Основные черты размещения промышленности
Содержание:
- Металлургия
- Энергетика
- Понятие «Международное разделение труда»
- Электроника/Электротехника[править | править код]
- Хозяйство Японии
- Энергетика
- Кратко о территории и населении
- Рыболовство
- Судостроение
- Химическая и нефтехимическая промышленность
- Национальное хозяйство
- Металлургическая отрасль
- Горнодобывающая промышленность
Металлургия
Страна имеет мало ресурсов, в связи с чем была разработана стратегия развития металлургического комплекса, нацеленная на энерго- и ресурсосбережение. Инновационные решения и технологии позволили предприятиям более чем на треть снизить потребление электричества, причем новации применялись как на уровне отдельных компаний, так и в целой отрасли.
Металлургия, как и другие отрасли, специализации промышленности Японии, активное развитие получила после войны. Однако если иные государства стремились модернизировать и обновить уже существовавшие у них технологии, правительство этой страны пошло по другому пути. Основные усилия (и деньги) были направлены на то, чтобы укомплектовать предприятия максимально передовыми на тот момент технологиями.
Быстрое развитие отрасли продолжалось около двух десятилетий и достигло пика в 1973 году, когда 17,27% всего мирового производства стали пришлось на одну Японию. Причем с точки зрения качества она претендует на роль лидера. Стимулировалось это, в числе прочего, импортом металлургического сырья. Ведь ежегодно завозится более 600 млн тонн кокса и 110 млн тонн железнорудной продукции.
К середине 90-х годов китайские и корейские металлургические предприятия составили конкуренцию японцам, и страна начала терять позиции лидера. В 2011 году ситуация ухудшилась из-за природного катаклизма и катастрофы на «Фукусима-1», однако по примерным подсчетам общее уменьшение темпов выпуска продукции не превышало 2%.
Энергетика
Примерно 80% потребности в энергоресурсах Япония вынуждена была обеспечивать за счет импорта. Изначально эту роль играло топливо, особенно нефть, из стран Ближнего Востока. С целью снижения зависимости от поставок в Стране восходящего солнца был предпринят ряд мер, в частности, в отношении «мирного атома».
Исследовательские программы в области ядерной энергетики Япония начала в 1954 году. Было принято несколько законов и созданы организации, призванные выполнять цели правительства в этой сфере. Первый коммерческий атомный реактор был импортирован из Великобритании, начав свою работу в 1966 году.
Через несколько лет коммунальные предприятия страны приобрели чертежи у американцев и совместно с местными компаниями построили по ним объекты. Японские компании Toshiba Co., Ltd., Hitachi Co., Ltd. и другие стали проектировать и строить легководные реакторы сами.
В 1975 году из-за проблем с имевшимися станциями была начата программа совершенствования. В соответствии с ней ядерная промышленность Японии к 1985 году должна была пройти три этапа: первые два предполагали изменение существовавших конструкций с целью улучшения их работы и техобслуживания, на третьем же требовалось увеличить мощность до 1300-1400 мВт и провести фундаментальные изменения реакторов.
Подобная политика привела к тому, что в 2011 году в Японии имелось 53 действующих реактора, которые обеспечивали более 30% потребностей страны в электроэнергии.
Понятие «Международное разделение труда»
Сфера обмена является свидетельством начала интернационализации хозяйства. С первоначальным накоплением капитала происходило постепенное преобразование локальных центров межотраслевой торговли в единый мировой рынок. Между странами началась конкурентная борьба, в процессе которой сложилась система международного разделения труда. Определение 1
Международное разделение труда (МРТ) – производство товаров и услуг сверх внутренних потребностей страны, предназначенных для мирового рынка.
Разделение труда между странами является способом организации мировой экономики. Предприятия производят определенные товары и услуги и обмениваются ими.
На МРТ оказывают влияние следующие факторы:
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
- Обеспеченность стран природными ресурсами;
- Географические и климатические особенности стран;
- Уровень развития научно-технического прогресса;
- Тип хозяйствования стран;
- Характер внешнеэкономических связей;
- Уровень развития региональной экономической интеграции;
- Образование, культура, менталитет страны;
- Политика, проводимая правительством и роль государства в мире.
Международное разделение труда предполагает:
- Товары и услуги обмениваются между странами;
- Процесс движения капитала между странами;
- Процесс миграции рабочей силы;
- Международную экономическую интеграцию.
В международном разделении труда выделяют три типа:
- Общий. Данный тип предполагает обмен на уровне товара обрабатывающих и добывающих отраслей, например, обмен индустриальными товарами;
- Частный. Этот тип МРТ предполагает развитие мировой торговли готовыми изделиями, произведенными самыми разными отраслями производства. Это обмен внутри отрасли – экспортируется определенный вид продукции;
- Единичный. Речь идет о специализации стран только на определенном этапе производства продукции. Специализация на какой-то определенной стадии технологического процесса, например, специализация на производстве каких-либо деталей.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Участие Японии в международном разделении труда 480 ₽ Реферат Участие Японии в международном разделении труда 270 ₽ Контрольная работа Участие Японии в международном разделении труда 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Чтобы специализироваться на производстве каких-то товаров страна должна иметь конкурентные преимущества и необходимые условия. Специализация может быть территориальной и производственной, которая в свою очередь подразделяется на предметную и подетальную.
Замечание 1
Специализация стран на выпуске тех или иных товаров лежит в основе международного разделения труда. Она уже предполагает, что между странами существует пространственный разрыв между отдельными стадиями производства или производством в целом. В национальных экономиках стран масштабы производства различные и возможности разделения труда в таких рамках ограничены, а это оказывает большое влияние на разделение труда между странами.
Электроника/Электротехника[править | править код]
Широчайшая номенклатура бытовой электроники (аудио- и видеотехника, фототехника и пр.).
Предприятия:
|
|
Видеомагнитофон фирмы «Сони» системы VHS:
Робототехникаправить | править код
— коммерческое начало производства роботов, производимых на основе высоких технологий.
В 2004 на долю Японии приходилось около 45 % функционирующих в мире промышленных роботов (в абсолютных цифрах: к концу 2004 года в Японии было задействовано 356,5 тыс. промышленных роботов, на втором месте со значительным отрывом шли США — 122 тыс. промышленных роботов). Япония занимает первое место в мире по экспорту промышленных роботов, ежегодно производя более 60 тыс. роботов, почти половина из которых идет на экспорт.
Хозяйство Японии
Стержнем японской промышленности являются крупные корпорации, которые стали составной частью финансово-монополистических групп: «Фуйо», «Мицубиси», «Сумито-мо», «Мицуи», «Дайити» и др. Основные производства сосредоточены в руках отдельных концернов, но немалая роль в развитии промышленности отводится малым и средним предприятиям (см. атлас, с. 37).
Японская промышленность неразрывно связана с мировым рынком. Экспортируется 50 % ее автомобилей, 90 % часов, 95 % видеоаппаратуры, 75 % копировальных машин, 50 % телевизоров, но и импортируется 79 % угля, 99 % нефти, 98 % железной руды, 70 % древесины, 100 % фосфатов, бокситов, хлопка, шерсти и др. товаров. На Японию приходится 12% мирового промышленного производства. Японии принадлежит первое место в мире по производству судов (52%), автомобилей (23,9%), тракторов, бытовой электротехники, роботов и т. д.
Зона мегаполиса, особенно агломерации — Кейхин (Токио -Иокогама), Хансин (Осака, Кобе, Киото), Тюнё (Нагоя) — сосредоточение наукоемких производств, где и сформировались межотраслевые комплексы — комбинаты. Страна занимает 3-е место в мире по производству электроэнергии после США и России. 3/4 ее выработки приходится на крупнейшие ТЭС (импортная нефть и уголь), остальное — на АЭС (в Японии работает крупнейшая в мире АЭС) и ГЭС.
Япония — лидер мировой черной металлургии (100 млн. тонн стали в 1996 г.). Здесь действуют двадцать металлургических заводов полного цикла, самые большие — в Кава-каси, Тиба, Токай, Хиробата, Фукуяма, Китакюсю.
Химическая промышленность Японии представлена 16 нефтехимическими комплексами; самые большие находятся в Касима, Гои, Иоккаити, Мидзисима, Сакаи. По объему энергопотребления Япония занимает четвертое место в мире.
В мировом производстве машин и оборудования доля Японии составляет свыше 10%. Машиностроительные фирмы освоили всю номенклатуру продукции отрасли. Ведущие машиностроительные концерны являются основой экспортной базы Японии, вывозящей 25% продукции машиностроения. Главными отраслями машиностроения считаются: электромашиностроение (33,3% продукции отрасли), где 50% продукции — радиоэлектроника, транспортное машиностроение, в котором главное место занимает автомобилестроение (12 млн. автомашин в год), судостроение, общее машиностроение (производство оборудования и станков).
У Японии мощный научно-производственный комплекс. Это дает возможность рассматривать производство наукоемкой и технически сложной продукции как основное направление специализации страны в МГРТ. Агломерации Токио-Иокагама принадлежит 60% научных разработок и 40% продукции отраслей высоких технологий. Важную роль играет также Осака, Киото, Кобе, Нагоя.
В агропромышленном комплексе Японии занято 25% экономически активного населения, из них 6,6% — в сельском и лесном хозяйстве и рыболовстве, 19,2% — в отраслях по переработке сельскохозяйственной продукции. АПК страны обеспечивает свои потребности в продовольствии на 70%.
Плодородных земель в Японии очень мало. В настоящее время обрабатывается 5,1 млн. га, где работает 3,7 млн. человек. Главные отрасли специализации агробизнеса — рисосеяние (страна дает 15 млн, тонн риса), плодоовощеводство, животноводство (производится 3,5 млн. тонн мяса)
Важной отраслью японского хозяйства является рыболовство (Япония занимает I место в мире). Развит также промысел жемчуга
Потребности страны в других видах продовольствия обеспечиваются импортом: ввозится 5,8 млн. тонн пшеницы, 20 млн. тонн кукурузы, 5 млн. тонн бобов и сои, 80% сахара, 33% жиров и 20% мяса.
Транспорт Японии находится на высокой ступени развития, по размерам перевозок грузов и пассажиров Япония намного превосходит любую из стран Западной Европы, а по пассажирообороту железнодорожный транспорт занимает первое место в мире. Внутренние перевозки обеспечиваются тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Внешние грузовые перевозки осуществляются морским, а пассажирские — воздушным. Для развития сухопутного транспорта в связи с островным положением, рельефом и экономией земли, возникает необходимость строить туннели, мосты между островами, подводные туннели (самый большой Хонсю-Хоккайдо до 53 км, подводный туннель «Сейкан» (Хонсю — Кюсю) длиной 23 км), Япония имеет один из крупнейших в мире парк легковых автомобилей и тоннаж торгового флота. Но, не смотря на эти условия, монорельсовые железнодорожные магистрали со скоростью движения 250-300 км/час и скоростные шоссейные дороги (5 тыс. км) соединяют все экономические центры островов.
Энергетика
Примерно 80% потребности в энергоресурсах Япония вынуждена была обеспечивать за счет импорта. Изначально эту роль играло топливо, особенно нефть, из стран Ближнего Востока. С целью снижения зависимости от поставок в Стране восходящего солнца был предпринят ряд мер, в частности, в отношении «мирного атома».
Исследовательские программы в области ядерной энергетики Япония начала в 1954 году. Было принято несколько законов и созданы организации, призванные выполнять цели правительства в этой сфере. Первый коммерческий атомный реактор был импортирован из Великобритании, начав свою работу в 1966 году.
Через несколько лет коммунальные предприятия страны приобрели чертежи у американцев и совместно с местными компаниями построили по ним объекты. Японские компании Toshiba Co., Ltd., Hitachi Co., Ltd. и другие стали проектировать и строить легководные реакторы сами.
В 1975 году из-за проблем с имевшимися станциями была начата программа совершенствования. В соответствии с ней ядерная промышленность Японии к 1985 году должна была пройти три этапа: первые два предполагали изменение существовавших конструкций с целью улучшения их работы и техобслуживания, на третьем же требовалось увеличить мощность до 1300-1400 мВт и провести фундаментальные изменения реакторов.
Подобная политика привела к тому, что в 2011 году в Японии имелось 53 действующих реактора, которые обеспечивали более 30% потребностей страны в электроэнергии.
Кратко о территории и населении
Японское государство (официально Нихон коку) раскинулось на архипелаге из 4000 островов Азиатско-Тихоокеанского региона. Вереница кусочков суши растянулась на 3500 км. Основное население сосредоточено на четырех самым крупных островах.
Относительно небольшая территория Японии вмещает 127 млн человек. Страна входит в топ-10 государств мира по численности населения в 2021 году.
Самые крупные и густонаселённые острова Японии
Название острова | Площадь, км² | Численность населения, млн чел. |
Кюсю | 35 640 | 12 |
Сикоку | 18 800 | 1,14 |
Хоккайдо | 83 400 | 5,34 |
Хонсю | 227 969 | 104 |
Акватория государства состоит из множества бухт и заливов. Благодаря омывающим архипелаг трём морям и Тихому океану Страна восходящего солнца богата морской флорой и фауной.
Больше информации о Японии Вы узнаете из видео, представленном ниже.
Однако специалисты ООН прогнозируют ухудшение демографической обстановки в государстве и снижение численности местных жителей до 107 млн человек к 2050 году. Это следствие низкого уровня деторождаемости. Сейчас на 100 матерей приходится 146 новорожденных, а для хорошей демографии должно быть не менее 200 младенцев.
Японцы — довольно здоровая нация. Средняя продолжительность жизни здесь 80 лет у мужчин, и 86 лет у женщин. И этот показатель постепенно растёт.
К 2095 году средняя продолжительность жизни японца составит 93,7 года. По национальному составу страна на 99 % состоит из коренного населения. В оставшийся 1 % входят корейцы, китайцы и европейцы.
Почти 100 млн человек являются жителями городов, 12 из которых города-миллионники.
*Самый густонаселённый мегаполис Японии — это столица государства Токио. Здесь проживает около 9 млн человек.
Подробнее о жизни в Японии можно узнать здесь.
Рыболовство
Важное место в промышленности отведено и рыбацкому делу. Ведь Япония – это, прежде всего, рыболовное государство
Активно промышляют выловом даров моря в глубоких водах. Ближе к берегу рыбу ловят с баркасов. По улову рыбы страна занимает первое место в мире, а морепродукты составляют основу пищевого рациона. В Японии активно развивается марикультура. Еще в VIII веке японцы научились создавать искусственные рифы, места для нереста и рыбные пастбища.
Помимо рыбной ловли жители Японии занимаются жемчужной промышленностью. Ежегодно со дна океана достают 500 раковин. Но если раньше в них пытались найти настоящие жемчужины, то теперь раковины нужны для их искусственного выращивания.
И куда бы ни бежал прогресс гармонично сочетать новое и традиционное может только Япония. Промышленность и сельское хозяйство получили возможность снова стать на ноги только благодаря этой особенности японского народа.
Судостроение
Это одна из ведущих отраслей, в которой занято более 400 тыс. человек, учитывая работающих непосредственно на заводах и на вспомогательных предприятиях.
Имеющиеся мощности позволяют строить суда всех видов и предназначений, при этом целых 8 доков рассчитаны на выпуск супертанкеров водоизмещением 400 тыс. т. Деятельность отрасли координирует АСКЯ, куда входит 75 национальных судостроительных компаний, суммарно выпускающих около 80% всего объема кораблей, производимых в Японии.
Развитие промышленности Японии в данной сфере началось после Второй мировой войны, когда в 1947 году стала действовать программа планового судостроения. В соответствии с ней компании получали от правительства весьма выгодные льготные кредиты, которые в каждом году по мере увеличения бюджета росли.
К 1972 году 28-я программа предусматривала (с государственной помощью) строительство судов общим водоизмещением 3304 тыс. брт. Нефтяной кризис сильно сократил масштабы, однако заложенная этой программой в послевоенные годы основа послужила стабильному и успешному росту отрасли.
К концу 2011 года портфель заказов для японцев составлял 61 млн двт. (36 млн брт.). Рыночная доля оставалась стабильной на уровне 17% по дедвейту, причем основная часть заказов относилась к балкерам (специализированные корабли, разновидность сухогруза для перевозки грузов вроде зерна, цемента, угля насыпью), а меньшая – к танкерам.
На данный момент номером первым в сфере строительства судов в мире, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны южнокорейских компаний, по-прежнему остается Япония. Специализация промышленности и поддержка со стороны правительства создали основу, которая поддерживает серьезные компании на плаву даже в сложившейся ситуации.
Химическая и нефтехимическая промышленность
Химическая промышленность Японии в 2012 году произвела продукции на 40,14 трлн йен. Страна входит в тройку мировых лидеров совместно с США и КНР, имея около 5,5 тыс. предприятий соответствующей направленности и давая рабочие места 880 тыс. человек.
Внутри самой страны отрасль занимает второе место (ее доля — 14% от общего объема), уступая только машиностроению
Правительство развивает ее как одну из ключевых сфер, уделяя большое внимание разработке экологически чистых, энерго- и. Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% — в страны Азии, около 10,2% — в ЕС, 9,8% — в Северную Америку и т.д. Основа экспорта — каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д
Основа экспорта — каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д
Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% — в страны Азии, около 10,2% — в ЕС, 9,8% — в Северную Америку и т.д. Основа экспорта — каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д.
Страна восходящего солнца также импортирует продукцию (объем ввезенного в 2012 году составил около 6,1 трлн йен), в основном, из ЕС, Азии и США.
Химическая промышленность Японии лидирует в производстве материалов для электронной отрасли, в частности, около 70% мирового рынка полупроводниковых изделий и 65% — жидкокристаллических дисплеев, принадлежит компаниям этой островной страны.
В современных условиях много внимания уделяется развитию производства углеродных волокон и композитных материалов для атомной и авиационной промышленности.
Национальное хозяйство
Общая характеристика
Страна, занимающая всего 0,3% от всей земной суши, продуцирует феноменальное количество качественного валового продукта для всего мира. По этому показателю восточное государство обгоняет лишь США. Именно это является самым ярким штрихом экономико-географической характеристики Японии. Япония в мировой экономике является настоящим лидером по количеству производимого ВВП на душу населения – 24400 долларов. Сорок последних лет 20-го столетия эта азиатская империя имела наивысшие темпы экономического роста, равные 9,8% в год. И лишь в последние годы она чуть-чуть умерила свою прыть в этом вопросе. Причинами такой экономико-географической характеристики Японии стала целенаправленная политика державы в 50-х годах истекшего столетия. Традиционная, патриархальная, аграрная империя начала активно развивать промышленность, покупая самые передовые технологии и оборудование. Не последнюю роль в этом глобальном изменении страны сыграл профессионализм и послушание рабочей силы – потомков самураев.
Промышленность
Сегодня гордостью экономико-географической характеристики Японииявляется ее промышленный комплекс. Мощная энергетика работает на привозной нефти и газе из стран Персидского залива и Индонезии, обеспечивая весь комплекс энергией. По объемам ее производства Япония в мировой экономике уверенно занимает первое место. Второй главной отраслью промышленности, после энергетики, идет металлургия. Из преимущественно импортного сырья, импортируемого из Австралии, государство Ниппон производит прокат, трубы разных диаметров, спецсталь, прокат меди, алюминия и легированные сплавы цинка и свинца.
На собственной металлургической базе развивается машиностроение, особенно транспортное, электротехническое, станкостроительное и приборостроительное. Япония в мировой экономике занимает первое место по производству судов. За ними идет выпуск мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, ориентированных на экспорт. Промышленные роботы, офисная техника, оптическая аппаратура являются еще одними отраслями специализации Японии в мировой экономике.
Кроме этого, страна цветущих сакур и каменных садов стоит на 2-м месте после США по производству синтетических смол, красителей, пластмасс, кислот и медикаментов – продукции химической промышленности.
Традиционно развивается легкая промышленность – это изготовление шелка, шерстяных и хлопчатобумажных тканей. В 20-м столетии к ним прибавилось производство синтетических и высокотехнологических тканей.
Сельское хозяйство
Незначительную роль в экономико-географической характеристике Японии занимает сельское хозяйство, поэтому страна вынуждена импортировать подобную продукцию. Стопроцентно предки айнов обеспечивают себя лишь рисом, а вот чай, овощи, фрукты, сахароносы вынуждены завозить с ближайшего материка. По количеству прибыли и занятых в отрасли людей растительная отрасль все же лидирует над животноводством. Последнее отличается ориентацией на рыбоводство и отлов рыбы, по объемам и уровню потребления которой Япония в мировой экономикеконкурентов пока не имеет.
Транспорт
Транспорт – еще одна гордость экономико-географической характеристики Японии. Эта страна имеет наибольший по тоннажу флот на планете, если отбросить корабли, которые ходят под флагами и «липовой пропиской» к портам Либерии и Панамы. Именно морские перевозки осуществляют львиную долю импортно-экспортных операций страны. В центре страны распространены перевозки сенкансенами – скоростными поездами и автомобилями.
Металлургическая отрасль
После Второй мировой войны промышленность пребывала в упадке, но в начале 50-х годов правительство решило изменить этот факт и обозначило приоритеты. Был взят курс на развитие различных отраслей, главной чертой стало строительство новых предприятий с использованием последних технологий. Так удалось развить чёрную и цветную металлургию, за счет чего Япония в наше время занимает лидирующую позицию в мировой промышленности. Заводы отличаются высоким уровнем технического оснащения и автоматизации.
Сравнительная таблица выпускаемой продукции:
Год | Выплавка, млн т |
1950 | 5 |
1960 | 22 |
1970 | 93 |
1980 | 111 |
1990 | 110 |
2000 | 108 |
Наряду с пищевой, тяжёлой и другими отраслями, существует и химическая. Она занимает 1 место в Азии и 15 позицию во внутренней структуре производства. К ней относится следующая продукция:
- пластик;
- лакокрасочные изделия;
- лекарственные препараты;
- различные органические соединения.
Но многих интересует, какая отрасль промышленности практически отсутствует в Японии и почему к ней относится ядерная энергия.
Отключение большинства АЭС, размещённых возле крупных городов, произошло из-за сильнейшего землетрясения и цунами. Результатом природной катастрофы стала авария на электростанции «Фукусима». Утечка радиоактивных элементов привела к загрязнению 3% территории страны. Таким образом, на замену атому пришёл природный газ. Также слабо развита горнодобывающая отрасль в основном из-за небольшого количества полезных ископаемых.
Горнодобывающая промышленность
Горнодобывающая промышленность. Минеральные ресурсы Японии скудны. Имеются лишь довольно значительные запасы известняка, самородной серы и каменного угля. Крупные угольные шахты расположены на Хоккайдо и на севере Кюсю. В стране ведется в небольшом объеме добыча нефти, природного газа, медных и серых колчеданов, железной руды, магнетитовых песков, хромовых, марганцевых, полиметаллических, ртутных руд, пирита, золота и других полезных ископаемых.
Однако этого недостаточно для развития черной и цветной металлургии, энергетики, химической и других отраслей промышленности, которые работают в основном на привозном сырье. Обрабатывающая промышленность. Япония – крупнейший в мире производитель морских судов (52% мирового объема), телевизоров (более 60%), пианино, автомобилей (около 30%), алюминия, меди, цемента, каустической соды, серной кислоты, синтетического каучука, шин и велосипедов.
Япония – мировой лидер в выпуске различных электротоваров и изделий машиностроения, оптических приборов, компьютеров. Характерна высокая степень территориальной концентрации обрабатывающей промышленности. Выделяются районы Токио – Иокогама, Осака – Кобе и Нагоя, на которые приходится более половины доходов обрабатывающих отраслей.
Строительство. Стремительный рост японской экономики требовал развития строительного комплекса. Вплоть до начала 1960-х годов удовлетворялись, прежде всего, нужды предпринимателей и относительно мало внимания уделялось мерам по сокращению дефицита жилого фонда, дорог, систем водоснабжения и канализации. В 1995 около 40% стоимости заказов в строительстве приходилось на объекты общественного пользования и примерно 15% – на возведение жилья. Энергетика.
Несмотря на то, что Япония бедна энергоресурсами, по производству электроэнергии в 1995 (950 млрд. кВт•ч) она занимала третье место в мире. В середине 1990-х годов энергопотребление в Японии оценивалось в 3855 кВт на душу населения. В структуре энергетического комплекса преобладала нефть (56%), причем на 99,7% импортная, на долю угля приходилось 17%, природного газа 11, атомной энергии 12 и гидроресурсов 3%. Примерно треть электроэнергии (275 млрд. кВт•ч в 1995–1996) производится на АЭС. Жилой фонд в Японии полностью электрифицирован, но расходы энергии не столь значительны, как в США, из-за ограниченного использования центрального отопления. После скачка цен на нефть в 1973–1974, а затем в 1979–1980 правительство приняло меры для уменьшения зависимости страны от этого источника топлива.
Они заключаются в более широком использовании импортного угля и сжиженного природного газа, атомной энергии и нетрадиционных источников – энергии солнца и ветра, хотя последние составляют лишь 1,1% общего энергопотребления.
Развернуть
Открыть в широком формате