Государственно-политический строй германии в период ваймарской республики

§ Германия — социальное государство

Германия является социальным государством, это значит, что государства направлена на то, чтобы справедливо распределять социальные блага в целях обеспечения всем гражданам своей страны достойного уровня жизни и разносторонней поддержки тем, кто оказался в особенном чрезвычайном положении; борьба с бедностью и социальной изоляцией является одной из приоритетных задач государства.

Система социальной защищенности в Германии основана в первую очередь на обязательном социальном страховании всех граждан по принципу солидарности: все застрахованные платят одинаковые ставки в социальные фонды, независимо от потребности в социальной помощи или защищенности. Следующие элементы социальной системы Германии обеспечивают исполнение целей и задач социального государства:

  • Пенсионное страхование в Германии;
  • Медицинское страхование;
  • Страхование от несчастных случаев;
  • Страхование на случай потребности в уходе в Германии;
  • ;
  • Социальная помощь, социальные пособия в Германии;
  • Налоговые льготы в заработной плате;
  • Система возмещений и компенсаций;
  • Помощь и поддержка в трудоустройстве;
  • и некоторые другие.

Нацизм в Германии

Нацизм – это германский фашизм, основанный на идее превосходства над всеми одной расы — арийской. Причины нацизма в Германии:

  • Катастрофический упадок экономики, гиперинфляция, хозяйственная разруха.
  • Непомерно высокие репарации, возложенные на Германию странами-победительницами после Первой мировой войны.
  • Оккупация Германии французами, англичанами и другими войсками стран-победительниц уязвляла гордость немецкого народа, порождала националистические идеи.
  • Территориальные потери Германии (после Первой мировой у нее отобрали все колониальные владения, Эльзас и Лотарингию и другие области) вызывали возмущение немцев, ненависть к французам, англичанам и другим национальностям.

Нацизм в Германии утвердился благодаря Адольфу Гитлеру, который утверждал, что все беды в стране происходят по вине мирового еврейства, американских и английских олигархов. Спасение Германии, как и всего мира, Гитлер видел в уничтожении евреев и цыган, порабощении нечистокровных рас- славян, армян и прочих не арийских национальностей.

Словарь

1. Оппозиция — противодействие по отношению к правящей партии, противопоставление мнению правящего лидера, властной группировки.

2. Репрессии – карательные меры применяемые государствам по отношению к инакомыслящим, противникам власти и правящего режима.

Победа нацистов на выборах

После того, как был распущен рейхстаг образца 1928 года, разумеется должны были пройти новые выборы, и эти новые выборы принесли оглушительную победу нацистам. Если на выборах 28 года партия Гитлера НСДП получила всего 12 мест из 490, то теперь она имела 107 мест в парламенте, заняв прочное второе место. На третьем месте находились коммунисты, у них было 77 депутатских мандатов

Разумеется, в этих условиях финансовые круги Германии не могли не обратить внимание на Гитлера и подобных ему политических деятелей

В октябре 1931 года в небольшом городке Бад-Гарцбурге произошла встреча между фашистами, а там были не только НСДП, ну и другие партии, такие как национальная народная партия, Пан германский союз, с представителями крупнейших экономических организаций Германии. Там были крупные банкиры, представители монархических кругов, в общем люди, которые были заинтересованы в фашистах, как в политической силе.

Накануне этого съезда президент Гинденбург впервые дал Гитлеру аудиенцию. Уже высшие государственные чиновники Германии стали воспринимать фашистов всерьез. Результатом этой конференции было создание Гарзбурского фронта, в который вошли все партии, которые мы ныне причисляем к нацистским. В конце концов, так и произошло. Все они влились в состав НСДП. По сути, фашисты заявили о себе, как о крупнейшей политической силе в стране.

Крупный капитал обещал им свою финансовую поддержку, и крупный капитал свое слово сдержал. На президентских выборах 1932 года президент Гинденбург победил только чудом. Фактически он получил чуть больше половины голосов, порядка 53 процентов, но Гитлер занял прочное второе место, он собрал 36 процентов голосов. Самое удивительное то, что у социалистов и коммунистов был реальный шанс в эту борьбу вмешаться и, если не одержать победу, то по крайней мере оттеснить Гитлера на второй план, но здесь сработала, так называемая, фракционность — социалисты и коммунисты друг друга воспринимали, как соперников и категорически не хотели объединяться даже перед лицом фашистской опасности.

В Москве, кстати говоря, эту угрозу понимали и перед выборами 32 года всячески рекомендовали германским коммунистам и социалистам объединиться, подраться за власть мол можно и после того, как вы эту власть получите. Но фракционность оказалась сильнее общего политического интереса. В результате Гитлер стал в Германии политической фигурой номер два. Правда, он еще не обладал официальной государственной властью. Гинденбург свой пост, как вы видели сохранил. В том же самом 32 году в Германии состоялись внеочередные выборы в парламент. В рейхстаге нацисты получили максимальное количество мест за все годы перед приходом Гитлера к власти.

У них было 230 мандатов из 490 возможных.

§ Военно-политические блоки и союзы, организации безопасности, в которых состоит Германия

В согласии с Конституцией, в целях обеспечения мира, ФРГ может входить в системы взаимной коллективной безопасности. При этом страна может согласиться на ограничение своих суверенных прав в целях установления и обеспечения мирного и прочного порядка в Европе и в отношениях между народами всего мира. Таким образом, Германия состоит в следующих союзах:

  • НАТО (Организация Североатлантического договора) — с 1955 года Германия является членом данного военно-политического союза, в который входят многие страны Европы, а также США.
  • ЕС (Европейский Союз) — в согласии с Общей политикой безопасности и обороны ЕС, Европейский Союз имеет собственный военный потенциал; государства, являющиеся членами Европейского Союза, предоставляют своих солдат в распоряжение Союза. Также Германия совместно с Францией создала ФГБ (Франко-Германская бригада), состоящую из нескольких тысяч пехотинцев, размещенных в Германии; Бригада является частью структур Европейского корпуса.
  • ООН (Организация Объединенных Наций) — имеет соглашение с Германией о предоставлении солдат для быстрого реагирования в случае необходимости.
  • ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) — Германия является членом ОБСЕ, организации по предотвращению и урегулированию конфликтов.

§ Уровни и единицы административно-территориального деления Земель Германии

Структура административно-территориального устройства (сокр. АТУ) Земель состоит из нескольких уровней, состав и название которых могут отличаться в разных землях Германии. Далее в списке представлены единицы АТУ от верхнего к нижнему:

  • Административный округ (нем. Regierungsbezirk);
  • Район (нем. Kreis, Landkreis); Внерайонные города;
  • Управление (нем. Amt); Союз общин (нем. Samtgemeinde); Объединение общин (нем. Gemeindeverwaltungsverband)
  • Община или коммуна (нем. Gemeinde)

Далее на рисунке 1 представлена схема административно-территориального деления Германии на уровне федерации и земель.

Судебная власть

Судебная система Германии входит в пятнадцать наиболее независимых в мире систем. У жителей Германии нет такой проблемы, как недоверие к судьям. Суд в Германии является для граждан страны местом, где каждый, чьи права и интересы нарушены, может найти защиту. Многие юристы связывают успех системы с менталитетом немцев, и с этим сложно не согласиться. Немцам удалось построить эффективную систему защиты, которая обеспечивает гарантию сохранности интересов всех граждан.

Судебная система Германии включает суды общей юрисдикции, финансовые, административные суды, суды по трудовым спорам и по социальным вопросам.

Высшая инстанция суда в Германии — Федеральный конституционный суд. Половина состава избирается нижней палатой парламента, другая половина — верхней. Всего избирается шестнадцать судей. Период их полномочий составляет двенадцать лет. Деятельность Конституционного суда заключается в:

  • толковании главного закона государства;
  • проверке федеральных и земельных законов на соответствии Конституции;
  • вынесении частных решений при возникновении споров между землями, разногласий между правительствами земель и федеральными властями;
  • принятии постановлений, на основе которых та или иная партия может быть распущена, если судом доказано, что она в своей деятельности преследует недемократические цели.

Политическая система ФРГ

Основной закон ФРГ, состоявший из преамбулы, 11 разде­лов и переходных и заключительных положений, базировался на принципах республиканского и демократического устрой­ства государства и провозглашал его федеративный, правовой и социальный характер. На первое место в нем были поставле­ны классические права и свободы граждан, гарантированные государством.

Главой государства является федеральный президент, из­бираемый на пять лет специально собираемым для этого Федеральным собранием. Учитывая горький опыт Веймарской рес­публики, президенту отводятся представительские функции и роль посредника и третейского судьи, стоящего над политиче­ской борьбой отдельных партий.

Органом представительной и законодательной власти вы­ступает бундестаг, избираемый сроком на четыре года всеобщим голосованием. Бундестаг выбира­ет федерального канцлера абсо­лютным большинством голосов, а канцлер по своему усмотрению формирует кабинет министров. Он является его единственным членом, подотчетным парламен­ту. Эта ответственность проявля­ется в том, что бундестаг может вынести канцлеру конструктив­ный вотум недоверия, т. е. не просто свергнуть правительство, но обязательно выдвинуть канцлера, опирающегося на большинство депутатов и имеющего альтернативную программу. Это обеспечивает устойчивость кабинетов министров.

В политическую систему входят также бундесрат и Феде­ральный конституционный су Бундесрат представляет и защищает интересы отдельных земель, координирует их по­литику. Решения созданного в сентябре 1951 г. Федерального конституционного суда обязательны для всех других госу­дарственных органов, включая бундестаг. Суд следит за со­блюдением законов, дает толкование новым законам, прини­мает решения по конституционным жалобам и наблюдает за деятельностью политических партий, имея право запретить их за противозаконную деятельность.

Выборы в первый бундестаг ФРГ прошли 14 августа 1949 г. Победу на них одержал блок ХДС—ХСС, получивший 31,0% голосов избирателей (139 мест). Его главный соперник Соци­ал-демократическая партия Германии (СДПГ) набрала 29,2% голосов (131 мандат).

Избирательная борьба шла вокруг экономического курса. Социал-демократы резко критиковали концепцию рыночного хозяйства Л. Эрхарда как объявленную сверху классовую борьбу и выступали за плановую экономику и социализацию основных отраслей тяжелой промышленности. Выступая на предвыборном собрании Христианско-демократического сою­за (ХДС) в Гейдельберге, К. Аденауэр заявил, что речь идет о том, кем будет управляться Германия — христианами или социалистами, которые не смогут противостоять наступлению коммунизма. К тому же антикле­рикальные выпады лидера партии К. Шумахера отталкивали от СДПГ рабочих-католиков, а их го­лоса были решающими для исхо­да выборов, особенно в земле Се­верный Рейн-Вестфалия.

После выборов Аденауэр дого­ворился с либералами и Немецкой партией о создании коалиции. Пойти на союз с СДПГ он не захотел, поскольку избиратели отдали явное предпочтение с о ц и-ально-ры ночном у, а не пла­новому хозяйству.   12  сентября  лидер Свободной демократической партии (СвДП) Т. Хейс был избран Федеральным президентом ФРГ и предложил на пост Федерального канцлера ФРГ кандидатуру Аденауэра. При вы­борах Аденауэр получил в бундестаге 202 голоса из 402 и про­шел с минимальным большинством, которое составил его соб­ственный голос.

Для западных держав пришло время уступить власть ново­му кабинету министров и ввести в действие Оккупационный статут, сохранявший контроль союзников за политикой ФРГ на мировой арене (в первом кабинете министров не было даже поста министра иностранных дел), а также по главным экономическим вопросам (демонтаж оборудования, репара­ции, контроль над промышленностью Рура).

Канцлер Аденауэр стремился добиться большей самостоя­тельности для ФРГ. Символическим в этом отношении стала сама передачи текста Оккупационного статута. Верховные ко­миссары принимали канцлера и некоторых его министров в своей резиденции в Петерсберге. Чтобы подчеркнуть дистан­цию, их отделял от немцев красный ковер. Прекрасно зная, что он не должен наступать на ковер, Аденауэр тем не менее непринужденно встал на него и зачитал приветственное слово.

В общем замешательстве текст самого Статута канцлеру вру­чить забыли и второпях сунули его помощнику уже в гардеро­бе. Своим бесцеремонным поступком Аденауэр сразу дал по­нять, что ФРГ считает себя равноправным партне­ром стран Запада.

        Рубрика: Время Конрада Аденауэра (1949-1961).

§ Современная внешняя политика Германии

Современная внешняя политика Германии неразрывно связана с обеспечением мира и стабильности, а также с деятельностью ООН и ЕС. Изменение климата, риск торговых войн, гонки вооружений и вооруженные конфликты, нестабильность на Ближнем Востоке, проблемы с беженцами, новый агрессивный национализм в разных странах, а также другие мировые проблемы, оказывают свое влияние на направление во внешней политике страны. Германия отождествляет свою внешнюю политику с внешней политикой Европейского союза, поэтому стремится к улучшению и усилению общей европейской политике в сфере безопасности, обороны и развития.

  • Предоставление гуманитарной помощи во время войн, гражданских войн, голода и бедствий.
  • Вооруженные силы Германии были и остаются неотъемлемой частью политики безопасности Германии.
  • Содействие разрешению и предотвращению конфликтов в других странах; противостояние насилию и террору.
  • Содействие продвижению проектов PESCO и использование новых инструментов фонда обороны ЕС.
  • Создание Европейской армии.
  • Улучшение стратегического анализа и связей; поддержка и развитие различных институтов и фондов в этой области.
  • Поддержка партнеров в нестабильных регионах в сферах консультирования, обучения и оснащения.
  • Поддержка ООН в сфере мира и безопасности, постоянное участие в Совете Безопасности.
  • Укрепление трансатлантического партнерства с США и Канадой. Честные и надежные торговые отношения с США; без протекционизма.
  • Продолжение партнерства в НАТО, ОБСЕ и Совете Европы.
  • Инициативы в области разоружения и ограничения экспорта оружия; ядерная безопасность. Ограничение экспорта оружия в третьи страны, которые не являются членами НАТО и ЕС.
  • Готовность к сотрудничеству с Россией при соблюдении Минских договоренностей; потенциальное экономическое партнерство.
  • Поддержка Украины в восстановлении полной территориальной целостности, укреплении стабильности и социального развития.
  • Германия заинтересована в хороших отношениях с Турцией; для дальнейшего развития всесторонних отношений от Турции ожидается улучшение в сфере прав человека и демократии.
  • Германия будет продолжать работать над урегулированием конфликта на Ближнем востоке.
  • Партнерство с африканскими странами является одной из центральных задач сегодняшнего времени.
  • Деятельность в сфере предотвращения кризисов, голода и нищеты в мире.
  • Защита климата и адаптация к изменению климата.
  • Борьба с причинами, ведущими к беженству.
  • Финансовая поддержка развития бедных стран мира.
  • и другие …

Веймарская конституция

6 февраля 1919 года в Веймаре — это небольшой город в Тюрингии, имеющий впрочем для Германии особое культурное значение, открылось первое заседание национального учредительного собрания Германии. Это очередное собрание должно было принять конституцию Германии, по крайней мере в том виде, в каком они хотели это сделать после первой мировой войны. Разумеется, имперская конституция, конституция Бисмарка действовать уже больше не могла.

Победу на выборах в это учредительное собрание одержали все-таки представители не социалистических, а буржуазных партий, но тем ни менее социалистические партии были представлены довольно широко. У них было 45 процентов голосов. Конституция, принятая этим учредительным собранием, получила название Веймарской конституции, а сама республика, которая была установлена в Германии неофициально, называется Веймарской республикой.

Нет, государство по-прежнему называлось Германией, а Веймарской республикой мы называем период его существования с 1919 по 1933 год. Веймарская республика вместе с той старой конституцией была по сути уничтожена Гитлером в январе 1933 года. Конституция 19 года была вполне демократичной. Она провозглашала демократические свободы такие, как, например, всеобщее избирательное право, она провозглашала свободу действия политических партий, создавала всесословный парламент, по сути, отныне сословия не учитывались в процессе выборов депутатов в этот парламент.

Однако, у нее было очень много узких или, скажем так, слабых мест. Во первых Германия оставалась федеративным государством, а это означало, что кроме Пруссии, которая по-прежнему была основной частью страны, существовало еще довольно много разных территорий, которые в чем-то подчинялись, а в чем то не подчинялись центральному правительству.

Во вторых, в верхнюю палату германского парламента входили представители от разных германских земель, и Пруссия, хотя имела сравнительно немного делегатов, где-то треть от общего количества мест, получала право вето, то есть фактически все вопросы, несмотря на то, что это было федеративное государство, решала именно Пруссия. Наконец, конституция создавала в Германии пост президента.

Мы уже сказали, что первым президентом стал Фридрих Эберт, лидер социал-демократической партии Германии, но 48 статья конституции предоставляла президенту дополнительные права, которые заставляли где-то даже вспомнить времена Вильгельма 2. Так, например, президент обладал правом издавать специальные декреты в обход парламента.

Фактически это были чрезвычайные законы, которые он мог утверждать без оглядки на общественное мнение и на деятельность политических партий в стране, а кроме того, у президента было право по своему желанию и по своей инициативе использовать германские войска в разных сложных ситуациях, а что можно было понимать под такими сложными ситуациями, конституция не уточняла.

Политический режим и государственное устройство гитлеровской Германии

Государственный строй, политические режимы фашистской Италии и гитлеровской Германии обнаруживает больше сходства, чем различий. Не даром Муссолини признавал: «Фашизм и национал-социализм есть два параллельных течений в истории».

Сразу после прихода к власти фашистский режим, как и подобает любому авторитарному режиму, начал с программы ликвидации буржуазно-демократических свобод, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом — ставилась задача сплотить немцев в некую «народную общность», на втором — превратить ее в общность боевую.

Для этих целей гитлеровцы использовали всевозможные провокации. В ночь с 25 на 26 февраля 1933 года они подожгли здание рейхстага, что бы обвинить в этом коммунистов. И хотя сфабрикованный Лейпцигский процесс с треском провалился — коммунисты были оправданы за полной недоказанностью обвинения, это не помешало нацистам развернуть в стране травлю коммунистов и демократов.

В феврале 1933 года принимаются два чрезвычайных декрета: «В защиту народа и государства» и «В защиту германского народа», которые отменяли свободу личности, слова, печати, собраний и наделяли неограниченными полномочиями полицию и т.д.

В июле 1933 года было запрещено законом существование каких бы то ни было партий, кроме фашистской. «В Германии, — провозглашал закон, — существует только одна партия, НСРПГ, все другие запрещаются».

В декабре 1933 года издается Закон «Об обеспечении единства партии и государства», объявляющий фашистскую партию «носительницей немецкой государственной мысли». В соответствии с этим законом лично Гитлером формировался рейхстаг, а на посты министров и другие должности назначались лица из нацистской партийной верхушки. После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 года должность президента была упразднена, а вся государственная власть была сконцентрирована в руках Гитлера — «вождя и пожизненного рейхсканцлера». В период с 1933 по 1935 г.г. был издан ряд законов, направленный на ликвидацию системы самоуправления в землях Германии.

Функции государственных и партийных органов тесно переплетались. Нацистская партия стала частью правительственной системы. Решения съездов партии с момента принятия получали силу закона. Партия имела военизированную структуру. В подчинении партии находились так называемые штурмовые отряды (СА), служба безопасности (СС), специальная служба порядка (СД).

Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть — в особе «фюрера».

Рейхстаг был сохранен лишь для парадных демонстраций сохранения видимости демократического правления.

Традиционное деление государства на земли было ликвидировано в интересах централизации управления под предлогом единства нации. Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Формально не отмененная Веймарская конституция прекратила своё действие.

Профессиональные союзы трудящихся Германии были распущены, средства этих союзов конфискованы. Используя опыт Италии, гитлеровцы создали свой собственный «профсоюз» — «Немецкий трудовой фронт», в который насильственно загоняли людей.

Законом 27 февраля 1924 года в Германии учреждались государственные палаты — общеимперская и провинциальная. Во главе их были поставлены представители монополии. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни.

Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. Крестьяне и торговцы, ремесленники и кустари. ожидавшие от фашистов экономических благ, были обмануты: ни земли, ни кредита, ни отсрочки долгов они не получили.

§ Федеральные министерства Германии

Федеральный канцлер выбирает для своего кабинета федеральных министров; каждый министр является главой министерства, отвечающего за решение определенного круга задач в согласии с директивами федерального канцлера. Всего в Германии 14 федеральных министерств. Далее в таблице представлены названия государственных министерств на русском и немецком языке, а также круг их основных задач.

Таблица 2. Министерства Германии

Название министерства Сокращение Круг задач министерства
Министерство финансовFinanzen BMF Налоги, денежные пособия, пенсии
Министерство внутренних дел, строительства и родиныInnern, für Bau und Heimat BMI Внутренняя безопасность страны, полиция, армия, миграция, интеграция, спорт, религия, единство нации
Министерство иностранных делAuswärtiges Amt AA Внешняя политика, Европейская политика
Министерство экономики и энергетикиWirtschaft und Energie BMWi Экономика и энергетика, телекоммуникации, почта, железные дороги
Министерство юстиции и защиты прав потребителейJustiz und Verbraucherschutz BMJV Права, законодательство, защита потребителей
Министерство труда и социальных вопросовArbeit und Soziales BMAS Трудовое право, трудоустройство, образование, пенсионеры, инвалиды, социальная защищенность
Министерство обороныVerteidigung BMVg армия, оружие, защита страны, поддержка других государств во время конфликтов
Министерство питания и сельского хозяйстваErnährung und Landwirtschaft BMEL Продукты питания, сельское хозяйство, безопасность продуктов питания, защита потребителей
Министерство семьи, пожилых, женщин и молодежиFamilie, Senioren, Frauen und Jugend BMFSFJ Семья, пожилые, женщины, молодежь, благотворительная помощь, волонтеры
Министерство здоровьяGesundheit BMG Врачи, больницы, пациенты, лечение, реабилитация, медицинское страхование, страхование на случай потребности в уходе, предупреждение болезней, зависимостей
Министерство транспорта и цифровой инфраструктурыVerkehr und digitale Infrastruktur BMVI транспорт, транспортировка людей, грузов и данных, правила и безопасность дорожного движения, дороги, Интернет
Министерство окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасностиUmwelt, Naturschutz und nukleare Sicherheit BMU защита окружающей среды, защита граждан от радиации, климат
Министерство образования и исследованийBildung und Forschung BMBF образование, наука, международный обмен
Министерство экономического сотрудничества и развитияWirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung BMZ Помощь бедным странам, взносы в фонды развития, сотрудничество и поддержка партнерских стран

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector