Храм василия блаженного

История возникновения

Правильное название этого здания – Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Но из-за церкви, входящей в комплекс Собора и названной именем блаженного, его стали называть Храмом Василия Блаженного.

В давние времена, когда Русью правил царь Иван Грозный, на Красной площади (тогда она называлась Троицкой) ставились деревянные церквушки, в знак победы над врагами. К 1552 году церквушек стало достаточно много. Так случилось, что именно в праздник Покрова Божьей Матери, русские воины взяли Казанскую крепость. И тогда царь Иван Грозный приказал деревянные церкви объединить в один каменный храм. Храм был назван Покровским собором.

Храм Василия Блаженного — история создания

Строительство Собора закончилось в 1561 году. К 1722 году на территории Собора находилось 18 церквей, в том числе и церковь Василия Блаженного. Но в 1737 году Собор и большая часть церквей, практически полностью выгорела во время сильного пожара. Собор быстро восстановили, после этого он много раз строился и перестраивался.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Возникновение государственности у восточных славян

Свое название Храм получил в честь местного юродивого. Он ходил с цепями, надетыми на голое тело, в любое время года. Это было, своего рода, наказанием за людские грехи. Местное население считало Василия Блаженного чудотворцем и ясновидящим. Ведь когда-то он точно предсказал пожар, который уничтожил половину Москвы. И даже царь Иван Грозный почитал юродивого и немного опасался его.

Умер Василий Блаженный в августе 1557 года в возрасте 82 лет. Интересен тот факт, что на похороны собрался весь город, и сам царь с князьями нес гроб с телом блаженного в церковь. Его похоронили около недостроенного храма. Через 30 лет над его могилой воздвигли постройку. В ней поставил алтарь с престолом для богослужений. Пристройке дали имя Блаженного, и позднее на здесь была воздвигнута церковь, здесь же поместили и мощи блаженного.

Архитектура Храма Василия Блаженного

Как уже было сказано, собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора. В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Сегодня в соборе можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Описание собора Василия Блаженного

Его второе название – Покровский в честь Покрова Богородицы. Выходя на площадь, мы не видим его полностью. Подойдя вплотную к нему, он предстает перед нами в полной красе. Уникальное строение архитектора включает одиннадцать церквей.

В отличие от аналогичных построек XVI века в нем нет фасада – он имеет круговую форму. Ни одна из сторон не уступает в своей красоте и определить главную невозможно. На 65 метров вздымается вверх над Красной Площадью постройка – в годы строительства она была самой высокой в столице.

Кирпич, использованный для возведения церкви, в XVI столетии был новинкой. Вопреки существующим традициям церковь строили не из белого камня. Главная часть храма завершается шатром с ярким декором, рельефом и резьбой. Остальные приделы выполнены в уникальном стиле и не повторяют друг друга. Настоящее сочетание цветов утвердилось лишь в конце XIX века.

В ряду своих соотечественников и сверстников храм занимал особое место – его многоглавие, удивительный пышный декор и необычная структура удивляют прихожан и сегодня. Изначально создали 25 куполов, покрытых белым железом. Борис Годунов приказал озолотить их.

В первые столетия храм выглядел для русского народа и гостей страны более стройным. Все лестницы, ведущие наверх приделов, были открытыми, а все здания опоясывали террасы. На них цари прогуливались и обменивались новостями.

Борис Годунов и его последователи не видели узорчатых куполов, в то время они имели шлемовидную форму. Место разноцветной раскраски занимали красные узоры живописцев. Основной формой декора в соборе стал кокошник. (см. чем помогает Матрона Московская?)

Архитекторы и исследователи памятников культуры говорят, что все элементы комплекса – шатровость, башни, узоры и сочетание цветов устремляют его вверх. Даже современные доработки и утяжеление конструкции не делают его грузным.

Священнослужители говорят, что церковь – мемориальный памятник, а не пристанище православной веры. С этим связано его пышное внешнее убранство – пилястры, колонны, карнизы, изразцы и розетки повествуют зрителю историю о традициях русского народа.

Внутри храм украшен росписью с использованием трех цветов: черного, красного и белого. Особое место занимают фресковые росписи, орнамент в виде цветов и растений и особенная роспись, повторяющая кладку кирпича. Внутри собраны иконостасы, принесенные из других храмов.

Современники, поэты и писатели, публицисты и известные гости страны по-разному величали главный собор государства: «диво-дивное», «глас народа», «национальное произведение», «синтез искусств и переплетение эпох». Список можно перечислять бесконечно. Одно ясно точно, Баженову и его последователям удалось воплотить в нем тонкие черты русского человека и создать «архитектурный аксюморон», объединив несочетаемое.

Архитектура

Облик собора со дня его возведения менялся не один раз – изначально его архитектура была достаточно строгой, а упор делался на декоративные элементы и ажурную отделку.

Описание храма может показаться сложным, но на самом деле оно достаточно простое – десять отдельных престолов (церквей), расположенных по кругу вокруг центральной, носящей имя Покрова Пресвятой Богородицы. Они называются в честь праздников, во время которых проходили важные битвы за Казань.

Историк Лихачев утверждал, что храм Василия Блаженного напоминает растение или цветущий куст. Действительно, если посмотреть на фото, демонстрирующее его вид сверху, он слегка напоминает цветок. Восемь церквей, из которых четыре являются осевыми, а еще четыре расположены между ними, окружают центральную столпообразную церковь. Они увенчаны маковками в форме луковиц, причем каждая из них имеет свой орнамент и цвет.

Значение цветовой окраски куполов до сих пор не разгадано. Есть версия, что святому Андрею Юродивому (Константинопольскому) однажды приснился сон, в котором ему привиделся Небесный Иерусалим с невероятными садами, где были увенчанные золотой листвой деревья с разноцветными плодами. Это видение и стало основой для росписи куполов.

Уникальная особенность храма – отсутствие подвальных помещений, которые заменяет шестиметровый подклет. В его стенах проделаны небольшие отверстия, благодаря чему там круглый год стоит особый микроклимат. Ранее вход в эти помещения прихожанам был запрещен – историки считают, что в них хранили царские сокровища. Сейчас подклет используется в качестве хранилища для ценных образов.

Внутреннее убранство каждой из церквей комплекса имеет свои особенности и отличается друг от друга по стилю оформления, гамме оттенков и манере исполнения. Часть стен расписана маслом, а в некоторых местах можно найти фрески XVI века.

Интересно, что кирпичи, которые использовались при постройке храма, сохраняются лучше и меньше подвержены истиранию чем те, которые использовались во время реставрации.

Весь комплекс опоясывает крытая галерея с ажурными элементами, которая представляет собой единое целое с ансамблем. Ее стены расписаны растительными мотивами, полы выложены кирпичом – в некоторых местах обычной «елочкой», а в других сохранились особые узоры-розетки.

Колокола были возвращены собору сравнительно недавно, всего несколько сотен лет назад, но многие из них представляют собой произведения литейного искусства. Самый старый из них был отлит в XVI веке, а самому «молодому» едва исполнилось 20 лет.

Храм Василия Блаженного используется не только как духовный объект, но и в качестве музея. Здесь можно найти образцы обмундирования и оружия, с которым воины Ивана Грозного шли на Казань, полотна известных русских живописцев, коллекцию старинных рукописей.

Часы работы храма Василия Блаженного

В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:

  • 31 декабря и 1 января музей не работает.
  • 1 сентября — 31 октября: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 1 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно.
  • 1 мая — 31 мая: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 1 июня — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно.
  • Кассы музея и его территория закрываются на 45 минут раньше.

В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.

В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.

Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.

Строительство

Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.

Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.

В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).

Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.

Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.

Легенды

Наверное, все граждане России слышали о чудовищной истории, в которой повествуется о жесткости Ивана Грозного. Суровый и беспощадный царь распорядился выколоть глаза русским зодчим – Барне и Постнику, поскольку боялся, что архитекторы смогут построить еще один такой же. Впервые легенду людям рассказал иностранный посол, но Постник точно не стал слепым, ведь он, вместе с другими мастерами, создавал не менее интересный объект – Казанский Кремль.

Согласно еще одной легенде, русский зодчий воплотил в Покровском храме копию восьмиглавой мечети, разрушенной при взятии города; 8 куполов московского, напоминают восемь минаретов мусульманского, девятый символизирует победу над злейшим врагом.

Люди, которые верили Василию Блаженному, утверждали, что юродивый собирал средства на возведение церкви и бросал деньги на площадь, но на них не обращал внимания никто. Подтвердить правдивость легенды сейчас невозможно, как и то, что возле гроба нищего происходили настоящие чудеса.

В тридцатых годах прошлого века нарком Лазарь Каганович, посоветовал Сталину убрать храм, а на его месте проводить парады. Нарком, доказывая необходимость снесения, сорвал сооружение с макета Красной площади, но Йосифу Виссарионовичу идея не понравилась, и Сталин приказал поставить макет на место.

Согласно неподтвержденной информации, архитектор Барановский не только писал письма вождю страны, но и стал на колени перед Центральным Кабинетом, чтобы спасти его от разрушения.

Доработки и изменения

Храм на Красной площади в Москве не сразу имел изначальный вид, а несколько раз видоизменялся. После основной постройки его постоянно улучшали. По задумке архитекторов собор был полностью белым и построенным из белокаменных глыб, но в XVII веке это изменилось. Вместо белых стен – орнаментальная живопись.

Вместо золотистого купольного покрытия – декоративная обработка в современном ее виде. Окончательно неизвестна полная разгадка такой цветности куполов. Есть только предположения, что строятся на предании об Андрее Юродивом, который и связан с праздником Покрова Божией Матери. Он видел в своем сне Небесный Иерусалим в виде цветущего сада.

Постепенно все детали собора улучшались без резких изменений в архитектуре. Деревянные ненадежные шатровые постройки заменялись каменными, купола полностью были сделаны из металла. В подклет собора, подземное перемещение, были перенесены для сохранности престолы из разобранных церквей.

Там хранились престолы из церквей «на крови», которые располагались на старых местах публичных казней. По различным сведениям, таких престолов было от 13 до 20. Тогда же перенесены и несколько престолов из сгоревших московских храмов.

Переименовываются и несколько приделов: по ходатайству богатой вкладчицы церковь Киприана и Иустины переименовывают в церковь ее святых покровителей Адриана и Наталии, а церковь Трех Константинопольских патриархов теперь носит название в честь Александрийского патриарха Иоанна Милостивого.

Эти названия будут закреплены до XX-го века. Так же в Покровскую церковь переносится иконостас из кремлевской церкви. Добавляется травный орнамент на парапетах и внутренней отделке галерей и, в целом, собор почти завершает все реставрационные работы.

Троицкий пожар в 1737 г. почти полностью уничтожил внутреннее убранство собора. Его восстановление затянулось надолго, так как тогда пострадала вся Москва

Особое внимание реставрации было уделено в период 1784-1786 гг. В это время внешний вид собора был изменен: надстроенную Феодосиевскую церковь разобрали

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector