Кул-шариф: мечеть

Описание и архитектура мечети

Проект здания был разработан архитекторами Ш. Х. Латыповым , М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Им удалось подчеркнуть былое величие разрушенной мечети. Она имеет 5 этажей, включая цокольный и технический: на первом этаже находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором — смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин. На цокольном этаже находятся музей ислама, гардеробы, помещения для омовения. В комплекс мечети входят также библиотека и издательство. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети — это здание пожарной части.

Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Благодаря голубому цвету наверший минаретов и купола религиозная достопримечательность известна в народе как «голубая мечеть».

Высота каждого из минаретов и соответственно мечети — 57 метров.

В молельный зал можно попасть с северной стороны, в музей ислама — с южной.

Вместимость здания — 1,5 тысячи человек, а площадь перед ней может вместить еще 10 тысяч молящихся. Зелеными квадратами на асфальте обозначены места для молящихся.

Как добраться

Посетить эту и другие мечети можно в составе экскурсионной группы

Экскурсия “Мечети Казани”

Здание находится по адресу – Каюма Насыри, 17. Найти достопримечательность легко, так как она находится в самом центре города. Если вы приехали на электричке, то от вокзала ходят автобусы под номерами 1, 6, 35, 63, 99, 74. Также отправляются с этой же остановки троллейбусы – 5 и 10. Удобно пользоваться метро. Выход делается на станции «Площадь Габдуллы Тукая». Удобно совершать поездку в Казань экскурсионным туром. Так, вы сможете узнать о существовании и многих других достопримечательностей.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Интересные факты

  • В конце 90-х годов строящаяся Кул-Шариф была признана высочайшей мечетью в Европе. Но сейчас она проигрывает по росту уже нескольким европейским религиозным постройкам.
  • В библиотеке, устроенной на одном из уровней, есть книга, где вписаны имена каждого, кто пожертвовал средства на строительство указанной джумы. И это тысячи человек.
  • На втором этаже главного строения в 2006 г. был открыт Музей распространения ислама в Поволжье. Как раз его сотрудники проводят туры, описанные выше. Здесь вам расскажут намного подробнее по той теме, которая затронута в самом начале обзора.
  • Потолок (внутренняя часть купола) был оформлен сначала на холстах. Их крепили наверх. Диаметр люстры – 5 метров. Она выполнена в виде распустившегося цветка. Ее вес составляет почти две тонны. Разумеется, конструкцию доставляли по мелким частям.
  • В одном из помещений проводится никах – скромное бракосочетание по законам шариата. Свадьба выдает себя лишь нарядами. Ритуал набирает в татарской среде все большую популярность. В настоящий момент молодожены бронируют комнаты уже за три месяца!
  • Осветительные приборы расположены на пяти разных уровнях сооружения. В итоге ночью оно как бы выплывает из темноты, воспринимаясь намного ярче, чем на солнце.
  • Всего в Кремле (до взятия города войсками Ивана Грозного) было целых пять мечетей.

Полезная информация для туристов

Кул-Шариф имеет статус главной соборной джума-мечети республики, города Казани и занимает площадь 19 тысяч кв. м. Просторное здание вмещает 1700 верующих, а площадь рядом с ним – до 10 тысяч человек.

Вид купола мечети изнутри

На храм интересно смотреть днем и в лучах заходящего солнца. Совершенно волшебно Кул-Шариф выглядит в темное время суток. Необычная ночная подсветка полностью преображает постройку, и вы можете отснять отличные кадры на память.

Мечеть – не только действующий храм, но и музей, куда приходит много туристов. Чтобы не мешать верующим, экскурсии проводят на смотровых балконах – слева и справа от главного зала. Для группы до 20 человек экскурсия стоит 400 рублей.

Верующие попадают в мечеть с севера – от главной молельной площади. В музей входят с нижней, южной платформы.

Люстра в молельном зале

История первоначальной мечети и амира Кул Шарифа

«Руководитель Долины» или «Предводитель Колена (Рода)» – именно так переводится арабско-татарское понятие «Кул-Шариф». И так на самом деле звали религиозного деятеля Казанского ханства, проживавшего во времена покорения этого государства Москвой и возглавлявшего его оборону (как мы знаем, тщетную).

3D-панорама Голубой мечети

В описываемый период времени Кул-Шариф являлся верховным имамом казанских татар. Он относился к роду сейидов (потомков пророка Мухаммеда). Исследователи считают: именно к крымской династии.

Стоит уделить внимание минаретному храму, место которого с 1996 г. начал занимать строящийся комплекс соборной (джума) мечети

Дело в том, что исконное помещение для отправления культа было возведено еще в годы жизни Кул-Шарифа.

Оно носило иное название и считалось в те времена архитектурной доминантой всего Казанского Кремля. А располагалось в западной части. Судя по старинным изображениям, тогдашний «Дом Бога» имел много башен.

В основном, нынешнее сооружение копирует свою предтечу. Но рисунки путешественников очень смутные. И проектировщики многое додумывали сами. В частности, непонятно – 6 или 8 минаретов было у старой мечети. Дело в том, что в тогдашнем ханстве имелось 8 провинций. Элементы декора тоже так и остались тайной.

Последней страницей биографии храма-оригинала явился пожар, случившийся во время прорыва московских войск внутрь города. В неравной схватке погибли и мечеть, и амир, в честь которого и был назван сегодняшний архитектурный ансамбль.

Наименование нынешней джумы – дань памяти этому самоотверженному человеку, мудро разрешавшему многие споры, политические и религиозные разногласия. Кул Шариф считается «великим героем», а один востоковед считает его автором эпического произведения «Зафернаме и вилайет-и Казан», посвященного истории развития ханства. Сейида Кул Шарифа убили, когда он находился на крыше собора, а тело столкнули вниз.

Читайте в тему — мечеть Ирек в Казани

Указ о возведении новой мечети был подписан еще в 1995 г. – лично президентом Шаймиевым. Проект был отобран в результате конкурса среди архитекторов. Победила совместная работа группы из четырех специалистов – Латыпова, Саттарова, Сайфуллина и Сафронова.


Фото: https://nat-geo.ru/

Строительство стартовало через несколько месяцев подготовительного цикла. А спустя 10 лет комплекс был полностью завершен. Открытие мечети Кул-Шариф в Казани прошло в рамках празднования тысячелетия города. Оно традиционно проходит 24 июня. 400 млн. рублей – как раз столько было потрачено на возведение комплекса строений. Ему присвоен статус действующего музея Распространения Ислама в Поволжье.

Мечеть Ярдэм

Этот молебный комплекс примечателен тем, что на его территории расположен Реабилитационный центр для незрячих людей. Почетным имамом храма является Илдар Баязитов. Он же по совместительству занимает пост заместителя муфтия Татарстана.


Мечеть Ярдэм (Казань) на данный момент является единственной исламской организацией на территории России, которая получила национальную награду за добровольчество. Сегодня храм считается главным покровителем людей с ограниченными возможностями со всего города и даже Республики. Само здание выполнено в сдержанном стиле. Экстерьер ничем не примечателен. Внутри храм отделан в теплых тонах. Интерьер заметно отличается от привычных исламских молебен своим минимализмом. Находится мечеть на улице Серова, д. 4а.

Архитектурные особенности мечети

Как уже упоминалось, место для возведения самой роскошной казанской мечети было выбрано очень удачно — во дворе бывшего юнкерского училища, которое осталось позади храма, и теперь зонально отделяет территорию мечети. С другой же стороны мечети — только кремлевские стены и спуск с кремлевского холма. Мечеть как бы взлетела своими минаретами над холмом, став популярной городской доминантой.

Минареты Мечети Кул-Шариф — главная доминанта Казанского Кремля

Дизайнерами и проектировщиками (Латыповым Ш.Х., Саттаровым А.Г., Сафроновым М.В и И.Ф.Сайфуллиным и другими) на основе современных компьютерных технологий пропорции мечети идеально были вписали в ансамбль  кремлевской белокаменной цитадели, построенной псковскими мастерами в  середине 16 века. Перед мечетью имеется большая площадь, вмещающая в праздничные дни до 10 тыс. молящихся. На ней находится так же Памятный камень, посвященный закладке мечети, и Пожарная часть, выстроенная в стиле самой мечети.

Пожарная часть стала гармоничным спутником в ансамбле Мечети Кул-Шариф

Сооружение  храма, сориентированное точно на Мекку, организовано двумя квадратами, расположенными относительно друг друга под углом в 45 градусов. Центральная восьмилучевая купольная мечеть окружена четырьмя 55-метровыми минаретами. Храм снаружи облицован белыми плитами уральского мрамора и гранита, а центральный купол и верхушки минаретов покрыты бирюзовой эмалью. Арки окон напоминают татарские юрты, а разноцветные витражи стекол содержат в себе выразительный татарский орнамент и арабскую вязь.

Пятиэтажное здание храма состоит из трех наземных,  цокольного и технического этажей. Для посещения из них доступны наземные этажи, в которых имеется просторный вестибюль, молельный зал на 1,5 тыс. человек, два балкона для экскурсантов, издательский центр,  Музей-библиотека и административные помещения.

В каждой детали внешнего и внутреннего оформления присутствуют восточные элементы

Во внутренней отделке мечети использованы керамика, роспись, резьба по дереву и камню, римская мозаика, аяты Корана и 8 полумесяцев. Множество ковров, украшающих интерьер, получены в подарок от иранских властей. А над главным залом мечети висит произведение искусства — хрустальная чешская люстра, диаметром до 5 метров и весом более 2 тонн.

Молельный зал храма освещает чешская 2-тонная люстра

Чтобы войти и осмотреть внутреннее убранство и интерьер мечети  нужно соблюсти всего два основных правила правоверных: снять при входе обувь и покрыть голову. Войти в саму мечеть можно с севера, т.е. с главной молитвенной площади, а чтобы посетить Музей ислама, нужно обойти мечеть и войти туда с ее южной стороны. 

Экспозиции музея, размещенные в двух залах, познакомят вас с историей самой мусульманской религии, расскажут о ее проникновении в Поволжье, и о ее роли в жизни общественного социума. 

Вход в Музей исламской культуры находится с южной стороны храма

Также вы сможете осмотреть религиозные мусульманские атрибуты, например, четки или обязательные для проведения намаза (молитвы) предметы. На музейных стендах выставлено множество изданий Корана и книг известных татарских просветителей.

О других достопримечательностях Казанского Кремля и его музеях можно прочитать здесь.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

«Предлагали семь площадок»

Как пояснила официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова, «по поручению Рустама Нургалиевича решение о месте строительства соборной мечети будет приниматься с учетом мнения общественности». Пока, по ее словам, лишь высказываются предложения на уровне духовенства. Но каких-то конкретных утвержденных вариантов, из которых можно было что-то выбрать, еще нет: этот вопрос находится «на стадии обсуждения и проработки».

— Мы, как узнали об этом, предложили построить мечеть на территории бывшего ресторана «Акчарлак». Год назад собрали целую тетрадку подписей и передали в ДУМ РТ. Здесь удобное место: сюда ходят трамваи, автобусы, людям будет легко добраться, — сообщил Рауф Ибрагимов.

Помимо «Акчарлака», среди предложений назывались площадь Тысячелетия, парк Тысячелетия, парк «Кырлай», буферная зона Кремля, берег Казанки у речного порта, в Троицком лесу, около НКЦ «Казань» и на месте обувной фабрики «Спартак».


Камиль Исхаков: «Было много предложений, что должно войти в комплекс мечети. Мы с Рустамом Нургалиевичем все обсуждаем, но пока ни на одном пока не остановились». Фото Михаила Козловского

— Окончательно еще не выбрана ни одна площадка под мечеть, хотя предлагали к рассмотрению семь таких мест, — рассказал «Реальному времени» Камиль Исхаков. — Поскольку площадки нет, нет ни состава проекта, ни числа объектов — это ведь целый этап. Пока рано говорить о площади и вместимости. Было и много предложений, что должно войти в комплекс мечети. Мы с Рустамом Нургалиевичем все обсуждаем, но пока ни на одном пока не остановились.

Он добавил, что идея строительства соборной мечети в городе витает в воздухе не один десяток лет. Еще в 1992 году на правом берегу Казанки (на месте нынешней «Казанской Ривьеры» и «Леруа Мерлен») при участии Талгата Таджуддина и архитектора Мунира Агишева был заложен первый камень в основание, даже было забито 1 600 свай.

У так и не построенного храма было даже название — «Тюльпан». Но проект не был реализован. К слову, через несколько лет, в 1998 году, соборная мечеть с похожим наименованием появилась в Уфе — «Ляля-Тюльпан». И открывал ее все тот же верховный муфтий Талгат Таджуддин.

Правила посещения

  • Девушкам следует покрыть голову платком (бесплатные накидки есть перед входом).
  • Всем посетителям необходимо закрыть плечи и колени.
  • Обязательно разуйтесь и оставьте обувь в специальной ячейке. Можно надеть бахилы на ноги.
  • Женщинам нельзя заходить в мужскую часть моления (на первом этаже), а сразу подняться на второй этаж.
  • Не разрешается кричать и громко говорить.
  • Если посещаете мечеть в качестве туриста, то стоит пройти на специальные смотровые площадки. Тогда вы не будете мешать молящимся.

Одновременно в Кул-Шариф может молиться 11500 людей. 1,5 тыс. внутри здания и 10 тыс. на площади перед ним.

@juliakosukhina5

Вторая половина XVI – начало XX в.

В 1552 году в результате длительной осады войсками Ивана Грозного и последующего штурма Казань подверглась разрушению. Многие защитники крепости погибли в кровопролитных боях, а оставшееся татарское население было выселено за пределы города. Начинается процесс активного заселения Казани и ее окрестностей русскими переселенцами. Происходит смена культурных традиций, формируется новый уклад городской жизни. Остатки былого величия столицы уничтожались, приспосабливались русскими поселенцами под новый город. Постепенно город расширяется. Площадь посадов разрастается почти в два раза. К началу XVII века число дворов увеличивается до двух тысяч.

Казань, являясь одной из наиболее укрепленных крепостей, защищающих восточные рубежи русского государства, стала одним из крупнейших городов. В городе была сосредоточена административная и военная власть над обширнейшим завоеванным регионом.

Возросшая геополитическая роль Казани, как оплота русского государства в Поволжье, показала необходимость расширения и укрепления её защитных сооружений. По поручению Ивана Грозного в 1556-1562 годах в Казань для строительства нового белокаменного Кремля были направлены знаменитые псковские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй. Под их руководством на месте старой ханской крепости началось строительство новой системы укреплений, состоявшей из 13 башен и крепостных стен.

Новый Казанский Кремль был расширен в южном направлении, и к началу XVII века его границы окончательно сформировались и дошли до настоящего времени.

Помимо оборонительных сооружений псковские мастера на территории Казанского Кремля построили первые православные храмы: Благовещенский собор и церковь Киприана и Устиньи. Были основаны Троице-Сергиев и Спасо-Преображенский монастыри.

Долгое время сохранялись постройки ханского периода: ханская мечеть, ханский дворец и мавзолеи, которые использовались в качестве складских помещений для хранения оружия и боеприпасов, но примерно через 150 лет строения были разобраны.

В XVII веке в западной части Казанского кремля на месте бывшей ханской гвардии был создан Пушечный двор. Он представлял собой несколько соединенных между собой зданий, в которых осуществлялся ремонт и производство оружия.

К XVIII веку территория российского государства существенно расширилась и Казанский Кремль частично утратил свою оборонительную функцию, но продолжал являться административным центром Поволжья.

В связи с изменениями в административно-территориальном делении российского государства, в 1708 году была образована Казанская губерния, что повлекло за собой изменения в штате чиновников. Это стало причиной строительства на территории Кремля зданий, предназначенных для работы руководителей губернии.

В июле 1774 года Казанский Кремль был подвергнут двухдневной осаде войсками Емельяна Пугачёва. Кремль обстреливали из пушек, но восставшим не удалось его захватить благодаря мощным крепостным стенам, башням и стойкости защитников крепости. Это была первая и последняя осада казанской белокаменной крепости за всё время. После подавления восстания Пугачёв незадолго до казни перед отправкой в Москву содержался в одном из казематов Казанского Кремля.

С 1774 года под руководством архитектора В.И. Кафтырева стал реализовываться новый градостроительный план Казани, в котором предусматривалось строительство комплекса Присутственных мест в Казанском Кремле. Осуществлялась застройка прилегающей к Кремлю территории, а сама крепость стала началом центральных городских улиц.

В 1848 году по поручению Николая I был построен Губернаторский дворец, где размещались императорские квартиры, губернаторские комнаты и помещения для придворных служителей. В XIX веке на территории Казанского Кремля также были построены здания юнкерского училища, духовной консистории и новый архиерейский дом.

Вероятно, в первой половине XVIII века на территории Казанского Кремля была построена башня Сююмбике, один из самых узнаваемых символов Казани.

Архитектурный ансамбль Казанского Кремля и прилегающих к нему территорий, окончательно сложившийся к середине XIX века, по большей части сохранил свой исторический облик и в значительной степени дошел до наших дней.

Предыстория Мечети Кул-Шариф

Возведение самой красивой мечети в современной Казани стало символичным и своеобразным памятником трагическим событиям 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых очень большое число местного татарского населения.  

Взятие Казани в 1552 году привело к гибели мусульманского кремля

Погиб в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул Шариф – настоятель главенствующей мечети Казанского ханства. Сегодня он считается непосредственным потомком пророка Мухаммеда. С небольшим отрядом единоверцев он сражался до последнего вздоха, и поэтому сегодняшней Мечети на территории Казанского Кремля присвоено его имя. Кул Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знатоком множества наук, в том числе астрономии, истории и политики. Неоднократно он принимал участие в переговорах между Казанским ханством и Москвой.   

Гибель имама Кул Шарифа — одна из трагических страниц истории Казани

После взятия Казани ее противоборство с Москвой было закончено. А все культовые сооружения мусульман после установления власти Москвы постепенно начали уничтожаться. На смену им возводились православные церкви и монастыри. Военное противоборство сменилось противоборством религиозным. Население начало подвергаться насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак и озеро Кабан, где вскоре образовалась Татарская Слобода, сохраняющая в последующие века мусульманские и национальные традиции края. Более подробно об этом можно прочитать в статье – История Старо-Татарской слободы.

В 19 веке известный татарский просветитель и философ  Ш.Марджани, в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшала главная соборная мечеть, которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.

Когда-то мусульманская мечеть уже украшала собой Казанский Кремль

И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть казанских мусульман.

Кул-Шариф — новодел с древней историей

В 1551 году, во время осады столицы Казанского царства, в крепостных стенах возник пожар, в результате которого сгорела кафедральная мечеть. Это было величественное монументальное здание, имевшее восемь минаретов — больше, чем у каких-либо других мусульманских храмов, за исключением мечети в Мекке. В самом почитаемом мусульманами храме девять минаретов, и превышать это число при строительстве новых культовых сооружений запрещено.

Последним служителем храма был Шерифкол. Этот человек пользовался уважением в городе, он прославился религиозностью и благими деяниями, занимался просветительской деятельностью, а во время осады вдохновлял защитников города, которые долгое время героически отражали натиск русского войска.

Соборная мечеть была не просто религиозным заведением, в ней была собрана богатейшая библиотека, это был один из центров культурной жизни Среднего Поволжья.

Несколько веков жители Татарстана мечтали о возрождении соборного храма. Но строительство началось лишь в 1996 году, после подписания президентом Татарстана соответствующего указа. Новую мечеть в Казани назвали Кул-Шариф, почтив память последнего настоятеля соборного храма.

Невзирая на «юный возраст», мечеть стала одним из самых известных храмов Татарстана. Она символизирует возрождение веры и является уникальным памятником татарской культуры и истории.

Посещение мечети Кул Шариф

Главная мечеть в Казани — это не только молельное сооружение, но и культурно-просветительский центр Татарстана. В Музее ислама можно познакомиться с историей религии, а также ее распространения на территории Поволжья, посмотреть на традиционную мусульманскую атрибутику — четки, различные предметы для проведения намаза. В сувенирной лавке можно приобрести что-либо из товаров на память о посещении мечети.

Вход в здание свободный и бесплатный. Заплатить символическую сумму придется лишь на входе в Музей ислама. Двери мечети открыты для посетителей любых вероисповеданий круглогодично.

Однако во время знаменательных мусульманских праздников туристу бывает сложно попасть внутрь из-за огромного количества паломников со всего Татарстана и соседних регионов.

Мечеть Кул Шариф в Казани поражает своей архитектурой, интерьерами, величием и красотой. Не стоит огорчаться, если по каким-то причинам не удалось попасть в молельные залы или на балконы для туристов.

Архитектурный комплекс оставляет неизгладимое впечатление даже при любовании им лишь снаружи. Тем более, в темное время суток мечеть подсвечивается, что выгодно подчеркивает ее архитектурные особенности.

Обзор экстерьера сооружения


Мечеть Кул-Шариф

Получившееся творение составляет пять этажей (с учетом цоколя и технического этажа). Нижние уровни занимают: музей исламской культуры, помещения для омовения, гардеробы, мужской молельный зал и личный кабинет имам. Выше располагаются две просторные площадки в виде балконов для туристов и небольшая молельная зона, предназначенная для женщин. Также в здании Кул Шарифа находятся библиотека и собственное издательство. Рядом с мечетью располагается пункт пожарной части, представляющий собой небольшое и аккуратное строение с крышей, выполненной в едином стиле с основным зданием.

Благодаря обилию приятного небесного цвета во внешнем оформлении данный культурно-религиозного комплекс зовётся в народе «голубой мечетью». Облицовка сооружения в основном выполнена из крепкого природного материала – мрамора. Также присутствует и гранит. Башни мечети крайне внушительны. Высота каждой достигает около 57 метров. Также поражает и допустимое количество посетителей – храм может вместить до 1500 человек, а площадка перед ней – до 10 000. Места для моления обозначены на площади зелёным цветом.

Посещение мечети Кул Шариф

Главная мечеть в Казани — это не только молельное сооружение, но и культурно-просветительский центр Татарстана. В Музее ислама можно познакомиться с историей религии, а также ее распространения на территории Поволжья, посмотреть на традиционную мусульманскую атрибутику — четки, различные предметы для проведения намаза. В сувенирной лавке можно приобрести что-либо из товаров на память о посещении мечети.

Вход в здание свободный и бесплатный. Заплатить символическую сумму придется лишь на входе в Музей ислама. Двери мечети открыты для посетителей любых вероисповеданий круглогодично.

Однако во время знаменательных мусульманских праздников туристу бывает сложно попасть внутрь из-за огромного количества паломников со всего Татарстана и соседних регионов.

Мечеть Кул Шариф в Казани поражает своей архитектурой, интерьерами, величием и красотой. Не стоит огорчаться, если по каким-то причинам не удалось попасть в молельные залы или на балконы для туристов.

Архитектурный комплекс оставляет неизгладимое впечатление даже при любовании им лишь снаружи. Тем более, в темное время суток мечеть подсвечивается, что выгодно подчеркивает ее архитектурные особенности.

Архитектурный замысел

В мечети 8 минаретов: 4 больших, 2 средних и 2 малых псевдоминарета при входе. 8 – это максимально большое число, которое допустимо.

В плане мечеть представляет собой 2 квадрата, повернутые относительно друг друга на 45 градусов. Этот знак часто встречается в мусульманской символике и означает благословение Аллаха. Фасады облицованы уральским мрамором.

Главная мечеть мусульман Аль-Масджид аль-Харам в Мекке имеет 9 минаретов. Никто и никогда не может превышать это число. Площадь около мечети выложена разноцветной плиткой в виде молельных ковриков – намазлыков. По большим праздникам, когда места в мечети всем не хватает, мусульмане молятся снаружи, на этих ковриках.

Описание объекта

Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось с 1996 по 2005 годы под руководством архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» А.В. Головина, А.И. Исхакова, И.Ф. Сайфуллина, А.Х. Саттарова, М.В. Сафронова, С.П. Шакурова.

Здание плане представляет собой 2 наложенных друг на друга под углом 45 градусов квадрата, что образовывает 8-угольник. Стены мечети выполнены в виде 8 пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами (структурная единица Корана, стих) и орнаментальными косичками.

В композицию стен вписаны высокие стрельчатые окна (в виде полукруглой арки) с витражами (из цветного стекла). Мечеть имеет восьмилотковую крышу, а её центральный объём по центру перекрыт куполом с вершиной высотой 36 метров и диаметром 17 метров. В куполе прорезаны окна в форме тюльпанов.

Мечеть венчают четыре главных минарета (башня, с которой осуществляется призыв на молитву), расположенных по углам основного объема здания. Главные минареты имеют высоту 55 метров. Мечеть имеет также 2 малых минарета и 2 полуминарета на углах главного входа в здание, которые выполняют функцию архитектурного декоративного элемента и акцентируют вход. На вершине каждого минарета – полумесяц.

Здание мечети облицовано белым мрамором, купол и вершины минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями арабской вязью и гранями порталов.

Мечеть Кул Шариф имеет 5 ярусов, включающих цокольный и технический, несколько площадок вспомогательного и технического назначения. В цоколе здания размещен Музей исламской культуры, гардеробы, помещения для омовения. На первом ярусе находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором – смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин.

При отделке здания применялись уникальные отделочные работы: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы – гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик. Мрамор, использовавшийся при создании мечети, привезён с Урала, внутреннее убранство – ковры – подарок правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии.

Мечеть аль-Марджани

Это архитектурное сооружение расположено в Старо-Татарской слободе столицы, близ озера Нижний Кабан (адрес — ул. К. Насыри, 17). Мечеть Марджани (Казань) является исторически значимым храмом всего исламского народа. Первый вариант здания был возведен в конце 18 века по приказу Екатерины II. Постройка обошлась казне в 5.000 рублей, что по тем временам было немыслимыми деньгами.

В современном виде мечеть выполнена в лучших традициях средневековой татарской архитектуры

Во время реконструкции было уделено большое внимание такому стилю, как барокко. Несмотря на то что здание всего в два этажа, минарет возвышается вверх на три яруса

Храм получил свое название в честь имама Марджани, который служил в нем 39 лет вплоть до 1889 года. Внутри и снаружи мечеть отделана золотыми наконечниками и полумесяцами. Все стены и своды интерьера украшены светлыми орнаментами и лепниной.

Советы при посещении

Несмотря на то, что посещение территории и здания мечети открыто для всех желающих, это не простое общественное место, а духовная святыня для тысяч мусульман. Поэтому необходимо следовать некоторым правилам, нормам поведения и внешнего вида и уважать мусульманские обычаи.

  • Одежда должна быть максимально закрытая, желательно надеть головной убор (например, платок);
  • Перед тем, как войти в здание, необходимо разуться — посещение мечети в обуви запрещено (бахилы разрешены);
  • Женщинам ни в коем случае нельзя заходить в мужской молельный зал;
  • Необходимо проявлять уважение к окружающим — нельзя проходить перед читающим намаз, создавать шум и суету;
  • Туристам во время молитвы разрешено находится только на специальных площадках на втором этаже мечети.

Соблюдение этих простых правил поможет не только получить удовольствие от красот интерьера и архитектуры мечети, но и глубоко проникнуться исламской культурой, больше понять и прочувствовать религию и традиции мусульман.

Современный вид

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector