петербурга на курорты Египта

    Египетский авиаперевозчик Air Cairo вскоре откроет полётные линии из Санкт-Петербурга на курорты Красного моря — в Шарм-эль-Шейх и Хургаду. Рейсы будут выполняться по заказу туроператора Coral Travel

  • 23.09.2021 г. Египет меняется местами с Турцией: на курорты Красного моря начинают летает по 100 самолетов с российскими туристами в неделю

    Египет ждёт до 100 самолётов в неделю с российскими туристами на курорты Хургада и Шарм-эль-Шейх – такой оценкой египетские СМИ встретили расширение количества российских рейсов на египетские курорты со вторника, которые…

  • 22.09.2021 г. Nordwind вскоре полетит из Владикавказа в Хургаду

    Как сообщают в аэропорту Владикавказа, российский авиаперевозчик Nordwind вскоре откроет чартерную полётную линию Владикавказ — Хургада (Египет)

Библиография

  • Боммас, Мартин (2012). «Исида, Осирис и Серапис». В Риггсе, Кристина (ред.). Оксфордский справочник римского Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-957145-1 .
  • Бреммер, Ян Н. (2014). Посвящение в тайны древнего мира . Вальтер де Грюйтер. ISBN   978-3-11-029955-7 .
  • Брико, Лоран, изд. (2000). De Memphis à Rome: Actes du Ier Colloque international sur les études isiaques, Poitiers — Futuroscope, 8–10 апреля 1999 г. (на французском и английском языках). Брилл. ISBN   978-90-04-11736-5 .
  • Брико, Лоран (2001). Atlas de la diffusion des cultes isiaques (на французском языке). Diffusion de Boccard. ISBN   978-2-87754-123-7 .
  • Дэвид, Розали (2002). Религия и магия в Древнем Египте . Пингвин. ISBN   0-14-026252-0 .
  • Дейкстра, Джитсе (2008). Филы и конец древнеегипетской религии: региональное исследование религиозной трансформации (298-642 гг . Н. Э.) . Петерс. ISBN   978-9042920316 .
  • Доналсон, Малкольм Дрю (2003). Культ Исиды в Римской империи: Isis Invicta . Эдвин Меллен Пресс. ISBN   978-0-7734-6894-8 .
  • Хорнунг, Эрик (2001). . Перевод Дэвида Лортона. Издательство Корнельского университета. ISBN   0-8014-3847-0 . Тайные знания Египта: его влияние на Запад.
  • Орлин, Эрик М. (2010). Иностранные культы в Риме: создание Римской империи . Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-973155-8 .
  • Сфамени Гаспарро, Джулия (2007). «Эллинистическое лицо Исиды: Космическая и Спасительная Богиня». В Брико, Лоран; Versluys, Мигель Джон; Мейбум, Пол Г.П. (ред.). Нил в Тибр: Египет в римском мире. Труды III Международной конференции по изучению Исиды, факультет археологии, Лейденский университет, 11–14 мая 2005 г. (на французском и английском языках). Брилл. ISBN   978-90-04-15420-9 .
  • Тирадритти, Франческо (2005). «Возвращение Исиды в Египет: Замечания о некоторых статуях Исиды и о распространении ее культа в греко-римском мире». В Hoffmann, Адольф (ред.). Ägyptische Kulte und ihre Heiligtümer im Osten des Römischen Reiches. Международный коллоквиум 5./6. Сентябрь 2003 года в Бергаме (Турция) . Ege Yayınları. ISBN   978-1-55540-549-6 .

История религии

В древности в Египте было принято многобожество. Главными богами считались Ра, Осирис, Исида. Древние египтяне признавали потусторонний мир и верили в страшный суд, на котором будет взвешиваться их сердце — хорошие и плохие дела, совершённые в течение земной жизни. От назначенной участи зависела величина земельного надела и привилегии в загробной жизни. Душа в представлении египтян наделялась бессмертием. В могилах обитала сущность Ка, нарушать покой которой воспрещалось. На папирусы и стены гробниц царственных особ наносились тексты молитв. Позже они были объединены египтологами в сборник — «Книгу мёртвых». Древние писания удалось прочитать после расшифровки значений иероглифов французским учёным Жаном-Франсуа Шампольоном.

Первым реформатором стал фараон Эхнатон, выступивший за отмену многочисленных культов и поклонение одному Богу Солнца — Ра. Во времена правления фараона разрушались храмы с местами для жертвоприношений и проведения языческих праздников.

Иудаизм, как и другие монотеистические религии, зародился на берегах Нила. Моисей, служивший при дворе фараона, впоследствии совершил поход в Землю Обетованную, ведя людей из египетского рабства через пустыню 40 лет (должно было сформироваться новое поколение свободных людей).

451 год до н.э. — официальная дата принятия Египтом христианства. Коптская религия, берущая начало от раннего Евангелия Марка, пришла из Римской империи. В настоящее время в стране проживает около 10% коптов-христиан. В Каире, Александрии и других городах страны сохранились древние святыни. Одна из них — Висячая церковь в столице. Её название обусловлено конструктивными особенностями: всё здание удерживают две центральные балки. Храм знаменит тем, что в нём укрывались Дева Мария с маленьким Иисусом, бежавшие от преследований царя Ирода. Церковь претерпела несколько реконструкций, однако сохранила старинное обличие.

В 640 г. началось арабское завоевание Египта. Большая часть населения приняла ислам, провозглашённый позднее официальной государственной религией. В Каире расположен главный на Востоке университет по изучению ислама — Аль-Азхар. В центре столицы доступны для обзора сохранившиеся в первоначальном виде старейшие мечети: Мухаммеда Али, Аль-Хакима, Сиди Эль Хуссейн, Голубая мечеть.

В Египте на протяжении многих веков представители разных религий существуют мирно. В 2017 году новый президент Египта Абдель Фаттах Сиси поздравил коптскую церковь с праздником Рождества. Копты — православные христиане. Крещение, Пасха и другие религиозные праздники у них совпадают с календарём Русской православной церкви.

Демография

Подавляющее большинство египетских христиан — копты , принадлежащие к Коптской православной церкви Александрии , восточной православной церкви. По состоянию на 2019 год копты в Египте «обычно составляют примерно 10 процентов» населения страны с предполагаемым населением в 9,5 миллионов (цифра, цитируемая в Wall Street Journal , 2017) или 10 миллионов (цифра, цитируемая в Associated Press). Пресса , 2019). Были также приведены меньшие или большие цифры в диапазоне «от 6% до 18% населения», при этом египетское правительство оценивает меньшие цифры, а Коптская православная церковь оценивает гораздо более высокие цифры. Отсутствие определенных, надежных демографических данных делает все оценки неопределенными. За пределами Египта насчитывается около 1 миллиона членов коптской православной церкви за рубежом. Оценки процента египетских христиан, которые являются коптскими православными, колеблются от примерно 90% до примерно 95%. Коптскую православную церковь Александрии возглавляет Папа Александрийский и Патриарх всея Африки на Святом Престоле Святого Марка , в настоящее время Папа Тавадрос II .

Помимо Коптской православной церкви, две другие восточные православные церкви имеют членов в Египте: Армянская апостольская и сирийская православные церкви.

Меньшая часть египетских христиан принадлежит к Коптской католической церкви . Примерно 2,5% египетских христиан принадлежат к Коптской католической церкви. В 2007 году Annuario Pontificio оценил общее количество членов Коптской католической церкви в 161 327 человек, разделенных на семь епархий , с девятью епископами и 164 приходами. Другие конкретные церкви всемирной католической церкви с членами в Египте включают мелькитов , маронитов , сирийских католиков , армянских католиков и халдейских католиков . Большинство католиков латинского обряда в Египте — эмигранты.

Греческая православная патриархия Александрийский и всей Африки является наличие восточного православия в Египте. Число ее членов постоянно сокращалось и в 1980 году составляло около 110 000 человек.

Среди христианского населения Египта есть небольшое количество протестантов . Сюда входят Евангелическая церковь Египта (Синод Нила) , англикане (около половины экспатриантов) и Армянская евангелическая церковь . Есть меньшее количество приверженцев Ассамблей Божьих , христианских братьев , свободных методистов , пятидесятников , адвентистов седьмого дня и церквей Христа , среди прочих. В Египте проживает от 1000 до 1500 Свидетелей Иеговы . По данным Адвентистского Атласа, по состоянию на 2008 год 852 члена Церкви адвентистов седьмого дня в Египте.

По разным церквям разбросано несколько обращенных из ислама в христианство. По оценкам исследования 2015 года, в Египте было 14 000 таких верующих.

В Египте копты имеют относительно более высокий уровень образования, относительно более высокий индекс благосостояния и более сильную представленность в качестве « белых воротничков» , но ограниченное представительство в органах безопасности. Большинство демографических, социально-экономических показателей и показателей здоровья коптов и мусульман схожи.

«Религия Древнего Египта»

Религия Древнего Египта — это целостная система, практически неизменная на протяжении тысячелетий. Прежде всего для нее характерен политеизм, пантеон состоял из двух тысяч богов. Это были местные и общие боги. Как правило многие боги были «прикреплены» к «своим» городам. Но иерархия богов могла меняться в зависимости от усиления тех или иных городских центров. Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Со-тис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). С развитием царского культа происходит изменение основных форм религии. Древние боги природы превращаются в государственных богов — покровителей государственной власти. Так, бог умирающей и воскресающей природы Озирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта, и изображается в виде фараона со знаками царской власти.

В период Древнего Царства солнечный бог Ра — бог солнца и демиург мира — был главным богом.

Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона — своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным. Потому что оно «умирало» каждый вечер, странствовало под землей и «заново рождалось» каждое утро. Такой путь проделывал и гарант существования мира на земле — фараон. Это создавало свод жизненных правил для народа и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных

Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку

Другие боги египетского пантеона олицетворяли явления и отношения мироздания. Нут — богиня неба — утром рождала солнце — Ра, вечером глотала его. Зооморфные божества: Апис — бык, Бает — кошка, крокодил — Себек, Тефнут — львица, Анубис — шакал, были пережитками племенного тотемизма. Отношения богов между собой запечатлены в системе мифов, которые затем в вариациях были заимствованы греками, иудеями и другими народами.

В религии Древнего Египта особую роль играл заупокойный культ. Загробная жизнь считалась более ценной, чем земная. Условием вечной жизни после смерти была сохранность мертвого тела. Для этого умершие проходили обряд мумифицирования, длившийся около двух месяцев. Следующим условием обретения вечной жизни было соблюдение правил поведения, при выполнении которых человек попадал в счастливую страну мертвых. Не лгать, не завидовать, не причинять зла и прочее — это был первый моральный кодекс.

В период Древнего и Среднего царств фараонов хоронили в пирамидах.

Первоначальной версией этого сооружения были мастабы — прямоугольные каменные постройки. Потом ступенчатые пирамиды — как бы несколько мастаб, поставленных одна на другую. Например, пирамида Джосера, построенная архитектором Имхотепом. И только потом классические четырехсторонние пирамиды (например, пирамида Хеопса и другие пирамиды в Гизе). Но и их, несмотря на технические ухищрения, угрозу проклятий и т. д., вскрывали и грабили. Поэтому в период Нового царства перешли к захоронениям фараонов и членов их семей в тайных пещерах в так называемой Долине царей в Луксоре.

Египетские религиозные храмы были не только культовыми центрами, но и местами сосредоточения социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Большой храм в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Гигантские размеры храмов воплощали несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и самой души.

Таблица «Религия Древнего Египта»

Божества Египта (нажмите на картинку, чтобы увеличить)

Это конспект по теме «Религия Древнего Египта». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Культура Древнего Египта
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Большинство христиан в Египте принадлежит к Коптской православной церкви

Христианство пришло на смену древним религиям египтян. При этом прямые потомки жителей Древнего Египта, которых называют коптами, традиционно исповедуют христианство. Различные источники сообщают об их численности в диапазоне от 5 до 22% населения.


Вход в мечеть Амра ибн аль-Аса (Каир). Амр ибн аль-Ас, наместник Египта с 661 по 664 год. В результате его правления Египет насильственно стал исламской страной. Фото: upload.wikimedia.org

В Египет христианство принес в I веке Апостол Марк. В 395—400 годах христианство стало государственной религией страны. В 451 году была сформирована национальная египетская церковь.

После вторжения в Египет в 639 году арабского войска под предводительством Амра-ибн аль-Аса начиналась насильственная исламизация страны. Многие египтяне были убиты, многие обращены в ислам и арабизированы.

В результате в стране стали доминировать выходцы с Аравийского полуострова.

15%

именно столько от населения Египта составляют копты

В результате на сегодняшний день, коренные египтяне составляют лишь 15% населения Египта против 85% арабов. Копты объединены в Коптскую православную церковь, которую возглавляет Александрийский Папа и Патриарх Святейший Феодор II.

Коптскую церковь считают монофизитской, что препятствует экуменическому общению её представителей с другими православными Церквами. Опознавательным знаком копта служит вытатуированный на внутренней стороне запястья крест, а нательных крестов копты не носят.


Его Блаженство Папа и Патриарх Феодор II. 116-й Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки

Копты — это древнее христианское население Египта. Оно объединяется вокруг Александрийской православной церкви. Из других христианских конфессий в стране присутствуют:

  • Александрийская православная церковь;
  • Армянская Апостольская Церковь;
  • Коптская католическая церковь;
  • Греческий Мелькитский католический патриархат Антиохии, Александрии и Иерусалима;
  • Протестантские общины.

Египет является светской страной и поэтому власти страны заявляют о том, что в ней царит религиозный мир, но правозащитные организации говорят при этом о притеснении христиан-коптов как на государственном, так и на бытовом уровне.

Коптская церковь

При посещении христианской церкви в Египте религиозные церемонии осуществляются в следующем порядке:

  • вход в храмы не требует покрытия женщинами головы (волосы покрываются только во время причастия);
  • запрещена открытая одежда (женщины закрывают ноги, не допустимо глубокое декольте; у мужчин должны быть закрыты ноги и торс);
  • женщины и мужчины садятся отдельно;
  • как и в русской церкви, ставятся свечи;
  • внутреннее убранство составляют иконы и картины религиозного содержания;
  • Евангелие написано на древнем коптском языке;
  • молитвы читаются на коптском языке, разрешено арабское наречье.

Египтяне всех религий убеждены в единстве Бога. Слова, используемые христианами и мусульманами в повседневной жизни и во время причастия, звучат на арабском языке одинаково в связи с особенностью перевода слова «Бог» (по-арабски — «Аллах»).

Наиболее часто употребляемые выражения:

  • Ассалям Малейкум — мир Вам;
  • Эль Хамдулиле — слава Богу;
  • Инша Аллах — Бог даст.

Христиане считают древнюю религию Египта языческой

Религия Древнего Египта известна нам по надписям, сделанным на папирусах и камне, а также по оставшимся, после прихода в страну завоевателей, артефактам и памятникам архитектуры.

Она переставляет собой систему верований религиозных верований и ритуалов, которые практиковались в Древнем Египте с додинастического периода и до принятия в стране христианства. Религия древних египтян за многотысячную историю прошла через четыре этапа развития: Древнего, Среднего и Нового царства, позднего и греко-римского периода.


Боги Осирис, Анубис и Хор. Деталь росписи в гробнице фараона Хоремхеба. XIII в. до н. э. Религия Древнего Египта — политеизм или многобожие

Древнеегипетская религия считается политеистической, хотя исследователи отмечают, что в Древнем Египте некоторое время существовал целый ряд культов, носивших генотеистический характер, то есть для них было характерно выделение из пантеона одного «главного» бога.

Кроме того, некоторое время в стране существовал культ атонизма (культ Солнца в Древнем Египте), имевший признаки монолатрии (политеизм с наличием одного главного бога). В результате некоторые исследователи смешивают эти понятия, а также строят теории о скрытой монотеистичности религии египтян в древние времена.

Также проводятся не вполне уместные параллели между религией Древнего Египта и Израиля.

Религия Древнего Египта была политеистической.

Для древнеегипетской религии характерны фетешизм и тотемизм. Так древние египтяне почитали реку Нил и практиковали культ животных. Они поклонялись быкам и коровам, гиппопотаму, змее, крокодилу, льву, кошке, соколу (ястребу).

Кроме того, в Древнем Египте был развит погребальный культ. Древние египтяне верили в том, что человек после смерти продолжает в ином виде существовать в месте своего погребения. Благодаря этому в стране была хорошо развита мумификация или же бальзамирование тел умерших.


Эхнатон с Нефертити поклоняются Атону. Фараон Древнего Египта Эхнатон вошел в историю как религиозные реформатор. Он пытался ввести в стране монетеистический культа Атона-Солнца. Фото: upload.wikimedia.org

Современное религиоведение определяет религию Древнего Египта как полетеизм, при этом многие египтологи и историки XIX—начала XX века и строили весьма сложные теории так называемого «Египетского монотеизма».

Согласно ему в Египте почитали одного бога, а разделение его жрицами на других богов было сделано специально для того, чтобы простые люди легче понимали культ. В этой связи стоит упомянуть религиозные реформы фараона Эхнатона, пытавшегося в качестве главного установить культ Солнца-Атона.


Мусульманская церковь: 3 главные мечети

Сменившее древнюю египетскую религию христианство, характеризируют её в качестве одной из форм язычества.

Демография

В 2010 году на основе оспариваемых данных переписи 2006 года было подсчитано, что 94,9% египтян являются мусульманами, 5,1% — христианами и менее 1% — евреями, буддистами или представителями других религий. Согласно официальной статистике, доля христиан в египетском населении снижается, причем самая высокая доля в прошлом веке пришлась на 1927 год, когда официальная перепись населения установила процент египетских христиан на уровне 8,3%. В каждой из семи последующих переписей этот процент сокращался и в 1996 г. составил 5,7%.

Однако большинство христиан опровергали эти цифры, утверждая, что они занижены. Христиане утверждают, что они составляют до 15 или даже 25% населения Египта. В 2017 году государственная газета Al Ahram заявила, что процент христиан колеблется от 10 до 15%, что аналогично диапазону, заявленному Вашингтонским институтом ближневосточной политики .

Недавние опросы самоидентификации показали, что процент христиан составляет около 10%, по данным Afrobarometer в 2016 году (который оценил, что страна составляет 10,3% христиан и 89,4% мусульман) и Arab Barometer в 2019 году (который оценил, что это 9,6% христиан. и 90,3% мусульмане).

Согласно данным Центрального разведывательного управления (ЦРУ) за 2015 год , мусульмане-сунниты составляют 90% населения, а христиане составляют оставшиеся 10%. Значительное число мусульман-суннитов следуют местным суфийским порядкам . Сообщается, что в Египте проживает около пятидесяти тысяч мусульман- ахмади . По оценкам, шиитская община двунадесятников и исмаилитов в Египте колеблется от 800 000 до примерно двух-трех миллионов членов.

Большинство египетских христиан принадлежат к исконной коптской православной церкви Александрии , восточной православной церкви. Другие христианские конфессии включают армянских апостолов, католиков, маронитов и англиканцев. Греческое православное число от 250 до 350 000 человек. Самые последние заявления, сделанные Папой Шенуда III и епископ Morkos из Шубра в 2008 году, утверждал , что число православных христиан в Египте было более 12 миллионов человек . По другим оценкам церковных чиновников, это число составляет 16 миллионов. Коптская православная церковь заявила, что эти цифры основаны на регулярно обновляемых членских записях. Протестантские церкви заявляют, что их членами являются около 300 000 египтян, и Коптская католическая церковь, по оценкам, имеет аналогичные показатели. Эти цифры показывают, что процент христиан в Египте составляет от 10% до 20% от общей численности населения.

Существует небольшое, но исторически значимое неиммигрантское население Веры Бахаи , по оценкам в 2008 г., это число составляло около 2000 человек, наряду с гораздо меньшей общиной евреев , с примерно 13 приверженцами в 2014 г. (по сравнению с 80 000 до в 1953 и преследования в течение десятилетий арабо-израильского конфликта ); неизвестное число египтян открыто идентифицируют себя как атеистов и агностиков , поскольку публичное выражение своей нерелигиозности чревато преследованием и правовыми санкциями.

Религия Египта

Ислам Ислам, самая молодая из трех мировых религий, был основан купцом Абу аль-Касимом Мухаммедом ибн Абд Аллахом ибн Абд аль-Мутталибом ибн Хашимом, родившимся в 570 г. в Мекке (сегодня Саудовская Аравия). Пророк Мухаммед был призван укрепить в арабах веру в единого бога (Аллаха).

Факты и персонажи из Библии проливают свет на миссию Мухаммеда и на связи мусульманства с христианством и иудаизмом. Откровение пришло к Мухаммеду через архангела Джебраила (Гавриила). Моисей, Иисус и Мария считаются в исламе священными фигурами истории религии. Поскольку христиане и иудеи не признали в Мухаммеде истинного пророка, он сделал ислам самостоятельной религией, которая, однако, признает христианское и иудаистское вероучения как своих предшественников.

В основных вопросах учение ислама отличается от христианского. Так, оно отрицает существование первородного греха, божественное происхождение Иисуса, его смерть на кресте, так как бог, по убеждению мусульман, существует вечно, то есть не может быть ни порожденным, ни порождающим. Слово «ислам» часто переводят как «все от бога» или «все в воле божьей». Но этим суть учения не исчерпывается. Вера опирается на «пять столпов»: исповедание веры посредством произнесения формулы «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; молитву (намаз) — пять раз ежедневно верующие молятся, обратясь лицом в сторону Мекки; раздачу милостыни нуждающимся; пост в течение месяца рамадана; паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин, если он располагает финансовыми и физическими возможностями, должен предпринять хотя бы один раз в жизни. К сожалению, для верующих исполнение этой мусульманской заповеди затруднено в связи с тем, что город Мекка не может принять всех желающих.

Шестым столпом веры дилетанты часто называют джихад, что в неточном переводе означает священную войну. Собственно, война здесь ни при чем — в основе этого понятия лежит стремление к тому, чтобы быть или стать лучшим, более преданным богу человеком. Миссионерство не относится к обязательным задачам ислама.

Главная священная книга мусульман Коран (по-арабски — «чтение, декламация») в своих 114 сурах (главах) повествует о божественном откровении, ниспосланном Мухаммеду. Коран дополняет Хадис, кратко излагающий высказывания и поступки пророка. Хадис состоит из двух частей: в первой перечисляются имена людей, передававших Хадис из поколения в поколение, начиная с того человека, который лично слышал изречение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. Отобранные известными теологами IX-Х вв. и признанные ими подлинными отдельные фрагменты Хадиса составляют сунну, «священное предание» мусульман. В Египте живут приверженцы двух основных направлений ислама — сунниты и шииты. Большинство населения относится к суннитам. Шииты в религиозном и политическом смысле более радикально настроены, чем сунниты, но их число в Египте невелико. Ислам оказывает на семью и общество неизмеримо большее влияние, чем христианство. Основу светского законодательства в Египте образует свод норм мусульманского права — шариат, который, однако, действует в смягченной форме. Так, в Египте отказались от таких строгих наказаний, как, например, отрубание руки за воровство. Делаются попытки сблизить шариат и современное законодательство.

Коптские христиане Арабское слово «купт», европеизированное — «копт», происходит от греческого «эгиптос». Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила. Местом зарождения христианства в Египте была Александрия, откуда оно быстро распространилось по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Копты придерживались мнения, что Иисусу Христу присуща только одна природа — божественная, а не две — божественная и человеческая. После того как Халкидонский Вселенский Собор в 451 г. осудил монофизитство как ошибочное учение, коптская церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.

Во главе коптской церкви стоит патриарх, в настоящее время Шенуда III, резиденция которого находится в Александрии. Копты прилежно молятся и постятся (отказываются от мяса и молочных продуктов). Их литургия близка к православной традиции.

Религия Египта и туризм

В отличие от районов, где проживает местное население, в туристических городах границы между египетским и европейским менталитетами стёрты. Иностранцы могут посещать религиозные достопримечательности Египта, церкви, храмы, мечети как на курортах Хургады и Шарм-эль-Шейха, так и в крупных городах — Каире и Александрии. Нормами поведения в Египте считаются проявление уважения к представителям других религиозных групп и национальностей; одежда, закрывающая плечи и ноги ниже колен для женщин, торс и ноги полностью для мужчин. В Египте эти правила соблюдаются в равной мере как христианами, так и мусульманами. В исламе женщины покрывают ещё и голову.

дальнейшее чтение

  • Багналл, Роджер С. (1993). Египет в поздней античности . Издательство Принстонского университета. ISBN   978-0-691-06986-9 .
  • Хан, Йоханнес; Эммель, Стивен ; Готтер, Ульрих, ред. (2008). От храма к церкви: разрушение и обновление местной культовой топографии в поздней античности . Брилл. ISBN   978-90-04-13141-5 .
  • Лаван, Лука; Малриан, Майкл, ред. (2011). Археология позднего античного «язычества» . Брилл. ISBN   978-0-7546-3603-8 .
  • Мысливец, Кароль (2000). Сумерки Древнего Египта: 1-е тысячелетие до нашей эры . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN   978-0801486302 .

Погребальный культ

Церемония отверзения уст на папирусе Хунефера

Фрагмент папируса Ани с изображением суда Осириса. На весах лежат сердце и перо Маат. Британский музей

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели к возникновению культа умерших, прошедшему через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших, сделавший мумию Осириса.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времён, первоначально олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида, а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом — символом жизни — в одной руке и скипетром — в другой.

Мумификация

Исида, Анубис и Нефтида совершают обряд над мумией. Роспись в гробнице TT335 Нахтамона. Период правления Рамсеса II

Основная статья: Мумификация в Древнем Египте

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего, проводившаяся жрецами определённого сана. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обёрнутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определённые успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими её от тления.

Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щёки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался антропоморфной формы.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Концепция души

Представления о душе менялось со временем от Древнего до Нового царств. Древние египтяне верили, что душа состоит из нескольких частей:

  • ба (bʒ) — духовная сущность (покидает тело и бродит по миру, вселяясь в разных животных) в виде птицы с головой человека;
  • ка (k3) — двойник, жизненная сущность (живёт в статуе гробницы и питается подношениями), черты характера или судьба человека.
  • хат (ẖt) — физическое тело, не способно жить без Ка.
  • сах (saḥ) — духовное тело, «священные останки» после мумификации.
  • рен (rn) — имя, личность, жизненный опыт (бывает даже у богов).
  • шуит (šwt) — тень
  • ах (3ḫ — «сияющий») — реальный дух (путешествовал в загробном мире и вкушал его радости) изображался ибисом с хохолком, человек обретает ах после ритуала отверзания уст.
  • сехем (sḫm) — объединённые духи покойного, успешно прошедшего переход в загробный мир.
  • иб (jb) — сердце
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector