Кунсткамера

Кунсткамера-путешественница

В свое современное здание Кунсткамера, или, как музей называется полностью, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук, переехал далеко не сразу. Первоначально редкости, собранные царем в путешествиях или полученные в дар, хранились в кабинете Петра в Москве. Когда столицу перенесли в Петербург, Петр взял собрание с собой и расположил в Летнем дворце в Летнем саду. Для диковинок пришлось выделить отдельную комнату — в кабинете они уже не помещались.

Годом основания Кунсткамеры можно считать 1714 год. Но скоро и отведенное во дворе место стало коллекции жать, и в 1718 году Кунсткамеру перенесли в «Кикины палаты» — конфискованный у опального вельможи Кикина дом. Сюда же перевезли и уникальный экспонат, который царю подарил герцог Голштинский. Это был огромный Готторпский глобус, по сути представляющий собой небольшой планетарий. К сожалению, многие экспонаты во время пожара 1747 года, глобус сгорел, но позже был восстановлен.

Экспозиции

Со временем выставочных экспонатов Кунсткамеры значительно прибавилось. Их решили тематически разделить. Таким образом, в 1830 году «кабинет редкостей» преобразовался в 7 самостоятельных музеев. Спустя 49 лет два из них — Анатомический и Этнографический — были объединены. Получилась экспозиция антропологии и этнографии, названная с 1903 года именем Петра Великого.

Антропологическая, археологическая и этнографическая коллекции Кунсткамеры Санкт-Петербурга знакомят посетителей с культурой и бытом большинства народностей нашей планеты. Основными экспозициями являются:

  • анатомическая коллекция голландского профессора-анатома Фредерика Рюйша;
  • паноптикум монстров и уродов из Петровской Кунсткамеры;
  • научные труды, добытые в кругосветном плавании И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским, в антарктической экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, собранная коллекция Н. Н. Миклухо-Маклаем в новой Гвинее и на островах Океании.

Экспозиция выставки даёт понимание о происхождении человеческих рас. Как развивались люди в первобытном обществе и какие у древних людей существовали традиции. В залах представлены образцы традиционных жилищ со всех континентов. Есть образцы орудий труда и военная амуниция. Также представлены различные экспонаты, участвовавшие в обрядах.

Большой Готторпский глобус

В Кунсткамере Санкт-Петербурга можно созерцать в недавнем прошлом самый большой глобус-планетарий диаметром 3,1 метра. Он называется Большой Готторпский глобус (академический). Сегодня это копия экспоната, так как оригинал сгорел в пожаре 1747 года. В своё время глобус был подарен Петру I голштинским герцогом Карлом-Фридрихом. Внутри экспоната имеется радиальная скамья и круглый стол, вмещающие 12 человек.

Снаружи глобус обладает картой земного шара. А внутри сфера представляет собой астрономическую карту звёздного неба. Вращаясь внутри глобуса посредством специального механизма, можно лицезреть движения небесных тел Солнечной системы. В XXI веке это единственный из уцелевших глобусов-планетариев в мире.

Рис.2 Большой Готторпский глобус

История музея

Идея создать Кунсткамеру в России появилась у Петра I во время посещения городов Англии и Голландии 1697-1698 гг. Особенно поразили царя комнаты чудес. В них находились разные редкости и даже человеческие органы, заспиртованные в склянках. Эту коллекцию собирал профессор Рюйш в течение 50 лет. Анатом уступил Петру I научные труды, посчитав, что российский государь способен сохранить выставочные экспонаты для потомков. Именно с покупки 937 анатомических предметов началась история создания музея. Но вначале это новшество называлось «Государев кабинет». Также были закуплены другие редкости, включая:

  • технические изделия;
  • виды оружия;
  • книжные труды;
  • образцы флоры и чучела фауны.

Заведующим музеем был назначен Роберт Арескин — лейб-медик Петра I, доктор философии и медицины. А надсмотрщиком выбрали Иоганна Шумахера, деятеля наук с немецкими корнями. После казни дворянина и начальника Петербургского адмиралтейства Александра Кикина в 1718 году выставку решили организовать в его двухэтажном доме, который был конфискован в ходе расследования. Стеклянные колбы с частями анатомических органов Рюйша заняли 8 залов особняка. По России разъехались государевы скупщики приобретать диковинные вещи у населения.

Для знакомства народа с галереей Кунсткамера открыла свои двери в 1719 году. Посетителей особенно впечатляли живые экспонаты. Это были люди с дефектами развития тела, проще говоря уроды. Они жили прямо в здании Кунсткамеры. Петр I желал, чтобы люди знакомились с экспонатами для личностного развития.

Рис.1 Заспиртованные младенцы

С посетителей не брали платы за вход. Кроме того, визитёров угощали вкусностями, а именно: дамам подавали конфеты и кофе, кавалерам вино и закуски, а простому народу наливали водку, а иногда кофе. Все угощения оплачивала государственная казна. Этим нововведением Петр I дразнил Европу. Через несколько лет палаты Кикина не вмещали экспонаты выставки. В 1728 году государь нашёл место для нового здания музея. На него указали необычно сросшиеся ветки сосны. Эта ветвь стала одним из экспонатов Кунсткамеры.

Царская «потешная» флотилия

Первым кораблям на Плещеевом озере предшествовали «потешные» войска Петра I. Он создал их, будучи еще тринадцатилетним подростком, в 1685 году в селах Воробьеве и Преображенском. Интерес юного государя к военному делу рос, и 1686 году он завел при своей «потешной» армии артиллерию. В этом же году на реке Яузе появились первые «потешные» суда.

Ботный дом

В 1688 году в родовом селе Измайлово Петр I нашел старый английский ботик. Но для восстановленного по приказу государя деревянного судна Яуза была маловата. И царь поехал на Плещеево озеро. Именно тогда у него родилась идея использовать переславские просторы для своего «потешного» флота. Для строительства кораблей царем был объявлен сбор денег с монастырских вотчин. Он составлял по гривне с каждого двора.

Тогда же шестнадцатилетний царь повелел основать на просторном Плещеевом озере судостроительную верфь. А руководить постройкой судов государь поставил корабельных мастеров из Голландии Карштена Брандта, Класса и Корта. Корабли начали делать возле села Веськово. Через год почти все суда были уже готовы. Но Петр был вынужден уехать в Москву, как того требовали неотложные государственные дела — в столице произошел стрелецкий бунт.

Строительство возобновили в 1691 году. На берегу озера появились также деревянный дворец, другие постройки и даже небольшая церковь. Большие корабли достраивали прямо на берегу, а для спуска меньших от судоверфи к озеру был прорыт специальный канал.

В начале мая 1692 года первые «потешные» суда уже осваивали озерные просторы, а царь продолжал учиться основам судостроения и судовождения. Новый флот приветствовали громом артиллерийского салюта. И возвышенность, где тогда стояли пушки, назвали горой Гремяч. Спустя год, Петру I захотелось еще большего простора, Он уехал в Архангельск, а его первая флотилия была позабыта.

Монумент в память о пребывании Петра I на берегах Плещеева озера

Точное количество «потешных» судов и их внешний вид не известны. Историки говорят о сотне разноразмерных кораблей, имеющих все необходимое вооружение и укомплектованных обученными экипажами. В некоторых источниках упоминается большой корабль «Марс», оснащенный тридцатью пушками, и яхта «Анна». Сохранился указ Петра I от 1722 года призывающий переславских воевод сохранить «потешный» флот для будущих поколений. Но судьба распорядилась по-своему — большой пожар, произошедший в 1783 году, уничтожил все корабли, которые хранились тогда в Переславле.

Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры

Данная экспозиция повествует о собраниях «кабинета натуралий» и их первой выставке в XVIII веке. Российский император Петр I в 1716 году закупил у голландского аптекаря Альберта Себы коллекцию экзотических животных: рептилий, рыб, насекомых и птиц. Таким образом государь намеревался показать русскому народу многообразие фауны планеты. К нашему времени большая часть экспонатов утрачена.

К первым коллекциям относятся и заспиртованные человеческие органы, живые и мёртвые уроды, купленные у голландца Фредерика Рюйша. Данное приобретение положило начало развитию анатомической науки в России.

Музей антропологии и этнографии

В 1830-х годах коллекции Кунсткамеры были распределены по вновь созданным имперским музеям, самым важным из которых был Музей антропологии и этнографии Петра Великого, основанный в 1879 году. Его коллекция насчитывает около 2 000 000 единиц хранения и был известен как Музей Петра Великого. с 1903 г. (чтобы отличить старый музей от Русского этнографического музея ).

Первоначально были отдельные музеи антропологии и этнографии, но 5 декабря 1878 г. было решено объединить их в единый музей, а 10 ноября 1879 г. был назначен Леопольд Шренк. Только в 1887 г. музею наконец-то был предоставлен собственный музей. выставочное помещение при Кунсткамере в Таможенном переулке. 23 сентября 1889 года открылась первая выставка единого музея.

Один из самых ужасных экспонатов — голова Виллема Монса , брата Анны Монс . В 1747 году некоторые предметы погибли в результате пожара. В музее хранится 78 акварелей перуанского художника Панчо Фиерро , самая большая коллекция за пределами Перу. Их привез Шренк после своего визита туда в 1854 году.

Список директоров

  • Леопольд Шренк (1879–94)
  • Василий Радлов (1894–1918)
  • Василий Бартольд (1918–21)
  • Ефим Карский (1921–30)
  • Николай Маторин (1930–33)
  • Иван Мещанинов (1934–37)
  • Николай Кисляков (1945–48)
  • Николай Гиренко (1991–92)
  • Александр Мыльников (1992–97)
  • Чунер Таксами (1997–2001)
  • Юрий Чистов (2001 – настоящее время)

Архитектура

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. С 1719 по 1724 гг., начиная с уже исполненных фундаментов, строительство ведёт Гербель. Архитектор внёс ряд изменений в проект Маттарнови: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получают гладкие стены и завершаются крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни, максимально выделяя её; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом. Прообразом трёхъярусной башни с куполом и астрономической сферой могла быть башня Munzthurm

(Монетный двор) Шлютера. В одной из докладных записок Гербель сообщает,

К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Киавери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции. С 1729 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания.

Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Оба фасада — и невский южный, и северный, выходивший на правительственную площадь, были парадными. Как и для императорских дворцов, кирпич выписывался из-за границы.

Тематические разделы музея

Помимо анатомических экземпляров и исследований русских учёных, можно ознакомиться с культурными принадлежностями и обычаями различных стран. Для удобства достаточно большой музей был разбит на тематические галереи. Посетители могут адресно ознакомиться с экспонатами и историческими фактами разных народностей, выбрав нужную выставку.

Коренное население Северной Америки

Экспозиция знакомит с культурой коренных народов Северной Америки, коими являлись индейцы, от Арктики до равнинных пустынных земель Калифорнии. Здесь представлены вещи, некогда используемые в быту: рыболовные снасти, орудия охоты, принадлежности для с/х и другое. Также здесь экспонируется транспорт индейцев: байдарки, нарты и лыжи. Есть галерея с одеждой разных племён, в основном сшитой из шкур животных: набедренные повязки, юбки, парки, шапки и варежки.

Африка

Значительная часть африканской экспозиции собиралась во второй половине XIX — начале ХХ века. Однако процесс поиска экспонатов продолжается до наших дней. Особое место уделено культурному наследию христианской Эфиопии, саваннам западного Судана, народностям с верховья Нила и Центральной Африки. Гордость выставки — «бенинская бронза», около 1 000 пластинок металла с изображениями животных, царей, дворцов, правителей Бенина и их матерей. Посетители музея могут узнать о повседневной жизни африканцев: какие важные события они отмечают, утраченные и существующие оккультные обряды, каковы особенности военной тактики и как местные жители отдыхают.

Япония

Экспозиция Страны восходящего солнца изобилует коллекцией: орудий труда, с/х инструмента, рыболовных снастей. Здесь можно увидеть основные средства для шелкопрядения и производства керамики. Этими товарами Япония славилась всегда. Представлены жилища японцев (минки), сделанные из бамбука, соломы, тростника и бумаги.

Галерея раскрывает таинства чайных церемоний и особенности ношения национальной одежды. Здесь представлены маски и другие атрибуты театров: Кабуки, Но, Кагура. Мальчиков и мужчин заинтересует собрание оружия, доспехов воинов и самураев. В музее очень много экспонатов религий — буддизма и синтоизма. Также здесь представлены предметы айнов, предков японцев. Айны проживали и в России, в низовьях Амура, на Сахалине и Курильских островах.

Китай

Экспозиция Поднебесной считается наиболее ранней и полной галерей этнографической утвари музея. Особенную гордость сотрудники Кунсткамеры испытывают за коллекции артефактов XVIII-XIX вв. К таким предметам относятся изделия из керамики, слоновой кости, камня и дерева. Отдельная коллекция знакомит с одеждой китайцев, разбитой на категории социальных слоёв общества. Богатой выставкой представлена утварь для культовых обрядов и участвующая в погребении людей.

Ближний и Средний Восток

Выразительна и многообразна выставка музея по культурному наследию Афганистана, Ирана, Турции и других стран арабского мира. Экспозиция предоставляет возможность ознакомиться с самыми важными предметами исламских народностей: памятники, печатные и рукописные вариации Корана, письма шейхов. В большом разнообразии экспонируются виды оружия исламских воинов. А так как Восток славился изделиями из шёлка, то для этой ткани отведено особое место демонстрации.

Индия и Индонезия

Галерея Индии совмещает в себе экспонаты Индонезии. Здесь можно ознакомиться с бытом индийцев и жителей сопредельных стран. Выставочные экземпляры имеют возраст времён палеолита. Среди экспонатов галереи можно увидеть образцы тканей и роскошной парчи. Вместе с тканями представлены различные виды национальной одежды по этническим и географическим особенностям регионов. Есть предметы быта и воинское снаряжение. Много посуды, чеканных изделий, книг, амулетов и атрибутов обрядов. Особый интерес вызывает портик XVIII века, когда-то находившийся во дворце маратхских правителей.

Монголия

Галерея содержит экспонаты быта, домашнюю утварь, разнообразие одежды, музыкальные инструменты и предметы искусства. Отдельно выставлены экспонаты из области скотоводства. Есть различные виды снаряжений для езды верхом на лошади. Особенно интересно созерцать изделия из кожи, которые выполнены на высоком уровне и вызывают гордость у самих монголов. Также здесь выставлено традиционное жилище кочевого народа — юрта. Много масок и предметов культа, используемых шаманами.

Рис.3 Флейта из бедренной человеческой кости

История

Кунсткамера в 1740 году

Кунсткамера была основана Петром Великим на набережной Невы . Здание Кунсткамеры с башней в стиле петровского барокко, спроектированное прусским архитектором Георгом Иоганном Маттарновым, было завершено в 1727 году. Первый камень в фундамент был заложен в 1719 году. Название Кунсткамера происходит от немецкого Kunstkammer , что буквально означает «Художественная камера».

Петровский музей представлял собой кабинет раритетов, посвященный хранению «природных и человеческих диковинок и раритетов», что было очень типичным типом коллекции того периода. В личной коллекции царя, первоначально хранившейся в Летнем дворце , есть большой ассортимент плодов человека и животных с анатомическими недостатками, которые Петр видел в 1697 году в гостях у Фредерика Рюйша и Левинуса Винсента . Основная идея их кунсткамер заключалась в том, чтобы полностью познать мир. Голландское слово «kunst-kamer», кажется, было введено хирургом Стефаном Бланкаартом в 1680 году.

Кунсткамеру Петра Великого часто рассматривают как случайную коллекцию бессвязных раритетов, но, похоже, они собирались систематически по четко определенному плану. Питер больше интересовался « натуралией », чем так называемой « искусственной ». Питер поощрял исследования уродств, все время пытаясь развенчать суеверный страх перед монстрами. Он издал указ , согласно которому уродливых мертворожденных младенцев со всей страны отправляли в императорскую коллекцию. Впоследствии он выставил их в Кунсткамере как примеры природных катастроф.

В 1716 году Петр основал минеральный кабинет Кунсткамеры, поместив туда коллекцию из 1195 минералов, купленных им у Готвальда, данцигского врача. Коллекция пополнилась русскими минералами. Он был предшественником Минералогического музея Ферсмана , который сейчас находится в Москве .

Многие предметы были куплены в Амстердаме у фармаколога Альберта Себы (1716 г.) и анатома Фредерика Рюйша (1717 г.) и легли в основу Академии наук . Кунсткамера была построена специально для размещения этих двух обширных коллекций. Третье приобретение принадлежит Якобу де Вильде , коллекционеру драгоценных камней и научных инструментов. За приобретение отвечали главный врач царя Роберт Эрскин и его секретарь Иоганн Даниэль Шумахер .

Знаменитые сотрудники

См. также: Категория:Сотрудники Музея антропологии и этнографии РАН

  • Альберт Кашфуллович Байбурин
  • Василий Владимирович Бартольд
  • Юрий Евгеньевич Берёзкин
  • Надежда Петровна Дыренкова
  • Рудольф Фердинандович Итс
  • Юрий Валентинович Кнорозов
  • Георгий Яковлевич Кер
  • Михаил Васильевич Ломоносов
  • Людмила Александровна Мерварт
  • Леонид Павлович Потапов
  • Василий Васильевич Радлов
  • Рахмат Рахимович Рахимов
  • Елена Владимировна Ревуненкова
  • Ефим Анатольевич Резван
  • Вера Дмитриевна Семёнова-Тян-Шанская
  • Василий Васильевич Струве
  • Чунер Михайлович Таксами
  • Кирилл Васильевич Чистов
  • Лев Яковлевич Штернберг

Адрес, как добраться и другая информация

В настоящее время Кунсткамера имеет полное название — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН).

Музей работает со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00. Выходной день — понедельник. Кассы закрываются на час раньше. Последний вторник каждого месяца — санитарный день (музей закрыт).

Музей расположен по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 3. Ближайшая станции метро — «Адмиралтейская».

Добраться от станции метро «Адмиралтейская» на наземном транспорте, идут: автобусы 7, 24, 191; троллейбусы — 1, 7, 10, 11. Пешком около 15 минут. При выходе из метро нужно повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской, затем повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта.

Повернуть налево и идти по Невскому проспекту, далее мимо Дворцовой площади и Эрмитажа. Потом будет берег Невы, нужно пройти по Дворцовому мосту на другой берег, попасть на стрелку Васильевского острова. Прямо за мостом расположено желтое здание с массивными белыми колоннами — это Зоологический музей, зеленое здание с башенкой рядом — Кунсткамера.

От станции метро «Невский проспект», «Гостиный двор» до Кунсткамеры идут автобусы 7, 24, 191; троллейбусы — 1, 7, 10, 11. От ст. м. «Василеостровская» — автобусы 24, 47 Ст. м. «Спортивная» — автобусы 191, 10; троллейбус – 1.

Рассказываем очень подробно, как добраться до Кунсткамеры в Петербурге, также аудиогид о истории и интересных фактах Кунсткамеры, проч.

К сожалению, музей не оборудован пандусами, лифтами и подъёмниками, что реально может явиться ложкой дёгтя в бочке меда, но факт остаётся фактом.

Основные экспозиции музея летний домик Петра I в СПб

Как отмечалось ранее, музей можно разделить на три зоны. Основная зона это там где расположен домик Петра, вторая зона это тамбур где располагается лодка верейка и следующий тамбур это информационные стенды. Этот тамбур с информационными стендами расположен с правой стороны при входе и повествует о северной войне, о начале строительства города и еще один стенд рассказывает о строительстве защитных каменных галерей или павильонов — так называемых футляров над Домиком Петра I.


Информационные стенды

Центральную часть музея занимает сам домик Петра первого. Для осмотра по его периметру оставлено по полтора — два метра для прохода. На следующем фото видно на дальнем плане порожек это вход в музей или выход из музея, смотря где Вы находитесь. А с левой стороны идут колонны, там и расположены информационные стенды.


Домик Петра 1

Для осмотра домика Петра Первого необходимо просто идти вокруг него и заглядывать в окна, так как во внутрь заходить нельзя. И если заглянем в это большое окно на переднем плане, то увидим большую комнату.


Большая комната

Это самая большая комната домика Петра I, площадь её составляет 23,5 м2. Она была рабочим кабинетом Императора Петра Первого. В комнате минимальный набор мебели, однако если заглянуть с другого окна то можно увидеть рядом со столом кресло из грушевого дерева, сделанное самим Петром. А так же курительную трубку принадлежавшую Петру 1.


Кресло Петра

Если двигать дальше то попадаем на другу сторону дома, где так же имеется своё окно, рядом с которым весит табличка. За этим окном находиться спальня размером 6,72 м2. Пока не перешли к спальне, можно на фото увидеть с левой стороны колонны, за которыми и расположена лодка верейка Петра I.

Заглянув в окно, можно увидеть не большое помещение, где расположен мундир, трость и отливка руки Петра. Сделана она была при жизни Петра в 1707 году, при визите Петром чугунолитейных заводов в Липецке.


Вид спальни внутри

А так же современный и высоко технологичный, по тем временам, умывальник. Кровать, где спал Пётр не сохранилась и в комнате стоит ещё сундук, но не попал в кадр. Следующая комната это столовая. В столовой воссоздана обстановка XVIII века.

Площадь столовой составляет 17 м2. В центре стоит большой дубовый стол работы русских мастеров, накрытый на голландский манер легкой скатертью поверх тяжелой бархатной. Вокруг стола — стулья, сделанные по английским образцам.


Столовая комната в домике Петра

На столе — медная и оловянная посуда, изготовленная в русских мастерских, щипцы из олова и цветных металлов для колки орехов, медный подсвечник на две свечи и образцы бокалов с первого стекольного завода России.


На столе медная и оловянная посуда

Хочется вернуться к четырехвесельной лодке-верейки. По преданию, лодку смастерил сам царь Петр. Ее длина около 8 метров, а ширина 1,5 метра. В центре имеется круглое отверстие для установки паруса. Название «верейка» происходит от английского слова wherry: так называли небольшие узкие лодки, традиционно использовавшиеся в Англии для перевозки пассажиров, отличавшиеся легкой постройкой и хорошей скоростью хода на веслах и под парусами. Лодку в музей установили после создания футляра и специальной пристройки при нём.

Если выйти из музея, то можно прогулять вокруг здания музея. Территория не большая, практически отсутствуют насаждения, дорожка посыпана мраморной крошкой.


Здание-футляр музея


Не большая территория без насаждений

Из внутреннего двора музея Домик Пера 1 можно выйти в садик, где установлен памятник Петру через красивые ворота, однако когда они бывают открыты не известно, может Вам повезёт.


Красивые ворота в сад

После осмотра музея домика Перта I в Санкт Петербурге обязательно необходимо выйти на набережную реки Нева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector