Красный костел (минск)
Содержание:
- Засвирь. Троицкий костел
- Сколько стоит построить костел?
- Семейная трагедия и чудесное творение
- История костёла
- Экология и искусство
- 8. Несвиж. Фарный костел (Божьего Тела)
- Советский период
- Минский Бисмарк
- Гервяты. Троицкий костел
- Реликвии и святыни Будславского костёла
- Видзы. Костел Святой Троицы
- История
- Главный алтарь гродненской Базилики
- 7. Могилев. Костел Святого Станислава
- Архитектура и интерьеры Будславского костёла
- Краткое описание
- История
Засвирь. Троицкий костел
Костел в Засвири — один из немногих сохранившихся памятников сарматского барокко в Беларуси. Стиль отличается упрощенными лаконичными чертами, внешней неприступностью, которая часто контрастирует с богатыми интерьерами.
Здание храма пристраивалось в XVIII веке к уже существовавшему здесь ранее монастырю босых кармелитов. Во время восстания Кастуся Калиновского в подвале костела держали пленных повстанцев. Монахи сжалились и отпустили заключенных. За такое неповиновение царские власти передали храм православной церкви.
В межвоенный период в Засвирь приезжал художник, скульптор и поэт Язеп Дроздович, которого за многопрофильность талантов прозвали белорусским Леонардо да Винчи. В то время ксендзом храма служил друг Дроздовича — поэт и общественный деятель Казимир Свояк, который принципиально вел службы на белорусском языке.
Сегодня костел является действующим, а вот от монастыря остались только руины. Возможно, когда-нибудь сюда доберутся руки реставраторов.
Только полезное »
Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.
Сколько стоит построить костел?
Костел св. Пио в Молодечно строится по проекту брестского ЧУПП «Студио А-3», но уже с изменениями и дополнениями. Похожий костел по этому же проекту уже возведен в самом Бресте. Был еще один проект, архитектора Еременко, но капуцинам он показался слишком уж большим, и теперь по нему строится костел монахов-салезианцев в Минске в Серебрянке.
Мест под строительство в начале 2000-х годов городские власти Молодечно предложили два – то, где и строится костел, в парке на углу улиц В. Гастинец и Мира, и пустырь между 135-м и 21-м училищами, где позже появился Молодечненский ледовый дворец (спортивно-развлекательный центр). Монахам пустырь между высотными домами не понравился, и они выбрали тишину и красоту парка. Так на месте Ледового дворца не появился храм.
Вместе с костелом капуцины начали строить небольшой монастырь, рассчитанный на проживание восьми монахов. Он соединен в одном здании с костелом. По уставу, орден мог финансировать строительство только монастыря, а также так называемого пасторального центра, спроектированного в подвале храма. Костел должны строить сами прихожане. Поскольку хотели сэкономить на всем, смету с самого начала заказали частичную, – только на монастырь и пасторальный центр. Поэтому полной запланированной стоимости всего строительства на тот момент уже узнать невозможно.
Только монастырь и центр должны были обойтись по ценам 2004 года в 700 тысяч долларов. Деньгами и строительными материалами, оборудованием орден капуцинов на эту и даже большую сумму и помог за десять лет. Сам орден имеет средства от пожертвований людей по всему миру, но в списках его затрат значится гораздо больше пунктов, чем костел в Молодечно. Поэтому, по словам отца Ариуша, он сделал для строительства более, чем много. Тем более что средства и материалы шли все же не только на монастырь и пасторальный центр, но и на храм.
Практически такую же сумму, что выделил орден, собрали за время строительства сами прихожане, а также священники молодечненского прихода, которые ездили по костелам разных стран с проповедями и просьбами о финансовой помощи. Сейчас полностью завершена конструкция здания, построены котельная и трансформаторная, куплено оборудование для последних. Еще нужно сделать автоматизацию газовой котельной, пожарную сигнализацию, вытяжную систему с рекуперацией воздуха, внутренние отделочные работы здания, художественное оформление, купить мебель, благоустроить территорию вокруг храма, стоянку, построить забор и подъездную дорогу к храму со стороны стоянки. На все это нужно, по словам отца Ариуша, еще 350-380 тысяч долларов. Одна только вытяжная система, например, стоит 110 тысяч долларов.
В строительстве орден уже больше не может помочь, приход может рассчитывать только на себя. Прихожане, как говорит настоятель, дают много, чувствуется, что они считают строительство своим общим делом. Священники храма продолжают ездить за границу и по Беларуси с проповедями и просьбами о пожертвованиях. Но этого не хватает, чтобы вести полноценные работы. Сейчас в костеле работают только пять рабочих – два электрика и три штукатура. Больше приход не может себе позволить. Ежедневно на строительстве трудятся сами монахи, иногда помогают в подсобных работах прихожане. Отец Юрий Кравченко, например, может многое сделать своими руками и применяет эти знания для монастыря и прихода. Сейчас, например, занимается изготовлением мебели для монастыря и костела.
Рабочие, обустраивающие на данный момент костел
Отец-капуцин Юрий Кравченко
Отец-капуцин Олег Войтехович
Семейная трагедия и чудесное творение
Теперь давайте всё же вернёмся к истории костёла святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.
Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке — люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.
Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.
Красный цвет костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.
Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.
Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.
Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган.
Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.
Рядом с Красным костёлом построили каменную плебанию — жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.
Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.
После революции в России роскошный костёл разграбили — большая часть ценностей исчезла. Но службы ещё некоторое время продолжались.
В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.
В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.
И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну Красный костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.
История костёла
Строительство кафедрального костёла Святого Станислава было начато в 1635 году. Строился он при Пинском коллегиуме иезуитов на средства пинского старосты канцлера Великого княжества Литовского Альбрехта Станислава Радзивилла. Закончен в 1648 году. На то время являлся самым большим костёлом Великого княжества Литовского.
В мае 1657 года в склепе костёла захоронен католический святой Андрей Боболя; впоследствии его мощи перевезены в Варшаву.
В 1787—1799 годах костёл принадлежал униатам. После присоединения Белоруссии к Российской империи монастырь с костёлом у иезуитов отобрали и отдали базилианам. В 1800 году монастырь был освящён как православный Богоявленский (сюда перевели минский мужской Богоявленский монастырь). Когда Пинск оказался под Польшей (1918—1938), в костёле Святого Станислава снова стали служить католики.
Русский писатель Н. С. Лесков, проезжавший Пинск, писал:
О костёле в 1939 году есть любопытное воспоминание пинчанина-эмигранта Джулиуса Марголина (1900—1971):
В ту пору костёл внутри почти весь выгорел, обвалилась крыша.
В 1953 году при реконструкции города костёл взорвали.
Экология и искусство
Отец Ариуш Малыска рассказал, как будет выглядеть костел внутри и снаружи. Пресвитерий (пространство перед алтарем) молодечненские капуцины планируют украсить фресками. Уже выбран художник – бразильский капуцин Сидней Мошадо из школы самого известного на данный момент в католическом мире художника-итальянца Паоло Орландо. Сиднею за 40, сейчас он заканчивает в Риме вторую докторскую диссертацию – на тему культурных ценностей католического костела. Первая диссертация была по теологии (богословию) духовности.
Брат Сидней уже консультируется с итальянскими, испанскими, португальскими художниками по поводу того, как лучше расписать молодечненский костел
Для настоятеля важно, чтобы фрески отражали глубокий богословский смысл и в то же время органично вписывались в остальную эстетику храма, которая должна быть все же простой. «Многие подъезжают к нашему костелу, чтобы сфотографироваться
Говорят, что храм – произведение искусства, – рассказывает отец Ариуш. – Хотелось бы, чтобы он являлся таковым и внутри, и снаружи. Это значимый объект для города. Он должен быть художественной катехезой, христианской формацией для людей».
Фрески, по его словам, будут наноситься не на мокрую штукатурку, как в древние времена, а по современным технологиям. Они позволяют рисунку сохраняться так же долго. «Сто лет точно выдержат», – улыбается настоятель.
Для вентиляции в костеле капуцины задумали энергосберегающую вытяжную систему с рекуперацией теплого воздуха, то есть выходящий теплый воздух будет одновременно нагревать входящий. По словам отца Ариуша Малыски, многие их критикуют за такое решение, так как оно дорогостоящее. «Оборудование окупится нескоро, но окупится, будет использоваться меньше газа на обогрев, – говорит настоятель. – Мы как францисканцы, кроме всего прочего, по харизмату нашего ордена должны думать об экологии. Наш основатель святой Франциск Ассизский любил все Божье создание, и мы идем тем же духовным путем. Экологические вопросы, чистая среда для нас очень важны, ведь все создано Богом для нас. На крыше нашего монастыря мы уже разместили солнечные батареи, чтобы нагревать летом воду не газом, а солнцем. До 60 градусов в солнечный день вода прогревается. Если нужно дополнить обогрев, то на это уходит уже совсем мало газа».
Вокруг костела монахи хотят сделать красивые клумбы, посадить интересные деревья. Уже растут три красных дуба. Планируется сделать искусственный ручей, стекающий по ступеням в пруд, установить на улице фигуру св. Франциска, фонари ручной работы и оборудовать детскую площадку. В пасторальном центре под костелом будут проходить встречи различных групп прихожан за чаем. «Можно сделать эстетично, но без души, а можно просто и с душой, – считает отец Ариуш. – Нужно, чтобы человек уже на улице чувствовал, что он в сакральном месте, чувствовал присутствие Бога. Детская площадка для того, чтобы люди приходили в костел всей семьей. И не просто за «религиозной услугой», а для того, чтобы вместе побыть, отдохнуть, поговорить, встретиться. Это должно быть место встречи людей с Богом и между собой, а не магазин духовных услуг
Важно не здание, а община людей»
Монахи-капуцины и прихожане костела св. Пио в Молодечно призывают к солидарности с ними. Тем, кто хотел бы помочь строительству материально или другими способами, можно прийти в сам костел. Деньги на строительство можно перечислять на расчетный счет № 3015701620012 филиала №601 АСБ «Беларусбанк», код 769.Также монахи приглашают просто приходить в храм, чтобы найти свою дорогу к Богу и ответы на жизненные вопросы.
Будущая прикостельная территория
Ольга ФРОЛОВАФото Михаила МАРЖЕВСКОГО
Опубликовано: 22 мая 2014 на сайте kraj.by
8. Несвиж. Фарный костел (Божьего Тела)
Несвижский Фарный костел считается первым памятником раннего барокко в Восточной Европе. Начало его возведения приходится на 1584 год: к тому времени владелец Несвижа Николай Радзивилл Сиротка окончательно порвал с протестантизмом и всячески поддерживал орден иезуитов. Однако первая попытка строительства не увенчалась успехом: практически готовое здание не впечатлило Николая и было разобрано. Все изменилось, когда за дело взялся приглашенный князем итальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Тот ответственно подошел к вопросу и спроектировал храм, опираясь на достижения мастеров Италии: прототипом костела считается знаменитый храм Иль Джезу в Риме.
Крипта костела веками служила усыпальницей знатного рода. Последнее захоронение датируется 2000-м годом — сюда привезли урну с прахом Антония Радзивилла, умершего в Лондоне.
Дворец в Несвиже был впервые снят с самолета в 1927 году. Спустя 93 года мы решили повторить 5 найденных фотоснимков и были удивлены — отличий практически не найти!
Советский период
Атеистическая политика руководства СССР, направленная на уничтожение христианского вероучения, не обошла стороной католическую церковь Беларуси. В 1960–1988 годах фарный приход остался без священника. Верующие взяли храм под защиту и противостояли многочисленным попыткам коммунистической власти ликвидировать костел. По воскресениям и в дни католических праздников прихожане продолжали собираться на молитву. Богослужения проводились без священников: на алтаре зажигали свечи, разлаживали орнат (казулу) – облачение священника, ставили литургическую посуду, пели литургические песни и читали молитвы. После этого с евхаристическим песнопением проходили процессией за балдахином вдоль внутренних стен. Только в 1987 г., во время горбачевской «оттепели» власти разрешили пять раз в год проводить Святые Мессы.
Минский Бисмарк
Строительство храма обошлось Эдварду Войниловичу в 300 тысяч рублей, сегодня это почти 12 миллионов долларов. Эти деньги он заработал сам — своими руками и своим умом. Успешная учёба и работа привели его на должность представителя Минской губернии в России.
Приехав по работе в Петербург, побывав на заседании Госсовета, он получил от Столыпина предложение — стать вице-министром сельского хозяйства. «Минский Бисмарк» — так назвал Столыпин Войниловича
Чтобы не только самому подумать, но и посоветоваться с женой, Эдвард уезжает домой. Но дома, в родных стенах решает отказаться от высокой должности. Решив лично сообщить Столыпину о своём решении, Войнилович опять возвращается в Петербург.
Немного задержавшись в дороге, он прибывает на место и узнаёт о покушении на Столыпина, в котором погибли и ожидающие его приёма люди. А он ведь тоже мог бы быть там и ожидать аудиенции! Так судьба уберегла его в первый раз.
Похожий случай удивительного спасения произошёл в 1918 году, когда в имение, где жила семья Войниловичей ворвались бандиты и стали крушить всё подряд. Они ломали мебель, сожгли огромную библиотеку с ценными, редчайшими книгами и, самое главное, уничтожили весь семейный архив, который начинался ещё с 16 века. Сам Эдвард с женой — полуодетые и испуганные — успели скрыться в саду и переждали нападение там.
После этого трагического события, не найдя другого выхода, они уехали в Польшу, где Эдвард умер в возрасте 81 года. Перед смертью он написал книгу своих воспоминаний, которая намного позже, но всё-таки попала в руки читателя. В ней он описал свою жизнь: как учился, работал, как был на приёме у российских царя и царицы, как всегда хотел приносить пользу своему Отечеству и что из этого получилось.
В 2006 году его останки, согласно последнему желанию, были перевезены в Минск и перезахоронены в костеле святых Симеона и Елены.
Сейчас над этим местом установлена скульптура Спасителя и памятная табличка с годами жизни этого выдающегося деятеля: 13.10.1847-16.06.1928.
Это интересно: Проспект Независимости (видео)
Гервяты. Троицкий костел
Красота — понятие субъективное. Но это не мешает костелу в Гервятах неофициально считаться самым красивым в Беларуси. При знакомстве с неоготическим сооружением сложно не восхититься и не «залипнуть» на минутку-другую, восхищаясь симметрией и выверенностью форм. Жители Гервят еще до начала строительства явно догадывались, что храму суждено очаровывать не одно поколение белорусов, и ответственно подошли к вопросу. Для возведения костела в деревне специально построили кирпичный завод, а черепицу для крыши заказали в Германии. Средства на новый храм собирали всем миром — не остались в стороне и представители рода Домейко, тогдашние владельцы Гервят. Масштабное строительство завершилось к 1903 году. Уже в наше время силами ксендза Леонида Нестюка вокруг костела был разбит роскошный ландшафтный парк с фигурами апостолов и редкими декоративными растениями.
Рассказываем о храмах в Гервятах, Солах, Островце, Сморгони, Михалишках. Все костелы можно посетить за один день. Смотрим!
Реликвии и святыни Будславского костёла
В алтаре костёла хранится икона Будславской Божьей Матери, признанная главной католической святыней Белоруссии. В 1598 году минский воевода Ян Пац получил эту икону в подарок от папы римского Климентия VIII в связи с принятием католичества.
После смерти Паца икона досталась его придворному священнику Исаку Солокаю. В 1613 году Солокай, совершив паломничество в Будслав, под впечатлением от мессы и по просьбе монахов пожертвовал святыню костёлу.
Вид на храм с севера-востока
В XVII веке глава бернардинцев Флориан Колецкий подарил иконе серебряный оклад с арабесковым орнаментом, который и сегодня сохраняет святыню. На самой иконе изображена Божья Матерь с младенцем на руках. Правой рукой Иисус благословляет, а в левой — держит плод граната, символизирующий бессмертие и воскрешение. Впервые чудо исцеления икона явила в 1617 году — к 5-летнему мальчику Иосафату Тышкевичу вернулось зрение, как только он переступил костёльный порог.
В благодарность Иосафат стал монахом. По милости божьей Регинальд Тышкевич избавился от эпилепсии, мучающей его 7 лет. Пани Полония Ягальская исцелилась от паралича ног. Эти чудеса исцеления и ещё 40 случаев оздоровления, прославивших икону, были описаны настоятелем Элевтерием Зелеевичем в книге «Зодиак на земле» в 1650 году. В годы Великой Отечественной войны икона Богоматери уберегла Будслав от разрушения. Хотя через Будслав трижды проходила линия фронта, ни один снаряд не упал на посёлок и костёл.
Вид на заднюю сторону храма
В 1994 году Папа Римский Иоанн Павел II присвоил костёлу почётный титул малой базилики, что подчёркивает особую связь белорусского храма со Святым Престолом в Ватикане. Стоит отметить, что великих базилик в мире всего пять — четыре в Риме и одна в Иерусалиме, а статуса малой базилики удостоена 1601 церковь. В 1998 году в знак благодарности за чудеса на земле состоялась коронация иконы Будславской Божьей Матери. Кардинал Римско-католической церкви Казимир Свёнтек возложил папские короны на икону, объявив её покровительницей всей Белоруссии. 2 июня 2007 года во время ежегодных торжеств, посвящённых восхвалению Будславской Божьей Матери, возле костёла установили необычный крест. Он изготовлен из древесины, вырубленной 500 лет назад монахами-бернардинцами в здешних лесах.
Старый алтарь
Эти исторические брёвна изъяли из стен Виленского монастыря и доставили из Вильнюса тем же путём, что и 5 веков назад — по реке на лодках. Сегодня каждый паломник может прикоснуться к историческому кресту и попросить заступничества у Будславской Божьей Матери.
Видзы. Костел Святой Троицы
Завершает подборку потрясающий образец неоготики. Вместе с храмами в Гервятах и Шиловичах костел в Видзах считается одним из самых высоких в Беларуси: его высота составляет 59 метров.
Троицкий костел строился почти 14 лет: с 1900 по 1914 год. Начавшаяся вскоре Первая мировая война нанесла храму серьезный урон: здание несколько раз подвергалось обстрелам — линия фронта проходила совсем рядом с местечком. В 1920-е годы костел восстановили, а в память о военных действиях в стены вмуровали снаряды.
Храм в Видзах освящен в честь Святой Троицы. Но можно встретить и другое его название — Рождества Пресвятой Девы Марии. Дело в том, что костел находится в распоряжении одноименного прихода.
После Второй мировой войны храм не избежал преобразования под хозяйственные нужды: сначала здесь размещался льняной склад, позже — спортивный зал. В итоге от оригинального убранства почти ничего не осталось. Сегодня, после проведенной реставрации, костел действует по своему прямому назначению.
Менее раскрученные, но от этого не менее прекрасные белорусские костелы в нашем отдельном материале.
Только полезное »
Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.
История
Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».
В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.
В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.
В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки». В 2012 году здание костёла было передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска.
В 2017—2019 годах «Мінская спадчына» (специализированное предприятие Мингорисполкома по эксплуатации и ремонту памятников истории и архитектуры) провело реставрацию костёла. После окончания реставрации Мингорисполком начал ежемесячно начислять религиозной общине счета на крупные суммы («компенсации за земельный налог, амортизацию и налог на недвижимость»), которые к июлю 2020 года достигли 156 тысяч рублей (около 65 тысяч долларов). Предполагается, что в случае невыплаты этой суммы и последующих платежей у общины могут отозвать право пользования костёлом. Ежемесячно начисляемая сумма была рассчитана исходя из суммы затрат городского бюджета на реставрацию костёла: в Мингорисполкоме считают, что община должна возместить затраченные средства, поскольку она не освобождена от льгот по возмещению затраченных средств, что, в свою очередь, вызвано тем, что община не является собственником здания. Представители Минско-Могилёвской архидиоцезии утверждают, что приход не имеет возможности оплачивать подобный налог (13 тысяч рублей в месяц) на регулярной основе, указывают, что прихожане активно участвовали в реставрации костёла (помимо официально проводимой реставрации), а также ссылаются на постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1194 от 22 декабря 2012 года, освободившее костёл от уплаты некоторых налогов, в т. ч. налога на недвижимость. При этом община продолжает уплачивать текущие коммунальные счета. В ответ на очередное ходатайство общины о передаче костёла в собственность прихода Мингорисполком заявил, что «не видит оснований для передачи здания костёла и приходского дома в собственность религиозного сообщества». О существовании проблемы стало известно 12 июля 2020 года. 24 июля 2020 года стало известно, что община проиграла связанное с этим вопросом дело «о самовольном строительстве» в суде Московского района и подала апелляцию в Минский городской суд.
Главный алтарь гродненской Базилики
Доминирующее место в декоративно-художественном ансамбле интерьера занимает главный алтарь, выполненный полностью из дерева. Это единый и исключительный в своем роде памятник барокко европейского уровня – творение мастера Яна Смита из города Решаль (Польша). Средства на изготовление алтаря пожертвовали мстиславский каштелян Самуил Лозовый и его жена Констанция. Композиция выполнена в виде трех ярусной сложной группировки колон и пилястр коринфского ордена. В центре первого яруса на постаменте установлена фигура св. Франциска Ксаверия, между колонами на консолях – десять апостолов: святые Петр, Павел, Иаков (Заведеев), Андрей, Иаков (Алфеев), Варфоломей, Филип, Фадей, Симон; на боковых консолях фигуры меценатов Самуила и Констанции Лозовых.
В центре второго яруса установлена фигура Иисуса Христа, слева и справа – фигуры четырех евангелистов: святых Иоанна, Марка, Матвея, Луки и четырех докторов католической церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амвросия. Венчает композицию «Глория», символизирующая победу добра над злом, и обрамляет витражное окно, над которым представлен Святой Дух. С двух сторон в окружении ангелов преклоняют колени женщины, олицетворяющие четыре континента мира.
В 2006 г. из-за неисправной электропроводки произошло возгорание главного алтаря. Четвертая часть деревянного шедевра оказалась поврежденной. Благодаря стараниям настоятеля прихода ксендза Яна Кучинского, спонсорской помощи прихожан и городских властей, усилиям скульпторов и реставраторов из Беларуси и Польши удалось восстановить недостающую часть алтаря, используя уцелевшие фрагменты скульптур. После реставрации алтарь окрасили в более светлые тона под мрамор, филигранную резьбу на элементах колон и пилястр, декорировали сусальным золотом. Так что случившийся пожар стал толчком к обновлению главного алтаря, за которым на сегодняшний день отреставрировано еще два: в часовне Святого Михаила Архангела и алтарь Святой Троицы.
Помимо главного в храме установлено 12 алтарей:
7. Могилев. Костел Святого Станислава
Костел Святого Станислава строился в середине XVIII века как храм монастыря кармелитов и назывался костелом Успения Девы Марии. После вхождения этих земель в состав России был переосвящен, обзавелся статусом кафедрального и по сути стал главным католическим храмом империи: в подчинении Могилевской архиепархии находились церкви латинского обряда по всей стране. Тогда же к барочному костелу добавились черты классицизма — к фасаду пристроили характерный портик с колоннами. В советское время здесь находился архив: сперва центральный архив БССР, после — областной. Это оставило печальный след во внутреннем убранстве костела: часть оригинальной фресковой росписи была сурово замазана зеленой краской. Сегодня храм возвращен верующим, ежегодно здесь проходит фестиваль духовной музыки «Магутны Божа».
Драматический театр, костел Святого Станислава и еще 15 точек must see в когда-то «белорусской Праге».
Архитектура и интерьеры Будславского костёла
Будславский костёл, выстроенный в стиле позднего барокко, к настоящему времени практически не изменил свой облик. Центральный неф, в глубине которого установлен алтарь, сильно растянут по сравнению с боковыми. Чтобы разместить как можно больше верующих вблизи алтаря, к храму пристроили трансепт. Место пересечения трансепта с продольными нефами увенчано куполом, скрытым внутри крыши.
Вид на храм с севера
Фасад костёла обильно декорирован пилястрами, резными капителями и полуколоннами. Богато украшенная центральная часть здания завершена фронтоном, похожим на фигурный гребень. В убранстве костёла пластика форм достигла совершенства. Интерьеры расписаны так искусно, что лишь вплотную подойдя к колоннам, можно обнаружить, что на самом деле их нет — это не скульптура, а объёмная живопись.
Краткое описание
Тихую и уютную деревню Будслав, что в 200 км от Витебска, ежегодно посещают паломники из России, Украины, Польши, Литвы и Латвии. Здесь находится один из самых почитаемых белорусских костёлов, в стенах которого хранится чудотворная икона Матери Божьей Будславской.
Вид на храм с юго-запада
Храм объявлен папой римским национальным санктуарием, что в переводе с латыни означает «святое место», «святилище». Место это действительно святое — в 1588 году в Будславе было явление Богородицы. История Будслава началась в 1504 году, когда Великий князь польский и литовский Александр основал в дремучем лесу на реке Сервечь поселение монахов-бернардинцев. Монахи, направленные сюда из тогдашней столицы Великого княжества Литовского Вильно, должны были вырубать лес и сплавлять его вниз по реке Вилии.
Первым делом братья-бернардинцы построили для себя деревянные жилища-шалаши (по-белорусски — «буды»), откуда и пошло название посёлка — Буда. К концу XVI века монахи воздвигли деревянную часовню-костёл, и вскоре это место так прославилось своими святынями, что его стали величать не иначе как Буда Славная, а позднее — Будслав. Однажды десятки прихожан стали свидетелями чуда, после чего Будслав признали источником божьей благодати.
Фасад храма
«После утренней литургии люди увидели в небе облако, излучавшее свет на часовню и кельи. В облаке появилась Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, окружённая ангелами», — так описывал явление Богородицы бернардинский летописец Томаш Дыгонев. В 1643 году архитектор из Полоцка Андрей Кромер перестроил костёл в камне. К 1767 году число прихожан и паломников настолько возросло, что для них построили новый костёл, в 8 раз превосходящий старый по площади. Старое здание не полностью исчезло, с использованием его фрагментов рядом с костёлом воздвигли часовню святой Варвары, где и сегодня можно увидеть древний алтарь.
История
Самая первая религиозная постройка в этих местах была деревянной: она была возведена в 20-х годах XVI века. А вот нынешний костел Святой Троицы в Гервятах появился на рубеже XIX и XX столетий. Именно в этот временной промежуток в белорусской глубинке началось строительство грандиозного каменного сооружения по проекту польско-литовского архитектора Вацлава Михневича.
В исторических источниках сказано, что специально для строительства костела неподалеку был построен кирпичный завод, чтобы без задержек поставлять высококачественный материал. Ежедневно на объекте работали не менее 70 человек. «Донором» извести, необходимой для строительства, стала протекающая рядом река Лоша. Даже была придумана специальная технология производства прочного материала: в него добавляли куриные яйца, которые в обязательном порядке должны были сдавать местные жители.
Территория вокруг костела, April. B
Крыша костела изготовлена из черепицы, которую специально привозили из Германии. Удивительно то, что за годы своего существования костел ни разу серьезно не пострадал: ни от природных бедствий, ни от революций, ни от войн. А ведь церковь несколько раз переходила от одного государства к другому. Но до наших дней она сохранилась практически в первозданном виде, если не считать косметического ремонта.
Архитектурные особенности костела
В результате получилось величественное сооружение в неоготическом стиле: на территории Беларуси подобных практически нет. Высота костела (с учетом колокольни) составляет 61 метр, что делает его третьим среди самых высоких белорусских храмов. У костела Святой Троицы узкие оконные проемы, расположенные в нишах. Постройка состоит из трех неф, которые отделены друг от друга пятиколонными рядами и трансептом
Поклонники церковной архитектуры должны обратить внимание на многочисленные контрфорсы многоступенчатой формы, которые плавно перетекают в аркбутаны
Архитектура потолков костела, samike
Непосредственно перед Троицким костелом в Гервятах можно увидеть несколько деревянных крестов с разнообразной резьбой. Скорее всего такое решение связано с архитектурным проектом Михневича: такое часто можно встретить в литовских церквях. Часто это местечко называют «маленькой Швейцарией» или «Норт-Дамом Беларуси». Это связано и с красотой самой постройки, и с прилегающей территорией: рядом с костелом есть ландшафтный парк с разными декоративными и редкими для белорусского климата.
При посещении этого места обратите внимание и на водяную мельницу, которая сохранилась до наших дней: она была построена во второй половине XIX столетия. Также рядом с костелом есть военное кладбище, на котором захоронены солдаты, погибшие в годы Первой мировой войны
samike