Собор святого петра в риме

Автозаправки в Ватикане

На территории Ватикана расположено несколько автозаправочных станций. Думаю, вы уже сами догадались, что воспользоваться ими могут только приближенные к Папе особы со специальным разрешением, а цены на топливо на 30-35% дешевле, чем во всей Италии.

В этот раз попасть в музеи Ватикана нам не удалось, к вечеру уже устали. В следующий раз обязательно посетим все музеи и расскажем про них на страницах данного блога. Если вы планируете свое путешествие в Рим, то выделите на Ватикан пару дней. Поскольку он настолько красив и необычен, что одного дня для восприятия будем недостаточно, а бегать, лишь бы всё успеть, согласитесь, не самая удачная идея.

Строительство собора

По приказу папы римского Юлия II были начаты грандиозные работы по восстановлению древнего храма Святого Петра.

Архитекторы перестройки базилики:

  1. Донато Браманте. По его проекту с 1506 года базилику предстояло реконструировать в огромное крестообразное сооружение с куполом. Однако архитектор не успел завершить свою задумку.
  2. Рафаэль Санти. Продолжил работы по возведению собора после смерти Браманте. Рафаэлю помогали архитекторы: Фра Джованни Джокондо и Джулиано да Сангалло.
  3. Бальдассаре Перуцци. Итальянскому живописцу принадлежат ранние росписи в соборе. Архитектор придерживался плана с формой здания по типу греческого креста.   
  4. Антонио да Сангалло. Руководил строительными работами после смерти Рафаэля. По макету Сангалло – собор представлялся в форме латинского креста. Однако архитектор не воплотил в реальность свой замысел.
  5. Микеланджело Буонарроти. Занялся строительством собора с 1546 года. Архитектор придерживался первоначальных чертежей Донато Браманте. При Микеланджело провелись самые значительные работы по возведению собора; был выстроен барабан купола, который увенчал храм.
  6. Джакомо делла Порта. Занялся продолжением строительства собора. В дизайн постройки добавился новый стиль бротобарокко. Вместе с архитектором Доменико Фонтаной были проведены работы по возведению купола собора и главного свода.
  7. Карло Мадерна. Собор приобрёл законченный архитектурный вид. Создан портик собора и фасад.

Благодаря долгим совместным усилиям выдающихся архитекторов Италии, храм приобрёл свой современный облик.

Интересный факт!

18 лет работы Микеланджело посвятил собору Святого Петра. За основу он взял Флорентийский собор.

По сведениям от итальянского архитектора Джорджо Вазари:

В 1605 году по приказу папы Павла V снеслись последние старые части древней базилики, и удлинился неф.

Основание собора приобрело форму латинского креста.

В этот день папа Урбан VIII освятил храм.

Собор стал официально открыт для посетителей и для проведения священных служб.

Облик собора Святого Петра в 1450 году.

История

Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине — пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.

Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями — всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.

В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».

Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем — да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.

В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.

Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет — за это время успело смениться 20 пап — от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.

Рекомендации

  1. Уильям Тронзо, изд., Собор Святого Петра в Ватикане, Cambridge University Press, 2005, стр. 149.
  2. Франко Мормондо, Бернини: Его жизнь и его Рим, Издательство Чикагского университета, 2011 г., стр.203.
  3. Деккер, Генрих (1969). Ренессанс в Италии: Архитектура • Скульптура • Фрески. Викинг Пресс. п. 282. ISBN .
  4. Уильям Тронзо, изд., Собор Святого Петра в Ватикане, Cambridge University Press, 2005, стр. 149.
  5. Франко Мормондо, Бернини: Его жизнь и его Рим, Издательство Чикагского университета, 2011 г., стр.203.
  6. Он был основан в 1613 году по приказу Павел V
  7. Фактические очаги отмечены на мощении круглыми каменными кругами в шести или семи метрах от внешнего кольца компаса, центрированного на обелиске с обеих сторон. Когда посетитель стоит на одной, ряды колонн идеально выстраиваются друг за другом. (Туристический клуб Italiano, Рома и Динторни).
  8. Здесь 248 колонн и 88 пилястр; Карниз венчают 140 сверхъестественных святых; гербы Александр VII.
  9. Овато тондо имеет диаметр 240 метров.
  10. Туристический клуб Italiano, Рома и Динторни, который предоставляет статистику в этих заметках.

Площадь Бернини

Взошедший в 1655 году на папский престол Александр VII (Fabio Chigi, 1599-1667), являвшийся большим знатоком в области древнего искусства, стремился придать Риму новую архитектурную перспективу. Для реорганизации площади перед базиликой Святого Петра, понтифик привлек Джованни Лоренцо Бернини, который уже несколько лет работал над интерьером нового возведенного храма.

Первый проект, разработанный архитектором в 1656 году, предусматривал создание трапециевидной площади, закрытой фасадами возведенных по ее периметру зданий с портиками. Их присутствие рассматривалось как экономическое и функциональное требование Конгрегации Фаббрика ди Сан Пьетро (Congregazione della Fabbrica di San Pietro) – специального органа, созданного во времена понтификата Юлия II для управления всеми работами, ведущимися при строительстве базилики. Эти постройки предусматривалось сдавать в аренду под магазины или обосновать в них престижные гостиничные номера для паломников с видом на площадь Святого Петра и новую великолепную церковь. Однако такое решение вскоре было отброшено по настоятельному требованию совета священнослужителей, посчитавших, что площадь в таком виде недостаточно монументально отражает литургическую роль базилики, которая все более становилась центром христианства.

Разрабатывая следующий проект площади Святого Петра, Бернини, преодолевая интриги и оппозиционную неприязнь, пришлось искать решение, создававшее некий компромисс между требованиями прелатов Фаббрики и самим Папой.

В конце концов, взаимное соглашение было достигнуто, и новый замысел архитектора определил сегодняшний вид площади. Пространство перед базиликой было разделено на две части: первая, в виде перевернутой трапеции с более длинной стороной вдоль фасада, создавало эффект расширяющейся перспективы как своеобразного приглашения войти в лоно Церкви; вторая, овальной формы с внушительной и торжественной эллиптической колоннадой, символизировала объятия Церкви, собирающей вокруг себя всех христиан мира.

С высоты птичьего полета вся эспланада во главе с Собором видится как гигантская замочная скважина, ключ от которой, переданный когда-то Спасителем своему ученику, храниться в главной церкви Мира. Очевидно, что в этом, скорее всего и состоял гениальный замысел великого Бернини.

Отели рядом с Ватиканом

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Площади Святого Петра — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

Как все начиналось

В начале новой эры на месте площади и собора – между Ватиканским холмом и холмом Яникул – находились сады и цирк Нерона. Считается, что именно на его арене были казнены Апостолы Петр и Павел.

В середине I в. в цирке был установлен обелиск высотой 25,5 м, привезенный из Египта в 40 г., еще при Калигуле.

Таких обелисков в Риме было немало, но до наших дней сохранилось всего 13. Жители Вечного города полагали, что эти сооружения символизируют возрождение и силу, а иероглифы на их гранях – это тайные магические формулы.

К IV в. – времени возведения первого Собора Святого Петра – на месте будущей площади и бывшего цирка, вырос огромный некрополь.

После сооружения базилики перед ней была расчищена от зданий и захоронений обширная наклонная эспланада, на которой было запрещено всякое строительство. Эспланада предназначалась для проведения массовых торжеств во время христианских праздников.

Ватикан, Египетский обелиск

К XVI в. площадь Святого Петра в Риме представляла собой большой четырехугольник с перепадом высот до 10 м. В ненастные дни грунтовое покрытие площади превращалось в непролазное болото, что вкупе с ветхой базиликой было «не к лицу» Святому Престолу. Папа Юлий II начал строительство нового собора, а Пий IV расширил площадь Святого Петра.

В 1586 г. нашлось применение и для обелиска из цирка Нерона, до тех пор стоявшего у южной стены храма. Папа Сикст V освятил его, очистив от «языческой скверны» (об этом свидетельствуют надписи на гранях), и распорядился перенести на площадь Святого Петра.

Позолоченный шар, украшавший до того вершину обелиска и хранивший, по преданию, прах Юлия Цезаря, был заменен крестом с частицей Животворящего Креста из Иерусалима. Имперского праха, кстати, в шаре так и не нашли.

Для переноса 300-тонного сооружения на площадь Святого Петра в Ватикане потребовалось 40 000 деревянных щитов, 40 лебедок и усилия 800 рабочих и 140 лошадей.

Руководил работами архитектор Доменико Фонтана. Под страхом смерти зевакам, собравшимся посмотреть на внештатное «представление», запрещалось переговариваться даже шепотом.

В какой-то момент канаты лебедок едва не лопнули, и только своевременный вскрик Бенедетто Бреска, капитана из Сан-Ремо – «Воды на канаты!» – помог избежать трагедии. Бреска не казнили, а щедро наградили привилегией поставки пальмовых ветвей к Пальмовому (Вербному) воскресенью. В центре Сан-Ремо до сих пор существует площадь, названная в честь находчивого капитана.

Папские, Ватиканские сады

Вышли на смотровую площадку купола Собора Петра. И здесь взору открывается прекраснейшая панорама Папских, их еще называют Ватиканских садов.

Эти сады являются одними из самых охраняемых мест в мире. Это самые красивые сады Европы и место, где можно прекрасно отдохнуть, разумеется, только избранным))

На территории садов можно видеть много лужаек, фонтанов и зелени. Ну и конечно же резиденций и административных зданий. Только представьте, утром, когда солнце ещё не высоко и не так греет, папа или ещё кто неспешно прогуливается по аллейкам садов с чашечкой горячего ароматного кофе в руках, любуясь фонтанами, слушая, как журчит в них водица и поют птички, а вокруг тишина, покой и умиротворение…

Помимо садов с купола открывается не менее прекрасный вид на Рим

Мы долго высматривали трубу, из которой при выборе очередного монарха идет дым. В округе мы узрели лишь одну трубу. Думается это и есть та самая труба, из которой при выборе нового Папы, если собрание кардиналов приходит к единому мнению, идет дым от сжигаемых бюллетеней, говорящий о результатах голосования. Причем, если решение не принято, то цвет дыма черный, а если принято, и папа избран, то белый. Ведь голосование, тайная и закрытая процедура и только благодаря дыму можно узнать об избрании Папы.

Голосование проводится в Сикстинской капелле. Она открыта для посещения, кроме того времени, когда проходит процедура избрания нового папы.

Собор святого Петра

Собор св. Петра хранит драгоценнейшие для человечества произведения искусства. Например, справа от входа можно увидеть всемирно известную скульптуру Микеланджело «Пиета». Ему было 24 года, когда он выточил эту композицию из глыбы мрамора: Дева Мария держит на коленях остывшее тело своего сына Христа. Это единственная работа великого мастера, на которой он поставил свою подпись. Все остальные его творения узнавались по манере исполнения. Сейчас эта небольшая по размеру скульптура находится под пуленепробиваемым стеклом

Такие меры предосторожности приняли после того, как один маньяк по непонятной причине бросился на нее с молотком

В 1940 году при раскопках в подвалах собора была обнаружена гробница. Верующие убеждены, что это и есть мощи святого Петра — хранителя ключей от Рая. Могила апостола — место паломников со всего света. Есть поверье: если потереть о надгробье какой-либо предмет, он становится талисманом-оберегом. В Соборе есть также скульптура сидящего Петра. Туристы стремятся прикоснуться к его правой ступне, — одни считают, что после этого апостол прощает все грехи, другие верят, что исполнится любое загаданное желание.

Через некоторые из шестнадцати окон купола проникает солнечный свет в виде лент, напоминающих лестницы, которые спускаются с неба к молящимся. Когда Стендаль вошел в Собор св. Петра впервые, то у него возникло настолько сильное впечатление, что он записал: «Нельзя не читать религию, которая создала такие вещи. Ничто в мире не может сравниться со внутренностью Собора святого Петра. Даже после годового пребывания в Риме я проводил в нем целые приятные часы». Французский романист советовал проходить прямо под купол, «садиться на деревянную скамейку и отклонять голову на спинку». «Посетитель, — говорил он, — сможет и отдыхать, и одновременно с удовольствием созерцать огромный свод, господствующий над ним. Даже обладая малым запасом духовности, все же нельзя не быть потрясенным увиденным здесь».

Собор Святого Петра

Центральным и самым красивым зданием площади является Собор Святого Петра или Базилика Святого Петра (латинское название Basilica Sancti Petri, итальянское — Basilica di San Pietro). Это главный католический собор мира, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, а также крупнейшая историческая христианская церковь в мире.

Собор является великим и значимым памятником архитектуры и истории эпохи Возрождения. Над его созданием трудились величайшие мастера всех времен — Рафаэль, Микеланджело, Браманте и Бернини.

Собор св. Петра был официально признан величайшим творением мировой архитектуры.

После того, как вы посетите площадь Святого Петра, перед вами предстает прекраснейшая Базилика св. Петра. Собор находится прямо на площади, являясь самым красивым и основным сооружением площади. Именно сюда ежегодно стекаются тысячи туристов и паломников.

Вход в Собор здесь же, справа на площади. Чтобы попасть внутрь Храма, нужно отстоять большую очередь, порой очередь огибает всю площадь. Но переживать не стоит, очередь движется довольно быстро. Мы, несмотря на большую толпу народа, стояли всего 15 минут. При входе в Собор вы проходите через металлоискатель и охрану, охрана не пропускает людей с оголенными плечами, что мужчин, что женщин. Так уж заведено, вход в католический храм только с закрытыми плечами. При нас, нескольких молодых людей в майках развернули обратно. Я тоже была в майке, но нас вовремя предупредили люди стоящие вместе с нами в очереди и мы в ближайшем магазине купили платок.

На площади снуют представители турфирм и предлагают за деньги — 20-25 евро провести вас в храм и музеи без очереди. Обман конечно, рассчитанный на неосведомленного туриста. Вход в собор и музеи и так бесплатный, народу хоть и кажется много, но очередь движется быстро. Так что не стоит платить им деньги.

Собор Святого Петра огромный и величественный, с множеством залов богатого оформления, украшенных узорами мозаики, лепниной, позолотой и полукруглыми высоченными сводами. Зайдя внутрь от всего увиденного просто дух захватывает, описать то, что при этом ощущаешь очень сложно. Это и восторженная радость, и восхищение, и удивлений, и некий трепет от личного прикосновения к одному из величайших творений человека, таящего в себе дух прошлых столетий. Это вам не по телевизору передачу смотреть…

В Базилике находится масса алтарей, надгробий и статуй, также присутствует множество замечательных произведений искусства.

За дополнительную плату можно подняться на Купол Собора Святого Петра. Для этого необходимо выйти из Собора и справой стороны будет вход на купол. Вход платный, можно подняться пешком, это стоит 8 Евро с человека или часть пути проехать на лифте, заплатив по 10 Евро с человека. Мы, конечно же, пошли пешком.

Обязательно поднимитесь на купол, оно того стоит!!!

Сначала подъем осуществляется по широкой и просторной лестнице. Затем выходишь на открытую террасу, часть пути пройдена. Сюда же прибывает и лифт. Дальше все идут пешком. Здесь же находится сувенирный магазин, в котором можно приобрести магнитики, скульптурки и прочие товары с символикой Ватикана.

Дальше, по винтовой лестнице огибающей купол, подъем осуществляется уже на сам купол Собора. Лестница становится всё уже и приобретает наклон, характерный для формы купола. И ты идешь сначала прямо, а потом приходится уже изгибаться.

Поднявшись под самый купол можно вблизи разглядеть свод купола украшенного росписью, а также посмотреть сверху на залы Собора, просто красота. Заметим, что купол Собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки увенчанной крестом, это самый высокий купол в мире.

Налюбовавшись архитектурой купола, выходим на открытую смотровую площадку.

Как подняться на купол Собора Святого Петра

Куполоне – именно так называют римляне соборный купол. Его видно из многих уголков Вечного города, с него открываются незабываемые панорамные виды на Ватикан и исторический центр. Он уже давно считается символом Рима, хотя и находится на территории другого государства. Безусловно, забраться на него и получить массу положительных эмоций мечтает каждый, однако 39rim.ru предупреждает, что осилить путь под силу далеко не всем. Наверх ведет 551 ступенька, а лифт помогает подняться лишь частично. Далее придется преодолеть 320 ступенек по тесному проходу с крутой спиральной лестницей и наклонными стенами. Между двумя подъемами вас ожидают виды на собор с высоты и уникальный мозаичный фриз в непосредственной близости.

Внимание! Сердечникам, людям преклонного возраста и крупного телосложения, беременным женщинам, и тем, кто страдает клаустрофобией или болезнью суставов, лучше будет воздержаться от путешествия на купол. Тех же, кто решится на сложный подъем на купол, ожидают неповторимые эмоции от окружающих панорам, в том числе с горными вершинами, от видов на Ватикан, район Борго и центр Рима, на символ единения двух государств – Виа делла Кончилиационе, Замок святого Ангела, очаровательный пешеходный Мост святого Ангела и многое другое

Согласитесь, с высоты птичьего полета всё выглядит по-иному. Кстати, не забудьте предварительно зарядить и прихватить с собой фотоаппарат или способный делать качественные снимки современный девайс. Поверьте 39rim.ru, снимков здесь будет огромное количество! А еще понадобится питьевая вода и ручка, чтобы подписать открытку (об этом – ниже)

Тех же, кто решится на сложный подъем на купол, ожидают неповторимые эмоции от окружающих панорам, в том числе с горными вершинами, от видов на Ватикан, район Борго и центр Рима, на символ единения двух государств – Виа делла Кончилиационе, Замок святого Ангела, очаровательный пешеходный Мост святого Ангела и многое другое. Согласитесь, с высоты птичьего полета всё выглядит по-иному. Кстати, не забудьте предварительно зарядить и прихватить с собой фотоаппарат или способный делать качественные снимки современный девайс. Поверьте 39rim.ru, снимков здесь будет огромное количество! А еще понадобится питьевая вода и ручка, чтобы подписать открытку (об этом – ниже).

Спуск с купола осуществляется по другой лестнице. Промежуточная остановка – на широкой террасе, расположенной на крыше собора. Здесь есть кафе, фонтан, туалеты, почтовое отделение Ватикана, откуда рекомендуется отправить себе или близким открытку, а также сувенирный магазинчик. С близкого расстояния можно увидеть ряд статуй святых в полный рост, рассмотреть коринфские колонны и сам купол, полюбоваться площадью святого Петра.

Собор Святого Петра: главный собор христиан

Слово гиду Светлане:

«К строительству базилики св. Петра приступили в 324 г., она предназначалась для упокоения останков хранителя христианской веры. В течение столетий это величественное сооружение многократно перестраивалось. Над его созданием трудились великие Браманте, Рафаэль, Перуцци, Микеланджело.

Именно Микеланджело спроектировал по рисунку Браменте, частично изменив его, гигантский барабан купола (1507 г.), вдохновляясь куполом флорентийского собора. В следующем веке Модерно удлинил нёфы собора Святого Петра в Риме, преобразовав планировку в латинский крест и создал величественный фасад в 1614 г.

Собору предшествует портик, под которым находятся 5 дверей, последняя справа – порта Санта (Священные Врата). Её открывают только по случаю Юбилейного года. В центре — порта Филарета с бронзовыми рельефами, последняя слева — порта делла Морте — Врата Смерти.

Войдя в собор, вы удивитесь не только его богатому убранству, но и внутренним размерам: длина св. 210 м, ширина трансепта — 137 м, высота среднего нёфа — 44 м, общая высота купола — 136 м. Внутри вполне может уместиться такое крупное сооружение, как знаменитый Кёльнский собор».

  1. Прежде чем войти в собор Сан Пьетро, договоритесь о месте встречи, если потеряетесь. Например, у статуи Пьеты, она находится справа у входа.
  2. Можете фотографироваться, но без вспышки.
  3. Можно заказать личного гида, если особенно интересуетесь историческими шедеврами.

Само помещение собора Святого Петра так велико, а людей в нём так много, что немудрено потеряться, отстать от группы. Ориентироваться в этом пространстве тоже не у каждого получится. Пользоваться мобильниками не рекомендуется. Потому во время любой экскурсии лучше держаться вместе, не расходиться по сторонам.

  1. При входе в собор соблюдайте дресс-код. Не берите объёмные сумки, не надевайте шорты, короткие юбки, не оголяйте плечи.
  2. Мужчины снимают головные уборы, а женщины покрывают голову шарфом.

Слово гиду Светлане:

«Центральный нёф Сан Пьетро поддерживают 8 огромных пилястр, свод над которыми украшен золочеными кессонами. У последней правой пилястры находится бронзовая скульптура Святого Петра. Её датируют 2-й пол. 13 в. и приписывают работе ди Камбио. В нёфе слева — гробница папы Иннокентия 8, в правом (1-я капелла) — знаменитая Пьета (Оплакивание Христа), созданная 25-летним Микеланджело в 1499 г. Именно об этой статуе великий мастер сказал, что в её создании нет сложностей, надо лишь отсечь от глыбы мрамора всё лишнее.

Другие важнейшие архитектурные объекты собора — папский алтарь с Конфессией работы Модерно, они располагаются прямо под куполом, рядом — гробница Св. Петра. Над алтарной группой — роскошный бронзовый балдахин на спиральных колоннах — шедевр архитектора Бернини».

Посещение площади и базилики Сан Пьетро — бесплатное. Кстати, во все церкви Италии вход бесплатный, т.к. они являются действующими религиозными учреждениями. Часы работы: с 7-ми утра до 18-19. Гуляя по площади легко устать, но скамеек здесь и поблизости вы не увидите. Решение проблемы — зайти в собор, найти скамьи (место для молитвы): на них вполне можно присесть, отдохнуть.

Отзывы из интернета убеждают в том, что побывать на площади и в соборе Св. Петра надо обязательно. Но те, кто были в соборе и поднялись на смотровую площадку купола, пишут:

На крыше собора можно не только с высоты птичьего полёта любоваться обзором, но и заглянуть в сувенирный киоск, и воспользоваться самым высоким в Ватикане таксофоном. Итальянцы шутят, что из него удобно звонить Богу.

Благодаря современным технологиям и веб-камерам, теперь есть возможность совершить видеоэкскурсию не выходя из дома и получить первое впечатление о Риме, Ватикане, площади и базилике Св.Петра. Картинки в реальном времени от всемирно известных достопримечательностей:

  • Вид на собор: http://tvjoy.ru/index.php?page=1364506099
  • Вид на Площадь святого Петра: http://tvjoy.ru/index.php?page=1364505728

История площади

В начале нашей эры, на долине, проходящей между Ватиканским холмом и холмом Яникул, произрастали сады Випсании Агриппины.

На садовой территории при императоре Нероне был возведён цирк.На арене цирка проводились мученические казни и представления.

В 64 году, согласно летописи, произошла казнь большого количества людей, которых Нерон обвинил в поджоге города Рима.

Апостола тайно похоронили рядом с цирком на кладбище.

В период с 319 по 336 года при императоре Константине на месте захоронения апостола была возведена первая Базилика Святого Петра.

Этапы создания площади Святого Петра:

  1. По приказу Константина рядом с первой базиликой выровняли большое пространство, сняв слой земли с Ватиканского холма. Территория перед храмом до XV века имела название – плато Санкти Петри.
  2. Папа Николай V поручил разработать проект новой площади итальянскому архитектору Бернардо Росселлино, который работал над реконструкцией базилики. Однако план так и не был осуществлён.
  3. В XVIвеке площадь представляла большую прямоугольную территорию от базилики до реки Тибр с перепадами высоты в 10 метров. Местность превращалась в болото во время разливов реки и дождей.
  4. При папе Юлии II с 1506 года началось строительство Собора Святого Петра по проекту знаменитого архитектора Донато Браманте. Грандиозная работа над храмом велась более века, с помощью лучших архитекторов и мастеров Италии.
  5. В 1626 году собор был освящён Папой Урбаном VIII. Площадь представляла собой незаконченную строительную территорию.
  6. При папе Александре VII в 1657 году площадь стала приобретать законченный вид.

Перед архитектором стояла сложная задача – создать величественную площадь перед собором, с учётом имеющихся непростых условий (рельеф, постройки, фонтаны и обелиск).

Бернини создал уникальный проект, по которому площадь состоит из двух частей:

  • трапециевидной, окруженной галереями;
  • овальной, оформленной колоннадами.

Площадь Святого Петра XVIII век, картина Джованни Паоло Панини «Выезд герцога Этьенн Франсуа де Шуазёль».

Обелиск

В центре высится самый драгоценный элемент площади — обелиск. Единственный «немой свидетель» мученичества апостола Петра, который был распят головой вниз, а также массовых казней первых христиан, которые происходили перед этим «шпилем». Монолит из красного гранита весом 327 тонн и высотой 25 метров был привезен из Египта на огромном плоту по воле императора Калигулы, предшественника Нерона, который захотел украсить им свой цирк. Обелиск, который когда-то зловеще освещался человеческими факелами последователей Иисуса, теперь видит восхваление мучеников и победу Креста. Свое нынешнее место перед Собором св. Петра этот гранитный великан занял в 1586 году, куда он был перенесен ценой неимоверных усилий. С его шпиля сняли бронзовый шар, в котором якобы хранился пепел Юлия Цезаря, а на его место поместили частицу Креста, на котором был распят Христос. Что ж, если бы камни умели говорить, обелиску было бы что нам рассказать.

Вклад Бернини

Эта идея Микеланджело не осуществилась. В начале XVII века зодчий Карло Модерна, согласно указаниям папы ПавлаV, удлинил здание и придал ему форму латинского креста, чем, конечно, исказил замысел Микеланджело. Передний фасад значительно выдвинулся вперед, в силу чего центральный купол отошел, «завалился» назад и виден полностью лишь издали. Целостность композиции оказалась нарушенной. Позже зодчий Бернини построил перед собором колоннаду, благодаря которой сооружение значительно выиграло.

Организовалась красивая площадь с обелиском и фонтанами, создающая эффектный подход к собору. Одновременно выиграл и масштаб сооружения. Что касается пространственного приема Бернини, следует отметить, что отрезки колоннады, соединяющие полукруглую часть с самим собором, оказываются не параллельными, а слегка расходятся между собой по направлению к собору. Подобная поправка применена художником для того, чтобы получилось впечатление более сокращенного пространства.

Микеланджело, исходя из архитектурного характера сооружения, предполагал организовать вокруг собора обширную площадь, дабы подход к зданию имелся со всех сторон. Подобного рода планировка, конечно, больше выявляла бы пространственные качества здания и, кроме того, соответствовала бы центрально-купольному его типу. При существующем же оформлении утрачивается возможность обозревать сооружение со всех точек зрения, кроме лобовой.

Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере

Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г., Москва
Архитектура гражданских и промышленных зданий:
Учебник для вызов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. — М.: Стройиздат, 1975 — Т.I. Гуляницкий Н.Ф.
История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.
П.П. Гнедич
“Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия
Москва “Эксмо”, 2009 г.

Архитектура

Размер площади Святого Петра, измеренный по главным осям:

  • в длину – 320 метров;
  • в ширину – 240 метров.

Площадь покрыта каменными брусками из порфира темного цвета – сампьетрино.

Площадь Святого Петра (Пьяцца Сан Пьетро) состоит из трёх основных частей:

  1. Пьяцца Ретта – трапециевидная часть площади, расположенная у входа в главный собор. Бернини создал проект этой части с опорой на работу Микеланджело Буонарроти – площадь Капитолия в Риме.Для уменьшения четырёхметрового перепада у собора была построена сужающаяся лестница длиной в 75 метров.
  2. Пьяцца Обликва – овальная часть, окруженная с двух сторон полуовальными зданиями с галереями, которые оснащены колоннадой. Колоннада представлена:

    • 284 доритическими колонами;
  3. 80 столпами из травертина;
  4. Аттиком, украшенным 140 скульптурами.
  5. Пьяцца Рустикучи – главный вход достопримечательности, с которого открывается вид на всю площадь и собор Святого Петра. «Парадная» площади возводилась в XX веке на месте разрушенных дворцов.

В центре эллипсоидной части площади расположен египетский обелиск, окруженный полосами, от которых отходят восемь лучей. Между лучами помечены стороны света и названия ветров Средиземноморья.

Справа от достопримечательности находятся солнечные маркеры в форме дисков. Они помеченные датами, которых касается в полдень тень от штыка.


Площадь Святого Петра вид с купола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector