Храм артемиды в эфесе

Уничтожение святилища

Святое место греков подверглось варварскому разграблению готскими кочевниками в 263 году нашей эры. Однако оно уцелело.

В четырехсотых годах христианские правители решили разрушить храм Артемиды в Эфесе. На месте древней языческой церкви построили новую. Та вскоре была снесена.


Софийский собор

Хватило нескольких десятков лет, чтобы стереть все воспоминания о некогда самом масштабном храме в мире.

О том, где стояло здание, тоже забыли. Только в 1869 году ученый Вуд из Англии нашел его руины. В двадцатом веке откопали фундамент храма. Когда археологи сняли первые камни, то нашли более устаревшую версию античной святыни, которую поджег Герострат.

От гигантского древнего сооружения в сотню колонн теперь практически ничего не осталось. О том, что когда-то на том месте возвышался могущественный храм Артемиды Эфесской, напоминает стоящая в одиночестве полуразрушенная колонна. Ее высота — лишь четырнадцать метров. Время не пощадило еще четыре.

Когда в 1870 году новая английская экспедиция начала работать на указанном Вудом месте, они обнаружили куски фриза и разные небольшие остатки древнего храма. Выкопанные артефакты сейчас охраняются в Британском историческом музее, в Лондоне, а также в музее столицы Турции.

Историческая справка

Поселение в этом месте было основано ещё во времена Микенской цивилизации в XVI веке до н. э. Носило оно название Апаша. В XIII веке до н. э. наступили «тёмные века». Новая информация о городе появилась только в источниках VIII века до н. э.

В эпоху Классической Древней Греции Эфес становится полисом (городом-государством) и входит в Ионическую лигу. В VI веке до н. э. был завоёван лидийский царём Крезом, а затем персидской династией Ахеменидов. Но на самом поселении и на благосостоянии его жителей это никак не отразилось, так как город находился у моря и являлся морским торговым портом.

В эпоху эллинистических государств контролировался династией Птолемеев, а затем Селевкидов. В 129 году до н. э. попал под контроль Римской республики и достиг в этот период наивысшего расцвета. В 27 году до н. э. первый римский император Август сделал поселение столицей проконсульской Азии, а численность его населения достигла 60 тыс. человек.

Славился город храмом Артемиды, построенным в VI веке до н. э., библиотекой Цельсия и театром на 25 тыс. зрителей. На его сцене помимо спектаклей проводились и гладиаторские игры. В 263 году нашей эры город подвергся нападению готов и был разрушен.

Втрое возрождение наступило при императоре Константине в 395 году. Византийцы перестроили большую часть портового поселения, и оно играло важную роль в V и VI веках. А во времена императора Юстиниана I была построена базилика Святого Иоанна. В 614 году городские строения были частично разрушены землетрясением.

В VII веке важность города как морского порта начала снижаться. Причиной стало заиливание гавани

Работы по углублению дна проводились, но это мало помогало. Как результат, береговая линия отдалилась от Эфеса, и тот перестал считаться портом.

С потерей доступа к Эгейскому морю люди начали покидать поселение. Храмовые постройки стали использовать в качестве строительных блоков для новых домов. Мраморные скульптуры измельчили в порошок, чтобы сделать известь для штукатурки. Вскоре пришли арабы, что ускорило падение когда-то крупного коммерческого центра. Когда город завоевали турки-сельджуки в 1090 году, он уже представлял собой маленькую деревню.

Короткий расцвет наступил в XIV веке при сельджукских правителях. В это время были построены мечеть Иса Бей, караван-сараи и турецкие бани (хамам). Но во второй половине XV века о городе окончательно забыли, и он был заброшен людьми.

Артемида, как богиня деторождения и плодородия

Сразу скажем, у греков за плодородие отвечала Деметра, а Илифия отвечала непосредственно за роды, так что в случае с Артемидой имеется в виду ее косвенная роль в тех или иных делах. Кроме того, эти направления также раскрывают двойственный характер богини.

Так, например, богиня отвечала за деторождение, хотя сама дала клятву навсегда остаться девственницей. Более того, всех, кто хотел посягнуть на ее честь, будь то силой или хитростью – погибали жестокой смертью. Это одна из 3 богинь, которые не рожали детей и единственная, у которых не было даже воспитанников.

Опять-таки, до нас дошли сказания о том, что женщины Эллады часто приносили Артемиде жертвы и дары, дабы испросить у нее легких родов. Кроме того, и мужчины, и женщины задабривали богиню перед свадьбой. Считалось, что Артемида будет защищать их брак, а также покровительствовать их детям. Но есть также и легенды, в которых говорится о том, что Артемида любила наблюдать за умирающими животными. Более того, она часто проявляла сострадания и людей на предсмертном одре. Считалось, что она облегчает муки умирающих.

Что касается отношения Артемиды к плодородию, то об этом говорит статуя Артемиды Эфесской, где она изображается с необычными украшениями на груди, по форме и внешнему виду напоминающими виноградинки. Однако сами греки истолковывают это иначе, называя «бусинки винограда» «сосцами», что также символизирует плодовитость, во всех ее отношениях.

Гибель первого храма

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.
Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.

Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

Величие храма


Храм в период расцвета

Артемиссион украшали самые знаменитые художники и скульпторы. Пракситель из Афин работал над барельефами, а Скопас выполнил резьбу на колоннах. Эфесский художник Аппелес написал несколько великолепных картин. Таким образом, храм Артемиды Эфесской стал самой яркой античной достопримечательностью на землях Анатолии. Его картинная галерея не уступала собранию живописи в стенах Афинского Акрополя.

Однако, святилище использовалось не только в качестве музея и местом религиозных таинств. Он одновременно был и сокровищницей, и банком. Свои богатства храму доверяли не только состоятельные частные лица, но и само государство. Однажды, прославленный полководец Ксенофонт, отправляясь в поход, оставил в храме большую сумму денег. Служители имели право распоряжаться деньги во время его отсутствия, а в случае гибели вся сумма досталась бы храму. Удача была на стороне правителя, он вернулся из похода целым и невредимым. Деньги были ему возвращены. В честь благодарности он построил в Греции уменьшенную копию эфесского храма. Строительство было организовано на сохраненные деньги.

Спустя много лет уже во втором столетии нашей эры святилище не утратило ни своей популярности, ни своего значения. В это время Эфес стал столицей римской провинции Азия. Все жители Рима единогласно признали храм сокровищницей государства. Римский писатель Д. Хризостом в своих произведениях писал, что храм Артемиды – это священное место. Сюда приносят на хранение деньги жители и правители Рима. В его строительство и благоустройства вложены средства не только эфесцев, но и иностранных царей, городов и государств. Вряд ли найдется смельчак, который захочет прийти и осквернить это место. Несмотря на то, что было много войн, город неоднократно завоевывали, никто не позарился на великое святилище.

Часто задаваемые вопросы
Кто разрушил храм? После того, как Рримская империя пришла в упадок, ее территории частично захватили готские племена. Они разворовали святыню. А дальше, когда пришло христианство, мрамор со стен храма стали использовать для строения домов и возведения небольшой церкви.

Храм Артемиды в Эфесе – третье из всемирно признанных семи чудес света

В список семи древних чудес света входят самые известные памятники искусства Древнего мира. За красоту, уникальность и техническую сложность они получили названия чудес. Список менялся со временем, однако число входящих в него чудес оставалось неизменным. По некоторым версиям, автором классической версии списка считается древнегреческий инженер и математик Филон Византийский, живший в III веке до н. э.

Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным курортом Кушадасы. Это к Юго-западу от Измира, к югу от Бурсы, к северу от Мармариса и к востоку от Памуккале.

В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии еще в XII веке до н.э. Покровительницей города была Артемида — дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона.

Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом — покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц.

Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Жители Эфеса вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги в займы. Старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот «банка» Артемиды.

Интересные факты


Реконструкция храма

  1. Храм Артемиды был возведен совместными усилиями. Одни участвовали финансово, другие приходили к зданию и предлагали свои умения, третьи – стремились привнести новые технологии в строительство.
  2. На территории храма все посетители и постояльцы получали защиту. Но только при условии, что человек пришел с миром и без оружия. Греки – это народ, который питает страсть к мистике, легендам и мифам. Самые популярные из них:
  3. Считается, что отыскать мрамор для возведения стен помогли бараны. Два самца затеяли битву. В какой-то момент один ударил рогами по скале. От нее откололся кусок идеально белого камня. Так была решена проблема, из чего возводить стены.
  4. Еще одна сложность, с которой столкнулись архитекторы – это способ доставки колонн. Дело в том, что их внушительный размер и огромный вес вдавливали повозки. Тогда колонны решили обшить деревом, и закрепить прутья. Колонны тащили самые выносливые буйволы.
  5. Каменная балка порога и колонны, поставленные в идеально ровное вертикальное положение, – еще одна загадка храма. Не иначе, как сама богиня приложила свою руку к возведению святилища.
  6. Кроме пятнадцати метровой статуи Артемиды, в храме была еще одна интересная достопримечательность. Это картина античного художника. На ней в образе Зевса изображен Александр Македонский. В руках у него молния. Но интересна она не только этим. Картина написана так, словно молния выходит за рамки полотна, а глаза полководца следят за посетителями, в какой стороне они бы не находились.

Вопрос эксперту
Почему храм возвели на болоте? Такая местность была выбрана неспроста. Болотистый грунт должен был поглощать подземные толчки, чтобы уберечь храм.

Сохранить память о столь грандиозном строении античного времени удалось только благодаря трудам археологов и историков. К сожалению, полностью воспроизвести строение не представляется возможным. На сегодняшний день туристам доступна экскурсия только к месту, где некогда возвышался великий храм. Даже несмотря на то, что здесь остались только руины, туристы с восторгом отзываются о посещении достопримечательности.

Интересны ли вам объекты античной культуры?
Конечно, это места с богатой историей
0%

Иногда интересно посмотреть, особенно если с достопримечательностью связаны интересные истории 0%

Нет, мало интересного смотреть на развалины 0%
Проголосовало:

Яндекс Новости

Google Новости

Литература

  • Комментарий Г. А. Тароняна в кн.: Плиний Старший. Естествознание: Об искусстве. М.: Ладомир. 1994. С. 762—767.
  • Arnold, Irene Ringwood. Festivals of Ephesus (англ.) // American Journal of Archaeology (англ.) : journal. — 1972. — Vol. 77, no. 1. — P. 17—22.
  • Bammer, Anton. A Peripteros of the Geometric Period in the Artemision of Ephesus (англ.) // Anatolian Studies (англ.) : journal. — 1990. — Vol. 40. — P. 137—160. — DOI:10.2307/3642799.
  • LiDonnici, Lynn R. The Images of Artemis Ephesia and Greco-Roman Worship: A Reconsideration (англ.) // Harvard Theological Review (англ.) : journal. — 1992. — Vol. 85, no. 4. — P. 389—415.

Храм Артемиды Эфесской

Реконструкция святилища.

Самым прекрасным и известным храмом считается храм Артемиды Эфесской. Находится он в одноимённом городе Эфесе. Храм считается не только одним из величайших памятников древнегреческой истории, но также одним из Семи чудес света.

Сейчас это место располагается в Турции, провинция Измир, около города Сельчук на юге страны.

Место в Эфесе, где он построен, стало священным ещё в архаическую эпоху, когда там были построены несколько святилищ, так называемых теменосов. Храмы богини Артемиды в Эфесе, построенные в разные эпохи, насчитывали три святилища. Первым был темнос. Темносами называли место обитания бога, куда человек мог прийти с молитвами и подношениями. Часто так именовали священные рощи, посвящаемые греческим небожителям.

Храм Артемиды Эфесской пережил три этапа и имеет очень богатую историю. Самый первый храм Артемиды появился в бронзовом веке. Поэт и учёный Каллимах из Александрии писал в своём гимне, посвящённом Артемиде, что храм был выстроен амазонками. Эти девы-воительницы действительно находились под покровительством Артемиды Эфесской, так как и правда были похожи по образу жизни на описание самой богини. Однако раскопки, проведённые в тех местах в Эфесе, не выявили следов амазонок.

Устройство второго храма

Второй храм, построенный на месте первого, по сути был не восстановленным святилищем, а совсем новым зданием. Размеры его тоже стали больше. Проект был создан примерно в 550 году до н. э. Через два века его завершили архитекторы Деметрий и Пеоний. Начали же строительство архитектор Херсифрон и его сын Метаген.

Второй храм Артемиды в Эфесе был, предположительно, самым первым греческим храмом, который был возведён из мрамора.

С выбором именно этого материала была связана интересная легенда. Именно перед тем, как храм был воссоздан, эфесцы обнаружили рядом с городом собственные залежи мрамора. Но перед этим во время обсуждения строительства храма горожане хотели привезти материал из других мест, где были его месторождения.

В это же время пастух по имени Пиксодар пас своё стадо овец рядом с городом. Два барана затеяли драку, но, когда понеслись друг на друга, не столкнулись, разминувшись на пути. Одно из животных ударилось с силой рогами о скалу. Отколовшийся кусок был ослепительно белого цвета. Это был осколок мрамора. Пастух поспешил с находкой в город, и судьба древнего храма была решена. Здание решили возвести из мрамора, что начали добывать прямо рядом с Эфесом.

В центре храма находилась целла, внутреннее помещение, где непосредственно устанавливалась статуя божества. Ещё одним важным элементом сооружения стали колонны. Они возвышались на 13 метров и стояли в два ряда. В результате эти сооружения опоясывали храм и составляли церемониальный проход к самому святилищу. Многие колонны являлись сами по себе украшениями, ведь на них изображались прекрасные барельефы.

Предыдущий храм не сгинул бесследно. Раскопки показали, что самое первое здание было частично использовано для строительства нового. Так, археологи, изучая низ колонн, обнаружили, что они и правда раньше стояли в разрушенном святилище. Каждая колонна была изменена так, чтобы подходить под второй храм. Поэтому даже писатели древности не знали об этом.

Эфес быстро прославился благодаря этому великолепному храму. Святилище стало достопримечательностью, куда стекались все гости города. И это были не только путешественники и купцы. Правители других государств тоже посещали храм, подносили в качестве даров драгоценности и товары. В некоторых текстах упоминается, что здание также служило и убежищем. Там можно было укрыться от преследования или наказания.

Храм в реконструкции.

Рождение близнецов

Богиня охоты Артемида и ее брат Аполлон были детьми самого Зевса и его прекрасной супруги. Когда Зевс влюбился в Лето, его ревнивая жена Гера стала ее преследовать через дракона Пифона. Он гнал Лето из одного места в другое, и ни одна страна из-за боязни чудовища не решалась приютить богиню.

Но нашелся маленький каменистый остров Астерия, который дал ей пристанище, так как Лето пообещала прославить его за это, построив здесь великолепный храм. На этой земле и родились близнецы – Аполлон и Артемида. Родившись первой, дочь помогла матери, приняв роды. Так богиня-дева стала помощницей рожениц.

Остров Астерия стал зеленым и красивым и получил новое имя Делос, от греческого «появляться». Сдержав обещание, Лето основала на Делосе храм Аполлона, известный во всей Греции.

Второй храм

После гибели деревянного храма прошла сотня лет, и жители Эфеса решили посвятить богине новый, из белоснежного мрамора. Ценный камень в окрестностях этого города долго обнаружить не удавалось, но делу помог курьёзный случай. Однажды пастух по имени Пиксодор пас своё стадо среди скал неподалёку от Эфеса, как вдруг два барана затеяли драку. Они помчались навстречу друг другу, но промахнулись, и один из них с разбегу ударился о скалу. Да с такой силой, что от неё отлетел осколок, одна из сторон которого сияла белизной. Пиксодор поднял камень, осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. В руках, как оказалось, он держал… кусок мрамора. Горожане от такой новости пришли в восторг, облачили пастуха в дорогие одежды, и принёсший благую новость дотоле никому неизвестный Пиксодор превратился в местную знаменитость. Храм решено было построить на болотистой почве, в семи километрах от города. Автором столь необычного решения был знаменитый в то время архитектор Херсифрон, победивший в конкурсе на лучший проект святилища Артемиды. Херсифрон здраво рассудил, что мягкая болотистая почва послужит хорошим амортизатором при частых в этих краях землетрясениях. Строительство храма, начавшееся в 550 году до н.э., оказалось сплошной головоломкой. Чего стоила, к примеру, проблема доставки по болоту мраморных колонн! Какие только повозки не конструировали строители, но под тяжестью груза они непременно увязали. Однако Херсифрон нашёл гениальное решение проблемы. В торцы стволов колонн были вбиты металлические стержни, на которые надели деревянные втулки. К втулкам крепились оглобли, за которые быки влекли за собой груз. Колонны превратились в многотонные валики, которые катились за тянущими их десятками быков, заодно утрамбовывая дорогу. Херсифрону не суждено было завершить строительство святилища. После его смерти обязанности главного архитектора перешли к его сыну Метагену, а когда и тот отошёл в мир иной, храм достраивали Пеонит и Деметрий. Сроки окончания строительства в разных источниках сильно разнятся: можно встретить датировки от 450 года и заканчивая 380 годом до н.э. Храм получился огромным: его длина достигала 110 метров, а ширина — 55. По периметру его окружало два ряда колонн 18-метровой высоты. Двускатная крыша была сделана не из черепицы, как в более ранних святилищах, а из мраморных плит. Однако, как этот храм был украшен, как выглядела 15-метровой высоты статуя Артемиды, доподлинно неизвестно. Доктор исторических наук, лауреат Государственной премии СССР Игорь Всеволодович Можейко, который известен читающей публике под псевдонимом Кир Булычёв, например, призывал не верить авторам, которые в деталях описывали резные колонны храма, многогрудую статую Артемиды и все прочие подробности, поскольку все деяния Херсифрона и его преемников усилиями Герострата стали жертвой всепоглощающего огня.

Упадок


Одинокая колонна в Эфесе

В 263 году слава о красоте и богатстве римской достопримечательности сыграла против нее самой. К этому времени великое государство уже потеряла былое могущество и не могло в полной мере отстаивать свои границы. Этим воспользовались готские племена. Они захватили Эфес и разграбили святое место.

Спустя некоторое время в Малую Азию пришло христианство. Культ греческих божеств сменился поклонением святой Деве Марии. Некогда великое строение теперь воспринималось не более, чем языческое капище. Наместники позволяли жителям брать из развалин храма мраморные плиты, для возведения своих домов. Из обломков эллинского храма построили небольшую церквушку. Неприметная византийская часовня стоит здесь и по сей день.

Болотистая земля, на которой было возведено здание и которая, по задумке архитектора должна была защищать от землетрясений, внесла свою лепту. Все, что осталось от храма, ушло под грунт. Вязкое болото распространилось не только на территорию храма, но и заполонило порт. Сегодня от Средиземноморского побережья город Эфес отделяет более 5 км суши.

Лишившись выхода к морю, город быстро пришел в упадок. Когда эти земли перешли во владение турецкого государства, здесь были сплошные руины. Новые владельцы не стали восстанавливать город, а на его месте образовали поселение Сельчук. Для возведение нового населенного пункта использовали камень из эфесских руин. Теперь болото, которое поглотило развалины храма, находится на окраине провинциального турецкого городка.

Пока их не обнаружили, никто не мог точно сказать, в каком именно месте находилось святилище. Обнаружение точного местонахождения древнего чуда света человечество обязано архитектору Джону Вуду. Он работал в Британском музее. Свои поисковые работы он начал в 1863 году и продолжал еще несколько лет.

Разгадку тайны нахождения храма Артемиды подсказала надпись, обнаружена при раскопках театра в Эфесе. Там было указано, что святилище лежит по направлению Священной дороги прямо на севере. Джон смог убедить правление города откачать грязь и воду из болота. Именно там, на глубине более 6 метров и был обнаружен каменный фундамент и следы священных комнат, сожженные Геростратом.

Кто построил храм Артемиды

Согласно легенде, древний храм Артемиды был построен легендарными амазонками, которые считались также и основательницами города. В VI веке до н. э. жители города решили построить новый храм, который красотой и величием превосходил бы все предшествующие святилища.

Возведение храма было поручено архитектору Херсифрону из Кносса. Он предложил проект гигантского мраморного диптера (тип храма, при котором святилище опоясывалось двумя рядами колонн). Выбор в качестве материала белого мрамора отчасти обусловлен тем, что именно в тот период залежи белого мрамора были обнаружены недалеко от Эфеса.

Витрувий рассказывает об этом так: «Когда эфесские граждане задумали построить Диане храм из мрамора и обсуждали, доставлять ли его из Пароса, Проконнеса, Гераклеи или Фасоса, случилось, что пастух Пиксодар погнал своих овец пастись на это самое место; и там два бежавших друг другу навстречу барана проскочили один мимо другого, и с налету один из них ударился о скалу, от которой отскочил осколок ослепительно белого цвета. Тут, говорят, Пиксодар бросил овец в горах и бегом принес осколок в Эфес в самый разгар обсуждения помянутого вопроса».

Храм предполагалось построить возле устья реки Каистр, где почва была влажной и болотистой. Подобный выбор был обусловлен желанием предохранить храм от часто случающихся в Эфесе землетрясений. По предложению Херсифрона был вырыт котлован, в который насыпали смесь древесного угля и шерсти. Затем началась закладка фундамента.

Длительное стороительство

По преданию, строительство Артемисиона продолжалось 120 лет. В нем, так или иначе, принимали участие все города Малой Азии. Херсифрон умер, когда работы были в самом разгаре. Какая именно часть была построена при нем, точно неизвестно. Сведения древних авторов на этот счет противоречивы. Ученые сходятся лишь в том, что он успел закончить основное здание и колоннаду.

Строительство верхней части храма продолжил его сын Метаген. Возведение этого сооружения способствовало совершенствованию техники строительного дела и появлению новых, неизвестных ранее приемов. Метаген также не дожил до завершения грандиозного объекта. Закончили постройку храма архитекторы Пеонит и Деметрий. Артемисион вызывал восхищение у всех, кто его видел. Правда, простоял он недолго, около 100 лет.

Грек сжегший храм Артемиды

В 356 году до н. э. некто Герострат, житель Эфеса, решил оставить свое имя в анналах истории, уничтожив главную святыню Малой Азии. Он поджег храм. Здание было сильно повреждено. Крыша рухнула, колонны и стены обгорели. Весть о гибели Артемисиона потрясла весь эллинистический мир. Существует легенда, что в тот день, когда был уничтожен храм Артемиды Эфесской, родился Александр Македонский.

Жители всех ионийских городов приняли совместное решение нигде и никогда не произносить имя Герострата. Но как видите, мы знаем это имя, Герострат увековечил свое имя!

Писатели не должны были упоминать его даже во время рассказа о пожаре в храме. Тем самым они хотели, чтобы желание Герострата прославиться, толкнувшее его на уничтожение величайшей святыни, не было исполнено. Тем не менее имя его осталось в истории, но это не та слава, которой стоит гордиться. Не случайно выражение «геростратова слава» стало синонимом известности, достигнутой путем преступления или какого-либо неблаговидного поступка.

Жители Эфеса не могли смириться с гибелью храма и решили начать сбор средств на его восстановление. Горожане щедро отдавали сбережения и драгоценности. Храм отстраивали заново по прежнему плану, но он был поднят на более высокое ступенчатое основание, для того чтобы святилище не затерялось среди тех зданий, которые были сооружены после его разрушения.

Артемида

Богиня материнства, охоты, храбрости и отваги была любимицей всех жителей греческого государства. Каждый древний полис строил в честь нее святилища. Греки подносили щедрые дары богине, устраивали пиршества.

Артемида была прекрасной сестрой Аполлона, бога солнца и музыки. Их отцом был могущественный покоритель молний — Зевс.

Богине молились верные жены, чтобы она защитила мужей в бою и подарила потомство, а также воинственные амазонки. Они избрали Артемиду своей главной покровительницей.

Эфес был одним из центральных городов культа вечно юной охотницы Артемиды. Здесь и было решено начать строительство ее храма.

Легенды, связанные со строительством Храма Артемиды Эфесской

Подобно любой конструкции античной древности, Храм Артемиды Эфесской окутан легендами. Если верить одной из них, история появления храма начинается со столкновения двух баранов, которым не хватило разума разойтись мирным путем, и один из них на скаку врезался крепкими рожками в скалу. Силы удара она не выдержала, и от нее отвалился кусок. Пастух, ставший свидетелем стычки баранов, разглядел на скале срез белейшего мрамора. Вскоре после этого события правитель Эфеса принял решение о строительстве храма, и мрамор для этой цели брался из указанного места, а сам пастух, именовавшийся Пиксодором, в дальнейшем был внесен в Евангелие как тот, кто принес народу благую весть.

А вот еще одна история, относящаяся к строительству храма напрямую. Из-за того, что его возведение было намечено рядом с рекой Каистрой, находящейся в окружении болотистых почв, все дополнительные работы велись в 12 км от самой платформы строительства. Тяжелейшие и громадные по размеру колонны, предназначенные для храма, имели проблемы со своей транспортировкой. Но архитектор Харсефрон и тут проявил изобретательность, предложив сделать отверстия в обоих концах колонн. В эти отверстия были вставлены прутья из металла, к которым были приделаны колеса. Так и доставлялись неудобные колонны на платформу будущего храма – на колесах, но быками, упорно перемещавшими их с помощью тросов.

Однако не успел талантливый Харсефрон довести начатое до конца полностью – ему не хватило жизни. Дело продолжил архитектор Метаген – его сын. Как бы там ни было, но примерно к 430 году до н.э. возведение храма все же было окончено, а на обозрение городских жителей и гостей Эфеса предстали более тысячи наименований скульптур, созданных самыми известными художниками. Конечно, большинство скульптур было представлено фигурами амазонок, ведь, если верить очередной античной легенде, именно они в свое время основали город Эфес.

О том, смог ли Храм Артемиды в Эфесе пополнить бюджет города, можно сказать следующее. Учитывая его местонахождение на главном экономическом перекрестке, с самых первых дней от начала своего существования храм был примечателен для всех жителей и гостей города, которые не скупились на пожертвования. А оставляли они их в виде самых дорогих товаров и ценных ювелирных изделий.

Храм в последующие эпохи

В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.

Мраморную облицовку храма стали растаскивать на разные нужды, была также разобрана и крыша, что нарушило единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под болотной жижей и речными наносами скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Несколько лет потребовались английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним обнаружились следы храма, сожжённого Геростратом.

В настоящее время на месте храма стоит одна-единственная колонна, восстановленная из обломков.

История нимфы Каллисто

Однажды Зевс влюбился в нимфу Каллисто (буквально — «прекрасная»), которая в числе прочих сопровождала Артемиду во время охоты и дала обет навсегда остаться девственницей. Через некоторое время Артемида узнала, что Каллисто ждет от Зевса ребенка, и была в ярости от этого.

По одной из версий мифа, богиня застрелила нимфу из лука. По другой – изгнала ее в горы, а после того, как Каллисто родила сына Аркада, разгневалась еще сильнее и превратила свою бывшую спутницу в медведицу.

Когда Аркад вырос, он стал знаменитым охотником и однажды в лесу хотел застрелить медведицу, не зная, что это его мать. Зевс не мог допустить этого, он вознес Каллисто и Аркада на небо, превратив их в два созвездия – Большую и Малую Медведицу.

Краткое описание

Храм был крупнейшим святилищем древнего мира и его размеры действительно впечатляют: в длину сооружения составляло 110 метров, а в ширину – 55. Крыша постройки подпиралась 127 массивными 18-метровыми колоннами. Стены и крыша храма, возведённого в честь юной богини, были оформлены плитами из мрамора.

Для возведения святыни было выбрано довольно странное место – на болоте. Это объясняется тем, что в ту пору здания часто разрушались в результате мощные землетрясений, в связи с чем архитектором было принято решение строить храм в болотистой местности в надежде, что в случае подземных толчков храм останется невредимым. Однако такое предположение было ошибочным. Почти все остатки грандиозного сооружения ушли на дно. Не помогло даже то, что вырытая на болоте яма была наполнена шерстью и углем.

Внутренние стены храма были украшены скульптурами и рельефами. В его центральной части располагалась 15-метровая скульптура Артемиды, выполненная из слоновой кости и чёрного дерева, на одежде богини изображались животные.

Кто такая Артемида

На одном греческом острове у богини Лето родились дочь Артемида и сын Аполлон. Их отцом был повелитель Олимпа Зевс. Это определило дальнейшую судьбу детей, которые заняли свое законное место среди мифических личностей.

Точное значение имени Артемида неизвестно, предполагается, что так называют повелителей медведей. И это неслучайно, т. к. девушка была богиней охоты, всегда ходила с луком и стрелами по лесам среди диких животных. Внешне она выглядела грациозной и хрупкой, что не мешало ей наводить порядок в природе и наказывать разбойников.

Кроме того, Артемида следила за целомудрием девушек и считалась символом плодородия, у нее просили детей.

Все это позволило богине стать популярной среди разных слоев населения и быть любимой многими. Почти в каждом древнегреческом городе строили храмы в ее честь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector