Собор василия блаженного — главное чудо русского зодчества

Содержание:

Особенности архитектурного стиля храма

По своей структуре строение очень сложное. Основной частью храма считается столпообразная церковь, возведенная в честь Покрова Богородицы. Со всех сторон ее окружают церкви поменьше (их принято называть осевыми)

Важной составляющей комплекса считается и Шатровая колокольня, которую, согласно данным, предоставленным историками, пристроили только в XVII веке

Интерьер храма сильно контрастирует с экстерьером, если обращать внимание на цветовую гамму и стилистику в целом. В качестве основного украшения стен выступает роспись маслом

Ее гармонично дополняют древние фрески (относятся к XVI веку). Главный акцент внутреннего убранства храма – резная арка, которая по совместительству является святыней комплекса (рядом захоронен сам Василий Блаженный).

Интересные факты о соборе

  • 8 малых церквей расположены таким образом, что образуется восьмиконечная звезда; это символ Богородицы, одновременно – звезды Вифлеема.
  • До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св. Василию. Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах – только летом.

Нынешняя ограда существует с XIX в. Ранее она украшала набережную р. Неглинки, которая была «спрятана» в трубу, под землю. 

Что общего у храма Василия Блаженного и Спаса на крови 

Петербургский храм был построен на месте убийства Александра II, которое произошло в результате заговора революционеров 1 марта 1881 г. Как Покровский, куда переносили престолы церквей на месте казней, он построен «на крови», только… царской.

Как знать, не этим вызвана его стилистическая близость к «Василию блаженному»? Ведь «Спас» совсем не типичен для Петербурга, где больше церквей стиля барокко и классицизма.

Превратности судьбы

Француз Астольф де Кюстин, побывавший в Москве в 1839 г., писал:

К тому времени собор уже пережил нашествие Наполеона, по преданию, намеревавшегося взорвать «эту мечеть», как он именовал здание, или увезти его во Францию. Сделать не удалось ни того, ни другого – разобрать здание оказалось невозможно, а начавшийся дождь намочил порох, приготовленный для взрыва.

Новое время испытаний началось после 1918 г. Тогда был расстрелян последний настоятель, сщмч. Иоанн Восторгов, приход упразднили, правда, культурная ценность здания была настолько очевидна, что его не разрушили, а передали музею.

Реальная опасность нависла над бывшим «русским Иерусалимом» в 1930-е, когда руководство страны озаботилось реконструкцией Красной площади. Возникла идея сноса здания, которое мешало движению автомобилей. О том, почему и на этот раз уничтожить его не удалось, есть две не подтвержденных документально легенды:

согласно первой, инициатором сноса был Л.М.Каганович, который во время обсуждения «проблемы» убрал макет собора со схемы Красной площади, но был резко остановлен И.В.Сталиным, сказавшим: «Лазарь! Поставь на место!»; 

по другой версии, уничтожить здание не дал архитектор П.Барановский, который пригрозил совершить самоубийство, если это будет сделано; некоторые же рассказывают историю о том, что он якобы встал на колени перед партийным начальством. 

Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения

Как все соборы Кремля, он к настоящему времени не принадлежит Церкви. Здесь – с советских времен филиал Государственного исторического музея. Однако с 1 октября 1991 г. здесь проводятся регулярные службы:

  • по воскресным дням; кроме того, тогда же читается акафист св. Василию;
  • на второй день после Пасхи;
  • на престольные праздники – но только Покрова Богородицы и блаж. Василия.

Как купить билеты в музей и сколько они стоят 

Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.

Заказ билетов  экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/

Как заказать экскурсию

Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.

Часы работы 

Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.

Как добраться, ближайшие станции метро 

Большинство туристов добираются метро. Близ Красной площади находится сразу несколько станций – Охотный ряд, Китай-город, Александровский сад, Театральная.

Татьяна Сарачева, заведующая расположенным здесь филиалом музея, говорит: «Покровский собор — очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви». В утверждении есть с чем поспорить, однако бесспорно: светским реставраторам удалось воссоздать атмосферу храма Москвы XVI в., погружение в которую оставляет неизгладимый след в душе каждого, побывавшего здесь. Вот лишь некоторые отзывы:

Осколок Святой Руси в современном мегаполисе – таков древний храм, «Русский Иерусалим». Но все же реальность иного, духовного мира, чувствует каждый, прикасающийся к этому чуду, созданному нашими предками. И выходит из этих стен пусть немного – но другим.

Наталья Сазонова

Как выглядит собор

Собор состоит из 8-ми церквей, которые группируются вокруг центрального храма Пресвятой Богородицы. Четыре из них посвящены христианским праздникам, на которые пришлись основные бои за Казань. А как же остальные? Храм Василия Блаженного возведен в честь юродивого, чьи мощи там находятся. Церковь Святой Троицы построена на месте старой деревянной Троицкой церкви. Варлаам Хутынский, которому также посвящен один из приделов, считался покровителем царской династии. Церковь Николая Чудотворца построена в честь этого святого, а храм Входа Господня в Иерусалим посвящен соответствующему христианскому празднику.

Высота собора составляет 55 метров, а в своей пиковой точке достигает и 65 м.

Все части храма построены из кирпича, который был инновационным для того времени материалом.

Купола церквей имеют форму луковицы, хотя считается, что первоначально они были шлемовидными. Больше всего удивляет и поражает их яркая и необычная расцветка. Точного объяснения ей до сих пор нет, но, по легенде, именно так выглядел Небесный Иерусалим, который приснился Андрею Юродивому. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что его купола образуют восьмиконечную звезду — в православии она символизирует богородицу.

У входа в собор стоит памятник Минину и Пожарскому — организаторам восстания против польских захватчиков.

Внутри храм не такой просторный, каким кажется снаружи. Однако интерьер поражает своим великолепием: стены и потолок украшают иконы и фрески XVI-XIX веков. Посмотреть здание изнутри можно в часы посещения собора Василия Блаженного.

Изменения XIX – начала XX века

В 1812 г., во время войны с Наполеоном, в подклете храма французы разместили своих лошадей.

О событиях этого периода существует 2 легенды:

  1. Наполеон настолько был поражён красотой Покровского собора, что захотел перевезти его во Францию. Но после он понял, что сделать это не так просто, и в таком случае, решил его просто взорвать. Москвичи молились, чтобы этого не произошло, и пошёл дождь, который потушил фитили наполеоновских пушек. Письменного подтверждения эта легенда не имеет.
  2. Наполеон приказал сжечь храм, но взрыв так и не случился. Зато утварь храма разворовали, либо осквернили. Крыша храма пострадала от каменных частей подорванных кремлёвских построек.

В Москве, по окончании Отечественной войны стали облагораживать главную площадь. Осип Бове — мастер, занимавшийся её восстановлением и продовольственных лавок, укрепил опорные стены Покровского собора диким камнем и поставил заграждение из чугуна.

В 1880 г. рядом с храмом выстроили усадьбу на Пятницкой улице. До 1918 г. там проживал настоятель монастыря Иоанн Восторгов – популярный деятель церкви, проповедник, близко общавшийся с Григорием Распутиным. 05.09.1918 г. его казнили за осуждающие большевиков проповедные речи. А в 2000 г. Иоанна Восторгова добавили к лику святых Русской православной церкви.

За последние 10 лет 1800-х гг. монастырь снова подвергался глобальной реконструкции. Покрытие полов сделали прочнее, а ризницу собора декорировали разноцветными витражами, созданными Андреем Павлиновым (зодчим Московского археологического общества). В 1900-1912 гг. реконструкцию монастыря возглавлял мастер Сергей Соловьев.

Работа подмастерьем

Молодой подмастерье отличался трудолюбием и послушанием. Трудиться бы ему так долго, если бы не одно удивительное происшествие, после которого его мастер понял, каким необыкновенным человеком является Василий. Однажды в мастерской появился купец с просьбой изготовить такие сапоги, чтобы сносу им не было целый год. Блаженный Василий, прослезившись, пообещал ему обувь, которую тот ни за что не износит. Недоуменному мастеру ученик позже пояснил, что заказчику даже не удастся обуть заказанную пару, в скором времени его ожидает смерть. Прошло совсем немного времени, и эти слова сбылись.

Доклад на тему Храм Василия Блаженного

Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.

Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.

Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.

Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.    

В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.

С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.

С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах. 

Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.

2, 3, 4 класс.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Дальнейшее проявление дара

Василий Блаженный, краткая биография которого до нас дошла, всегда воздерживался от наслаждений, покорно переносил тяготы своего существования, жил на улице посреди большого количества людей, терпеливо сносил все лишения. При этом душа его оставалась невинной и светлой. Со временем же его дар проявлялся с все большей силой.

При помощи Всевышнего Блаженный Василий, московский чудотворец, смог предречь нашествие на Москву. Дело обстояло так: он, как обычно, молился ночью, когда явилось знамение – пламя, которое вырывалось из церковных окон. Молитвы Василия стали ревностнее. Постепенно огонь затух. Спустя какое-то время после данного происшествия произошло нападение крымских татар на Николо-Угрешский монастырь и близлежащие к нему села, они были разграблены и сожжены, но Москва осталась нетронутой.

Следующее чудесное событие. 1543 год. Июль. Василия Блаженного вновь посещает видение, которое предсказало сильный пожар: выгоревшими оказался ряд улиц, беда коснулась Крестовоздвиженского монастыря, Царского и Митрополичьего дворов.

Однажды в зимний день одному боярину удалось уговорить юродивого принять от него подарок – шубу. Василий после долгих протестов согласился. Идя в этой шубе, он повстречал шайку воришек. Те, опасаясь отбирать насильно одежду, не поленились разыграть перед почитаемым юродивым настоящее представление. Один изображал мертвого, другие начали выпрашивать шубу, якобы для накрытия умершего друга. Юродивый, укрывая притворившегося, спросил, правда ли тот мертв. Воришки его заверили в правдивости случившегося. Пожеланием Василия Блаженного на их ответ было наказание лицемерия. После его ухода воры буквально застыли – их товарищу уже не требовалось притворяться, он умер на самом деле.

Все свою жизнь юродивый помогал людям, сочувствовал им. Причем, абсолютно всем. В особенности тем, кому было стыдно просить о помощи. Так, полученные от царя подарки, он передал иноземному купцу. Тот потерял деньги и голодал не один день. С просьбами о помощи он не обращался – стыдно было из-за своих богатых одежд.

Василий был частым гостем в Китай-городе. Он заходил в расположившуюся там исправительную тюрьму для пьяниц. Ободряющие слова и увещевания – это то, чем он помогал опустившимся людям возвратиться к нормальному образу жизни.

С какими просьбами обращаются к святому

Прославившийся при жизни благими и чудотворными деяниями Василий Блаженный высоко чтим и в настоящее время. Читать молитвы и просить помощи святого угодника можно как в храмах, так и дома. Божий угодник помогает:

  • исцелиться от тяжких и хронических недугов;
  • излечиться от немощи и других травм;
  • предупредить развитие различных патологий, включая воспаление головного мозга, болезни глаз, ног и кожных покровов;
  • избавиться от нервных расстройств;
  • воспрянуть духом, поверить в себя и силы небесные;
  • получить покаяние и смирение;
  • избежать конфликтов и разладов в семье;
  • не допустить воинского противостояния и захвата в плен.

Просить помощи и покровительства Василия Блаженного можно как для себя, так и для родных своих. Читать молитвы нужно шепотом, отстранивших от забот и дел мирских. Перед иконой с изображением святого зажигают свечу.

Мощи чудотворца находятся в Покровском соборе

Ослепили ли Барму и Постника?

Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем история об ослеплении строителей собора по приказу Грозного не подтверждается никакими реальными историческими свидетельствами. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова.

Раньше считалось, что собор Василия Блаженного строил иностранный мастер, скорее всего из Италии, если судить по «итальянизированным» элементам в его архитектуре. А поскольку в Западной Европе были распространенными легенды об ослеплении талантливых архитекторов, чтобы они не могли творить дальше, то некоторые иностранные путешественники, попадавшие в Москву, «механически» перенесли их и на мастера, возведшего Покровский собор. То же самое стали потом говорить и про Постника и Барму. Особенно широкое распространение мнимая история об ослеплении получила благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие» (1938), после чего она вошла даже в школьные учебники по истории:

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

И, тряхнув волосами,

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Стояла одна такова…

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли…

И стояла их церковь

Что словно приснилась.

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

По широкой Руси

В росписи райского сада ни один цветок не повторяет другой

Названия храма

Ещё до начала строительных работ, московский царь Иван Грозный, недалеко возведённый от Кремля храм, наименовал Покровским собором. Москвичи ещё долго именовали собор Троицкой церковью (ранее находящаяся святыня была посвящена Святой Троице). А некоторое время спустя после завершения строительства люди прозвали храм собором Василия Блаженного – в честь местного юродивого, который постоянно, вне зависимости от сезона, ходил с цепями, одетыми на голое тело. Василий Блаженный обладал ясновидением и сумел предсказать пожар, который в 1547 году почти уничтожил Москву.

Умер он в 1557 году и был похоронен возле стен недостроенной святыни, а через тридцать лет над его могилой возвели придел, пристройку, в которой установили алтарь с престолом для богослужений. Естественно, придел получил имя блаженного, которого в это же канонизировали: над местом его захоронения было зафиксировано не одно чудесное исцеление.

После того как была закончена пристройка, служения в московском соборе стали проводить каждый день: ранее храм не отапливался, а потому богослужения в нём происходили лишь в тёплое время года (новая пристройка была более просторная и тёплая).

Как попасть в храм Василия Блаженного

Вход в собор Василия Блаженного платный — здание относится к площадкам ГИМа и, соответственно, в основном работает в качестве музея.

Цены на билеты в собор Василия Блаженного:

  • Для взрослых — 500 руб.;
  • Студентам-очникам; лицам 16–18 лет; держателям карт ISIC и IYTC; пенсионерам РФ и СНГ — 200 руб.;
  • Семейный билет для граждан РФ и СНГ (2 родителя + 1 или 2 ребенка до 16 лет) — 600 руб.

В последнее воскресенье месяца предусмотрен бесплатный вход для студентов, школьников 16–18 лет, членов многодетных семей.

Полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный вход в другие дни — на официальном сайте музея-собора Василия Блаженного в составе ГИМ.

О посещении литургии в соборе необходимо узнавать отдельно — на сайте Московского Патриархата.

Колокольня

В середине XVII столетия ранее выстроенная звонница находилась в ужасном состоянии. Поэтому ее решили сменить на колокольню в 80-х годах того же века. Кстати, она стоит до сих пор. Основанием для колокольни служит высокий и массивный четверик. Сверху на нем воздвигнут более изящный и ажурный восьмерик, сделанный в виде открытой площадки, которая ограждена восемью столбами, а они, в свою очередь, вверху соединяются арочными пролетами.

Колокольня увенчана восьмигранным довольно высоким шатром с ребрами, украшенными разноцветными изразцами с синей, белой, коричневой и желтой поливой. Его грани покрывает зеленая фигурная черепица и небольшие окошки, которые при звоне колоколов могут значительно усилить их звук. На самой верхушке шатра расположена маленькая луковичная главка с золоченым крестом. Внутри площадки, а также в арочных проемах подвешены колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX веках знаменитыми русскими мастерами.

Архитектурный стиль

Собор строился на протяжении 6 лет исключительно весной и летом. В летописи указано, что мастера обрели южный девятый престол, когда здание было уже почти достроено. Храм получился удивительно симметричным, а это значит, что архитекторы изначально расписали композицию будущего сооружения. Предполагалось, что восемь приделов будут окружать центральную девятую церковь. Для строительства здания использовали кирпич, а для цоколя, фундамента и нескольких деталей декора взяли белый камень. Основные работы были завершены за 4 года. На праздник Покровы все церкви были освящены, кроме центральной, поскольку ее достроили только в 1561 году.

Это интересно. Несмотря на лабиринты проходов и количество помещений, подвалы в соборе отсутствуют. На их месте возвели общее основание — подклет без поддерживающих столбов со сводами. Вентиляция происходила с помощью специальных узких отверстий — продухов. Сначала самый нижний этаж использовали в качестве склада и хранили там царские деньги и золотые ценности некоторых богатых семей. Через некоторое время узкий проход в подклет и вовсе был заложен, а обнаружили его во время реставрации в 1930 году.

Изначально храм отличался необычной композицией — 9 самостоятельных церквей соорудили на общем основании и соединили внутренними проходами, которые окружили центральную церковь. Снаружи вокруг всех зданий возвели открытую галерею-гульбище. Приделы основной постройки перекрыли сводами и увенчали куполами. В архитектурный ансамбль удачно вписалась и трехшатровая открытая звонница с арками, в которых висели крупные колокола.

Сначала собор Василия Блаженного украсили 8 массивными куполами и маленькой главкой над центральным зданием. Для снижения негативного воздействия окружающей среды на используемый строительный материал, все поверхности были окрашены красно-белой краской. Роспись походила на кладку кирпича. До сих пор неизвестно какой именно материал использовали для первоначального покрытия, поскольку он был утрачен при пожаре в 1595 году.

Архитектурные особенности храма

Строение выделяется своим видом среди старинных храмов. Классический восьмерик с куполами. Особенность его в архитектуре шатрового зодчества, построена одной из последних в таком стиле, позднее начали строить купольные здания.

Высокий шатер, выглядит как высокая поминальная свеча. В 1680 году проведена основательная реконструкция новым владельцем Медведково, изготовление главного иконостаса верхнего храма. Часть икон в храме сохранились с того периода.

Строение 2-х этажное, нижний этаж Знамения Пресвятой Богородицы отапливается, верхний долгое время был холодным, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Имеются 5 приделов.

Архитектурные особенности храма

Одноглавый трехабсидный храм простроен из тесаного камня на известковом растворе. Он опирается на четыре несущих круглых столпа и имеет повышенные подпружные арки. К основному четверику примыкают три придела – основной и два боковых, расположенные с севера и юга. Пристройки появились в разное время и служили для проведения церковных служб и хранения ценных вещей и товаров. Они придают храму сложную, асимметричную форму, делая его похожим древнерусские хоромы.

Вначале основной объем покрывало подзакомарное покрытие. Потом его заменили на более практичную четырехскатную кровлю. А при последней реставрации, проведенной совсем недавно, покрытию четверика и северного придела вернули первоначальную форму.

Внешний декор Васильевской церкви говорит о явном влиянии традиций московского зодчества. Абсиды алтаря и барабан завершены орнаментальными фризами, в которых использованы новгородские мотивы с треугольниками и впадинками. Однако, идут эти орнаменты тройными лентами, как это принято в московской архитектурной школе.

Храм Василия Блаженного

Настоящее название храма — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, но в народе его знают как Храм Василия Блаженного. Существует несколько легенд о создателях собора: согласно одной из них собор выстроил мастер из Пскова Постник Яковлев; согласно другой, у здания было два архитектора — Постник и Барма. А по третьей версии, архитектором вообще выступил неизвестный итальянский мастер, соединивший причудливым образом каноны русской и западноевропейской архитектуры.

Собор был создан по приказанию Ивана Грозного как память о взятии Казани в 1555—1561 годах. Легенда гласит, что когда царь увидел финальный результат, он был столь поражён красотой собора, что приказал ослепить мастера, дабы тот не смог больше сотворить ничего столь же прекрасного.

По своей архитектуре собор уникален: он представляет собой девять самостоятельных столпообразных церквей, каждая из которых названа в честь праздников, пришедшихся на дни решающих боёв в Казани. Все они внутри объединены общим основанием и обходной галереей. Собор замечателен и внутренним убранством: в нём сохранились иконопись и монументальная живопись XVI века, по которым можно проследить более чем четырёхвековую историю развития русского иконописного искусства.

Интересно, что в качестве материала для строительства Храма Василия Блаженного мастерами был выбран кирпич — довольно большая редкость для XVI столетия. Это было смелым новаторским решением, ведь в то время для возведения подобных зданий обычно использовали гораздо более традиционные материалы — тёсаный камень или плинфу. Главная отличительная особенность архитектурного шедевра заключается в том, что в его конструкции совершенно не предусмотрен определённо выраженный фасад, проще говоря, с какой стороны к собору ни подойди, кажется, что именно эта сторона и является главной.

Высота храма составляет порядка 65 метров, поэтому в течение многих лет это здание принято было считать самым высоким в Москве. За всю свою многовековую историю собор много раз перекрашивался и реставрировался, а с приходом большевиков он чудом избежал печальной участи многих других храмов и церквей — полного разрушения, как того требовала советская идеология.

В настоящее время здесь находится филиал Государственного исторического музея, экспозиция которого представляет историю строительства и существования собора, также нередки временные выставки, посвящённые той или иной исторической эпохе на Руси. Начиная с 1991 года в храме проводятся и православные богослужения.

Реставрационные работы в середине ХХ в

Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.

Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.

В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.

Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.

Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.

В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.

1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.

Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.

Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector