Экономика республики корея: секреты поступательного роста
Содержание:
- дальнейшее чтение
- Пищевая промышленность Южной Кореи
- Особенности экономико-географического положения
- Полупроводниковая промышленность Южной Кореи
- “Чудо” экономика Южной Кореи
- Вызовы для Южной Кореи
- Предпосылки реформирования
- Сравнение ВВП Южной Кореи и стран-соседей
- Карта Южной Кореи, ее административное деление и устройство
- Транспорт
- Экономика
- Краткая история Кореи
- Слияние и поглощение
- Удачные «пятилетки»
- Ведущие отрасли промышленности
дальнейшее чтение
- Ко, Джэ Мён (2018) Финансирование зеленой инфраструктуры: институциональные инвесторы, ГЧП и банковские проекты , Лондон: Palgrave Macmillan. ISBN 978-3-319-71769-2 .
- Ли-Джей Чо; Соми Сон; Санг-Хёп Ли, ред. (2007). Институциональные и политические реформы для повышения корпоративной эффективности в Корее . Сеул: Корейский институт развития. ISBN 978-89-8063-305-0.
- Стефан Хаггард; Вонхёк Лим; Эйсунг Ким, ред. (2003). Экономический кризис и корпоративная реструктуризация в Корее . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-82363-0.
- О. Юл Квон (2010). Переходная экономика Кореи: институциональная перспектива . Нортгемптон, Массачусетс: Эдвард Элгар. ISBN 978-1-84064-268-1.
- Т. Юн-Джа Шим, изд. (2010). Корейское предпринимательство: основа корейской экономики . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-10707-6. Очерки по таким темам, как технократы с американским образованием в 1960-е годы и их роль в экономическом росте Южной Кореи, а также предпринимательские семейные компании в Южной Корее, а также в Китае и Японии.
- Сон Бюнг-Нак (2003). Подъем корейской экономики (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-592827-3.
- Санг Чул Сух (1978). Рост и структурные изменения в корейской экономике, 1910-1940 гг . Восточноазиатские монографии Гарварда. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-36439-4.
Пищевая промышленность Южной Кореи
В Южной Корее налажено изготовление алкогольной продукции, которая успешно экспортируется. На прилавках разных стран можно встретить корейское пиво, виноградное вино разнообразных сортов и другие спиртные напитки. Производится продукция в основном по западным рецептам.
В Корее выращивают рис, который используется для покрытия внутренних потребностей и продаётся в другие страны. Также в Южной Корее собирают хороший урожай пшеницы, кукурузы, сои, ячменя, высаживают плодовые деревья и виноград.
Современная Южная Корея — густонаселённая страна с развитым промышленным комплексом. Южнокорейское производство крупногабаритных дорогостоящих судов является монополистом на мировом рынке. Сельскохозяйственный комплекс составляет 3% в ВВП республики.
Особенности экономико-географического положения
Республика Корея (РК) находится на Корейском полуострове (восток Евразии) в его южной части. Омывается территория страны водами Желтого и Японского морей.
В результате разделения полуострова на два государства традиционные экономические связи между аграрным югом и промышленным севером были нарушены. Тогда одной из базовых частей строительства экономики Республики Корея стали дешевые трудовые ресурсы.
В целом обеспеченность РК природными ресурсами выглядит так:
- Земельные ресурсы. Пригодных для ведения сельского хозяйства низменностей в стране немного. Расположены они преимущественно в бассейнах рек и вдоль морских побережий.
- Водные ресурсы. Для рек Южной Кореи характерна небольшая протяженность. Самая крупная – Йонсонган (713 км) – впадает в Желтое море.
- Лесные ресурсы. Сегодня лесов в Республике Корея осталось немного. Произрастают в них различные виды граба, ильма, ясеня, липы, клена и дуба. Разведение женьшеня является государственной монополией.
- Полезные ископаемые. Страна ими бедна. Поэтому современная экономика Южной Кореи практически полностью зависит от ввоза из-за рубежа минерального сырья. Только 3,5 % добываемого из ее недр угля обладают теплотворной способностью, превышающей 5 200 ккал/кг. Невелики и запасы железной руды – 128 млн тонн. Значимыми для промышленности является месторождение вольфрама Сандон в провинции Канвондо. Запасы руды в нем оцениваются как примерно 34 млн тонн.
В начале 80-х годов минувшего столетия правительством страны были осуществлены широкомасштабные экономические реформы. В частности:
- заморожен госбюджет
- снижен рост денежной массы;
- введены жесткие меры по налогообложению.
А уже к концу 1980-х годов компании-конгломераты Южной Кореи стали составлять серьезную конкуренцию западным. С тех пор страна планомерно завоевывает мировой рынок.
Полупроводниковая промышленность Южной Кореи
В республике полупроводниковая промышленность считается одной из самых важных в структуре экономики. Предприятия данной отрасли изготавливают микросхемы, диоды, транзисторы и другие полупроводниковые приборы.
Развитие отрасли началось в 80-х годах XX века. Полупроводниковая индустрия развивалась быстрыми темпами. В середине 90-х годов она стала самой крупной статьёй в экспорте страны.
В полупроводниковой промышленности особое место занимает изготовление чипов памяти, которые считаются лучшими в мире. Чипы поставляются в США, Японию, страны Европейского Союза и Юго-Восточной Азии. Именно экспорт данной продукции помог восстановить экономику после кризиса в конце 90-х годов.
С 2000 года в течение нескольких лет отрасль немного снизила количество производимой продукции, так как общемировой спрос уменьшился. Но уже с 2002 года начался активный рост производства полупроводниковой продукции. Спрос на микросхемы снова начал расти.
Главная особенность южнокорейской полупроводниковой промышленности — прямая зависимость от спроса на чипы памяти. Их выпуск составляет 90% от общего объёма производства полупроводников.
“Чудо” экономика Южной Кореи
Экономические преобразования Южной Кореи после Корейской войны были названы « чудом на реке Хан ». Когда-то охваченная бедностью и политическим хаосом, Южная Корея присоединилась к «триллионному клубу» ведущих экономик мира и наслаждается членством в Группе 20.
Южная Корея в настоящее время занимает 12-е место в мире по величине валового внутреннего продукта и является домом для некоторых из самых знаковых мировых брендов, включая Samsung Electronics и Hyundai Motors. Это крупнейший в мире экспортер полупроводников (хотя он сталкивается с растущей конкуренцией со стороны Китая) и микросхем памяти, а также один из ведущих мировых экспортеров автомобилей.
Краткий обзор
В то время как торговля Северной Кореи с внешним миром почти полностью прекратилась, Южная Корея стала одним из самых важных экспортеров в мире.
Вызовы для Южной Кореи
Южная Корея с сильной демократией занимает высокие места в экономической свободе, хотя правительство по-прежнему играет роль в разработке промышленной стратегии. Страна сильно зависит от экспорта, который составляет около 40% ВВП. Так что любой спад в мировой торговле обычно тяжело сказывается на стране. В последние годы южнокорейские политики подчеркивали необходимость разработки альтернативных стратегий роста, в том числе за счет повышения внутреннего спроса, но пока мало что удалось сделать.
Темпы роста в Южной Корее замедляются и, как ожидается, замедлятся и дальше, что испытывают большинство стран с развитой экономикой.Согласно CIA Factbook, рост за 2018 год ожидается в диапазоне от 2% до 3% в год. Страна также борется с социально-экономическими проблемами, включая безработицу среди молодежи, бедность среди пожилых людей и неблагоприятную демографическую ситуацию.
Предпосылки реформирования
После окончания Второй мировой войны страна распалась на две части – Северную и Южную. Так разорвались традиционные связи в агарной сфере, промышленности и производстве. Основные сельскохозяйственные угодья находились на Юге, который столетиями был аграрным. Промышленные и производственные ресурсы располагались на Севере. Из-за разделения Южная Корея потеряла такие важные отрасли, как цементная, химическая и металлургическая. Сохранить удалось заводы и фабрики, которые специализировались на выпуске продуктов пищевой и легкой промышленности.
В 1945 г. США, Франция и Британия оказывали финансовую и материальную помощь народному хозяйству, но преодолеть разруху и бедность это окончательно не помогло.
Союзники разработали специальный план постепенного восстановления экономики. Были проведены такие мероприятия, как:
- США в с 1954 по 1959 гг. предоставили Южной Корее займов и субсидий на 1,5 млрд. долл. США.
- Начался постепенный рост ВНП.
- Произошло удвоение производства.
- Количество безработных и частично неработающих к 1958 г. составляло почти 37%.
Несмотря на определенные успехи, экономическая ситуация в Южной Корее оставалась очень плохой. Во-первых, в государстве практически отсутствовали полезные ископаемые. Во-вторых, страна имеет холмистую местность и рельеф, что мешало активному развитию сельского хозяйства. В-третьих, отсутствовали квалифицированные рабочие кадры и инженеры, чтобы поднимать промышленность.
Сравнение ВВП Южной Кореи и стран-соседей
- ВВП Южной Кореи
- ВВП Северной Кореи
- ВВП Японии
Год | Южная Корея | Северная Корея | Япония | Всего |
1970 | 8.9 | 4.9 | 203 | 216.8 |
1971 | 9.9 | 5.4 | 229 | 244.3 |
1972 | 11 | 6 | 304 | 321 |
1973 | 14 | 6.6 | 412 | 432.6 |
1974 | 19 | 7.3 | 458 | 484.3 |
1975 | 22 | 8.1 | 498 | 528.1 |
1976 | 30 | 8.4 | 560 | 598.4 |
1977 | 38 | 8.8 | 689 | 735.8 |
1978 | 52 | 9.1 | 968 | 1029.1 |
1979 | 66 | 9.5 | 1007 | 1082.5 |
1980 | 64 | 9.9 | 1071 | 1144.9 |
1981 | 72 | 10 | 1184 | 1266 |
1982 | 78 | 13 | 1100 | 1191 |
1983 | 86 | 13 | 1200 | 1299 |
1984 | 95 | 12 | 1276 | 1383 |
1985 | 99 | 12 | 1364 | 1475 |
1986 | 114 | 14 | 2021 | 2149 |
1987 | 143 | 14 | 2449 | 2606 |
1988 | 192 | 14 | 2971 | 3177 |
1989 | 236 | 16 | 2973 | 3225 |
1990 | 270 | 15 | 3058 | 3343 |
1991 | 316 | 14 | 3485 | 3815 |
1992 | 338 | 12 | 3796 | 4146 |
1993 | 372 | 11 | 4350 | 4733 |
1994 | 436 | 8.3 | 4779 | 5223.3 |
1995 | 531 | 4.8 | 5264 | 5799.8 |
1996 | 573 | 11 | 4643 | 5227 |
1997 | 532 | 10 | 4262 | 4804 |
1998 | 358 | 10 | 3857 | 4225 |
1999 | 462 | 10 | 4369 | 4841 |
2000 | 533 | 11 | 4667 | 5211 |
2001 | 505 | 11 | 4095 | 4611 |
2002 | 576 | 11 | 3918 | 4505 |
2003 | 644 | 11 | 4229 | 4884 |
2004 | 722 | 11 | 4606 | 5339 |
2005 | 845 | 13 | 4552 | 5410 |
2006 | 952 | 14 | 4363 | 5329 |
2007 | 1049 | 14 | 4378 | 5441 |
2008 | 931 | 13 | 4880 | 5824 |
2009 | 834 | 12 | 5033 | 5879 |
2010 | 1014 | 12 | 5459 | 6485 |
2011 | 1116 | 12 | 5870 | 6998 |
Год | Южная Корея | Северная Корея | Япония | Всего |
1970 | 4.11 | 2.26 | 93.63 | 100.0 |
1971 | 4.05 | 2.21 | 93.74 | 100.0 |
1972 | 3.43 | 1.87 | 94.7 | 100.0 |
1973 | 3.24 | 1.53 | 95.24 | 100.0 |
1974 | 3.92 | 1.51 | 94.57 | 100.0 |
1975 | 4.17 | 1.53 | 94.3 | 100.0 |
1976 | 5.01 | 1.4 | 93.58 | 100.0 |
1977 | 5.16 | 1.2 | 93.64 | 100.0 |
1978 | 5.05 | 0.88 | 94.06 | 100.0 |
1979 | 6.1 | 0.88 | 93.03 | 100.0 |
1980 | 5.59 | 0.86 | 93.55 | 100.0 |
1981 | 5.69 | 0.79 | 93.52 | 100.0 |
1982 | 6.55 | 1.09 | 92.36 | 100.0 |
1983 | 6.62 | 1 | 92.38 | 100.0 |
1984 | 6.87 | 0.87 | 92.26 | 100.0 |
1985 | 6.71 | 0.81 | 92.47 | 100.0 |
1986 | 5.3 | 0.65 | 94.04 | 100.0 |
1987 | 5.49 | 0.54 | 93.98 | 100.0 |
1988 | 6.04 | 0.44 | 93.52 | 100.0 |
1989 | 7.32 | 0.5 | 92.19 | 100.0 |
1990 | 8.08 | 0.45 | 91.47 | 100.0 |
1991 | 8.28 | 0.37 | 91.35 | 100.0 |
1992 | 8.15 | 0.29 | 91.56 | 100.0 |
1993 | 7.86 | 0.23 | 91.91 | 100.0 |
1994 | 8.35 | 0.16 | 91.49 | 100.0 |
1995 | 9.16 | 0.08 | 90.76 | 100.0 |
1996 | 10.96 | 0.21 | 88.83 | 100.0 |
1997 | 11.07 | 0.21 | 88.72 | 100.0 |
1998 | 8.47 | 0.24 | 91.29 | 100.0 |
1999 | 9.54 | 0.21 | 90.25 | 100.0 |
2000 | 10.23 | 0.21 | 89.56 | 100.0 |
2001 | 10.95 | 0.24 | 88.81 | 100.0 |
2002 | 12.79 | 0.24 | 86.97 | 100.0 |
2003 | 13.19 | 0.23 | 86.59 | 100.0 |
2004 | 13.52 | 0.21 | 86.27 | 100.0 |
2005 | 15.62 | 0.24 | 84.14 | 100.0 |
2006 | 17.86 | 0.26 | 81.87 | 100.0 |
2007 | 19.28 | 0.26 | 80.46 | 100.0 |
2008 | 15.99 | 0.22 | 83.79 | 100.0 |
2009 | 14.19 | 0.2 | 85.61 | 100.0 |
2010 | 15.64 | 0.19 | 84.18 | 100.0 |
2011 | 15.95 | 0.17 | 83.88 | 100.0 |
Год | Южная Корея | Северная Корея | Япония |
1970 | 283 | 344 | 1957 |
1971 | 308 | 369 | 2178 |
1972 | 336 | 399 | 2851 |
1973 | 419 | 428 | 3812 |
1974 | 557 | 463 | 4183 |
1975 | 634 | 504 | 4494 |
1976 | 850 | 514 | 5000 |
1977 | 1060 | 531 | 6094 |
1978 | 1430 | 542 | 8487 |
1979 | 1789 | 559 | 8757 |
1980 | 1708 | 574 | 9240 |
1981 | 1892 | 571 | 10135 |
1982 | 2017 | 730 | 9345 |
1983 | 2188 | 718 | 10122 |
1984 | 2380 | 651 | 10694 |
1985 | 2444 | 641 | 11368 |
1986 | 2776 | 737 | 16764 |
1987 | 3438 | 726 | 20236 |
1988 | 4562 | 716 | 24466 |
1989 | 5546 | 806 | 24402 |
1990 | 6282 | 745 | 25014 |
1991 | 7286 | 684 | 28402 |
1992 | 7729 | 577 | 30817 |
1993 | 8444 | 520 | 35179 |
1994 | 9827 | 387 | 38510 |
1995 | 11889 | 220 | 42286 |
1996 | 12747 | 499 | 37199 |
1997 | 11763 | 449 | 34071 |
1998 | 7869 | 445 | 30776 |
1999 | 10099 | 441 | 34804 |
2000 | 11590 | 480 | 37122 |
2001 | 10928 | 477 | 32527 |
2002 | 12408 | 473 | 31083 |
2003 | 13812 | 469 | 33515 |
2004 | 15417 | 466 | 36469 |
2005 | 17962 | 547 | 36015 |
2006 | 20140 | 586 | 34500 |
2007 | 22085 | 583 | 34605 |
2008 | 19504 | 539 | 38563 |
2009 | 17388 | 495 | 39770 |
2010 | 21044 | 493 | 43142 |
2011 | 23062 | 490 | 46404 |
Год | Южная Корея | Северная Корея | Япония |
1971 | 111.2 | 110.2 | 112.8 |
1972 | 111.1 | 111.1 | 132.8 |
1973 | 127.3 | 110 | 135.5 |
1974 | 135.7 | 110.6 | 111.2 |
1975 | 115.8 | 111 | 108.7 |
1976 | 136.4 | 103.7 | 112.4 |
1977 | 126.7 | 104.8 | 123 |
1978 | 136.8 | 103.4 | 140.5 |
1979 | 126.9 | 104.4 | 104 |
1980 | 97 | 104.2 | 106.4 |
1981 | 112.5 | 101 | 110.6 |
1982 | 108.3 | 130 | 92.9 |
1983 | 110.3 | 100 | 109.1 |
1984 | 110.5 | 92.3 | 106.3 |
1985 | 104.2 | 100 | 106.9 |
1986 | 115.2 | 116.7 | 148.2 |
1987 | 125.4 | 100 | 121.2 |
1988 | 134.3 | 100 | 121.3 |
1989 | 122.9 | 114.3 | 100.1 |
1990 | 114.4 | 93.8 | 102.9 |
1991 | 117 | 93.3 | 114 |
1992 | 107 | 85.7 | 108.9 |
1993 | 110.1 | 91.7 | 114.6 |
1994 | 117.2 | 75.5 | 109.9 |
1995 | 121.8 | 57.8 | 110.1 |
1996 | 107.9 | 229.2 | 88.2 |
1997 | 92.8 | 90.9 | 91.8 |
1998 | 67.3 | 100 | 90.5 |
1999 | 129.1 | 100 | 113.3 |
2000 | 115.4 | 110 | 106.8 |
2001 | 94.7 | 100 | 87.7 |
2002 | 114.1 | 100 | 95.7 |
2003 | 111.8 | 100 | 107.9 |
2004 | 112.1 | 100 | 108.9 |
2005 | 117 | 118.2 | 98.8 |
2006 | 112.7 | 107.7 | 95.8 |
2007 | 110.2 | 100 | 100.3 |
2008 | 88.8 | 92.9 | 111.5 |
2009 | 89.6 | 92.3 | 103.1 |
2010 | 121.6 | 100 | 108.5 |
2011 | 110.1 | 100 | 107.5 |
Валовый внутренний продукт (ВВП) Южной Кореи и стран-соседей, %, 2011 г.
Карта Южной Кореи, ее административное деление и устройство
Политическое и административное устройство государства | |
---|---|
Столица | Сеул, население – 9,8 млн., как Джакарты в Индонезии (10,1 млн.), Лахора в Пакистане (10,05 млн.), Каира в Египте (9,3 млн.). |
Территория | 100 210 кв. км (107-я в мире), между Исландией (103 000 кв. км) и Венгрией (93 030 кв. км). |
Население | 51,780 млн. по оценке на январь 2020 года (27-я в мире), между Мьянмой (54,045 млн.) и Колумбией (48,258 млн.). |
Крупнейшие города | 1. Сеул, 2. Пусан (3,4 млн.), 3. Инчхон (2,5 млн.), 4. Тэгу (2,5 млн.), 5. Тэджон (1,4 млн.). |
Телефонный код | +82 |
Форма правления | До 1988 года Южная Корея – диктаторское государство. Только в 1998 году ее признали демократической страной. Глава государства – президент (Мун Чжэин – с 2017), избирается на один 5-летний срок. Исполнительная власть у правительства, его глава – премьер-министр (Чон Се Гюн – с 2020). Парламент (Национальное собрание) Южной Кореи однопалатный, 300 мест, выборы раз в 4 года. |
Административное деление | Южная Корея состоит из 9 провинций, 6 городов-метрополий с аналогичным провинциям статусом и 1 города с особым статусом – Сеула. Более мелкие административные единицы – города, уезды, волости, районы, муниципальные округа, села. |
Сухопутные границы | По суше Южная Корея граничит только с КНДР (Северная Корея). |
Визовый режим | Для визита в Южную Корею необходимо получить ее визу. |
Предоставление ВНЖ за инвестиции | ВНЖ Южной Кореи предоставляется иностранцам, открывшим или купившим местный бизнес. Примерные затраты – 200-250 тыс. евро. ВНЖ предоставляется на 1 год и продлевается при сохранении условий получения. |
Гражданство и ПМЖ для инвесторов | ПМЖ Южной Кореи могут дать через 5 лет постоянного проживания по ВНЖ. Еще через несколько лет иностранец получит право просить гражданство Южной Кореи. |
Южная Корея на Google Map:
Транспорт
В первое десятилетие после создания республики транспортная система Южной Кореи была значительно расширена и усовершенствована. Создана современная сеть автомобильных дорог и общенациональное авиасообщение. Дорожное строительство, однако, не поспевало за огромным увеличением числа автомобилей в стране, особенно в городских районах. На автомобильный транспорт сейчас приходится основная часть пассажирских перевозок и большая часть грузоперевозок. Первая многоканальная автомагистраль страны (от Сеула до Инчхона) была открыта в 1968 году, а сеть скоростных скоростных магистралей была впоследствии расширена, чтобы связать большинство крупных городов. Автобусная транспортная сеть, включающая множество междугородних скоростных линий, хорошо развита.
Железные дороги Южной Кореи в основном принадлежат правительству. До 1960 года железнодорожные перевозки были основным средством внутренних перевозок как для грузов, так и для пассажиров, но с тех пор были заменены автомобильным транспортом и, в последнее время, ростом воздушных перевозок . Железные дороги почти все имеют стандартную ширину колеи, линия Сеул-Пусан через Тэджон и линия Сеул-Инч’н имеют двойное железнодорожное сообщение, и многие линии электрифицированы. Сеул и Пусан интенсивно используют системы метро. Начиная с 1990-х годов,были построены высокоскоростные железнодорожные линии (последние достигли скорости около 300 миль в час). Высокоскоростная железнодорожная линия Сеул-Пусан, построенная между 1992 и 2004 годами, сократила время в пути между двумя городами с более чем четырех часов на бывшем скоростном поезде до чуть более двух с половиной часов.
Внутренние авиаперевозки начались в начале 1960-х годов. В большинстве крупных городов есть регулярные авиасообщения. Международный аэропорт Инчхон , открытый в 2001 году, служит главным портом въезда в страну и центром авиаперевозок в Северо-Восточную Азию. Аэропорт Kimp’o, также недалеко от Сеула и бывший главный международный аэропорт, теперь обслуживает только внутренние направления; это связано с трансфером до аэропорта Inch’ŏn. Есть ряд других международных аэропортов, в том числе в Пусане и Чеджу .
Портовые сооружения были значительно расширены благодаря огромному росту торговли. Пусан имеет один из крупнейших контейнерных терминалов в мире. Другими крупными портами являются Инч’н, Кванъян, Ульсан , Пхохан и Чеджу. Регулярное пассажирское паромное сообщение связывает острова Чеджу, Хонг и Уллонг с материком.
Экономика
Современная денежная теория
Основная статья: Современная денежная теория (СДТ)
Финансовая политика страны соответствует Современной денежной теории (СДТ).
Валюта
2020: Центробанк Южной Кореи начал тестировать свою криптовалюту
В середине апреля 2020 года центробанк Южной Кореи запустил пилотную программу для наблюдения, анализа и проверки новой криптовалюты. Испытание будет продолжаться до конца 2021 года. Во время 22-месячной программы планируется определить технические и нормативные положения, необходимые для создания и выпуска цифровой валюты. Подробнее здесь.
Электронные платежные системы Южной Кореи
Доля респондентов, предпочитающих безналичную оплату вместо оплаты наличными в 2020 г.
ВВП
2020: Сокращение ВВП на 1%
Южная Корея завершила год пандемии COVID-19 несколько меньшим падением, чем ожидалось, поскольку устойчивая торговля и относительные успехи страны в борьбе с коронавирусом помогли сократить ущерб, нанесенный экономике.
Динамика ВВП квартал к кварталу и год к году
ВВП в 2020 году сократился на 1%, согласно данным Банка Кореи, которые оказались немного лучше, чем спрогнозированное экономистами сокращение на 1,1%.
Сокращение, вероятно, будет наименьшим среди членов Организации экономического сотрудничества и развития.
2018: 1,89% мирового ВВП, 12-е место в мире
Доли стран по номинальному ВВП в мировой экономике в 2018 г
Страны-лидеры по размеру номинального ВВП в 2018 г
Внешняя торговля
2019
Влияние торговых ограничений администрации Трампа
2018: Динамика баланса экспорта и импорта с Японией. График
В 1990 году более 20% корейского экспорта направлялось в Японию, а в 2018 году этот показатель сократился до 5%. Экспорт Японии в Южную Корею был более стабильным и составлял от 6 до 8%.
Краткая история Кореи
Корея исторически была независимым королевством.Однако после русско-японской войны Корейский полуостров был формально аннексирован японцами.Корея оставалась японской колонией с 1905 по 1945 год1.
После Второй мировой войны японские войска в северном регионе Кореи сдались Советскому Союзу, и советские войска взяли под свой контроль северный регион страны. В то же время американские войска взяли под контроль южный регион.
Вновь отделившиеся регионы назначили своих лидеров, и в 1950 году северокорейский лидер Ким Ир Сен (при поддержке руководства Советского Союза) предпринял попытку захватить поддерживаемый США южный регион Кореи (Республика Корея, или ROK), вызвав Корейскую войну, которая длилась с 1950 по 1953 год.
Попытка Ким Ир Сена захватить южный регион Кореи и подчинить весь полуостров его коммунистическому правлению в конечном итоге не увенчалась успехом. В результате возникла тупиковая ситуация, когда Корейский полуостров раскололся примерно пополам. Северная Корея (КНДР) создала свою национальную экономику за счет развития тяжелой промышленности и параллельного развития военной экономики. Южная Корея (РК) создала одну из самых передовых современных экономик мира.
Слияние и поглощение
С 1991 года наблюдалась устойчивая тенденция к росту южнокорейских слияний и поглощений до 2018 года с небольшим перерывом примерно в 2004 году. С 1991 года было объявлено около 18 300 сделок в Южной Корее и за ее пределами, что в сумме составляет более 941. . билл. ДОЛЛАР США. 2016 год был годом с наибольшим объемом сделок (1818 млрд долларов США) и наибольшим количеством сделок (82,3).
Целевые отрасли распределены очень равномерно, и ни одна отрасль не занимает более 10%. В тройку основных целевых отраслей входят электроника (9,7%), полупроводники (9,1%) и металлургия и горнодобывающая промышленность (7,7%). Однако более 51% компаний-покупателей происходят из финансового и брокерского секторов.
Удачные «пятилетки»
Программа преобразований правительства основывалась на 5-тилетних планах, разработанные с учетом ситуации в стране. Особенно важными были первые пятилетние планы:
- 1962-1966 гг. – восстановление производства минеральных удобрений и электроэнергии, нефтехимической и цементной промышленности.
- 1967-1971 гг. – модернизация производства стали, развитие машиностроительной, химической отраслей.
- 1972-1976 гг. – акцент был сделан на то, чтобы превратить экономику в экспортно-ориентированную. На этом этапе инвестиции, в основном, вкладывались в тяжелую, нефтеперерабатывающую, химическую промышленности, машиностроение, электронику.
- 1977-1981 гг. – стала выпускаться продукция, которая была конкурентоспособной в других странах и на других рынках. Главную роль играли наукоемкие отрасли, что позволило значительно увеличить экспорт до 45%.
Дальнейшие пятилетки продолжали политику, начатую правительством генерала в 1960-х гг. Ставка Пак Чон Хи на экспорт позволила быстро увеличить разрыв между аграрным и промышленным секторами. Реформирование через пятилетние планы не обходилось без проблем. Сначала производись только дешевые товары и продукты, следствием чего стало проведение политики протекционизма и способность южнокорейской продукции конкурировать с товарами из других стран.
Экспорт в конце 1970-х гг. был ограничен мировым кризисом и увеличением цен на нефть. После нескольких лет постоянной инфляции и отрицательных показателей ВВП правительство в 1980-х гг. перешло к масштабным структурным перестройкам экономики.
Уже к концу десятилетия стали появляться первые признаки оздоровления экономики. В частности, увеличивался рост ВВП, в среднем на 9% в год, росли цены на товары народного потребления, стабилизировался внутренний рынок, ставший основой для экономического развития. Правительство стало постепенно переходить от экспорта товаров на самообеспечение население. Такая мера была необходима для того, чтобы уменьшить зависимость от инвестиций других государств.
Ведущие отрасли промышленности
Производство в южнокорейском государстве стало стабильно развиваться, начиная с середины 1970-х гг. С тех пор постоянно растет валовый национальный продукт, варьируясь в пределах 9-10%, и опускаясь в периоды кризиса до 2-3%.
Веками в южной части Корейского полуострова развивалось сельское хозяйство и аграрный сектор, которые находились в состоянии полнейшего упадка с созданием Северной и Южной Корей. В связи с этим стало происходить переориентация промышленности и снижение доли сельскохозяйственных угодий. Реформы 1960-х – 1970-х гг. способствовали появлению таких отраслей производства, как:
- Текстильная.
- Строительство.
- Автомобильная.
- Кораблестроение.
- Электроника.
Лидером автопромышленности является компания Хюндай, а вся сфера занимает около 9,5% объема добавленной стоимости, более 8% — экспорта, обеспечивая работой почти 7,5% населения страны. В мировой части автомобильного производства южнокорейская продукция автопродукции достигает 5-6%. Вместе с компанией Хюндай свой товар на мировой рынок отправляют Киа Моторм, ДЭУ, СсангЙОнг Мотор Компании, Рено Самсунг Моторс. Каждый год экспортируется около 3-4 млн. машин, внутри государства продается около 1,6 млн. авто.
Судостроение стало бурно развиваться в 1970-х гг., превратившись в XXI в. в одну из главных отраслей промышленности. В Южной Корее строят, ремонтируют и проводят конверсию различных видов кораблей и судов. Это способствовало развитию смежных отраслей, к которым относятся электроника, химическая, металлургическая отрасли. Судовые верфи принадлежат трем компаниям:
- Hyundai Heavy Industries.
- Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering.
- Samsung Heavy Industries.
Есть и более мелкие фирмы, владеющие доками и верфями, но основной процент кораблей строиться именно этими корпорациями.
В государстве не просто создают новые суда, но и развивают производство сложных и так называемых дорогих судов – танкеры, газовозы, большие контейнеры для грузов. При строительстве используются новые технологии, достижения из сферы электроники.
Сфера машиностроения – самая крупная и сильная в стране, и постоянно страдает от мировых экономических и финансовых кризисов. Многие предприятия то открываются, то закрываются, но это не мешает стабильно выпускать турбины, инструмент для обработки металла, добычи горных пород, холодильное оборудование, сельскохозяйственную технику.
Также ведущими отраслями южнокорейской экономики являются металлургия и нефтехимическая промышленность. Металлургическая продукция из этой азиатской страны постоянно востребована на внешних рынках. Что касается нефтяной и химических сфер, то спрос на товары, произведенные на предприятиях отраслей, расширяется и в самом государстве, и за его пределами. Основными направлениями нефтехимической промышленности являются:
- Смолы.
- Волокна.
- Каучуки.
Текстильное производство развивается с привязкой к экспорту и запросам рынка, отправляя в другие страны 2/3 произведенной продукции. Основными конкурентами на текстильном рынке являются Соединенные Штаты, Германия, Италия, Китай. Интересно, что правительство Южной Кореи инвестирует в китайскую текстильную промышленность больше, чем в соседние государства. После Китая вливания делаются в США, Филиппины, Шри-Ланку, Индонезию, Гватемалу и т.д.
Рядом с отраслями промышленности, сформированными в начале 1950-х гг., активно развиваются и более современные сферы производства. Речь идет об энергетике, высокотехнологической сфере, телекоммуникациях, полупроводниках. Главная особенность этих направлений считается то, что они получили распространение не только в Азии, но и во всем мире, благодаря потребительскому спросу и поддержке.