Церкви парижа (фото). 5 лучших архитектурных шедевров
Содержание:
- Трагедия Франции – пожар
- Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов
- 1. Собор стоит на месте древнего города
- 2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»
- 3. Башни собора — не близнецы
- 4. Двадцать восемь его царей потеряли голову
- 5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки
- 6. Виктор Гюго фактически спас собор
- 7. Его монстры современные, а не средневековые
- 8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод
- 9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери
- 10. На крыше собора живут пчелы
- Дом Инвалидов (Фото)
- Фасад
- Архитектура
- Как добраться
- Внутренне убранство
- Смотровая площадка
- Церковь Валь-де-Грас
- Что посмотреть в аббатстве Сен-Дени
- Интересные факты о Нотр Дам
- Фото и описание
- История аббатства Сен-Дени
- Как добраться до Дворца Инвалидов
- Базилика Св. Клотильды
Трагедия Франции – пожар
Вечером 15 апреля 2019 года в мансарде храма начался пожар, который назвали трагедией всей Франции. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Шпиль высотой 96 метров обрушился, повредив в трех местах центральный неф. Борьбу с огнем вели пожарные расчеты из 400 человек.
Парижане, стоя на коленях, молились о благополучном исходе. Утром 16 апреля пожар потушили. Деревянный каркас кровли сгорел, пострадали и внутренние помещения. Пожарные спасли обе колокольни. Пламя не затронуло и главные святыни.
Президент Франции, прибывший на место пожара вместе с супругой, пообещал полностью восстановить реликвию: собор досконально изучен и сохранены старинные чертежи. Ущерб обойдется в сотни миллионов евро, на восстановление здания уйдет 10 лет.
На реконструкцию собора выделил средства владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино, обещавший пожертвовать 100 миллионов евро.
Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов
1. Собор стоит на месте древнего города
Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.
2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»
Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в Париже, деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».
3. Башни собора — не близнецы
Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны
На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.
4. Двадцать восемь его царей потеряли голову
В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.
5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки
«Эммануэль» — колокол-гигант (Нотр-Дам, Париж)
Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов — за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» — были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.
6. Виктор Гюго фактически спас собор
Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.
7. Его монстры современные, а не средневековые
Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)
Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта — это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.
8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод
Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.
9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери
Точка отсчета собора (Нотр-Дам-де-Пари, Париж)
На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других городов Франции. Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.
10. На крыше собора живут пчелы
На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.
Дом Инвалидов (Фото)
Фотогалерея Дома Инвалидов
1 of 13
Дом Инвалидов с высоты
Дом Инвалидов с высоты
Музей Дом Инвалидов в Париже
Музей Дом Инвалидов в Париже
Дом Инвалидов в Париже
Дом Инвалидов в Париже
Дом Инвалид (Париж)
Дом Инвалид (Париж)
Собор в Доме Инвалидов
Собор в Доме Инвалидов
Пушки при входе в Дом Инвалидов
Пушки при входе в Дом Инвалидов
Музей армии в Доме Инвалидов
Музей армии в Доме Инвалидов
Музей Армии в Париже
Музей Армии в Париже
Музей Армии (Дом Инвалидов)
Музей Армии (Дом Инвалидов)
Музей Рельефов
Музей Рельефов
Музей ордена Освобождения
Музей ордена Освобождения
Гробница Наполеона в Доме Инвалидов
Гробница Наполеона в Доме Инвалидов
Могила Наполеона в Париже
Могила Наполеона в Париже
Фасад
Стройный фасад в стиле классического барокко дополняется двумя колокольнями. С первого взгляда заметно, что они разные. Это напоминает об уроне, нанесенном храму прусскими войсками. Обе звонницы не окончены. Высота сооружений составляет 73 и 68 метров соответственно.
Колокольни не просто принадлежат к разным эпохам, они ещё и выполнены в различных архитектурных стилях. Одна в стиле барокко, а другая — Людовика XVI. Вопреки такому разнообразию здание выглядит очень гармонично и является настоящим украшением современного шестого округа.
Ансамбль площади невозможно представить себе без монументального фонтана Сен-Сюльпис. Он был окончен в 1848 году.
catys
Архитектура
Колокольня, одна из самых высоких в Париже.
Нынешнее здание было спроектировано английским архитектором Джорджем Эдмундом Стрит , который также спроектировал Американскую церковь в Риме в стиле готического возрождения . Он придерживался того, что он называл «этической архитектурой»: если что-то кажется колонной из мрамора, то это должна быть настоящая колонна, сделанная из мрамора по конструктивным причинам.
Стрит умер в декабре 1881 года до завершения планов, и его сын, Артур Э. Стрит, а также Артур Бломфилд , взяли на себя работу. В то время как своды алтаря и проходов выполнены из камня, неф имеет свод из дуба, возможно, из-за ограниченного пространства, препятствующего установлению контрфорсов, необходимых для веса каменного потолка. Строительство было выполнено Генри Ловаттом из Вулверхэмптона.
В то время как основная часть церкви была завершена к 1886 году, строительство башни и другие работы продолжались более двух десятилетий. Витражи были спроектированы Джеймсом Беллом и построены между 1883 и 1893 годами. Их сорок два, их тема — слова Те Деум . Башня высотой 85 м, одна из самых высоких в Париже, была освящена в пасхальное воскресенье 1909 года.
Как добраться
- На метро
- Линия 4, станция «Cite» или «St-Michel»
- Линия 1 и 11, станция Hôtel de Ville
- Линия 10, станция Maubert-Mutualité или Cluny – La Sorbonne
- Линия 7, 11, 14, станция Châtelet
- На поездах RER скоростного метро — линия В и С, станция Saint-Michel — Notre-Dame
В храме имеется два входа:
- Главный вход — с центрального фасада, около которого висит расписание, указывающее начало мессы. Если прийти к этому времени, можно услышать звуки уникального органа или живое пение
- Вход, расположенный с левого бокового фасада ведет на смотровую площадку башен.
Если смотреть на центральный фасад, то справа под землей находится бесплатный общественный туалет, вход в который напоминает вход в метро.
Внутренне убранство
Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.
Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган – оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.
Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость. Капеллы, расположенные по боковым сторонам, рассказывают о земной жизни Богоматери. Центральный витраж содержит несколько десятков сцен из Ветхого завета.
Смотровая площадка
Чтобы подняться на смотровую площадку под куполом, предстоит преодолеть 206 ступеней. Отсюда открывается потрясающий вид на Париж, ради которого сюда стоит прийти специально.
Смотровая площадка Пантеона
Предварительно надо узнать время работы площадки, которое зависит от погоды, но если ничего не мешает, с апреля по конец сентября доступ сюда открыт ежедневно с 10 до 18:30. С начала октября по конец марта время посещений сокращается на полчаса, и только на три праздничных дня Пантеон закрывают: в день католического Рождества, на Новый год и 1 мая. Когда до закрытия остается 45 минут, новых посетителей уже не пускают.
Церковь Валь-де-Грас
Церковь Валь-де-Грас (L’église du Val-de-Grâce), расположенная недалеко от Пантеона, в конце улицы Сен-Жак (rue Saint-Jacques, 1), в 5-м округе Парижа, оказалась в этот раз на реконструкции. Попасть внутрь и даже подойти поближе не удалось. Но сооружение действительно достойное. Изящное, в традициях итальянского барокко. Это самая римская из парижских церквей.
Интересна история церкви Валь-де-Грас. Возведение храма началось в 1645 году по приказу Анны Австрийской на территории заложенного ею же в 1624 году монастыря и продолжалось до 1665 года. Первый камень в основание церкви заложил 7-летний наследник, будущий Людовик XIV. Дело в том, что в 1638 году у Анны Австрийской после многих лет бездетного брака наконец родился сын, будущий Людовик XIV (королева дала обет построить здесь великолепный храм, если Бог пошлет ей ребёнка). Строительство церкви было поручено французскому архитектору Франсуа Мансару (François Mansart), но через год его отстранили от работ (из-за непомерной стоимости проекта), так что продолжали строительство Жак Лемерсье (Jacques Lemercier) и другие архитекторы.
Что касается интерьера церкви Валь-де-Грас (своими глазами мне его увидеть не удалось из-за реставрации), то пышное убранство купола и балдахин, созданный по образцу балдахина Бернини в соборе Св.Петра в Риме, делают Валь-де-Грас постройкой, наиболее близкой к римскому барокко. Купол церкви украшен фреской Пьера Миньяра «Слава блаженным» (1663), на которой изображено более 200 персонажей.
Вот панорамный вид на церковь и монастырь со стороны сада, который дает представление о том, как выглядело это место в XVIII в.:
После Великой французской революции здешний монастырь преобразовали в военный госпиталь, а церковь, соответственно, стала больничной. В бывшем здании монастыря сегодня располагается Музей военно-санитарной службы (Musée du service de santé des armées), военно-медицинская школа и библиотека Валь-де-Грас. Современный военный госпиталь Валь-де-Грас (Hôpital d’instruction des armées du Val-de-Grâce) находится на территории бывшего монастырского огорода.
У церкви Валь-де-Грас меня сфотографировал полицейский.
Что посмотреть в аббатстве Сен-Дени
Аббатство Сен-Дени в современном виде спроектировано талантливым архитектором Эженом Виоле, который в 1846—1869 гг. занимался реставрацией храма и гробниц, разрушенных во время революции. Современная базилика привлекает гостей своим великолепным западным фасадом XII века, на котором прикреплена памятная доска, посвященная Жанне д’Арк.
Витражи
Базилика Сен-Дени знаменита витражами, выполненными в готическом стиле. На них изображены исторические и библейские сцены
Особое внимание привлекает витражная роза — окно круглой формы, расположенное над главным входом в храм. Все витражи объединены общим сюжетом
На одном из них представлена история Первого Крестового похода, а на другом — посещение Карлом Великим Святой Земли.
Сохранившиеся до нынешних времен три центральные капеллы посвящены теме Христианства — Ветхому и Новому заветам. На витражах базилики раскрыта тема Иессеева Древа и детства Иисуса Христа. На боковых капеллах предположительно раньше были агиографические и исторические циклы. Даже если не вникать в подробности тематики витражей аббатства, убранство базилики привлекает своим величием, ярким светом, льющимся из окон, и затейливостью сюжетов.
Луи-Филипп с подданными на витражах базилики, Thomon
Погребальные скульптуры
Базилика Сен-Дени стала последним пристанищем для 43 королей, 32 королев и 10 слуг монархии Франции. Там представлена самая большая коллекция погребальных скульптур 12–16 веков. В аббатстве находится более 70 лежащих статуй и монументальных гробниц эпохи Возрождения. Наиболее выдающаяся из них — гробница Генриха II и Екатерины Медичи, украшенная 12 колоннами. По углам гробницы возвышаются четыре статуи, выполненные из бронзы. Это символы добродетелей христианской веры.
На надгробной плите расположены статуи покойных супругов, а рядом с ней установлены скульптуры, которые изображают живых монархов, преклонивших колени для молитвы. В таком же стиле выполнена гробница королевских супругов — Анны Бретонской и Людовика XII, установленная в базилике в 16 веке. Особый интерес вызывает последнее захоронение французского монарха, которое состоялось в 2004 году. Это надгробие Людовика XVII, куда помещен сосуд с его сердцем. В центре аббатства возвышается статуя Святого Дионисия. Также там можно увидеть саркофаги с фигурами святых.
Усыпальницы королей и королев Франции, Ninara
Экскурсии и концерты
В стенах аббатства проводятся концерты органной музыки. Потрясающая акустика и прекрасные композиции не оставляют никого равнодушными. Для гостей аббатства организовываются разные тематические экскурсии. Они проводятся более чем на десяти языках, в том числе и на русском. Каждую первую и третью пятницу месяца можно посетить экскурсию, возглавляемую лектором Центра национальных памятников Франции, и подробно ознакомиться с историей базилики и скульптур.
Также можно заказать аудиогиды на разных европейских языках. Подробную информацию о доступных экскурсиях можно посмотреть на официальном сайте аббатства Сен-Дени. На территории базилики есть туалетные комнаты, а также зона для отдыха. Слабовидящим людям разрешен вход с собаками-поводырями.
Интересные факты о Нотр Дам
Несколько фактов, которые точно убедят вас посетить это место:
- Видели горгулий на вершине? Раньше это были водосточные трубы, но сегодня решено было лишить их первоначальной функции. Теперь это просто украшение.
- Вместо привычных изображений святых – огромные витражные окна, которые можно рассмотреть только находясь внутри. Выглядят они удивительно.
- Сразу после завершения строительства собор стал одним из важнейших религиозных центров страны.
- Внутри было что-то типа современного банка с ячейками. Под охрану Нотр Дам богачи приносили ценности и сокровища, которые монахи охраняли. Более надежного места не было.
- Каждый день в 8:00 и 19:00 звонят колокола. Нотр Дам – действующий собор.
- Главное – туристы тоже могут войти в него! А внутри удивительные и ценные реликвии.
Интересно, да?
Вы знали, что внутри хранится настоящее сокровище всех верующих? Например, несколько щепок из креста. Они попали в Нотр Дам из Рима.
А еще, если присмотреться, то вы увидите много зашифрованных символов в архитектуре и убранстве собора. Для людей из Среднего Века небо было отражение высшего мира, загадки. Ему приписывалось много магического.
Например, центральный круглый витраж из голубого стекла. Рядом с фигурой Девы Марии в окружении символов знаков зодиака. Но все не так просто! Обычно зодиакальный круг начинается со знака Тельца. А здесь – Рыбы.
Это не соответствует понятиям об астрологии на западе, зато соответствует индуистской астрологии. Рыба – символ Иисуса Христа. «Ихтус» — греческое слово «рыба».
Вам захотелось побывать в этом красивейшем соборе? Вас ждет длинная очередь перед входом, готовы? А если уже посетили Нотр Дам де Пари – напишите нам пару слов о своих впечатлениях.
С вами была я, Наталья Глухова, удачного дня!
Фото и описание
Собор Парижской Богоматери – один из самых известных храмов мира, выдающийся памятник архитектуры, воспетый поэтами, писателями, художниками.
Стройная масса собора на острове Сите видна издалека. Когда римский император Константин в начале IV века признал христианство, здесь на месте бывшего языческого храма появилась церковь святого Стефана. В середине XII века она уже не вмещала верующих. При короле Людовике VII Молодом и епископе Морисе де Сюлли было принято решение о строительстве грандиозного собора.
Первый камень заложили в 1163 году в присутствии Папы Александра III. Это было время явления Европе нового, устремлённого к небесам архитектурного стиля – готики, и собор стал его воплощением.
Стройка продолжалась с 1163 по 1345 год. Сначала возвели хоры и нефы, фасад начали в 1208 году, в 1250 завершили две огромные фасадные башни. С ростом собора выявились опасные напряжения в несущих стенах, в XIV веке вокруг нефа и хора возвели огромные аркбутаны, придающие зданию необычный вид. Переделки продолжались столетиями: в 1699 году по приказу Людовика XIV был перестроен хор, крестная перегородка заменена на кружевную, кованную из железа.
Выросший в центре Парижа собор был огромен: 128 метров в длину, 48 в ширину. Он вмещает 9 тысяч молящихся. Башни вздымаются на высоту 69 метров, шпиль – на 90 метров. Здание украшают огромные окна-розы диаметром 13 метров. Порталы пышно отделаны скульптурными композициями. Центральная, на западном фасаде, изображает Страшный суд: мёртвые поднимаются из могил, архангел Михаил взвешивает души, сатана пытается ему помешать. На западной же стороне – портал, посвящённый Деве Марии, её смерти и Успению. Композиции южной стороны посвящены святому Стефану, северной – детству Иисуса. Рассматривать их можно часами. Собор известен также химерами и горгульями, взирающими с высоты на Париж. У горгулий прозаическое назначение: они служат стоками для дождевой воды.
Интерьер славится витражами со сценами из жизни покровительницы Парижа святой Женевьевы. В часовнях нефа – тринадцать великолепных живописных полотен XVII-XVIII веков, посвящённых деяниям святых апостолов. Статуя Мадонны с Младенцем в юго-восточной части трансепта – середины XIV века.
В XVI столетии это великолепие крушили гугеноты, Французская революция в XVIII веке превратила разграбленный собор в храм Разума, а затем в склад. Заново церковь освятили в 1802 году, здесь короновался Наполеон. Однако здание ветшало, речь зашла о его сносе
В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», привлекший общее внимание к судьбе храма. Сюда потянулись туристы, в 1845 году началось восстановление собора
Нотр-Дам де Пари – сама история Франции: тут открывался первый французский парламент, короновались и венчались короли, реабилитировали Жанну д’Арк. В день Освобождения тут молился де Голль, здесь же нация провожала великого француза в последний путь. С конца XII века над Парижем несётся перезвон колоколов собора – в счастливые, горестные и самые обычные дни.
История аббатства Сен-Дени
Согласно легенде, на местности, где расположена базилика Сен-Дени, в далеком III веке нашей эры погиб Святой Дионисий. Его обезглавили на вершине Монмартра. Французы верят, что он прошел целых 6 км, держа в руках собственную голову, а затем умер около находившейся рядом деревни. Позже эта деревня получила название Сен-Дени в честь святого. А там, где находится его могила, в 5 веке построили часовню. В 625 году по королевскому распоряжению в этом месте начали строить аббатство и монастырь. Со временем вместо часовни возвели монастырскую церковь.
Статуи Людовика XVI и Марии Антуанетты, David Stanley
В VIII веке аббатство было похоже на фортификационное сооружение. Вокруг него вырыли водяной ров. Попасть через него в аббатство можно было через подъемный мост. Несмотря на такие укрепления, базилика серьезно пострадала во время атаки войск Сигеберта. Затем ее реконструировали, и в аббатстве появились церковная школа, библиотеки, а также богадельни. В XII веке Сен-Дени перестроили, придав аббатству готический стиль. Работы велись на протяжении 20 лет. Тогда и были перенесены туда останки французских монархов. Во время Французской революции аббатство разграбили. Впоследствии исторический и культурный памятник Франции вновь восстановили.
Как добраться до Дворца Инвалидов
Государственный Дом Инвалидов, расположенный в VII округе, должен посетить каждый, кто приехал в Париж. Путь к нему знает любой таксист, и вы с комфортом и без проблем доедете к нему из любой точки города.
Предлагаем воспользоваться дешевым такси:
Другой вариант – развитая сеть городского транспорта недорого и без пробок тоже прекрасно справится с этой задачей.
Добираемся до Дворца Инвалидов на Метро:
- Ветка 8 – станции Latour-Maubourg и Invalides.
- Ветка 13 – Varenne и Saint François-Xavier.
- Городская электричка RER:
- Ветка С – остановка Invalides.
Читайте больше информации про метро Парижа
Автобусы которые довезут до Дома Инвалидов:
Остановка Invalides, маршруты №: 69 или 63, 92 или 93, 80, 87 или 83, 82, а также 28.
Скачайте подробную карту автобусных маршрутов
Базилика Св. Клотильды
Базилика Св. Клотильды (Basilique Sainte-Clotilde) — это первая неоготическая церковь Парижа. Находится она на улице Rue Las Cases, на углу Фобур Сен-Жермен, в районе Сен-Жермен-де-Пре (Saint-Germain-des-Prés) в 7-м округе Парижа.
Торжественное открытие храма состоялось 30 ноября 1857 года, работы продолжались двенадцать лет
Обратите внимание, что это не просто церковь: она носит почетное «звание» базилики. В 1896 году, в честь 1400-летия крещения короля франкского королевства Хлодвига (кстати сказать, именно вторая жена Хлодвига I, христианка Клотильда, позднее причисленная к лику святых, вместе со святым Ремигием сделали всё для того, чтобы убедить мужа перейти в католическую веру — крещение состоялось в Реймском соборе), папа Леон XIII присвоил церкви св
Клотильды почётный статус малой базилики со всеми соответствующими правами и привилегиями.
Интересно, что в церкви св. Клотильды с 1859 года и до конца жизни (1890) на должности органиста работал знаменитый органист и композитор Сезар Франк. В церкви находится торжественно открытый в 1859 году орган работы знаменитого органостроителя, мастера романтической школы Аристида Кавайе-Колля (1811–1899). На этом органе, собственно, и играл все 30 лет своей работы в церкви Сезар Франк.
Небольшой садик перед базиликой с забавными цветами, напоминающими декоративную капусту: