Красный костел святого симеона и святой елены в минске

Содержание:

Убранство собора и реликвии

Отреставрированный Красный костел в Минске интересен не только прихожанам. Здесь можно полюбоваться витражами и росписью, познакомиться с новыми для себя духовными и эстетическими ценностями.

Стоит обратить внимание на копию Туринской плащаницы, находящуюся здесь, а также на памятник при входе в храм: Архангел Михаил, поражающий крылатого змея. Стиль архитектуры храма – неоготика или неороманский

Не избежал проект костела виляния стиля модерн, популярного в начале 20 века. Три башни Красного костела имеют разную высоту, самая высокая – 50 м, две другие – по 36 м. Возле храма – небольшой дом священника, построенный одновременно с собором

Стиль архитектуры храма – неоготика или неороманский. Не избежал проект костела виляния стиля модерн, популярного в начале 20 века. Три башни Красного костела имеют разную высоту, самая высокая – 50 м, две другие – по 36 м. Возле храма – небольшой дом священника, построенный одновременно с собором.

Еще одна реликвия – генеалогическое древо Войниловичей, созданное в 1905 году польским скульптором. Она хранится в историческом музее в Минске. Очевидно, что заказчик переживал утрату детей как настоящую трагедию: прекратилось развитие династии, прославившейся в веках. Род Войниловичей происходил от Войнилы – героя Грюнвальдской битвы (1410 год).

Параметры домена

Yandex Индексация
3 657

В истории найдено изменений за 5 месяцев. Первая дата: октябрь 2016.

Хотите увидеть весь график?

Каждый день мы будем обновлять данные о вашем сайте, чтобы вы не пропустили важные события.

Доступно на платных тарифах.

Описание:

Примерное количество проиндексированных страниц в выдаче Яндекса можно посмотреть через оператор site:, что мы и делаем. Он покажет результат поиска по URL сайта, но точную цифру страниц в индексе выдавать не обязан.

Точные данные Яндекс отображает в Яндекс.Вебмастере. График изменений количества находится в разделе «Индексирование сайта» — «Страницы в поиске».

Обновлено 19.02.2019 21:48

Google Индексация
4 060

В истории найдено изменений за 5 месяцев. Первая дата: октябрь 2016.

Хотите увидеть весь график?

Каждый день мы будем обновлять данные о вашем сайте, чтобы вы не пропустили важные события.

Доступно на платных тарифах.

Описание:

Сколько страниц сайта Google точно проиндексировал, узнать невозможно. Поисковик не ведет базу данных по URL-адресам.

Примерное количество страниц в выдаче покажет оператор site:, на который мы ориентируемся. Число может быть искажено страницами, которые запрещены к индексу в robots.txt, но попали в выдачу из-за внешних ссылок на них.

Чуть более точное количество покажет раздел «Статус индексирования» в Google Search Console, но и эти данные могут быть искажены из-за применения фильтров.

Обновлено 19.02.2019 21:48

Фильтр АГС
Фильтр не найден

Описание:

Примерное количество проиндексированных страниц в выдаче Яндекса можно посмотреть через оператор site:, что мы и делаем. Он покажет результат поиска по URL сайта, но точную цифру страниц в индексе выдавать не обязан.

Точные данные Яндекс отображает в Яндекс.Вебмастере. График изменений количества находится в разделе «Индексирование сайта» — «Страницы в поиске».

Обновлено 19.02.2019 21:48

Яндекс вирусы
Сайт безопасен.

Описание:

Обычно заражение происходит из-за уязвимости, которая позволяет хакерам получить контроль над сайтом. Он может изменять содержание сайта или создавать новые страницы, обычно для фишинга. Хакеры могут внедрять вредоносный код, например скрипты или фреймы, которые извлекают содержимое с другого сайта для атаки компьютеров, на которых пользователи просматривают зараженный сайт.

Дополнительная информация:

Панель веб-мастера Яндекс

Обновлено 19.02.2019 21:48

Будслав. Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии

Ежегодно в начале июля тысячи паломников из Беларуси и ближнего зарубежья приходят в Будслав, чтобы поклониться чудотворной иконе Божьей Матери. Считается, что образ был лично подарен папой Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу за его переход из кальвинизма в католичество. Произошло это в конце XVI века. Сам же храм почти на 200 лет моложе: его построили в XVIIІ веке в стиле виленского барокко с использованием отдельных частей более раннего костела, освященного в честь Святой Варвары. От варваринского костела интерьеры храма унаследовали роскошный резной алтарь работы итальянских скульпторов, который и сейчас удивляет великолепием.

Сегодня Будславский костел вместе с костелами в Пинске и Гродно входит в число малых базилик Беларуси. Такой статус присваивает папа римский, чтобы отметить значимую роль храма в духовной жизни страны.

Рассказываем, какие места и объекты заслуживают вашего внимания в Мядельском районе

Лучай. Костел Святого Тадеуша

«Описывать бесцельно, смотреть!». В свое время немецкий археолог Людвиг Борхардт так написал о найденном бюсте царицы Нефертити. Костел в Лучае вызывает точно такую же словесную реакцию: едва ли эпитеты вроде «великолепный», «превосходный», «впечатляющий» в полной мере могут передать красоту и масштаб сооружения. 

История костела связана с монахами-иезуитами: некогда род Огинских предоставил ордену землю и средства для строительства храма. Костел был освящен в 1776 году в честь Святого Тадеуша — небесного покровителя Тадеуша Огинского.

Изначально храм строился в стиле барокко, со всеми обязательными элементами вроде пышных интерьеров. Позже костел приобрел черты классицизма. Такое сочетание стилей придает ему особый шарм и делает уникальным с точки зрения архитектуры.

Лепнину во внутреннем убранстве храма заменяют фрески в технике гризайль. Этот вид живописи позволяет сымитировать барельефы, скульптуры и другие объемные элементы.

Хватает у костела и других фишек: установленная здесь скульптура папы Бенедикта XVI считается первым памятником этому понтифику в мире.

История Красного костела в Минске

Эдвард Войнилович прожил долгую жизнь: он пережил как счастливые, так и трагические дни. Именно из-за несчастья, постигшего его семью, он решил вложить деньги в строительство нового храма. Двое его детей – мальчик и девочка ушли из жизни слишком рано. Симеону было лишь 12, Елене – 18 лет. Есть сведения, что дочь мецената мечтала о красивом красном костеле, эту мечту воплотил в жизнь ее отец.

Имеет большое значение, что личное желание минского дворянина полностью совпало со стремлением горожан построить новый католический собор. С конца 19 века они обращались в Городскую думу с такой просьбой. Несколько тысяч жителей Минска были заинтересованы в строительстве. Требовался не только участок, но и значительные средства.

Утрата подвигла Эдварда Адамовича к особому поступку: на строительство пошли все деньги, которые он мог бы оставить в наследство своим детям. Новый яркий храм Святого Симеона и Святой Елены стал украшением города. В 2006 г. здесь перезахоронили останки самого мецената – представителя древнего шляхетского рода. Внутри храма установлен бюст Войниловича. Его дети покоились на фамильном кладбище в Савичах, откуда в костел перевезли надгробную плиту сына Эдварда – Симеона.

Заслуги белорусского шляхтича

Эдвард Войнилович был выдающейся личностью своего времени – вице-председателем, а с 1907 года председателем Минского общества сельского хозяйства. Его деятельность по достоинству оценили не только земляки. Он являлся их представителем в Государственном Совете Российской империи. Председатель Госсовета, председатель Совета министров П.А. Столыпин предлагал ему занять высокий пост в министерстве сельского хозяйства.

После событий 1918 года, когда имение Войниловичей было разграблено, а Эдвард и его супруга чудом спаслись от налетчиков, они переехали в Польшу. Умер известный белорусский политический деятель в возрасте 81 года, оставив книгу воспоминаний и красивый собор на родной земле.

Идолта. Костел Божией Матери Скапулярия

В Идолте находится единственный в Беларуси храм в стиле модерн. Построили его в 1937-1939 годах, в 1943-м он был освящен в честь Матери Божией Скапулярия.

Это трехнефное здание с двумя аркадами на шести колоннах, с полукруглой апсидой и двумя квадратными ризницами. К зданию пристроена башня с шатровым завершением. Над входом расположено окно-роза, слева – ниша со статуей Божией Матери. Нижний ярус храма выложен из камня-валуна, верхний – из кирпича.

Внутри сохранились 14 панно первой половины XIX века, посвященных крестному пути Иисуса Христа.

Костел благополучно пережил войну, ни на день не закрывая двери для прихожан. Действует и по сей день.

5. Боруны. Костел Святых Апостолов Петра и Павла

Асимметричный барочный костел в Борунах входит в состав бывшего монастырского комплекса базылиан — некогда важного центра униатства в Беларуси. История строительства монастыря и костела связана с чудотворным образом Матери Божьей Борунской

Cчитается, что в конце XVII века местный шляхтич Николай Песляк получил икону в дар от родственника и с ее помощью избавился от слепоты. Под впечатлением от чудесного исцеления он принял духовный сан, заложил храм и велел основать монастырь. Икона никогда не покидала костел в Борунах: сегодня она почитается как католиками, так и православными. А еще здесь прямо в костельной крипте бьет святой источник — +1 повод зайти внутрь, не ограничиваясь внешним осмотром. 

Ольковичи. Костел Посещения Девы Марии

Неоготический храм в Ольковичах был освящен в 1905 году. Возводить его начали в 1897-м на месте деревянного костела Рождества Богородицы 1722 года постройки.

Трехнефное здание с пятиярусной апсидой и небольшими боковыми ризнацами было построено из красного кирпича. Стрельчатые арки и проемы, многоярусная башня  с окном-розой и фальш-окнами, устремленный ввысь шпиль с крестом – неоготика узнается в каждой детали.

В 1950 году в костеле сделали зернохранилище, в 1969-м случился пожар, значительно повредивший крышу. Верующим храм вернули спустя 20 лет. Примечательно, что у костела Посещения Девы Марии есть брат-близнец – в 1908 году по этому же архитектурному проекту был построен костел Антония Падуанского в Каменке, в Щучинском районе.

Солы. Костел Богоматери Руженцовой

Миниатюрный храм в Солах за характерную красную черепичную крышу сравнивают с пряничным домиком из сказки про Гензель и Гретель. И это далеко не единственная изюминка костела. Во-первых, он был возведен на деньги, вырученные от продажи драгоценностей из клада — в 1930-е годы местные жители решили построить каменный костел на месте когда-то сгоревшего деревянного и во время рытья котлована наткнулись на церковные сокровища XVII века. Во-вторых, здание является памятником стиля модерн — редкость для культовых сооружений Беларуси. В-третьих, внутри храма можно найти необычную фреску. На ней запечатлено «Чудо на Висле» — победа польских войск над Красной армией в битве под Варшавой в 1920 году. Во времена Советов фреску не закрасили, а в самом храме проводились службы. Что это, если не чудо?

История

Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».

В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.

В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.

В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки». В 2012 году здание костёла было передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска.

В 2017—2019 годах «Мінская спадчына» (специализированное предприятие Мингорисполкома по эксплуатации и ремонту памятников истории и архитектуры) провело реставрацию костёла. После окончания реставрации Мингорисполком начал ежемесячно начислять религиозной общине счета на крупные суммы («компенсации за земельный налог, амортизацию и налог на недвижимость»), которые к июлю 2020 года достигли 156 тысяч рублей (около 65 тысяч долларов). Предполагается, что в случае невыплаты этой суммы и последующих платежей у общины могут отозвать право пользования костёлом. Ежемесячно начисляемая сумма была рассчитана исходя из суммы затрат городского бюджета на реставрацию костёла: в Мингорисполкоме считают, что община должна возместить затраченные средства, поскольку она не освобождена от льгот по возмещению затраченных средств, что, в свою очередь, вызвано тем, что община не является собственником здания. Представители Минско-Могилёвской архидиоцезии утверждают, что приход не имеет возможности оплачивать подобный налог (13 тысяч рублей в месяц) на регулярной основе, указывают, что прихожане активно участвовали в реставрации костёла (помимо официально проводимой реставрации), а также ссылаются на постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1194 от 22 декабря 2012 года, освободившее костёл от уплаты некоторых налогов, в т. ч. налога на недвижимость. При этом община продолжает уплачивать текущие коммунальные счета. В ответ на очередное ходатайство общины о передаче костёла в собственность прихода Мингорисполком заявил, что «не видит оснований для передачи здания костёла и приходского дома в собственность религиозного сообщества». О существовании проблемы стало известно 12 июля 2020 года. 24 июля 2020 года стало известно, что община проиграла связанное с этим вопросом дело «о самовольном строительстве» в суде Московского района и подала апелляцию в Минский городской суд.

Свирь. Костел Святого Николая

Монументальный костел в живописном поселке Свирь — памятник эклектичной архитектуры с элементами необарокко. Его возводили в начале XX века, используя элементы более древнего барочного храма: на охранительной табличке через звездочку можно увидеть две даты постройки — 1653 и 1909 год.

Службы здесь проводились и при Советах — вплоть до 1961 года. Потом костел, все же, был закрыт и не избежал судьбы многих храмов Беларуси: его переоборудовали под хозяйственные нужды. Причем складом дело не обошлось — здесь размещался цех по производству автомобильных номеров. В наше время после масштабной реставрации здание вернули верующим.

Липнишки. Костел Святого Казимира

Этот неоготический исполин органично смотрелся бы не только в белорусской провинции, но и среди вересковых пустошей Англии или Шотландии. 

От обывательских ассоциаций  — к истории. Храм, что мы видим сегодня, строился 10 лет: с 1900 по 1910 год. Считается, что проект костела разрабатывали французские архитекторы. Для строительства местные жители собирали камни по всей округе. Часть стройматериалов, как принято считать, позаимствовали с руин Геранёнского замка.

Строительство фактически завершилось к 1910 году, однако, отделочные работы велись в храме вплоть до 1928 года. Тогда же храм был освящен в честь Святого Казимира. До наших дней сохранился не только костел, но и каменный забор с красивыми неоготическими воротами.

Все белорусские замки, от которых остался хоть камешек, в одном материале. Описания, панорамные фото с дрона.

7. Могилев. Костел Святого Станислава

Костел Святого Станислава строился в середине XVIII века как храм монастыря кармелитов и назывался костелом Успения Девы Марии. После вхождения этих земель в состав России был переосвящен, обзавелся статусом кафедрального и по сути стал главным католическим храмом империи: в подчинении Могилевской архиепархии находились церкви латинского обряда по всей стране. Тогда же к барочному костелу добавились черты классицизма — к фасаду пристроили характерный портик с колоннами. В советское время здесь находился архив: сперва центральный архив БССР, после — областной. Это оставило печальный след во внутреннем убранстве костела: часть оригинальной фресковой росписи была сурово замазана зеленой краской. Сегодня храм возвращен верующим, ежегодно здесь проходит фестиваль духовной музыки «Магутны Божа». 

Драматический театр, костел Святого Станислава и еще 15 точек must see в когда-то «белорусской Праге».

Гервяты. Троицкий костел

Красота — понятие субъективное. Но это не мешает костелу в Гервятах неофициально считаться самым красивым в Беларуси. При знакомстве с неоготическим сооружением сложно не восхититься и не «залипнуть» на минутку-другую, восхищаясь симметрией и выверенностью форм. Жители Гервят еще до начала строительства явно догадывались, что храму суждено очаровывать не одно поколение белорусов, и ответственно подошли к вопросу. Для возведения костела в деревне специально построили кирпичный завод, а черепицу для крыши заказали в Германии. Средства на новый храм собирали всем миром — не остались в стороне и представители рода Домейко, тогдашние владельцы Гервят. Масштабное строительство завершилось к 1903 году. Уже в наше время силами ксендза Леонида Нестюка вокруг костела был разбит роскошный ландшафтный парк с фигурами апостолов и редкими декоративными растениями.

Рассказываем о храмах в Гервятах, Солах, Островце, Сморгони, Михалишках. Все костелы можно посетить за один день. Смотрим!

8. Несвиж. Фарный костел (Божьего Тела)

Несвижский Фарный костел считается первым памятником раннего барокко в Восточной Европе. Начало его возведения приходится на 1584 год: к тому времени владелец Несвижа Николай Радзивилл Сиротка окончательно порвал с протестантизмом и всячески поддерживал орден иезуитов. Однако первая попытка строительства не увенчалась успехом: практически готовое здание не впечатлило Николая и было разобрано. Все изменилось, когда за дело взялся приглашенный князем итальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Тот ответственно подошел к вопросу и спроектировал храм, опираясь на достижения мастеров Италии: прототипом костела считается знаменитый храм Иль Джезу в Риме.

Крипта костела веками служила усыпальницей знатного рода. Последнее захоронение датируется 2000-м годом — сюда привезли урну с прахом Антония Радзивилла, умершего в Лондоне.

Дворец в Несвиже был впервые снят с самолета в 1927 году. Спустя 93 года мы решили повторить 5 найденных фотоснимков и были удивлены — отличий практически не найти!

Семейная трагедия и чудесное творение

Теперь давайте всё же вернёмся к истории костёла святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.

Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке — люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.

Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.

Красный цвет костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.

Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.

Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.

Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган.

Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.

Рядом с Красным костёлом построили каменную плебанию — жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.

Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.

После революции в России роскошный костёл разграбили — большая часть ценностей исчезла. Но службы ещё некоторое время продолжались.

В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.

В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.

И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну Красный костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.

Рядом с храмом

Колокол Нагасаки

Совсем рядом с Красным Костелом в Минске установлен памятник «Колокол Нагасаки». Это копия колокола «Ангел», чудесным образом не разрушенного при атомной атаке одноименного японского города. Этот колокол передал в дар белорусам японский народ.

29 августа 2001 года в основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, из Хиросимы, Нагасаки и Фукусимы, из районов пострадавших от катастрофы в Чернобыле.

12 декабря 2013 года сода привезли еще одну капсулу с землей из американского города Аламогордо (штат Нью-Мексико), где американцами были произведены испытания первой атомной бомбы.

Посвящён этот памятник жертвам атомной бомбардировки. Теперь, с даты открытия памятного знака, колокола трёх городов одновременно звучат реквиемом по погибшим в полдень по воскресным дням. Такая вот красивая и одновременно печальная традиция.

Скульптура Архангела Михаила

Прямо у входа в храм стоит скульптура из бронзы, где архангел Михаил копьём пронзает крылатого змея. Эта композиция символизирует собой вечную победу Небесных воинов добра над злом.

Я обратила внимание, что на копье, которое вонзается в пасть страшного дракона, прикреплены белые цветы. Этот памятник был установлен в 1996 году

Этот памятник был установлен в 1996 году.

Юность

А эта скульптурная композиция под названием «Юность» находится во дворе, справа от католического костела.

Она символизирует молодость и вечную любовь. А ранней весной на фоне распускающихся деревьев смотрится просто завораживающе.

Возможно, летом здесь работает фонтан (трубки для водяных струй имеются). Но чуть подробнее об этом памятнике речь пойдет в статье «Что посмотреть и куда сходить в Минске. Ищем интересные места города».

Ошмяны. Костел Святого Михаила Архангела

Первый костел в Ошмянах был построен на средства короля ВКЛ Ягайло в 1387 году – Ошмяны тогда служили одной из резиденций литовского двора.

Сначала костел был деревянным, после – каменным. В 1830-х годах пострадал сначала во время восстания, потом от пожара. Восстановили его на добровольные пожертвования.

К 1899 году храм перестал вмещать прихожан и по проекту зодчего Вацлава Михневича был перестроен в стиле необарокко. Освятили обновленную трехнефную базилику с двумя пятиярусными башнями в 1906 году.

В 1948 году по велению советской власти сбросили кресты, сняли купола, уничтожили интерьер, внутри сделали склад. Однажды хранящееся в здании льноволокно загорелось. Обгоревший костел-склад местные власти в 1969 году передали Вильнюсскому заводу радиоизмерительный приборов под производство – это спасло святыню от полного разрушения. За 10 лет здание было полностью восстановлено.

В 1990 году завод передал храм костельной общине, демонтировав производство. В 1994 году отреставрированный костел снова принял верующих.

Засвирь. Троицкий костел

Костел в Засвири — один из немногих сохранившихся памятников сарматского барокко в Беларуси. Стиль отличается упрощенными лаконичными чертами, внешней неприступностью, которая часто контрастирует с богатыми интерьерами. 

Здание храма пристраивалось в XVIII веке к уже существовавшему здесь ранее монастырю босых кармелитов. Во время восстания Кастуся Калиновского в подвале костела держали пленных повстанцев. Монахи сжалились и отпустили заключенных. За такое неповиновение царские власти передали храм православной церкви. 

В межвоенный период в Засвирь приезжал художник, скульптор и поэт Язеп Дроздович, которого за многопрофильность талантов прозвали белорусским Леонардо да Винчи. В то время ксендзом храма служил друг Дроздовича — поэт и общественный деятель Казимир Свояк, который принципиально вел службы на белорусском языке.

Сегодня костел является действующим, а вот от монастыря остались только руины. Возможно, когда-нибудь сюда доберутся руки реставраторов.

Только полезное »

Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.  

История

История Красного костела зародилась чуть больше века назад — в начале XX в. В Минске на тот момент остался только один храм для христиан, и тот уже не вмещал всех прихожан. Остро встал вопрос о строительстве нового религиозного сооружения, но он долго не мог решиться: постоянные проблемы с вопросом его размещения, финансирования и т. д.

Юра Лепеса

Состоятельный купец Эдвард Войнилович, заметив, что в городе возникла такая проблема, решил, что судьба подала ему знак. Он очень рано потерял своих детей: Елене (Алёне) было 18 лет, а младшему, Симону, только 12. Обоих забрала болезнь. При жизни дочери Эдварда однажды приснилась Дева Мария, окружённая ангелами, и указала на некий несуществующий храм. Девушка поспешила схематично нарисовать его и показать отцу.

И вот, спустя годы, убитый горем отец смотрит на этот эскиз и понимает: всё, что теперь он может — достойно почтить память своих детей и помочь своему народу. Он заражается идеей возвести подобное сооружение и в 1904 г. обращается к властям с предложением взять на себя инициативу по возведению нового костела в Минске.

Анна Кудрявцева

Эдвард ручался взять на себя руководство строительством и его полное финансирование, а в ответ попросил одного: возможности делать всё это без постороннего вмешательства. Ему дали добро и полную свободу. После длительных поисков купец натыкается на работы польского архитектора Томаша Пояздерского.

Он привозит творца на свою родину и начинает работу над храмом, которая продлилась 6 лет. Здание получило 2 названия: Костёл святого Симеона и святой Елены, в честь покровителей погибших детей Войниловича, и Красный костел, ввиду специфичного цвета храма, выполненного из красного кирпича.

В советские годы и в период Второй мировой войны костёл оставался на удивление цел и невредим, разорен, но не осквернен. В военные годы там было разрешено проводить службы, а в годы коммунистического режима здание было культурным центром — в нём обустраивали то театр, то академию, то музей кино. В 1990 году Красный Костёл получил прежний статус католического храма.

Анна Кудрявцева

Камаи. Костел св. Иоанна Крестителя

Построенный еще в 1606 году, готико-ренессансный костел в Камаях никогда не прекращал свою работу, даже во время ВОВ и послевоенную эпоху — большая редкость в нашей стране. Внутри сохранились оригинальные фрески Альфреда Ромера, белорусского художника XIX века, прославившегося росписями на религиозную тематику. Еще одно звучное имя в истории камайского костела — Казимир Свояк. Известный белорусский поэт и общественный деятель несколько месяцев служил здесь настоятелем во время Первой мировой войны. 

При посещении костела обратите внимание на бойницы и внушительную толщину стен — в костеле присутствуют элементы оборонительного сооружения. Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове

Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране

Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове. Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране.

«Красный» костел в Минске

Это место считается одним из самых часто посещаемых достопримечательностей Минска среди туристов. Находясь в непосредственной близости к Дому Правительства, святыня является самым главным пристанищем для всех белорусских католиков.

История возникновения храма Святых Симеона и Елены в Минске

Появление на белорусской земле Красного костела связано с существованием древнейшего шляхетского рода Войниловичей

Эдвард Войнилович, по заказу которого и началось строительство храма, воспитывал двоих детей и был важной политической фигурой. Однако на долю Эдварда и его супруги Олимпии выпали ужасные лишения – сначала погибает их сын Симон в двенадцатилетнем возрасте, а потом, не дожив несколько дней до своего девятнадцатилетия, уходит из жизни любимая дочь Елена

К тому времени Эдвард и его семья унаследовали все богатство своего рода, однако тратить деньги было особо некуда и не на кого. В итоге, после смерти детей Эдвард вместе с женой пожертвовали все свои средства на возведение храма. Однако у них было одно условие – костел должен был быть возведен по их плану. Так, спустя некоторое время жители столицы увидели специально разработанный проект архитекторов, приглашенных специально из Польши, Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Строительство храма продолжилось 4 года и обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (сейчас это примерно 12 млн долларов). Ноябрьским днем 1910 года ксендз Витольд Чачот осветил храм, а уже в декабре месяце этого же года в костеле стали проводиться службы. К моменту открытия храм украшало три массивных колокола: «Эдвард» (назван в честь Эдварда Войниловича и весил около 530 кг), «Симон» (назван в честь умершего сына Войниловичей и весил около 310 кг) и «Михаил» (назван в честь покровителя столичного Архиепископства).

«Красный» костел в Минске и новейшая история Беларуси

Однако с приходом советской власти костел Симеона и Елены разграбили, правда, это не помешало продолжать богослужения в храме еще на протяжении двадцати лет. В 1932 году «красное» здание храма отдали Государственному польскому театру БССР, а через 5 лет костел стал принадлежать киностудии «Советская Беларусь». Позже, в 1975 году храм отдали Дому кино: самая высокая башня была переоборудована под музей кинематографии, при этом главную комнату разделили на два больших помещения, вместимостью до 250 человек.

Только в конце 20 века, в 1990 году, храм снова вернули католикам. С 1996 года возле костела начинают устанавливать скульптуры и памятники. Сначала вход в святыню украсил бюст Святого Михаила, который символизирует победу небесных войск над представителями темных сил. В 2000 году возле здания костела установили еще одну композицию «Колокол Нагасаки» — памятник — напоминание обо всех жертвах ядерных взрывов.

Десять лет назад в красном костеле произошло перезахоронение останков основателя храма – знаменитого Эдварда Войниловича. Несмотря на то, что за свою вековую историю храм служил в качестве обители для верующих совсем немного лет, сейчас Костел Святого Симеона и Елены считается одной из главных католический и религиозных достопримечательностей Минска. Сама постройка считается воплощением неоготического стиля с яркими деталями модерна и является визитной карточкой столицы Беларуси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector