Оружейная палата — старинный музей-сокровищница кремля

Как купить билеты в Кремль

Вид на Троицкую башню с Троицкого моста / фото автора

Попасть в Кремль могут все желающие. Билетные кассы находятся в Александровском саду, в застекленном коричневом здании. Заранее билеты покупайте только на сайте . В противном случае нарветесь на мошенников или просто переплатите.

Какие бывают билеты в Кремль:

  • Билет в Кремлевский сквер стоит 250 руб. Вы проходите на территорию, любуетесь Царь-колоколом, Царь-Пушкой, старинными церквями. Но внутрь соборов не зайдете.
  • Билет на Соборную площадь обойдется в 1000 руб. с аудиогидом и в 700 руб. без него. Увидите все на территории, плюс экспозиции в палатах и соборах.
  • Билет в Оружейную палату стоит 1000 руб. По нему попасть на остальную территорию Кремля не получится: потребуют отдельный билет в Кремлевский сквер или на посещение Соборной площади.
  • Билет на колокольню «Иван Великий» стоит 350 руб. Его продают в кассах за 45 минут до начала сеанса. Точное расписание смотрите ниже.

Дети до 7 лет проходят бесплатно.

Алмазный фонд расположен на территории столичной крепости, но не имеет к музеям Кремля никакого отношения. Билеты стоят 800 руб. Они продаются в кассах № 4 и № 5 в Александровском саду и на официальном сайте gokhran.ru.

Кремль открыт в любой день, кроме четверга — это выходной.

Зимой музеи работают с 10:00 до 17:00. В летний период (с 15 мая по 30 сентября) на час дольше.

История

По повелению Петра Великого государевы мастерские и склады должны были преобразоваться в музей. Называться это учреждение должно было по самому старому хранилищу – Оружейной палате. Но завершить эту работу удалось только Александру I в 1806 году.

Для новой экспозиции построили отдельное здание. Во время работ проводились изучение и опись коллекции. Руководил всем Почетный член Малиновский. Первая часть каталога была издана через год. Тираж оплачивал лично император Александр I. Малиновский впервые описал раздел экспозиции – Государственные регалии.

Здание для размещения коллекции строил архитектор Еготов. Оно было готово в 1809 году, но отделка продолжалась до лета 1812.

Во время вступления Бонапарта в Москву зданию нанесен ущерб. Ценности эвакуировали, но из-за того, что они хранились в ящиках, экспонаты утратили былое великолепие. Требовалась реставрация. После реконструкции здания и работы с артефактами экспозиция переехала на постоянное место. Это произошло только в 1814 году.

Цель организации выставки – воспитание патриотических чувств у граждан России, напоминание о ратных подвигах.

Скоро стало ясно, что здание не отвечает многим требованиям. Отсутствовало отопление, экспонаты сырели и поражались грибком. Деревянные конструкции могли легко воспламениться. Было принято решение разместить кремлевский гарнизон в строении Еготова, а для экспозиции выстроить новое помещение.


Фото: pastvu.com

Еготовская постройка использовалась как казармы более 100 лет. Затем советское правительство решило возвести Кремлевский Дворец съездов, и первое здание Оружейной палаты снесли.

Архитектура

Первое здание Еготов строил в стиле классицизм. Карниз украшали герои, прославившие страну в разное время, и дипломаты.

Здесь были изображения:

  • Минина и Пожарского
  • Пересвета и Осляби
  • Ермака Тимофеевича
  • Матвеева
  • Голицына
  • Ордина-Нащокина

Фасад украшали сцены героических событий России. Можно было увидеть картины выбора Владимиром православия, выхода России к морям на юге и на севере, избавления от татаро-монгольского ига.

Здание имело 2 этажа. На первом располагались архив, модель Большого Кремлевского дворца по проекту Баженова, экипажи. На втором – собственно выставка. В Коронном зале можно было увидеть государевы регалии, среди них – шапку Мономаха.

Новое здание построено на Колымажном дворе по проекту Тона. Оно органично сочетается с Большим Кремлевским дворцом: те же самые колонны, двухсветные окна. Постройка размещена на цоколе, имеющем разную высоту. Сочетание стилей довольно причудливо: прослеживаются черты русской архитектуры 17 века и готики.

Анфилада имеет ось, от которой отделены 2 круглых зала. Залы разделяются решетками, на которых изображены двуглавые орлы. В императорской сокровищнице в стены вставлены медальоны из мрамора. На них изображены правители державы.

Как возникла Оружейная палата

Первое упоминание об «оружельничей палате» сегодня относят к 1537 году. В летописных источниках именно за этот год она упоминается как место заточения князя Андрея Старицкого – младшего сына великого князя Василия III и Софьи Палеолог, рискнувшего выступить против Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, будущем Грозном. Спустя десять лет уже в другой летописи, повествующей о знаменитом московском пожаре 1547 года, вновь встречается фраза «оружничая палата». А уже в следующем, XVII столетии в структуре московских приказов появляется приказ Государевой Оружейной палаты. Уже в то время он был прообразом нынешней Оружейной палаты, но функции созданного приказа были шире. Помимо того, что это было казнохранилище, здесь работали и мастерские по изготовлению разнообразного оружия (как холодного, так и огнестрельного), мастера приказа создавали и драгоценную утварь для царского двора.

Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века

Существенная часть всего сделанного в палате оставалась в ней же на хранение: здесь аккумулировались ценности, которые становились составной частью государевой казны, из которой, в частности, выплачивалось натуральное вознаграждение придворным. Эту практику раздачи драгоценного содержимого Оружейной палаты прекратил только Петр I, который в 1720 году на основе Царицыной мастерской палаты, Казенного двора и Конюшенной казны создал единую «Мастерскую и Оружейную палату». В ее коллекцию были включены и сокровища Патриаршей палаты, и всех церквей Московского Кремля. А спустя еще восемь лет у палаты осталась единственная функция: быть хранилищем государственных исторических и художественных ценностей, в том числе коронационных принадлежностей.

Трансформация Оружейной палаты в музей завершилась при императоре Александре I. Царский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей» вышел 10 марта 1806 года, и эту дату можно считать официальным днем рождения музея. Правда, открылся он только в 1814 году, и поначалу в Оружейную палату могли войти с экскурсией лишь представители дворянства и купечества, а открытым для всех музей стал лишь после Октябрьской революции. Кстати, в советское время палата в последний раз пережила раздачу хранящихся в ней сокровищ: в начале 1930-х немалая часть коллекции, в том числе и знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже, были проданы, чтобы пополнить бюджет СССР.

Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина

Золотой и серебряный залы

Самые древние, со времен Византии, предметы искусства, что некогда хранились в казне государей и патриарших светлицах переехали в палату три столетия назад.

Уникальным считается кувшин, созданный в лучших традициях византийского искусства. Сплавленный из серебра, он украшен изображениями девяти муз античности. Из нескольких дошедших до нас художественных работ, исполненных в подобной технике, есть золотой образок с распятием, относящийся к XI веку и наперсная икона, дипломатический подарок русскому царю – «Сошествие во ад», в изящной золотой оправе, камеи, украшение полудрагоценными камнями в византийской манере.

Русское искусство многое переняло у константинопольских мастеров, но сумело привнести и собственный колорит. В изделиях, сделанных руками мастеров Киева, Суздаля, Чернигова и других ремесленных городов, еще в домонгольский период, преобладает золото, драгоценные камни, но еще и великолепие кружева скани – филигранное, тончайшее плетение из металлических нитей. Эти ювелирные изделия относят к ранним произведениям искусства.

XV век привносит романтику в ювелирку: московские златокузнецы показывают художественную роскошь корон и венцов, православных предметов, окладов для библии и церковных книг. По конец века Москва вышла на столичный уровень, притянув все лучшее из окрестных центров культуры и искусства Новгородчины, Суздаля и других. А уже следующий век по праву считается вершиной московского ювелирного искусства. В этот период преобладают эксперименты с цветом: появляется белый и голубой в золоте изделий, а также чеканка – отличительная особенность мастеровых.

Интересна серебряная церковная чаша конца XVII века покрыта чеканной росписью, а литые головы ангелов служат рельефной гранью. Конечно, все великолепие создано в основном для церкви: образа, оклады, посуда, кадила, кресты и прочие вещи. Но есть и царские принадлежности. Можно увидеть кубки, ковши, чарки, братины – все, что украшало богатые пиры Михаила Федоровича.

Среди этого пиршества изделий можно выделит три ковша, созданных из сплошного куска золота, в орнаменте с вкраплениями из самоцветов и жемчуга.

Замысловатые композиции появляются на металлических изделиях граверов. Например, серебряный стакан XVII века украшен библейскими сюжетами. Фигур много, техника тончайшая и сложная, заимствованная у восточных и западных соседей.

Серебряные ковши и чаши позднее пользовались популярностью в качестве награды. Их вручали как кубки за военную и государственную службу – казакам и купцам. В перечне таких наградных экспонатов есть ковш времен Петра II.

А когда в моду вошла привычка нюхать табак, то стали появляться похожие на шкатулки разные табакерки, а от них рукой подать до эпохи Фаберже. Среди представленных в музее — три просто роскошные. Из чистого золота, с декором из агатовых пластин, прямоугольной формы  — одна из них совершенна в своем исполнении. Другую табакерку венчает вазочка с букетом, в котором цветы бриллиантовые и рубиновые, а зелень — изумруды вместо листьев. Третья – гравирована изображением Елизаветы Петровны. Все изделие украшает россыпь бриллиантов, а два из них довольно крупные.

Еще век спустя ювелирное дело расширило географию. Несколько предметов, принадлежащих генерал-губернаторам сибирской столицы — Тобольска, внесли дополнительный шик в уже существующие стили. Этот город ввел моду на изображение пастушек и охотничьих сцен в создание посуды, а Вологда – привнесла пейзажные сюжеты и городские виды.

Ну и наконец, скажем несколько слов о самой известной ювелирной фирме. Основанная в Санкт-Петербурге, вотчина Фабереже уже в начале XX века стала самой модной и престижной, а предприимчивый и талантливый ее основатель стал главным исполнителем элитных заказов. Пасхальные яйца для последних венценосных персон — вершина его творчества. Миниатюрки снабжены механикой: есть заводной поезд – в позолоте и платине, есть музыкальные мотивы, что до сих пор можно услышать. В Оружейной палате представлены десять из полсотни существующих пасхальных изделий.

На коне

Отдельный зал и не самый маленький по площади отдан коллекции конского убранства, которая не имеет аналогов в мире. Ни у кого нет такой, а у нас она сохранилась, благодаря традициям сохранять все царское. Привозят, например, дары покоренные турки Екатерине II из своей сокровищницы, а она велит их везти на хранение. Седла, попоны, сбруя, другие украшения в золоте и драгоценностях, одно только перо для всадника, усыпанное бриллиантами, могло кормить и поить весь двор в течение года — все складировалось в Конюшенную казну. Кроме, разумеется, породистых скакунов. Среди турецких подарков оказалось серебряное ведро начало XVII века, которое царица получила в дар полтора столетия спустя.

Накопилось много ценного и из предметов, созданных в собственных мастерских. Это седла в оправах, украшенных дорогими камнями, позолоченные уздечки, попоны и покрывала из дорогих тканей, расшитые золотом, различные украшения для коней по богатству не уступающие королевским ювелирным изделиям.

Самым ранним в этой коллекции является седло Ивана Грозного из красного бархата, прекрасно сохранившим яркость цвета, украшенный золотыми вкраплениями, серебром, сапфирами и другими камнями, с чеканной вставкой и расшитый золотыми нитями. Историки утверждают, что он был большим любителем покрасоваться верхом и был талантливым полководцем.

Недаром Конюшенная казна занимала важное место в ряду государственных сокровищниц. Ее штат в XVII веке состоял из семисот человек, содержащих более 40 тысяч лошадей

Из них 150-т предназначались для царя, еще столько же для царской семьи, остальные для послов. В парадных выездах участвовали три тысячи лошадей элитных пород. Но большинство – конница для военных походов.

Не уступает по уникальности и коллекция экипажей, в которых венценосные пассажиры пересекали границы Кремля. Их двадцать четыре, начиная от созданных в XVI веке колымаг, возивших исключительно царей и представителей церкви (только через столетие в конные повозки могли сесть бояре и прочая знать), до карет, какие мы все видим в фильмах о том времени. Все они имеют определенные названия, конструкцию, назначения и отражают дух времени. Петербургские мастера сделали двухместную карету для Анны Иоановны в стиле барокко, а ее последовательница Елизавета Петровна выезжала в венской карете, отмеченной рококо. Элегантные четырехместные кареты появились во времена правления Екатерины II: зимой она выезжала в экипаже, созданном в Берлине, а летом пользовалась английской коляской. Этот летний открытый экипаж ей подарил граф Орлов. Знатоки называют ее шедевром каретного искусства того времени. Она необычна по исполнению: это чисто женский вариант — ее кузов напоминает то ли гондолу, то ли крылья птицы, то ли открытую морскую раковину. В общем, на этой жемчужине коллекции поднимали придорожную пыль и последующие правители. Несмотря на то, что они были мужчинами.

Увидеть можно экипажи для парадных выездов мастеров и других европейских центров — Парижа и Вены. Французский вариант принадлежал дочери Петра I. Это изящная, легкая, сверкающая золотом на солнце, в росписи из нимф карета. Елизавете Петровне принадлежали и две кареты венских мастеров, одна из которых роскошный подарок графа Разумовского.

На месте Конюшенного приказа и стоит современное здание музея.

Революция, гражданская война и Великая Отечественная повлияли на сохранность многих экспонатов. Часть коллекции (исключая кареты и некоторые иконы) была эвакуирована в Свердловск летом 1941 года, но, несмотря на тяжесть времени и сложность дороги, пережила все это время благополучно. Волнений у хранителей, сопровождавших сокровища, было предостаточно. А как только они вернулись в Москву, был уже готов проект новой экспозиции. Через полтора месяца, весной 1945 года, в залах проводили экскурсии для участников Парада Победы, одним из которых был будущий президент США Эйзенхауэр.

Несмотря на большой интерес и положительные отзывы от деятелей культуры и искусств об экспозиции, выставочные площадки Кремля открыли для массового посещения только в 1955 году. Через пять лет Оружейная палата официально вошла в его состав, а еще через два года открылся филиал в Патриарших кремлевских палатах как Музей прикладного искусства. В самом же здании Оружейной палаты вот уже полвека работает постоянная выставка Алмазного фонда.

Здание Арсенала

Пушка у здания Арсенала / фото автора

Когда вы пройдете через Троицкие ворота, слева будет лимонное здание Арсенала. До пожара 1701 года на его месте были амбары, в которых хранили запасы хлеба на случай осады.

Считается, что план Арсенала — тогда его называли Цейхгаузом — нарисовал Петр I. Он хотел сделать оружейный склад и музей военных трофеев. Вдоль здания стоят пушки всех мастей. Всего на территории Кремля их 875.

Подойти близко, чтобы рассмотреть архитектуру, не позволит охрана: внутри сейчас казармы Комендатуры Кремля. Дальше находится действующая Резиденция Президента, поэтому вход также запрещен.

Все остальные объекты находятся по правую руку.

Веками хранящая государево добро

Оружейный приказ при Московском Кремле был хранилищем военного снаряжения и вооружения. Он был связан с Казенным двором, куда свозили все ценности государева двора. В 1560 году объединили эти два объекта и изменили название.

С тех давних пор, Оружейная палата – это место особое, где находились под усиленной охраной бесценные артефакты, принадлежащие предшественникам царей, дорогие подарки и трофеи, взятые у неприятеля. А Россия во все времена вступала в различные войны, так что недостатка в них не было.

Другая функция прикремлевской ризницы – собственные мастерские, где изготавливали оружие, занимались поставкой различной утвари для дворца, обучали иконописи и выполняли многие другие работы. Надо ли говорить, что в них работали самые лучшие мастера?

В разное время эта прикладная деятельность менялась, например, в XVII веке там работали ювелиры, но неизменным оставалась главная задача – сохранять царские реликвии. Уникальными экспонатами еще в то время были награды царей и патриархов, золотая и серебряная посуда, княжеский шлем отца Александра Невского и многое другое, относящееся к XII веку.

С каждым новым правителем и новой войной фонды пополнялись и не только из дворцовых палат, но из конюшен, столовых, княжеских усадеб, полей сражений.

Не уберегли часть реликвий лишь однажды: в 1737 году в Москве случился большой пожар, оставивший целыми лишь казну и несколько самых древних экспонатов, хранившихся отдельно от всего. Пострадавшее от огня здание пришлось разобрать, сохранившиеся экземпляры переехали на временное хранение в Теремной дворец. Для страховки пригласили художника, который написал своеобразную художественную летопись. Его рисунки дошли до нашего времени и стали наравне с другими описями – бесценным свидетельством истории.

Война с Наполеоном внесла свои коррективы: казну и все ценности погрузили на корабль и доставили в Нижний Новгород. Два года они там находились под неусыпным контролем.

Вернулись они уже в новое здание, изменился и статус Оружейной палаты: ко всем прочим служащим в руководство государственным хранилищем были введены просвещенные знатоки истории и искусств, и перед посетителями впервые открылись двери.

Здание Оружейной палаты было возведено по приказу Николая I. Он интересовался всем: даже проекты эскизов расположения экспонатов в залах утверждал сам. Он и стал первым посетителем получившего статус музея – дворцового хранилища. Позже двери музея открылись для представителей всех сословий, исключая крепостных. Популярностью у тысячи зевак пользовались не только залы с уникальным оружием, оправленным драгоценными камнями, но и с гардеробом коронационных особ.

Ввел правило все платья непременно после коронации сдавать на хранение в Оружейную палату еще Петр I. Поэтому по ним легко проследить модные тенденции целых эпох. В коллекции 17 нарядов, десять из которых – женские. И это – не самая большая из всех существующих в мире. Например, подобная традиция существовала в Швеции, где хранится самая значительная коллекция королевских одежд. Есть подобные экспонаты в Англии, Австрии и Дании. Но вряд ли где сохранилось подробное описание создания платьев: так называемые кроильные книги составляют отдельную историческую ценность, и все они, наравне с другими описями хранятся в архивном фонде Оружейной палаты.

Главные экспонаты

По аналогии с 7 чудесами света, в Оружейной палате можно выделить 7 уникальных экспонатов:

  • Конечно же, шапка Мономаха. Драгоценный мех соболя окружает узорчатую золотую тулью. Само по себе это красиво. Но шапка имеет еще и огромную историческую ценность.
  • Перо-эгрет с сапфиром. Украшение всадника было преподнесено Екатерине Великой султаном Абдул-Гамидом после заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Перо-эгрет украшает редчайший сапфир желтого цвета.
  • Карета-сани. Сейчас такой комбинацией мало кого удивишь. А во времена Елизаветы Петровны это было новаторское решение. Историки утверждают, что императрица проехала в странном экипаже из Санкт-Петербурга в Москву всего 3 дня. Обычно на такое путешествие тратили около 10 дней. Сохранилось немного возков, елизаветинский – один из них.
  • Мантия из горностаев последней императрицы Александры Федоровны. На парадную одежду пошли шкурки 800 зверьков. И сохранить реликвию было непросто.
  • Большой Сион. Эта дарохранительница раньше использовалась в Успенском соборе Кремля. Уникальность ее в том, что она выполнена в виде православного храма. Дата изготовления – 15 век. Но некоторые исследователи придерживаются мнения, что некоторые элементы раритета намного старше.
  • Оружейный гарнитур Остен-Сакена. Набор вручили парижане губернатору Остен-Сакену в знак признательности за образцовое поведение русских войск в захваченном городе. На рукояти был бриллиант 35 каратов, украденный в 20-е годы ХХ века. При реставрации камень заменили аналогичным.
  • Ленный кубок. По традиции, вассалы подносили своему господину такой кубок, наполненный монетами. Особенность раритета в том, что букашки и лягушки, отлитые из серебра, в момент изготовления были живыми. В Германии 15 века такая техника была распространена.

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Вход в палаты

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector