Мариинский театр: история и факты

Содержание:

Как в Петербурге начали ставить экспериментальные спектакли и что произошло с театром после революции

В 1901 году начались ежегодные гастроли Московского художественного театра — это первый режиссерский театр, негосударственный, в котором два человека — Станиславский и Немирович-Данченко — организовывали всё и отвечали за всё. Они произвели огромное впечатление своими спектаклями, где был актерский ансамбль, выразительные декорации, с помощью которых хотели создать атмосферу, максимально похожую на жизнь.

Экспериментальный театр возникает тогда, когда возникает режиссура. Потому что в театре эксперимент — это новое решение всего спектакля, а не просто один хороший актер. И если Станиславский считал, что в театре всё должно быть как в жизни, то Мейерхольд, наоборот, воспринимал театр как игру. И он начинает свои эксперименты в театре на Офицерской — ныне улице Декабристов — в 1906–1907 годах (в начале ХХ века на улице Декабристов, 35–39 находился Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской — прим. «Бумаги»). Ставит пьесы Метерлинка, Леонида Андреева. И, как во всяком режиссерском театре, тут всё работает на создание образа: свет, декорации, пластика актеров. Люди ходят с большим интересом, часто им не нравится, но всё равно для них это что-то новое.

После октябрьских событий, когда в театр, в те самые ложи, пошли все, спектакли сначала объявили бесплатными. Театры были в ужасе: на что жить? Но они несколько дней побастовали и перестали.

Поначалу возникло очень много бесплатных спектаклей, которые давались для рабочих, красноармейцев. Например, организовался Эрмитажный театр. Но он не имел прямого отношения к тому Эрмитажному театру, который мы знаем. Играли в Гербовом зале Зимнего дворца, который тогда назывался Дворцом искусств. Там работал Мейерхольд, Анненков — они сперва хотели проводить всякие эксперименты, но их обязали ставить и спектакли для рабочих. В 1919 году они успели показать около 40 спектаклей для красноармейцев совершенно бесплатно. Это была классика: и Мольер, и Толстой — по пьесе «Как чертенок краюшку заслужил». Этот спектакль был цирковой, шумный, громкий, эффектный. Народ шел вовсю. К сожалению, их очень быстро прикрыли — театр существовал около полугода.

Как зрители реагировали на представления и почему могли уехать в середине спектакля

Люди XIX века вели себя в театре более шумно, чем сейчас: топали ногами, кричали, вызывали актеров. Во время представления актер мог произнести монолог — ему весь зал хлопал, он раскланивался и повторял монолог еще раз. Для нас сейчас это немыслимо.

Зрители вообще имели обыкновение приходить не на весь спектакль. Часто они приходили на какую-то его часть или, как в опере, на одну ноту в исполнении любимого певца. Это было связано с традициями: театр воспринимался иначе, чем сейчас.

C одной стороны, театр — это клуб, где люди общаются, ходят друг другу в ложи. Приехали, расселись, со всеми поздоровались, потом увидели кого-то знакомого напротив — пошли в гости. Они наблюдали друг за другом. Например, сидит какой-нибудь молодой человек, а напротив — барышня, и он внимательно за ней наблюдает. Потом видит, как к ней заходит другой молодой человек и они исчезают куда-то. Они могут пойти в аванложу — это такое место, где устраивали свидания и можно было побеседовать тет-а-тет. Так что люди приходили в театр не только ради спектакля, но и ради общения. Это светское общество, в котором можно было узнать какие-то новости.

Но в театр, конечно, ходили и потому, что его любили и им интересовались. В 1830–1840-х годах люди писали о том, что театр — это важнейшая инстанция для решения жизненных вопросов. Были такие эпохи, когда у зрителя было ощущение, что вот оно, настоящее, а жизнь — это слабая, жалкая, неяркая копия театра.

Почему те, кто ходил в театр ради театра, могли приходить не на весь спектакль? А потому, что они были завсегдатаями и уже видели спектакль много раз. Они могли прийти на любимую сцену, как мы перечитываем в книгах что-то, что нам особенно нравится.

Это были профессиональные театральные зрители, настоящие знатоки, а надо сказать, что в XIX веке было больше людей, которые регулярно ходили в театр, разбирались, могли рассуждать об актерах. Но было и огромное количество жителей Петербурга, которые в театр не ходили никогда.

Театр имени императрицы

На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди. Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.

Мариинский театр в XIX веке

Первый театральный сезон уже по традиции открылся оперой «Жизнь за царя». Следующие полвека отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского. На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина, Леонид Собинов и Федор Шаляпин. Последний вознес роль оперного певца в спектакле до невиданных ранее высот. Шаляпин добился успеха и народной любви благодаря природному дарованию и феноменальному трудолюбию. Его называют создателем «русского исполнительского стиля», представляющего собой сочетание невероятных вокальных данных и таланта драматического артиста

В создании образа Федор Иванович уделял внимание каждой мелочи, не забывая о мимике, жестах и подборе эффектных костюмов. После Октябрьской революции он в течение двух лет (1918-1920) возглавлял театр, поддерживая коллег в тяжелое время

Ф.М. Шаляпин в образе Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. 1900-е гг.

Балетную труппу Мариинского театра в 1869 году возглавил талантливый М.И. Петипа. Он бережно относился к классическим постановкам «Жизели», «Эсмеральды» и «Корсара», не подвергая их радикальным изменениям. В то же время поставленный им балет «Баядерка» получился настоящим шедевром балетного искусства. Встрече двух гениев, Петипа и Чайковского, зритель обязан появлением «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Композитор, утверждавший, что «балет – та же симфония», составил прекрасный творческий тандем с балетмейстером Мариусом Петипа, плодами которого любители классического танца могут наслаждаться и по сей день. В 1886 году на месте Большого Каменного театра возвели здание Санкт-Петербургской консерватории, а спектакли, до этого времени продолжавшие идти на его сцене, перенесли в Мариинку.

Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг.

Во второй половине XIX века Мариинский театр неоднократно подвергался реконструкции. В 1885 году главный архитектор Петербургских Императорских театров Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов, котельной и электростанции. Главный фасад театра обрел более монументальные формы, стал его «визитной карточкой». Еще одним знаковым местом в Мариинке является зал под самой крышей. Именно там в 1908 году произошла ссора известных поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Максимилиана Волошина, приведшая к дуэли. А ведь все начиналось весьма мирно: деятели искусства, среди которых также были Иннокентий Анненский, Александр Блок и Федор Шаляпин, пришли позировать для общего портрета. Из-за разразившегося конфликта завершить работу так и не удалось.

В 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин, принадлежавший к объединению «Мир искусства», с помощью двух художественных техник (живописи и аппликации) оформил занавес театральной сцены таким же узором, какой украшал шлейф платья императрицы Марии Александровны.

Императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго. Художник К. Робертсон.

История

Театр ведёт от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого театра, который располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Входил в состав Императорских театров России.

Мария Александровна, в честь которой назван театр

12 июля 1783 года был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, от которого ведет отсчет история театра. Позже Карусельная площадь сменила название на Театральную.

В году, после того, как сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк, построенный по проекту Альберто Кавоса в 1847—1848 годах, архитектор возвёл на этом месте новое театральное здание, предназначенное для труппы Императорских театров. Театр был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны (РГИА, Ф.497 Оп.2, Д.17174, «По Высочайшему повелению о наименовании театра-цирка Мариинским»). Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя», оркестром дирижировал К.Н. Лядов.

В 1883—1886 годах здание перестраивалось архитектором Виктором Шретером под наблюдением Николая Бенуа. После его перестройки, в 1886 году сюда были перенесены балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра. Само же здание Большого театра было передано Русскому музыкальному обществу и затем в 1896 году перестроено архитектором Владимиром Николя в консерваторию.

9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР, в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета» (сокращённо ГАТОБ). В 1935 году, вскоре после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова, театру, как и многим другим организациям, предприятиям, населённым пунктам и другим объектам СССР, было присвоено имя этого революционера.

В 1988 году, после смерти Евгения Мравинского и ухода Юрия Темирканова в филармонию, художественным руководителем и главным дирижером Кировского театра стал Валерий Гергиев.

16 января 1992 года театру было возвращено его прежнее название.

Весной 2020 года, в условиях карантина, вызванного пандемией COVID-19, театр запустил ежедневные онлайн-трансляции своих спектаклей и концертов. В течение месяца трансляции собрали более 25 млн зрителей.

Архитектура

Проект Штакеншнейдера предполагал сохранение основного объема дворца Чернышева, но с усовершенствованием конструктивных элементов, изменением внутреннего пространства, использованием при строительстве новейших технологий и материалов. В итоге, прежние стены усилили дополнительной каменной кладкой, деревянные балки заменили металлическими, залы оборудовали системой централизованного отопления и вентиляцией, а ванные комнаты — водопроводом и канализацией. Электричество появилось позже — в 1893 г.

Мариинский дворец на google.maps

Трехэтажное здание в плане имеет явную асимметрию. Его архитектурный облик выполнен в эклектичном стиле, основанном на классицизме в общем объеме и барокко в скульптурных элементах. Фасад украшен пилястрами с капителями и балюстрадами. Он подчеркнут двумя крайними ризалитами с треугольными фронтонами и центральным ризалитом, увенчанным аттиком. Первый уровень дворца отделан рустовкой, а входная группа выделена портиком с арочными проходами. Его завершает открытая террасная площадка, огражденная балюстрадой с вазонами. Оконные проемы каждого этажа имеют собственные размеры.

Изначальная планировка предусматривала виды из жилых комнат на внутренние дворы, а из служебных помещений — на внешние улицы.

Архитекторы

Автором проекта Мариинского дворца является русский архитектор Андрей Штакеншнейдер. Этот комплекс считается его лучшей работой. Он привлекал к сотрудничеству профессоров и бывших студентов Академии художеств, которые занимались второстепенными корпусами и помещениями.

В 1890-х гг. здание капитально ремонтировалось и частично реконструировалось под руководством академика Императорской Академии художеств, архитектора Людвига Петерсона. В 1906-м по проекту русского зодчего Леонтия Бенуа Зимний сад был перестроен под Большой зал заседаний.

Зал заседаний, assembly.spb.ru

Во время ВОВ Мариинский дворец серьезно пострадал от бомбежек. Восстановительные работы проводились под руководством архитектора М. Шепелевского.

Ордена на фасаде

В 2005–06 гг., в ходе масштабной 9-месячной реставрации экстерьера Мариинского дворца, на аттике были воссозданы лепнина и городской герб, удаленный с фасада в 1960-х гг. Гипсовые слепки наград Ленинграда на центральном ризалите заменили укрупненными металлическими копиями:

  • медали Золотая Звезда;
  • 2 орденов Ленина;
  • ордена Октябрьской Революции;
  • ордена Красного Знамени.

Богатый и знаменитый Мариинский театр

Историю свою театр начал в 1783 году с открытия Большого Каменного театра на Карусельной площади. В последствии площадь стала именоваться Театральной и это название сохранилось по сей день.

Большой театр был построен по проекту Антонио Ринальди – архитектора, внесшего огромный вклад в облик Петербурга. Внушительный размер, богатая архитектура, а также самое современное на то время театральное оборудование, поражали своих посетителей.

Опера Джованни Паизиелло Il Mondo della luna («Лунный мир») стала первой постановкой нового театра. Сцену поочередно делили русская, итальянская и французская труппы. На сцене шли как драматические спектакли, так и вокально-инструментальные концерты.

Руководство

Художественный руководитель и директор (с 1988) — дирижёр Валерий Гергиев. Исполняющий обязанности заведующего балетной труппой (с 2008) — Юрий Фатеев (должность художественного руководителя балета сокращена в 1995 году).

Возвращение исторического названия

В 1917 году Мариинский театр стал Государственным и был передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году театр стал именоваться Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а в 1935 году ему было присвоено имя С. М. Кирова.

В 1968–1970 гг. по проекту Саломеи Гельфер была проведена генеральная реконструкция Мариинского театра, после которой левое крыло здания было «вытянуто» и оно приобрело сегодняшний вид.

С 1988 года главным дирижером театра стал Валерий Гергиев.

В 1992 году театру возвратили его историческое название – Мариинский. Кроме того, в 2006 году был открыт Концертный зал на улице Писарева, 20, предоставленный в распоряжение труппе и оркестру театра. Всему миру известны великие постановки Мариинского театра, а его артистов принимают с восхищением и теплотой в любом уголке мира!

Обратившись к нам, будьте уверены, что мы сможем составить программу посещения всех знаменитых театров Петербурга с учетом ваших интересов и пожеланий.

Это интересно: Вешнее Макошье (День Земли)

Площадки

Основное здание (слева) и вторая сцена Мариинского театра

В межсезонье театр предоставляет свою сцену под выступление других коллективов.

Изменения театра с течением времени

С течением времени Петербург строился, менялась мода и, одновременно с этим, менялся и его облик. В первые годы 19 века еще один великий архитектор Тома де Томон существенно изменил пропорции и внешний облик театра. Изменения коснулись и внутреннего убранства – было сделано капитально переустройство внутренней планировки и отделки.

Помимо своего театрального предназначения, новое здание стало яркой архитектурной достопримечательностью Петербурга. Однако, в 1811 году, через 8 лет после заверения работ, пожар уничтожил внутреннее убранство и существенно повредил фасад театра.

Тома де Томон спроектировал план восстановления театра, но, к сожалению, ему не суждено было дожить до завершения работ. Большой театр снова открыл свои двери лишь в 1818 году и презентовал своим посетителям балет Шарля Дидло «Зефир и Флора» на музыку композитора Катарино Кавоса

Прогулка по Сахаре

Сахара — крупнейшая на Земле пустыня, расположена в Северной Африке. Прогуляемся по пескам времени. Пустыня Сахара вытянута примерно на 4 800 км с запада на восток и от 800 до 1200 км с севера на юг; имеет площадь около 8,6 млн кв. км. Это около 30 % площади Африки, немногим больше площади Бразилии. Фотография из космоса. В с…

Метаморфозы Большого театра

В 1836 году здание Большого театра вновь подверглось изменениям, но уже с целью улучшения акустики. Сын композитора и капельмейстера архитектор Альберто Кавосом заменил плоским купольное перекрытие театрального зала. Над ним он расположил художественную мастерскую, где мастера занимались росписью декораций.

В зрительном зале были убраны колонны, мешавшие обзору и искажению акустики. Длина и высота зала были увеличены, что позвонило довести его вместимость до двух тысяч зрителей. Именно Альберто Кавос придал залу привычную нам с Вами форму подковы.

Танцоры

Основу балета Мариинского театра составляют артисты:

Руководители

  • Екатерина Кондаурова
  • Олеся Новикова
  • Оксана Скорик
  • Алина Сомова
  • Виктория Терешкина
  • Диана Вишнева
  • Тимур Аскеров
  • Евгений Иванченко
  • Кимин Ким
  • Игорь Кольб
  • Ксандер приход
  • Владимир Шкляров
  • Андрей Ермаков

Первые солисты

  • Надежда Батоева
  • Мария Хорева
  • Анастасия Колегова
  • Анастасия Матвиенко
  • Мэй Нагахиса
  • Екатерина Осмолкина
  • Рената Шакирова
  • Кристина Шапран
  • Мария Ширинкина
  • Елена Евсеева
  • Александр Сергеев
  • Филипп Степин
  • Константин Зверев

Вторые солисты

  • Мария Буланова
  • Екатерина Чебыкина
  • Надежда Гончар
  • Мария Илюшкина
  • Александра Иосифиди
  • Анастасия Лукина
  • Валерия Мартынюк
  • Анастасия Нуйкина
  • Яна Селина
  • Татьяна Ткаченко
  • Виктор Кайшета
  • Роман Беляков
  • Евгений Коновалов
  • Иван Оскорбин
  • Юрий Смекалов
  • Алексей Тимофеев
  • Василий Ткаченко
  • Давид Залеев
  • Максим Зюзин

Персонажи-солисты

  • Елена Баженова
  • Ольга Белик
  • Алина Красовская
  • Алиса Русина
  • Ислом Баймурадов
  • Сослан Кулаев
  • Владимир Пономарев
  • Дмитрий Пыхачев
  • Василий Щербаков
  • Андрей Яковлев

Корифеи

  • Влада Бородулина
  • Виктория Брилева
  • Юлиана Черешкевич
  • Ксения Дубровина
  • Шамала Гусейнова
  • Дарья Ионова
  • Виктория Краснокутская
  • Анастасия Никитина
  • Ксения Острейковская
  • Екатерина Петрова
  • Анастасия Петушкова
  • Злата Ялинич
  • Никита Корнеев
  • Всеволод Маевский
  • Федор Мурашов
  • Алексей Недвига
  • Григорий Попов
  • Александр Романчиков
  • Андрей Соловьев
  • Илья Живой

Генеральная реконструкция театра

Она была осуществлена в 1968–1970 гг. по проекту С. Гельфер, в результате левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.

Юрий Темирканов

С 1976 по 1988 г. художественным руководителем и главным дирижёром театра был Юрий Темирканов
. Под его руководством в театре были осуществлены постановки «Война и мир» С. Прокофьева
(1977), «Мёртвые души» Р. К. Щедрина
, «Пётр I» (1975), «Пушкин» (1979), «Маяковский начинается» (1983) А. Петрова
. Юрий Темирканов
ыступил одновременно и как режиссёр: он поставил оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского
. С оркестром этого театра в 1987 г. он выступает в Лондоне с постановками этих опер, а также оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского
.

Валерий Гергиев

В 1988 г. главным дирижером театра стал Валерий Гергиев
. 16 января 1992 г. театру было возвращено его историческое название – Мариинский
. А в 2006 г. труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал
на улице Декабристов.

Концертный зал Мариинского театра

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 декабря:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru — промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma — промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод — AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для и

  • Осип Петров
  • Федор Шаляпин
  • Медея и Николай Фигнер
  • Софья Преображенская
  • Леонид Собинов

В составе трупп артисты со званиями заслуженный и народный, лауреаты национальных и международных конкурсов.

Чем отличались спектакли XIX века и как актеры ставили их без режиссера

Спектакль представлял из себя тоже не то, что сейчас. Например, в апреле 1836 года прошла премьера «Ревизора»: на афише — сначала «Ревизор», а дальше «Сват Гаврилыч, или Сговор на яму». Какое отношение это имеет к «Ревизору»? Никакого. Просто спектакль показывался не один, а в сопровождении водевиля, который мог быть до или после спектакля — или и до, и после. И зритель был не обязан смотреть всё.

Репертуар был очень разнообразным, колоссальным, совершенно несопоставимым с нынешним по количеству спектаклей, идущих на сцене. В Александринском театре новые спектакли ставили каждые несколько дней. Это мог быть водевильчик, что-то маленькое, но всё равно — изволь роли выучить. Поэтому и существовали суфлеры: не потому, что людям было лень учить роли, а просто потому, что это было невозможно. Какие-то спектакли — тот же «Ревизор» — игрались десятилетиями, а водевиль могли пару раз сыграть и всё.

В XIX веке не было такого понятия, как режиссура. А это то, что удерживает спектакль более или менее одинаковым из раза в раз. Потому что режиссер создает какие-то правила, которые спектакль должен выдерживать. В XIX же веке актеры играли так, как хотели. Устраивали репетиции, но их было очень мало — могли сыграть с одной или двух репетиций. И каждый актер был как бы режиссером своей собственной роли. Поэтому в разные дни играли очень по-разному. Понятно, что среди актеров были более стабильные люди, но были и совсем стихийные. Русские трагики, например, вообще традиционно были пьющие.


Декорационные мастерские Мариинского театра. 1902 г. Фото: citywalls.ru

Мариинский театр сегодня

Хотя эта ложа официально не называлась «Царской ложей», именно в ней император и его семья всегда сидели, посещая спектакли в театре.

Под руководством Юрия Темирканова , главного дирижера с 1976 по 1988 год, Оперная труппа продолжала ставить новаторские постановки как современных, так и классических русских опер. Работая отдельно от балетной труппы театра, с 1988 года обе труппы находятся под художественным руководством Валерия Гергиева в качестве художественного руководителя всего театра.

Оперная труппа вступила в новую эру художественного совершенства и творчества. С 1993 года влияние Гергиева на оперу было огромным. Во-первых, он реорганизовал деятельность компании и установил связи со многими крупнейшими оперными театрами мира, включая Королевский оперный театр, Ковент-Гарден , Метрополитен-опера , Оперу Бастилии , Ла Скала , Ла Фениче , Израильскую оперу , Вашингтонскую национальную оперу. и Опера Сан-Франциско . Сегодня оперная труппа регулярно гастролирует по большинству этих городов.

Гергиев проявил новаторство и в русской опере: в 1989 году прошел Всероссийский фестиваль Мусоргского, на котором были представлены все оперные произведения композитора. Точно так же многие оперы Прокофьева были представлены с конца 1990-х годов. Оперы нерусских композиторов стали исполняться на их родных языках, что помогло оперной труппе приобщиться к мировым тенденциям. Ежегодный международный фестиваль « Звезды белых ночей » в Санкт-Петербурге, начатый Гергиевым в 1993 году, также сделал Мариинский район культурной картой мира. В том же году, отдавая дань уважения имперским истокам Мариинского театра, была поставлена
пьеса Верди « Форза дель судьбы» , премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге в 1862 году, с оригинальными декорациями, костюмами и декорациями. С тех пор для «Фестиваля белых ночей» стало характерно представлять премьеры предстоящего сезона компании в этот волшебный период, когда с приближением летнего солнцестояния темнота практически исчезает.

В настоящее время компания вносит в свой список 22 сопрано (из которых, возможно, наиболее известна Анна Нетребко ); 13 меццо-сопрано (с Ольгой Бородиной, знакомой американской и европейской публике); 23 тенора; восемь баритонов; и 14 басов. Во главе с Гергиевым есть руководитель администрации сцены, режиссер, постановщики и ассистенты, а также 14 концертмейстеров.

Концертный зал Мариинского театра

Соседний Концертный зал Мариинского театра, спроектированный французским архитектором Ксавье Фабром, открылся весной 2007 года. Он рассчитан на 1100 зрителей.

Как в Петербурге появились частные театры и что показывали рабочим и студентам

После 1860-х годов начинается некоторое освобождение. Появляется больше людей, которые ходят в театр иногда: студенты, курсистки, независимые женщины, купеческое сословие, новая буржуазия.

Конечно, это связано с политическими изменениями, с реформами Александра. Перестали разделять пространство партера и места за креслами — так, в общем, театр отозвался на то, что происходило в обществе.

В 1882 году разрешаются частные театры

Это было очень важное событие: до этого существовали крепостные театры, но они были семейными, а публичные частные театры, в которые можно купить билеты, возникли только после 1882 года. Этого все ждали и очень хотели, Островский много писал о том, что это должно быть.

Появляется театр, который сперва называется Театром литературно-артистического кружка, потом — литературно-художественного общества, потом — театром Суворина. Это здание, где сейчас находится БДТ.

В частных театрах оказывается полегче с цензурой. Суворинский, или Малый, театр был очень даже серьезным в плане репертуара. Там, например, впервые ставится «Царь Федор Иоаннович» Толстого, которая 30 лет была под запретом. Или «Власть тьмы» Толстого — страшная пьеса, в которой на сцене убивают новорожденного младенца и которая была под запретом 10 лет. Там же впервые показывают «Преступление и наказание» — это вообще роман, и чтобы его поставить, надо было сперва переделать в пьесу. А для XIX века это нехарактерная ситуация.

В частных театрах полегче и в плане этикета. Императорский театр отличался тем, что туда является император, и все должны были быть к этому готовы — поэтому правила строже. В этих же театрах, конечно, гораздо более свободная форма посещения: и в поведении, и в том, как человек одет.

Кроме того, в конце XIX века появляются совсем демократичные театры — для рабочих. Например, Василеостровский театр и Народный дом, который был в ведении Общества попечительства о народной трезвости. Просвещением хотели максимально объять люд достаточно дикий, который обычно пошел бы в кабак. Эта демократичная аудитория приходила совсем в зипунах, хотя они, конечно, старались одеться торжественнее.

Эти театры устраивали летом открытые сцены в садах и парках, которые были еще дешевле. Даже там могли ставить и Шиллера, и Шекспира, и Чехова.


Сцена из спектакля «Оптимистическая трагедия», режиссер Александр Таиров, 1933 год

Площадки

Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:

  • Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
  • Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
  • Владивостоке – 1 (приморская)

Основное здание Мариинского театра

Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.

Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:

  • Э. Фрачиоли
  • А. Головин

Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.

Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:

  • ширина – 30 м
  • глубина – 20 м
  • высота – 24-25 м

Вторая сцена

Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:

  • вместимость зала – 2 тыс.чел
  • площадь – 80 тыс.кв.м
  • этажей – 7

Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.

Концертный зал (третья сцена)

Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.

Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:

  • архитектор К.Фабр (Франция)
  • инженер Тойота (Япония)

Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:

  • объем -1,3 тыс. куб.м
  • вместимость – 1110 мест
  • длина – 52 м
  • ширина – 24 м
  • высота – 14 м

В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.

Приморская сцена

Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.

Корпус имеет 2 зала:

  • Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
  • Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.

В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.

Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания

Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.

Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:

  • ширина – 14 м
  • высота – 12 м

Северо-Осетинская государственная филармония

С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.

Балетные спектакли

Мариус Петипа

В 1869 г. балетную труппу театра возглавил Мариус Петипа
. Он продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона, продолжал ставить классические спектакли «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар». Петипа
поставил на сцене Мариинского театра балеты Чайковского
«Спящая красавица» и в содружестве со Львом Ивановым – «Щелкунчик». Уже после смерти Чайковского на сцене Мариинского театра «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь. Здесь же Петипа поставил балет Глазунова
«Раймонда». Молодой Михаил Фокин
поставил в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина
, «Лебедя» Сен-Санса
, «Шопениану» на музыку Шопена
, а также балеты, созданные в Париже – «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова
, «Жар-птицу» и «Петрушку» Стравинского
.

В 1886 г. балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.

В 1920 г. театр стал называться Государственным академическим театром оперы и балета, а с 1935 г. к этому названию прибавлялось: «имени С. М. Кирова». В театре продолжали ставить классику, но к ней прибавились и современные оперы: «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева
, «Воццек» А. Берга
, «Саломея» и «Кавалер розы» Р. Штрауса
. Появились в репертуаре и новые балеты: «Красный мак» Р. Глиэра
, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева,
«Лауренсия» А. Крейна
, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
и другие.

Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна
«Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 г. оперой М.И. Глинки
«Иван Сусанин».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector