Оружейная палата. сокровищница государства

Алмазный фонд

Алмазный фонд — это выставка, которая находится в Оружейной палате, но принадлежит Гохрану. Сюда вы попадете только с экскурсией. Группы формируются каждые 20 минут.

В фонде собраны царские регалии, парадные украшения, природные алмазы. Всего 114 подлинных экспонатов. Например, карта России из бриллиантов и двухкилограммовая корона Российской империи, стоимость которой оценивают почти в миллиард рублей.

Интереснейший экземпляр — безукоризненный алмаз Шах в 88,7 карат. Камень — подарок персидского принца русскому правительству. Есть версия, что принц преподнес его как компенсацию за убийство Грибоедова, автора «Горе от ума».

Буквально в нескольких метрах находится выход из Кремля через Боровицкие ворота.

Большой Кремлевский дворец

Строительство Большого Кремлевского дворца началось в середине 19 века на месте дворца Елизаветы Петровны. Архитекторы старались возвести, с одной стороны, величественное здание, с другой стороны, максимально вписать его в имеющийся ансамбль. Новый дворец отвечал всем требованиям времени – он демонстрировал силу правящей династии и ее несокрушимость.

Большой Кремлевский дворец

Протяженность здания — 125 метров, его высота 37 метров. Масштабность дворца хорошо видно, если смотреть на него с Москвы-реки.

Во дворце пять залов, названных в честь орденов Российской империи: Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский. Здесь проходят торжественные приемы, вручаются государственные награды. Кремлевский дворец — официальная резиденция Президента России

При посещении обратите внимание на отделку помещений: потолки, люстры, даже дверные ручки демонстрируют изысканность и величие

На экскурсию в Большой Кремлевский дворец можно попасть только в составе группы по предварительной записи, поскольку в здании часто проводятся торжественные мероприятия. Будьте готовы к тому, что ваше посещение могут отменить или перенести.

В самом дворце около 700 комнат, среди которых есть принадлежавшие правившим императорам (в некоторые из них можно попасть с экскурсией), и те, в которых в настоящее время работает правительство. Попасть в эти помещения невозможно.

Помимо величественного убранства залов и покоев, посетители смогут попасть в Малахитовое фойе – галерею, в которой размещены портреты русских государей.

К Большому Кремлевскому дворцу примыкает построенная в конце XV века Грановитая палата. Именно по ее лестнице когда-то спускались цари, а сама палата была залом, где принимались почетные гости, послы, проходили торжественные церемонии и заседания Боярской думы. Внутреннее убранство менялось несколько раз, но и сейчас оно отражает дух старой Москвы.

Грановитая палата Московского Кремля

Перед посещением Большого Кремлевского дворца вам придется пройти через металлоискатель и возможный досмотр вещей, поэтому не берите с собой большие сумки и рюкзаки.

Стоимость экскурсий: от 4000 до 6000. Скидки (приблизительно 500 рублей) предоставляются школьникам, пенсионерам, льготным группам. Записаться на экскурсию можно по адресу: Старая площадь, д. 2, подъезд 1 А.

Как попасть на экскурсию в Кремль

В Московском Кремле готовят групповые и индивидуальные, обзорные и тематические программы.

Самые интересные экскурсии для индивидуальных посетителей:

  • обзорная по Кремлю — 1100 руб. для взрослых и 900 руб. для детей 7–18 лет.
  • по Государственной Оружейной палате — 1400 руб. для взрослых и 900 руб. для детей 7–18 лет.

Обе программы длятся по 1,5 часа. Присоединиться к ним предложат в кассах. Группы формируются каждые полчаса-час. Чтобы забронировать тур заранее на официальном сайте музейного комплекса, выберите опцию «билет с экскурсией».

Попасть в Большой Кремлевский дворец и Грановитую палату можно только через турагентства, которые самостоятельно набирают группы. Цена — от 5000 руб.

Главные экспонаты

По аналогии с 7 чудесами света, в Оружейной палате можно выделить 7 уникальных экспонатов:

  • Конечно же, шапка Мономаха. Драгоценный мех соболя окружает узорчатую золотую тулью. Само по себе это красиво. Но шапка имеет еще и огромную историческую ценность.
  • Перо-эгрет с сапфиром. Украшение всадника было преподнесено Екатерине Великой султаном Абдул-Гамидом после заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Перо-эгрет украшает редчайший сапфир желтого цвета.
  • Карета-сани. Сейчас такой комбинацией мало кого удивишь. А во времена Елизаветы Петровны это было новаторское решение. Историки утверждают, что императрица проехала в странном экипаже из Санкт-Петербурга в Москву всего 3 дня. Обычно на такое путешествие тратили около 10 дней. Сохранилось немного возков, елизаветинский – один из них.
  • Мантия из горностаев последней императрицы Александры Федоровны. На парадную одежду пошли шкурки 800 зверьков. И сохранить реликвию было непросто.
  • Большой Сион. Эта дарохранительница раньше использовалась в Успенском соборе Кремля. Уникальность ее в том, что она выполнена в виде православного храма. Дата изготовления – 15 век. Но некоторые исследователи придерживаются мнения, что некоторые элементы раритета намного старше.
  • Оружейный гарнитур Остен-Сакена. Набор вручили парижане губернатору Остен-Сакену в знак признательности за образцовое поведение русских войск в захваченном городе. На рукояти был бриллиант 35 каратов, украденный в 20-е годы ХХ века. При реставрации камень заменили аналогичным.
  • Ленный кубок. По традиции, вассалы подносили своему господину такой кубок, наполненный монетами. Особенность раритета в том, что букашки и лягушки, отлитые из серебра, в момент изготовления были живыми. В Германии 15 века такая техника была распространена.

На коне

Отдельный зал и не самый маленький по площади отдан коллекции конского убранства, которая не имеет аналогов в мире. Ни у кого нет такой, а у нас она сохранилась, благодаря традициям сохранять все царское. Привозят, например, дары покоренные турки Екатерине II из своей сокровищницы, а она велит их везти на хранение. Седла, попоны, сбруя, другие украшения в золоте и драгоценностях, одно только перо для всадника, усыпанное бриллиантами, могло кормить и поить весь двор в течение года — все складировалось в Конюшенную казну. Кроме, разумеется, породистых скакунов. Среди турецких подарков оказалось серебряное ведро начало XVII века, которое царица получила в дар полтора столетия спустя.

Накопилось много ценного и из предметов, созданных в собственных мастерских. Это седла в оправах, украшенных дорогими камнями, позолоченные уздечки, попоны и покрывала из дорогих тканей, расшитые золотом, различные украшения для коней по богатству не уступающие королевским ювелирным изделиям.

Самым ранним в этой коллекции является седло Ивана Грозного из красного бархата, прекрасно сохранившим яркость цвета, украшенный золотыми вкраплениями, серебром, сапфирами и другими камнями, с чеканной вставкой и расшитый золотыми нитями. Историки утверждают, что он был большим любителем покрасоваться верхом и был талантливым полководцем.

Недаром Конюшенная казна занимала важное место в ряду государственных сокровищниц. Ее штат в XVII веке состоял из семисот человек, содержащих более 40 тысяч лошадей

Из них 150-т предназначались для царя, еще столько же для царской семьи, остальные для послов. В парадных выездах участвовали три тысячи лошадей элитных пород. Но большинство – конница для военных походов.

Не уступает по уникальности и коллекция экипажей, в которых венценосные пассажиры пересекали границы Кремля. Их двадцать четыре, начиная от созданных в XVI веке колымаг, возивших исключительно царей и представителей церкви (только через столетие в конные повозки могли сесть бояре и прочая знать), до карет, какие мы все видим в фильмах о том времени. Все они имеют определенные названия, конструкцию, назначения и отражают дух времени. Петербургские мастера сделали двухместную карету для Анны Иоановны в стиле барокко, а ее последовательница Елизавета Петровна выезжала в венской карете, отмеченной рококо. Элегантные четырехместные кареты появились во времена правления Екатерины II: зимой она выезжала в экипаже, созданном в Берлине, а летом пользовалась английской коляской. Этот летний открытый экипаж ей подарил граф Орлов. Знатоки называют ее шедевром каретного искусства того времени. Она необычна по исполнению: это чисто женский вариант — ее кузов напоминает то ли гондолу, то ли крылья птицы, то ли открытую морскую раковину. В общем, на этой жемчужине коллекции поднимали придорожную пыль и последующие правители. Несмотря на то, что они были мужчинами.

Увидеть можно экипажи для парадных выездов мастеров и других европейских центров — Парижа и Вены. Французский вариант принадлежал дочери Петра I. Это изящная, легкая, сверкающая золотом на солнце, в росписи из нимф карета. Елизавете Петровне принадлежали и две кареты венских мастеров, одна из которых роскошный подарок графа Разумовского.

На месте Конюшенного приказа и стоит современное здание музея.

Революция, гражданская война и Великая Отечественная повлияли на сохранность многих экспонатов. Часть коллекции (исключая кареты и некоторые иконы) была эвакуирована в Свердловск летом 1941 года, но, несмотря на тяжесть времени и сложность дороги, пережила все это время благополучно. Волнений у хранителей, сопровождавших сокровища, было предостаточно. А как только они вернулись в Москву, был уже готов проект новой экспозиции. Через полтора месяца, весной 1945 года, в залах проводили экскурсии для участников Парада Победы, одним из которых был будущий президент США Эйзенхауэр.

Несмотря на большой интерес и положительные отзывы от деятелей культуры и искусств об экспозиции, выставочные площадки Кремля открыли для массового посещения только в 1955 году. Через пять лет Оружейная палата официально вошла в его состав, а еще через два года открылся филиал в Патриарших кремлевских палатах как Музей прикладного искусства. В самом же здании Оружейной палаты вот уже полвека работает постоянная выставка Алмазного фонда.

История создания

История возникновения Оружейной палаты относится к XVI веку, когда она принадлежала к царскому дворцу и в ней работали самые известные оружейных дел мастера и иконописцы.

В палате того времени работали и творили великие матера иконописи. Такие известные персоны как Симон Ушаков и Никита Давыдов принимали участие в создании сокровищницы. После того как мастерские перестали существовать в здании Оружейной палаты, здесь образовалось хранилище казны.

Преображение Оружейной палаты произошло во время правления императора Петра I. Он приказал реконструировать все помещения.

Открытие экспозиции произошло в начале XIX века, в 1806 году по приказу Александра I. Она стала действовать в качестве музея для высших сословий, дворянства. Для всех желающих вход был открыт лишь спустя столетие, в 1918 году.

Само здание Оружейной палаты представляет собой результат архитектурного замысла Константина Тона. Стилистика ориентирована на русскую культуру XVII века. Само здание имеет прямоугольную форму, но части его торцов закруглены. Весь внутренний интерьер был выполнен по приказам императора Николая I, который говорил о том, как должны быть расположены комнаты.

Соборная площадь: соборы Московского Кремля

Соборная площадь – уникальный культурный памятник Москвы, расположившийся на вершине Кремлевского холма. Величественный ансамбль объединяет шедевры архитектуры разных веков, стилей и авторов. Псковские, московские и владимирские зодчие, итальянские градостроители создали чудесные храмы, которые в настоящее время являются музеями культуры и истории.

Соборная площадь

Соборы здесь начали возводить на стыке XIII и XIV веков с постройкой первых деревянных церквушек. Уже тогда было примерное представление о дальнейшей композиции пространства и предназначении. Здесь проходили многие важные культовые духовно-религиозной жизни города: венчания на царствование, отпевание умерших правителей. Современный облик площадь приобрела только к XV веку.

Успенский собор – один из древнейших храмов Москвы. Раньше на его месте стоял деревянный, а в 1327 по приказу Ивана Калиты Успенский собор перестроили в камне.

Успенский собор является хранителем христианских реликвий – Гвоздь Господень и одно из оружий казни Иисуса Христа.

Изящный золотоглавый Благовещенский собор – произведение псковских мастеров. Он был возведен в конце XV века и являлся домовым храмом русских правителей. Изначально имел только три купола. Собор серьезно пострадал во время пожара, и Иван Грозный приказал перестроить церковь ( с тех пор она девятиглавая).

Внутреннее убранство Благовещенского собора составляют иконы и фрески Андрея Рублева, Феофана Грека и Прохора из Городца – великих иконописцев.

По соседству располагается творение итальянского мастера, Алевиза Нового, Архангельский собор. Еще в первой половине XIII века на святом месте находилась деревянная церковь, где в XIV веке при Иване Калите был возведен изящный белокаменный собор. Позже храм был перестроен, в нем стали прослеживаться элементы итальянского Возрождения.

В Архангельском соборе погребены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Михаил и Алексей Романовы.

Церковь Ризоположения выделяется по своему внешнему виду среди многих московских святынь – ее строили приглашенные псковские мастера (конец XV века), поэтому прослеживаются характерные черты псковской архитектуры.

Через арки Церкви Двенадцати Апостолов обычно входят на территорию Соборной площади. Это самая поздняя постройка: она была возведена по воле патриарха Никона в середине XVII века.

Станция метро: «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная», «Александровский Сад». Адрес: Красная площадь, Московский Кремль. Соборная площадь находится рядом с Царь-Пушкой, Колокольней Ивана Великого, Царь-Колоколом, Кремлевским Дворцом Съездов. Стоимость билетов: взрослый- 500 рублей, детский до 16 лет –бесплатно, студенты дневных факультетов, пенсионеры – 250 рублей. Льготные категории граждан – бесплатно. Время работы: с 10.00. до 17.00. Телефон для справок: +74956954146

Почему необходимо побывать в государственной оружейной палате?

Пытаться описать словами собрание экспонатов кремлёвской Оружейной палаты совершенно бесполезно. Те, кто бывал здесь хоть раз скажут, что даже фотографии в лучших справочниках‑путеводителях не дают полного представления о реальных экспонатах. Каждый предмет коллекции, от мельчайших деталей одежды до огромных царских экипажей, является образцом высочайшего ремесла на грани большого искусства и рассказывает о том или ином периоде в истории Российского государства.

Чем Оружейная палата отличается от других музеев?

Будучи изначально сокровищницей московской великокняжеской казны, Оружейная палата на протяжении времени превратилась в имперское собрание раритетов и реликвий государственной власти, оставаясь таковым до начала XX в. После Октябрьской революции она стала обычным музеем прикладного искусства, призванном рассказать трудящимся о подневольных мастерах, работавших во славу ушедшей навсегда царской эпохи. А к сегодняшнему дню эта коллекция — материальное выражение основ российской государственности и преемственности ее традиций от великих предков.

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Вход в палаты

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

Архитектура

Первое здание Еготов строил в стиле классицизм. Карниз украшали герои, прославившие страну в разное время, и дипломаты.

Здесь были изображения:

  • Минина и Пожарского
  • Пересвета и Осляби
  • Ермака Тимофеевича
  • Матвеева
  • Голицына
  • Ордина-Нащокина

Фасад украшали сцены героических событий России. Можно было увидеть картины выбора Владимиром православия, выхода России к морям на юге и на севере, избавления от татаро-монгольского ига.

Здание имело 2 этажа. На первом располагались архив, модель Большого Кремлевского дворца по проекту Баженова, экипажи. На втором – собственно выставка. В Коронном зале можно было увидеть государевы регалии, среди них – шапку Мономаха.

Новое здание построено на Колымажном дворе по проекту Тона. Оно органично сочетается с Большим Кремлевским дворцом: те же самые колонны, двухсветные окна. Постройка размещена на цоколе, имеющем разную высоту. Сочетание стилей довольно причудливо: прослеживаются черты русской архитектуры 17 века и готики.

Анфилада имеет ось, от которой отделены 2 круглых зала. Залы разделяются решетками, на которых изображены двуглавые орлы. В императорской сокровищнице в стены вставлены медальоны из мрамора. На них изображены правители державы.

Что можно увидеть в музее

Экспонаты музея-сокровищницы представлены в девяти залах, по которым проводят обзорные и тематические экскурсии. Экскурсоводы рассказывают об истории государственных регалий русских правителей, парадном придворном церемониале, богатом царском арсенале, а также истории русского ювелирного искусства XII-XX веков. В экспозиции можно увидеть костюмы и драгоценные ткани, серебряные изделия из Западной Европы, шедевры мастеров стран Востока, роскошные конные экипажи и редкие дипломатические дары.

Один из самых известных экспонатов сокровищницы — отороченная соболем шапка Мономаха. Этим головным убором издавна венчались на царство великие князья и цари. Уникальная церемониальная реликвия декорирована золотым шитьем, драгоценными камнями и жемчугом.

В одном из залов можно увидеть знаменитый двойной царский трон, сделанный в конце XVII века. Необычное тронное место потребовалось, чтобы на нем одновременно восседали Иоанн V и его брат царевич Петр — будущий император Петр I. Любопытно, что за троном существует небольшая комнатка с дверцей. По одной версии, здесь стоял опытный царедворец, подсказывающий малолетним правителям, как лучше отвечать иностранным послам. Другие считают, что за дверцей пряталась сестра царевичей — Софья, которая приглядывала за младшими братьями.

Девятый зал: Экипажи XVI—XVIII веков

Всех посетителей музея впечатляет белоснежный трон, принадлежавший царю Иоанну IV Грозному. Он отделан изящными пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны сюжеты из Библии и различные мифологические сцены. Несмотря на то, что на царском троне совсем нет золотой отделки и драгоценных камней, он смотрится очень торжественно. В сокровищнице также экспонируется несколько драгоценных окладов для Евангелия. Переплеты старинных книг покрывают золото, крупные самоцветы и искусно расшитая ткань.

Музей не назвали бы Оружейной палатой, если в нем не хранилось старинное оружие. В залах сокровищницы сверкают разными оттенками эфесы мечей и шпаг, которые богато украшены золотом и драгоценными камнями. Большое впечатление производят старые военные доспехи, пистолеты с золотой гравировкой и полноростовой макет рыцаря, восседающего на боевой лошади. Фигура воина полностью закована в броню, и в ней оставлена лишь одна щель для глаз. Лошадь, за исключением ног и глаз, тоже покрыта листами гравированного металла.

Из старинной одежды в музее выставлены облачения (саккосы) митрополитов и патриархов. Самый дорогой из них принадлежал Никону. Это одежда, пошитая из дорогой ткани и декорированная золотыми нитями и самоцветными камнями. Многие посетители подолгу задерживаются возле стенда с кафтаном и большими ботфортами Петра I. Вид этой стоптанной обуви не оставляет сомнений, что российский император любил помногу ходить пешком.

Шапка Мономаха

Правила посещения

Граждане, желающие посетить экспозицию, обязаны соблюдать правила:

  • приходить в означенное на входном билете время
  • оставлять крупногабаритные вещи в камере хранения
  • запрещается посещение выставки с животными
  • запрещается задерживаться на экспозиции после окончания сеанса
  • запрещается пребывать на территории экспозиции в нетрезвом состоянии
  • запрещается громко разговаривать или шуметь во время экскурсии
  • запрещается проводить собственную экскурсию
  • запрещается проводить видео или фотосъемку
  • запрещается приносить с собой еду и напитки, в том числе алкогольные
  • запрещается употреблять еду и напитки
  • запрещается бегать по территории выставки
  • запрещается заходить за установленные ограждения

При нарушении правил администрация имеет право удалить посетителя с территории экспозиции. В случае активного неповиновения могут быть приняты меры в соответствии с законами РФ.

Веками хранящая государево добро

Оружейный приказ при Московском Кремле был хранилищем военного снаряжения и вооружения. Он был связан с Казенным двором, куда свозили все ценности государева двора. В 1560 году объединили эти два объекта и изменили название.

С тех давних пор, Оружейная палата – это место особое, где находились под усиленной охраной бесценные артефакты, принадлежащие предшественникам царей, дорогие подарки и трофеи, взятые у неприятеля. А Россия во все времена вступала в различные войны, так что недостатка в них не было.

Другая функция прикремлевской ризницы – собственные мастерские, где изготавливали оружие, занимались поставкой различной утвари для дворца, обучали иконописи и выполняли многие другие работы. Надо ли говорить, что в них работали самые лучшие мастера?

В разное время эта прикладная деятельность менялась, например, в XVII веке там работали ювелиры, но неизменным оставалась главная задача – сохранять царские реликвии. Уникальными экспонатами еще в то время были награды царей и патриархов, золотая и серебряная посуда, княжеский шлем отца Александра Невского и многое другое, относящееся к XII веку.

С каждым новым правителем и новой войной фонды пополнялись и не только из дворцовых палат, но из конюшен, столовых, княжеских усадеб, полей сражений.

Не уберегли часть реликвий лишь однажды: в 1737 году в Москве случился большой пожар, оставивший целыми лишь казну и несколько самых древних экспонатов, хранившихся отдельно от всего. Пострадавшее от огня здание пришлось разобрать, сохранившиеся экземпляры переехали на временное хранение в Теремной дворец. Для страховки пригласили художника, который написал своеобразную художественную летопись. Его рисунки дошли до нашего времени и стали наравне с другими описями – бесценным свидетельством истории.

Война с Наполеоном внесла свои коррективы: казну и все ценности погрузили на корабль и доставили в Нижний Новгород. Два года они там находились под неусыпным контролем.

Вернулись они уже в новое здание, изменился и статус Оружейной палаты: ко всем прочим служащим в руководство государственным хранилищем были введены просвещенные знатоки истории и искусств, и перед посетителями впервые открылись двери.

Здание Оружейной палаты было возведено по приказу Николая I. Он интересовался всем: даже проекты эскизов расположения экспонатов в залах утверждал сам. Он и стал первым посетителем получившего статус музея – дворцового хранилища. Позже двери музея открылись для представителей всех сословий, исключая крепостных. Популярностью у тысячи зевак пользовались не только залы с уникальным оружием, оправленным драгоценными камнями, но и с гардеробом коронационных особ.

Ввел правило все платья непременно после коронации сдавать на хранение в Оружейную палату еще Петр I. Поэтому по ним легко проследить модные тенденции целых эпох. В коллекции 17 нарядов, десять из которых – женские. И это – не самая большая из всех существующих в мире. Например, подобная традиция существовала в Швеции, где хранится самая значительная коллекция королевских одежд. Есть подобные экспонаты в Англии, Австрии и Дании. Но вряд ли где сохранилось подробное описание создания платьев: так называемые кроильные книги составляют отдельную историческую ценность, и все они, наравне с другими описями хранятся в архивном фонде Оружейной палаты.

Экспонаты

Залы музея постоянно пополнялись различными военными и героическими трофеями, царскими драгоценностями, ценными экспонатами, подаренными музею.

На первом этаже музея можно увидеть коллекцию карет, среди которых экипаж Бориса Годунова, а также коляска императрицы Екатерины II. В выставочных витринах расположены различные царские украшения и наряды различных эпох.

Одним из самых известных экспонатов, представленных в Оружейной палате, является шапка Мономаха. Она украшена различными драгоценностями и мехом соболя. Она являлась одним из символов и олицетворением власти многих царей и императоров.

В музее представлено множество военных регалий и трофеев различных сражений и битв, а именно щиты, знамена и мечи.

Отдельный зал отведен под коллекции ювелирных изделий, которые были подарены государству иностранными послами.

Некоторые залы богаты изделиями прикладного характера, декоративного искусства, которые знакомят посетителей с историей отношений России во внешней политики. Многие экспонаты являются подарками английских, голландских и иных иностранных послов.

Сокровищницей всей экспозиции является выставка работ Фаберже, которая привлекает свое внимание величественностью и роскошью. В Оружейной палате представлено 10 яиц из коллекции великого Дома, которые были подарены женам императора

Оружейная палата известна во всем мире своим культурным богатым наследием и роскошью сокровищницы. Она хранит в себе многовековую историю великого государства, знакомит желающих с культурой и дворянским бытом империи.

Залы Оружейной палаты Московского Кремля

  • В первых двух залах представлены русские золотые и серебряные изделия. В первом — 12–17 веков, во втором — 17 – начала 20 века.
  • В залах 3 и 4 представлено парадное вооружение. В 3 зале выставлено европейское и восточное парадное вооружение 15–19 веков, а в зале 4 — русское вооружение 12 – начала 19 века.
  • В зале 5 представлено западно-европейское серебро 13–19 веков.
  • В зале 6 — драгоценные ткани и шитье 14–18 веков и светский костюм 16 – начала 20 века.
  • В зале 7 — древние государственные регалии и предметы парадных церемоний 13–18 веков.
  • В зале 8 представлены предметы конского убранства 13–18 веков.
  • В 9 зале Вы увидите экипажи, которые всегда вызывают восторг посетителей.

Посетители музея, могут воспользоваться аудиогидом, который выдаётся бесплатно и позволит увидеть план музея и прослушать информацию об экспонатах. Обычно отведенного времени (полтора часа) не хватает, чтоб спокойно осмотреть все экспонаты и прослушать информацию о них. Часто последние залы осматриваются беглым взглядом.

Оружейная палата Московского Кремля — это настоящая сокровищница, в которой собраны ценные исторически значимые экспонаты,  созданные в кремлевских мастерских, а также полученных в дар русскими царями от послов иностранных государств.  Самые красивые и ценные предметы находятся в Алмазном Фонде, расположенном рядом.

Немного истории

Первые упоминания об этом удивительном музее встречаются в летописи начала шестнадцатого века. В них рассказывается о страшном пожаре 1547 года, уничтожившем все сокровища, в том числе и старинное воинское оружие.

Во времена Ивана III Оружейная палата исполняла несколько другую функцию и звалась по-другому — Большой или Царской казной. Территориально она располагалась в большом здании, расположенном на пространстве, занимающем место от Благовещенского до Архангельского соборов. Во времена царствования Петра Первого на этом месте была создана мастерская. Здесь императором было поручено собирать ценности.

Царь-Колокол

Возле колокольни Ивана Великого можно увидеть известный во всем мире Царь-Колокол, который по праву считается памятником литейного мастерства. Он был изготовлен в 30-х годах XVIII столетия по указу Анны Иоанновны. Его создатели, отец и сын Моторины, были потомственными мастерами колокольного дела.

Царь-Колокол

Это была не первая попытка создать огромный царский колокол. В качестве материала для отливки мастера использовали разбившийся в пожаре в начале века другой, 160-тонный колокол. Тот, в свою очередь, был отлит из первого Царь-Колокола (весом в 130 тонн), расколовшегося во время пожара в 1654 году. Создателем первого колокола был Андрей Чохов.

Современный Царь-Колокол — самый большой и тяжёлый из колоколов в мире. Вес величественного гиганта составляет 203 тонны!

История создания великого колокола полна трудностей, катастроф и неудач. Исполинские размеры памятника вынудили мастеров использовать не обычную форму, а литейную яму, вырытую неподалеку от звонницы. Талантливые мастера создали неповторимый орнамент и украшения колокола. Подготовка заняла около двух лет. Только в конце 1734 года в огромных печах началась плавка металла. В одной из печей была обнаружена течь, которая вызвала пожар. К счастью, пострадали только деревянные конструкции. В ноябре 1735 года колокол был готов, но почему-то остался в яме. Начавшийся пожар и резкий перепад температуры во время тушения стал причиной того, что от Царь-Колокола откололся кусок весом в 11.5 тонн.

Царь-Колокол долгое время не могли вытащить из ямы. Лишь в 1836 году французский скульптор О. Монферан сконструировал подъемное устройство. Колокол был установлен на песчаном постаменте, где находится до сих пор.

Рядом расположены Соборная площадь, колокольня Ивана Великого Осмотр достопримечательности свободный. Контакты: www.kreml.ru/visit-to-kremlin/what-to-see/tsar-kolokol

Немного истории…

Иван III

Вторая половина XV в. в истории государства Российского была временем и сложным и великим. Хотя были ли в истории России времена простые? Тем не менее именно в это время происходит великое объединение под гербом Московского княжества как сопредельных удельных земель, так и отвоёванных и вновь присоединённых территорий. На княжеском троне с 1462 г. сидит Великий князь Московский Иван III, который продолжая дело своих предшественников, политическими и военными победами строит вокруг некогда захудалого удела Владимирского княжества новое и сильное государство.

Иван III во время своего правления освобождает русские земли от разорительной ордынской дани, превратив Казанского и Крымского ханов из своих противников в союзников, отвоёвывает у короля польско‑литовского Казимира захваченные территории русских княжеств. А одним из главных его достижений стало присоединение к землям Московским великого и древнего Новгородского княжества.

Московская Русь становится мощным и независимым государством на карте Европы, а великий князь отныне называется царём. В столицу едут послы и с Запада, и с Востока. Большая княжеская казна растёт и богатеет от даров, трофеев и взысканной дани. Для её хранения создаются Золотой, Серебряный, Конюшенный и Оружейный приказы, а также царские мастерские…

К началу XIX в. коллекция Оружейной палаты — так к тому времени называлось собрание реликвий, разрастается настолько, что императором Александром I принимается решение о выделении ей для размещения отдельного строения, куда в 1814 г. она и переезжает. А в 1851 г. для неё было возведено новое здание, как часть комплекса Большого Кремлёвского дворца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector