Религия азербайджана
Содержание:
- 1.6. Религия Бахаи – вера в Бога, которого невозможно познать
- Всего населения
- По городам
- Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования
- Праздничные традиции азербайджанцев
- Современность
- В Азербайджане нет официальной религии по Конституции
- Экономические регионы
- История
- В других регионах России[править | править код]
- Какие религиозные праздники в Азербайджане
- Этнические группы
- Происхождение и история народа
- Гостеприимство в Азербайджане
- Культура и традиции азербайджанского народа
1.6. Религия Бахаи – вера в Бога, которого невозможно познать
Религия Бахаи – возникла в середине 19 века в Персии. Сначала учение было ответвлением шиитского ислама, однако вскоре стала отдельной религией. По крайней мере, в 1925 году, суд Египта признал бахаизм самостоятельной отдельной религией.
- Какие постулаты провозглашает учение Бахаи?
Бог объясняется им как единое существо, которого невозможно познать. По этой причине, ни одна мировая религия не может дать полноценного объяснения концепции Бога, утверждают адепты религии Бахаи. Ни одна мировая конфессия не в силах в одиночку нарисовать полноценную, исчерпывающую картину мира, но все вместе, они дополняют рисунки друг друга.
Как это объясняется?
Откровения о Себе Бог давал человечеству через нескольких Своих Посланников. Каждый из них основал собственный культ, однако на самом деле, они описывают одного и того же Бога и их следует рассматривать вместе, не отделяя друг от друга.
Кем основано и развито учение?
Учение было сформировано человеком, по имени Сайид Аль Мухаммед (называл себя «Баби»), в начале 19 века, который провозгласил себя Пророком Божиим. Популяризовал же его идеи другой человек, по имени Бахаулла. В сегодняшнем бахаизме он почитается как реинкарнация Кришны, и как последний Посланник Бога на земле. Именно в его честь и была названа данная религия.
Всего населения
Год | 1897 г. | 1908 г. | 1917 г. | 1920 г. | 1923 г. | 1930 г. | 1940 г. | 1941 г. | 1942 г. | 1943 г. | 1944 г. | 1945 г. | 1946 г. | 1947 г. | 1948 г. | 1949 г. | 1950 | 1960 г. | 1970 г. | 1980 г. | 1990 г. | 2000 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2016 г. | 2019 г. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Город | 305,1 | — | 560,2 | 405,8 | 486,0 | 750,9 | 1212,0 | 1239,8 | 1195,5 | 1138,1 | 1105,8 | 1118,5 | 1159,9 | 1163,1 | 1110,1 | 1149,1 | 1252,3 | 1835,2 | 2564,6 | 3247,5 | 3847,3 | 4116,4 | 4818,7 | — | |||
Деревенский | 1501,6 | — | 1793,5 | 1546,4 | 1377,0 | 1818,6 | 2062,0 | 2092,0 | 1961,6 | 1780,0 | 1670,9 | 1587,1 | 1574,6 | 1577,4 | 1589,2 | 1583,5 | 1606,6 | 1980,5 | 2552,5 | 2866,8 | 3284,6 | 3916,4 | 4078,6 | — | |||
Общий | 1806,7 | 2014,3 | 2353,7 | 1952,2 | 1863,0 | 2569,5 | 3274,0 | 3331,8 | 3157,1 | 2918,1 | 2776,7 | 2705,6 | 2734,5 | 2740,5 | 2699,3 | 2732,6 | 2858,9 | 3815,7 | 5117,1 | 6114,3 | 7131,9 | 8032,8 | 8896,9 | 9000,0 | 9747,0 | 9981,4 |
В тысячах
Примечания к таблице
Увидеть влияние периодических событий на численность населения за период до 1950 г. не дано по десятилетиям.
- 9 047 000 (2010)
По городам
Азербайджан подразделяется на 66 районов и 11 городов федерального значение. В большинстве из них проживает от 10 до 80 тысяч жителей, однако имеется три крупных населенных пункта, в которых живет более ста тысяч человек. В стране всего один город-миллионник – столица Баку.
Баку
Столица Азербайджана, в которой проживает более двух миллионов человек. Является крупнейшим экономическим, научным и промышленным центром не только государства, но и всего Закавказья, а также крупнейшим портом Каспийского моря.
В Баку находится большое количество крупных государственных университетов, подготавливающих специалистов достаточно высокого класса. Также на его территории располагается большое число театров, музеев и достопримечательностей, среди которых много церквей и мечетей, а также памятников различным деятелям культуры.
Гянджа
Второй по величине город Азербайджана с более, чем 300 тысячами жителей. Также именуется второй столицей государства. Является еще и вторым научным центром страны, в нем расположены три крупных высших учебных заведения – государственный, аграрный и технический университет. В Гяндже находятся консульства Турции и Грузии.
Сумгайыт
Данный город находится неподалеку от столицы Азербайджана, в нем проживает более 330 тысяч человек. Раньше Сумгайыт представлял собой небольшое селение, которое сильно разрослось благодаря развитию на его территории большого количество предприятий нефтегазовой отрасли. Поэтому в середине 20 века город уже оформился в качестве крупного промышленного центра Азербайджана.
Мингечевир
Четвертый по численности город страны, в котором проживает более 95 тысяч человек. В нем расположено большое количество производств в сфере энергетики, промышленности, а также научных и образовательных центров. На его территории расположена крупнейшая тепловая станция Азербайджана.
Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования
Генетические исследования показывают, что северные азербайджанцы более тесно связаны с другими кавказскими народами, такими как грузины и армяне, нежели с иранцами или турками. Иранские азербайджанцы генетически более похожи на северных азербайджанцев и соседнее тюркское население, чем на географически отдаленные тюркские народы Средней Азии
Однако также немаловажно, что показатели среднеазиатской генетической примеси (в частности, гаплогруппа H12), особенно туркмен, у азербайджанцев все-таки выше, чем у их грузинских и армянских соседей. Ираноязычные популяции из Азербайджана (талыш и тац) генетически ближе к азербайджанцам, чем собственно к населению Ирана
Такие генетические данные подтверждают мнение о том, что эта нация происходит от коренного населения, проживающего в этом районе, которое приняло тюркский язык в процессе «элитарного доминирования». Ограниченное число тюркских иммигрантов имело существенное культурное воздействие, но оставило лишь незначительный патрилинейный генетический след.
История происхождения нации азербайджанцев довольно запутанная даже на генетическом уровне. Анализ МтДНК показывает, что персы, анатолийцы и кавказцы являются частью большой западной евразийской группы, которая вторична по сравнению с кавказской. Хотя генетический анализ мтДНК указывает на то, что кавказские популяции генетически ближе к европейцам, чем к жителям Ближнего Востока, результаты Y-хромосомы указывают на более тесную связь с ближневосточными группами.
Иранцы имеют относительно широкий диапазон гаплотипов Y-хромосомы. Население из центрального Ирана (Исфахан) показывает более близкое сходство в отношении распределения гаплогрупп между кавказцами и азербайджанцами, чем с населением Южного и Северного Ирана. Диапазон гаплогрупп по всему региону может отражать исторически сложившуюся генетическую примесь, возможно, в результате инвазивных мужских миграций.
Последнее сравнительное исследование (2013 год) о полном разнообразии митохондриальных ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии, нежели с другими иранцами, а также с армянами. Однако один и тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, сближаются с другими иранцами (например, персами и т. д.), чем собственно с иранскими азербайджанцами.
Праздничные традиции азербайджанцев
В азербайджанском календаре масса интересных народных праздников. В сельской местности во время таких торжеств допускаются некоторые вольности поведения за столом, разговоры становятся более свободными и весёлыми. Многие праздничные дни связаны с мусульманской верой, являясь священными датами с давних времён и сочетая в себе языческие обряды с исламскими ритуалами.
Одним и самых значимых среди них стал Новруз-байрам, что символизирует наступление весны и возрождение природы. Традиционно его отмечают 21 марта, в день весеннего равноденствия. Но подготовка к Новруз-байраму начинается задолго до мартовских дней. Ещё с конца зимы азербайджанцы начинают делать ремонт в квартирах, наводить порядок, избавляться от старых ненужных вещей.
Новруз в Азербайджане / aa.com.tr
Новруз-байрам символизирует обновление, а потому в праздник следует войти без старых обуз. Важным этапом подготовки к празднику является выращивание пшеницы. Зёрна проращивают в тарелках, чтобы потом приготовить из него особенное праздничное угощение.
Вечером в Новруз устраиваются народные гуляния. Ребятня разжигает во дворах костры, через которые прыгает под присмотром взрослых. Считается, что этот нехитрый ритуал подарит ребёнку здоровье и счастье. Праздничный стол в Новруз переполнен угощениями и различными яствами. Новруз считается промежуточным временем – между уходом старого и приходом нового года.
Коса и Кечал – персонажи народных преданий Азербайджанцев
В Новруз можно увидеть театрализованные представлениями, главными героями которых выступают Коса и Кечал. Это забавные персонажи народных преданий, имена которых переводятся очень красноречиво: Коса – “редкобородый”, Кечал – “лысый”. Оба героя стараются развеселить публику и дарят зрителям по-настоящему праздничное настроение.
Традиции азербайджанцев берут своё начало в далёкой древности. Несмотря на то, что сегодня большинство представителей этого народа исповедует ислам, многие обычаи сохранились ещё с языческих времён. Без сомнения, азербайджанская культура успешно пройдёт немало столетий и в будущем, ведь её обладатели считают свои традиции – ценнейшим даром, полученным от предков.
На обложке: «Исполнение азербайджанской народной музыки» / Vugarİbadov / commons.wikimedia.org
Современность
После распада Российской империи во время Первой мировой войны была объявлена недолгосрочная Закавказская Демократическая Федеративная Республика, составляющая то, что представляют собой сегодняшние республики Азербайджан, Грузия и Армения. За этим последовало массовое убийство, которое состоялось между 30 марта и 2 апреля 1918 года в городе Баку и прилегающих районах Бакинской губернии Российской империи, а также появление азербайджанцев как политического субъекта.
Когда республика распалась в мае 1918 года, ведущая партия «Мусават» приняла название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, которая была провозглашена 27 мая 1918 года по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения соседнего региона современного северо-западного Ирана. Она была первой современной парламентской республикой в тюркском и мусульманском мире. Среди важных достижений парламента было расширение избирательного права для женщин, что сделало Азербайджан первой мусульманской страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Другим важным достижением было создание Бакинского государственного университета, который был первым университетом современного типа, основанным на мусульманском Востоке. Происхождение азербайджанцев как нации коренится в тех суровых годах антикоммунистической борьбы.
К марту 1920 года было очевидно, что Советская Россия нападет на столь необходимый ей Баку. Владимир Ленин сказал, что вторжение было оправдано, поскольку Советская Россия не могла обойтись без нефти. Независимый Азербайджан просуществовал всего 23 месяца до вторжения большевистской 11 Красной Армии, создавшей АзССР 28 апреля 1920 года. Хотя основная часть новообразованной азербайджанской армии занималась подавлением восстания армян, которое тогда вспыхнуло в Карабахе, азербайджанцы не сдавали свою независимость быстро и легко. Около 20 000 солдат погибли, сопротивляясь атаке большевиков.
Краткая независимость, полученная недолгой Азербайджанской Демократической Республикой в 1918-1920 годах, сменилась более чем 70-летней советской властью. После восстановления независимости в октябре 1991 года страна была втянута в войну с соседней Арменией (Карабахский конфликт).
В Азербайджане нет официальной религии по Конституции
Большинство азербайджанцев — мусульмане. Но какая официальная религия в Азербайджане?
По закону «О свободе вероисповедания» каждый азербайджанец «вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии». Кроме того, азербайджанцы могут участвовать в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях.
Текст закона «О свободе вероисповедания»
В Азербайджане нельзя разжигать расовую, национальную, религиозную, социальную неприязнь и вражду. Родители могут воспитывать своих детей по своим религиозным убеждениям.
Большая часть населения страны — мусульмане.
Шамахинская Джума-мечеть — место поклонения мусульман в Азербайджане. Это один из самых древних храмов не только на территории страны, но и на Ближнем Востоке в целом. Построен в 743 году, во времена халифа Халида ибн Валиядина
Экономические регионы
Азербайджан разделен на 14 экономических регионов.
Баку .
Абшерон-Хызы .
Горный Ширван .
Гянджа-Дашкасан .
Карабах .
Газах-Товуз .
Губа-Хачмаз .
Ленкорань-Астара .
Центральный Аран .
Мил-Муган .
Шеки-Загатала .
Восточный Зангезур .
Ширван-Сальян .
Ссылка на карту. | Экономический район / Автономная Республика | Площадь (км 2 ) | численность населения | Краткая информация |
---|---|---|---|---|
1 | Апшерон — Хызы | 5 420 | 2 613 300 | Включает Апшеронский и Хызынский административные районы и Сумгаит .
Основные отрасли промышленности: нефтехимическая, химическая, тяжелая, черная и цветная металлургия, энергетика, машиностроение, электротехника, легкая и пищевая промышленность, строительная промышленность, транспортная инфраструктура. |
2 | Гянджа — Дашкесан | 12 480 | 1,191,700 | Включает административные районы Гянджа, Нафталан , Дашкесан, Геранбой , Гокгол , Самух . |
3 | Шеки-Загатала | 8 969 | 543 400 | Включает Балакена . Гахском , Габала , Огуз , Загатала, Шеки административных округов.
Основные отрасли промышленности: легкая и пищевая промышленность. |
4 | Ленкорань — Астара | 6 140 | 926 500 | Включает Астаринский, Джалилабадский , Лерикский , Ярдымлинский , Лянкяранский административные районы.
Основная отрасль: пищевая промышленность. |
5 | Губа-Хачмаз | 6 960 | 498 400 | Включает Шабрана , Хачмаз, Губу, Гусар , Сиазань административных районов.
Основные отрасли промышленности: сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность. |
6 | Аран | 23 375 | 1,893,036 | Самый крупный экономический регион страны. В его состав входят административные районы Агдаш , Гейчай , Кюрдамир , Уджар , Евлах , Зардаб и Мингячевир . |
7 | Карабах | 7 253,5 | 628 200 | Включает Агджабединский , Агдам , Барда , Физули , Ходжалы , Xojavand , Шушу , ТЕРТЕРСКИЙ административных районов и Ханкенди. |
8 | Восточный Зангезур | 7 470 | 341 200 | Включает административные районы Джебраильский , Кельбаджарский , Кубадлинский , Лачинский , Зангиланский . |
9 | Горный Ширван | 6 060 | 287 800 | Включает в себя административные районы Агсу , Исмаиллы , Гобустан , Шамахы .
Основные отрасли: легкая и пищевая промышленность. |
10 | Нахчыван | 5,550 | 414 900 | Включает всю территорию Нахчыванской Автономной Республики .
Основные отрасли: легкая и пищевая промышленность. |
11 | Баку | 2140 | 2204,2 | Включает в себя сам Баку. Это один из основных экономических центров Азербайджана.
Основные отрасли промышленности: международная торговля, нефтепереработка, химическая, машиностроительная, пищевая, текстильная промышленность. Развиваются военная промышленность, высокотехнологичные отрасли и информационные технологии. |
12 | Казах — Товуз | Включает Акстафа , Gedabek , Газах, Шамкир , Товуз административных районов. | ||
13 | Мил-Муган | Включает административные районы Бейлаган , Имишли , Саатлы , Сабирабад . | ||
14 | Ширван-Сальян | Включает административные районы Билясувар , Гаджикабул , Нефтчала , Сальян и Ширван . |
Примечание: в таблице приведены данные за период до 7 июля 2021 года.
История
Поиск ответа на вопрос: «Откуда появились азербайджанцы как национальность?» заставляет погрузиться в глубокую древность. Древние жители области говорили на старом азербайджанском языке из иранской ветви индоевропейских языков. Происхождение азербайджанцев на ранних порах развития этого народа было иранским. В 11 веке нашей эры с завоеваниями сельджукидов огузские тюркские племена начали перемещаться по иранскому плато на Кавказ и Анатолию. Приток огузов и других туркменских племен был еще более усугублен монгольским нашествием. Здесь огузские племена разделились на несколько меньших групп, некоторые из которых (в основном, сунниты) перебрались в Анатолию (то есть более поздние оттоманки) и стали поселенцами, а другие остались в Кавказском регионе, а позже (из-за влияния Сафавия) превратились в анклав шиитского ислама в регионе. Последние должны были долгое время удерживать имя «туркмен» или «турок»: с 13 века они постепенно закрепили ираноязычное население Азербайджана (исторический Азербайджан, так же известный как Иранский) и Ширван (Азербайджанская Республика), тем самым создавая новую идентичность, основанную на шиитах и тюрках-огузах. Сегодня это тюркоязычное население известно как азербайджанцы.
В других регионах России[править | править код]
Расселение азербайджанцев в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение азербайджанцев в ПФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение азербайджанцев в УФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
В 1879 году в Астрахани азербайджанцев, известных местному населению как персы или шамахатские татары, насчитывалось около тысячи человек. Азербайджанский нефтяной промышленник, купец первой гильдии Шамси Асадуллаев, основатель по торговым вопросам Асадуллаева, построил нефтяную базу недалеко от Астрахани, в поселении, в настоящее время известном как Асадуллаево.
В 1905 году азербайджанские политические деятели были среди тех, кто создал первую исламскую партию России, Иттифак аль-Муслимин в Нижнем Новгороде. Алимардан Топчубашов, был избран его руководителем. Партия была официально зарегистрирована в 1908 году. На выборах в российский законодательный орган 1906 года в Государственной думе Российской империи было избрано шесть этнических азербайджанцев, еще шесть на выборах в феврале 1907 года и по одному на каждом из следующих выборов.
В течение десятилетий после Второй мировой войны азербайджанцы сыграли значительную роль в развитии российской экономики. Азербайджанский геолог Фарман Салманов, который обосновался в Москве, обнаружил богатые запасы нефти в Сибири, которые ранее считались маловероятным нефтеносным регионом. В 2019 году международный аэропорт Сургута, третий по загруженности в Западной Сибири, был назван в честь Салманова после онлайн-голосования.
В наше время азербайджанское население имеется практически во всех регионах России, при этом наиболее крупными, по официальным оценкам, являются азербайджанские общины в Дагестане, Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Московской, Ростовской, Саратовской, Свердловской и Самарской областях, Красноярском и Ставропольском крае и т. д.
Азербайджанцы создали несколько национально-культурных организаций, самой большой из которых является «Всероссийский Азербайджанский Конгресс» и «АзерРос», объединяющие региональные организации по всей России. В Москве азербайджанский язык и национальная культура изучаются в средней школе № 157. В Москве наибольшее число азербайджанцев проживают в районах Чертаново, Бирюлёво, Сабурово, Дегунино, Преображенское, Измайлово, Гольяново, Соколиная Гора, Вешняки.
По данным журнала Forbes на 2004 год, в число ста самых богатых людей России входили четыре азербайджанца.
- Динамика численности азербайджанского населения в РСФСР и России
1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 |
---|---|---|---|---|---|---|
27 987 | 43 123 | 70 947 | 95 689 | 152 421 | 335 889 | 621 840 |
Какие религиозные праздники в Азербайджане
- Ураза-байрам. Мусульманский праздник, зародившийся ещё в 624 году новой эры, во времена пророка Мухаммеда. Отмечается в первый день месяца Шавваль, по поводу прекращения поста, длящегося весь священный месяц Рамадан. Верующие в этот день одеваются в лучшую свою одежду, приветствуют друг друга специальным праздничным приветствием, звучащим как: «Ид мубарак!» (в переводе: «Благословенного праздника!»), и совершают ид-намаз, что по-простому — праздничная молитва.
- Курбан-байрам. Опять-таки мусульманский праздник, который отмечается по поводу жертвоприношения, совершённого Пророком Ибрахимом, когда Пророк должен был принести в жертву собственного сына, по повелению Аллаха, однако повеление это оказалось всего лишь испытанием веры Ибрахима, и в последний момент Пророк был остановлен от заклания сына. Празднование начинается через 70 дней после ураза-байрам. В этот день мусульмане совершают полное омовение, надевают чистую праздничную одежду и идут в мечеть, где делают праздничный намаз и поют такбир – славословие Аллаху. После этого звучит проповедь, во время которой имам-хатыб или мулла разъясняет, какое значение имеет жертвоприношение. После посещения мечети, верующие совершают посещение кладбищ, с молитвами об усопших. Не обходится и без ритуального заклания и принесения в жертву животного.
- Ашура. Ещё один праздник мусульманского народа, который мы упоминали уже в разделе: «Ислам». Он отмечается в 10 день месяца Мухарран. Интересно, но Ашура не имеет какого-то общего для всех мусульман значения.
- Шииты отмечают его как день траура по имаму Хусейну и другим шиитским мученикам. Они вспоминают битву при Кербеле, в которой и был убит достопочтенный Хусейн со своими соратниками. Церемонии, носящие название «тазия» проходят так: во дворах мечетей проходят чтения повестей о страданиях имама и его соратников, по улицам города ходят процессии скорбящих, которые (случается и такое) истязают себя кинжалами, нанося удары по своим телам. Поэтому Ашуру часто называют «кровавым» праздником.
- У суннитов празднование назначается по другому поводу. Траурные церемонии по имаму Хусейну они тоже проводят, но они ничем не отличаются от обычных траурных собраний. Согласно преданиям, в этот день Ноев ковчег пристал к суше, после долгих дней скитаний по водяной пустыне, а также, именно в этот день пророк Муса перевёл детей Исраила через море, пройдя по морскому дну. В Ашуру сунниты постятся, и хотя пост не является обязательным, но его соблюдение приветствуется.
Этнические группы
Этническая группа | Перепись 1926 г. 1 | Перепись 1939 г. 2 | Перепись 1959 г. 3 | Перепись населения 1970 года 4 | Перепись 1979 года 5 | Перепись 1989 года 6 | Перепись 1999 г. 6 | Перепись 2009 г. | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | |
Азербайджанцы | 1,437,977 | 62,1 | 1 870 471 | 58,4 | 2 494 381 | 67,5 | 3 776 778 | 73,8 | 4 708 832 | 78,1 | 5 804 980 | 82,7 | 7 205 464 | 90,6 | 8 172 809 | 91,6 |
Лезгины | 37 263 | 1.6 | 111 666 | 3.5 | 98 211 | 2,7 | 137 250 | 2,7 | 158 057 | 2,6 | 171 395 | 2,4 | 178 021 | 2.2 | 180 312 | 2,02 |
Армяне | 282 004 | 12.2 | 388 025 | 12.1 | 442 089 | 12.0 | 483 520 | 9,4 | 475 486 | 7.9 | 390 505 | 5,6 | ~ 120,700 | 1,7 | ~ 120 300 | 1,35 |
Россияне | 220 545 | 9,5 | 528 318 | 16,5 | 501 282 | 13,6 | 510 059 | 10.0 | 475 255 | 7.9 | 392 304 | 5,6 | 141 687 | 1,8 | 119 307 | 1,34 |
Талышский | 77 323 | 3.3 | 87 510 | 2,7 | 85 | 0,0 | 21 169 | 0,3 | 76 841 | 1.0 | 111 996 | 1,26 | ||||
Аварцы | 19 104 | 0,8 | 15 740 | 0,5 | 17 254 | 0,5 | 30 735 | 0,6 | 35 991 | 0,6 | 44 072 | 0,6 | 50 871 | 0,6 | 49 838 | 0,56 |
Турки | 95 | 0,0 | 600 | 0,0 | 202 | 0,0 | 8 491 | 0,2 | 7 926 | 0,1 | 17 705 | 0,3 | 43 454 | 0,5 | 37 975 | 0,43 |
Татары | 9 948 | 0,4 | 27 591 | 0,9 | 29 370 | 0,8 | 31 353 | 0,6 | 31 204 | 0,5 | 28 019 | 0,4 | 30 011 | 0,4 | 25 911 | 0,29 |
Таты | 28 443 | 1.2 | 2,289 | 0,1 | 5,887 | 0,2 | 7 769 | 0,2 | 8 848 | 0,1 | 10 239 | 0,1 | 10 922 | 0,1 | 25 218 | 0,28 |
Украинцы | 18 241 | 0,8 | 23 643 | 0,7 | 25 778 | 0,7 | 29 160 | 0,6 | 26 402 | 0,4 | 32 345 | 0,5 | 28 984 | 0,4 | 21 509 | 0,24 |
Цахуры | 15,552 | 0,7 | 6 464 | 0,2 | 2 876 | 0,1 | 6 208 | 0,1 | 8 546 | 0,1 | 13 318 | 0,2 | 15 877 | 0,2 | 12 289 | 0,14 |
Удинс | 2,445 | 0,1 | 3 202 | 0,1 | 5 492 | 0,1 | 5 841 | 0,1 | 6,125 | 0,1 | 4,152 | 0,1 | 3 821 | 0,04 | ||
Грузины | 9 500 | 0,4 | 10 196 | 0,3 | 9 526 | 0,3 | 13 595 | 0,3 | 11 412 | 0,2 | 14 197 | 0,2 | 14 877 | 0,2 | 9 912 | 0,11 |
Евреи | 20 578 | 0,9 | 41 245 | 1.3 | 40 198 | 1.1 | 48 652 | 1.0 | 35 487 | 0,6 | 30 792 | 0,4 | 8 916 | 0,1 | 9 084 | 0,10 |
Курды | 41 193 7 | 1,8 | 6 005 | 0,2 | 1,487 | 0,0 | 5 488 | 0,1 | 5 676 | 0,1 | 12 226 | 0,2 | 13 075 | 0,2 | 6 065 | 0,07 |
Другие | 94 360 | 4.1 | 85 387 | 2,7 | 25 889 | 0,7 | 22 531 | 0,4 | 31,552 | 0,5 | 31 787 | 0,5 | 9 541 | 0,1 | 16 095 | 0,11 |
Общий | 2 314 571 | 3 205 150 | 3 697 717 | 5,117,081 | 6 026 515 | 7 021 178 | 7 953 438 | 8 922 447 | ||||||||
Происхождение и история народа
Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.
Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.
Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.
Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.
Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.
Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.
И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.
В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.
А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.
Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.
Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.
Гостеприимство в Азербайджане
Культура азербайджанцев строго подчиняется многовековым обычаям, что составляют часть богатого наследия, полученного от предков. Даже старинные традиции, ритуалы, что ушли в прошлое, сегодня демонстрируются в Азербайджане как театрализованные действа, что проводятся во время народных гуляний и празднеств.
Традиционным является уважительное отношение к священным местам, соблюдение общественных норм. Не только местные жители, но и туристы, прибывшие в Азербайджан, должны придерживаться строгих правил относительно своего внешнего вида. Лучше отдать предпочтение скромной закрытой одежде. Компенсировать такой сдержанный образ женщинам позволяется с помощью ярких аксессуаров или украшений.
Национальный костюм азербайджанцев / Лейла Джафарова / 1news.az
О гостеприимстве азербайджанцев можно сложить целую поэму. Эта национальная черта ярко выразилась в традициях народа. Гость для его представителей – желанный и важный человек, а принимать его следует с размахом и радушием. Если вас попросили зайти в гости, нельзя отказываться – подобное поведение считается в Азербайджане оскорбительным. Впрочем, время визита можно успешно перенести – для азербайджанцев законом является желание гостя.
Посетив многие азербайджанские семьи (особенно в сельской местности), можно заметить, что женщины (жена, дочери хозяина дома) практически не участвуют в беседе с гостями. Это также соответствует принципам поведениям, традициям азербайджанцев, согласно которым женщине в доме отводится вторая роль, а главенство принимает мужчина
В таком случае не следует навязывать своё видение ситуации и, тем более, проявлять повышенное внимание к хозяйке дома – это может показаться неприличным для членов её семьи
Азим Аслан оглы Азимзаде «Свадьба на женской половине» , 1930 годМестонахождение: Национальный музей искусств Азербайджана, Баку, Азербайджан
Культура и традиции азербайджанского народа
Такой колоритный народ, как азербайджанцы, не может не иметь собственной культуры – а она уходит своими корнями в историю. К культурному наследию можно отнести не только их народные традиции, но и многие ремесла – здесь издавна было развито ковроткачество, художественная обработка камня и кости, а также были широко известны золотые изделия, созданные народными златокузнецами.
Говоря о культуре азербайджанцев, нельзя не вспомнить о таких традициях, как праздники и народные ритуальные действа. Прежде всего, это свадебные обычаи. Во многом традиционная свадьба похожа на те свадебные обряды, которые практикуются у других кавказских этносов. Здесь распространено не только обычное, но и предварительное сватовство, в процессе которого стороны заключают начальное соглашение о будущем союзе.
Во многом свадьба у азербайджанцев напоминает классические обрядовые исламские правила. Лицо невесты здесь закрывается платком или тонким покрывалом, а свадебное застолье устраивается как в доме жениха, так и в доме невесты.
Не менее яркими бывают всегда и другие праздники у азербайджанцев. Здесь не обойтись без национальных костюмов, а также без песен и зажигательных танцев.
Фольклорная азербайджанская музыка – это всегда использование этнических музыкальных инструментов. А современные мотивы во многом до сих пор напоминают народные традиции, поэтому песни азербайджанцев отличаются особенной тональностью и во многом стилизовано под творчество ашугов.
Национальный колорит всегда прослеживается и в танцевальном искусстве. Если рассматривать народный танец азербайджанцев, то нельзя не отметить его своеобразную ритмичность. Они могут быть или откровенно ритмичными, или плавными.
Именно на четком соблюдении ритма строится и весь рисунок танца, его структура. Те танцы, которые имеют корни в старинных традициях, нередко носят названия характерных для Азербайджана растений или животных. Существует немало видео, на которых они зажигательно исполняют свои танцы.
Говоря о национальных костюмах азербайджанцев, нужно упомянуть их соотнесенность с культурно-географическим расположением самого региона. Мужчины носят кафтан-архалыг, а под него надевают нательную рубаху. Костюм мужчины подразумевает также и верхнюю одежду для холодов – ведь в предгорьях Кавказа в зимнее время может спасти только бурка или шуба из выделанных бараньих шкур.
Если посмотреть на фото азербайджанцев, то видно, что они нередко надевают черкеску с газырями.
Женский костюм не менее ярок и самобытен. Это верхнее и нижнее платья, а также обязательная чадра. Обязательным компонентом женской одежды всегда был пояс или кушак – такие пояса могли богато украшаться золотом и вышивкой, что могло многое сказать о статусе женщины.
Еще один обычай, касающийся внешнего вида женщин – это традиционное окрашивание волос и ногтей хной. Окрашивание хной также наследие влияния персидской культуры.