Храм христа спасителя в москве

Архитектура Храма Христа Спасителя

Главная церковь (Верхний Храм)

Интерьер храма Христа Спасителя был воссоздан мастерами из Российской академии художеств и соперничает с интерьером Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Поскольку иконописные школы были упразднены при советах, для ремонта собора создали специальную школу исторической религиозной живописи.

Собор украшен картинами библейских сцен, фигур и образов, важных людей из русской религиозной истории и князей Древней Руси, смещенных границами геометрических узоров, которые кажутся почти оптическими иллюзиями. Главный иконостас представляет собой восьмиугольную часовню, выполненную из белого мрамора и увенчанную позолоченной шатровой крышей, на иконах которой изображено Рождество Христово. Это невероятно красивый четырехъярусный иконостас, украшенный слоями кокошников, замысловатой резьбой по металлу и инкрустированный цветным камнем.

Коридоры по периметру собора содержат галереи, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года. На сотнях мраморных панелей выгравированы описания сражений той войны и имена убитых и раненых солдат.

Преображенская Церковь (Нижний Храм)

В подвале собора находится Преображенская церковь, построенная в честь Алексеевского женского монастыря, который раньше стоял на месте Храма Христа Спасителя. Его убранство больше похоже на убранство древнерусских храмов. Здесь есть сводчатые потолки, украшенные религиозными образами, три алтаря и большой иконостас, доходящий до самого потолка, где хранятся редкие древние иконы.

Смотровая площадка

В Храме Христа Спасителя есть смотровая площадка на высоте 40 метров над землей, которая простирается вокруг собора между колокольнями и предлагает панорамный вид на город на многие километры вокруг.

Посетители могут полюбоваться различной архитектурой, включающей в себя раскинувшийся городской пейзаж Москвы, а также увидеть Кремль, памятник Петру Великому, Москву-реку и Патриарший мост, небоскребы «Семь сестер», Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Новый и Старый Арбат… список можно продолжать бесконечно. Приезжайте в ясный день, если это возможно, и обязательно используйте бесплатный бинокль, установленный на площадке для лучшего обзора.

Постройка Храма Христа Спасителя по плану Тона

Константин Тон ни в каком конкурсе на лучший архитектурный проект храма участия не принимал. Главным архитектором его назначил сам Николай I. Храм решили построить на Чертолье (нынешняя улица Волхонка), и в 1837 году приступили к строительству. Правда, для этого снесли Алексеевский женский монастырь. На постройку Храма Христа Спасителя потратили почти 45 лет и более 15 миллионов рублей. Но эти затраты стоили того. Храм, законченный в 1883 году, вышел уникальным и удивительным.

Храм в 1902 году

Во внешнем виде храма Тон хотел соединить черты древнерусского зодчества и мотивы итальянского возрождения. Размеры первого Храма Христа Спасителя были невероятными. Высота его достигала почти 104 метра, а внутри могли поместиться около 7000 человек. При этом храм был отделан белым мрамором, который привезли к месту строительства по специально вырытому каналу между Волгой и Москвой-рекой. Над внутренней росписью собора работали известнейшие художники: Иван Крамской, Фёдор Бруни и Суриков.

Коридоры храма облицевали мраморными плитами, на которых были надписи о сражениях, отличившихся воинах и пострадавших в войне 1812 года. Пол главного зала собора украшала мозаика, а наружные стены — горельефы на историческую и религиозную тематики. Но при всей своей красоте главный храм России не нашёл отклика в душах многих людей. И если бы о критике узнал Тон — архитектор, построивший Храм Христа Спасителя, то он точно был бы очень огорчён таким отношением к своему главному детищу.

Внутренний вид храма в 1883 году

Так, Евгений Трубецкой писал, что Храм Спасителя — один из крупнейших памятников дорогостоящей бессмыслицы, что он выглядит как начищенный самовар, возле коего собирается патриархальная Москва. А художник Верещагин заметил, что Храм Христа Спасителя в Москве слишком уж похож на известный всем Тадж-Махал. Впрочем, никакая критика не помешала собору быть центром религиозной жизни столицы почти 50 лет. После революции власти приняли решение снести собор на Волхонке.

Триединый храм

Задача, которую поставил перед собой молодой архитектор, была грандиозной. Как следует из его записок и воспоминаний, он попытался создать не более и не менее, чем новый храм царя Соломона, храм Премудрости, как он сам называл его. Скорее всего, именно эту грандиозную задумку и сумел увидеть в проекте Витберга император Александр I, для которого строительство храма-памятника тоже имело глубоко сакральное значение.

Формулируя основные идеи своего проекта, Карл Витберг писал, что он, во-первых, должен колоссальностью своей соответствовать величию России, во-вторых, иметь в «характере своем» достаточную самобытность, и, наконец, выражать «духовную идею живого храма — человека по телу, душе и духу». Эта идея троичности и стала главенствующей в проекте молодого архитектора, и именно она лучше всего отозвалась тому замыслу храма-памятника, который вынашивал сам русский император.

Колоссальности в проекте Витберга было более чем достаточно. Его храм Христа Спасителя был самым большим из всех представленных на конкурс: высота от подошвы склона до креста на вершине главного купола — 237 метров, от поверхности земли до креста — 170 метров, ширина главной лестницы на склоне горы — 106 метров, диаметр главного купола — свыше 50 метров. На площадке перед храмом должны были возвышаться две 106-метровые триумфальные колонны, материалом для которых, по замыслу архитектора, были захваченные у противника пушки: одну он собирался отлить из тех, что стали трофеями на территории России, вторую — из взятых во время Заграничного похода русской армии 1813–1814 годов.

Рисунок лестницы, которая должна была вести к храму от Москвы-реки, и колоннады, окружавшей вход в нижний храм

Самобытность, которой добивался Витберг, проявлялась прежде всего в том, что ему удалось спроектировать храм, воспевающий идею божественного покровительства России на языке, понятном не только русскому человеку, но и любому европейцу. Его храм Христа Спасителя был достаточно классическим по формам и пропорциям, но в основе его лежала совсем не традиционная тройственность храма, такая же, как и человека, — в теле, душе и духе. Ее подчеркивала и структура строения: в вертикальном разрезе оно состояло из трех основных частей. Первой был подземный храм во имя Рождества Христова, к которому, как писал сам архитектор, «почел я приличным примкнуть воспоминание о жертвах 1812 года, кои положили живот свой за Отечество». Причем это должны были быть списки не только погибших офицеров, но и солдат, — и если бы храм был достроен, он стал бы первым в России памятником всем без исключения героям Отечественной войны 1812 года. Вторая часть представляла собой крестообразный (в отличие от прямоугольного нижнего) храм во имя Преображения Господня, украшенный множеством статуй, а третья — круглый храм во имя Воскресения Христова.

До революции

Очень быстро собор стал популярным местом для проведения различных мероприятий из мира культуры и просвещения

Именно здесь впервые звучала музыка Чайковского, сочиненная во славу победы над наполеоновской армией, пел Шаляпин и Розов. Хоровое исполнение считалось наилучшим в столице.

Здесь короновались монархи, государственные празднования отмечались широко. Библиотечный фонд церкви поражал богатством и ценностью, всех желающих водили на экскурсию.

С утверждением революционного правительства, церкви перестали получать дотации от государства. И существование собора продолжилось только на пожертвования православных, достаточных, чтобы провести электрификацию, хора и читальни, даже для ремонта.

В 1922 году, в мае было создано Высшее церковное управление, но верующие собора не примкнули к управлению, и тогда оно обратилось к властям с прошением, в котором деятельность собора называлась антиреволюционной. И с того момента в соборе обосновались новые управленцы.

История возведения храма

После разгрома Наполеоновской армии в 1812 году император стал задумываться о строительстве церкви во имя Христа Спасителя. Этим он хотел поблагодарить Всевышнего за победу в войне и спасение русского народа от гибели и мучений. Далее царь подписал манифест о начале строительства церкви и даже издал указ о праздновании 25 декабря дня избавления от врагов.

После этого идея постройки церкви была воплощена в жизнь генералом царской армии Кириным. Архитектором выбрали Витберга. Среди многим проектов чертежи Витберга больше всего понравились государю.

Торжественная закладка первого камня была произведена в 1817 году. Провели её на Воробьёвых горах, но вскоре выяснилось, что грунты в данном месте не могут служить естественным основание для такой массивной постройки, и после этого строительные работы были приостановлены.

Позже уже в 1832 году император Николай 1 утвердил новый проект собора. В этот раз архитектором выбрали Константина Гота. Места для церкви определили на берегу Москвы – реки. Закладка нового храма произошла в 1839 году.

Процесс возведения храма был очень труден и тернист. Происходили обвалы грунта, затопления стройки и даже несколько пожаров. Строительные работы затянулись на 40 лет. Окончание строительства приходится га 1881 год.

Разрушение старого

После революции начались сильнейшие гонения церкви и церковь передали большевикам. В итоге в 1931году собор был закрыт.

Русский народ видел в данном строении символ веры. Именно этот факт не устраивал большевистское руководство. В 1918 году был принят документ согласно которому все памятники царям, которые по мнению нового руководства страны не имеют исторической ценности, должны быть демонтированы и уничтожены. Далее массово началось уничтожение памятников по всей Стране.

В 1931 году правительство большевиков объявило о начала проектных работ и создание Дворца Советов. Это здание предполагалось возвести именно на месте храма Христа Спасителя. Все именитые советские учётные наперебой твердили, что строение собора не несёт архитектурной и исторической ценности.

Здание собора грабили несколько месяцев, после чего 5 декабря 1931 года храм был взорван. Не удалось сразу разрушить строение, после первого взрыва стены устояли. Большевикам пришлось заложить второй более мощный заряд.

Дворец Советов в итоге так и не был построен.

Возведение нового

В конце сентября 1994 года правительство города Москвы приняло решение о восстановлении Храма Христа Спасителя. Причем сделать это следовало в прежних архитектурных формах и размерах. На восстановление собора понадобилось всего 5,5 лет.

Главным архитектором при восстановлении стал академик М. Посохин. Чтобы полностью воссоздать все художественное убранство храма потребовались усилия 23 артелей художников и реставраторов.

19 августа 2000 года патриарх Алексий 2 совершил в восстановленном храме первое богослужение. Это событие имеет историческую важность

Как добраться?

На метро. Это самый простой и быстрый способ доехать до церкви. Необходимо спуститься в метро и сесть на зелёную линию. Следует ехать до станции Театральная.  Далее нужно перейти на охотный ряд и пересесть на красную линию и следовать до станции Кропоткинская. Потом выходим из метро и перед нами откроется здание храма.

При движении с помощью наземного транспорта можно доехать на троллейбусе или пройтись пешком по Москве. Также можно воспользоваться услугами столичного такси, хотя это удовольствие довольно дорогое.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

Входные порталы храма

Второе рождение

Впервые публично восстановить храм Христа Спасителя в 60-е годы предложил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. Небывалая смелость вызвала смятение у потерявших дар речи коммунистов: «неуместную выходку» постарались «замять», из речи Гагарина, опубликованной в СМИ, вырезали слова о храме.

Прошло 20 лет, и в конце 1980-х годов Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой вновь построить храм на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

Бассейн разобрали. И опять деньги собирали всем миром. При поддержке правительства Москвы собор возродили за 6 лет. Благодаря стараниям и заботам художников, скульпторов, реставраторов, он воскрес из небытия.

В ночь с 6 на 7 января 2000 года в возрожденном храме прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова – Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II освятил храм – воссоздание одноименного храма XIX века, куда перенесли чудотворные святыни.

При освящении над куполом появился и поплыл крест, созданный из облаков. На следующий день состоялась канонизация расстрелянной семьи Романовых и Собор новомучеников и исповедников Российских. Сегодня здесь проходят богослужения под руководством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заседают Архиерейские соборы и международные религиозные форумы.

«Сперва был храм, потом – хлам, а теперь – срам». Новая история Храма Христа Спасителя

Сегодня уже можно, несколько обернувшись назад, говорить об очередной духовной трагедии, связанной с народной святыней. «Мерзость запустения», «провокация», «разрушительная тактика обновленцев», «продажность» – такая реакция появляется у православных, когда они узнают, что происходит на территории храма Христа Спасителя сегодня. Современный храм Христа Спасителя оказался буквально пронизан подозрительной ветхозаветной символикой: многочисленные шестиугольные «звезды Давида» (в наше время – главный символ масонов-сатанистов) – на крестах куполов (!), внутри под ногами, в виде люстр; на стенах внутри храма непонятные надписи на иврите.

Далее: строение храма Христа Спасителя уходит на огромную глубину, где располагаются многочисленные залы, технические и служебные помещения, а также двухуровневая парковка, автомойка и даже станция метро. В 2009 году в стране открылся самый большой музейный салон Volkhonka Fine Art center антиквара площадью 2 тысячи квадратных метров – в подземной части храма Христа Спасителя. Там выставлены далеко не православные заграничные (в основном из Рима!) экспонаты: к примеру, картина «Клоунесса с мандолиной и пьеро-2» (венгерский художник R. Geiger XX в.) или парные скульптуры гипсовых женщин (XIX в., Франция) или кресла с рогами и копытами, – цены в галерее исчисляются миллионами.

В залах, находящихся в распоряжении салона, регулярно проводятся абсолютно светские мероприятия, сопровождающиеся алкоголем, танцами и прочими мерзкими развлечениями. Так 15 ноября 2011 года арт-центре Volkhonka Fine Art прошла светская вечеринка в честь президента компании Vertu, выпускающей дорогостоящие сотовые телефоны. Заграничные звезды, местные богачи и журналисты, приглашенные на «vip-вечеринку с морем алкоголя, танцами и светской тусовкой» не поверили своим глазам, когда пришли по объявленному адресу. Но совесть не помешала им отгулять-таки на территории православного храма. По некоторым непроверенным источникам, в храме над алтарем даже офисы есть.


Какова же позиция священства РПЦ относительно происходящих на территории храма Христа Спасителя безобразий? – естественно возникающий в такой ситуации вопрос. Комментарии к словам на эту тему ответственных духовных лиц, как говорится, излишни, – во всяком случае, это уже совершенно другая тема.

«Храм Христа Спасителя имеет большой комплекс помещений, там работают многие десятки людей, содержит его не церковь, а фонд, который должен зарабатывать довольно большие средства. И поэтому там устраиваются концерты, выставки, съезды врачей, собрания работников разных компаний.

Все это, естественно, делается на возмездной основе» (протоиерей Всеволод Чаплин, глава Cинодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества). «…это всего лишь муниципальное учреждение, и потому никакие конфессиональные ограничения по посещению храма на людей налагаться не могут» (протодьякон Андрей Кураев). «Естественно, люди приезжают на машинах, им нужно перекусить где-то, там работает столовая. И если человек хочет помыть машину или ему нужно припарковаться, то ему нужно давать такую возможность. Зал церковных соборов, иные помещения Храма Христа Спасителя эксплуатируются как любые здания, как любые другие залы, почти любыми организациями, (есть ограничения связанные с нравственностью и недопустимостью политической агитации), но нет ничего противоестественного в том, чтобы в этих залах устраивать светские мероприятия» (о. Всеволод). «Мы ничего не можем поделать с таким соседством, у нас же светское государство. Но они ведут себя тихо. Когда у нас идет служба, музыку не включают» (служитель ХХС). Правомочны ли отговорки священноначалия о том, что храм Христа Спасителя с прилегающими к нему территориями принадлежит государству, или находится в собственности бывшего бассейна, или иного «фонда», – не нам судить. Но то, что этот вопрос остается спорный не столько в формальном плане, сколько в степени духовной ответственности за творящееся там, – для православных очевидно.

Колокола Московского храма Христа Спасителя

Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн. Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II. В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.

Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Дворец Советов — неосуществлённый грандиозный проект

После 1917 года в Храме Христа Спасителя проходили молебны, проводимые обновленцами. И это несмотря на рьяную борьбу с религией в СССР! Однако в 1931 главный кафедральный собор России решили снести. На его месте предполагалось построить Дворец Советов СССР. Некоторое время собор разбирали вручную, но такая работа была долгой и неэффективной. В итоге уничтожение Храма Христа Спасителя произошло посредством взрыва.

В начале декабря 1931 года под фундамент и в стены здания заложили несколько взрывных устройств. После первого взрыва Храм Христа Спасителя устоял, но после второго рухнул окончательно. На его месте теперь красовалась груда обломков, на расчистку которой ушло полтора года. Оставшуюся облицовку, снятую ещё до подрыва здания, использовали для отделки нескольких станций метро и здания Совета труда и обороны. В 1935 вместо храма вырыли огромный котлован. А спустя четыре года строители завершили укладку фундамента.

С началом Великой Отечественной строительство Дворца Советов в Москве приостановили, а железные конструкции использовали для изготовления заградительных сооружений. В конце концов партия отказалась от возведения монументального Дворца Советов. А в 1960 на месте бывшего Храма Христа Спасителя возвели бассейн «Москва».

Экскурсии по храму

Для туристов в храме организованы два экскурсионных маршрута. Они могут побывать на смотровой площадке, посетить музей и Зал Церковных Сборов, знаменитый своими новогодними ёлками.

Экскурсии проводятся и для детей. Во всех экспозициях музея рассказывается об этапах создания храма.

Желающие осмотреть четыре смотровые площадки должны собраться в группы, так как подобные экскурсии не проводятся в индивидуальном порядке. Поскольку все смотровые площадки расположены на 4 этаже, для быстрого перемещения к ним предусмотрены лифты. С площадок кварталы столицы и Кремль видны как на ладони.

Скульптуры на входных дверях

Сегодняшний Храм Христа Спасителя напоминает солидный музей. Благодаря его оформлению современники могут ознакомиться с частью истории страны и убедиться в мужестве ее народа.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Наши дни

С началом 2000-х годов Российская Православная Церковь постановила канонизировать некоторые святыни, и возобновить отношения с Русской Православной Церковью за рубежом, о чем вышло постановление. Через 4 года здесь отпевали скончавшегося Патриарха Алексия. За чем последовало избрание нового Патриарха — Кирилла.

В дни нашей современности многострадальный Храм является главной церковью, в которой отпеваются все великие люди современности. Многие известные писатели, артисты, певцы и правители государства приняли упокоение души в этом соборе.

В 2012 году в Храме являющимся воинской церковью, состоялись празднования в 200 лет со дня победы над Наполеоном.

Именно здесь был совершен печально известный факт вандализма 2012 года, когда панк-группа Pussy Riot, попрала все святыни православной веры, совершив непристойное выступление в главном храме столицы. Действия скандальной группы встретили негативную реакцию общества, и были пресечены полицейскими нарядами. В дальнейшем состоялся суд, в результате которого скандальные музыкантши отбывали тюремный срок.

И весной того же года Храм стал местом молебнов о защите веры, попранных святынях, славного имени Российской Православной церкви, и о наставлении на путь истинный ее врагов. Молебен собрал более 60 тысяч человек.

На сегодняшний день Храм Христа Спасителя является главной церковью Москвы, и привлекает к себе как верующих, так и обычных посетителей, желающих увидеть собор с такой не простой и неоднозначной судьбой.

Уничтожение

В 30-х годах прошлого века постановлением Центрального исполнительного комитета Советского союза, собор снесли.

Это было сделано в связи с перестройкой города, и на месте бывшего собора был возведен Дворец Советов.

В спешном порядке собор разобрали, но основание пришлось взорвать, и в течении полутора лет еще проводились работы по разбору завалов, а отделка с собора применилась к облицовке фасада Совета труда и на станции метро.

Но возведение Дворца Советов не закончилось — пришла Вторая мировая война. И металлоконструкции пошли на изготовление заградительных установок. После войны, Дворец Советов не стали возводить, а в 60-ых годах здесь открылся бассейн «Москва», стоявший там до середины 90-ых годов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector