Карта метро стамбула
Содержание:
- Стоимость проезда в общественном транспорте Стамбула
- Marmaray (Marmaray Halkalı-Gebze) – подводная ветка метрополитена в Стамбуле
- Как добраться до Стамбула
- Новый аэропорт Стамбула как добраться до центра
- Транспорт
- Обзор сети
- Описание стамбульского метро
- Станции
- Как пользоваться метро в Стамбуле
- Метро Стамбула
- Скоростной трамвай T1
Стоимость проезда в общественном транспорте Стамбула
В Стамбуле действует интегрированная система оплаты проезда на общественном транспорте. Это означает, что один вид носителя можно использоваться для оплаты на всех видах городского транспорта.
Для оплаты проезда можно пользоваться карточками для ограниченного количества поездок: на 1, 2, 3, 5 или 10 проходов через турникет. Стоимость таких карточек составляет 7, 11, 15, 23 и 40 турецких лир соответственно.
Istanbulkart
Но чаще всего для оплаты проезда на общественном транспорте Стамбула используется единая электронная карта — Istanbulkart. Эта бесконтактная смарт-карта действительна для проезда на метро, автобусах, трамваях, пригородных поездах, фуникулёрах и паромах.
Главным преимуществом Istanbulkart является то, что стоимость проезда при оплате такой картой ниже, чем по разовому билету.
Оплата проезда в метро, трамваях, автобусах, фуникулерах и паромах
Стоимость одной поездки по Istanbulkart на метро, трамвае, обычном автобусе, фуникулере и государственном пароме составляет 3,5 лиры. Оплата производится не только при смене транспорта, но и при пересадке с одной линии метро или другого вида транспорта на другую линию.
При пяти и менее пересадках с одного вида транспорта на другой в течение двух часов стоимость каждой последующей поездки снижается. Вторая поездка обойдется в 2,5 лиры, третья – в 1,9 лиры, следующие – 1,2 лиры.
Для оплаты проезда Istanbulkart следует поднести к специальному считывающему устройству во время посадки в транспортное средство, или на турникетах станций.
Оплата проезда в метробусах
Проезд в метробусах также оплачивается при помощи разовых карт или Istanbulkart. Стоимость проезда на метробусе зависит от количества остановок, при этом пересадки с одного маршрута на другой не оплачиваются.
Стоимость проезда на метробусе начинается от 2,50 турецких лир за одну остановку и заканчиваются 5,20 лир за 34 и более остановки.
В начале поездки, при прикладывании карты к турникету, списывается максимальная сумма проезда. По окончания поездки, после повторного прикладывания карты к специальному считывающему устройству, часть списанной суммы возвращается обратно.
В ночные часы – с 01-00 до 06-00 — стоимость проезда в метробусе максимальная, и не зависит от количества остановок.
При пересадке на метробус с другого общественного транспорта скидка на проезд не предоставляется, но она предоставляется при последущей пересадке с метробуса на другой транспорт.
Оплата проезда на электричке Мармарай
Стоимость проезда на электричке Мармарай, также, как и при проезде на метробусах, зависит от количества станций, и составляет от 3,5 до 7,75 турецких лир. В минимальную стоимость проезда включен проезд от 1 до 7 станций, в максимальный – 36 и более станций.
Оплата проезда с помощью Istanbulkart также проходит в 2 этапа: при первом проходе через турникет блокируется сумма, равная максимальному тарифу, а затем, на выходе, при повторном прикладывании Istanbulkart к валидатору, будет произведен перерасчет.
Оплата наличными в метро, автобусах, трамваях, пригородных поездах, фуникулёрах и паромах невозможна. Наличные деньги принимают только в долмушах, в автобусах Havabus, которые курсируют в аэропорт Сабиха, а также на паромах частных компаний.
Дети до 6 лет пользуются преимуществом бесплатного проезда в общественном транспорте Стамбула.
Где купить и пополнить Istanbulkart
Istanbulkart можно приобрести в офисах, в специальных киосках и в терминалах, расположенных в аэропортах Стамбула, на станциях метро и электрички Мармарай, остановках автобусов, трамваев, метробусов, фуникулеров и на паромных причалах.
Стоимость самой карты, которая считается невозвратной, составляет 10 турецких лир. Istanbulkart также можно приобрести за 6 лир в специальных автоматах, расположенных у входов в метро.
При покупке карты внесенная сумма, за вычетом депозита, будет зачислена на карту. После этого карта может пополняться на сумму до 300 лир.
Информацию о транспортной карте Istanbulkart можно уточнить на официальном сайте.
Marmaray (Marmaray Halkalı-Gebze) – подводная ветка метрополитена в Стамбуле
Marmaray (Marmaray Halkalı-Gebze)
Мармарай – это не классическое метро, хотя есть общие станции пересадок. Он представляет собой подводный железнодорожный тоннель протяженностью 13,6 км, из которых участок в 1,4 км находится под водами пролива Босфор на глубине почти 60 м ниже уровня моря (55 м воды и 4,6 м грунта).
Задумка такого сообщения возникла еще в XIX веке у султана Османской империи Абдул-Меджида, но из-за отсутствия на тот момент технических возможностей, реализовать идею удалось лишь в 2013 году при сотрудничестве с японцами и с учетом американских разработок.
Marmaray входит в состав железнодорожной сети Стамбула и соединяет европейскую и азиатскую части города
Однако это только начало, поскольку по смелой задумке тоннель должен превратиться в трансконтинентальный железнодорожный маршрут от Великобритании до Южной Кореи, а также стать важной артерией для торговых отношений западноевропейских стран и Азии
Поезда Мармарай, состоящие из 10-и вагонов, курсируют между Гебзе-Халкалы-Гебзе с 15-минутными интервалами. Поезда Малтепе-Зейтинбурну-Малтепе ходят с 8-минутными интервалами.
График работы Мармарай в Стамбуле
Мармарай в Стамбуле
Полезные станции для туристов:
- Станцию Yenikapı (Йеникапы) найдете рядом с паромным причалом. Там можно перейти на лилии метрополиса М1 и М2.
- Sirkeci (Сиркеджи) расположена вблизи одноименного автовокзала. Также можно перейти на трамвай Т1.
- От Pendik (Пендик) легко доехать до аэроузла Сабиха Гекчен на автобусе Е-9 или воспользоваться метро по ветке М4.
Информация по всем станциям Мармарай и времени хождения поездов на каждой из них доступны на официальном сайте: http://marmaray.gov.tr/sefer-bilgileri/gunluk-tren-saatleri
Как добраться до Стамбула
Добраться можно по земле, на пароме, а также по воздуху. Рядом со Стамбулом находится 2 аэропорта: аэропорт Стамбул и аэропорт имени Сабихи Гёкчен.
Прямые рейсы в Стамбул
Из городов России:
- Екатеринбург,
- Казань,
- Краснодар,
- Минеральные Воды,
- Москва (аэропорты: Домодедово, Шереметьево, Внуково),
- Новосибирск,
- Ростов-на-Дону,
- Санкт-Петербург,
- Сочи,
- Ставрополь,
- Уфа и другие.
Популярные авиакомпании, летающие в Стамбул из России регулярными рейсами: Turkish Airlines, Pegasus Airlines, Аэрофлот, Победа.
Из Украины:
- Днепропетровск,
- Киев,
- Львов,
- Одесса,
- Харьков,
- Херсон.
Других городов:
- Астана,
- Баку,
- Минск,
- Симферополь,
- Ташкент.
Добраться в Стамбул можно также многочисленными стыковочными рейсами из многих городов России, Украины, СНГ и других стран.
Новый аэропорт Стамбула как добраться до центра
1. Линия метро M11
Линия M11, которая официально называется линия метро Гайреттепе — Стамбул М11, или линией нового аэропорта в Стамбуле M11 (тур. Gayrettepe — İstanbul Yeni Havaalanı Metro Hattı) — это скоростная транзитная линия метро Стамбула, которая еще строится. Главная ее задача — обеспечить прямой и быстрый доступ от нового аэропорта Стамбула, который построен в районе Арнавуткёй до главного коммерческого и делового района города — Левента (Levent).
На территории Стамбула линия метро пройдет через районы Шишлы ( Şişli), Эйюп (Eyup) и Арнавуткёй (Arnavutköy). Станции на линии метро будут расположены довольно далеко друг от друга. В юго-восточном конце ветки метро у M11 будет только две станции на территории городской зоны: Гайреттепе ( Gayrettepe) — действующая и Кясхане (Kağıthane) — строится.
Общая длина М11 — 37,2 км, всего будет построено девять станций. Время в пути, которое будут тратить пассажиры, чтобы добраться к новому аэропорту Стамбула — 30 минут.
Участок линии метро М11 начнется от существующей уже станции метро Гайреттепе (Gayrettepe) на линии М2. Линия M11 будет соединена с другими линиями скоростного транспорта на станции Gayrettepe до M2 Yenikapı – Hacıosman и в аэропорту — до линии высокоскоростных поездов. Первая очередь линии метро Gayrettepe — YHL — Halkalı обеспечит перевозку из центра Стамбула в 3-й аэропорт Стамбула.
Станции: Gayrettepe — Eyup — Кемеrburgaz — Gokturk — Ihsaniye — Новый аэропорт (cм. карту)
Когда линия будет завершена, ее свяжут с линией метро M2 Yenikapı — Hacıosman и станцией метробуса на станции Gayrettepe.
В настоящее время в новый аэропорт Стамбула на метро можно доехать по следующим маршрутам:
до станции Еникапы (Yenikapı), здесь возможна пересадка на зеленую линию метро M2, красную линию — M1 и линию Мармарай (Marmaray), один из двух подводных тоннелей Стамбула), далее на автобусе Ist-1
до станции метро площадь Таксим( зеленая линия метро M2), далее автобусом Ist-19
до станции метро Mecidiyeköy(зеленая линия метро M2), далее автобусом H-2
Воспользовавшись картой метро Стамбула, каждый путешественник с легкостью определит станцию, где надо будет сделать пересадку, чтобы попасть в свой отель. Карту мы опубликовали ниже.
Стамбульский метрополитен доступен для проезда по карточке метро и жетону, их продают в специальных автоматах. Стоимость одной поездки в метро — 5 турецких лир (61 руб.) в одну сторону, стоимость жетона на 2 поездки — 8 тур. лир. Жетоны продаются в автоматах Jetonmatik, в газетных киосках, на автобусных остановках.
На станции метро Gayrettepe (линия M2) останавливаются:
Метробус: 34, 34BZ, 34G, 34AS, 34A, 34Z
İETT автобус: 25G, 27E, 27SE, 29, 29A, 29C;29D, 29İ, 29P, 36L, 40B, 41E, 42, 42M, 42Z, 43R, 49Z, 58A, 58N, 58S, 58UL, 62, 62G, 63, 121BS, 125, 559C, D2, U
2. Скоростной поезд
Линия высокоскоростных поездов в Новый аэропорт Стамбула начнется от ж. д. станции Халкалы( тур. Halkalı garı) — западной станции на линии железной дороги Мармарай(Marmaray) — железнодорожного участка, проходящего под проливом Босфор и соединяющего европейскую и азиатскую части Стамбула.
На этой линии будет всего шесть станций, включая непосредственно аэропорт и ж. д. вокзал Халкалы.
Станция Халкалы (тур. Halkalı garı) — самая западная станция на железнодорожной линии Стамбул — Халкалы и в Стамбуле. Со станции Халкалы отправляются региональные поезда в Эдирне, Узункёпрю, Черкезкёй, поезда международного сообщения, следующие в Бухарест (Румыния), Белград (Сербия) и Софию (Болгария).
На станции Халкалы останавливаются İETT автобусы 8A, 34AS, DT2, 27SE, 89 А, 98S, 252.
Новый аэропорт в Стамбуле на карте, отели
3. Автобус — третий вариант, как добраться в новый аэропорт Стамбула из центра и площади Таксим
Линия метро M11 все еще продолжает строиться и будет сдана в 2019 — 2020 году, не закончена и новая скоростная ж. д. магистраль. Поэтому сегодняшний реальный вариант, как добраться в уже действующий аэропорт / из аэропорта — городские автобусы.
Всего в настоящее время к аэропорту курсируют 8 автобусных линий:
- Ist-1 — до остановки Еникапы (Yenikapı), откуда возможна пересадка зеленую линию метро M2, красную линию — M1 и линию Мармарай (Marmaray), один из двух подводных тоннелей Стамбула
- Ist-2 — до района Tüyap
- Ist-3 — до автовокзала Otogar, оттуда доступна красная линия метро M1
- Ist-7 — до станции метро Kozyatağı( азиатская часть Стамбула) — дальше возможна пересадка на розовую линию метро M4
- Ist-19 — до станции метро площадь Таксим, откуда можно воспользоваться зеленой линией метро M2
- H-2 — до станции метро Mecidiyeköy, откуда можно воспользоваться зеленой линией метро M2
- H-3 — до Halkalı
- H — 4 — прямой маршрут автобуса от Нового аэропорта Стамбула до аэропорта имени Ататюрка
Транспорт
Транспорт в Стамбуле развит очень хорошо, к вашим услугам: метро, автобусы, трамваи, долмуши (маршрутки), такси, электричка Мармарай, паромы и фуникулеры. В городе на большинстве видов транспорта действует единая электронная карта Istanbulkart. В сравнении с разовыми билетами, она позволяет существенно экономить на проезде. Каждое последующее ее использование в течение 2 часов снижает стандартный тариф c 3,5 до 1,2 лир (3-5 пересадки).
Ниже мы опишем транспорт вкратце, так как подробно о нём имеется отдельная статья.
1. Автобусы и долмуши.
Сеть автобусных маршрутов в Стамбуле хорошо развита, доехать легко в любую точку города.
Долмуши (маршрутки) хорошая альтернатива автобусам, ходят по разным популярным направлениям. Стоят немного дороже, ходят чаще и быстрее. Стоимость проезда различается, оплата наличными.
2. Метробус.
Метробус — нечто среднее между автобусом и метро. Рейсы выполняют обычные автобусы, но они минуют стамбульские пробки, поскольку имеют собственную выделенную полосу на шоссе. Маршрут связывает азиатскую и европейские части.
Читайте подробнее о метробусе.
3. Метро, трамвай и фуникулеры.
Метро в Стамбуле очень популярный вид транспорт. Маршрутная сеть состоит из 6 веток с 89 станциями, большие усилия вкладываются в расширении. В планах довести метро до Аэропорта Стамбул (2021 год) и Аэропорта имени Сабихи Гёкчен (2021 год).
На текущий момент метро состоит из 6 линий: M1, M2, M3, M6 расположены в европейской части; M4 и M5 — азиатской.
Трамваи двух типов: туристические, которые имеют исторические вагоны и обычные городские. Некоторые станции подземные.
Фуникулеры имеют три линии: Каракёй — Бейоглу, Кабаташ — Таксим, Сейрантепе — Вадистанбул.
4. Мармарай.
Мармарай — линия пригородной электрички, используемая в качестве городского транспорта. Похожа по функционалу на метро и трамвай. Главное преимущество для пассажиров — удобная возможность перемещаться между европейской и азиатской частями Стамбула.
В марте 2019 года линия полностью запущена. Поезда следуют от станции Халкалы (Halkalı) в европейской части города до станции Гебзе (Gebze) в азиатской части Стамбула через тоннель «Мармарай» под проливом Босфор.
На Мармарай добраться до Султанахмета из аэрпорта Сабиха удобнее всего из бюджетных способов.
Подробнее про Мармарай.
5. Водный транспорт.
В Стамбуле хорошо развит водный транспорт, главный из которых — паромы между причалами Золотого Рога, Босфорского пролива и Принцевых островов. Их функция сугубо практичная, удовлетворяющая спрос в первую очередь местных жителей — разгрузить плотный траффик в часы пик. К услугам туристов также широко предлагаются поездки по Босфору и Золотому Рогу на различных прогулочных лодках и катерах.
6. Аренда авто.
Прокаты автомобилей есть в аэропортах Стамбула и в самом городе. Арендовать понравившийся транспорт, можно как по прилету, так и заранее. В последнем случае существенно сэкономите время, да и выбор у вас будет побольше. Учитывайте, что в Стамбуле плотный траффик и особенно в час пик серьезные пробки.
Более подробно об аренде машин.
7. Такси.
Безусловно на такси всего удобнее перемещаться по Стамбулу, но отнюдь не всегда быстрее из-за пробок, чем, например, на метро. Поэтому не рекомендуем его брать на длинные расстояния в рабочие дни, особенно в час пик.
А вот если надо доехать в аэропорт или уехать оттуда, особенно в ночное время и с большими чемоданами, то лучше такси пока ничего не придумали.
Если у вас особенные требования к поездке (много пассажиров, детские кресла и т.д.), то имеет смысл заказать трансфер. В этом случае заранее оговаривается стоимость поездки (в Стамбуле такси ездят по счетчикам) и фиксируется маршрут. Подобрать трансфер можете у следующих компаний:
Обзор сети
Метро, пригородная линия (Мармарай), легкорельсовый транспорт, канатная дорога, канатная дорога и метробус (по состоянию на май 2021 года):
- В эксплуатации: 311,7 км / 284 станции
- В стадии строительства: 113,9 км / 70 станций
- Планируется: 100,3 км / 53 станции
- Сумма: 523,7 км / 407 станций
В действии | В разработке
(новые строки или расширения) |
В разделе «Планирование» отложите проект или
на доработке |
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Линия | Длина | Открытие
Дата |
Длина
км |
Стат. | под-
земля |
Примечания | Длина
км |
Стат. | Примечания | Длина
км |
Стат. | Примечания | |
МЕТРО | Йеникапы Ататюрк Хавалимани | 3 сен 1989 г. | 20,3 | 18 | 14 | ||||||||
Еникапы Киразлы | 31 марта 2013 г. | 5,8 | 5 | 14 км / 13 станций
в Еникапы всего |
9,7 | 9 | Киразлы Халкалы | ||||||
Йеникапы Хаджиосман-Сейрантепе | 16 сентября 2000 г. | 23,5 | 16 | 15 | 14 | 10 | Yenikapı Sefaköy Beylikdüzü | ||||||
Kirazlı Metrokent bzw. Олимпият | 31 марта 2013 г. | 11 | 9 | 9 | 9 | 7 | Bakırköy-İDO Kirazlı | ||||||
6.2 | 4 | Башакшехир Каяшехир | |||||||||||
Кадыкёй Тавшантепе | 17 августа 2012 г. | 26,5 | 19 | 19 | 7,4 | 4 | Тавшантепе Аэропорт Сабиха-Гекчен | ||||||
7.9 | 6 | Тавшантепе Тузла | |||||||||||
Üsküdar ekmeköy-Sancaktepe | 21 октября 2018 г. | 20,0 | 16 | 16 | 10.9 | 8 | Чекмекёй – Санджактепе Султанбейли | ||||||
Левент Hisarüstü | 19 апреля 2015 г. | 3.3 | 4 | 4 | |||||||||
Mecidiyeköy Mahmutbey | 28 октября 2020 г. | 18.0 | 15 | 13 | 6.5 | 4 | Кабаташ Меджидиекёй | 18,5 | 9 | Махмутбей Эсеньюрт | |||
Dudullu Bostancı IDO | — | 14,3 | 13 | ||||||||||
Олимпият Бахарие | 29 мая 2021 г. | 6 | 5 | 10,8 | 9 | Атакёй Бахарие | |||||||
Пендик Аэропорт Сабиха-Гекчен | — | 5.1 | 2 | Всего 9,01 км / 6 станций до Sabiha-Gökçen | |||||||||
Гайреттепе Стамбул аэропорт | — | 37,2 | 9 | ||||||||||
Стамбул аэропорт Халкалы | 32 | 7 | |||||||||||
Гёзтепе Умрание | — | 13,0 | 11 | ||||||||||
Хастане Енидоган | — | 6.9 | 6 | ||||||||||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: | 133,3 | 104 | 92 | 111,7 | 68 | 100,3 | 53 | ||||||
Пригород | Халкалы Гебзе | 29 октября 2013 г. | 76,6 | 43 год | 3 | эксплуатируется TCDD | |||||||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: | 76,6 | 43 год | 3 | ||||||||||
Тележка | Kabataş Bağcilar | 13 июня 1992 г. | 18,2 | 31 год | |||||||||
Таксим Тюнель | 29 декабря 1990 г. | 1.6 | 5 | эксплуатируется IETT | |||||||||
Кольцевая линия Кадыкёй-Мода | 1 нояб.2003 г. | 2,6 | 10 | ||||||||||
Topkapı Mescid-i Selam | 12 сен.2007 | 15.3 | 22 | 7 | |||||||||
Чибали Алибейкёй | 01 янв.2021 г. | 8,8 | 12 | 1.3 | 2 | Eminönü Cibali | |||||||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: | 46,5 | 80 | 7 | 1.3 | 2 | ||||||||
КАБЕЛЬ
АВТОМОБИЛЬ |
Таксим Кабаташ | 30 июня 2006 г. | 0,6 | 2 | 2 | ||||||||
Tünel Karaköy | 17 янв.1875 г. | 0,6 | 2 | эксплуатируется IETT | |||||||||
Вадистанбул Сейрантепе | 29 октября 2017 г. | 0,8 | 2 | ||||||||||
Boğaziçi Üni. Hisarüstü – Aşiyan | — | 0,85 | 2 | ||||||||||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: | 1.9 | 6 | 2 | 0,9 | 2 | ||||||||
ДОРОГА | Maçka Taşkışla | 11 апреля 1993 г. | 0,3 | 2 | |||||||||
Эйюп Пиерлоти | 30 нояб.2005 г. | 0,4 | 2 | ||||||||||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: | 0,7 | 4 | |||||||||||
МЕТРОБУС | Beylikdüzü Söğütlüçeşme | 17 сен.2017 | 50,5 | 45 | эксплуатируется IETT | ||||||||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: | 50,5 | 45 | |||||||||||
ОБЩИЙ | 309,5 | 282 | 104 | 113,9 | 72 | 100,3 | 53 |
Будущие линии в сети: M5 (строится), M6 (строится), M7 (строится) и M8 (планируется)
Описание стамбульского метро
Вход на станцию метро Аксарай.
Станция метро в аэропорту Ататюрка. Как вы уже успели догадаться, метро в Стамбуле проложено до самого аэропорта Ататюрка. Это очень удобно. Попасть на станцию метро можно как из самого здания аэропорта (двигайтесь из зоны прилёта по указателям), так и войти с улицы.
Важно! Метро до второго аэропорта Стамбула Сабиха Гёкчен пока не проложено. Добираться неудобно. Ехать надо на общественном транспорте либо заказывать трансфер
Вообще, аэропорт Сабиха Гёкчен достаточно неудобный. Однако надо отдать должное, что, как правило, туда и летят очень редко. Имейте это ввиду, когда будете выбирать аэропорт прилета (см. Авиабилеты в Стамбул). Время работы стамбульского метро: с 06.00 утра до 00.00. Интервалы движения поездов меняются в зависимости от загруженности. Обычный режим: 7-10 минут. В часы пик – до 5 минут ожидания. Полную схему метро Стамбула можно скачать здесь. Однако такая схема не очень ценна. Самых важных станций метро для туристов – жизненно необходимых – всего несколько. Эти станции отмечены на схеме ниже и подробно описаны в конце статьи
Ехать надо на общественном транспорте либо заказывать трансфер. Вообще, аэропорт Сабиха Гёкчен достаточно неудобный. Однако надо отдать должное, что, как правило, туда и летят очень редко. Имейте это ввиду, когда будете выбирать аэропорт прилета (см. Авиабилеты в Стамбул). Время работы стамбульского метро: с 06.00 утра до 00.00. Интервалы движения поездов меняются в зависимости от загруженности. Обычный режим: 7-10 минут. В часы пик – до 5 минут ожидания. Полную схему метро Стамбула можно скачать здесь. Однако такая схема не очень ценна. Самых важных станций метро для туристов – жизненно необходимых – всего несколько. Эти станции отмечены на схеме ниже и подробно описаны в конце статьи.
Схема стамбульского метро с привязкой к скоростному трамваю, фуникулеру и ж/д туннелю Мармарай.
- Линии метро различаются по цветам и имеют обозначения: М1, М2, М3 и т.д. Некоторые линии метро в Стамбуле имеют развилки, то есть раздваиваются, и тогда обозначаются так: М1А, М1B.
- Оплату лучше всего производить транспортной картой (Istanbul Card) – так значительно экономнее. Стоимость и подробности читайте здесь: Транспорная карта. Карта покупается и пополняется в терминалах на станциях метро. Оплата происходит при прохождении через турникет, когда вы прикладываете карту к считывающему устройству. Можно также проходить по разовому билету, который тоже продается в терминале, но проезд будет в 1,5 раза дороже, нежели по карте. Это очень невыгодно.
- Остановки метро (станции) разные: есть неглубокие подземные, есть наземные, отдаленно напоминающие платформы для скоростного трамвая.
- В целом метро в Стамбуле опрятное, на некоторых станциях можно увидеть музыкантов. Чаще всего они были замечены мной на станциях, ближе к историческому центру города.
В электричке стамбульского метро.
- Схема метро есть на каждой станции и внутри электричек. На каждой электричке в метро на световом табло написано, до какой станции она следует. В электричке диктор объявляет станции на турецком языке. Иногда то, что он говорит, непонятно, поэтому следите за тем, где вы едете, по вывескам на станциях.
- Имейте ввиду! Некоторые ветки метро, как я уже говорил, раздваиваются, то есть имеют развилки. Обозначаются они тогда дополнительной буквой: М1А или М1B. Пользоваться такими линиями надо так: посмотрите, какая конечная остановка у нужной вам ветки, и садитесь на электричку, на которой написана эта станция. Электричка пойдет в нужном направлении. Ещё можно действовать так: доехать до развилки, выйти там и дождаться электрички в нужном направлении.
- Метро Тюнель (Tünel). Иногда к метро в Стамбуле причисляют старинную ветку (1875 год открытия), которая называется «тюнель». На самом деле, это одна из веток фуникулёра. Особого практического значения для туристов она не имеет, так как расположена в отдалении от основных туристических маршрутов. Подробнее см. Фуникулёр в Стамбуле.
Станция линии Мармарай.Схема линии метро Мармарай с привязкой к скоростному трамваю.
Станции
M2 (метро Стамбула) (слева) и станция моста метро Golden Horn (справа)
В системе метро Стамбула в общей сложности 107 действующих станций, еще 104 находятся в стадии строительства. Поскольку большая часть системы находится под землей, доступ к станциям обычно осуществляется с уровня улицы. У каждого входа в метро есть столб с логотипом стамбульского метро «M» и названием станции под ним. Входы обычно встроены в тротуары вдоль улицы, хотя многие станции новых линий имеют входы с уровня улицы на небольших площадях.
Из 107 действующих станций Стамбульского метрополитена:
- 91 полностью под землей
- 7 надземных станций
- 7 находятся на набережной или в грунте
- 2 частично под землей
Антресоли
Мезонинное подвальный на Йеникапы станции (M1 и M2)
На большинстве станций есть антресоли прямо под уровнем улицы, что позволяет пассажирам заходить на станции из разных мест и переходить на нужную платформу, не переходя улицу. Внутри антресолей расположены билетные автоматы и турникеты, где пассажиры должны платить, чтобы войти в зоны контроля за проездом и проследовать к поездам.
На некоторых станциях антресоли напрямую соединяются с близлежащими зданиями и сооружениями, такими как торговые центры или бизнес-центры. Каждый вестибюль станции или антресоль патрулирует охрану стамбульского метрополитена, чтобы предотвратить уклонение от платы за проезд и преступления.
На станциях с большими проходами, ведущими к разным выходам, например, к Таксиму, также есть траволаторы, чтобы преодолевать большие пешеходные расстояния.
При входе на станцию пассажир может воспользоваться автоматами по продаже билетов или билетными кассами с персоналом для покупки своего тарифа, который может быть сохранен на бесконтактной смарт-карте Istanbulkart . Пройдя через турникеты в зону контролируемого проезда, пассажиры могут продолжить движение вниз до уровня платформы.
Платформы
Йеникапы (слева) на линиях M1 и M2 и Бостанджи (справа) на линии M4 относятся к станциям с двумя островными платформами и тремя путями.
Поскольку разные линии стамбульского метро имеют разные характеристики, в первую очередь длину вагона , единой длины платформ нет. Самые старые платформы сети, построенные между 1989 и 2002 годами на линии M1, имеют высоту 100 м (328 футов 1 дюйм) и могут принимать поезда длиной до 4 автомобилей. Платформы на линиях M2, M3 и M4 простираются примерно на 150 м (492 футов 2 дюйма) и могут принимать поезда длиной до 8 вагонов. Платформы линии M5 могут принимать поезда с 6 вагонами, а платформы линии M6 — поезда с 4 вагонами.
Секции платформ могут быть закрыты в непиковые часы, особенно на линии M2. В то время как платформы на линии M2 полностью открыты в часы пик, пропускная способность снижена до 4-х вагонных поездов в непиковые часы. Платформы линейки M5 защищены дверцами по краям платформы. За исключением линий фуникулера, большинство платформ стамбульского метро состоят из двух боковых платформ или одной островной платформы . Пять станций состоят из двух островных платформ, обслуживающих три пути. Это станции Otogar на линии M1, и Sanayi на линии M2, Olimpiyat на линии M9 и Bostancı на линии M4.
Как пользоваться метро в Стамбуле
Стамбульская подземка начинает свою работу достаточно поздно — в 6 часов утра, поезда заканчивают ходить в полночь. Что касается линейных участков движения, здесь все очень привычно и ничем не отличается от московского или петербургского метрополитена
Однако если вы едете по ветке с развилками, нужно обращать внимание на их маркировку. Это необходимо для того, чтобы выбрать «правильный» поезд
Все просто: посмотрите, указана ли на «развилочном» поезде конечная станция того ответвления линии, которое вам необходимо. Если да, то смело садитесь, и езжайте до места назначения; если нет, садитесь на поезд, доезжайте до «развилочной» станции, выходите и ждите нужный.
Метро Стамбула
Стамбульское метро на данный момент состоит из семи линий, пять из них расположены в европейской части и две — в азиатской. Всего метро состоит из 89 станций, а общая протяженность составляет 223 км. Еще почти столько же — 222 км — находятся в процессе строительства. Метро очень активно строится!
Интересно, что при проектировании учитывают, что район этот сейсмически активный, поэтому метрополитен способен выдержать землетрясение до 9 баллов по шкале Рихтера. Метро относительно молодое, вагоны с кондиционерами, часть линий проложены над землей, часть — под землей, а ориентироваться внутри довольно просто.
Итак, коротко пройдёмся по веткам и основным станциям.
Линия M1 (красная)
Ветка M1 начинается со станции Yenikapi, а после станции Otogar (автовокзал) разделяется на две — M1A и M1B. Первая идёт на юго-запад в недействующий для пассажирских перевозок сейчас аэропорт Ататюрка, вторая — на запад до станции Kirazli Bagcilar.
Важные станции:
Yenikapi — является также начальной станцией для ветки M2, плюс здесь можно пересесть на городскую электричку Мармарай.
Aksaray — пересадка на линию трамвая T1, на котором вы можете уехать в район Султанахмет (Айя-София, Голубая мечеть и многие другие достопримечательности), к причалу Eminonu, и до станции Kabatas.
Otogar — главный автовокзал Стамбула. Именно отсюда отправляется большинство дальних автобусов в другие города Турции.
Линия M2 (зеленая)
Идёт от станции Yenikapi на север до станции Haciosman и соединяет популярные туристические районы с жилыми и деловыми кварталами на севере города.
Важные станции:
Taksim — одноименная площадь и пешеходная улица Истикляль, исторический трамвай T2, отсюда же можно спуститься на фуникулере до станции Kabatas к проливу Босфор.
Sisli — пересадка на линию M7, отсюда также можно уехать на городских автобусах в аэропорты.
Линия M3 (голубая)
Эта линия открылась совсем недавно, в 2013 году на западе Стамбула и находится вдалеке от туристических достопримечательностей. Вряд ли вы будете на ней ездить, если приехали в отпуск на несколько дней.
Линия M4 (розовая)
Находится в азиатской части города и соединяет причал Кадыкёй с районами на востоке Стамбула. В будущем ее планируют продлить до аэропорта Сабиха Гёкчен.
Линия M5 (фиолетовая)
Еще одна ветка в азиатской части, начинается от причала Юскюдар.
Линия M6 (коричневая)
Коротенькая ветка, состоящая из четырех станций, расположена на севере Стамбула.
Линия M7 (светло-розовая)
Совсем новая ветка, открылась в конце октября 2020 года и на данный момент соединяет станции Mahmutbey и Mecidiyeköy. В будущем ее планируется продлить до станции Kabatas, что расположена на берегу Босфора и где находится конечная трамвая T1. Пока же для туристов эта линия не представляет особого интереса.
Как вы поняли, вы скорее всего будете передвигаться по веткам M1 и M2 — именно вдоль них сосредоточены достопримечательности, и полезные транспортные узлы.
Внутри вагона
Скоростной трамвай T1
Именно этот трамвай, а не метро, наиболее важен туристам, так как почти каждая его остановка сделана около основных достопримечательностей Стамбула: Айя-София, Дворец Топкапы, Цистерны Базилика и Феодосия, Гранд Базар, Дворец Долмабахче.
Трамвайная линия соединяет две западные части Стамбула, разделенные заливом Золотой Рог. Этот трамвай не задержится в пробке, так как его пути обособленны от проезжей части. А чтобы сесть в вагон, нужно пройти через турникет на платформе.
Оплата в трамвае также по Истанбулкарт. Стоимость поездки по карте стандартная – 2,6 лиры.
Скоростной трамвай Т1 в Стамбуле
Разберем, на каких остановках трамвая выходить, чтобы осмотреть основные достопримечательности Стамбула.
Конечная станция трамвая Т1 – Кабаташ (KABATAŞ) в районе Бейоглу. Здесь находится причал катеров-вапуров и станция фуникулера до площади Таксим. Также отсюда рукой подать до Дворца Долмабахче.
Еще одна полезная остановка – Каракей (KARAKÖY). Здесь одноименный причал катеров, а также станция фуникулера Тюнель, который довезет вверх до пешеходной улицы Истикляль.
Затем трамвай проезжает по Галатскому мосту и въезжает в Старый город. Сразу после моста остановка Эминёню (EMİNÖNÜ) – здесь расположен одноименный причал, а также Египетский базар и два бесплатных музея — Павильон Султана в Новой мечети и Музей Национального банка.
На следующей остановке Сиркеджи (SİRKECİ) – находится вокзал Сиркеджи. Это вокзал известен по роману Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», ведь именно на этот вокзал прибывал когда-то этот поезд. Сейчас на вокзале можно посмотреть национальное шоу «Танец дервишей», а также бесплатный Железнодорожный музей. Здесь же можно сделать пересадку на Мармарей.
Далее трамвай останавливается у парка Гюльхане (Gülhane). Здесь недалеко до Археологического музея и Дворца Топкапы.
Следующая остановка Султанахмет (SULTANAHMET) – самая популярная у туристов. На площади Султанахмет напротив друг друга стоят Голубая мечеть и Айя-София, а также рядом Цистерна Базилика.
Остановку Чемберлиташ (Çemberlitaş) легко узнать по огромной Колонне Константина, установленной на площади у трамвайных путей. Здесь можно посетить бесплатные Музей прессы и Цистерну Феодосия.
На следующей остановке Беязит (BEYAZIT) находится Гранд Базар.
Теоретически, если есть время, можно прогуляться по достопримечательностям Стамбула пешком, ориентируясь на рельсы трамвая Т1.
Стоимость проезда на трамвае по карте Istanbulkart – 2,6 лиры.