Театр диониса в афинах: история, описание и интересные факты

Происхождение

Панорамный вид на античный театр в Эпидавре .

Древние греки ценили силу устного слова, и это был их основной метод общения и рассказывания историй. Бан и Бан пишут: «Для греков устное слово было живым и бесконечно предпочтительным по сравнению с мертвыми символами письменного языка». Сам Сократ считал, что как только что-то записано, оно теряет способность к изменению и росту. По этим причинам, среди многих других, в Греции процветало устное рассказывание историй.

Греческая трагедия в том виде, в каком мы ее знаем, была создана в Афинах примерно в 532 году до нашей эры, когда Феспис был самым ранним из известных актеров. Будучи победителем первого театрального конкурса, проведенного в Афинах, он был экзархоном или лидером дифирамбов, исполняемых в Аттике и ее окрестностях, особенно в сельской Дионисии . Ко времени Фесписа дифирамб ушел далеко от своих культовых корней. Под влиянием героического эпоса, дорической хоровой лирики и нововведений поэта Ариона он стал повествовательным, балладоподобным жанром

Из-за этого Фесписа часто называют «отцом трагедии»; однако его важность оспаривается, и Феспис иногда упоминается как 16-е место в хронологическом порядке греческих трагиков; государственному деятелю Солону , например, приписывают создание стихов, в которых персонажи говорят собственным голосом, а устное исполнение гомеровских эпосов рапсодом было популярно на фестивалях до 534 г. до н

э. Таким образом, истинный вклад Тесписа в драму в лучшем случае неясен, но его имя было продлено на английском языке как общий термин для исполнителя, то есть «актер».

Драматические представления были важны для афинян — об этом свидетельствует создание конкурса и фестиваля трагедий в Городе Дионисии. Возможно, это было организовано для того, чтобы укрепить лояльность среди племен Аттики (недавно созданной Клисфеном ). Фестиваль был создан примерно в 508 году до нашей эры. Хотя не существует драматических текстов шестого века до нашей эры, мы знаем имена трех конкурентов, помимо Фесписа: Херила, Пратина и Фриниха . Каждому из них приписывают различные инновации в этой области.

Некоторые сведения о Фринихе. Он выиграл свое первое соревнование между 511 г. и 508 г. до н.э. Он создавал трагедии на темы и сюжеты, которые позже использовались в золотой век, такие как Данаиды , Финикийские женщины и Алкестида . Он был первым известным нам поэтом, использовавшим историческую тему — его « Падение Милета» , написанное в 493–494 годах, повествовало о судьбе города Милета после его завоевания персами. Геродот сообщает, что «афиняне выразили свою глубокую скорбь по поводу взятия Милета разными способами, но особенно в этом: когда Фриних написал пьесу под названием« Падение Милета »и поставил ее, весь театр заплакал; они оштрафовали. Фриниху тысячу драхм за то, что он напомнил о бедствии, которое затронуло их лично и навсегда запретило исполнение этой пьесы ». Также считается, что он первым использовал женские персонажи (но не исполнительницы женского пола).

До эллинистического периода все трагедии были уникальными пьесами, написанными в честь Диониса и сыгранными только один раз, так что сегодня у нас есть прежде всего пьесы, которые все еще достаточно хорошо помнят, чтобы их можно было повторить, когда повторение старых трагедий стало модным (случайности выживание, а также субъективные вкусы эллинистических библиотекарей в более поздней истории Греции также сыграли роль в том, что уцелело от этого периода).

Актерское мастерство и костюмы

Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.

Актер должен был хорошо петь и декламировать, а также танцевать и жестикулировать. Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры носили маски, изображавшие различных персонажей. Маски делали из дерева или из ткани, вымоченной в гипсе. Маска одевалась целиком на голову вместе с прической и бородой. Маски выражали разные эмоции: страх, скорбь, веселье, гнев. Если актер изображал реального человека, маска делалась похожей на его лицо, но в гротескной форме. Так, в комедии Аристофана “Облака” использовалась маска, изображавшая Сократа. Отверстие для рта и выступ на лбу служили резонаторами и помогали делать голос зычным. За один спектакль актер мог менять разные маски. Женские маски были белыми, а мужские темного цвета. Так же они различались по возрасту и социальному положению персонажа. Были маски, изображающие мужчин и женщин разного возраста, рабов, богов, мифических существ, силы природы и абстрактные понятия (зависть, смерть, безумие, вина и т.д.).

Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.

История

Само слово «театр» греческого происхождения. В буквальном смысле оно переводится как «место для зрелищ». Эпоху рождения греческого театра (5-4 вв. до н.э.) принято считать образцом эталоном. Характерной чертой ее является гармония пропорций, элементов. Это касается архитектуры, пластики и самого сценического искусства.

Изначально греческий театр был связан с чествованием божества Диониса. Демократическое устройство, утвердившееся к 5 веку до н.э., способствовало быстрому росту популярности театра в Афинах, привлечению к нему мастеров поэтического слова. Нередко здания и площадки для представлений использовались для народных собраний, так как изначально при построении были рассчитаны на большое количество публики и вмещали от 10 тысяч человек. Священным атрибутом греческого театра того периода был алтарь Диониса. Он находился в центральной части здания – орхестре — и был своего рода напоминанием о религиозном начале искусства.

Самый первый театр располагался в Афинах, на юго-восточном склоне Акрополя. Он был назван в честь божества-покровителя, а общество актеров носило название «дионисовских мастеров». Театр находился под открытым небом, места для зрителей были деревянными. В конце 5 века сиденья обрушились. Поэтому жители Афин совместными усилиями соорудили театрон – особые места для публики.

Архитектура театра

Из-за своей популярности театр Диониса в Афинах часто описывали современники, и факты о нем сохранились во многих документах. Один из самых древних театров являлся памятником римской архитектуры на греческой земле. В первом ряду от сцены насчитывалось 67 мраморных кресел, на которых должны были восседать знатные особы города. На некоторых сидениях даже сегодня можно прочесть имена лиц, для которых они предназначались. К сожалению, ряд уцелел лишь частично.

Во втором ряду отводились места не менее знатным лицам. Здесь среди свиты восседал римский император Адриан. Он с особым уважением относился к театральному искусству, а также к философии и поэзии. А вот Нерон, правивший Римом чуть позже, не только был зрителем, но и сам любил выступить перед публикой на этой сцене.

Далее располагались ряды для остальной почтенной публики. По мнению археологов, одновременно театр Диониса способен был вместить до 17 000 зрителей. Такие размеры сегодня не кажутся внушительными, но 2,5 тысячелетия назад во всем мире было не много мест, которые вмещали подобную толпу. Население самих Афин в то время только вдвое превышало количество мест в театре.

Из-за больших размеров театр Диониса не имел крыши или каких-либо перекрытий. Представления проводились не только днем, но и при свете ночных светил.

Кроме замены деревянных кресел театру пришлось выдержать и другие метаморфозы. Так, в I в. н.э., он стал местом проведения гладиаторских сражений и цирковых представлений. Чтобы обезопасить зрителей в первых рядах от сцены, перед ними соорудили мраморный бортик и решетку из стальных прутьев. Такая преграда уберегала от несчастных случаев и от свирепых хищников.

Следующие изменения произошли во II в. н.э., во времена правления Нерона, в орхестре – месте для хора. Он потребовал установить дополнительное украшение. Так появились картины со сценами мифов о Дионисе, а на стенах образовалась дополнительная отделка и рельефные украшения.

Театр Перикла [ править ]

Апулийский волют-кратер, близкий к Сизифову живописцу , ок. 400 г. до н.э. Возможно , связанные с утраченной пьесы Еврипида Андромеды , и наводит на мысль о своего рода реквизита , которые могли бы использоваться.

Существенные изменения в театре в конце пятого века до нашей эры условно называют Перикловым, поскольку они совпадают с завершением непосредственно прилегающего Одеона Перикла и более широкой программы строительства Перикла. Однако нет убедительных доказательств того, что реконструкция театра принадлежала к той же группе, что и другие работы, или при жизни Перикла. Новый план театра состоял из небольшого смещения площадки для представления к северу, расширения зала, добавления подпорных стен на запад, восток и север, длинного зала к югу от скены и примыкающего к Старому Храму и Новый Храм, в котором, как утверждается, была хризелефантовая скульптура Диониса работы Алкамена.. Сиденья на этом этапе, вероятно, все еще имели форму икрии, но может быть так, что были установлены некоторые каменные сиденья. Выписанные блоки, смещенные, но сохранившиеся в подпорных стенах, с эпиграфией V века до н.э. на них могут указывать на выделенные или пронумерованные каменные сиденья. Использование брекчии в основании западной стены и длинного зала указывает на конец пятого века до нашей эры и, вероятно, на последнюю половину века, когда ее использование стало обычным явлением. Кроме того, последняя зарегистрированная статуя Алкамена датируется 404 годом до нашей эры, что опять же относится к концу 400-х годов. Пикард-Кембриджутверждает, что реконструкция проводилась постепенно, за последнюю половину века до периода Клеофонта .

Судя по материалам пьес, в этот наиболее важный период греческой драмы можно использовать более обширный корпус. Софокл , Аристофан и Еврипид исполнялись в Театре Диониса. Из них мы можем сделать вывод, что стандартные наборы, возможно, использовались для удовлетворения требований пьес, так что реконструкция Перикла включала в себя отверстия для столбов, встроенные в стену террасы, чтобы обеспечить гнезда для подвижных декораций. Сам скен , вероятно, не изменился по сравнению с ранней фазой театра, с деревянной структурой не более двух этажей и крышей. Также возможно, что сценическое здание имело три двери, две из которых были в выступающих боковых крыльях илипараскения . Mechane или geranos использовались для введения божественных существ или полетов по воздуху, как в Медее или птицах Аристофана .

Одним из пунктов разногласий было существование протирона или колонного портика на скене, который представляет внутренние пространства храмов или дворцов. Это предположение частично подтверждается текстами, но также и картинами ваз, которые, как полагают, являются изображениями пьес. И Aeschylus Choēphóroi 966, и Wasps 800-4» Аристофана относятся непосредственно к протирону , в то время как пародосовое пение в Ion» Еврипида косвенно относится к одному. траурный Ниобей лутрофор в Неаполе и Бостон спирального Кратер, например, оба изображают протирон . Пикард-Кембридж задается вопросом, было ли это постоянным сооружением, поскольку внутренние сцены в трагедиях случались редко. Свидетельства об использовании эккиклемы в этот периодв пьесахнеоднозначны; отрывки, такие как Ахарнийцы 407 и далее или Ипполит 170-1, предлагают, но не требуют устройства. Аргумент в пользу его использования во многом зависит от ссылки на ekkyklema в более поздних лексографах и схоластах.

дальнейшее чтение

  • Бошер, Кэтрин Г. 2021. Греческий театр в Древней Сицилии . Издательство Кембриджского университета.
  • Бакхэм, Филип Вентворт, Театр греков , Лондон, 1827 год.
  • Дэвидсон, Дж. А., Литература и грамотность в Древней Греции, Часть 1 , Феникс , 16, 1962, стр. 141–56.
  • Дэвидсон, Дж. А., Писистрат и Гомер , ТАПА , 86, 1955, стр. 1–21.
  • Иначе, Джеральд Ф.
    • Поэтика Аристотеля: аргумент , Кембридж, Массачусетс, 1967.
    • Истоки и ранние формы греческой трагедии , Кембридж, Массачусетс, 1965.
    • Происхождение ΓΩΙΔΙΑ , Гермес 85, 1957, стр. 17–46.
  • Фоли, Хелен, Женские действия в греческой трагедии , Принстон: Издательство Принстонского университета 2001.
  • Фройнд, Филипп, Рождение театра , Лондон: Питер Оуэн, 2003. ISBN  0-7206-1170-9
  • Хей, А.Е. , Аттический театр , 1907 год.
  • Суровый, Филип Уэйли, Справочник по классической драме , Стэнфордский университет, Калифорния, Stanford University Press ; Лондон, Х. Милфорд, Oxford University Press, 1944.
  • Лески, А. Греческая трагедия , пер. HA, Франкфурт, Лондон и Нью-Йорк, 1965 год.
  • Лей, Грэм. Краткое введение в древнегреческий театр. Чикагский университет , Чикаго: 2006 г.
  • Лей, Грэм. Актерская греческая трагедия. Университет Эксетер-Пресс , Эксетер: 2015 г.
  • Loscalzo, Donato, Il pubblico a teatro nella Grecia antica , Рома, 2008 г.
  • Макдональд, Марианна, Уолтон, Дж. Майкл (редакторы), Кембриджский компаньон греческого и римского театра , Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2007. ISBN  0-521-83456-2
  • МакКлюр, Лаура. Говорят как женщина: речь и пол в афинской драме , Принстон: Princeton University Press, 1999.
  • Моултон, Ричард Грин , Древняя классическая драма; исследование эволюции литературы, предназначенное для читателей на английском языке и в оригинале , Oxford, The Clarendon Press , 1890.
  • Пикард-Кембридж, сэр Артур Уоллес
    • Дифирамб, трагедия и комедия , Оксфорд, 1927.
    • Театр Диониса в Афинах , Оксфорд, 1946 год.
    • Драматические фестивали Афин , Оксфорд, 1953.
  • Рабинович, Нэнси Соркин (2008). Греческая трагедия . Молден, Массачусетс: издательство Blackwell Publishers . ISBN 978-1-4051-2160-6.
  • Росс, Стюарт. Греческий театр. Wayland Press, Хоув: 1996
  • Шлегель, Август Вильгельм , Лекции по драматическому искусству и литературе , Женева 1809.
  • Sourvinou-Inwood, Christiane, Tragedy and Athenian Religion , Oxford: University Press, 2003.
  • Уайлс, Дэвид. Греческое театральное представление: введение. Издательство Кембриджского университета, Кембридж: 2000
  • Уайлс, Дэвид. Маски Менандра: знак и значение в греческом и римском представлении , Кембридж, 1991.
  • Уайлс, Дэвид. Маска и перформанс в греческой трагедии: от античного фестиваля до современных экспериментов , Кембридж, 1997.
  • Циммерман Б. Греческая трагедия: введение , пер. Т. Мариер, Балтимор, 1991.

Сиракузы

Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах – эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами «сражались» лицедеи. В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра. По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.

После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.

Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.

История театра

Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.

В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.

В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.

Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.

Святилище и Первый театр

Карта театра в том виде, каким он был в конце IV века до нашей эры. От В. Дёрпфельда, Э. Райша, Театр Das griechische, Афины, 1896 г.

Культ Дионис был представлен Аттика в архаический период с самым ранним изображением Бога, датируемым ок. 580 г. до н.э. В Город Дионисия (или Великая Дионисия) началась где-то в Писистратид эпоха. и была реорганизована во время Клейстеник реформы 520-х гг. до н. э. Первые драматические спектакли, вероятно, проходили в Агора где записано, что деревянные трибуны ставили для спектаклей (икрия) рухнул. Эта катастрофа, возможно, подтолкнула к удалению драматической постановки в Святилище Диониса на Акрополе, что произошло к 70-м годам. Олимпиада в 499/496 г. до н. э. На Теменос Самыми ранними постройками был Старый Храм, в котором находились ксоанон Диониса, подпорная стена на севере и немного дальше по холму круговой терраса, которая была бы первой оркестр театра. Раскопки Вильгельм Дёрпфельд определила фундамент этой террасы как часть многоугольная кладка, указывая на архаичную дату. Вероятно, там был жертвенник, или тимел, в центре оркестр. На тот момент не существовало формально построенных каменных сидений, только икрия а природный амфитеатр холма служил театр.

Помимо археологических свидетельств, есть литературные свидетельства современных пьес, из которых можно сделать вывод о строительстве театра и сценография. Для этого самого раннего этапа развития театра есть работа Эсхил, которые процветали в 480–460-х гг. Драматическое действие пьес действительно указывает на наличие скене или фоновый пейзаж некоторого описания, наиболее убедительным свидетельством которого является Орестея что требует ряда входов и выходов через дворцовые двери. Было ли это временным или постоянным деревянным строением или просто палаткой, остается неясным, поскольку нет никаких вещественных доказательств существования скене строительство до перикловой фазы. Однако гипотеза скене не противоречит известной археологии памятника. В Орестея также относится к крыше, с которой смотрит сторож, ступеньке во дворец и алтарю. Иногда утверждают, что ekkyklema, колесная тележка, использовалась Клитемнестрой для обнаружения тел в строке 1372 в Агамемнон среди других отрывков. Если так, то это была новинка сценического искусства Эсхила. Тем не мение, Оливер Тэплин ставит под сомнение, казалось бы, непоследовательное использование устройства для драматических эпизодов, требуемых для него, и сомневается, существовал ли этот механизм при жизни Эсхила.

Акустика

Из-за плохой сохранности акустика Театра Диониса не подлежит реконструкции. Однако по аналогии с другими подобными греческими амфитеатрами можно получить некоторое представление о качестве звука античного театра. Они давно известны своей превосходной акустикой, и только недавно был проведен их научный анализ. Проект ERATO в 2003-2006 гг., Гэйд и Ангелакис в 2006 году, Псаррас и др. в 2013 использовали всенаправленные источники-приемники, чтобы составить измеренные карты силы, реверберации и четкости. Последнее исследование Hak et al, 2016 г., использовал большое количество S-R, чтобы сделать наиболее детальное отображение. Их выводы заключались в том, что четкость речи была лучшей в Одеоне Герода Аттика и что в Эпидавре более высокая степень реверберации из-за отражения от противоположных сидений.

Место народных собраний

Древние Афины жили согласно законам демократии. У города было свое народное собрание – экклесия. Первоначально оно созывалось на Пниксе – каменистом холме к западу от Акрополя. После открытия театра Диониса Пникс признали непригодным, а собрания иногда стали организовываться в театре.

Принимать участие в экклесии имели право все афинские граждане-мужчины старше 20 лет. При входе каждому выдавалась разрешительная дощечка. В положенные дни собраний в театр не допускались люди из черных списков. За соблюдением этого правила следили лексиархи (в их ведении находились списки совершеннолетних афинян). Традиционно перед каждым собранием жители полиса совершали жертвоприношение и молились богам-олимпийцам.

Театральное действо — тогда и сейчас…

Если говорить о театральных постановках древних времен, стоит заметить, они, конечно же, существенно отличались от того, что может сегодня увидеть театрал. Первоначально в Древней Греции публика могла наблюдать за действиями всего лишь одного актера, который «повествовал» зрителям о судьбе того или иного героя под «аккомпанемент» хора. Чуть позже в спектакле принимали участие уже несколько актеров, но и их художественные возможности были ограничены. Все дело в том, что каждый актер поочередно надевал на себя маску определенного персонажа, и все его мастерство сводилось к умению грамотно и ловко владеть голосом и телом. А публика того времени вела себя довольно своеобразно. Если в наши дни театральные постановки, в случае успеха заканчиваются овациями и криками «Браво!», а в случае провала – тишиной, то в древние времена было, мягко сказать, несколько иначе.

Понравившийся спектакль встречали также бурно: шквал аплодисментов и восхищенные крики. Однако зрители, которые по какой-либо причине не понимали и не принимали спектакль, вовсе не молчали. В случае провала театр также «взрывался», но на этот раз недовольством: свист и топот были слышны далеко от месторасположения театра. Кроме этого, разъяренная публика могла закидать участника театрального действия камнями, требуя начать другую пьесу. Актер должен был доставить публике удовольствие и начинал другое представление, естественно, если оставался жив.

Дальнейшая судьба

Вторая серьезная перестройка театра произошла в I веке, когда Греция уже оказалась под римским владычеством. С наступлением новых времен центр культурной жизни Афин стал обслуживать новые праздники. Теперь древнегреческий театр Диониса предназначался для гладиаторских и цирковых представлений. Из-за этого перед зрительскими местами был построен высокий борт. При императоре Нероне также появился фриз с изображением сатиров, сохранившийся до наших дней.

Рядом с театром находились и другие уникальные образцы античной архитектуры. К ним можно отнести храм Диониса и Периклов Одеон – здание, в котором проводились музыкальные и певческие состязания. Эти постройки не сохранились – от них остались лишь развалины.

Театр Диониса в Афинах пришел в запустение после принятия Римской империей христианства. В византийскую эпоху он постепенно разрушался – время не щадило древнюю постройку. Сегодня театр является объектом особой культурной значимости. На уход за ним власти Греции тратят немалые средства.

Актеры

Со временем традиции в театре Диониса менялись. Например, все больше функций брали на себя актеры-протагонисты. Они становились антрепренерами и даже приглашали остальную часть труппы. К актерам предъявлялись определенные требования. Они должны были обладать безупречным, сильным и звучным голосом, одинаково пригодным как для вокальных выступлений, так и для декламации стихов. Афиняне всегда считались придирчивыми зрителями. Чуткие к голосу актера, они могли освистать протагониста за любую оплошность (к примеру, известен случай освистания за неправильное ударение в слове). Греки считали, что раз Дионис — бог театра, то выходившие на сцену — его глашатаи, и они были обязаны не посрамить этот статус.

Также от исполнителей ролей требовалось владение искусством жеста. Как правило, актеры выступали в масках и громоздких нарядах. Нося такой костюм, человек должен был уметь наглядно выражать эмоции. В афинском театре при смене настроения пьесы актер быстро менял маску. Часто это делалось прямо по ходу спектакля. Актер мог стремительно отвернуться от зрителей или упасть на колени. Наконец, исполнители ролей должны были уметь танцевать и обладать выносливостью. Некоторые представления могли растянуться на 8-10 часов. Все это время актер не имел права показывать свою слабость и утомленность. Подобную нагрузку мог выдержать далеко не каждый мужчина. Нередко актерами театра Диониса становились известные атлеты и участники Олимпийских игр.

Архитектура

Маркированный рисунок старинного театра. Условия в греческий язык и Латинские буквы.

Художественная визуализация Театра Диониса

Древнегреческий театр в Делос

Большинство древнегреческих городов располагались на холмах или рядом с ними, поэтому места для сидения обычно встраивали на склоне холма, создавая естественную смотровую площадку, известную как театр (буквально «место встречи»). В городах без подходящих холмов насыпали насыпи земли. У подножия холма было плоское, обычно круглое пространство для выступлений со средним диаметром 78 футов.[нужна цитата], известный как оркестр (буквально «танцевальное место»), где хор обычно от 12 до 15 человек исполнял пьесы в стихах под музыку. Часто были высокие арочные входы, называемые пародой или же Eisodoi, через который актеры и участники хора входили и выходили из оркестра. В некоторых театрах позади оркестра находился фон или живописная стена, известная как скене. Термин «театр» со временем стал обозначать всю область театра, оркестра и скена.

Древний театр Delphi.

Театрон

Театрон был зоной отдыха, встроенной в холм, чтобы создать естественное пространство для просмотра. Первые сиденья в греческих театрах (кроме сидения на земле) были деревянными, но примерно в 499 г. до н.э. практика инкрустации каменных блоков в сторону холма для создания постоянных, устойчивых сидений стала более распространенной. Они назывались «проэдриями» и предназначались для священников и некоторых наиболее уважаемых граждан.

Скене

После 465 г. до н.э. драматурги начали использовать задник или живописную стену, называемую skênê (откуда и слово «место действия»деривс»), которая висела или стояла позади оркестра, а также служила местом, где актеры могли менять свои костюмы. После 425 г. до н.э. каменная стена для сцен, называемая параскения, стал обычным дополнением к skênê. В параскения представляла собой длинную стену с выступающими сторонами, в которой могли быть дверные проемы для входов и выходов. Сразу за параскения был проскенион («перед сценой»), что похоже на современные авансцена. Верхний этаж назывался Episkenion. В некоторых театрах также было место для выступлений в оркестре, называемое Logeion. К концу V века до нашей эры, примерно во время Пелопоннесской войны, skênê был двухэтажным.

Смерть персонажа всегда звучала за skênê, поскольку показ убийства на глазах у публики считался неуместным.[нужна цитата] И наоборот, есть научные аргументы в пользу того, что смерть в греческой трагедии изображалась за сценой в первую очередь из-за драматических соображений, а не из ханжества или чувствительности публики.

Храм поблизости, особенно в правой части сцены, почти всегда является частью греческого театрального комплекса. Это могло оправдать, как перестановку, повторение фронтон с более поздней каменной сценой.

Оркестр

Оркестр представлял собой круглый кусок земли в нижней части театра, где хор и актеры выступили. Первоначально греческий театр не был приподнят, но позже для удобства просмотра был оборудован приподнятой сценой. Такая практика стала обычным явлением после появления «Новой комедии», в которой драматически изображались отдельные персонажи. В корифей был главным участником хора, который мог войти в историю как персонаж, способный взаимодействовать с персонажами пьесы. Спектакли часто начинались утром и продолжались до вечера.

Акустика

Театры были построены в больших масштабах, чтобы разместить на сцене и в зале большое количество людей — до четырнадцати тысяч.[который?]. Физико-математические науки сыграли значительную роль в строительстве этих театров, поскольку их проектировщики должны были уметь создавать акустика в них так, чтобы голоса актеров были слышны по всему театру, включая самый верхний ряд сидений. Понимание греков акустики очень выгодно отличается от современного состояния дел.[].

Сценические элементы

В греческом театре обычно использовались несколько сценических элементов:

  • механ, а кран производил впечатление летящего актера (таким образом, Deus Ex Machina)
  • Ekkyklêma, колесная платформа, часто используемая для демонстрации мертвых персонажей аудитории.
  • Pinakes, фотографии развешаны для создания декораций
  • тироматы, более сложные изображения, встроенные в сцену второго уровня (3 уровень от земли)
  • фаллический реквизит использовался для сатир играет, символизирующий плодородие в честь Дионис.

Краткая история и описание

Когда-то, в далекие времена, сердцем духовности Афин по праву считался Акрополь. Именно здесь в IV веке до нашей эры проходили торжественные шествия во славу того или иного божества, проводились обязательные, в то время, жертвоприношения, спортивные состязания, разыгрывались небольшие сцены из жизни богов.

Театр на фоне Афин

Правивший тогда Писистрат, был большим почитателем бога Диониса – покровителя веселья, виноделия, религиозного экстаза и оргий. Благодаря стараниям правителя Афин, на южной стороне Акрополя сначала было построено Святилище Диониса Элевтерея, в котором стояла древняя статуя божества, а спустя некоторое время старый храм было решено заменить новым.

Теперь в центре нового Святилища возвышалась, выполненная из слоновой кости и украшенная золотом, новая статуя бога Диониса. Недалеко от храма по указу Писистрата была построена танцевальная площадка, которая и стала тем первым «кирпичиком», благодаря которому на свет «родился» Театр Диониса.

Вид на театр от Акрополя

Первоначально Театр Диониса был выстроен из дерева и радовал зрителей спектаклями, поставленными по трагедиям Эсхила, Аристофана, Софокла и Еврипида. Однако, вскоре деревянные сидения, на которых располагалась восторженная публика, перестроили и сделали более надежными и долговечными — каменными. И это неудивительно, ведь грекам так полюбились театральные постановки, что со временем они стали не частью религиозных церемоний и общественных празднеств, а совершенно отдельным, со своими правилами и традициями, видом искусств.

Во многих исторических документах встречаются интересные описания этой удивительной римской архитектуры, одного из самых древнейших театров на нашей планете. Согласно ним, первый ряд Театра Диониса насчитывал 67 кресел, сделанных из дорогостоящего и редчайшего мрамора и, предназначенных вовсе не для простолюдинов, а для почетной знати. Интересно будет знать, что на некоторых из них даже были высечены имена людей, правивших древнейшим греческим городом. К слову, и сегодня можно увидеть эти кресла с высеченными на них именами, правда, сохранились они до наших дней далеко не все.

Театр на фоне Акрополя

Во втором ряду, на небольшом выступе расположено кресло римского императора Адриана, который слыл большим любителем поэзии, философии и театрального искусства. Кроме этого, здесь, но чуть позже, любил выступать и еще один римский император – Нерон, «прославившийся» на весь мир своим дурным вкусом и тем, что в свое время сжег столицу величайшей Римской Империи.

Театр Диониса, по предположениям практически всех археологов, принимавших участие в его раскопках, мог вмещать в себя практически 17 тысяч человек, желающих увидеть воочию театральное действо. Эта цифра, по современным меркам, совсем незначительна, но для того времени она была довольно внушительна, и составляла практически половину всего населения Афин. В связи с большими размерами Театр Диониса не имел перекрытий для крыши, поэтому все — и участники, и зрители находились под открытым небом, а происходящее на сцене освещалось естественным светом.

Вид на театральную сцену и мраморный бортик вокруг неё

Театр Диониса, построенный в V-м веке до нашей эры, на протяжении своего существования претерпевал некоторые изменения. Как уже было сказано выше, деревянные кресла и сцена были заменены на мраморные. В I-м веке уже нашей эры, когда кроме театральных постановок было принято проводить цирковые и гладиаторские представления, первый ряд был дополнен бортиком из мрамора и железных прутьев, которые позволяли безбоязненно наблюдать зрителям за кровопролитными сражениями и хищниками.

Во II-м веке, когда к власти пришел римский император Нерон, реставрация «коснулась» и ближней части сцены – орхестра, где располагался хор. Ее сделали более рельефной и украсили картинами, сюжет которых был взят из мифов о Дионисе.

Вид со сцены театра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector