Собор святой софии в стамбуле или мечеть айя-софия
Содержание:
- Где найти мозаики
- Необъяснимые чудеса
- История строительства
- Легенды о соборе Святой Софии
- Советы туристам по знакомству с собором
- Фотопрогулка по храму
- Собор Святой Софии: наш отзыв про музей
- Переплетение культур
- История:
- Постройки на территории
- Айя-София
- Софийская мечеть
- История
- Собор Святой Софии. Константинополь (Стамбул, Турция), 532-537 гг.
Где найти мозаики
Мозаики в Соборе
Очутившись во внутреннем убранстве храма, следует обратить внимание на его правую часть от входа. Пред взором предстает каменная кладка с необычным разноцветным орнаментом переплетения
В этой части помещения в древние времена короновали императоров Рима.
Стены внутри мечети выполнены из мрамора и восхитительной мозаики, состоящей из стеклянных, серебряных и золотых элементов. Впервые мозаичные полотна стали использоваться в середине 9 века. Они включали в себя изображение Богородицы с младенцем, архангелов, святителей и пророков Ветхого Завета. Чуть позже в мечети была создана мозаика с образом Всевышнего, сидящего на троне.
Где в храме находятся мозаики
Мозаика
- Мозаика Христос Панкратов. Находится в западном крыле мечети, над императорскими воротами во 2-й пристройке. На мозаике изображен лик Иисуса, у которого в руках находится книга. Перед ним склоняется император, справа стоит архангел, слева – Дева Мария. Мозаика символизирует безграничную власть, дающую Господом Богом.
- Мозаика император Константин, Дева Мария. Расположена над первыми воротами во 2й пристройке в правой части. Мозаику хорошо видно, если направляться в мечеть со двора.
- Мозаика Последний суд. Находится в южном крыле собора на 2-м этаже. На полотне изображен Иисус Христос, справа – Иоанн Креститель, слева – Дева Мария. Все присутствующие молят Господа Бога о спасении человеческого рода. Историки полагают, что часть мозаики уничтожили крестоносцы.
- Мозаика Богоматерь с младенцем. Можно увидеть из любого места в соборе, поскольку ее трудно не заметить. Расположена в восточном крыле здания.
- Мозаика императрица Ирина, Дева Мария и император Иоанн. Находится в восточном крыле здания на 2м этаже. Справа стоит жена Иоанна, слева – император, между ними Дева Мария. Император преподносит Богородице дары в виде мешочка с золотом, супруга Ирина – грамоту.
- Серия мозаичных полотен с изображением Игнатия Богоносца, Василия Великого, Иоанна Златоуста расположена в северном крыле в нише.
К сожалению, далеко не вся мозаика сохранилась до наших времен, уцелела лишь незначительная часть. Фрескам помогла уцелеть штукатурка.
Необъяснимые чудеса
Люди, побывавшие в Стамбульском музее, рассказывают, об особых ощущениях от прикосновения к «плачущей» колонне, по легенде ее влага обладает исцеляющей силой. Не могут объяснить ученые и секрет «холодного окна», через отверстие которого постоянно поступает прохладный воздух, даже в самый знойный день.
Стоит побывать в нише, сквозь стены которой слышен некий шум.
- Одна легенда гласит, что при завоевании православной византийской святыни за этой стеной спрятались тысячи христиан.
- По другому преданию в то время, когда мусульмане с мечами ворвались в храм, шло богослужение, священник не прекращал читать молитву даже при приближении к нему турок. Когда мусульманин поднял меч, в одно мгновение стена раскрылась и спрятала священнослужителя.
Интересно! Согласно легенде священник выйдет и продолжит богослужение, когда святыня снова вернется в православие.
История строительства
Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий — император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» — Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен — императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.
Его называют Святая София — церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.
В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.
Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!
Свое второе имя — Айя-София — храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София — Святая Мудрость, Ая-Ирена — Святое Благодушие, Ая Динамис — Святая Сила.
Легенды о соборе Святой Софии
Известно, что это была идея Константина построить собор Святой Софии, но на самом деле его построил его сын Констанций II.
Когда Римская империя была разделена на две части, Гонорий стал лидером Западной Римской империи, а Аркадий стал правителем Восточной Римской (Византийской) империи. Первый император Византии, Аркадий, был женат на женщине по имени Евдокия, родом из варварского племени. Евдокия была близка к языческой культуре благодаря своим корням. Поэтому, когда она установила скульптуру богини, которая была похожа на нее во дворе собора Святой Софии, Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, разозлился.
Его называли Златоустом (Золотой Рот) из-за его мастерства в ораторском искусстве, и он ударил императрицу во время своей проповеди. Император быстро отреагировал на инцидент и сослал Джона в отдаленный угол Анатолии. В ту же ночь произошло ужасное землетрясение, и в соборе Святой Софии вспыхнул пожар. Жители города связали инциденты с изгнанием архиепископа, и они полагали, что это было проклятие бога. Испуганная мыслью императрица вернула Джона обратно. Однако первая собор Святой Софии уже превратился в пепел и вошел в историю.
Феодосий II вступил на престол после Аркадия и восстановил собор Святой Софии. Это был великолепный памятник, и его остатки все еще можно увидеть во дворе собора Святой Софии
Итак, что случилось со второй собором Святой Софии? Чтобы понять это, нужно упомянуть о Юстиниане I, самом важном императоре Византии
Когда собор Святой Софии был построен в 537 году, он оставался самой большой церковью до 16 века. Императора Леона VI можно увидеть на коленях перед Иисусом в этой прекрасной мозаике у входа в собор Святой Софии. Его жену, могилу императрицы Фефано, можно увидеть в Греческом православном патриархате.
Советы туристам по знакомству с собором
Всем, кто планирует побывать в храме Св. Софии, стоит взять на заметку полезные рекомендации от бывалых туристов.
- Самое подходящее время для осмотра достопримечательности 8 утра. Уже ближе к 9 в соборе становится достаточно многолюдно, возле касс собирается длинная очередь. Отстоять очередь, особенно под палящим солнцем, не доставит удовольствия.
- Если кроме собора по программе имеется посещение других объектов с платным входом, то лучше купить музейную карту, которой можно пользоваться только в пределах Стамбула. По такой карте не нужно отстаивать большие очереди, и она позволяет сэкономить немного денежных средств.
- Перед входом в собор нужно разуться.
- Не стоит приходить в храм, когда идут молитвы (5 раз на день). В пятницу в полдень лучше отказаться от визита.
- Девушки и женщины могут пройти внутрь только с накрытой головой. Если вы забыли взять с собой платок, то ничего страшного – его можно попросить на входе.
- Делать фотографии внутри разрешено, но нельзя, чтобы в кадр попадали молящиеся.
- Обязательно нужно взять с собой попить. Летом в городе стоит очень жаркая погода, поэтому без воды будет очень тяжело. На территории храма также продуют воду, но ее цена будет гораздо завышена.
- На осмотр музея будет достаточно выделить 1,5-2 часа. Этого времени вполне хватит, чтобы узнать и увидеть все самое интересное.
- Чтобы испытать максимум эмоций и впечатлений, и получить больше познавательной информации, стоит нанять экскурсовода. На входе всегда стоят гиды, которые смогут провести интересную экскурсию на русском языке. Каждый проводник устанавливает свою цену, которая может существенно отличаться. Всегда можно торговаться.
- Если не хочется тратиться на экскурсовода, то можно приобрести аудиогида. Если и это не по душе, то перед походом стоит посмотреть документальное кино о соборе.
- Некоторые туристы не рекомендуют приходить в Святую Софию вечером. Они утверждают, что дневное освещение позволяет рассмотреть каждую деталь интерьера, которая может быть упущена из виду вечером.
- Когда турист купил билет, его ожидает проверка металлоискателя. Процедура проверки рюкзаков схожа с той, что проходит в аэропорту.
- Внутри уже долгое время ведутся реставрационные работы. Часть храма от пола до потолка завалена строительными лесами, что существенно портит общую картину и впечатление от этого места.
Фотопрогулка по храму
Территорию Айя Софии можно условно разделить на две части: непосредственно музей и несколько помещений с гробницами султанов Стамбула.
3.1. Территория с гробницами султанов
Территория с гробницами расположена с другой стороны от главного входа в Айя Софию, вход туда совершенно бесплатный, в основном, заходят сюда местные:
Сориентироваться поможет карта-схема:
Мавзолей султана Мехмеда III, его жены и детей:
Семейная усыпальница удивительной красоты была построена почти 400 лет назад! Султана Мехмеда III часто называют Гази (борец за справедливость). По свидетельствам современников, он лично водил армию в военные походы, возродив утерянную до этого традицию.
Территория ухоженная и приятная, но вот кроме нее смотреть нечего:
Толпа туристов следует от гробниц к храму, для этого обходим храм:
3.2. Храм-музей Айя София
На входе посетители могут взять аудиогид (есть и на русском языке), стоимость — 20 лир:
На территории музея мы нашли схему расположения достопримечательностей в районе Султанахмет:
Небольшая площадка возле храма выделена под туалеты и кафешки:
Туалеты – прямо, кафе – слева, вход в собор – справа:
Тот, кто хорошо владеет английским языком, может обойти Софийский собор и без гида, ориентируясь на удобную план-схему:
Подписи к схеме:
Размеры храма потрясают — его высота составляет 55 метров, а диаметр купола превышает 30 м!
Обратите внимание, какими крошечными кажутся люди на фоне этого архитектурного комплекса:
А вот так Айя София выглядит вблизи, здание очень древнее:
Целых тысячу лет Святая София считалась самым большим христианским храмом на планете. Сейчас Айя София – четвертый по размеру комплекс после собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане. Зато ее купол по своим размерам там и остался мировым рекордсменом!
С тыльной стороны храм выглядит так:
Фонтан рядом с храмом (1740 год):
Древний колокол:
На некоторых стенах мы заметили надписи на церковно-славянском:
Заходим в храм-музей:
Внутри храм кажется гораздо больше, чем снаружи. Удивительное ощущение простора, света и легкости:
Даже на фото видно, что туристов в Айя Софии всегда очень много:
По ощущениям размеры храма Айя Софии сопоставимы с Храмом Христа Спасителя в Москве:
Потолок украшен сурами из Корана:
Рядом с сурами – фреска с Богородицей (ислам и христианство мирно уживаются под одной крышей, просто невероятно!):
Вид на верхнюю галерею на втором этаже:
Строительные леса хоть и портят фото, зато позволяют наглядно оценить высоту купола:
Место коронации византийских императоров:
Пол в этом месте выложен несколькими видами редкого мрамора. Простым смертным ходить по нему запрещено:
«Счастливое место» храма – здесь можно загадать заветное желание:
Эту колонну святого Григория иногда называют «плачущей» (на ней почему-то постоянно конденсируется влага). Чтобы сбылась заветная мечта, нужно просунуть палец в отверстие в медной табличке и прокрутить его внутри на 360º.
Желающих загадать желание – море, странные все-таки люди:
В отдельные помещения храма вход туристам воспрещен. По этой лестнице раньше поднимался имам для чтения молитв:
На первом этаже старинная библиотека султана Махмуда I, построенная в 1739 году:
Поднимаемся на второй этаж:
Ориентироваться можно по указателям:
Коридор средневековья выглядит жутковато:
Второй этаж встречает туристов сувенирными лавками:
все-таки странно, что в центре мусульманского Стамбула можно купить православную икону или пасхальное яйцо:
Выбор икон впечатляет:
Вид с верхней галереи:
Вид из окна Айя Софии на гробницы султанов:
Знаменитые мраморные ворота (VI век), раньше они отделяли основную часть храма от приватных императорских комнат:
После ворот можно посмотреть самые интересные старинные мозаики. Со вспышкой их фотографировать запрещено, могут повредиться:
Восстановленные мозаики XIII века (Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель):
Считается, что всю нижнюю часть бесценной мозаики растащили на сувениры туристы-варвары.
На этой мозаике изображена Дева Мария и император Иоанн II Комнин с женой и сыном. На мозаике император появился не случайно – сотни лет назад он пожертвовал на строительство храма внушительную сумму денег:
Самая знаменитая мозаика Айя Софии: Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием:
На 1 этаже храма можно прочитать историю строительства Айя Софии, а также посмотреть на древние карты. Например, древний Стамбул (а тогда еще Константинополь) выглядел так:
Обратите внимание, сколько церквей! Сейчас, конечно, облик Стамбула значительно изменился. Карта в период Византии
Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:
Карта в период Византии. Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:
Собор Святой Софии: наш отзыв про музей
Сперва надо выстоять довольно большую очередь за билетами, а потом еще такую же очередь на вход в сам собор. Мы были внутри Святой Софии несколько раз: под новый год 31 декабря в районе обеда и в мае в будний день после обеда. Каждый раз пришлось стоять в очереди около получаса.
Очередь в Айя-Софию зимой …… и веснойСтоим за билетами в музей
Рядом продают вкусную кукурузу, можно подкрепиться пока стоишь в очереди. Очень удобно
Кукуруза — тоже символ Стамбула Вкусная горячая кукуруза
При входе в Собор тщательно проверяют сумки и пропускают через металлоискатель, как в аэропорту.
На территории Святой Софии
Святая София поражает своими размерами. Длина собора 81м, ширина 72 м. Свет внутрь поступает через 40 окон, из-за большого количества света кажется, что купол парит в воздухе.
Можно подняться на второй уровень, на галереи и осмотреть Айя-Софию сверху.
Фрески и мозаика Айя-Софии представляют большой интерес, многие из них сохранились до наших дней.
Одна из достопримечательностей Святой Софии – плачущая колона. В отверстие надо засунуть палец, загадать желание и прокрутить палец на 360 градусов. Желание должно сбыться!
Плачущая колона, здесь загадываем желание:)
Собор такой огромный, что по нему можно гулять долго. Нам очень понравился Собор Святой Софии в Стамбуле: он поражает размерами и в нем чувствуется очень сильная энергетика.
Если есть желание, можно взять индивидуальную экскурсию с гидом по Айя-Софии и другим достопримечательностям города.
А мы под впечатление выходим на улицу, на площадь между двумя святынями: Святой Софией и действующей Голубой мечетью. Здесь всегда многолюдно. Даже зимой на площади высажены цветы и зеленые деревья, включен фонтан.
Вот такой он — декабрь в Стамбуле!Зеленый Стамбул в декабре
А летом еще лучше: можно лежать на траве и наблюдать за суматохой вокруг
Очень радует то, что в Стамбуле на газонах разрешают сидеть и лежать. Не то, что в России
А вечером Святая София красиво освещается. На площади включают свето-музыкальный фонтан.
Если вы планируете посетить Стамбул, советую забронировать отель заранее. Лучше всего жить в районе Султанахмет, в пешей доступности от Айя-Софии.
Полезные статьи по Стамбулу
— Что посмотреть в Стамбуле за три дня: варианты маршрутов по городу
— Новый аэропорт Стамбула
— Как из аэропорта Стамбула Сабиха Гекчен добраться в город
— Где остановиться в Стамбуле: районы Стамбула, выбор оптимального района исходя из целей посещения города
— Отели в Стамбуле: особенности бронирования отелей в Стамбуле. Цены на отели в Стамбуле. Рекомендую отели в Стамбуле разной ценовой категории
Приятного отдыха в Стамбуле!
Переплетение культур
В следствии того, что в разное время здание являлось и православным собором и главной придворной мечетью, в нем одновременно уживается несколько культур. Христианские фрески освящаются витражными окнами с арабской вязью, из императорской ложи открывается вид на мусульманский михраб.
- На стенах главного зала висят огромные круглые таблички 7 метров в диаметре, на них написаны изречения из Корана, имена первых халифов. Это самые крупные образцы арабской каллиграфии в мире.
- На стенах, колонах и других поверхностях Софии оставлены более 70 славянских надписей, более половины относится к домонгольской эпохе. Почти все они отображают имя писавшего, своего рода автографы.
- Встречаются скандинавские руны на парапетах и кресты, вероятно нанесенные в период крестового похода.
История:
В 532 году во время восстания сгорел главный храм Константинополя. Через 40 дней после подавления мятежа император Юстиниан начал строительство Софийского собора, который должен был показать мощь Византийской империи и укрепить его позиции на троне. Через 5 лет и 10 месяцев собор торжественно освятил Константинопольский патриарх Мина. До XV века Софийский собор оставался главным храмом не только Византийской империи, но и всего христианского мира. В 1453 году турки захватили Константинополь, город был переименован в Стамбул и превратили храм в мечеть, а в 1934 году Софийский собор стал музеем и службы в нем больше не проводятся. Но ситуация в любой момент может измениться: есть решение снова вернуть Святой Софии статус мечети.
Постройки на территории
Фонтан
Построен в 1740 году султаном Махмудом I (1730-1754) и является шедевром османской архитектуры и одним из самых больших и красивых фонтанов в Стамбуле. Восемь мраморных колонн Мукарны с арками держат купол. Фонтан состоит из 16 секций, у каждой имеется бронзовый кран для ритуальных омовений. В его внутренней части выгравированы слова Аллаха “Мы всё сделали из воды”.
Ажурный фонтан Махмуда 1
Мавзолеи
На территории собора располагается 5 склепов, в них хранится 145 саркофагов. Одна из самых красивых гробниц Стамбула склеп Султана Селима II находится здесь, её архитектор Синан. Этот склеп закончили лишь спустя три года после смерти султана, по обе стороны висят керамические панели с цветочным рисунком, они являются одними из самых красивых экземпляров керамики XVI века. Оригиналы табличек хранятся в Лувре, на гробнице же висят имитации. В склепе находится 41 саркафаг, в них покоятся члены султанской семьи.
Вид на гробницы в Айя-Софии
Школа
Она была построена в 1740 году султаном Махмудом I в юго-западном дворе собора Святой Софии. До провозглашения собора музеем, здание использовалось по назначению – являлось начальной школой. Сейчас строение преобразовано в Отдел исследований и выставочный зал. Здесь проводятся конференции и встречи.
Часы
На территории есть еще и Музей часов. Перед ним находятся солнечные часы, которые показывают правильное время! А внутри — просто уникальные часы!
Солнечные часы
Библиотека
Одна из самых важных османских пристроек в здании, она построена султаном Махмудом I в 1739 году в южной части здания между двумя выносными опорами. Библиотека состоит из читального зала и хранилища и отделена от основного храма сетью из позолоченной бронзы, которую несут 6 колонн. Бронзовая сеть украшена цветами и изогнутыми ветвями. На двухстворчатых воротах библиотеки есть две ручки с надписью «Я Феттах» – это одно из 99 имен Аллаха.
Коридор, который сочетает в себе читальный зал и казначейство Кютюб украшены изразцами. Книжные полки изготовлены из розового дерева. Библиотека насчитывала около 5000 книг, их пожертвовали или передали ведущие деятели того времени и сам Султан Махмуд. В настоящее время в самом храме этих книг нет, они были переданы в Сулейманскую библиотеку в 1968 году.
Музей камней (колонн и капителей)
Айя-София возведена на древнейшем историческом месте — античном Акрополе. Вокруг собора проводились многочисленные раскопки, в ходе которых были найдены руины христианских храмов, украшенные резьбой по камню.
Было найдено большое количество колон и капителей. Музей находится на территории собора с западной стороны, под открытым небом.
Айя-София
Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.
Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.
Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.
Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.
Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.
Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.
Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.
После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.
Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):
Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».
Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.
Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг…
За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.
В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.
Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»
Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие — Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.
Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.
Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.
Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.
При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.
Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.
Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.
Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.
Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.
Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.
Софийская мечеть
О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма — четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах — изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).
Ататюрк — первый Президент Турции, великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.
Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть — в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша — михраб. Рядом с михрабом — ложа султана, напротив — место имама для чтения молитв.
Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей — кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть — четыре минарета и полумесяц над куполом. Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались «инородными телами», «чужеродными включениями» на этой великой христианской святыне.
Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся…
Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене ( его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно — отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.
История
|
Собор Святой Софии в Константинополе был построен в центре этого древнего города, недалеко от дворца императора. Сегодня это Старый город Стамбула, где находятся его главные исторические и культурные достопримечательности.
Софийский собор больше тысячелетия считался самой большой христианской церковью на свете, пока не был построен столь же знаменитый на весь мир католический собор Святого Петра в Риме.
Первая церковь на месте будущего собора здесь появилась еще в IV веке при первом императоре-христианине Константине, а большой собор был возведен при консуле Констанце, однако он сгорел в результате поджога в самом начале V века.
Спустя несколько лет, по повелению императора Феодосия была построена другая большая, отделанная мрамором базилика, которая вскоре также была сожжена во время очередного восстания городской бедноты.
Строительство
В середине VI века император Юстиниан дал указание построить большую базилику, которая бы свидетельствовала о величии Византийской империи. Так, благодаря лучшим архитекторам тех времён, на божий свет появился Собор Святой Софии.
Храм Софии в Константинополе возводился из лучших и самых дорогих на то время строительных материалов: со всех концов света свозился уникальный разноцветный мрамор, для украшения использовалось золото, серебро, слоновая кость и пр.
Великолепие храма Святой Софии породило легенды и мифы о том, что при его строительстве участвовали сами небесные силы. На самом деле стройка была настолько гигантской, что «съела» целых 3 годовых бюджета Византии.
Еще с начала строительства храм Святой Софии в Константинополе получил звание «Великий», благодаря своим масштабам. При изготовлении церковного престола использовались драгоценные камни. Для богослужений была создана дорогая утварь.
Византия
В середине V века, через несколько лет после завершения строительства произошло сильное землетрясение, и Софийский собор в Константинополе подвергся значительному разрушению. То же самое случалось в конце X века – обвалился купол.
В середине XI века византийский патриарх в константинопольской Святой Софии предал папских наместников анафеме, что послужило в дальнейшем расколу Церкви на западную и восточную конфессии, который существует и сегодня.
Османская империя
В середине XV века в соборе Святой Софии в Константинополе состоялось последнее православное богослужение, в котором участвовал последний император Византии и его свита. По воспоминаниям современников служба была больше похожая на литургию.
Вскоре древний Константинополь был взят войсками Османской империи. Турки немедленно взломали двери и разграбили церковь Святой Софии, разрубили святые иконы, украли драгоценные одеяния, священные сосуды, убили служителей храма.
Через несколько дней по указанию турецкого султана храм Софии в Константинополе был обращен в мечеть. Позже к нему были пристроены 4 традиционных в исламе минарета, и собор стал мечетью Айя-София.
Она была значительно переделана внутри, чтобы соответствовать мусульманским традициям. Но православные фрески и мозаики остались в мечети Айя-София в неизменном виде, т.к. несколько веков были замазаны штукатуркой.
В середине XIX века в Айя-Софии в Стамбуле возникла опасность обрушения некоторых строений, поэтому турецкий султан пригласил к себе двух итальянских архитекторов, которые впервые отреставрировали этот храм за два года.
А в 30-е годы прошлого века отец турецкой нации Ататюрк своим декретом превратил Святую Софию в музей. Уже в начале XXI века в здании музея была оборудована небольшая комната для отправления мусульманского культа его работниками.
Собор Святой Софии. Константинополь (Стамбул, Турция), 532-537 гг.
Как сделать квадратное основание опорой для круглого купола? Ответ на этот вопрос таил в себе сложности. Архитекторы римского императора Адриана их «обошли»: громадный купол Пантеона опирался на цилиндр из мощных стен. Анфимий и Исидор изобрели свой вариант купольного перекрытия. Они поставили по углам подкупольного квадрата четыре массивных опорных столба из известняка и соединили их друг с другом гигантскими кирпичными арками. Пространство между арками над каждой опорой заложили каменной кладкой. В результате над столбами появились слегка закругленные каменные своды, формой напоминающие треугольные паруса. Когда все четыре паруса были готовы, их верхние стороны, объединившись с вершинами арок, образовали круглое основание будущего купола.
Как и весь храм Святой Софии, купол сооружен из тонкого кирпича — плинфы. Каждая кирпичная плитка была размером примерно 60×60 сантиметров, толщиной 5 сантиметров. На куполе плинфу выкладывали рядами с толстым слоем раствора между ними. Делали это поверх деревянного кружала — формы, повторяющей свод.
Чтобы осветить внутреннее пространство собора, в основании купола было решено сделать оконные проемы. Из-за них архитекторы не могли выложить здесь цельные ступенчатые кольца, сдерживающие горизонтальный распор, как в Пантеоне. Противодействовать распору в куполе и в четырех поддерживающих его арках нужно было другим способом.
Тогда строители усилили кирпичную кладку между окнами с помощью сегментов ступенчатых колец и укрепили купол множеством невысоких ребер, поднимающихся по его внутренней поверхности от основания к вершине. И все же этих мер было недостаточно. Потребовалось возвести целую систему полукуполов и контрфорсов, объединяющую все здание.
По основной оси собора над западной и восточной несущими арками архитекторы возвели два полукупола. Их, в свою очередь, поддерживала система малых куполов и сводов. Благодаря этому нагрузку удалось перенести через торцевые стены на фундамент. Чтобы противостоять силе распора, действующей на боковые стены, архитекторы построили совершенно другую конструктивную систему. Они возвели с двух сторон от опорных столбов по паре дополнительных массивных колонн, соединенных арками. Затем заполнили пространство под этими арками кирпичной кладкой, перемежающейся окнами и колоннадами. Таким образом появились внешние стены храма.
Через 20 лет после завершения строительства собора в Константинополе случилось сильное землетрясение. Часть главного купола и один из полу- куполов Святой Софии обрушились.
Император Юстиниан велел восстановить собор. Сначала это пытались сделать несколько греческих архитекторов, но их усилия не увенчались успехом. Приглашенный из Армении архитектор Трдат понял, что купол разрушился из-за сильного горизонтального распора, возникающего при возведении низкого свода. И тогда он, укрепив арки и увеличив высоту полусферы главного купола, решил проблему! Именно его купол мы и видим сегодня.
Дэвид МаколиКак это построено: от мостов до небоскребов. Иллюстрированная энциклопедия.