Посещение кунсткамеры в петербурге
Содержание:
- Экскурсии в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге
- Список самых интересных экспонатов Кунсткамеры
- История
- кунсткамера в Петербурге экспонаты
- Неординарный музей современности
- Идолы во дворе Кунсткамеры
- Кунсткамера Санкт Петербурга
- Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
- Ладья небесная. Китайская заводная игрушкаЕдва ли не старейший экспонат Кунсткамеры
- Вы здесь
- Кунсткамера
- Актуальные предложения
- Здания и интерьер Кунсткамеры
- Предыстория
- Современные залы Кунсткамеры
- Как добраться. Режим работы
- Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Экскурсии в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге
Обзорные экскурсии по Кунсткамере проводятся для групп до 15–20 человек в часы работы музея. Такая экскурсия подойдет для тех, кто еще не бывал в Кунсткамере. Предусмотрена обзорная экскурсия для взрослых посетителей («Классическая обзорная экскурсия») и для детей («Чудес палата»).
Для детей от 5 до 9 лет музей предлагает занятия-игры.
Например, в рамках экспозиции «Северная Америка» проходит игра «Играем в эскимосов», где можно многое узнать о повседневной жизни, быте и занятиях жителей Арктики, а так же принять участие в празднике встречи солнца.
В индийской экспозиции ребят знакомят с Ганешей — божеством, устраняющим все препятствия на пути. Здесь же можно послушать про праздник Дивали, узнать, почему индусы такие благодарные люди, а так же попробовать себя в актерском ремесле.
В китайской экспозиции младших школьников знакомят с тем, что такое мудрость и притчи.
Для средней школы будет интересна экскурсия, посвященная путешествиям и путешественникам — именно они позволили человечеству существенно расширить свои представления о мире, других странах и обычаях, животных и растениях.
Старшие школьники могут заинтересоваться экскурсией «Путешествие Цесаревича Николая Александровича на Восток».
Отличная возможность осмотреть всю экспозицию музея, даже если вам пока не довелось попасть в него лично — это онлайн-прогулка по залам музея. Экскурсия доступна на официальном сайте Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера).
Существует и способ познакомиться с экспозицией Кунсткамеры в Санкт-Петербурге онлайн: увидеть не только знаменитую петровскую «коллекцию уродов», но и осмотреться во всех остальных музейных залах. Онлайн экскурсия доступна на официальном сайте Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера):
Виртуальный тур
Список самых интересных экспонатов Кунсткамеры
Все знают, что в музее находятся заспиртованные уродцы, но даже на их фоне есть удивительные и неповторимые экземпляры. Зачастую они интересны не только своей внешней особенностью, но и историей, которую хранят уже века. К сожалению, сейчас не все экспонаты доступны для глаз посетителей.
Голова Марии Гамильтон в Кунсткамере
Девушка была фрейлиной Екатерины и любовницей Петра I. Но, роман продлился недолго и царь быстро остыл и заменил ее другими девушками. Мария всеми силами пыталась вернуть его расположение и, чтобы вызвать ревность стала любовницей денщика Ивана Орлова. Она была трижды от него беременна, но дети не увидели жизни. Две беременностей она прервала с помощью таблеток, а третьего младенца задушила.
Петр I узнав о таких делах своей бывшей пассии, приказал ее казнить, а отрубленную голову заспиртовать и поместить в Кунсткамеру, где она была экспонатом на протяжении 50 лет. Сейчас увидеть ее невозможно, голова Марии Гамильтон была захоронена.
Голова Монса
Голова любовника Екатерины I появилась в музеи, после того как император узнал об интрижке жены на стороне. Хранилась она в одном месте с головой Гамильтон. По легендам говорится, что изначально голова была поставлена в спальню Екатерины, в наказание за измену. Спустя несколько дней, она бросилась на колени к мужу и простояла так 3 часа, вымолив тем самым прощение.
В 80-е годы была попытка отыскать голову Монса, но она не увенчалась успехом. Есть версия, что по приказу Екатерины II она была захоронена в земле.
Глобус в Кунсткамере
В 1650-1664 годы в Готторпском замке ученый Адам Олеариус создал гигантский глобус, его диаметр составлял 3,11 метра. Внутри располагался планетарий. Петр I о необычном устройстве узнал в 1713 году и загорелся идеей заполучить его в свою коллекцию диковинок.
Доставка заняла 3 года, к сожалению, оригинал сильно пострадал во время пожара. Русским умельцам удалось его полностью восстановить и сейчас он находится на 5-ом этаже Кунсткамеры.
Череп Хаджи Мурата
В Кунсткамере располагается еще одна необычная голова. Хажи Мурат главный герой романа Льва Толстого, существовал на самом деле. И его череп находится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, в Санкт-Петербурге. Хаджи-Мурат участвовал в войне на стороне России против имама Шамиля — преемника Гамзата.
Тело Мурата было похоронено в селении Тaнгыт в Гахском районе (Азeрбайджaн), а голова была отрезана «неизвестным». Ее, как свидетельство смерти Мурaта, отослали сначала в Буйнакск, где располагался штаб Кавказской армии России, а затем, заспиртовав, отправили в Тифлис, где показывали, как диковинку, в анатомическом театре.
Затем голову отвезли в Санкт-Петербург, где ее с интересом осмотрел император Николай I, а затем её сохранностью занялся Н. И. Пирогов. Затем следы останков терялись, пока в 1959 году его череп случайно не нашли работники Военно-медицинской академии. В этом же году череп был передан в Музей антропологии и этнографии, где его как «экспонат №119» выставляли в экспозиции.
В 2001 году останки Хаджи Мурата были убраны из экспозиции музея в запасники. Сейчас ведется разговор о захоронении головы и останков тела в одной могиле.
Скелет великана
В апреле 1717 года во время посещения Франции Петр I увидел человека, рост которого его поразил. Царь уговорил француза приехать в Петербург и сделал его своим выездным лакеем. Ростом француз был 227 см. В 1724 году Николай Буржуа умер, и его скелет был передан в Кунсткамеру.
После смерти Буржуа был изготовлен манекен, имитирующие его фигуру и обтянутый его же кожей. Правда, череп пришлось взять у другого человека. Подлинный сгорел во время пожара в 1747 году.
История
Официальной датой появления Кунсткамеры считается 1714 год, когда Петр I собрал все имеющиеся экспонаты в «кабинет редкостей». Но если говорить о самом начале этой истории, она уходит корнями в конец 17-го века — время первой длительной поездки Петра за границу.
Своим появлением Кунсткамера обязана российскому императору Петру 1
В Голландии и в Англии император живо интересовался частными коллекциями и научными выставками, скупая необычное оружие, редкие инструменты, чучела животных и птиц. В числе таких редкостей была привезена в Россию и коллекция профессора Фредерика Рюйша — анатомические препараты и заспиртованные тела младенцев с аномалиями развития. Интересно, что доктор никому не хотел продавать свою коллекцию, и согласился лишь на предложение Петра.
Именно к коллекции Фредерика Рюйша относились заспиртованные тела младенцев — ныне один из символов музея Кунсткамера. Портрет профессора конца 17 века
Одновременно экспозицию старались пополнить отечественными «редкостями» — в 1704 году появился указ, согласно которому всем предлагалось доставлять необычные находки в Московскую аптеку Арескина. Долгое время собрание хранилось в Москве, но в 1714 году оно переехало в Санкт-Петербург — в Летний дворец. Спустя 5 лет выросшая коллекция Кунсткамеры «сменила прописку» и стала доступна для осмотра посетителями. Ее разместили в конфискованных палатах Александра Кикина, попавшего в опалу. Одновременно началось строительство и отдельного здания под музей на Васильевском острове.
Санкт-Петербург на картине начала 18 века
В новое место экспозиция переехала в 1727 году, хотя музейный комплекс достраивался вплоть до 1735 года. Чертежи этого изящного здания в стиле барокко создал архитектор Г. Маттарнови, но он не дожил до окончания строительства. После его смерти руководил процессом Н. Гербель, затем во главе стал Гаэтано Киавери, а завершал дело М. Земцов. Каждый мастер добавлял в проект что-то свое, и в результате здание оказалось не слишком похожим на первоначальный замысел.
кунсткамера в Петербурге экспонаты
В настоящее время внешний вид Кунсткамеры лишь частично сохранил роскошь первоначального стиля барокко, но ее экспозиции все также вызывают интерес своим разнообразием. В залах музея можно найти экспонаты, относящиеся к культуре и быту Японии, Африки, Китая и Монголии, Индии и Индонезии. Отдельный интерес вызывает анатомический отдел, в котором можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и множество других редкостей и аномалий животных и человека, которые неподготовленного зрителя могут повергнуть в шок.
https://youtube.com/watch?v=Nz_J-MrpRrA
Если верить одной из самых распространенных, которую поддерживают и сами сотрудники музея, на месте его будущего расположения Петр Первый увидел сосну с аномальным отростком в форме ручки от кружки, отходившим от основного ствола. Срез ствола дерева с этим отростком и по сей день хранится в Кунсткамере, что придает легенде еще большую правдивость.
Популярной является также легенда о голове великана. У выставленного в музее скелета Николя Буржуа, человека, который при жизни обладал гигантским ростом, равным 226,7 см, после пожара 1747 года пропал череп. После чего множество очевидцев заявляли, что видели, как безголовый скелет огромного роста ходит по залам музея и упорно что-то ищет.
Существует и легенда с часами. Она имеет прямое отношение к одному из экспонатов Кунсткамеры – часам с циферблатом из красного дерева, удивительно красивым, но их механизм так никто и не смог починить. Однако сотрудники музея не раз замечали, что иногда стрелки часов начинают двигаться в обратном направлении и всегда доходят до одной и той же отметки – 9 часов 45 минут. Как правило, после этого загадочного явления один из сотрудников Кунсткамеры умирал.
Неординарный музей современности
В 1747 году здание Кунсткамеры охватил пожар. Среди затронутых пламенем предметов — немалое число книг и вся этнографическая коллекция — пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 — в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга — Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день — «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».
Сейчас анатомический кабинет представляет огромный научный интерес для студентов-медиков, а также является популярным местом у любителей «необычных» музеев и адреналинщиков. И, правда, картинные галереи можно найти практически в любом туристическом городе — их столько, что невозможно сосчитать! А сколько вы знаете музеев с анатомическими препаратами?
Вот уже почти 300 лет в Санкт-Петербурге хранится одна из величайших коллекций наших дней, которая насчитывает 915 предметов и размещается в одном из залов второго этажа в здании на Университетской набережной. Экспонаты здесь хранятся под двойной «броней» — колбы с заспиртованными «образцами» защищают толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков наиболее интересными представляются склянки с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками — сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.
Противоречивые чувства вызывает это «кладбище монстров» — и отвращение и любознательность одновременно. Но если вы все же сможете перебороть первое, то, поверьте мне, второе окупиться вдвойне. После такого «незабываемого» экскурса в «практику» аномалий приходит опустошение, а все мысли куда-то разом исчезают — да и о чем могут быть эти мысли? Здесь не о чем думать. И самое главное — не следует забивать свою голову глупостями. Кунсткамеру посетили? Поставим очередную галочку в свой список «неординарных» музеев мира и на этом закончим.
Идолы во дворе Кунсткамеры
Дворик музея хоть и неприметный, но таинственный. В нем находятся идолы, которые словно пронзают вас свирепым взглядом, привезенные из Южной Колумбии.
Во дворик можно попасть бесплатно. Просто обойдите музей с любой стороны. Ходят легенды, что в этом дворе нельзя врать, иначе вас будет преследовать тяжкая кара. В одно время скульптуры решили переместить и разом завяли все растения вокруг, чтобы не злить древних богов, их вернули на прежнее место.
Статуи были перевезены в конце XIX века. Во время перевозки случился сильный шторм и лишь малую часть экспонатов удалось спасти. Сотрудники музея отказались ставить их в залы и вынесли на улицу. Бытует мнение, что благодаря магической силе они не пострадали во время войны.
Кунсткамера Санкт Петербурга
Кунсткамера почти ровесница Санкт-Петербурга. Она была построена в 1714 году, всего через 11 лет после закладки первого камня в основание северной столицы. Армиллярная сфера, венчающая купол здания, давно стала одной из визитных карточек этого прекрасного города.
Изначально она была задумана Петром Первым как музей аномалий и анатомических редкостей. Это было подражание многим другим королевским дворам Европы, при которых часто можно было встретить кабинеты редкостей, как в старину предпочитали называть подобные места.
Коллекция Кунсткамеры неуклонно разрасталась, но ее не миновали и потери. Разразившийся в 1747 году пожар уничтожил множество экспонатов, обсерваторию, в которой работал великий ученый М.Ломоносов, и Готторпский глобус, находившийся в башне здания.
Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.
Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.
- От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
- Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
- Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
- 10 сооружений для адреналинозависимых
- В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
- Топ-10 самых высоких небоскребов мира
- Город Ронда парящий в небесах
- Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ
Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.
В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.
Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал проект столярных и металлических изделий купола.
В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.
С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.
Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.
Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.
В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.
Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.
В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.
Ладья небесная. Китайская заводная игрушкаЕдва ли не старейший экспонат Кунсткамеры
Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.
Саму игрушку русские послы приобрели в 1720 году в Пекине. После пожара 1747 года считалось, что экспонатов петровской эпохи в Кунсткамере практически нет, однако эту ладью все же удалось откопать из закромов, отреставрировать и теперь она радует глаз гостей музея.
Вы здесь
Кунсткамера
Экскурсии | Отели | Горящие туры | Промокоды | Петербург | Москва | Авиабилеты | Выходные в Петербурге
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, известный как Кунсткамера, это самый старый музей Санкт-Петербурга. Музей был основан Петром Первым и в настоящее время является одним из самых известных музеев города. Здание музея расположено в центре города и является памятником архитектуры 18-го века.
Первые экспонаты для нового музея были приобретены Петром Первым в конце 17-го века во время его поездки в Голландию и Англию. Музей получил название Кунсткамера (от немецкого слова Kunstkammer — кабинет редкостей, музей). В начале 18-го века на Васильевском острове началось строительство здания для музея. Строительство здания не было закончено при жизни Петра I. Экспонаты музея были перевезены в ещё не достроенное здание в 1726 году. В здании Кунсткамеры в XVIII – XIX веках также располагалась основанная Петром Великим Санкт-Петербургская академия наук.
В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии Петра Великого (Кунсткамера) насчитывает более миллиона экспонатов. Коллекции музея отражают культуру многих народов мира, проживающих на разных континентах. Здесь можно познакомиться с культурой и историей народов Африки, Америки, Индии, Китая, Австралии. Здесь же имеется музей М. В. Ломоносова.
Режим работы (2014): музей открыт с 11:00 до 18:00, касса открыта до 17:00. Выходные дни: понедельник последний вторник каждого месяца.Расположение музея можно посмотреть на карте Санкт-Петербурга.
Адрес: Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 3.Ближайшая станция метро: Василеостровская.
Вас может также заинтересовать — самые интересные экскурсии в Петербурге.
Main content:
Музеи
field_vote:
Object location:
Javascript is required to view this map.
Актуальные предложения
Краткосрочная аренда квартир с посуточной оплатой (может понадобиться и студентам и туристам).Разные города и страны могут устанавливать свои правила и ограничения в связи с эпидемией. Отслеживайте ситуацию в вашем городе (что разрешено, что запрещено) самостоятельно. Берегите себя и окружающих.
Актуально сейчас! Горящие туры (Египет и другие страны), отдых в Подмосковье, отдых в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, в Карелия, экскурсии, полезные онлайн-сервисы.
Очень удобно выбирать отель по его расположению на карте. Вы увидите не только расположение отеля, но и ориентировочную стоимость проживания за сутки.
Выбирайте отели в , в , в , в , в , в и .
Публикация комментариев временно приостановлена для незарегистрированных пользователей.
Онлайн-сервисы
- Экскурсии
- Гостиницы
- Пакетные туры
- Горящие туры
- Авиабилеты
- Билеты на автобус
- Прокат автомобилей
- Страховка
- Трансфер Аэропорт
Страны
- Россия
- Франция
- Турция
- Таиланд
- Италия
- Испания
- Кипр
- Мальдивы
- Доминикана
- Мексика
- Финляндия
- Карта мира
Города
- Москва
- Петербург
- Сочи
- Париж
- Рим
- Венеция
- Барселона
- Хельсинки
- Паттайя
- Пхукет
- Нью-Йорк
- Майами
- Прага
Здания и интерьер Кунсткамеры
В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка — Музейный флигель
Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия
Каждое время имеет своё характерное лицо.
Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.
Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.
Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры — служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.
Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.
Предыстория
Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол».
Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.
С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.
Современные залы Кунсткамеры
Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:
- Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
- Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
- Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
- Австралии.
Как добраться. Режим работы
Здание Музея антропологии и этнографии РАН, наиболее известное как Кунсткамера, находится на территории самого исторического центра Санкт-Петербурга. К нему можно легко дойти пешком от Дворцовой площади или от Сенатской, со стороны Биржевой площади и от Петропавловской крепости.
От Дворцовой площади к Кунсткамере можно пройти по Дворцовому мосту
Со стороны Дворцовой набережной к началу Университетской набережной, где находятся Кунсткамера и Зоологический музей можно перейти через Неву по Дворцовому мосту, свернув после него налево.
Очень интересно прогуляться до Кунсткамеры с Английской набережной по Благовещенскому мосту, после которого свернуть направо. В этом случае, при движении в сторону Кунсткамеры можно посетить уникальный Меншиковский дворец, увидеть знаменитых питерских Сфинксов и полюбоваться видами Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Адмиралтейства и прочими знакомыми архитектурными творениями Петербурга, находящимися на противоположной стороне Невы.
Дорога к Кунсткамере от Благовещенского моста
Из любого конца города к Кунсткамере можно добраться на общественном транспорте, который здесь ходит очень активно. При движении на общественном транспорте надо ориентироваться на остановки «Университетская набережная», «Университет» или «Биржевая площадь». За полчаса пешком можно дойти от станций метрополитена – «Адмиралтейской», «Спортивной» и «Василеостровской».
Решив посетить данный музей, лучше свериться с режимом работы на официальном сайте, ибо он может меняться. В 2019-20 годах музей работает с 10 до 18 часов в летний период и с 11 до 18 в осенне-зимний период. Выходным днем является понедельник. Санитарный (тоже нерабочий) день проводится в последний вторник месяца.
Вход в Кунсткамеру находится в Таможенном переулке
Стоимость посещения составляет 300 рублей для работающих граждан и 100 рублей для льготников. В осенне-зимний период в каждый третий четверг месяца музей можно посетить бесплатно.
При посещении музея можно взять экскурсионное сопровождение, но в принципе, организация музея и его многочисленные информационные стенды позволяют вполне самостоятельно ознакомиться с богатством и многообразием музейных экспозиций.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
По плану архитектора Ж.-Б. Леблона центром нового города Санкт-Петербурга был Васильевский остров. На красивой и удобной стрелке Васильевского острова планировалось построить научный и культурный центр: Академия наук, Кунсткамера и Библиотека, Двенадцать коллегий и пр.
По преданию на Васильевском острове Петр I увидел «диковинную сосну». Ветка вырастала из ствола и обратно входила в него наподобие ручки кувшина. Здесь Петр и приказал выстроить здание. Автор каталога и путеводителя по Кунсткамере унтер-библиотекарь Осип Петрович Беляев посвятил этой сосне специальный раздел в своей книге:
«Любопытный отрубок сосны. В сем же отделении Кунст-камеры сохраняется отрубок сосны, длиною в 2 аршина и 4 вершка, а толщиною в отрубе в 6 вершков. Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места, и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища. Чудесно и непонятно может быть покажется некоторым, как мог таким образом сук, выросши из одного места, врасти опять в другое. Но ежели и в самом человеческом роде бывают уроды, то почто ж того не случиться и в других произведениях природы; в прочем отдаю сие на суждение господам естествоиспытателям, коим таинства и чудеса природы паче, нежели другим, суть ведомы. Мое дело есть объявить, что сия сосна, если верить преданию, росла на самом том месте, где находится ныне Кунст-камера, и где прежде был дремучий сосновый лес; и будто Петр Великий, проходя по случаю сие место, увидел сие любопытное по своему сростку дерево, приказал оное срубить и сказал: “Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунст-камера построена”. И в самом деле, сей отрубок был первый, как любопытная наипаче по тогдашнему времени вещь, внесен в Кунст-камеру, которой все посещающие ныне Кунст-камеру не столько для уродливости его, сколько для помянутого с ним приключения, рассматривают с любопытством».
В переиздании этой книги в 1800 г. Беляев не только повторил этот же текст, но и среди четырех гравюр, помещенных в издании, привел изображение этого фрагмента сосны вместе с паникадилом из слоновой кости, изготовленным Петром I, видимо как самого раннего экспоната Кунсткамеры.
Справедливости ради следует упомянуть, что в Эрмитаже, куда были переданы экспонаты Кабинета Петра Великого (первый раз в 1848-1849 гг. и окончательно в 1941 г.) также хранятся несколько фрагментов этой же (?) сосны. Но именно ту часть ствола сосны, росшей на месте Кунсткамеры, которая изображена на гравюре в старом путеводителе, можно и сегодня видеть на экспозиции, посвященной истории Кунсткамеры в историческом здании музея.
Г.И. Унферцагт. Палаты императорской Академии наук, Кунсткамеры и Библиотеки. Таблица I: План императорскаго столичного города Санкт-Петербурга, сочиненный в 1737 году. 1741. Санкт-Петербург. Гравюра резцом.
Ствол сосны. XVIII в.
«Любопытный отрубок сосны, которая росла на том самом месте, где ныне стоит Кунсткамера, и которая подала Петру Великому мысль к собранию редкостей» / О.П. Беляев. Кабинет Петра Великаго… Часть II. СПб., 1793