Храм, бассейн, снова храм: как менялся главный кафедральный собор россии

Содержание:

Правила посещения храма

Как и в других храмах из уважения к религиозной традиции, необходимо соблюдать некоторые важные правила:

  • Одежда: мужчины не могут войти в шортах. Женщинам рекомендуется надевать на голову платок или палантин (на всякий случай возьмите их с собой в сумку). Плечи должны быть прикрыты, как у мужчин, так и у женщин. Не рекомендуется носить одежду с декольте и мини-юбки.
  • Мессы: посещение православного храма туристами и блуждание по нему во время религиозной службы является дурным тоном. Литургия очень тихая, медитативная, сосредоточенная и ритуальная, поэтому необходимо соблюдать тишину в храме. Также не следует забывать, что верующие всегда стоят вместе во время службы.
  • Фотографирование внутри не допускается.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

«Сему месту быть пусту»

История Алексеевского монастыря уходит в XIV век, когда московский митрополит Алексей Федорович Бяконт (воспитатель Дмитрия Донского и фактический правитель при малолетнем князе) решил основать первую в городе женскую обитель. Размещался монастырь за ручьем Черторыем ближе к Крымскому броду и был освящен в честь зачатия святой Анны, почему именовался Зачатьевским. Первыми же обитательницами его стали родные сестры митрополита Алексия, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Монастырь стоял двести лет. В XVI веке он не раз подвергался разграблению крымчаков и ногайцев. После очередного разгрома и пожара на старом месте его решили не восстанавливать, а перенести под защиту крепостной стены Белого города. Так он и оказался на Волхонке, возле Пречистенских ворот. При строительстве новых зданий возвели храмы и в честь Алексия, человека божьего, и в честь зачатия святой Анны. Но в народе новый монастырь теперь именовали Алексеевским. В 30-е годы XVII века мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин по царскому указу и в благодарность за рождение долгожданного наследника (будущего царя Алексея Михайловича) построили в обители небольшой, но изящный двухшатровый храм, считавшийся одной из самых красивых церквей столицы. Вскоре строительство храмов такого типа было запрещено патриархом Никоном как не соответствующее канону, и собор Алексеевского монастыря стал совершенно уникальным.

Картина Карла Рабуса «Алексеевский монастырь»

Фото: commons.wikimedia.org

Культ личностей: питерский Большой драматический и его легенды

С историей театра связаны имена Блока, Горького и, конечно, Товстоногова

Но, несмотря на 400-летнюю историю, монастырь решили снести, а сестрам приказали переселяться в район Красного села (район нынешнего метро «Красносельская»). Существует легенда, что, когда монахини отстояли последнюю службу, настоятельница обители игуменья Клавдия повелела приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора старому дубу. Выдворять ее пришлось силой, и в разгар этой безобразной сцены игуменья изрекла проклятие: «Сему месту быть пусту!».

Строительный коллапс

Пока не загорится: как небрежное отношение к старине может привести к трагедии

И кто должен отвечать за возрождение малых городов

Война подточила финансы государства — казна была почти пуста. Объявили всенародную подписку, надеясь на помощь разных слоев общества. Однако сбор пожертвований шел вовсе не так активно, как ожидалось, и лишь через несколько лет была собрана сумма, позволявшая начать работу, да и та в основном была внесена императором. В пятилетие начала отступления французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Присутствовал император с семьей, двор, герои недавних сражений, иностранные гости. На мероприятие собралось около 400 тыс. москвичей — добрая половина города. «Протоиереев было более 30, священников около 300, а диаконов около 200… два хора певчих — придворные и синодальные… в лучших и богатейших облачениях». Витбергу по такому случаю был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест, он получил звание академика архитектуры, потомственное дворянство и фамильный герб. Зодчий принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром, и именно под этим именем он вошел в историю русской архитектуры.


Фрагмент «Плана столичного города Москвы», выполненного в 1819 году офицерами Военно-топографического депо, с указанием места предполагаемой постройки храма Христа Спасителя на Воробьевых горах

Фото: commons.wikimedia.org

За стенкой кремля: как живется в доме-памятнике в Суздале

Обитатели исторических казематов обязаны делать ремонт своими силами и за свой счет, а удобств нет даже во дворе

Как и предсказывали некоторые специалисты (например, полковник Николай Иванович Яниш), строители столкнулись с огромными сложностями. Дело в том, что глинистые и песчаные почвы под нагрузкой «плыли» вниз по склону, из-за чего пришлось вести масштабные и очень дорогостоящие инженерные и земляные работы. На них ушли практически все имевшиеся средства, но видимого результата не было — за семь лет не удалось закончить даже «нулевой цикл». Император продолжал верить в своего крестника и поддерживал его, но в 1825 году Александра I не стало.

Взошедший на престол Николай Павлович создал комиссию — «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. Вошедшие в нее известные инженеры и архитекторы после серьезных исследований вынесли вердикт — строить на краю Воробьевых гор нельзя, почвы и дальше будут «плыть» по склону. 11 мая 1827 года сенат издает указ: «Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество — передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова». При передаче дел выявилась огромная недостача — исчез почти миллион рублей. Началось следствие, тянувшееся семь лет. Личной корысти Витберга выявлено не было, тем не менее зодчего обвинили в недогляде за вороватыми подрядчиками и сослали в Вятку. Имущество его конфисковали. Остаток жизни императорский крестник провел в бедности и безвестности, перебиваясь случайными заработками.

Фото: commons.wikimedia.org

Раскрашенная гравюра А. Афанасьева «Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах 12 октября 1817 года»

Проект первого московского Храма Христа Спасителя

Первым мысль о закладке обетного храма, должного символизировать победу в войне 1812 года, озвучил генерал Кикин, бывший сподвижником Александра I. Императору идея пришлась по душе, поэтому в декабре 1812 года выпустили манифест о строительстве храма во имя Христа Спасителя в Москве. Желая получить лучшие результаты, государь объявил международный конкурс. В нём поучаствовали 38 архитекторов со всего света. Но государь выбрал проект Карла Витберга — не архитектора, а художника.

Местом для строительства Храма Христа Спасителя стали Воробьёвы горы. План храма Карла Витберга был амбициозен и вычурен. «Архитектор» предложил построить храм в виде огромного прямоугольника. Украшать храм должна была колоннада из шестисот французских трофейных пушек. На постройку храма из казны выделили немыслимые деньги — 16 миллионов рублей! К тому же, на возведение шли и собранные пожертвования. Но все эти деньги едва не канули в Лету.

Проект Карла Витберга

Поскольку Карл Витберг не был обученным архитектором и тонкостей строительства не знал, ситуация быстро вышла из-под контроля. За семь лет рабочие не закончили даже подготовительные работы, большинство стройматериалов было похищено. В общем, завершить строительство Храма Христа Спасителя Витбергу не удалось. За обнаруженные растраты Карла Витберга выслали куда-то в Сибирь. К проекту Храма Христа Спасителя приступил другой архитектор — Константин Тон.

Как можно добраться пешком

Добраться до собора можно за 10 мин. Пешком, двигаясь от Московского Кремля в сторону Патриаршего моста.

Туристу, следующему по этому маршруту, следует:

  1. Миновав Кремль, пересечь Красную Площадь, двигаясь по направлению к Александровскому саду.
  2. Осмотрев сад, необходимо сойти вниз к кремлевской набережной, а затем, свернув в правую сторону, добраться пешим шагом до Пречистенской, Берсеневской, Якиманской набережных. Храм расположен в промежутке между ул. Волхонка и Пречистенская набережная.
  3. Пересечь реку Москва по Патриаршему мосту.

Схема движения от ст. м. «Полянка» (Серпуховско-Тимирязевская линия):

  1. Достигнув нужной остановки, следует подняться на поверхность и пройти прямо по улицам, находящимся в районе Якиманка (Малая Полянка, Малая Якиманка до Акимовского проезда);
  2. Далее (никуда не сворачивая) требуется пересечь ул. Большая Якиманка до начала пешеходного Патриаршего моста;
  3. Перейдя навес, соединяющий Якиманскую, Берсеневскую и Пречистенскую набережные, турист окажется прямо перед мемориалом.

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Наземный транспорт

Наземный транспорт наименее предпочтителен для передвижения по центру Москвы. Возле центральных достопримечательностей нет парковок, оставить автомобиль близко к храму достаточно сложно. В случае невозможности воспользоваться услугами метрополитена, до церковной достопримечательности Москвы можно доехать на пассажирском городском транспорте, движущемуся по поверхности земли.

Это можно сделать:

  • маршрутные автобусы «А», No 15, «М3», No 255 – следующие от кольца ст. м. Лужники-Южная;
  • No 14 (отходит от павильонов ВДНХ);
  • No 33 (конечная станция «Рижский вокзал»)

Движение следует продолжать до пункта назначения:

  • «Храм Христа Спасителя»;
  • ст. м. «Кропоткинская»;
  • «Пречистенская набережная».

Стоимость проезда 55 руб.

Храм Христа Спасителя — размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте — и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя

— 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности

(10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади

— 60 на 60 метров — этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси — 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде — 91 на 81 метр).

См. также: Самые большие православные храмы

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Бассейн-рекордсмен на месте Храма Христа Спасителя

Никита Хрущёв, озабоченный внешним обликом столицы, не хотел, чтобы в её центре находился котлован, быстро превратившийся в болото. Поэтому в 1958 году он поручил построить на его месте бассейн. Автором проекта бассейна «Москва» был архитектор Дмитрий Чечулин, сумевший в кратчайшие сроки реализовать свой амбициозный проект.

Всего за два года вместо безобразной огромной ямы на Волхонке построили уникальный круглогодичный и круглый бассейн «Москва». В СССР в то время было два открытых бассейна такого плана, но они были небольшими. А размеры «Москвы» были поистине исполинскими. Посудите сами — диаметр бассейна равнялся 130 метрам, а вмещал он в себя 25 кубических метров воды. За первые десять лет работы в открытом бассейне «Москва» побывало около 24 миллионов граждан СССР и гостей Москвы. Побывали в нём даже и Эрнесто Че Гевара, и Модибо Кейта — президент Мали. Они, как и простые обыватели, остались в восторге. И было от чего.

Че Гевара во время визита у бассейна «Москва»

В центре самого большого бассейна в Москве (и во всём СССР, кстати) построили десятиметровую вышку. Ныряли с неё в специальном секторе для спортивного плавания, который был разделён на дорожки. На всей остальной территории «Москвы» дорожек не было, и пловцы могли перемещаться как им вздумается. По периметру бассейна были расположены душевые, гардероб, буфет и пункты проката плавательного оборудования. Там же располагались детские бассейны малой глубины и банный комплекс. Купить билет на единоразовый сеанс за полтора рубля или же абонемент мог любой житель и гость Москвы. Для этого не нужны были справки. Но ни одного случая заболевания у людей, плававших в бассейне, не зафиксировали.

Всё дело в том, что воду в бассейне «Москва» тщательно очищали и хлорировали. Каждые три часа местная санстанция брала пробы воды, а санэпидемстанция проверяла воду раз в три дня. Условия для плавания в «Москве» были невероятно комфортными. Летом температура воды поддерживалась на 18 градусах, а зимой её с помощью бойлеров нагревали до 22 градусов. В детских бассейнах температура воды была выше. Кстати, в бассейне «Москва» детей учили плавать специально обученные тренеры. Они же отбирали самых одарённых для участия в Олимпиадах. Также в самом большом бассейне Москвы проводили свои тренировки группы по водному поло и синхронному плаванию. Но, к сожалению, в 1991 году бассейн был закрыт.

Чуть ли не с момента открытия бассейна «Москва» жильцы соседних зданий стали жаловаться на неудобства. На фасадах домов появлялась ржавчина, а в Пушкинском музее и вовсе из-за повышенной влажности испортилось несколько экспонатов. А после распада СССР содержать бассейн стало невозможно из-за повышения тарифов на электричество и воду. В 1994 году прилегающие к бассейну постройки и сам резервуар разобрали. А всего спустя год на месте бассейна «Москва» появился фундамент для новой постройки.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Другие проекты

На долю Тона выпало редкое для архитектора счастье воплотить в жизнь такое масштабное творение, как храм Христа Спасителя. Однако только храмом, которого уже было бы достаточно, чтобы войти в историю, его творческая биография не заканчивается: в Санкт-Петербурге Тон выполнил пристань со сфинксами у здания Академии художеств, участвовал в создании интерьеров Малого театра в Москве, построил Оружейную палату, Большой Кремлёвский дворец, Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве и Николаевский (Московский) вокзал в Петербурге, а также десятки других зданий.

Московский вокзал на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Построен в 1851 году по проекту архитектора Константина Андреевича Тона. Фото: РИА Новости / Дмитрий Коробейников

Строительство большинства этих строений велось параллельно, но это не мешало Тону заниматься и преподавательской деятельностью: всю жизнь он занимал должность профессора в архитектурном классе академии, а в 1854 году стал её ректором. Под его руководством воспитывалось более 200 молодых зодчих, среди которых многие стали знаменитыми архитекторами: К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров.

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас — 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше — 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг — колоннады, пантеоны (в том числе — монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти — из-за ненадежности почвы, а отчасти — из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов — включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, — один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался — на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте — уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но — абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение — Дворец советов — поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров — в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

Колокола Московского храма Христа Спасителя

Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн. Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II. В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.

Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Презентация на тему: » Храм Христа Спасителя Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник.» — Транскрипт:

1

Храм Христа Спасителя Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

2

По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм- памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…

3

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

4

10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма.

5

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий. 13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.

6

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную «оттепель» появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач «строителей коммунизма». В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя.

7

История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм — Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик — Храм Христа Спасителя.

8

Выполнили: Алхутова Вероника Тайгина Юля

Во сколько начнется Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя в 2020 году?

На 7 января приходится один из главных праздников для большинства православных христиан

Рождество Христово – важный день для верующих, для которых очень важно встретить момент рождения Спасителя в главном храме России – Храме Христа Спасителя

Часто этот момент является мечтой всей жизни, как для мусульман – посещение Мекки. Тем не менее, в народе распространено мнение, будто нереально попасть в Храм Христа Спасителя на рождественскую службу. Для этого нужны либо деньги, либо государственный статус.

Мы постараемся развенчать данный миф.

Не все легенды, бытующие в народе, являются реальностью. В праздничный день, как и в любое другое торжество, в храм допускаются все желающие. Но не стоит забывать о вопросе безопасности, ведь в Храме Христа Спасителя могут свободно разместиться только десять тысяч верующих. По этой причине непросто оказаться в числе счастливчиков.

Чтобы попасть на светлый праздник Рождества в Храм Христа Спасителя, потребуется заранее побеспокоиться о занятии очереди. На входе каждого верующего пристально осмотрят, ведь вопрос безопасности в таком месте является в приоритете. Люди, которым хочется попасть на мероприятие, рекомендуют еще рано утром, 6 января занять очередь. Некоторые приходят даже с вечера, 5 января, так как первые праздничные церемонии запланированы в течение всего дня 6 января.

Исповедь запланирована на 8 часов утра, 6 января, тогда как в 17 часов того же дня начинается Всенощное бдение. Торжественные службы будут продолжены и в течение 7 января.

Как правильно вести себя в храме

Существует определенный набор правил, действующих не только в храме Христа Спасителя, но и в других зданиях, которые входят в комплекс собора. Они ничем не отличаются от общепринятого этикета в других религиозных местах:

  1. Одеваться и выглядеть в соответствии с требованиями, принятыми Русской православной церковью. В храме девушкам и женщинам обязательно нужно носить головной убор, тогда как мужчины, посещающие территорию церкви, обязаны его снять.
  2. Следует прийти на службу заранее, еще до начала литургии. Это позволит без лишних сложностей купить свечи, оставить записку о здравии или за упокой. Также верующий сможет в спокойной обстановке поклониться святым образам.
  3. Когда идет литургия, мужчинам следует оставаться справа, тогда как женщины становятся слева от алтаря.
  4. Заходя в храм, следует подойти к аналою и приложиться к главной иконе, а также Святым, день которых чествует церковь.
  5. Во время процессии нужно вести себя тихо и смиренно, не мешать другим прихожанам и особенно служителям церкви проводить службу.
  6. На все время пребывания на территории церкви отключите телефон. Если с вами пришли дети, стоит внимательно следить за их поведением, чтобы они также сохраняли тишину во время службы.
  7. Если вы уже пришли на службу, нельзя покидать храм до момента ее завершения. Если вы опоздали на начало службы, стоит находиться в районе входа. Лишь по окончании Божественной литургии необходимо выполнять запланированные процедуры.

Адрес храма

Собор находится в столице на улице Волхонка, в доме под номером 15. До него можно легко добраться, ведь рядом располагается станция метро «Кропоткинская». Если вы пешком будете проходить через Красную площадь и Кремль, на путь придется потратить около пятнадцати минут.

Прямая трансляция Рождественского богослужения в храме Христа Спасителя в 2020 году

Шестого января в 23:00 начнется богослужение в Храме Христа Святителя, посвященное Рождеству Христову. Прямой эфир мероприятия будет демонстрироваться на центральных телеканалах Российской Федерации. Оно состоится в главном церковном сооружении страны – Храме Христа Спасителя. Во главе праздничной литургии стоит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

Входные порталы храма

Исполнение обещаний

Не выполнить обет старшего брата Николай не мог, да и для него самого война 1812 года была значимым событием. Он рвался на фронт, но император запретил великим князьям участвовать в боях. Это занозой сидело в душе Николая, окруженного при дворе ветеранами и героями войны, многие из которых были его ровесниками.

Пожар Европы: что символизирует сгоревший собор Парижской Богоматери

Один из символов христианской цивилизации практически уничтожен

Снова объявили конкурс, снова в нем участвовали лучшие творческие силы страны. Императору ни один из проектов не понравился. И тогда в 1831 году он лично назначил главным архитектором Константина Андреевича Тона. Причины этого решения до конца не ясны, поскольку на счету зодчего была одна построенная церковь и несколько не слишком значительных работ. Тону было чуть за тридцать, и большую часть взрослой жизни он провел в Италии, куда был командирован после отличного окончания Академии художеств. На Апеннинах он добился определенного успеха — за проекты реставрации храма Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатинском холме в Риме Тон даже получил звание академика. На родине это оценили, и Тон в 1828 году был лично приглашен императором на работу в Кабинете Его Величества. Вскоре молодой архитектор получил заказ на строительство церкви Екатерины Великомученицы в Екатерингофе, которую выполнил в национальном стиле с отсылками к византийским и древнерусским традициям. Николаю церковь понравилась. А еще Тон поразил монарха бережливостью к государственным деньгам: он не просто не просил увеличить смету (что было нормой), а даже умудрился сэкономить часть выделенных средств. Не терпевший казнокрадов государь это оценил.

Важен и идеологический аспект, ведь сооружение храма в честь победы имело символический и политический смысл. Подавляющее большинство представленных на конкурс работ были выполнены в манере европейского классицизма. Но Николай западного влияния не любил и отчасти побаивался. А предложенный Тоном проект в византийско-русском стиле гораздо лучше вписывался в миропонимание государя — до провозглашения графом Уваровым знаменитой триады «православие, самодержавие и народность» оставался какой-то год. Николай решил не объявлять подписку, а строить собор на средства казны. Посему и право выбора проекта и архитектора счел возможным оставить за собой.

Фото: commons.wikimedia.org

Портрет Константина Тона кисти Карла Брюллова

К 1832 году проект Тона был утвержден, но удобных и свободных территорий в уже восстановленной Москве не осталось, нужно было чем-то жертвовать. Опираясь на конкурсные предложения московских зодчих, Тон представил Николаю на выбор три варианта: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (Швивая горка), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (нынешняя Пушкинская площадь) и на месте Алексеевского женского монастыря в Чертолье, между Большим Каменным мостом и Пречистенскими воротами. Император выбрал последнее. И решение монарха вновь оказалось опрометчивым…

Легкомысленный гений: как Федор Шехтель изменил облик Москвы

Автор проекта здания Ярославского вокзала так и не получил диплома архитектора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector