Секреты храма василия блаженного
Содержание:
- Экспозиция в Подклете
- Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади
- Изменения в архитектуре и дизайне
- «До основанья, а затем…»
- Архитектурные особенности храма
- Архитектурная композиция
- Чудеса праведной при жизни и после смерти
- Таганский парк
- Современное состояние
- Церковь Покрова Богоматери
- Храм Василия Блаженного
- Внешняя галерея
- Интересные факты о соборе Василия Блаженного
- Как попасть в Собор Василия Блаженного
- На защите Храма Василия Блаженного
- Предания старины
- Музей
Экспозиция в Подклете
На первом этаже, точнее подклете, мы увидели прекрасные отреставрированные иконы. На самом деле это выносные иконы, с которыми совершался крестный ход вокруг храма.
Отреставрированные иконы
Мощность конструкций подклета поражает — из-за того, что храм находился на «Рву», требовался мощный фундамент. Так как Собор имеет приличный возраст, здесь неоднократно проводились реставрации и замена кирпичей. Темные кирпичи — старые старые.
Полоток в подклете
Кстати, в подклете можно увидеть фрагмент цветного купола церкви. Оказывается, купола выполнены из металла и покрыты краской. Как известно, металл подвергается коррозии, поэтому реставрация проводится примерно каждые 20 лет.
Фрагмент купола
Икона «Богоматерь Знамение» является репликой иконы, расположенной снаружи храма. Относится к 1780 году.
Икона Богоматерь Знамение
Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.
Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.
Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.
За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
«До основанья, а затем…»
Петр Дмитриевич Барановский родился в 1892 году на Смоленщине, неподалеку от Болдинского монастыря. С этим архитектурным ансамблем была связана вся жизнь Барановского. По материалам обследования монастыря он защитил диссертацию и разработал проект реставрации. Одновременно с реставрационными работами там создавался и музей. Организация музея была чуть ли не единственным способом спасти исторические постройки. А вообще опыт архитектора Петр Дмитриевич накапливал еще в период Первой мировой войны, когда служил начальником стройотряда инженерных дружин Западного фронта. Кроме того, Барановский окончил Московское строительно-техническое училище, а после – Московский археологический институт.
Однако образование и заслуги Петра Барановского оказались не нужны новой власти. Большевики были настроены на уничтожение старинных зданий, в первую очередь религиозного назначения. Газета «Правда» от 15 декабря 1929 года писала: «В селе Болдино монахи Болдинского монастыря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам, сдавая им в аренду имеющуюся при музее землю». Вектор был обозначен, и в том же году было принято постановление о ликвидации Болдинского музея. Неудивительно, что уже в начале 1930 года был арестован директор музея Семен Бузанов, который впоследствии умер в заключении. В 1933 году под стражу был взят и Барановский, который провел следующие 3 года в Мариинских лагерях.
Архитектурные особенности храма
Одноглавый трехабсидный храм простроен из тесаного камня на известковом растворе. Он опирается на четыре несущих круглых столпа и имеет повышенные подпружные арки. К основному четверику примыкают три придела – основной и два боковых, расположенные с севера и юга. Пристройки появились в разное время и служили для проведения церковных служб и хранения ценных вещей и товаров. Они придают храму сложную, асимметричную форму, делая его похожим древнерусские хоромы.
Вначале основной объем покрывало подзакомарное покрытие. Потом его заменили на более практичную четырехскатную кровлю. А при последней реставрации, проведенной совсем недавно, покрытию четверика и северного придела вернули первоначальную форму.
Внешний декор Васильевской церкви говорит о явном влиянии традиций московского зодчества. Абсиды алтаря и барабан завершены орнаментальными фризами, в которых использованы новгородские мотивы с треугольниками и впадинками. Однако, идут эти орнаменты тройными лентами, как это принято в московской архитектурной школе.
Архитектурная композиция
Планировка здания характеризуется 3 особенностями:
- отсутствие единого фасада
- конфигурация 8-угольной звезды
- замена подвала на подклеть
Для строительства храма был создан насыпной холм на месте рва. Этим объясняется невозможность. Уникальность сооружения в том, что весь храмовый комплекс воздвигнут на единой основе. По замыслу строителей, приделы были объединены между собой общей галереей.
Часовни посвящены праздникам и памяти святых, чьи дни совпали с датами победных сражений Казанского похода:
- Пресвятая Троица
- Вход Господа в Иерусалим
- Николай Чудотворец
- Григорий Армянский
- мученики Киприан и Устиния (позже мученики Адриан и Наталия)
- Александр Свирский
- Чудотворец Варлаам Хутынский
- Святители Павел, Иоанн и Александр (позже ИоаннМилостивый)
В качестве строительного материала использовался кирпич. Нижняя часть была выполнена из белого камня. Для укрепления здания, кладка дополнительно фиксировалась с помощью скреп из металла.
У комплекса небольшие размеры:
- высота главного столпа – 46 м;
- общая площадь 60 кв.м.
Чудеса праведной при жизни и после смерти
Без всяких сомнений, матушка старалась помочь как можно большему количеству людей при жизни, после ее преставления количество паломников не иссякло. В наше время к храму тянутся сотни людей, не боящихся простоять в очередях по часу и более.
К мощам Праведной в Покровском храме ежедневно приходят поклониться тысячи паломников (в выходные дни очередь к мощам растягивается на 7—8 часов)
В обители даже завели специальную книгу, в которой любой желающий может написать о произошедшем с ним чуде.
Интересный факт: первое чудо произошло уже при крещении: когда младенца погрузили в купель, от нее поднялся луч света, повеяло благоухающим дымом. Крестивший ребенка отец Василий предсказал, что девочка будет святой.
С детства девочка умела разговаривать с иконами: она отлично знала иконостас, будучи незрячей, благословляла иконописцев (позднее их иконы мироточили), иконы «рассказывали» ей о предстоящих стихийных бедствиях. Также старица предсказала революцию и что имение помещика Янькова, с чьей дочерью она ездила по святым местам, будет разграблено. Не послушавшись, тот остался и умер в молодом возрасте.
Одним из самых удивительных чудес стал сбор средств молодой девицей на создание иконы «Взыскание погибших», которую она увидела во сне. Перебирая собранные деньги, девочка отложила две монеты и не взяла их: одну мужчина отдал не от чистого сердца, вторую, копейку, бросили ради смеха.
«Взыскание погибших» — с ней праведная никогда не расставалась
Нанятый иконописец начал работу, но вскоре был вынужден признать поражение: икона не писалась. Выслушав его, блаженная велела исповедаться и покаяться от греха убийства, который лежал на художнике. Мужчина перепугался, ведь это была правда. Только после покаяния он смог выполнить работу. Икона сразу же стала чудотворной и помогла многим людям.
Пересказать все совершенные святой чудеса практически нереально: в советское время на нее предпочитали закрывать глаза, а приходящие люди и не думали записывать произошедшее. О чудесах, совершенных по сей день, лучше прочитать в книге или на храмовом сайте.
Таганский парк
Был возведён в 30-х годах на месте бывшего большого кладбища. Он быстро приобрел популярность у москвичей: тут установили теннисные корты, волейбольную площадку, парк аттракционов. Зимой заливали каток, летом показывали кинофильмы и проводили театрализованные представления для детей.
Таганский парк любим многими москвичами
При передаче возникла проблема: по историческим документам площадь Таганского парка принадлежит монастырю, более того, на этом месте располагалось кладбище с останками видных в прошлом людей.
Было и так: в 1996 г. основная часть парка (3,2 га) была возвращена. В 2007 г. было решено передать всю землю. Это вызвало протест жителей, и через два года было принято решение ничего не менять.
Современное состояние
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Покровский храм
Престольные праздники
2-ой этаж
- Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября
- Петр и Павел, первоверховные апостолы — 12 июля
- Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря
1-ый этаж
- 13 апреля, 28 июня – центральный придел в честь святителя Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца;
- 3 ноября – правый придел в честь преподобного Илариона Великого;
- 9 июня, 20 декабря – левый придел в честь преподобного Нила Столобенского.
Святыни
- Главная святыня обители – честные мощи блаженной Матроны Московской.
- Икона с частицей мощей преподобного Нила Столобенского, в честь которого освящен один из престолов Покровского храма.
- Икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная по благословению блаженной Матроны.
- Икона святителя Николая Мирликийского чудотворца с частицей мощей (на 2-м этаже).
Храм Воскресения Словущего (Воскресенский)
Храм Воскресения Словущего
Престольные праздники
- 26 сентября – центральный придел в честь Воскресения Словущего (богослужения совершаются по пасхальному чину);
- 9 июля – левый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери;
- 8 марта, 2 мая, 22 ноября – правый придел в честь блаженной Матроны Московской (в этом приделе обычно совершается ночная литургия).
Святыни
- икона Киево-Печерских святых с частицами мощей;
- десница блаженной царицы Феофании;
- икона преподобного Серафима Саровского и Дивеевских святых с частицами мощей (святые жены Дивеевские – Александра, Марфа, Елена, блаженные – Параскева, Пелагия, Мария);
- икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского;
- икона с частицей мощей святителя Иоанна Шанхайского;
- 2 ковчега с разными святынями.
Храм в честь святых Петра и Февронии Муромских
Храм святых Петра и Февроньи Храм в честь святых Петра и Февронии Муромских был заложен весной 2013 года. Построен меньше чем за год и освящён 27 февраля 2014 года архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом.
Престольные праздники
Петр и Феврония Муромские, святые благоверные
— 8 июля, и воскресенье перед 19 сентября
Примечание:
в этом храме совершаются Таинства Крещения и Венчания. Крестильня храма оборудована баптистерием для крещения взрослых. После венчания молодожёны имеют возможность приложиться к мощам блаженной Матронушки.
Святой источник
Святой источник На территории монастыря есть источник.
Он был разрушен в годы революции и восстановлен в недавнее время по историческим фотографиям.
Освящён в 2005 г. Святейшим Патриархом Алексием II.
Примечание:
здесь можно набрать воды, которая освящается каждый день на молебне у мощей блаженной Матронушки.
Подворья Покровской обители
Храм святой Матроны на Варшавском шоссе С начала возрождения монастырь обрел три подворья:
в селе Марково Раменского района Московской области Храм Казанской иконы Божией Матери ,
храм святой праведной блаженной Матроны Московской на Варшавском шоссе (первый храм, возведенный в Москве в честь великой чудотворицы. Он построен на пересечении Варшавского шоссе и МКАД. Великое освящение храма совершилось 27 февраля 2010 года архиепископом Истринским Арсением),
храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове (Москва).
Примечание:
о каждом из подворий более подробная информация размещена на официальном сайте Покровского монастыря.
Церковь Покрова Богоматери
После осмотра подклета, мы поднялись по узкой секретной лесенке наверх. Наверху посетителей ждет самое интересное – 8 церквей, непохожих друг на друга, объединенных в единый собор. В центре находится Церковь Покрова Богоматери с потрясающим иконостасом. Признаться, честно, подобный иконостас я не видела никогда. Высота церкви — 47,5 метров. Долгое время она оставалась самым высоким строением в Москве.
Церковь Покрова Богоматери
Церковь Покрова Богоматери
Церковь Покрова Богоматери
В центральную церковь ведут три не похожих друг на друга портала, оформленные резьбой по кирпичу.
Порталы
Храм Василия Блаженного
Основные моменты
Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму, которые, вполне вероятно, строили собор вообще без чертежей. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек — Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений. Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый -самый высокий — храм, увенчанный шатром. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом — по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами.
До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Всего в соборе Василия Блаженного девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI—XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ.
Храм славен своими подземными ходами. Например, под приделом Иоанна Милостивого обнаружили замурованную комнату.
Имейте в виду, что фотографировать внутри можно только для себя, без штатива и специального освещения. Во всех иных случаях нужно заключать договор с Историческим музеем. При входе в собор можно купить экскурсию на русском или английском.
Перед собором Василия Блаженного стоит памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время. Они почитаются как герои-освободители от иноземного ига. Любопытно, что скульптору Ивану Мартосу при создании скульптур Минина и Пожарского позировали его собственные сыновья.
Внешняя галерея
Во время экскурсии группу выводят также на внешнюю галерею, откуда можно разглядеть фрагменты старинной кладки и росписи.
Внешняя галерея
Внешняя галерея
Росписи собора заслуживают отдельного разговора. Учитывая преклонный возраст собора, здесь можно найти как росписи 16 века, 17, 18 и начала 20 века. Знающие экскурсоводы легко вам покажут, как их отличать друг от друга, и где находятся самые старые фрагменты.
Кстати, в 16 веке для росписи соборов был популярен цветочно-растительный орнамент, который символизировал райский сад. Именно этот орнамент можно увидеть и здесь.
Кстати, освещают помещения старинные слюдяные фонари.
Росписи Собора Василия Блаженного
Росписи Собора Василия Блаженного
Росписи Собора Василия Блаженного
Росписи
Интересные факты о соборе Василия Блаженного
В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.
Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. В свое время священнослужитель пользовался особой любовью и уважением у москвичей. Его расстреляли большевики в 1918 г. за миссионерскую деятельность.
По этому поводу очевидцы рассказывали:
По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу.
Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.
А вот еще несколько интересных фактов о соборе:
- Через несколько десятилетий ему исполнится 5 веков, что делает его одним из древнейших соборов мира.
- Церковные службы во времена СССР в соборе Василия Блаженного не проводились. Вплоть до развала Союза он работал в качестве музея, как и многие другие древние храмы, например, Казанский собор в Санкт-Петербурге (см. 16 интересных фактов о Казанском соборе).
- Возведён он был всего за 6 лет, что в 100 раз быстрее, чем знаменитый Кёльнский собор в Германии, строительство которого отняло около 6 веков.
- Собор Василия Блаженного — народное название, а не официальное. А тот самый ров, что упомянут в оригинальном названии, исчез уже века назад.
- Чтобы внутри была правильная акустика, при строительстве собора в стены замуровали большое количество глиняных горшков, горловины которых направлены вовнутрь.
- Сейчас у собора Василия Блаженного десять куполов, но некогда их было целых двадцать пять.
- При строительстве в нём был обустроен потайной ход, соединявший собор с царской сокровищницей. Его случайно обнаружили около сотни лет назад.
- Во время Отечественной войны 1812 года Наполеон, войдя в Москву, повелел взорвать собор Василия Блаженного. Но погода не дала ему этого сделать — дождь намочил порох (см. 15 интересных фактов о войне 1812 года).
- Мощи Василия Блаженного, канонизированного после кончины, и по сей день находятся в соборе, который носит его имя.
- Сам Василий Блаженный прославился при жизни благодаря тому, что учил окружающих нравственности, подавая людям личный пример.
- Имя архитектора, построившего собор, до сих пор доподлинно неизвестно. Причём Иван Грозный, согласно легенде, после завершения строительства казнил либо ослепил его, чтобы несчастный архитектор никогда не смог построить ничего лучше.
- Фактически собор Василия Блаженного представляет собой одиннадцать церквей, объединённых в единый комплекс. А четыре из них посвящены святым, дни поминовения которых совпадали с днями важных сражений за Казанское ханство (см. 25 интересных фактов о Казани).
- До того, как Иван Грозный повелел построить каменный собор Покрова Святой Богородицы, на этом месте уже стояли деревянные церкви. Некоторые из них были возведены ещё в эпоху правления Ивана III Великого.
- Собор Василия Блаженного включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Официально он принадлежит не РПЦ, а Государственному историческому музею. Хотя богослужения в нём всё равно проводятся.
Как попасть в Собор Василия Блаженного
В настоящее время собор является филиалом Исторического музея, и попасть сюда можно шесть дней в неделю (кроме понедельника) согласно расписанию работы музея. Очень редко здесь проводятся богослужения, но где найти их график, я не нашла. Стоимость стандартного входного билета в музей – 350 рублей. Если вы хотите присоединиться к экскурсии – будьте готовы доплатить еще 100 рублей. Обзорные экскурсии проводят согласно графику (подробнее здесь). Также внутри Собора за дополнительную плату можно взять аудиогид. Многочисленные агентства организуют в Собор экскурсии, однако, на мой взгляд, это лишняя переплата денег, так как все экспонаты имеют подробное описание. Ну а если немного подготовиться и почитать в интернете, то ваш культурный поход удастся на славу.
Цены на вход
На защите Храма Василия Блаженного
Впрочем, есть версия, что арест Петра Барановского был обусловлен вовсе не «Болдинским делом». Причина в том, что Первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Лазарь Каганович, именем которого было названо столичное метро, вознамерился снести храм Василия Блаженного на Красной площади: якобы здание мешало движению. «Плохонькие, старенькие строения загромождают лучшие места нашего города» — говорил Каганович. Поэтому неудивительно, что в 1927 году ВЦИК постановил снести Красные ворота. Были уничтожены и многие другие памятники архитектуры. Барановский не мог допустить разрушения и храма Василия Блаженного. Говорят, архитектор заперся в храме, заявив: «Взрывайте вместе со мной!».
Однако многие историки считают эту историю всего лишь красивой легендой. По крайней мере, Рой Медведев, автор книги «Они окружали Сталина», утверждает, что Петр Дмитриевич просто явился на прием к Лазарю Кагановичу по данному вопросу. Однако Кагановича доводы архитектора не убедили. Тогда Барановский отправил телеграмму на имя самого Иосифа Сталина, который и велел не трогать Храм Василия Блаженного. Между тем Медведев уверен, что именно Каганович сыграл главную роль в аресте реставратора. Перед отправкой в лагерь Барановский успел задать своей супруге всего один вопрос: «Снесли?». Но женщина ответила: «Целый!».
Предания старины
Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по велению Ивана Грозного. На месте, где красуется собор, в XVI веке соорудили оборонительный ров глубиной 13 и шириной 36 метров, проходивший вдоль кремлевской стены через Красную площадь. Ров засыпали в 1813 году.
Царь, отправляясь на покорение Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – дал обет Богу построить невиданный прежде храм на Руси, если победит нашествие врагов.
Строили храм 6 лет только в теплое время года. Согласно легенде, царь наблюдал за строительством с башни на кремлевской стене. Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном неповторимом экземпляре, зодчих собора Барму и Постника по приказу Ивана Грозного ослепили.
Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. После войны Сталину предлагали убрать собор как помеху для проведения победного парада. Каганович, показывая Сталину макет площади, приготовленной для парада, убрал изображение храма. Сталин резко оборвал его: «Лазарь, поставь на место!» С тех пор неприкосновенность храма ни у кого не вызывала сомнения.
Музей
После прекращения богослужений, по решению советского правительства, здание храма с начала 20-х гг. стало использоваться как историко-архитектурный музей. В нем открывается экспозиция, формируются фонды, начинают проводиться исследовательские работы.
С 1928 г. музей становится подразделением Государственного исторического музея. Его выставочная деятельность имела антирелигиозную направленность. Параллельно с работой экспозиционной части в здании проводятся крупномасштабные реставрационные мероприятия.
Музей прекращал работу в период 1941-1947 гг. В разные годы в помещении были представлены тематические собрания, посвященные строительству и архитектуре 16 века, библиографии 16-20 века, завоевательным походам Ивана Грозного.
Покровский храм является одним из главных туристических объектов столицы. С 1991 г. наряду с музейной, в нем возобновляется религиозная деятельность.
Основные коллекции:
- оружия 15-16 вв.
- колоколов 16-20 вв.
В 2014 г. вниманию посетителей была представлена постоянно действующая экспозиция «Сокровища Покровского собора». В нижней части здания экскурсанты знакомятся с историей храма. В верхней части публика осматривает старинные интерьеры с элементами живописных и скульптурных работ мастеров древнерусского искусства.