Мариинский театр, мариинский-2 и концертный зал в санкт-петербурге: сайт, билеты, фото, описание
Содержание:
Краткое описание
Монументальное здание впечатляет своей красотой. Построенное в неоклассическом стиле оно имеет многофигурный силуэт. Его парадное крыльцо нельзя назвать императорским, а парадная лестница не ведет в царскую ложу. Весь акцент архитектор сосредоточил на зрительском зале.
Зрительный зал по праву считается одним из самых красивых в мире. Необычен цвет его оформления. Если традиционно зал императорского театра оформлялся красным цветом с золотом, то в Мариинском использовался цвет морской волны — голубые стены, дополненные синим бархатом и кресла в этом же тоне.
Интересен занавес, созданный еще в 1914 году по рисункам выдающегося художника Александра Головина. В технике изготовления он соединил живопись и аппликацию, а рисунок занавеса повторяет узор платья императрицы Марии Александровны, имя которой театр и получил.
Люстра является визитной карточкой Мариинского театра. Она была создана в 1860 году и состоит из 23000 хрустальных подвесок и 230 лампочек. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и заменить перегоревшие лампочки.
Обратите внимание на плафон с изображением двенадцати нимф в окружении амуров и двенадцати медальонов с портретами драматургов. Поясним, что первоначально театр предполагалось использовать для постановки самых разных спектаклей, в том числе и драматических
Именно поэтому внутри мы видим портреты Фонвизина и Островского, Гоголя и других русских драматургов XVIII–XIX века
Поясним, что первоначально театр предполагалось использовать для постановки самых разных спектаклей, в том числе и драматических. Именно поэтому внутри мы видим портреты Фонвизина и Островского, Гоголя и других русских драматургов XVIII–XIX века.
Зал рассчитан на 1625 мест, глубина сцены — 22 метра, ширина — 18 метров, высота — 25 метров.
Концертный зал Мариинского театра
Недалеко от Мариинского-2, по адресу: улица Писарева дом 20 (вход с улицы Декабристов, дом 37), находится Концертный зал Мариинского театра.
Здание Концертного зала исторически связано с Мариинским театром. В 1900 году по проекту Виктора Шретера на этом месте был построен Декорационный магазин и зал дирекции Императорских театров, перешедший в ведение Мариинского театра в 1917 году.
В сентябре 2003 года в здании Декорационных мастерских произошел пожар. На месте сгоревшего здания было возведено нынешнее здание Концертного зала Мариинского театра, в облике которого был сохранен уцелевший в огне исторический фасад. Вместе с этим с противоположной стороны здания, выходящей на улицу Декабристов, был сооружен новый фасад, являющийся своеобразным олицетворением архитектуры 21 века. Так, по замыслу архитектора проекта — Ксавье Фабра, архитектурные особенности Концертного зала должны были органично сочетать элементы «века нынешнего и века минувшего».
29 ноября 2006 года состоялась презентация нового Концертного зала Мариинского театра.
Концертный зал предназначается для проведения концертных программ.
В зале предусмотрена возможность желаемой трансформации сцены, в зависимости от программы каждого данного вечера. Так, управляемость отдельными блоками планшета сцены дает возможность вариативного расположения оркестровых групп или формирование оркестровой ямы.
Зал также используется и для сценических представлений оперных произведений, и для балетных постановок. Зал является площадкой фестиваля «Звезды белых ночей», а также таких фестивалей театра, как «Новые горизонты», «Масленица» и «Брасс-вечера в Мариинском».
В Концертном зале находится орган работы французской фирмы «Альфред Керн и сын» (Страсбург). Проводят концерты органной музыки.
Фойе Концертного зала функционирует как выставочное пространство с художественной экспозицией, которая позволяет слушателям концертов дополнить свои музыкальные впечатления живописными.
В комплексе зданий, примыкающих к Концертному залу, находятся: ресторан, кафе, музыкальный магазин и репетиционные помещения.
P.S.
Так, историческое здание Мариинского театра, Мариинский-2 и Концертный залом являются уникальным, современным и одновременно историческим театрально-концертным комплексом Санкт-Петербурга и одним из крупнейших культурных институций мира.
Стажировка в США, пик славы и дуэт с Киркоровым
Как рассказывали ее педагоги, первые два года Нетребко почти не выделялась среди остальных студентов, но на третьем курсе поразила всех своими вокальными данными, сдав экзамен по специальности на отлично. А в 1993 году состоялся ее первый большой триумф: Анна одержала победу на конкурсе имени М. И. Глинки в Смоленске, после чего ее тут же пригласили в Мариинский театр, но уже в качестве солистки. Валерий Гергиев был так впечатлен голосом Нетребко, что сразу предложил ей партию Барбарины в «Женитьбе Фигаро». Впрочем, эту роль ей так и не довелось исполнить: после нескольких репетиций стало ясно – Нетребко достойна роли Сюзанны.
Эта дебютная работа принесла певице фантастический успех. Многие ценители оперы тут же назвали Нетребко самым ярким открытием года. Ей стали доверять ключевые партии во многих спектаклях. В 1994 году Анну пригласили в Ригу, где она исполнила роль Царицы ночи в спектакле «Волшебная флейта». А еще через год певица дебютировала в США с оперой «Руслан и Людмила», после чего оперный театр в Сан-Франциско, где она выступала, пригласил ее пройти у них стажировку. В течение трех месяцев Нетребко под руководством американских педагогов оттачивала актерское мастерство, изучала тонкости сценического движения и совершенствовала знания иностранных языков – прежде всего итальянского, французского и немецкого. Позднее там же, в Сан-Франциско, она дебютировала в «Любовном напитке» Доницетти. А знаменитый испанский тенор Пласидо Доминго, бывший в те годы художественным руководителем Вашингтонской национальной оперы, пригласил Нетребко на роль Джильды в «Риголетто».
Важным событием в карьере Нетребко стала приглашение на роль Наташи Ростовой в опере «Война и мир». Премьера спектакля состоялась в 2002 году на сцене знаменитой «Метрополитен-опера». Блистательный дуэт Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского тогда прославился на весь мир. В том же году Нетребко закрепила свой успех, сыграв в «Дон Жуане» в постановке дирижера Николауса Арнонкура. Премьера прошла на фестивале в Зальцбурге. Затем была «Травиата», в которой Нетребко исполняла сразу несколько партий: на сцене Мюнхенской оперы – партию Виолетты, а на сцене лондонского «Ковент-Гардена» – Донны Анны. Кроме того, с начала 2000-х Нетребко радует поклонников сольными альбомами. Ее первый диск, «Opera Arias», вышел в 2003 году и сразу же стал одним из самых продаваемых альбомов академической музыки. Уже через год последовал второй альбом под названием «Sempre Libera». За спиной у Анны Нетребко множество прекрасных дуэтов. Особенно высоко критики оценили ее совместные партии с известным мексиканским тенором Роландо Вильясоном. Они делили сцену не раз: сначала в «Ромео и Джульетте», затем в «Любовном напитке» в 2005 году. В партнерстве с ним же она выпустила альбом «Дуэты». Также Анна спела дуэтом с Элиной Гаранчей, меццо-сопрано из Риги. Вместе они исполнили баркароллу Оффенбаха из «Сказок Гофмана», а также пели в опере «Капулетти и Монтекки» Беллини.
Красильников Станислав/ТАСС
Талант Анны Нетребко высоко востребован во всем мире. Звезда много гастролирует и часто дает концерты в России: если в афише стоит имя Нетребко, значит, обязательно будет аншлаг. Сейчас певица живет на две страны: в 2006 году она получила гражданство Австрии, также у нее есть квартира в Нью-Йорке, на Манхэттене. Но при этом Анна продолжает оставаться гражданкой России. Нетребко не раз говорила, что безмерно гордится своим происхождением и тем, что ее воспитала русская вокальная школа. В 2004 году Анна стала лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства, награду она получила в Кремлевском дворце из рук Владимира Путина. А в 2008 году певице было присвоено звание Народной артистки России. Как позднее рассказал журналистам отец Нетребко, все деньги от Госпремии (около 5 миллионов рублей) она перечислила на счет детского ортопедического института Турнера.
«Раймонда»: два лика
«Раймонда» – балет непростой. В нем много слоев. Буквальный пересказ сюжета не дает ничего, лишь вскроет несообразности балетного «средневекового» колорита. Зато метафорический подход срабатывает.
Это, как и «Спящая красавица», символ пробуждения души в ожидании любви. А все прочее – венгерские рыцари и буйные сарацины, графиня из Прованса и трубадуры – надлежащая театральная рамка и повод для разнообразия танцев.
Стилизация средневековья в музыке и хореографии минимальна, большей частью ее вообще нет. Но есть, начиная с увертюры, неоромантическое томление в теме выбора.
Мария Хорева и Мария Ильюшкина – открытие последних лет, балерины высокого класса и почти ровесницы, их негласное творческое соперничество многим навевает воспоминания о временах, не столь уж и давних, когда любители балета не знали, куда в Мариинке бежать, на Ульяну Лопаткину или на Диану Вишневу. Впрочем, эстетическая разница между примами была столь велика, что балетоманы выбирали то, что им ближе.
Самые мудрые не входили ни в какие партии, но стремились понять, как преображается балетная партия в трактовке интроверта или экстраверта.
В нынешнем случае речь скорее может идти о двух подходах к образу Раймонды – она или решительная и сильная духом, делающая выбор сразу, или нежный цветок, колеблющийся и распускающийся сообразно обстоятельствам. Хоревой ближе первый подход, Ильюшкиной – второй. При этом техника первой Марии уверенней и отчетливее, но она уже давно танцует Раймонду. Вторая Мария только что вошла в балет, и некоторая «размазанность» отдельных па – видимо, признак волнения в дебюте. Хотя…
Мария Хорева. Фото – Александр Нефф
Хорева вносит в партию нестандартную смесь подростковой решительности и лирической шаловливости: ее четко очерченный танец основан на определенности психологических и пластических мотивов, и рельефный отталкивающий жест рукой у лица, отвергающий любовные атаки шейха, недвусмысленно означает «нет». Что и вызывает дальнейшие события (похищение и прочее). Ильюшкина же словно «гасит» графику академической выучки в поэтической «дымке»: ее жесты исподволь наполнены трепетом и маревом, поэтому непонимание женского отказа шейхом в ее случае более мотивировано. Ведь она завлекает неведомо для себя.
В общем, Хорева – как бы Раймонда-Одиллия, а Ильюшкина – Раймонда-Одетта. При этом туры в обе стороны, плавная легкость и умение взмахнуть ногой так, что мало не покажется, у обеих прекрасны. Как и сочетание венгерского танца с классическим в последней картине.
Мария Ильюшкина. Фото – Наташа Разина
И тут мы возвращаемся к идее «Раймонды». К ее средневековому посылу.
Я бы так сказала: сравнение выступлений Хоревой и Ильюшкиной в таком, казалось бы, насквозь условном жанре псевдоисторического балета, претерпевшего к тому же множество редакций (в Мариинке идет версия Константина Сергеева, тоже ставшая классической) позволяет подумать о феномене куртуазности не меньше, чем ее «аутентичная» стилизация в каких-нибудь реконструкциях средневековых церемоний. Такова уж природа классического балетного спектакля, построенного на культе женского образа и преклонении перед балериной.
Кстати, о преклонении. Партнеры обеих Раймонд (маститый Владимир Шкляров и дебютант Никита Корнеев) весьма в этом преуспели. Учитывая, что собственно танца этим рыцарям без страха и упрека в «Раймонде» дано мало.
На этом, поскольку в мою задачу не входит анализ исполнения «Раймонды» труппой Мариинского театра, я закончу. Скажу только, что артисты хорошо выдерживают и ярко подают заложенный в хореографии баланс между танцем и жестом, между танцами на каблуках и на пуантах, между строгостью классики и относительной свободой характерного танца.
В памяти останутся «пророческие» танцы сна Раймонды, Сарацинский танец и Панадерос, Мазурка и Венгерский, и некоторые вариации финального Гран па.
Где находится и как добраться
Театр занимает в Санкт-Петербурге 3 здания, расположенные по разным адресам:
- основная сцена (Мариинка-1)- Театральная площадь, 1
- 2-ая сцена (Мариинка-2) – ул. Декабристов, 34
- 3-ая сцена (концертный зал или Мариинка- 3) – ул. Декабристов, 37
В театр можно удобно доехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:
- метро – ст. «Садовая» (Фрунзенско-Приморская линия), ст. «Сенная площадь» и «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия), ст. «Гостиный двор» (Невско-Василеостровская линия), ст. «Спасская» (Правобережная линия)
- автобусом –No 2, 3, 6, 22, 27, 70
- маршрутным такси – No 1, 2, 62, 124, 154,169, 180, 186, 350
Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.
История возникновения
В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.
В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.
Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.
В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.
В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».
На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.
Архитектура и стиль театра
Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.
Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.
Внутреннее обустройство главного здания
Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.
Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.
Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.
Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.
Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.
Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам
Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.
Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.
Побои, ревность и сын-аутист: личная жизнь дивы
Анна Нетребко и в свои 50 славится неувядающей красотой. Грация и женственность в ней сочетаются с поистине огненной страстью и жаждой жизни, и такая смесь просто не может не привлекать мужчин. У Анны всегда было множество поклонников, которые готовы были бросить весь мир к ее ногам. Первое серьезное чувство певица испытала в 22 года – влюбилась в юношу, с которым вместе училась в консерватории. Но счастливого романа не получилось: оказалось, что избранник Анны женат. Чтобы забыть его, Нетребко с головой погрузилась в работу и сосредоточилась на карьере. Кстати, из-за высокой занятости в театре и на гастролях консерваторию она так и не окончила – ушла после второго курса. Ее сердце пустовало недолго: во время стажировки в Америке Анна познакомилась с неким певцом по имени Тед. Но их отношения долго не продлились. Говорят, певец завидовал популярности Анны и, кроме того, после стажировки она вернулась в Россию, а он быстро нашел себе замену.
Затем около шести лет Анна встречалась с итальянским оперным певцом Симоне Альбергини. Но после нескольких неудач она не спешила связывать себя серьезными отношениями, так что пара встречалась лишь несколько раз в месяц. Но все изменилось, когда в ее жизни появился баритон из Уругвая Эрвин Шротт. В 2007 году они стали жить вместе, а еще через год у пары родился сын Тьяго. К сожалению, мальчику диагностировали аутизм, но это нисколько не повлияло на отношение родителей – скорее, напротив, заставило их любить и заботиться о нем еще сильнее. Но даже наличие общего ребенка не спасло их союз: спустя шесть лет совместной жизни Нетребко и Шротт решили расстаться. По словам певицы, они с Эрвином в последние годы редко виделись из-за плотного рабочего графика и сильно отдалились друг от друга. Кроме того, свою роль сыграли совершенно разные менталитеты.
Карпухин Сергей/ТАСС
Долгожданное счастье певица обрела совсем недавно. 29 декабря 2015 года Нетребко вышла замуж за азербайджанского тенора Юсифа Эйвазова. Свадьбу отпраздновали в Вене, торжество получилось необыкновенно красивым и пышным. Кажется, сейчас Анна по-настоящему счастлива. Юсиф боготворит свою жену и принимает активное участие в воспитании Тьяго, воспринимая его, как родного сына. Интересно, что при своей небывалой популярности, таланте и всевозможных наградах Нетребко так и не заразилась пресловутой «звездной болезнью». Она и сейчас каждый день продолжает кропотливо трудиться, совершенствовать свои вокальные и актерские навыки, а главное – умудряется оставаться простой, легкой и непосредственной. Чего стоит одно только ее выступление на концерте «Три звезды» в Берлине!
Воистину, в какой бы стране мира она ни пела, на каких бы подмостках ни объявляли ее имя, Анна Нетребко всегда сохраняет в себе казачью удаль и пламя цыганской страсти. А главное – не смотрит на людей свысока, хоть и сияет ярче многих на звездном небосклоне.
Площадки
Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:
- Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
- Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
- Владивостоке – 1 (приморская)
Основное здание Мариинского театра
Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.
Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:
- Э. Фрачиоли
- А. Головин
Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.
Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:
- ширина – 30 м
- глубина – 20 м
- высота – 24-25 м
Вторая сцена
Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:
- вместимость зала – 2 тыс.чел
- площадь – 80 тыс.кв.м
- этажей – 7
Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.
Концертный зал (третья сцена)
Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.
Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:
- архитектор К.Фабр (Франция)
- инженер Тойота (Япония)
Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:
- объем -1,3 тыс. куб.м
- вместимость – 1110 мест
- длина – 52 м
- ширина – 24 м
- высота – 14 м
В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.
Приморская сцена
Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.
Корпус имеет 2 зала:
- Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
- Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.
В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.
Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания
Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.
Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:
- ширина – 14 м
- высота – 12 м
Северо-Осетинская государственная филармония
С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.
Труппы
Творческий коллектив театра включает 2 труппы:
- балетную
- оперную
Балетная труппа зародилась в конце 18 в. Ее костяк составили придворные танцовщики, выпускники французской танцевальной школы под руководством Ж.Ланде. В 19-20 вв. с артистами Мариинки сотрудничали прославленные балетмейстеры:
- Ш. Л. Дидло
- М.Петипа
- В. Мейерхольд
- В. Вайнонен
- Л.Якобсон
- С.Каплан
В истории театра вписаны имена выдающихся танцовщиков – Вацлава Нежинского, Рудольфа Нуриева, Михаила Барышников. Славу русского балета утверждали и поддерживали балерины – Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова. До начала 19 в. на сцене Мариинского театра выступали преимущественно иностранные артисты. В 30-40-х гг. 19 в. постепенно формируется русская оперная труппа. Репертуар театра постоянно пополнялся новыми операми европейских и российских композиторов, что способствовало расширению труппы и привлечению в ее состав артистов с исключительными певческими данными.
Первыми голосами Мариинского театра были:
- Осип Петров
- Федор Шаляпин
- Медея и Николай Фигнер
- Софья Преображенская
- Леонид Собинов
В составе трупп артисты со званиями заслуженный и народный, лауреаты национальных и международных конкурсов.