Пергамский музей в берлине

Туристу на заметку: главные достопримечательности столицы Германии

Германия богата музеямии, древними монументальными сооружениями и современными изыскамии архитектурной и художественной мысли. Она отличается особой атмосферой и объединением в неповторимом тандеме черт прошлого и современности.

Берлин как главная земля страны постоянно находится в центре внимания. Ежегодно сюда приезжают многомиллионные потоки туристов, чтобы познакомиться с немецкой культурой, традициями, достопримечательностями и национальной кухней.

Планируя поездку в Берлин, следует тщательно составить график посещения самых популярных мест. В список must see необходимо включить: Берлинский кафедральный собор, Бранденбургские ворота, Берлинскую стену, Шарлоттенбург. Стоит совершить прогулку по бывшей рыночной площади Александрплац, любуясь архитектурными ансамблями, а к вечеру насладиться спектаклем в Берлинской опере.

Составлять маршруты по Берлину удобно, так как комфортабельная система общественного транспорта позволяет быстро и просто добираться из одного конца города в другой.

Легенды связанные с Пергамом

В древнегреческой мифологии есть сведения о том что Пергам был основан сыном Неоптолема и Андромахи. (После смерти Гектора и взятия Трои, Андромаха стала рабыней и наложницей сына Ахилла — Неоптолема). Новорожденный был назван Пергамом в память о Троянской цитадели, которая называлась Пергам. С древним городом связана и другая легенда: Лисимах один из преемников Александра Великого, подарил несметное богатство Филетеру своему любимому евнуху. Затем уже Филетер передал своему племяннику Эвмену I, который считается основателем Пергамской династии накопленные богатства, а тот в свою очередь отдал их на реконструкцию Пергама.

Главная улица ведущая в Асклепион (вдали Акрополь)

Достопримечательности Пергамон-музея

Античное собрание

Коллекция, которую начали собирать еще прусские курфюрсты, объединяет бесценные шедевры древнегреческого, древнеримского, кипрского и этрусского искусства.

Самым знаменитым экспонатом является, несомненно, 113-метровый алтарь из города Пергам, давший название музею. На мраморном пьедестале алтаря, построенного в период с 180 по 159 гг. до н.э., изображена битва греческих богов с гигантами. Считается, что алтарь был широко известен в эпоху Античности и даже упоминается в «Откровениях Иоанна Богослова». В XIX в. он был обнаружен инженером Хуманом во время инженерной разведки при строительстве дорожного полотна в Малой Азии. Величественный алтарь был вывезен из Германии после войны и выставлялся в Государственном Эрмитаже до 1958 г., когда генсек Никита Хрущев жестом доброй воли вернул архитектурный памятник в Берлин.

Музей переднеазиатского искусства

Венцом коллекции, знакомым практически каждому по школьным учебникам истории, является реконструкция Вавилонских Ворот, посвященных богине Иштар. Гигантская кирпичная арка, покрытая синей, желтой и белой глазурью, стояла на выходе из города на Дорогу Процессий. Ворота богато украшены барельефами с изображением львов, быков и мифических животных сиррушей. В различных музеях мира хранятся фрагменты и скульптурные изображения с оригинальных ворот, датируемых 575 г. до н.э. До 2004 г. в Ираке существовала реплика ворот, однако она была разрушена во время военного конфликта.

Другими всемирно известными экспонатами коллекции являются остатки Вавилонской башни, храмов шумерского города-государства Урука и фрагменты тронного зала вавилонского царя Навуходоносора II.

Музей исламского искусства

В данном корпусе собраны художественные ценности исламских народов, проживавших на обширной территории от Индии до современной Испании, за период с VIII по XIX вв. Очень интересен отдел, знакомящий посетителей с миниатюрами эпохи Империи Великих Моголов, искусством персидского каллиграфического письма и изделиями мусульманских ткачей.

Особенной привлекательностью для туристов отличается орнаментальный рельефный фриз, подаренный османским султаном прусскому кайзеру Вильгельму II в 1903 году. Фриз украшал дворец Мшатты, построенный в VIII в. вблизи от современной столицы Иордании одним из халифов династии Омейядов. Одна из башен была разрушена в результате прямого попадания бомбы в здание Музея во время войны.

Выводы

Пергамону неоспоримо принадлежит ведущее место в ряду всемирно знаменитых музеев. Богатейшее собрание античных древностей на континенте делает Пергамон обязательным для посещения во время визита в Берлин. Многие экспонаты музея входят в золотой культурный фонд человечества

Обратите внимание, что знаменитый Пергамский алтарь будет закрыт для посещения в связи с реставрацией в период с 29 сентября 2014 г. до, предположительно, 2019 г

История

В древнегреческой мифологии Пергам был основан сыном Андромахи и Гелена (братом Гектора, первого мужа Андромахи). Новорожденный был наречен Пергамом в память о Троянской цитадели, которая называлась Пергам. После смерти Гелена Пергам с Андромахой переселились в Малую Азию, где Пергам основал новый город, получивший название по имени своего основателя.

При Атталидах в Пергаме была собрана вторая по величине (после Александрийской) библиотека античного мира. Согласно легенде, переданной Плинием Варрским, изобретение пергамента состоялось в Пергаме вследствие запрета египетских Птолемеев на вывоз папируса. Насчитывавшая в своё время 200 000 книг, библиотека была захвачена и вывезена в Римский Египет Марком Антонием.

Большой алтарь из Пергамского музея в Берлине.

Пергам упоминается в Новом Завете: в нём, согласно Иоанну Богослову, — одна из семи церквей Апокалипсиса, где расположен «престол сатаны» (Откр. ).

Раскопки Пергама велись немецкими археологами Карлом Хуманом и Эрнстом Курциусом в —, — и последующие годы. На равнине сохранились руины римского города, среди которых выделяется Красный зал времён «славных императоров». В 1302 году византийский Пергам занимают турки эмирата Карасы, в данный бейлик был покорён османами. Название турецкого населённого пункта, расположенного на его месте — Бергама.

Старая национальная галерея

Старую национальную галерею проектировали по королевским рисункам Фридриха Вильгельма IV. Величественное сооружение по архитектуре ассоциируется с древнеримским храмом. Первых ценителей живописи здесь встретили в 1876 году выставкой 262 художественных полотен, предоставленных немецкой буржуазией. Сегодня в анфиладах галереи представлены впечатляющие по размеру, жанрам, видам и стилям картины известных европейских мастеров XIX века. Полотна, написанные в стилях романтизма и классицизма, знакомят с художественным творчеством знаменитых немецких живописцев.

Импрессионизм и бидермайер представлены творчеством французских художников Клода Моне и Эдуарда Мане. Поклонники модернистского стиля поразмышляют над сюжетами картин, написанных Ловисом Коринтом, Максом Либерманом и Адольфом Менцелем. Просматривая художественные шедевры знаменитых мастеров кисти: Сезана, Дега, Делакруа и Ван Гога, посетители забывают о времени. Выставки живописи дополнены искусными назарейскими росписями и скульптурными фигурами.

Старый музей

Находящийся возле кафедрального собора Берлина Старый музей – здание с ионическими колоннами, увенчанное по центру круглым куполом, охраняемое фигурами орлов по верху фасада. Видом монументального античного сооружения создается настрой на восприятие творчества Древней Эллады, Римской империи и этрусков, вошедшего в сокровищницу музея. Перед входом посетителей встречают конные скульптуры и грандиозная чаша из гранита 7 метров в диаметре, весящая 76 тонн. Музейные экспозиции занимают два этажа. Тематические залы Античной коллекции первого этажа представлены коллекциями ваз и фризов, оружия, золотых и серебряных украшений, бронзовых и глиняных фигур.

Пространство круглого купольного зала-ротонды отведено греческим каменным и мраморным скульптурам, расположенным на постаментах между стройных дорических колонн в порядке хронологии. Второй этаж отдан искусству Древнего Рима и этрусков. Он знакомит с портретами Клеопатры и Цезаря, скульптурой императора Клавдия, саркофагами, фресками, мозаикой «Битва кентавров», мраморными барельефами, изображающими шествия богов. Здесь увидите несколько Фаюмских портретов, традиционно создававшихся для гробницы на тончайших золотых листах еще при жизни человека. Видное место занимают эротические скульптурные композиции из камня и бронзы, вазы и медальоны с эротическими сюжетами.

Археологический центр

Монументальное серое здание Археологического центра, пристроенное кбывшим казармам XIX столетия, контрастирует с рядом стоящим необарочным строением музея Боде. Внешняя отделка, приближенная к цвету почвы, подчеркивает массивность и форму здания. Во внутреннем интерьере властвует белый цвет стен, пола и лестниц, оживляемый лишь экспонатами, расположенными на площади в почти 11700 кв.м. Археологический центр – место, где исследуются археологические находки, имеющиеся в фондах музеев и артефакты для вновь создаваемых экспозиций. В стенах археологического центра находятся: специализированная библиотека, архив, реставрационные мастерские и кабинеты ученых.

Das könnte Sie auch interessieren

Staatliche Museen zu Berlin, Foto: Johannes Laurentius

Knapp eine Million Menschen besichtigen die Antikensammlung im Pergamonmuseum jährlich.
mehr

dpa

Fotostrecke: Baustelle Pergamonmuseum

Im Rahmen des Masterplans Museumsinsel wird das Pergamonmuseum seit 2013 abschnittsweise saniert.
mehr

Asisi (Foto: Tom Schulze)

Pergamonmuseum. Das Panorama

Dauerausstellung

In dem neuen Pergamon-Panorama des Künstlers Yadegar Asisi sind Originalteile des Pergamonaltars sowie eine Videoinstallation zum Pergamonaltar zu besichtigen.
mehr

dpa

Museumsinsel Berlin-Mitte

Die Gebäude der Museumsinsel beherbergen die archäologischen Sammlungen und Kunst des 19. Jahrhunderts.
mehr

Tobias Droz/BerlinOnline

Museen in Mitte

Unbestritten das kulturelle Zentrum Berlins. Das Neue Museum mit der Büste der Nofretete, das Alte Museum, das Deutsche Historische Museum oder das Pergamonmuseum sind weltweit beachtete Kultureinrichtungen.
mehr

dpa

Museumsführer: Staatliche Museen Berlin

Die Staatlichen Museen zu Berlin präsentieren sich an fünf Standorten in der Stadt: Auf der Museumsinsel in Mitte, im Kulturforum in Tiergarten und in Charlottenburg, Dahlem und Köpenick.
mehr

Что посмотреть в Пергамоне

Три главных экспоната, представляющие нам древнюю монументальную архитектуру (честно говоря, ни в одном музее мира ничего подобного не видела!) в Пергамском музее:

  • Пергамский алтарь
  • Ворота Иштар
  • Ворота Милетского рынка

Пергамский алтарь, или алтарь Зевса

Алтарь, посвященный Зевсу, был построен во II веке до н.э. на территории нынешнего турецкого города Бергама. Строительство алтаря велось при царе Эвмене II в первой половине II века до нашей эры на холме Пергамского замка, в Пергамоне создана его реконструкция с оригинальными фризами, под этот монументальный памятник был возведен отдельный зал (с его проектирования и началось строительство музея). Масштаб, конечно, впечатляет: ширина алтаря 35,64 метра, глубина — 33,40 метра. Лестница, ведущая к алтарю по ширине 20 метров.

В основаниях алтаря — горельефы. С одной стороны — мифический основатель Пергама Телепос (сын Геракла), с другой — битва гигантов против греческих богов.

Аксакал среди гигантов, Алкионей и Афина:

Ворота Иштар

Вавилонские Ворота Иштар, часть улицы, по которой шли процессии к воротам и фасад тронного зала Навуходоносора II являются особыми достопримечательностями. Ворота Иштар — памятник архитектуры, который относят к 605-562 гг. до н.э. Сейчас на месте древнего Вавилона находится центральный Ирак. Масштабные раскопки были начаты немецкими археологами в конце XIX века.

Сами ворота украшены животными: быками (символ бога Адада) и мифическими сиррушами (символ бога Мардука).

Все эти архитектурные объекты с изображениями, символизирующими вавилонских богов, создавались из глазурованного кирпича.

Лев (а точнее, львы), символ богини Иштар, украшает улицу процессий, ведущую к воротам. Таким образом в экспозиции музея реконструирован довольно большой участок Вавилона, дающий представление о размахе замысла Навуходоносора II, осознававшего, насколько ему удалось потрясти всех, въезжавших в город по этой дороге:

Каждые 10-15 лет на глазурованных поверхностях появляются признаки гниения.

Ворота Милетского рынка

Ворота Милетского рынка — памятник архитектуры II века нашей эры. Древний город Милет находился на побережье Эгейского моря, на территории современной Турции.

Особенностью стиля Милетских ворот является сочетание архитектурных элементов, свойственных и грекам, и римлянам: арки и пропилон с колоннами. Ворота были частью южной агоры Милета. Предположительно, этажи были заполненными скульптурами, увы, не дошедшими до наших дней.

Помимо этих огромных и вызывающих всеобщий интерес экспонатов в Пергамском музее можно увидеть экспонаты с раскопок шумерской, вавилонской и ассирийской цивилизаций: рельефы, культовые, ювелирные изделия и предметы быта.

В настоящее время в музее проходит реконструкция, которая должна закончиться к 2023 году, но экспозиция частично открыта: можно увидеть все шедевры, за исключением Пергамского алтаря, именно в том зале сейчас проходят работы.

Экспозиция

Пергамский алтарь

Фриз из Мшатты

Ворота Иштар из Вавилона

Барракиб и его писарь (музей Передней Азии)

В Пергамском музее находятся собрания трёх музеев: Античного собрания, Музея исламского искусства и Переднеазиатского музея. В нём представлены различные экспонаты древней монументальной архитектуры, самыми известными из которых являются:

  • Пергамский алтарь
  • Ворота Милетского рынка
  • Ворота Иштар и Дорога процессий
  • Фриз из Мшатты

Античное собрание

Античное собрание возникло благодаря бранденбургским курфюрстам-коллекционерам классической древности. Основание музея Античного собрания ознаменовалось приобретением в 1698 году коллекции римского археолога. Часть коллекции античности стала доступна для публики в 1830 году с открытием в Берлине Старого музея. Античное собрание значительно пополнилось благодаря раскопкам, проводившимся в Олимпии, Самосе, Пергаме, Милете, Приене и Дидиме.

С разделом Германии после Второй мировой войны разделённым надвое оказалось и Античное собрание. Пергамский музей в ГДР открылся вновь в 1959 году, а коллекция, оказавшаяся в Западном Берлине, размещалась вплоть до 1995 года в здании по проекту архитектора Штюлера напротив замка Шарлоттенбург.

В настоящее время ценности Античного собрания поделены между двумя музеями — Пергамским и Старым. Экспозиция Пергамского музея объединяет древнегреческие и древнеримские произведения архитектуры, скульптуры, письменности, мозаики, украшений из драгоценных металлов и изделий из бронзы. Визитной карточкой Пергамского музея стал Пергамский алтарь, датируемый II в. до н. э., на скульптурном фризе которого изображена драматическая битва богов с гигантами, а также ворота Милетского рынка, которые относят к эпохе Древнего Рима. Кроме этого всемирную известность снискали «Берлинская богиня» из Кератеи периода расцвета архаики и позднеархаическая «Богиня на троне» из Тарента.

Музей Передней Азии

В музее Передней Азии представлены экспонаты, обнаруженные на археологических раскопках, проводившихся в ареале шумерской, вавилонской и ассирийской культур немецкими учёными, в частности Немецким Восточным Обществом. Сюда относятся монументальные памятники архитектуры, рельефы и предметы меньшего размера, использовавшиеся в отправлении культа, быту и как украшения.

Особого внимания заслуживают вавилонские Ворота Иштар, фрагмент Дороги процессий, которая к ним вела, и фасад тронного зала Навуходоносора II.

Панорама Пергама

В ноябре 2011 года в музее открыта для посещения грандиозная панорама, создающая эффект присутствия в древнем Пергаме в 129 году до н. э. Наглядно представлены разные стороны жизни пергамцев: тут на площади перед акрополем гуляют горожане, там идёт оживлённая торговля на рынке, вот женщина стирает в реке белье, вдалеке среди деревьев видна знаменитая Пергамская библиотека и т. д. В ротонде высотой 24 и длиной 103 метра созданы спецэффекты: восход и закат солнца, дуновение ветра, гул толпы, пение цикад. Панорама была открыта до сентября 2012 года.

Старая национальная галерея

Старая национальная галерея была создана в 1861 году на основе собрания Иоганна Генриха Вагенера. Здание галереи было построено в 1869—1876 годах по эскизу самого короля Фридриха Вильгельма IV. Ему же посвящен конный памятник прямо перед зданием галереи. В самой галерее выставляются многочисленные произведения классицизма и романтизма, например, знаменитая работа Каспара Давида Фририха «Монах у моря», бидермейера (ответвление романтизма), французского импрессионизма, например, полотна Эдуара Мане и Клода Моне. Известная также скульптура Иоганна Шадова «Кронпринцесса Луиза и принцесса Фридерика».

История

Первое здание Пергамского музея

Первое здание Пергамского музея было построено в
1897—1898 гг. и было торжественно открыто для доступа публики
в 1901 г. В световом дворе музея разместились произведения
древней архитектуры из Пергама, Приены и Магнесии на Меандре.

Pergamon museum — Wugging Gavagai @ Flickr

После сноса первого здания Пергамского музея в 1908 г. все
пергамские художественные ценности до возведения нового здания
размещались в восточном колонном зале
Нового музея.

Второе здание Пергамского музея

Поскольку обнаруженные при раскопках в
Вавилоне, Уруке, Ашшуре и
Египте монументальные экспонаты не могли достойно разместиться
в первом построенном здании музея, у которого к тому же вскорости
обнаружились строительные дефекты фундамента, для решения вопросов,
связанных с возведением нового здания на том же месте, в
1905 г. был назначен новый генеральный директор Королевских (а
с 1918 г. — Государственных) музеев, а в 1906 г. к
работе был привлечён Вильгельм фон Боде. Помимо коллекции античной
архитектуры в северном корпусе нового здания музея предполагалось
разместить послеантичное искусство Германии из Немецкого музея, а в
южном — отдел переднеазиатского искусства. В соответствии с
изменениями в плане от 1927 г. здесь же должна была обрести
своё место и коллекция исламского искусства.

my favorite piece of art there — Wugging Gavagai @ Flickr

В 1907 г. Альфред Мессель приступил к проектированию
монументального здания из трёх корпусов в строгом неоклассицистском
стиле. После смерти Месселя в 1909 г. работы продолжил его
близкий друг Людвиг Хофман, занимавший административную должность в
правительстве Берлина по вопросам строительства. В 1910 г.
начались строительные работы, которые остановили Первая мировая
война, революция 1918 г. и инфляция 1922—1923 гг. Лишь к
1930 г. строительство музейного здания было закончено, и
четыре музея в его стенах открыли свои залы для публики.

Pergamon Museum — Wugging Gavagai @ Flickr

Вторая мировая война и её последствия

Пергамский музей серьёзно пострадал во время воздушных налётов
на Берлин. Многие экспонаты были перевезены в более безопасное
место, монументальные вещи были укреплены. В 1945 г. большая
часть фондов музея была вывезена советскими офицерами по защите
художественных ценностей в восточную часть Берлина для отправки в
будущий Музей Победы имени Иосифа Сталина. Лишь в
1958 г. музейные фонды вернулись в Германскую Демократическую
республику, но не полностью. До настоящего времени значительная
часть коллекции вопреки принципам международного права хранится в
запасниках
Пушкинского музея в
Москве и Эрмитажа в
Санкт-Петербурге. Возврат этих художественных ценностей, в том
числе знаменитого «клада Приама», урегулирован официальным
договором, заключённым между РФ и
ФРГ в 1990 г., однако его исполнению препятствует
Государственная Дума и музейные чиновники России.

Руины древнего Пергама

Пережив все обычные перестройки, город всё же сумел сохранить три основных атрибута, которые обеспечили ему известность и вес в древнем мире. Во-первых, Пергам был важным центром религии, где культ Зевса находился в соседстве с поклонением императорам, покровительнице города – Афине и экзотическим египетским богам. Во-вторых, город был ещё и медицинским центром. Храм посвящён культу Асклепия — бога врачевания, по своей сути напоминал современный санаторий. В-третьих в Пергаме находилась библиотека, которая соперничала со знаменитой библиотекой Александрии. Сегодня среди руин древнего города, которые обнаружил в 1870 году Карл Хуманн, немецкий инженер, при строительстве железной дороги, отчётливо можно выделить две зоны: Акрополь и Асклепион.

Карта руин античного Пергама

Где находится и как добраться

Можно сказать, что все дороги в Берлине ведут на Музейный остров. Туда легко добираться из любого района столицы:

  • поездами метро. (Линией U2 до ост. Märkisches Museum или по линии U6 ехать до ост. Friedrichstraße)
  • городским электропоездом. (Линии: S5, 7, 75 – выход на ст. Hackescher Markt; линии: S1, 2, 5, 7, 25, 75 – выход на ст. Friedrichstraße)
  • на трамваях №№ М1, М12 ехать до ост. Kupfergraben или №№ M4 – M6 и выходить на ост. Hackescher Markt
  • автобусами (Bus TXL Staatsoper) № 100 и № 200 до ост. Lustgarten Staatsoper или на автобусе № 147 до ост. Friedrichstraße
  • находясь возле Бранденбургских ворот, пешим ходом доберетесь до музеев за 20 минут

Достопримечательности

Эллинистический Пергам был окружён мощной стеной с так называемыми Воротами Евмена. Над городом господствовал акрополь (возведён в основном Эвменом II), расположенный в динамически-живописной композиции на террасах; на верхних площадках находились дворцы пергамских царей, арсенал и Траянеум, несколько ниже — святилище Афины Никефоры. Рядом с последним во 2-й половине III века до н. э. были установлены замечательные по своей реалистической выразительности статуи, в том числе изображения галлов (скульптор Эпигон, известны в мраморных римских копиях (Умирающий галл и Галл Людовицов)). Одним из наиболее заметных сооружений был также комплекс алтаря Зевса (II век до н. э.).

Другие городские достопримечательности — библиотека, храм Деметры (3 в. до н. э.), театр (II в. до н. э.). Одним из наиболее выдающихся сооружений был славившийся на весь античный мир Асклепиум.

В Пергаме обнаружены одни из древнейших душевых кабин. Развалины целого комплекса душевых (начало II в. до н. э.) найдены при раскопках гимнасия. Здесь использовались семь уровней душевых установок. Вода лилась на людей сверху из магистральной системы, а затем текла в другое купальное помещение, доходя до последнего, откуда попадала в отводную систему.

Музейный остров в Берлине. Пергамон

В Берлине мы прямиком отправились на Музейный остров, где намеревались посетить музей Пергамон. Давно я туда стремилась, ведь в этом музее собраны такие жемчужины древнего искусства, как ворота Иштар из Вавилона, ворота Милетского рынка и – самый знаменитый экспонат – Пергамский алтарь. Немецкие археологи много чего интересного привезли на родину из своих экспедиций.

Музей оказался потрясающим. Буквально на входе посетитель оказывался у подножия огромных ворот Иштар, отделанных глазурованной плиткой цвета кобальта. Рядом стоял черный длинный камень с высеченным на нем законом Хамурапи (копия). В следующем зале – огромные ворота из города Милет, отчасти напоминающие библиотеку Цельса в Эфесе. Еще в этом зале были мозаики, скульптуры и барельефы из Пергама.

Ворота Иштар

Прошлись Дорогой Процессий к воротам Иштар.

Ворота Милета

Пергамский алтарь нас сразил наповал. Немцы не пожалели музейного пространства и представили его во всей красе. Собственно, сам музей был построен именно для этой сенсационной находки.

Можно было взобраться по крутым ступеням на самый верх алтаря, туда, где когда-то древние греки приносили жертвы богам и где сохранились фрагменты мозаики – птицы на черном фоне. Фриз алтаря украшен скульптурами на тему битвы богов и титанов. Многие скульптуры сильно пострадали, но и сохранившиеся фрагменты впечатляют.

Пергамский алтарь

Барельеф Битва богов и титанов

После алтаря мы, честно говоря, уже готовы были покинуть музей, полагая, что лучше этого мы здесь ничего уже не увидим.

Но – остались, конечно, и нашли еще много всего интересного, сотворенного шумерами, ассирийцами, вавилонянами: диковинные животные в виде скульптур и барельефов, высеченные в камне письмена, фрагменты фигурной кирпичной кладки, изразцы.

На втором этаже представлено исламское искусство. В приглушенном свете мерцали великолепные михрабы, купола, покрытые изощренными узорами.

Михраб

И еще был один зал, который потряс нас, пожалуй, не меньше Пергамского алтаря. В просторном этом зале располагался фриз из Мшатты – лента из каменных блоков (высотой метров 8-10), сплошь покрытая вырезанными в камне узорами.

Обнаружили ее в иорданской пустыне немецкие археологи и тут же отписали кайзеру Вильгельму 2-му, дескать, тут такой шедевр, надо срочно выкупить. Кайзер послал султану письмо, а тот ответил, что с удовольствие подарит эту каменюку дорогому кайзеру, поскольку никаких священных текстов на ней нет и потому большой ценности она не представляет.

Мшатта

В общем, понравился нам этот музей чрезвычайно. Три чудесных музея мы посетили в эту поездку: Старую Пинакотеку в Мюнхене, Пергамон в Берлине и музей д’Орсе в Париже.

Вышли из Пергамона – солнце уже клонилось за крыши домов, но воздух еще был наполнен светом и бодрящей январской ясностью. Зашли в Новую вахту, в темной глубине которой стоит единственная скульптура – Пьета Кете Колвиц.

Скульптура Кете Колвиц «Пьета»

Сама Кете в войну потеряла сына, и тема оплакивания матерью погибшего сына все время присутствовала в ее творчестве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector