Оружейная палата

Как возникла Оружейная палата

Первое упоминание об «оружельничей палате» сегодня относят к 1537 году. В летописных источниках именно за этот год она упоминается как место заточения князя Андрея Старицкого – младшего сына великого князя Василия III и Софьи Палеолог, рискнувшего выступить против Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, будущем Грозном. Спустя десять лет уже в другой летописи, повествующей о знаменитом московском пожаре 1547 года, вновь встречается фраза «оружничая палата». А уже в следующем, XVII столетии в структуре московских приказов появляется приказ Государевой Оружейной палаты. Уже в то время он был прообразом нынешней Оружейной палаты, но функции созданного приказа были шире. Помимо того, что это было казнохранилище, здесь работали и мастерские по изготовлению разнообразного оружия (как холодного, так и огнестрельного), мастера приказа создавали и драгоценную утварь для царского двора.

Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века

Существенная часть всего сделанного в палате оставалась в ней же на хранение: здесь аккумулировались ценности, которые становились составной частью государевой казны, из которой, в частности, выплачивалось натуральное вознаграждение придворным. Эту практику раздачи драгоценного содержимого Оружейной палаты прекратил только Петр I, который в 1720 году на основе Царицыной мастерской палаты, Казенного двора и Конюшенной казны создал единую «Мастерскую и Оружейную палату». В ее коллекцию были включены и сокровища Патриаршей палаты, и всех церквей Московского Кремля. А спустя еще восемь лет у палаты осталась единственная функция: быть хранилищем государственных исторических и художественных ценностей, в том числе коронационных принадлежностей.

Трансформация Оружейной палаты в музей завершилась при императоре Александре I. Царский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей» вышел 10 марта 1806 года, и эту дату можно считать официальным днем рождения музея. Правда, открылся он только в 1814 году, и поначалу в Оружейную палату могли войти с экскурсией лишь представители дворянства и купечества, а открытым для всех музей стал лишь после Октябрьской революции. Кстати, в советское время палата в последний раз пережила раздачу хранящихся в ней сокровищ: в начале 1930-х немалая часть коллекции, в том числе и знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже, были проданы, чтобы пополнить бюджет СССР.

Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина

Услуги

Оружейная палата предлагает своим посетителям уникальную возможность: каждый из них может воспользоваться уникальным аудиогидом. Он выдается посетителям без дополнительной платы и позволяет не только увидеть весь план музея, но и индивидуально прослушать информацию о любом выставленном экспонате. Обычно отведенного на экскурсию времени — полутора часов — не хватает человеку, чтоб успеть спокойно осмотреть все сокровища Оружейной палаты. А уж о том, чтобы узнать о них все интересующие сведения, и говорить не приходится. Поэтому многие посетители последние залы зачастую осматривают только беглым взглядом.

Но теперь на помощь тем, кого заинтересовал музей-сокровищница, пришел карманный персональный компьютер — электронный путеводитель. Человек может вывести на дисплей не только планировку этажей и залов Оружейной палаты, но и изображения всех витрин и расположенных в них экспонатов, а также в спокойных условиях прослушать о них полную информацию.

История

История создания оружейной палаты начинается еще с 14 века. Она функционировала как сокровищница московских князей. Государство росло и вместе с ним увеличивались сокровища. В 1484 году было принято решение построить отдельное здание. Располагалось оно между Архангельским и Благовещенским собором. В эти же года ему дали название – «Казенный двор». В 15-18 веках сокровища часто использовались для государственных мероприятий: коронациях и царских приемах. Помимо экспансий территорий и даров, коллекция экспонатов Оружейной палаты пополнялась за счет мастерских московского Кремля. Стоит отметить, что после создания палаты в ней хранились не только сокровища, но царское оружие: сабли, кольчуги, шлема и т.д. Активное развитие здания началось в середине 17 века, когда в Москву из других городов начали приезжать Мастера. Основным направлением работы Мастеров было оружие. Причем в те годы благодаря Алексею Романову все войско было переформировано на европейский лад.


В 1720 году благодаря решению Петра 1 были объединены Патриаршие палаты, Конюшенная казна и Царицына мастерская палата в единое учреждение, под названием «Мастерская и Оружейная палата». Она стала функционировать только как хранилище культурно-исторических ценностей. Но, к сожалению, это продлилось не долго. В 1737 году из-за Троицкого пожара часть реликвий со времен Северной войны сгорело. Все что удалось спасти было переведено в Тюремный дворец. В 1806 году было принято решение построить дворцовый императорский музей на основе бывшей оружейной палаты. Архитектором этого проекта был выбран Иван Еготов. Из-за боязни повторения инцидента с пожаром в здании не было создано никакой отопительной системы, что негативно сказалось на сохранности вещей. Спустя нескольких лет музей был открыт для посещения дворян и купцов. Что бы сохранить экспонаты Оружейной палаты было принято решение спроектировать здание, полностью соответствующее хранению реликвий. Этот задание было передано именитому архитектору Константину Тон. Проект был реализован в 1851 году в русско-византийском стиле. Именно это здание сохранилось до наших дней. В 2020 году здание, в котором находился музей было передано в полное владение Оружейной палате.

Экспонаты Оружейной палаты

Драгоценные изделия, вошедшие в царскую, а затем в музейную сокровищницу создавались российскими, европейскими и восточными мастерами IV — начала XX века.Постоянная музейная экспозиция охватывает около 4000 предметов декоративно-прикладного искусства, имеющих высокую художественную и историческую ценность.

Среди наиболее впечатляющих экспонатов музейного собрания — царские кареты, коронационное платье, светские костюмы, шапка Мономаха и другие древние государственные регалии, парадное оружие, яйца Фаберже. Фонды Оружейной палаты включают также архивные материалы.

Любительская фото- и видеосъемка в музее запрещена.

Европейское вооружение XV-XVI веков.,  Музеи Московского Кремля

История создания музея

Первые упоминания об Оружейной палате датируются началом шестнадцатого века, но ценности, положившие начало коллекции начали собираться гораздо раньше. Пополнение кладовых Московского Кремля возрастало по мере становления города. Чем больше становилась Москва, тем больше съезжалось в нее русских и иностранных мастеров, создававших шедевры прикладного искусства. Большой вклад в сокровищницу вносили и иностранные послы, московских князей одаривали щедрыми подарками: серебряными кубками, драгоценными тканями, воинским снаряжением, парадной конской сбруей.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии. Экспонат музея


Экспонат музея

В годы правления Ивана III для хранения великокняжеской казны было решено возвести уже отдельное здание. Двухэтажное каменное здание располагалось между Архангельским и Благовещенским соборами, именоваться оно стало «казенный двор» и совместило в себе функции хранилища и производственных мастерских. Во времена Смуты казенный двор нес большие убытки, так, к примеру, Василий Шуйский взошедший на престол после убийства Лжедмитрия, был вынужден отдать приказ на переделку казенных драгоценных изделий в золотые и серебряные монеты, настолько пуста была казна. Также практически полному опустошению подверглась кремлевская сокровищница во время польской интервенции в Москве в 1610-1612 годах. После того, как Москва была освобождена, деятельность кремлевских мастерских восстанавливается с новой силой, и ко второй половине 17 века они переживают эпоху расцвета.


Музей-сокровищница Оружейная палата

Одна за другой создаются при Оружейной палате новые мастерские: в 1640 – иконописная; в 1683 – живописная; в 1700 – основаны Золотая и Серебряная палаты. В мастерских работали лучшие русские и зарубежные мастера: живописцы, ювелиры, граверы и оружейники. Проводилось также и обучение молодежи художественным ремеслам и живописи.

После перенесения Петром I столицы из Москвы в Петербург, значение Оружейной палаты немного снизилось. Но пополнение фондов сокровищницы проводилось и в петровские времена. В 1709 году в Оружейную палату были переданы все захваченные трофеи, полученные после победы в битве под Полтавой. Однако, со временем большая часть мастеров все-таки была переведена в Петербург, новую столицу надлежало поднять до европейского уровня. В 1726 году Оружейную палату объединили с Казенным двором, Конюшенной казной и Мастерской палатой, тем самым сведя на «нет» производственное значение Оружейной палаты. Она превращается в хранилище предметов, которые имеют большое художественное и историческое значение и в 1806 году преобразовывается в музей.


Экспозиция музея

После полной ревизии ценностей, проведенной в начале 19 века, издается первый печатный труд по истории Оружейной палаты. В период Отечественной войны 1812 года, накануне Бородинской битвы, все ценности из Оружейной палаты вывезли в Нижний Новгород. В 1844-51 годах для Оружейной палаты было воздвигнуто новое здание. Архитектор Константин Тон создал проект здания в стиле древнерусских теремов, украшенного белокаменными резными колонами.

Как купить билеты в Кремль

Вид на Троицкую башню с Троицкого моста / фото автора

Попасть в Кремль могут все желающие. Билетные кассы находятся в Александровском саду, в застекленном коричневом здании. Заранее билеты покупайте только на сайте . В противном случае нарветесь на мошенников или просто переплатите.

Какие бывают билеты в Кремль:

  • Билет в Кремлевский сквер стоит 250 руб. Вы проходите на территорию, любуетесь Царь-колоколом, Царь-Пушкой, старинными церквями. Но внутрь соборов не зайдете.
  • Билет на Соборную площадь обойдется в 1000 руб. с аудиогидом и в 700 руб. без него. Увидите все на территории, плюс экспозиции в палатах и соборах.
  • Билет в Оружейную палату стоит 1000 руб. По нему попасть на остальную территорию Кремля не получится: потребуют отдельный билет в Кремлевский сквер или на посещение Соборной площади.
  • Билет на колокольню «Иван Великий» стоит 350 руб. Его продают в кассах за 45 минут до начала сеанса. Точное расписание смотрите ниже.

Дети до 7 лет проходят бесплатно.

Алмазный фонд расположен на территории столичной крепости, но не имеет к музеям Кремля никакого отношения. Билеты стоят 800 руб. Они продаются в кассах № 4 и № 5 в Александровском саду и на официальном сайте gokhran.ru.

Кремль открыт в любой день, кроме четверга — это выходной.

Зимой музеи работают с 10:00 до 17:00. В летний период (с 15 мая по 30 сентября) на час дольше.

Немного истории

Первые упоминания об этом удивительном музее встречаются в летописи начала шестнадцатого века. В них рассказывается о страшном пожаре 1547 года, уничтожившем все сокровища, в том числе и старинное воинское оружие.

Во времена Ивана III Оружейная палата исполняла несколько другую функцию и звалась по-другому — Большой или Царской казной. Территориально она располагалась в большом здании, расположенном на пространстве, занимающем место от Благовещенского до Архангельского соборов. Во времена царствования Петра Первого на этом месте была создана мастерская. Здесь императором было поручено собирать ценности.

Экскурсии в Московский Кремль

Есть еще один, пожалуй, самый простой способ попасть в Московский Кремль – предварительно заказать экскурсию. Экскурсии проводит сам музей-заповедник либо для индивидуальных путешественников в составе сборной группы, либо для организованных групп.


На экскурсии в Оружейную палату или Алмазный фонд необходимо входить через отдельные ворота в Боровицкой башне

Подобрать подходящую экскурсию также можно по ссылкам ниже:

  • Групповая экскурсия по территории Московского Кремля и временным выставкам (до 10 человек)
  • Групповая экскурсия в Оружейную палату (до 10 человек)
  • Экскурсия по территории Московского Кремля и одному собору для организованных групп взрослых и индивидуальных путешественников (10-20 человек)
  • Экскурсия по Оружейной палате для организованных групп взрослых и индивидуальных путешественников (10-20 человек)

Booking.com

Как добраться до Оружейной палаты

Вход на кремлевскую территорию для посетителей Оружейной палаты доступен через ворота Боровицкой башни. Чтобы посмотреть площади и архитектурный комплекс Кремля и войти через Троицкую башню, нужно приобретать отдельный билет.

Соответственно, на наземном транспорте можно добираться до остановки «Боровицкая площадь» (автобусы № М1, М6, Н11, 144). Также подойдут автобусы, следующие до остановки «Метро „Библиотека имени Ленина“».

Метро до Оружейной палаты

С учетом пробок доехать до Оружейной палаты будет удобнее на метро. У западной стены Кремля сосредоточено несколько станций: «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Арбатская». Сориентироваться на месте можно благодаря указателям. Также в помощь — это подробное видео:

Как пройти к Оружейной палате. Видеомаршрут

Вход в Оружейную палату на панорамах Google Maps

Экспонаты Оружейной палаты

Драгоценные изделия, вошедшие в царскую, а затем в музейную сокровищницу создавались российскими, европейскими и восточными мастерами IV — начала XX века.Постоянная музейная экспозиция охватывает около 4000 предметов декоративно-прикладного искусства, имеющих высокую художественную и историческую ценность.

Среди наиболее впечатляющих экспонатов музейного собрания — царские кареты, коронационное платье, светские костюмы, шапка Мономаха и другие древние государственные регалии, парадное оружие, яйца Фаберже. Фонды Оружейной палаты включают также архивные материалы.

Любительская фото- и видеосъемка в музее запрещена.

Европейское вооружение XV-XVI веков., Музеи Московского Кремля

Залы Оружейной палаты

Доступная посетителям экспозиция тематически распределена в 9 музейных залах:

1 и 2 зал: серебряные, золотые изделия, созданные русскими мастерами в исторические периоды с XII — нач. XVII вв. и с XVII по нач. XX в.;

3 зал посвящен иностранному парадному вооружению XV–XIX веков (Европа и Восток);

4 зал демонстрирует отечественное вооружение XII — нач

XIX в.;

5 зал собрал старинные серебряные изделия из Западной Европы, созданные в XIII—XIX вв.;

6 зал полностью посвящен тканям и исторической одежде, начиная с XIV в., отдельное внимание уделено светскому костюму в России;

7 зал — место экспозиции российских государственных регалий и церемониальных предметов (период — XIII—XVIII вв.);

8 зал знакомит посетителей с парадным конским убранством XVI—XVII вв.;

9 зал представляет экипажи, царские кареты XVI—XVIII вв.

Виртуальный тур по залам Оружейной палаты

Большая казна

В период царствования Лжедмитрия, с 1605 по 1607 годы, Оружейная палата была почти полностью разорена. Даже после свержения этого правителя ценности продолжали разбазариваться. Из-за нехватки средств Василием Шуйским, сменившим на троне Лжедмитрия, был отдан вынужденный приказ о переплавке драгоценных изделий из запасников Большой казны, как тогда именовали музей, в монеты.

За годы польско-литовской интервенции она снова опустела. Однако спустя всего несколько дней после освобождения Москвы в кремлевских мастерских вновь началась работа. Именно в середине семнадцатого века они переживали эпоху своего расцвета. После этого их слава пошла на убыль, поскольку по велению Петра I все лучшие мастеровые были вызваны в Петербург

Однако, несмотря на это, кремлевская сокровищница не была обделена вниманием

После победы в сражении под Полтавой в 1709 году по приказу Петра Оружейная палата Кремля обогатилась трофейными шведскими знаменами и оружием. А в 1718 году помещения сокровищницы были отремонтированы. Их обставили дубовыми застекленными шкафами, в которых должны были храниться экспонаты. В 1720 году тоже по приказу Петра князем Одоевским была осуществлена проверка и опись кремлевских сокровищниц. А после этого было решено организовать и их охрану.

Залы Оружейной палаты

Доступная посетителям экспозиция тематически распределена в 9 музейных залах:

1 и 2 зал: серебряные, золотые изделия, созданные русскими мастерами в исторические периоды с XII — нач. XVII вв. и с XVII по нач. XX в.;

3 зал посвящен иностранному парадному вооружению XV–XIX веков (Европа и Восток);

4 зал демонстрирует отечественное вооружение XII — нач

XIX в.;

5 зал собрал старинные серебряные изделия из Западной Европы, созданные в XIII—XIX вв.;

6 зал полностью посвящен тканям и исторической одежде, начиная с XIV в., отдельное внимание уделено светскому костюму в России;

7 зал — место экспозиции российских государственных регалий и церемониальных предметов (период — XIII—XVIII вв.);

8 зал знакомит посетителей с парадным конским убранством XVI—XVII вв.;

9 зал представляет экипажи, царские кареты XVI—XVIII вв.

Виртуальный тур по залам Оружейной палаты

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Вход в палаты

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый


Врата Архангельского собора / фото автора Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин


Благовещенский собор / фото автора Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари


Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти


Успенский собор Кремля / фото автора С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов


Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

История создания

История возникновения Оружейной палаты относится к XVI веку, когда она принадлежала к царскому дворцу и в ней работали самые известные оружейных дел мастера и иконописцы.

В палате того времени работали и творили великие матера иконописи. Такие известные персоны как Симон Ушаков и Никита Давыдов принимали участие в создании сокровищницы. После того как мастерские перестали существовать в здании Оружейной палаты, здесь образовалось хранилище казны.

Преображение Оружейной палаты произошло во время правления императора Петра I. Он приказал реконструировать все помещения.

Открытие экспозиции произошло в начале XIX века, в 1806 году по приказу Александра I. Она стала действовать в качестве музея для высших сословий, дворянства. Для всех желающих вход был открыт лишь спустя столетие, в 1918 году.

Само здание Оружейной палаты представляет собой результат архитектурного замысла Константина Тона. Стилистика ориентирована на русскую культуру XVII века. Само здание имеет прямоугольную форму, но части его торцов закруглены. Весь внутренний интерьер был выполнен по приказам императора Николая I, который говорил о том, как должны быть расположены комнаты.

«Оружничая палата вся погоре»

Эта распродажа стала одним из тех катастрофических бедствий, которые выпали на долю Оружейной палаты за неполные пять веков своего существования. Другими были несколько пожаров и переездов, которые, как известно, этим пожарам эквивалентны. Первоначально, судя по летописям XVI века, палата располагалась в Набережных хоромах, к западу от Благовещенского собора. В этом здании Оружейная палата и пережила первый известный историкам пожар – в июле 1547 года, когда от огня катастрофически пострадали почти все постройки Московского Кремля. Второй крупный пожар произошел в палате в 1737 году, во время так называемого Великого, или Троицкого, пожара. К этому времени она уже была в первую очередь хранилищем ценностей, в том числе и военных трофеев, захваченных в ходе Северной войны. Среди них были и шведские знамена, многие из которых стали добычей огня, равно как и существенная часть коллекции оружия. После этого сохранившиеся сокровища Оружейной палаты перенесли в Теремной дворец, откуда они в 1807 году переехали в специальное здание, построенное для палаты по указу Александра I архитектором Иваном Еготовым.

Кольчуга-байдана московского царя Ивана IV Грозного, конец XVI века

Это был настоящий дворец, занимавший южную сторону Сенатской площади Кремля, но коллекции Оружейной палаты в нем жилось не слишком уютно. Во время Отечественной войны 1812 года ее пришлось эвакуировать в Нижний Новгород, чтобы спасти от Наполеона, а по возвращении многие предметы нуждались в реставрации, поскольку хранились в неприспособленных помещениях. Впрочем, и само здание Оружейной палаты, несмотря на красоту и помпезность, тоже мало годилось для музея: построенное из дерева, оно не имело отопления и потому было холодным и сырым. Поэтому уже в 1838 году по распоряжению императора Николая I началось проектирование нового здания Оружейной палаты, которое архитектор Николай Тон вписал в единый ансамбль с Большим Кремлевским дворцом. За два года, с 1849-го по 1851-й, новое помещение было возведено, и с тех пор палата не меняла места жительства до нынешнего времени.

Билеты в Оружейную палату

Купить билеты в Оружейную палату можно заранее — на этой странице Музеев Кремля. Перед посещением музея распечатку электронного билета необходимо обменять в кассе на входной билет.

Онлайн оформляются только билеты по полной стоимости: льготные/бесплатные нужно покупать/получать в кассе.

Музейные кассы (стеклянные павильоны) находятся в Александровском саду — их можно узнать издалека. Билеты в кассах продаются в режиме живой очереди за 45 минут до начала сеанса.

На посещение Алмазного фонда в здании Оружейной палаты необходимо покупать отдельный билет.

Билеты и экскурсии в Оружейную палату Купить на

Режим работы Оружейной палаты в 2021 году

  • Сеансы посещения Оружейной палаты — 10:00 и 12:00, 14:30 и 16:30
  • Четверг — выходной день
  • Билеты продаются в кассах у Кутафьей башни, в Александровском саду
    • С 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00
    • С 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30
  • Билеты можно приобрести онлайн на официальном сайте Московского Кремля. Этот вариант особенно актуален в летний период, в выходные и праздники, когда наплыв посетителей особенно велик. Онлайн можно купить только билеты за полную стоимость. Льготные билеты для студентов и пенсионеров можно приобрести только в кассе и только в день посещения.
  • Вход в Оружейную палату через Боровицкие ворота. Если Вы только что купили билеты в кассовом павильоне у Кутафьей башни и стоите лицом к Кремлевской стене, то Вам надо пройти около 300 метров направо, до конца Александровского сада. Вы увидите большую башню с большим проездом — отсюда въезжают в Кремль работники и официальные делегации. Вам надо в маленькие ворота, которые расположены рядом.

Экспонаты

Залы музея постоянно пополнялись различными военными и героическими трофеями, царскими драгоценностями, ценными экспонатами, подаренными музею.

На первом этаже музея можно увидеть коллекцию карет, среди которых экипаж Бориса Годунова, а также коляска императрицы Екатерины II. В выставочных витринах расположены различные царские украшения и наряды различных эпох.

Одним из самых известных экспонатов, представленных в Оружейной палате, является шапка Мономаха. Она украшена различными драгоценностями и мехом соболя. Она являлась одним из символов и олицетворением власти многих царей и императоров.

В музее представлено множество военных регалий и трофеев различных сражений и битв, а именно щиты, знамена и мечи.

Отдельный зал отведен под коллекции ювелирных изделий, которые были подарены государству иностранными послами.

Некоторые залы богаты изделиями прикладного характера, декоративного искусства, которые знакомят посетителей с историей отношений России во внешней политики. Многие экспонаты являются подарками английских, голландских и иных иностранных послов.

Сокровищницей всей экспозиции является выставка работ Фаберже, которая привлекает свое внимание величественностью и роскошью. В Оружейной палате представлено 10 яиц из коллекции великого Дома, которые были подарены женам императора

Оружейная палата известна во всем мире своим культурным богатым наследием и роскошью сокровищницы. Она хранит в себе многовековую историю великого государства, знакомит желающих с культурой и дворянским бытом империи.

Царственные принадлежности

Коллекция символов власти превосходит все европейские. Глядя на эти свидетельства эпох: короны, скипетры, кресты, троны, державные книги – очень просто создать впечатление о парадном придворном церемониале.

В них венчались, короновались, выходили к дипломатам, выезжали в народ. Некоторые из государственных регалий становились наследными, переход из рода в род. Но все, то представлено в седьмом зале Оружейной палаты, безусловно, бесценно и представляет историческую ценность.

Самые ранние артефакты представлены XIII веком. Наиболее известный экспонат – шапка Мономаха. Ее вес почти килограмм – намного легче прочих, уступающая им и по количеству драгоценных камней. Например, корона Анны Иоановны весит четыре кило, для ее украшении ювелиры использовали почти 2,2 тысячи алмазов и красивые красные драгоценные камни.

Но статус шапки Мономаха на протяжении многих веков был незыблем: ее надевали многие цари и только один раз – в день венчания на царствие. Последним в ней выходил Иван V в 1682 году. Ему было всего 15 лет, а сопровождал его на трон младший брат и соправитель Петр I.

Трон, созданный специально под двойное царствование, хранится также в Оружейной палате. И туристам не устают объяснять превратности королевской жизни, для которой вот понадобился трон с двумя сиденьями. Он и правда необычный, напоминает роскошный золотой мини-дворец, украшенный государственными символами. Чтобы соорудить двухместный трон, понадобилось разобрать три старых трона времен Михаила Романова.

А самым дорогим и нарядным царским креслом считают алмазный. Над ним работали иранские мастера, поэтому восточные мотивы в его отделке можно обнаружить. Трон стал шикарным подарком царю Алексею Михайловичу от армянских купцов, заплативших за работу несколько тысяч рублей. Хотя не безвозмездным: купцы рассчитывали на определенные льготы в торговле с Россией. Более одной тысячи алмазов участвуют в его росписи, и 1224 драгоценных камней, включая изумруды, а количество жемчуга не поддается подсчету. Трон прослужил верой и правдой до последнего царя: Николай II восседал на нем по случаю своей коронации.

После свержения самодержавия, трон лишился части алмазов: их украли и вывезли из страны.

Интересная подробность: тронные кресла создавались по проектам лучших архитекторов, считающим эту работу ничуть не менее важной, чем разработку дворцов и усадеб

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector