Собор св. петра в риме: горькая правда
Содержание:
- Популярные достопримечательности
- Экстерьер собора Св. Петра в Риме
- «Собор ангелов»
- История
- Римские мученики и раннехристианские святые
- Режим посещения и часы работы
- Два яруса украшенного фасада
- Что посмотреть
- Строительство собора
- Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано
- Церковь Санта-Сабина
- Санта-Мария-сопра-Минерва / Santa Maria sopra Minerva
- Особенности архитектуры и внутреннего интерьера Собора Святого Петра
Популярные достопримечательности
-
Собор Святого Петра
-
Сикстинская капелла
-
Апостольский дворец
-
Ватиканские дворцы
Все достопримечательности
Экскурсии и достопримечательности в Ватикане
В самом сердце Рима, на Ватиканском холме находится маленький город-государство – Ватикан. Это суверенная территория Святого престола, резиденция высшего духовного руководства Римско-Католической Церкви, а также одно из самых влиятельных государств мира.
Ватикан – это прекрасный архитектурный комплекс величественных памятников разных эпох, интереснейшие музеи, в которых собраны шедевры мирового искусства, и прекрасные сады. Самой главной достопримечательностью Ватикана (а также всего Рима) является собор Святого Петра. Это грандиозное сооружение – главный католический храм мира. Впечатляет своим величием и раскинувшаяся перед собором огромная одноименная площадь с монументальными колонами. Площадь Святого Петра была построена по проекту известного итальянского архитектора Лоренцо Бернини и является главными воротами Ватикана.
За собором Святого Петра находится потрясающий архитектурный ансамбль Ватиканских дворцов (папская резиденция). Он объединяет в себе огромное количество различных сооружений (дворцы, галереи, капеллы, часовни, музеи и т.д.), построенные в разные эпохи и в разных стилях и считается одним из самых красивых архитектурных комплексов мира. Садовые дворцы являют собой образцовый пример садово-паркового искусства. Среди самых интересных мест стоит выделить Апостольский дворец (дворец Сикста V), Бельведерский дворец, Сикстинскую капеллу, Зал Реджа, Королевскую лестницу, апартаменты Борджиа, Станцы Рафаэля, капеллы Никколина и Паолина. В великолепных музеях Ватикана представлено поистине уникальное собрание шедевров мирового искусства с древних времен — живопись, скульптуры, церковные реликвии и многое другое.
Знаменитая Сикстинская капелла является одной из главных достопримечательностей Ватикана, а также величайшим памятником эпохи Возрождения. Капелла знаменита прекрасными фресками работы таких выдающихся мастеров как Микеланджело, Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккьо и др. Именно в Сикстинской капелле (начиная с XV века) проходят конклавы — выборы нового Папы.
Ватиканская библиотека знаменита редчайшим собранием рукописей средневековья и эпохи Возрождения, прекрасной коллекцией инкунабул, огромным количеством книг и манускриптов. В библиотеке также имеется огромное количество интересных гравюр, географических карт, монет и медалей.
Огромную историческую и культурную ценность имеет и Ватиканская пинакотека, основанная еще папой Пием VI во второй половине XVIII века. Здесь выставлена уникальная коллекция живописи 11-19 веков. Главным образом, в пинакотеке представлены творения знаменитых итальянских мастеров, но имеется и коллекция византийского искусства, некоторые работы художников из других стран. Традиционно в собрание входят только произведения религиозной тематики.
Представлен в Ватикане и шедевр современного искусства – так называемый «Земной шар» работы итальянского скульптора Арнальдо Помодора. Он был приобретен при папе Иоанне Павле II в 1990 году и выставлен в центре двора Пинии. Огромная (4 м в диаметре) медная скульптура состоит из двух сфер, при этом маленькая (наша планета) размещается в большой (Вселенная). Изломанные зеркальные поверхности сфер несут глубокий философский смысл – как бы ни малы были люди в отношении Вселенной, их действия часто приводят к разрушению окружающего нас мира.
Прекрасная архитектура, уникальные музейные коллекции и неповторимая атмосфера Ватикана ежегодно привлекает огромное количество посетителей самых различных вероисповеданий.
Чаевые
Чаевые составляют 10%-15% от суммы заказа. Иногда в меню указано, что плата за обслуживание уже включена в цены. При обслуживании у стойки чаевые не приняты.
Часы работы учреждений
Церкви открыты с раннего утра до 12.00 или 12.30, затем они закрываются на 2-3 часа, вновь открываются после «сиесты» и работают до 19.00 или даже позднее. Основные соборы и базилики открыты весь день, но чаще график работы индивидуальный.
Экстерьер собора Св. Петра в Риме
НЕ очевидные секреты проекта Бернини
Законченная в 16 веке величественная базилика требовала соответствующей оправы. Постановлением Ватикана, Бернини за 11 лет соорудил непревзойдённый до сих пор образец элегантности и изящности — площадь Св. Петра (Piazza San Pietro).
Созданная в , она представляет из себя эллипс. С двух сторон окружена колоннадой тосканского ордера. Подчеркнув главную ось композиции, архитектор добился ощущения стремительности движения и высокого накала чувств, чем так знаменито искусство барокко.
Трапецевидная площадь Ретта меньшего размера, которая примыкает к эллиптической части, делает католическую церковь более близкой и сокровенной.
План собора и площади Святого Петра в Ватикане. Всю композицию называют «ключом Св. Петра», потому что с высоты птичьего полёта она предстает в такой форме.
3 в 1 или привет паломникам из Египта
В центре эллипса возвышается египетский обелиск. Полагают, что когда-то он украшал цирк Нерона. Ему поклоняются как (1) свидетелю казни Св. Петра. Для его перемещения в 1586 году потребовалось 140 лошадей и 900 рабочих. Монолит весом 385 тонн устанавливали с помощью сложной системы канатной лебедки. Существует неподтверждённая легенда, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.
От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял (2) роль гномона (астрологического инструмента, определяющего направление истинного меридиана), и (3) солнечных часов.
Театральные подмостки Ватикана?
Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.
Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира. Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.
Фасад — «церковь бедных и для бедных»
В 17 веке Карло Мадерно украсил фасад гигантскими коринфскими колоннами (каждая 27.5 м в высоту) и тринадцатью статуями: Христос и одиннадцать апостолов (кроме Петра) плюс Иоанн Креститель.
За колоннами находятся 5 ворот или дверей, через которые можно войти в собор. Створки дверей центрального портала перенесены из старой базилики (работа середины 15 в). Рядом стоят конные статуи Карла Великого (Августино Корначчини, 18 в) и императора Константина (Бернини, 1670 г).
Там же находится ещё одна жемчужина экстерьера — прославленная мозаика Джотто конца 13 в. «Навичелла». Крайние двери слева — «Врата смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Через них отправляются в последний путь понтифики.
Символ, который начал разрушаться ещё в 18 веке
Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:
- Санта-Мария-Маджоре,
- Св. Павла и
- Св. Иоанна Латеранского.
От пола до макушки креста высота почти 137 метров. Внутренний диаметр — 41.47 метров. Это меньше диаметра купола Пантеона (43.3 м), но превосходит купол Св. Софии в Константинополе.
В 18 веке купол стал разрушаться. Для придания дополнительной жёсткости свод стянули 4-мя прочными цепями
Создан во многом Микеланджело и построен его учеником Джакомо делла Порта во время короткого, но активного папства Сикстуса V (1585-1590). Купол поддерживают парусные своды. Барабан покоится на четырех мощных колоннах толщиной 18 метров. Именно Микеланджело увеличил размер и силу несущей конструкции. При этом сохранил центрическую композицию, задуманную Браманте.
Непосредственными соперниками купола собора Святого Петра в Ватикане являются
- Флорентийский собор раннего Возрождения, спроектированный Филиппо Брунеллески и завершенный в 1434 году;
- Константинопольский собор Святой Софии, завершенный в 537 году;
- и купол, разработанный Кристофером Реном для Собора Святого Павла, закончен в 1710 году.
Постоянно наблюдает и ухаживает за зданием базилики специализированная группа рабочих (sampietrini). Благодаря им, оно всегда в отличном состоянии.
«Собор ангелов»
Главная изюминка собора – многочисленные скульптуры, прославившие его на весь мир. Не зря кафедральный собор Реймский часто именуют «Собором ангелов» из-за огромного количества каменных изваяний, которые их изображают. Более двух тысяч статуй украшают гордость французского народа. Фигура огромного Атланта, лицо которого искажено гримасой, является прототипом глухого горбуна Квазимодо из романа Гюго.
Пожалуй, самой известной скульптурой является венчающий высокую точку храма «Улыбающийся ангел». Реймский собор прославился на весь мир фигурой крылатого существа, ставшего не только символом, но и оберегом мирного города. Улыбающийся посланец Бога, магнетически притягивающий взгляды посетителей, появился в начале XIII века. Во время немецких обстрелов в прошлом столетии каменное изваяние разбилось, а остатки были тщательно собраны аббатом собора, спрятавшим драгоценную фигуру в тайнике. После окончания Первой мировой войны «Улыбка Реймса» вернулась на фасад, продолжая радовать благой вестью, застывшей на устах. Это некое знамение, которое адресовано и всем, и каждому в отдельности. Ангел не зря улыбается: он что-то знает, о чем люди пока не подозревают, и уже готов поделиться приятной новостью.
Реймский собор (Франция) демонстрирует талант и мастерство зодчих Средневековья. Удивительная красота национальной реликвии сделала ее подлинным сокровищем не только Франции, но и всего мира.
История
Считается, что на месте Нотр-Дам-де-Реймс когда-то стояла древняя базилика, выстроенная еще до нашей эры. Она же, в свою очередь, была основана на фундаменте древнеримских терм. Но, как бы там ни было, первым важным историческим событием, связанным с собором в Реймсе, стало крещение короля франков Хлодвига I в 498 году. Так будущая Франция была обращена в христианство, а сделал это епископ Ремигий, позже признанный святым.
Крещение Хлодвига I Святым Реми, 498 год
В 891 году Нотр-Дам в Реймсе выбрал для своей коронации Людовик I Благочестивый, а в 1027 году здесь был помазан Генрих I. С тех пор и пошла традиция, согласно которой все коронации французских монархов происходили именно в этом храме.
Коронации Людовика XIV, 7 июня 1654 год
Однако в начале 13-го века древний Реймский собор был разрушен в результате пожара. Впрочем, уже спустя год после разрушения на том же месте по инициативе архиепископа Обри де Умбера началось строительство нового здания. Оно продлилось более 20-ти лет и завершилось около 1285 года, хотя и после этого еще велись отдельные работы. В итоге появился тот самый Нотр-Дам-де-Реймс, которым мы можем любоваться и сегодня.
Коронация Людовика XV, 25 октября 1722 год
В 14-м веке храм пережил Столетнюю войну, попав на долгое время под власть англичан. А в 1429 году он был освобожден вместе с городом и принял коронацию Карла VII, ознаменовавшую собой окончание войны. В этом событии активно участвовала небезызвестная Жанна д’Арк, поэтому ее конный памятник сегодня можно увидеть рядом с собором.
Памятник Жанне д’Арк на площади перед собором
Еще одно серьезное испытание храм перенес во время Первой мировой войны. Из-за постоянных бомбардировок он серьезно пострадал — потерял все свои витражи и часть статуй, утратил изящное окно-розу. Позже все это было восстановлено, но отдельные фрагменты реставрируются до сих пор.
Бомбардировка собора во время Первой мировой войны
Интересно: во времена позднего Средневековья в собор попала славянская рукопись, написанная на кириллице и глаголице — так называемое Реймское евангелие, на котором с тех пор приносят клятву все французские монархи во время коронации.
Реймское евангелие
Римские мученики и раннехристианские святые
Древняя фреска в базилике Сан Клементе (житие св. Алексия, Человека Божия)
Христианских паломников в Риме привлекают и церкви, в которых почивают мощи раннехристианских мучеников и святых. Их в Вечном городе великое множество. В частности, в Риме покоятся:
Великомученик Георгий Победоносец (церковь св. Георгия в Веларбо – San Giorgio in Velarbo)
Св. Алексий Человек Божий и святой Вонифатий (церковь свв. Вонифатия и Алексия на Авентинском холме – SS. Bonifacio e Alessio)
Св. Косма и Дамиан (под главным престолом церкви Космы и Дамиана на улице Fori Imperiali – Chiesa di Santi Cosma e Damiano). Эта церковь входит в маршрут аудиоэкскурсии “Имперский Рим“.
Святой Кирилл, один из создателей славянской азбуки и просветитель славян (базилика Сан Клементе – Basilica di San Clemente, которую мы посещаем в экскурсии “Шедевры и реликвии“)
Священномученик Климент (базилика Сан Клементе – Basilica di San Clemente)
Св. Евстафий Плакида (церковь Сант’Эвстакио недалеко от Пантеона – Chiesa di S. Eustachio in Campo Marzio). Об этой церкви, а также о святом Евстафии мы рассказываем в аудиоэкскурсии “Сердце Рима“.
Св. мученики архидиаконы Стефан и Лаврентий (церковь св. Лаврентия «За стенами» – Basilica di S. Lorenzo fuori le mura)
Св. Киприан и Иустина (Латеранский Баптистерий – Battistero Lateranese, который входит в аудиоэкскурсию “Шедевры и реликвии“)
Св. мученики Хрисанф и Дария, покровители супружества (церковь Двенадцати апостолов – Basilica dei SS. XII Apostoli, входит в бесплатную аудиоэкскурсию “Прогулка по эпохам“)
Св. Евгения и ее мать Клавдия (церковь Двенадцати апостолов – Basilica dei SS. XII Apostoli)
Святая мученица Агния (глава святой хранится в церкви Sant’Agnese in Agone на площади Навона, а тело – в церкви св. Агнии «За стенами», Chiesa di S. Agnese fuori le mura). О церкви св. Агнии на площади Навона и о жизни самой святой мы рассказываем в экскурсии “Сердце Рима” с аудиогидом.
Святая Цецилия Римская, покровительница музыки (церковь Санта Чечилия в Трастевере – Santa Cecilia in Trastevere)
Свт. Лев, Папа Римский (собор св. Петра в Ватикане)
Святая Анастасия Сирмийская (церковь Santa Anastasia al Palatino)
Святой Хрисогон (церковь св. Хрисогона в Трастевере – Basilica di San Crisogono)
Св. Пракседа, Пуденциана и множество мучеников (церковь св. Пракседы – Santa Prassede, которую мы посещаем в экскурсии с аудиогидом “Шедевры и реликвии“)
Св. Анна (в реликварии, находящемся во внутреннем дворике – Chiostro – собора св. Павла «За стенами», San Paolo fuori le mura).
Режим посещения и часы работы
В летний период (01.04-30.09) собор открыт для туристов с 07:00 до 19:00, а в зимний период (01.10-31.03) – с 07:00 до 18:30. Единственное – не стоит планировать посещение достопримечательности на утро среды, так как в это время храм закрывается на папские аудиенции.
Про очереди в собор Святого Петра не рассказывает только ленивый. И они правда впечатляют своей протяженностью. Особенно это актуально для летних месяцев, когда посмотреть на достопримечательность приезжает огромное количество людей. Ситуация осложняется наличием на входе тамбура, где туристы проверяются на наличие вещей, запрещенных к проносу (различных веществ, инструментов, оружия и т.д.). Сократить время ожидания в очереди можно, если прийти в будний день к открытию собора. Чтобы войти в собор Святого Петра без очереди (не совсем конечно, так как все равно придется пройти досмотр), можно записаться на экскурсию по папской резиденции, т.к. заканчивается она осмотром собора св. Петра. Билеты смотрите по этой ссылке.
Особенно сложно попасть в собор во время праздников – в день памяти Святых Петра и Павла, а так же на празднование Пасхи в Риме. Перечисленные события являются грандиозными и заслуживают внимания, однако, прежде чем отправляться в этот день на Piazza San Pietro, подумайте, готовы ли вы оказаться среди огромного количества паломников и туристов.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Рождество в Ватикане — праздник, месса, билеты
Чтобы полюбоваться окрестными пейзажами и видом на внутреннее убранство собора, можно подняться на вершину купола. Сделать это можно в любой день: часы работы купола собора Святого Петра с 8:00 до 16:45 (с октября по март) либо с 8:00 до 17:45 (с апреля по сентябрь). Стоимость билета зависит от того, как вы планируете подниматься на вершину: пешком – 6 евро, на лифте – 8. Выбирая первый способ, приготовьтесь к тому, что вам придется преодолеть более 500 ступенек, поэтому восхождение и спуск займут около часа. Что касается лифта, то он останавливается перед последней секцией ступенек, а дальше придется идти своим ходом (320 ступеней)
Обратите внимание: дети до 12-ти могут подняться на вершину купола абсолютно бесплатно
Кстати, подняться попасть в собор Святого Петра бесплатно есть и у взрослых — читайте нашу статью, чтобы узнать как.
При желании можно посетить некрополь под собором и могилу Святого Петра. Для этого нужно заранее забронировать места по телефону +39 06 69873017 или по почте scavi@fsp.va. Индивидуальный билет при этом обойдется в 13 евро.
Два яруса украшенного фасада
Видевший коронации монархов Реймский собор, описание которого представлено в статье, явился образцом для многих храмов не только Франции, но и других европейских стран. Строгий интерьер контрастирует с богатым наружным декором. Первый ярус украшенного скульптурами фасада занимают три портала. На центральном изображена сцена коронования Божьей Матери: Христос торжественно опускает на голову Марии корону, а на ступенях, которые ведут к трону, сидят ангелы. На правом – картины Страшного Суда: фигуры ожидающих судилища мучеников, усопших, выходящих из могил, праведников и проклятых. Здесь же расположены скульптуры более позднего периода, и их авторы повествуют о жизни и истории маленького городка. Взорам любопытствующих открываются изваяния Папы и представителей закона. Кроме того, можно увидеть и сцены Апокалипсиса.
Левый портал посвящен Страстям Христовым, и на нем изображен распятый Иисус, рядом с которым находятся святой Иоанн и Дева Мария, а внизу расположены фигуры апостолов и ангелов.
Собор Реймский славит правителей, управлявших страной на протяжении многих веков. Второй ярус называют «скульптурной галереей королей», ведь он содержит около 500 изваяний французских монархов и святых. В самом центре фриза восседает принявший крещение в храме Хлодвиг.
Что посмотреть
Реймский собор многие считают самым интересным и гармоничным в ряду французских готических храмов, хотя на самом деле он по сей день является незавершенным. Согласно изначальному плану, здание должно было иметь куда больше ажурных островерхих башен. Однако это не мешает храму оставаться настоящим шедевром пламенеющей или лучистой готики.
Фото Реймского собора сверху
Нотр-Дам-де-Реймс снаружи
Самым интересным в плане архитектуры является западный фасад — с традиционными тремя порталами и огромным окном-розой над ними. Центральный портал, как и весь собор в целом, посвящен Богоматери. Ее скульптура красуется между дверными проемами.
Строительство собора
По приказу папы римского Юлия II были начаты грандиозные работы по восстановлению древнего храма Святого Петра.
Архитекторы перестройки базилики:
- Донато Браманте. По его проекту с 1506 года базилику предстояло реконструировать в огромное крестообразное сооружение с куполом. Однако архитектор не успел завершить свою задумку.
- Рафаэль Санти. Продолжил работы по возведению собора после смерти Браманте. Рафаэлю помогали архитекторы: Фра Джованни Джокондо и Джулиано да Сангалло.
- Бальдассаре Перуцци. Итальянскому живописцу принадлежат ранние росписи в соборе. Архитектор придерживался плана с формой здания по типу греческого креста.
- Антонио да Сангалло. Руководил строительными работами после смерти Рафаэля. По макету Сангалло – собор представлялся в форме латинского креста. Однако архитектор не воплотил в реальность свой замысел.
- Микеланджело Буонарроти. Занялся строительством собора с 1546 года. Архитектор придерживался первоначальных чертежей Донато Браманте. При Микеланджело провелись самые значительные работы по возведению собора; был выстроен барабан купола, который увенчал храм.
- Джакомо делла Порта. Занялся продолжением строительства собора. В дизайн постройки добавился новый стиль бротобарокко. Вместе с архитектором Доменико Фонтаной были проведены работы по возведению купола собора и главного свода.
- Карло Мадерна. Собор приобрёл законченный архитектурный вид. Создан портик собора и фасад.
Благодаря долгим совместным усилиям выдающихся архитекторов Италии, храм приобрёл свой современный облик.
Интересный факт!
18 лет работы Микеланджело посвятил собору Святого Петра. За основу он взял Флорентийский собор.
По сведениям от итальянского архитектора Джорджо Вазари:
В 1605 году по приказу папы Павла V снеслись последние старые части древней базилики, и удлинился неф.
Основание собора приобрело форму латинского креста.
В этот день папа Урбан VIII освятил храм.
Собор стал официально открыт для посетителей и для проведения священных служб.
Облик собора Святого Петра в 1450 году.
История
Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине — пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.
Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями — всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.
В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».
Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем — да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.
В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.
Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет — за это время успело смениться 20 пап — от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.
Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано
Базилика Святого Иоанна Крестителя
Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано или Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano) — кафедральный собор Рима, в котором находится римская епископская кафедра и трон римского папы.
В католической иерархии эта церковь носит титул «Basilica maior» и стоит выше всех остальных храмов мира.
Ранее на этом месте находился древнеримский храм, построенный по указу Константина в 324 году, где состоялось пять вселенских соборов Католической Церкви, называемых Латеранскими.
После того, как базилика дважды горела и пришла в упадок, папа Сикст V приказал снести её и построить гораздо более крупный и богато украшенный храм.
Новый собор, который был сооружен, неоднократно перестраивался, и в настоящее время представляет собой пёстрое смешение различных архитектурно-художественных стилей: романского стиля, классицизма и барокко.
В реконструкции Латеранской базилики существенное участие принял итальянский архитектор Доменико Фонтане, который в 1586 году установил большие статуи апостолов в нишах собора.
В середине XVII века великий итальянский архитектор Франческо Борромини провел полномасштабное восстановление базилики, придав её элементы барочной архитектуры.
Нынешний знаменитый монументальный фасад с гигантскими скульптурами Иоанна Крестителя, Евангелиста Иоанна, главными отцами церкви и Иисусом в центре композиции в 1735 году воздвиг итальянский архитектор Алессандро Галилеи.
В собор ведут пять врат и крайние правые из них называются Юбилейные из-за того, что открываются они только в Святой юбилейный год, как правило раз в 25 лет.
Бронзовые центральные врата из курии Юлия сохранились от первой базилики, и были реконструированы Борромини. Они ведут в главный неф, который ослепляет белизной стен, стройностью колонн и мраморных статуй. Контраст им составляют массивные золотые своды работы Джакомо Делла Порта и мозаичные полы школы мастеров Космати.
Убранство базилики поражает грандиозностью. В плане она представляет христианский крест с пятью нефами, а в глубине храма находится хранилище реликвий, украшенное изящными фресками.
Над папским алтарем в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.
В храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.
В интерьере собора сохранилось средневековое
наследие. Во
время реконструкции архитекторы сумели сохранить античную структуру базилики, и
многие ее элементы относят к ранним историческим периодам.
В храме можно заметить гранитные колонны IV века, а в северном трансепте расположен величественный орган XVI века.
Время работы Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано
Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано открыта ежедневно с 7-00 до 18-30. Ризница – с 8-00 до 12-00 и с 16-00 до 18-00. Баптистерий открыт с 7-00 до 12-30 и 16-00 до 19-00. Музей открыт с 10-00 до 17-30.
Стоимость посещения Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано
Вход в Базилику Сан-Джованни-ин-Латерано свободный
Как добраться до Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано Добраться до Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано можно на метро линии А до станции San Giovanni.
Церковь Санта-Сабина
Базилика располагается на холме Авентин и является частью монастырского комплекса ордена доминиканцев. Она была возведена на останках матроны Сабины, почитаемой в Риме. К десятому веку местные власти по достоинству оценили все преимущества расположения базилики и превратили её в фортификационное сооружение. Однако и такое положение вещей сохранялось не долго – вскоре здание церкви начало переходить из рук одной знатной римской фамилии в руки другой.
Череда перестроек прервалась только к середине двадцатого века, когда орден доминиканцев пожелал вернуть базилике её аутентичный облик. Так, она смогла сохранить все характерные черты древнеримского сооружения. Если окажетесь в церкви Санта-Сабина, обязательно зайдите во внутренний дворик, где растёт старинное апельсиновое дерево. По преданиям это дерево было первым апельсиновым деревом, выращенным в Италии.
Санта-Мария-сопра-Минерва / Santa Maria sopra Minerva
Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва – церковь доминиканского ордена, построенная между 1280-1453 гг. по образу флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Довольно невзрачный фасад базилики скрывает настоящую жемчужину – великолепный интерьер в готическом стиле с синими заостренными арочными сводами, украшенными золотыми звездами. Это единственный оригинальный пример средневекового готического стиля в Риме (в римских церквях преобладает стиль барокко).
Свое необычное название «Святая Мария над Минервой» церковь получила из-за того, что на ее месте когда-то находился храм египетской богини Исиды, ошибочно принятый в Средние века за храм Минервы. Главные сокровища церкви – статуя Иисуса Христа с крестом работы Микеланджело (слева от алтаря) и гробница с мощами покровительницы Италии Екатерины Сиенской. Также в церкви похоронен выдающийся художник эпохи Раннего Возрождения Фра Анджелико.
В доминиканском монастыре (в здании по левую руку от базилики) находился штаб инквизиции. Именно в этих стенах Джордано Бруно зачитали смертный приговор, и состоялся знаменитый процесс над Галилео Галилеем, в ходе которого ему пришлось отречься от своих взглядов о гелиоцентрической системе мира.
Где находится и как добраться
Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва находится в паре минут ходьбы от Пантеона в районе, который известен как Марсово поле (Campo Marzio). Маяком местонахождения церкви служит египетский обелиск, установленный на спину слоненка, созданного по проекту гения барокко Джованни Лоренцо Бернини.
Удобнее всего добраться до церкви, приехав на автобусную или трамвайную остановку на площади Венеции. Ближайшие станции метро: Barberini (линия A), Colosseo (линия B). Адрес базилики: Piazza della Minerva, 42.
Особенности архитектуры и внутреннего интерьера Собора Святого Петра
Собор Святого Петра — по-настоящему титаническое сооружение. Вместе с портиком собор имеет в длину 211 метров, без портика — 186. Крест, венчающий купол, заканчивается на высоте 138 метров. В пилонах, которые этот купол поддерживают, по периметру — 71 метр. Весь собор занимает площадь в 22 067 квадратных метров, и до 1990 года оставался самым большим христианским храмом на нашей планете.
Площадь, оформленная Бернини, окаймлена 284 тосканскими колоннами. Колоннаду украшают статуи святых. Перед самым входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.
Внутренние помещения собора впечатляют еще больше, чем внешняя архитектура. Потрясает вид уходящего вдаль пространства, в котором совершенно теряются люди.
Войти в собор можно через пять дверей. Крайняя справа почти всегда заперта — открывается она только в юбилейный год. Центральная дверь (тоже обычно закрытая) перенесена из старой базилики и примечательна главным образом видами Рима, выкованными на ее створках мастером Филарете (XV век): в клеймах, изображающих мучения апостолов, фигурируют пирамида Гая Цестия. На внутренней стороне — подпись автора: небольшой барельеф, где Филарете, сидя на осле, возглавляет небольшую процессию строительных рабочих.
Над дверями помещен мраморный барельеф Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».
Оказавшись внутри, сразу упираешься в 29-метровый бронзовый балдахин на витых по-восточному колоннах. За балдахином — апсида с причудливой золоченой конструкцией, сверкающей от проходящего сквозь купол света: это оклад, в который все тот же Бернини заключил остатки древней кафедры святого Петра.
Вдоль стен собора выстроились мраморные погребальные монументы: тут похоронено несколько десятков Пап, а также стоят памятники выдающимся католикам королевской крови.
По всему периметру собора — вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы Римских Пап, королей и императоров. В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех первосвященников, похороненных в соборе, начиная с первого — апостола Петра. Большое количество посетителей привлекает первая справа капелла, где за толстым стеклом находится Пьета, вытесанная 23-летним Микеланджело по заказу французского посла.
Далее следуют: Капелла Святого Себастьяна с надгробным памятником Пию XII работы скульптора Франческо Мессина; Капелла Святого Причастия с киворием Бернини и бронзовой оградой, выполненной Франческо Борромини; Капелла Грегориана, выполненная в конце XVI века архитектором Джакомо делла Порта, богато украшенная мозаиками и ценными породами мрамора; Капелла Колонны с восхитительным алтарным образом из мрамора, изображающим Встречу Льва с Аттилой, работы Алгарди, а также с гробницами пап, и, наконец, Капелла Представления с поздним надгробным памятником папе Иоанну XXIII, выполненным скульптором Эмилио Греко.
Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх. Его диаметр составляет 42 метра, и в Риме его называют «cupollone» («куполище»). По фризу купола и далее — всей церкви мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей — с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк изображен со львом, Лука — с волом, Иоанн — с орлом. Лев, орел и вол — животные, о которых Иоанн Богослов в «Апокалипсисе» пишет как о зверях, которые окружающих престол Бога.
С балкона, которым окаймлена башенка над куполом, открывается удивительная панорама Рима. Но можно спуститься и глубоко вниз, в раскопы под алтарем собора, где посетитель увидит остатки древнего римского кладбища, на котором была воздвигнута самая первая базилика в честь Святого Петра. Обнаруженное на этом месте надгробье, возможно, и является могилой великомученика, но для внесения окончательной ясности в этот вопрос недостает безусловных археологических доказательств.