Храм артемиды эфесской

Достопримечательности Спарты

Памятников периода блистательной славы античного полиса почти не осталось, но к северу от нынешнего города можно осмотреть руины (ежедневно 8:30-15:00; бесплатно). Начните с памятника герою Фермопил царю Леониду – статуя установлена на улице Палеологу. Затем, обойдя футбольный стадион, идите к старому акрополю, самому высокому спартанскому холму. На склоне этого холма находился огромный театр, его очертания легко угадываются даже сегодня, хотя от кладки и следа не осталось – когда спартанцы почувствовали, что мощь города клонится к закату, они использовали весь камень для постройки укреплений, а позднее античный «стройматериал» использовали зодчие византийского Мистраса.

Указатель над театром обращает внимание на фрагмент храма Афины Халкиаку (Атина Халкиойкос – Афина, живущая в медном храме), а на вершине акрополя – развалины византийской церкви X века и монастыря Осьос Никон (Блаженного Никона). Святилище Артемиды Ортии, где спартанских мальчиков подвергали суровым испытаниям, находится недалеко от дороги на Триполис

Римляне построили трибуны для зрителей. Здесь же находятся торговые помещения для публики, собирающейся на представления.

Дальше вы увидите Менелайон (вторник-воскресенье 8:30-15:00; бесплатно), позднее микенское селение и святилище Менелая и Елены, которое находится в 5 километрах к юго-востоку от города. В современной деревне Амиклес, что в 7 километрах к югу от Спарты, находится акрополь и храм Аполлона в Амиклах (рабочий график тот же), который в эпоху римского владычества был самым важным спартанским центром после самого города и местом проведения праздника гиакинфии.

Археологический музей и Музей оливы

В Спарте находится небольшой городской Археологический музей (понедельник-суббота 8:30-45:00, воскресенье 9:30-14:30) на Айос-Никонос. Среди самых интересных экспонатов, найденных на месте святилища, – каменные серпы, которыми награждали спартанскую молодёжь, мраморный бюст бегущего спартанского гоплита, найденный на акрополе, а также стела VI века до нашей эры, покрытая рельефами с обеих сторон. На рельефах изображены, видимо, Менелай и Елена и Агамемнон с Клитемнестрой.

Выставлены также фрагменты эллинистических и римских мозаик и многочисленные статуэтки, глиняные маски и бронзовые идолы из храма Артемиды Ортии. В юго-западной части города находится Музей олив и греческого оливкового масла (среда-понедельник: лето 10:00-18:00; зима 10:00-17:00; 2 €) на Отонос и Амалияс 129. Экспозиция отображает историю, различные особенности технологии выращивания и переработки олив.

Трудные времена Артимесона

В первозданном виде храм Артемиды простоял 200 лет. Величие и роскошь святилища взволновали местного юношу Герострата. Его сверстники, сильные и ловкие, крепкие и мужественные, участвовали в соревнованиях и битвах, и душой Герострата завладела зависть и скорбь. Он – ни умный, ни ловкий, страстно желал славы и решил, что в этом ему поможет Артемида.

Герострат поджег храм. Огонь мгновенно охватил потолок, изготовленный из дорогого ливанского кедра, и вскоре святилище превратилось в гору раскаленных камней. Преступник с гордостью заявил, что хочет оставить в истории память о себе как о величайшем разрушителе.

Суд приговорил его к смертной казни, а разгневанные жители Эфеса постановили навсегда вычеркнуть Герострата из списков и никогда о нем не вспоминать. Древнегреческий историк Феополт, нарушив запрет, оставил в записях имя Герострата как величайшего глупца, который уничтожил одно из чудес света.

Возрождение после пожара

Храм, подожженный летом 356 года, полностью выгорел изнутри, остались закопченные колонны и свод. Деньги на реконструкцию Артимесона дал Александр Македонский. В III веке до н.э.храм возродился, стал более величественным и пышным. Руководил работой Александр Дейнократ, который повысил храм ещё на один уровень.

Теперь гранитные колонны храма возвышались на 22 метра. В центре зала – статуя Артемиды в пышном драгоценном убранстве. Испорченные плиты облицовки заменили другими. Внутренние помещения украсили статуями и драгоценными вазами, которые преподносили посетители.

Благодарные жители города в знак признательности заказали Апеллесу портрет полководца Алесандра Македонского, который разместили в центре храма недалеко от статуи богини. Художник изобразил Македонского в образе Зевса с мечом-молнией в руках. При взгляде на картину складывается впечатление, будто остриё меча выходит за рамки картины, а глаза Зевса следят за перемещением посетителей.

Упадок и разорение

Слава о красоте и сокровищах Артемисона облетела античный мир, и в 263 году до н.э. сюда нагрянули орды готских племен, которые захватили Эфес и разорили святилище.

После завоевания Греции Римской империей храм Артемиды постепенно разрушался. Культ Артемиды сменился поклонением Деве Марии, а разоренное святилище пришло в упадок.

Для украшения церковных постаментов разобрали крышу храма. Потеряв устойчивость, колонны начали падать , и их отправили на постройку Софийского храма. Горожане брали в развалинах Артимесона мраморные плиты для строительства домов. Все, что осталось от храма, поглотило вязкое болото.

В 1426 году Эфес захватили турки, которые обнаружили на месте храма развалины. Завоеватели не стали восстанавливать город, а построили в долине городок Сельчук, используя мрамор древних руин как строительный материал. Теперь на окраине провинциального турецкого городка – болото, поглотившее остатки храма.

Крылатая Артемида [ править ]

Архаическая крылатая Артемида, представленная во многих бывших ветеранов с 8-го по конец 6-го века, дольше всех оставалась здесь как Артемида Ортия. Куклоподобные фигуры богини Артемиды постоянно выставляются с набором крыльев, вместо того, чтобы держать животное в ее руках или рядом с ней. От одной фигурки к другой можно наблюдать множество различий, наиболее важным из которых является дизайн крыльев, а также «поло», однако ни то, ни другое не имеет значения. Тело фигурки постепенно уменьшалось в деталях с течением времени, особенно в структуре крыльев, после чего исчезли голова, палкообразные ноги и новый треугольный каркас. Иногда обнаруживалось, что на некоторых из фигурок, созданных около 600 г. до н.э., в предлагаемых произведениях были написаны послания, посвященные Артемиде Ортии.

Диамастигоз править

Культ Ортии породил διαμαστίγωσιςдиамастигоз (от διαμαστιγῶ / diamastigô , «жестко бить»), где éphēboi подвергались порке, как описано Плутархом , Ксенофонтом , Павсанием и Платоном . На алтарь складывали сыры, взрослые охраняли их плетьми. Молодые люди попытаются поймать их, не боясь кнутов. Это было сделано для того, чтобы подготовить мальчиков в раннем возрасте к жизни, с которой они столкнутся как взрослые, так и солдаты. Это считалось обрядом посвящения.

В римский период, согласно Цицерону , ритуал превратился в кровавое зрелище, иногда до смерти, со зрителями со всей империи. Амфитеатр должен был быть построен в 3 веке нашей эры для размещения туристов. Либаниос указывает, что это зрелище привлекало любопытных еще в 4 веке нашей эры.

Библиография

  • Маски и девушки: женщины и святилище Артемиды Ортии, Торин Саддаби, журнал для студентов бакалавриата по истории и классике: осень 2014 г., ТОМ 6 NO 1M.
  • (На французском) Эдмон Леви, Sparte: histoire politique et sociale jusqu’à la conquête romaine, Seuil, коллекция «Points Histoire», Париж, 2003 г. ISBN 2-02-032453-9
  • Роббинс, Эммет. «Геракл, гиперборейцы и лань: Пиндар», О.Л. «3», Феникс 36.4 (зима 1982 г.), стр. 295–305.
  • Р.М. Докинз (ред.) Святилище Артемиды ОРТИИ В СПАРТЕ (1929).
  • Докинз Р.М. (Ричард Макгилливрей), Святилище Артемиды Ортии в Спарте. (1929), Общество содействия эллинистическим исследованиям, стр. 1871–1955.
  • Ллойд-Джонс Хью, Артемида и Ифигния Журнал эллинских исследований. (1983), 103, стр. 87–102.
  • Храмы, звезды и ритуальные пейзажи, потенциал археоастрономии в Древней Греции. Американский журнал археологии, 115 (1) стр. 55.
  • Аристид, Элий, Аристид в четырех томах. Издательство Гарвардского университета. (1973).
  • Томпсон М.С., Азиатская или Крылатая Артемида. (1909). Журнал эллинистических исследований, 29 (1), стр. 286–307.
  • Фишер-Хансен, Тобиас; Поульсен, Брайт, От Артемиды до Дианы: богиня человека и зверя. (2009). Музей Tusculanum Press.
  • Reesor, Margaret E; Либаниос, Шоулер Бернар, Либаниос. Дискурс Мораукс. De l’insatisfaction (Discours 6) (1975). Классический мир 69 (3) с. 212.
  • Салапата, Джина. Чем больше, тем лучше? Подношения по обету в наборах.
  • Маскетт, Горгина. Подношения по обету из святилища Артемиды Ортии, Спарта, в собраниях Ливерпуля. (2014). Ежегодник Британской школы в Афинах, 109 (1), стр. 159–173.
  • Гимацидис, Стефанос. Пир и приношение богам в древнегреческих святилищах: монументализация и миниатюризация в керамике. (2011). Pallas Revue d’etudes antiques, 86 (1), стр. 75–96.

Популярные темы сообщений

  • Фотосинтез

    Необходимыми компонентами для фотосинтеза, кроме света, являются углекислый газ и вода. Фотосинтез проходит в хлоропластах, зелёных пластидах, которые находятся в растительной клетке. Углекислый газ поглощается листьями из воздуха, а вода — из почвы

  • Папа Римский

    Папой римским называют главу католической церкви. Он наделен не только религиозной властью, но и выполняет функции суверена государства и монарха. Функции папы исключительны и нераздельны.

  • Мимоза

    Одним из самых нежных цветов, которые появляются с наступлением тепла, является мимоза. Большинство считают ее цветком, а в сущности это кустарник. Зовут ее — акация серебристая, а еще по-другому – акация австралийская,

Где находится храм Артемиды в Эфесе?

Добраться до памятника истории можно благодаря многочисленным указателям. Он расположился в Артемисионе.

Туристу нужно повернуть сразу же после того, как он выехал из Сельчука на трассу в Кушадасы. Свернув на первом же повороте, можно легко добраться до места.

Вся прогулка по храму не отнимет больше пятнадцати минут от силы, с прочтением информационного стенда на месте, где раньше располагалось четвертое чудо света — храм Артемиды в Эфесе.

Пройти и посмотреть, где был храм, можно абсолютно бесплатно.

В городе Сельчук стоит зайти в музей истории Эфеса. Там хранятся некоторые находки из храма богини Артемиды.

Преступление Герострата

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным

Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э

Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат — отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) — мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата — Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку — на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла.

Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро — уже к началу III в. до н. э. — при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, — святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны — и их постепенно засосало болото.

Уничтожение святилища

Святое место греков подверглось варварскому разграблению готскими кочевниками в 263 году нашей эры. Однако оно уцелело.

В четырехсотых годах христианские правители решили разрушить храм Артемиды в Эфесе. На месте древней языческой церкви построили новую. Та вскоре была снесена.


Софийский собор

Хватило нескольких десятков лет, чтобы стереть все воспоминания о некогда самом масштабном храме в мире.

О том, где стояло здание, тоже забыли. Только в 1869 году ученый Вуд из Англии нашел его руины. В двадцатом веке откопали фундамент храма. Когда археологи сняли первые камни, то нашли более устаревшую версию античной святыни, которую поджег Герострат.

От гигантского древнего сооружения в сотню колонн теперь практически ничего не осталось. О том, что когда-то на том месте возвышался могущественный храм Артемиды Эфесской, напоминает стоящая в одиночестве полуразрушенная колонна. Ее высота — лишь четырнадцать метров. Время не пощадило еще четыре.

Когда в 1870 году новая английская экспедиция начала работать на указанном Вудом месте, они обнаружили куски фриза и разные небольшие остатки древнего храма. Выкопанные артефакты сейчас охраняются в Британском историческом музее, в Лондоне, а также в музее столицы Турции.

Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание, интересные факты

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

Артемида

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К IIIвеку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте  была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

Культ

Первобытные элементы поклонения

Изображение богини на вотивном подношении из слоновой кости, Национальный археологический музей Афин.

Первоначально культ Ортии был доантропоморфной и доолимпийской религией. Надписи просто указать «Orthia» (или другие варианты , как Orthria), следуя примеру лирике Алкман ( Parthenies , I, v. 61), который также называет его Aotis ( «что зари», v. 87) .

Культ обращен к xoanon (грубое деревянное изображение), которое считается злом. Павсаний (III, 16, 9-11) действительно говорит, что, происходя из Тавриды , он был украден Орестом и Ифигенией . Сводя с ума тех, кто его находит, он убивает спартанцев, приносящих жертвы Артемиде. Только вмешательство оракула позволяет приручить статую. Человеческая кровь проливается на алтарь, который затем принимает человеческие жертвы по жребию. Законодатель Ликург затем заменяет их ритуальным бичеванием эфебов , диамастигозом . Согласно Плутарху ( Жизнь Аристида , 17, 10), это скорее следует рассматривать как воспоминание об эпизоде персидских войн .

Artemis почитается там под Эпиклезисом из Λυγοδέσμα / Lygodésma , буквально «с плетеным галстуком», что предполагает Hobbled статуи, типичную ранних греческих культов. Для Павсания ( там же ), однако, это имя объясняется тем, что ксоанон можно было найти в плетеном кусте, в котором находится статуэтка ортии , то есть «прямо». Ее поклонение включает в себя, помимо порки, индивидуальные танцы юношей и хоровые танцы юных девушек. Для мальчиков приз конкурса — серп, предполагающий аграрный обряд.

Присутствие подношений по обету свидетельствует о популярности культа: глиняные маски, изображающие старух или гоплитов, а также свинцовые терракотовые фигурки, изображающие мужчин и женщин, играющих на флейте, лире или тарелках , или даже верхом.

diamastigosis

Ex-votos из святилища, прототипы животных, Национальный археологический музей Афин.

Культ Орфии приводит к διαμαστίγωσις / diamastigosis (от διαμαστιγῶ / diamastigô , «чтобы кнут жесткого»), порка из ephebes (смотрите выше), описываемый Плутарх , Ксенофонт и Платон . Сыры складываются на алтарь и охраняются взрослыми, вооруженными плетками. Молодые люди должны ухватиться за это, не боясь ударов ресниц. По крайней мере, в римские времена жрица могла контролировать силу ударов: согласно Павсанию (III, 16, 10–11), во время ритуала она носит ксоанон Ортии . Когда одна из кнутов сдерживает удары, чтобы не уродовать симпатичного мальчика или из уважения к его семье, ксоанон должен становиться тяжелее. Затем жрица ругает оскорбившего хлыста.

В римские времена, согласно Цицерону ( Tusculanes , II, 34), ритуал превращался на глазах у зрителей со всей Империи в кровавое зрелище, иногда доходившее до смерти мальчика. Амфитеатр должен быть даже построен в III — го  века для размещения туристов. Libanios указывает на то, что IV — го  века , тем не менее, выставка привлекает любопытных.

Краткое описание, история

Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.

Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.

Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.

Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.

Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:

  • рельеф колонн — Скопас;
  • украшение алтарной части — Пракситель;
  • росписи и фрески — Апеллес.

Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.

Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.

Интересные факты

  • История гласит, что первый храм в честь богини охоты был возведён в середине VI в. до н.э. Гигантские колонны были насажены на колёса и были доставлены к месту возведения с помощью упряжек быков.
  • В 356 г. до н.э. случился пожар, устроенный «одним безумцем», гражданином Эфеса Геростратом, с целью прославиться как величайший разрушитель. Поскольку в храме существовало много деревянных элементов, его внутренние помещения выгорели полностью, остались лишь свод с почерневшими колоннами.
  • К III в. до н.э. на денежные средства, выделенные легендарным полководцем Александром Македонским, храм был успешно восстановлен по первоначальному плану, а само здание было приподнято на высоком ступенчатом основании.
  • Одна из колонн была выполнена известным в ту пору скульптором Скопасом, а алтарь – Праксителем, над росписью и фресками трудился Апеллес. В благодарность Александру Македонскому, в храме был размещён портрет завоевателя с молнией в руке. Работа выполнялась Апеллесом и необычайно реалистичной.
  • В 263 г. храм, как и другие постройки поселения, был разграблен готами (германцами), однако вновь был восстановлен жителями Эфеса. После, во времена правления Феодосия I, провозгласившего православие государственной религией, языческие культы были категорически запрещены, поэтому святилище было закрыто и пришло в упадок.
  • Местные жители, не долго думая, начали разбирать мраморную облицовку храма и его черепицу для своих построек, часть плит была вывезена в Стамбул для строительства Айя-Софии.
  • В результате подобных действий колонны, теряя устойчивость, начали падать, а их обломки постепенно засасывало болото, на котором святыня была возведена. После падения Римской империи Эфес стал подчиняться турецким султанам и постепенно к XV в. богатый и цветущий полис полностью исчез. Спустя 300 лет город возродился под другим названием.
  • В 1869 г. следы постройки были обнаружены английским археологом Джоном Вудом, а вскрыть фундамент удалось лишь в XX в. Под ним были найдены следы первого храма, уничтоженного безумцем Геростратом. Обломки колонн, украшенных рельефами, находятся в Лондоне, в Британском музее, другая часть экспонатов была перенесена в турецкий археологический музей.

Изучение сайта

Святилище открывается в начале XX — го  века по Британской школы археологии , во время его раскопок в Лаконии . В то время на этом месте находились только руины римского театра, в значительной степени разграбленные после основания современной Спарты в 1834 году и на пути к увязанию у реки. Вскоре археологи под руководством Р.М. Докинза нашли греческие останки. Докинз пишет: «  Римский театр смог эффективно защитить (…) большое количество архаических предметов, которые благодаря свету, который они бросают на примитивную Спарту, придавали этим раскопкам огромное значение.  »

Первая кампания раскопок длится пять сезонов, в конце которых Давинкс опубликовал в году « Историю святилища» . Отмечается интенсивное использование стратиграфии . — 1 928 кампания в Спарте также включала очистку эпизод в Orthia в 1928 году.

Особенности создания

У жителей Эфеса была особенная любовь к Артемиде, поэтому они хотели возвести величественный храм, который бы смог выразить все их чувства к богине. Она считалась покровительницей этих мест. Тогда в VI в. до н.э. правителем в городе был богатый и влиятельный лидийский царь Крез. Он выделил большое количество серебряных и золотых монет из своей казны на все расходы по постройке.

Артемида считалась покровительницей Эфеса.

Для создания проекта из Кносса пригласили известного в то время архитектора Херсифрона. Этот греческий мастер вместе со своим сыном приступил к трудной работе, которая требовала тщательной предварительной подготовки.

Основная проблема состояла в том, что Эфес располагался в зоне регулярных землетрясений и здания часто разрушались. Ситуацию усугубляли размеры храма, которые нужно было сделать немаленькими. Но архитектор нашел решение, которое не сразу было понято и принято царем. Херсифрон начал строительство на болотистой почве недалеко от реки. Такая особенность грунта должна предотвратить разрушение здания при природных катаклизмах, служа своеобразным амортизатором.

Чтобы это стало возможным, необходимо было создать правильную основу под здание. Для этого выкопали глубокий и широкий котлован. Его заполнили мягкими материалами, которые не подвергаются процессам гниения (шерсть), а также древесным углем. Только после этого стали возводить каменный фундамент.

Почти на 2 века растянулось возведение храма Артемиды из-за постоянно возникающих трудностей и проблем, которые требовали иногда длительного поиска решения. Задокументирован случай, возникший при возведении мраморных колонн вокруг храма. Их вес составлял несколько тонн, перевозить их на повозках практически не получалось, т. к. колеса утопали в болотистой почве. Благодаря находчивости Херсифрона работа была облегчена. В колоннах делали отверстия, в которые вставляли пруты с деревянными втулками. Их жердями соединяли с бычьей упряжкой, которая везла колонну к храму.

Храм Артемиды сделан из мрамора.

Здание получилось большим, как и планировалось. В длину оно было 115 м, в ширину – 46 м. В качестве материала использовался мрамор, который до этого не украшал храмы Греции. Прежде чем попасть внутрь, нужно было пройти 2 ряда 13-метровых колонн с барельефами. Они защищали от посторонних взглядов главную статую Артемиды, которую создал из эбонита скульптор Эндоиос. Сверху крышу удерживали ливанские кедровые брусья.

Каждый приходящий приносил в дар ювелирные изделия, продукты питания и ремесленные товары. Здесь можно было получить укрытие в случае необходимости. Для этого достаточно было зайти внутрь, оставив все оружие за пределами святилища. Тогда человек попадал под защиту жрецов и богини Артемиды. Любое нападение на него приравнивалось к тяжкому греху и каралось мучительной смертью.

Окончательное разрушение храма и нынешнее состояние

В течение шести веков храм стоял нетронутым, и даже появление христианских миссионеров не помешало проводить там праздники. Но всё изменилось в 268 году н. э. Именно тогда здание пострадало в результате нападения готов. В текстах готских историков содержится рассказ о том, что вожди готов Респа, Ведук и Туруар захватили корабль и прибыли в Азию. Там они грабили большие города. Этой участи не избежал и Эфес, а сам храм Артемиды Эфесской готы подожгли и разграбили.

После этого в истории древнего храма достаточно много белых пятен. Судя по некоторым источникам, его всё же восстановили заново, т.к. можно найти упоминания о проведении обрядов и в более позднее время.

Примерно во времена заката Римской империи храм Артемиды Эфесской был окончательно закрыт в результате преследований язычества, однако точная дата неизвестна.

В качестве даты закрытия храма называют начало или середину V века, иногда указывается более точный год – 407 г. до н.э. Неизвестно, сколько времени с момента закрытия прошло до полного разрушения. Но культ Артемиды за это время был предан почти полному забвению. Имя богини стёрли со всех надписей, которые встречались по городу. Культ оказался под запретом.

Украшения храма разобрали и вывезли из Эфеса, их использовали при строительстве других сооружений. Например, колонны святилища перевезли в Константинополь (современный Стамбул), где они нашли своё место в Соборе Святой Софии. В самом городе установили скульптуры и другие элементы храма.

Руины храма были найдены в 1869 г. при проведении раскопок, которые финансировал Британский музей.

Эти раскопки продолжились в 1904-1906 гг., во время которых были найдены другие фрагменты. Многие из найденных сокровищ и скульптур перевезли в сам Британский музей, где была организована «Эфесская комната».

До настоящего момента от древнего храма сохранилась только одна-единственная колонна. Таким образом, храм Артемиды Эфесской пополнил список чудес света, навсегда стёртых с лица земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector