Уровень жизни, средние цены, зарплаты и налоги во франции в 2019-2020 годах

Виды налогов

Налог на доходы

Подоходный налог является основным. Его платят все жители независимо от того, какой они имеют статус. При этом нерезиденты уплачивают налог только с тех доходов, которые они получили на территории республики. Резиденты же обязаны произвести отчисления со всех доходов независимо от того, в какой бы части света они получены. Налог на прибыль напрямую зависит от суммы полученного дохода.

Россиянин, недавно прибывший в страну, в первый год должен сам обратиться в ближайшее отделение налоговой службы и взять там бланк декларации. Заполнить его придётся даже в том случае, если работа во Франции пока не найдена. При возникновении проблем с заполнением консультацию по этому вопросу можно получить непосредственно в налоговой службе.

НДС

Налог на добавленную стоимость дает 45% всех налоговых поступлений, это основной косвенный налог.  Он взимается методом частичных платежей.

Есть четыре вида ставок НДС:

  • 19,6% нормальная ставка на все виды товаров и услуг;
  • 22% предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;
  • 7% сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);
  • 5,5% на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада, медикаменты, жилье, транспорт).

Но существуют некоторые виды деятельности, которые освобождены от уплаты НДС. К ним относится медицина, образование, страхование и все, что попадает под определение «общественная и благотворительная деятельность».

На недвижимость

Если двенадцатимесячная прибыль от сдачи в аренду квартиры или дома не превышает 15 тысяч европейских рублей, то для корректного расчета вычитается 30 процентов. Если общая сумма превышает 15 тыс. евро, то из нее вычитаются актуальные расходы. К таковым расходам следует отнести:

  • страховку;
  • ремонтные работы;
  • обслуживание;
  • отчисления банку (если владелец недвижимости брал ее в кредит);
  • иные расходы.

Отчисления на проживание

Этот вид налога также является ежегодным. Он взимается властями с лица, владеющего квартирой или домом. Также делать соответствующие отчисления обязуются арендаторы, обитающие в облагаемом налогом помещении с начала налогового года. Налогообложению подлежит главное место проживания человека. Размер отчислений зависит от того, каков состав семьи налогоплательщика

Также принимается во внимание наличие или отсутствие совокупной прибыли. Если человек, являющийся собственником квартиры или дома, не постоянно обитает там, то размер отчислений государству равняется налогу с недвижимости

На наследство

Во Франции данный налог оплачивается наследниками. Его сумма зависит от степени родства и рыночной стоимости имущества. Исключением является супруг или супруга умершего, в таких случаях имущество переходит в их собственность без уплаты налогов. Ставка налога на наследование варьируется от 5%, если наследниками являются дети, и до 60% при отсутствии родственных связей с умершим.

На профессиональное образование

Все компании, которые действуют в рамках французского правового поля, обязаны делать выплаты на профессионально-техническое обучение местных рабочих – действующих и потенциальных. Для этого с фонда заработной платы коммерческих юридических лиц взимается 0,5% +еще 0,1% в целом. Причем если компания-налогоплательщик использует временных сотрудников, то выплаты поднимаются до 2%. Кроме того, еще 0,3% взимаются на подготовку молодежи в стране.

Коммерческие организации со штатом сотрудников больше 10 человек обязаны делать 0,65% выплаты из фонда оплаты труда на инвестиции в возведении жилой недвижимости. Относительно форма такого финансирования, то он может быть какой угодно – от предоставления кредитов до прямых капиталовложений.

На богатство

Французы, чей ежегодный доход превышает 1 млн. евро, будут платить больше налогов, чем граждане с меньшим заработком. Самые крупные налоги  будут платить самые богатые представители населения.

Увеличение налога для богатых является частью французского плана по сокращению бюджетного дефицита страны. Предполагается, что правительство Франции откажется от налоговых льгот вместо сокращения расходов, чтобы обеспечить плановую экономию в 5-10 млрд. евро.

Налоговые льготы и вычеты

Вычеты и льготы предусмотрены во всех бюджетных отчислениях и имеют специфику в зависимости от вида налогообложения.

При определении подоходного сбора база уменьшается на сумму:

  • расходов для выполнения профессиональных обязанностей;
  • на приобретение или строительство дома/квартиры;
  • лекарственных препаратов;
  • на медицинское и социальное страхование;
  • охранную сигнализацию;
  • благотворительность;
  • финансовую помощь отдельно живущим родителям.

Предприятия имеют льготы по платежу на профит в следующих случаях:

  • 100% на сумму списания ускоренной амортизации;
  • 19% на выручку от реализации активов старше 2-х лет, если она направлена на обновление фондов;
  • 25% на расходы по подготовке кадров;
  • 0% первые 2 года после начала деятельности;
  • 25% на 3 год;
  • 50% на 4 год;
  • 75% на 5 год.

Не облагается профит, направленный в резервные фонды от будущих убытков.

Французские дивиденды – теория и практика

В теории рассчитать размер и сумму налога не сложно – после определения бенефициара (материнской компании, далее – ФПД, фактический получатель дохода) следует выяснить наличие Соглашения об избежании двойного налогообложения между странами, далее ознакомиться с положениями закона «О дивидендах» и определиться с соответствием компании указанным требованиям. После получения подтверждающих документов компания может выбирать подходящую ставку. И здесь начинается «ходьба по мукам». Почему?

Существующая Конвенция между Францией и РФ (от 26.11.1996 г.) предусматривает три основных ставки налогообложения дивидендов:

5% от общего размера выплачиваемых дивидендов в следующих случаях:

  1. если получатель – предприятие, инвестировавшее любые активы в бизнес, от которого получаются дивиденды. Однако размер инвестиций должен составлять минимум 500 000 франков либо эквивалент в любой другой валюте (стоимость инвестируемых активов оценивается на дату инвестирования);
  2. если фактическим получением прибыли является компания на общей системе налогообложения страны, резидентом которой является. Предприятия с оплатой налога на прибыль на общих основаниях освобождается от этого взноса непосредственно по дивидендам.
  • 10% при выполнении одного условия из указанных выше подпунктов;
  • 15% для компаний во всех остальных ситуациях.

Чтобы добиться максимально низкой ставки налога на дивиденды для компании во Франции, можно воспользоваться распространенным в СИДН «критерием инвестирования». Причем в случае с российскими компаниями отсутствует требование прямых инвестиций, как, например, в СИДН с Кипром, да и сумма относительно скромная – в пересчете на EUR всего 77 тысяч.

Оффшорная компания
Бесплатная консультация

информация от специалиста о налогах
и возможных налоговых льготах юрисдикции,
подходящей структуре компании.

информация от специалиста о налогах
и возможных налоговых льготах юрисдикции,
подходящей структуре компании.

А вот со вторым условием Соглашения могут возникнуть недоразумения. Положение гласит – фактический получатель дохода облагается налогом на прибыль в режиме общего права, причем даже с третьей попытки вникнуть в тезис ситуация не проясняется. Дело в том, что российское гражданское и налоговое право не предусматривает такое понятие – «режим общего права», само же французское государство тоже не имеет к такой системе отношения. 

Если обратиться к налоговым конструкциям и терминологии, можно интерпретировать главу закона как сопоставимое с общей системой налогообложения РФ понятие. А это значит, что льготный налоговый режим применим не будет, аналогично как и с УСН, сельскохозяйственным единым налогом или патентной системой. То есть, конечный получатель прибыли обязан уплачивать французский корпоративный налог по полной ставке.

Дивиденды из Франции бенефициару в России – ситуация сейчас

Ввиду такого несоответствия между положениями СИДН Франция-Россия и Налогового кодекса Франции уполномоченные представители государств провели встречу, которая состоялась 22.01.2001 г. По ее итогам определено следующее:

по словам представителя Франции, условие относится к дочерним и материнским компаниям, как и прописано в статьях 145 и 216 Code général des impôts. На основании статей уменьшенную ставку налога у источника дивидендов могут получить французские компании и получатели дохода, имеющие возможность документально подтвердить свое соответствие условиям этих статей. 

И здесь трактовка тоже теряется между строк. По сути, законодательные изменения, согласно намерениям сторон России и Франции, предусматривают внесение 5% и 1% в налоговую базу корпоративного налога, что целиком соответствует условиям Соглашения об избежании двойного налогообложения между государствами. Но точной, официальной трактовки в документах нет, как отсутствуют и какие-либо протоколы, справки и выписки о прошедшем заседании представителей. Именно этот момент не позволяет российским налоговикам всерьез и без скептических настроений принимать изменения в законе.

В данный момент российские налоговые службы убедительно просят предприятия, применяемые 5% налога на дивиденды, предъявить официальное подтверждение от налоговиков Франции об уплате такого взноса, где было бы указано, что по смыслу п. 2 ст. 10 ст. «СИДН с Францией», это не препятствует выполнению условия об освобождении. Но на сегодня подобные документы еще не получены ни одной французской компанией, хотя документально прописано право российской стороны в рамках обмена данными получать подтверждение требуемой информации (согласно ст. 26 налоговой конвенции). Почему такой механизм до сих пор не используется, неизвестно, а доказательства становятся головной болью налогоплательщика.

Будем надеяться, что противоречие между СИДН и французским законодательством будет разрешен в краткие сроки в досудебном порядке, но на данном этапе штрафные санкции и доначисление в размере 5% налога на дивиденды у источника актуальны.

Есть другие вопросы по французской юрисдикции или необходима помощь по открытию, развитию, расширению бизнеса во Франции? Задавайте их нашим специалистам по электронной почте info@offshore-pro.info.

Как облагаются дивиденды, направленные бенефициару России из Франции?

Согласно Конвенции между РФ и Францией, 5% налога на дивиденды платят компании с инвестициями в готовый бизнес минимум 500 000 EUR, а также предприятия-резиденты России с общей системой налогообложения. Если такая компания отчисляет налог на прибыль на общих основаниях, она освобождена от 5% по дивидендам. 10% налога уплачивают субъекты коммерческой деятельности, если выполняется одно из перечисленных выше условий, все остальные юр и физ лица перечисляют 15%. В то же время положения СИДН между Францией и РФ позволяют избежать двойной уплаты налогов при наличии подтверждающих документов об их перечислении у источника (как правило, во Франции с направлением в РФ).

Как снизить ставку по французским дивидендам получателю России?

Минимальная налоговая ставка на дивиденды, получаемые бенефициаром России от источника доходов во Франции, устанавливается при пользовании положений СИДН о прямом инвестировании. В то же время российское налоговое законодательство не располагает пунктами о прямых инвестициях, а минимальный допустимый размер достаточно низкий – примерно 77 000 EUR. Вместе с тем СИДН гласит о компаниях, работающих в режиме общего права, но детальных объяснений по данному режиму нет ни во Франции, ни в России. По факту понятие можно отнести к общему режиму налогообложения, исходом будет полная уплата корпоративного налога во Франции.  

Как влияет СИДН на налогообложение французских дивидендов?

Положения СИДН, заключенного между Россией и Францией, свидетельствует об уменьшенной ставке налога на дивиденды, получаемые от дочерних и материнских компаний. Но официальная трактовка не свидетельствует о согласованных ставках 5% и 1%, что вынуждает налоговые службы РФ не учитывать положение соглашения. С другой стороны, налоговики России могут не облагать компании налогом на дивиденды у российского источника, если присутствует документальное подтверждение уплаты такого налога на территории Франции. На практике данное решение реализуется достаточно редко, а положения СИДН требуют доработки (в данный момент актуальны штрафы за неоплату 5% налога на дивиденды, полученные компаниями Франции).  

Налоги во Франции в 2019-м году: корпоративное налогообложение

Основными хозяйствующими субъектами страны являются:

  • акционерное общество (SA/SAS);
  • общество с ограниченной ответственностью (SARL);
  • коммерческое партнерство (SNC);
  • филиал иностранной компании.

Компания, зарегистрированная во Франции, считается налоговым резидентом, иностранное предприятие также может считаться резидентом, если бизнес управляется и контролируется во французской юрисдикции.

Налоги во Франции предусматривают начисление по территориальной налоговой системе. Резиденты и нерезиденты государства облагаются налогом на прибыль (impôt sur le revenu), которую получает французский бизнес, и на доход из французских источников. Доходы французских резидентов из иностранных источников, как правило, не облагаются французским налогом (однако и убытки из иностранных источников не могут быть вычтены).

Если иностранец получает дивиденды, выплаты обычно включаются в налогооблагаемый доход, хотя его распределение между соответствующими дочерними компаниями дает выгоду в виде освобождения от участия. Корпоративным налогом облагается прирост капитала (по стандартной ставке), который получен от продажи акций, а также прирост при сделках купли-продажи коммерческой или жилой недвижимости.

Налоги во Франции в 2019-м году рассчитываются по следующим ставкам:

  • стандартная – 31% для компаний с оборотом до 250 млн. EUR;
  • пониженная – 28% (применяется к первым 500 000 EUR полученной прибыли);
  • повышенная – 33,3% для французских предприятий с ежегодным оборотом от 250 млн. EUR.

Важно! Французское правительство планирует пересмотреть и снизить налоговые ставки до 25% к 2022-му году, что снизит фискальную нагрузку на малые и новые предприятия. Изучите подробно, как открыть личный счет в надежном французском банке с целью сохранения своего капитала

Изучите подробно, как открыть личный счет в надежном французском банке с целью сохранения своего капитала.

Налоги во Франции в 2019-м году также предусматривают социальную надбавку в размере 3,3% (sociales/cotisations sociales), которая применяется к стандартному корпоративному подоходному налогу, превышающему 763 000 EUR. С учетом надбавки предельная эффективная ставка достигает 32,02% при стандартной ставке 31% (или 34,43% при стандартной ставке 33,33%).

Иностранный налоговый кредит во французской юрисдикции не применяется – французское национальное законодательство не предусматривает подобных действий. Однако большинство налоговых соглашений Франции и других государств ЕС, СНГ, EFTA предусматривают льготы, которые соответствуют подоходному налогу, уплачиваемому в стране происхождения компании.

Сравнение налоговых систем зарубежных стран с российской системой

Сравнивая налоговые системы разных стран, можно отметить, что каждая из них развивалась по собственному пути. Каждое государство имеет собственную историю, устои и вековые традиции. Поэтому их экономические системы в целом формировались в разных условиях, что, конечно, наложило отпечаток на принципы построения налоговых систем, на взаимоотношения между властями государства и его налогоплательщиками.

О принципах построения российской налоговой системы читайте в статье «Принципы построения налоговой системы РФ».

Страны восточной Азии используют налогообложение с присущими только им специфическими особенностями. Это объясняется долгим «закрытием» от внешнего мира их государственных границ. Европейские страны довольно жестко относятся к налогоплательщикам в отношении обложения их доходов. Ставки по подоходному налогу для физических лиц и налогу на прибыль компаний могут доходить до 40 и даже 50% по прогрессивной шкале налогообложения. Налоговые системы стран Европы можно охарактеризовать высокой нагрузкой. По этой причине многие европейские производители предпочитают размещать свои производственные мощности в оффшорных зонах, которые обладают более либеральной системой налогообложения. Эти зоны позволяют компаниям оптимизировать налогообложение, снизить налоговую нагрузку и облегчить ведение внутреннего налогового учета.

Налоговые системы стран Европы в большинстве случаев обладают сложной разветвленной структурой и громоздкой нормативной базой. Поэтому в этих странах широко развито налоговое консультирование и деятельность юристов, ведь далеко не каждый налогоплательщик может самостоятельно разобраться во всем разнообразии законодательных актов в сфере налогообложения. С этой стороны налоговые системы, например, Китая и Японии обладают большей гибкостью и адаптивностью к нестабильным условиям в экономике.

Налоговые системы США и России обладают более низкой налоговой нагрузкой – от 30 до 35% ВВП. Но в отличие от США, стран Европы, Азии российские налоги на доходы физических лиц и прибыль предприятий не рассчитываются по прогрессивной шкале, а имеют единую налоговую ставку вне зависимости от величины налогооблагаемой базы.

При сравнении налоговых систем разных государств можно выделить и определенные сходства. Во многих странах налоговые системы имеют двух-, трех- или четырехуровневую структуру. Это объясняется тем, что современные государства имеют признаки федеративного устройства, то есть когда одно государство разделяется на несколько областей, провинций, городских округов и другие территориальные образования. Отсюда и возникает необходимость в появлении нескольких уровней налогообложения, например, федеральный (центральный), региональный и местный (или муниципалитетов). Поэтому часто налоги распределяются по разным уровням бюджета страны. В большинстве случаев территориальные образования имеют право устанавливать собственные налоги при условии соблюдения федерального законодательства.

О налогах, установленных на разных уровнях российской налоговой системы, читайте в нашей статье.

Разделение налогообложения страны на несколько уровней выполняет, прежде всего, распределительную функцию. Во-первых, это позволяет обеспечить бюджеты территориальных образований, дает им некоторую степень автономии при решении внутренних проблем. Во-вторых, разветвленная система налоговых органов по стране позволяет лучше контролировать процесс взимания налогов и сборов и, соответственно, более эффективно пополнять государственный бюджет.

По безработице

Государственная система страхования по безработице основывается не на государственных гарантиях, а на коллективных соглашениях компаний-работодателей и наемных сотрудников. За осуществлением выплат следят несколько структур:

UNEDIC. Структура отвечает за управление и контроль государственной системы страхования безработицы, а также за некоторые финансовые вопросы. Организация также в ответе за реабилитацию и переквалификацию рабочих.
POLE-EMPLO. В зоне ответственности этой структуры управление страховыми счетами и выплаты по ним. Эта же организация помогает найти работу и выдает выплаты по безработице. Кстати, образовалась структура в 2009 году.

Уровень заработных плат в стране

По данным первого квартала 2021 года, подавляющее число штатных работников (82,4 %) во Франции работают на условиях полной занятости, и всего 17,6 % заняты на работе всего несколько часов в день. Именно поэтому французский аналог МРОТ устанавливают в виде почасовой ставки.

Несмотря на низкие темпы роста экономики, заработная плата во Франции все же продолжает расти. Так, на конец марта 2021 года годовой рост составил 1,6 %. На первый взгляд это немного, однако нужно учесть невысокие показатели инфляции.

С марта 2021 года по март 2021 года цены в стране (не считая стоимость потребления табака) выросли всего на 1 %, так что рост доходов пока опережает скорость увеличения цен.

Минимальный тариф оплаты труда

Трудовой кодекс устанавливает минимальный размер оплаты труда во Франции () в почасовом выражении. С 1 января 2021 года на материковой части его повысили до 10,03 евро за час работы в пределах стандартной продолжительности трудовой недели (35 часов). В денежном выражении за месяц это составит 1 521,22 евро (за 151,67 отработанных часов). После вычета фискальных обязательств у работника на руках останется 1 204,19 евро.

Этот показатель ежегодно индексируют пропорционально текущему индексу инфляции в стране.

Переоценка SMIC основана на половине прироста покупательной способности средней почасовой заработной платы рабочих и служащих. Для индексации минимальной ставки оплаты труда за основу берут показатели потребления семей с низкими доходами.

Средний размер доходов

По данным статистического ведомства средняя зарплата в целом по стране с июня 2021 года по март 2021 года выросла на 2,8 % для всех категорий работающих. В цифровом выражении усредненный заработок до удержания налогов составляет 3 120 евро/месяц для высококвалифицированных специалистов и 1 610 евро/месяц – для занятых на работах, не требующих квалификации.

Прожиточный минимум во Франции в 2021 году на одинокого человека составляет 720-875 евро на месяц, а для семьи – 1 820-2 400 евро. С учетом этого получается, что средняя зарплата работника, владеющего специальностью и французским языком, позволяет покрыть минимально необходимые затраты стандартной семьи (даже если работает всего один из родителей).

Максимальная граница доходов

Законодательно установленной планки максимальных окладов в стране не существует, так же, как не регулируется и средний доход во Франции в соотношении с отраслями и уровнем квалификации занятого персонала. Это означает, что специалист с высшим образованием может получать в среднем не больше, чем работник сферы обслуживания: например, зарплата преподавателя и повара находятся примерно на одном уровне.

Размер зарплаты будет тем выше, чем больше факторов совпадут:

  • наличие высшего образования – без этого получить хорошую должность проблематично;
  • опыт работы по специальности (в госсекторе принято доплачивать за профессиональный стаж);
  • географическое местоположение: доходы в столице намного выше, чем за ее пределами, да и найти место в Париже проще, поскольку почти 30 % вакансий появляются именно здесь;
  • работа связана с госслужбой: работать на благо государства не только почетно, но и финансово выгодно, однако доступ к государственным должностям есть только у граждан Франции.

Традиционно высокие зарплаты получают руководители предприятий и подразделений крупных компаний. Топ-менеджер может зарабатывать 10 000–20 000 евро в месяц.

Далее следуют представители узких специальностей: врачи частных клиник, пилоты гражданской авиации, адвокаты, брокеры и финансовые консультанты. Их доходы могут варьироваться от 6 000 до 10 000 евро в месяц.

Близко к ним по уровню заработка стоят госслужащие и работники силовых ведомств. Так, средний оклад офицера полиции или пожарного может доходить до 6 000 евро ежемесячно, а доход чиновника – до 8 500 евро/месяц.

Медицинское страхование

Еще одной животрепещущей темой считается медицинское обслуживание. Советский человек привык, что за медицинское обслуживание деньги не берутся. Во Франции граждане сами обеспечивают качественную медицинскую помощь. Налоговые выплаты в этом направлении делятся на три группы:

Regime general d`assurance maladie. Эта категория охватывает 80% населения страны.
Страхование разных профессиональных групп в отдельных сферах. Ярким примером является страхование госслужащих, связанных с сельской отраслью, или самозанятых.
Страхование некоторых профессиональных групп. Сюда относятся горняки, медики, железнодорожники, моряки и прочее.

Сколько будет выплата по медицинскому страхованию, зависит от того, как много человек зарабатывает, какую профессию имеет, его семейный статус. На размер выплаты влияет и категория опасности профессии. Причем медицинское страхование распространяется на детей младше двадцати лет, супруга/супругу, близких родственников. Правило работает лишь в том случае, если хозяйство у этих людей с плательщиком общее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector