Храм василия блаженного: 15 интересных фактов
Содержание:
- Собор Василия Блаженного фото
- Строительство
- Популярные темы сообщений
- История Кремлевского собора
- Современное состояние и режим посещения
- Легенды
- Слово учителя об истории храма.
- Собор в разные годы
- Популярные темы сообщений
- Как создавался храм
- История основания церкви
- Значение храма для культуры России
- Описание внешнего вида
- Архитектурные особенности храма
- Воскресная школа на территории храма
- Особенности архитектурного ансамбля
- Архитектурные особенности храма
- Строительство
- Изменения в архитектуре и дизайне
- Легенды
Собор Василия Блаженного фото
Собор Василия Блаженного — Русская Православная святыня, а так же архитектурный памятник, фактически являющийся визиткой нашей страны наравне с кремлем. (44 фото)
Собор Василия Блаженного менее известный в официальной его форме — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, расположен на красной площади Китай города в Москве.
Сегодня Собор Василия Блаженного является самым узнаваемым символом не только в Москве но и в России. Ежегодно тысячи туристов приезжают в Москву и первое место для посещения это конечно же Собор Василия Блаженного.
Сегодня храм является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Часть храма работает в формате музея, и туристы могут ознакомится с внутренним убранством храма, посмотреть на рукописные иконы 16 века, экипировку воинов защищавших столицу и многое другое.
Весь храм состоит из 8 церквей расположенных внутри собора. На фото вы видите структуру Собора Василия Блаженного.
Издревле храм был окружен Божией благодатью, наверно только по этому он смог сохранится в таком состоянии до наших дней. Ведь собор был построен в 1561 году. Строительство закончилось в кратчайшие сроки, всего за 6 лет был построен удивительный по красоте и размерам Православный храм.
Икона в музее Собора Василия Блаженного.
В настоящее время доподлинно неизвестна причина постройки такого храма. Существует множество версий, основная из них это взятие Казани. Так же неизвестно по чьему проекту выполнялись работы. Есть версия что после строительства архитекторов убили, что бы уже никогда ничего подобного не строилось.
Храм создавался во времена правление Ивана Грозного, именно по его приказу и было построено это архитектурное чудо.
Храм Василия Блаженного фото.
Картина Красной площади в Москве, на заднем фоне Храм Василия Блаженного.
Это был Храм Василия Блаженного в Москве. Смотрите так же — Красивые места России; Астраханский кремль; Успенский собор Московского Кремля.
Комментарии
- Екатерина 17 января Нет слов красота необыкновенная и чистота высокая.сердце прямо замирает.
- вера 2 сентября
Да, великие умельцы были в те времена. Душа радуется , глядя на такое чудо. Жаль, что великое множество храмов было разрушено в советское время. А создать нечто подобное — ума не хватило. Разрушать — не строить
- гость 5 октября
Стот собор относится к самым лучшим в мире… Его истиное назначение солярка. Он производит автобусы Экарус. Самый лучший автобус в мире. Желтый гражданский в котором холодно и дышать нечем. ДА именно так. Венгерский автобус был привезен в Россию. На памятнике колесо в виде щита на любую колею на любых колесах. Станок который не шевелится но производит Экарусы. Эк ар Усы.
- Андрей 11 января
Храм Василия Блаженного это Перевезенный с Казани Мечет Кул-Шариф
Строительство
Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.
Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.
В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).
Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.
Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.
Популярные темы сообщений
- Песок полезное ископаемое Песок – это ископаемое, представляющее собой мелкие зерна горных пород, которые накапливаются и формируют песчинки. Удары волн, выветривание, извержения вулканов и землетрясения разрушают горные породы и способствуют образованию песка.
- Стрекозы В число самых древних насекомых в мире входят стрекозы. Наверно, каждый из нас летом замечал этих интересных и шустрых особей. На сегодняшний день они особо не бросаются в глаза, они интересны лишь своим ярким цветом, а когда-то все было
- Подсолнух Подсолнух является однолетним растением. Длина стебля бывает до 3 метров, покрыт снаружи жёстким волосом. Внутри стебель выстлан мягкой, упругой сердцевиной, которую можно употреблять в пищу.
История Кремлевского собора
Первые постройки вблизи Кремлёвской стены начал Василий III с храма в честь взятия Смоленска. Во время царствования Ивана Грозного стену окружали деревянные постройки, посвященные воинственным завоеваниям. После взятия Казани он приказал объединить сооружения в один фундаментальный храм из камня. Казань пала на Покров Богородицы – ее имя и стало названием нового собора.
Реставраторы узнали точную дату завершения возведения храма, изучая старинные тексты на проходах между приделами. Согласно проанализированным записям, современный собор впервые открыл свои двери 29 июня в год окончания строительства.
В летописях и писаниях сохранились записи об архитекторе собора. Им стал мастер из Пскова Постник Яковлев, в народе его величали Бармой.
Историки не исключают, что Барма и Постник – имена двух архитекторов. Точно узнать историю возведения храма удалось лишь в конце XIX столетия. В рукописных трудах исследователи нашли запись о двух мастерах, трудившихся у Ивана Грозного. Существует вариант о западноевропейском мастере.
Бытует мнение, что жестокий самодержавец выжег глаза мастерам, дабы они не могли создать копии своего творения. Но подтверждения в летописных документах этому найти невозможно. По преданиям Постник проектировал Казанский кремль, построенный уже после храма Василия Блаженного.
Ознаменовывая взятие Казани и объединяя в себе результаты трудов, борьбы, лишений и страданий не только верующих, но и всего русского народа – собор утвердился как символ величия Москвы и дал повод сравнивать столицу России с Римом.
Если число приделов христиане объясняют желанием показать мощь и силу православной веры, степень Божественного благословления и любви, то сочетание цветов на куполах и росписи исследователям неподвластна.
Все приделы не отапливались вплоть до XVI столетия. Тогда появилась новая церковь Василия Блаженного. Именно в ней появилось первое отопление.
Заметные изменения в архитектуре храма происходят в следующем столетии. В комплексе появляется колокольня, выполненная, как и собор, в стиле шатров. Все каменные стены внешнего убранства украшали удивительные росписи с растительными и животными орнаментами.
В век временного затишья и спокойствия все сооруженные на площади храмы объединили в одном соборе Василия Блаженного.
После пожара в XVIII веке собор очень сильно пострадал. За восстановление визитной каточки России взялся Иван Мичурин. Заметные реставрационные работы вела и Екатерина II. Но разглядеть его так, как сейчас – было невозможно. Площадь заставлялась обильным количеством книжных лавок.
Александр I провел революцию Красной площади, убрав с нее двухэтажные полки для ярмарок. Наполеон и его солдаты держали там лошадей – неимоверное восхищение постройкой побудило француза оставить храм в целости. Некоторые легенды рассказывают чудеса спасения собора от пожара и рук Наполеона.
Иностранцев поражало нагромождение башенок и куполов, шатровое богатство и удивительные фресковые росписи. Некоторые иностранцы считали храм пафосным и называли проявлением варварства.
В XIX веке его укрепляют, создают витражи и новые росписи проходов. В верхних соборах прекращают службу – 1923 года храм становится наполовину музеем.
Сталину предлагали снести символ России, но он произнес знаменитые слова: «Лазарь, поставь на место».
После войны собор полтора года восстанавливали, открыли его в день 800-летия Москвы.
Современное состояние и режим посещения
Васильевская церковь действующая, и каждый день в ней проходят богослужения. Двери храма открыты для паломников и туристов с 8.00 до 19.00. В эти же часы работает церковная лавка. Старинная икона Тихвинской Богоматери (XVI век) сегодня принадлежит Псковскому музею-заповеднику. Васильевский храм хорошо отреставрирован, внутри него можно увидеть богатый иконостас. В настоящее время ведутся работы по росписи внутренних стен.
С 2005 года при церкви открыта воскресная школа, которую посещают дети прихожан. Занятия ведутся в двух возрастных группах: дошкольной (с 3 до 7 лет) и школьной (с 7 до 14 лет). У Васильевского храма также есть собственная иконописная мастерская и мастерская художественной ковки, где можно заказать иконы, кованые кресты, перила, ограды и решетки.
Вид церкви с колокольней
Легенды
Наверное, все граждане России слышали о чудовищной истории, в которой повествуется о жесткости Ивана Грозного. Суровый и беспощадный царь распорядился выколоть глаза русским зодчим – Барне и Постнику, поскольку боялся, что архитекторы смогут построить еще один такой же. Впервые легенду людям рассказал иностранный посол, но Постник точно не стал слепым, ведь он, вместе с другими мастерами, создавал не менее интересный объект – Казанский Кремль.
Согласно еще одной легенде, русский зодчий воплотил в Покровском храме копию восьмиглавой мечети, разрушенной при взятии города; 8 куполов московского, напоминают восемь минаретов мусульманского, девятый символизирует победу над злейшим врагом.
Люди, которые верили Василию Блаженному, утверждали, что юродивый собирал средства на возведение церкви и бросал деньги на площадь, но на них не обращал внимания никто. Подтвердить правдивость легенды сейчас невозможно, как и то, что возле гроба нищего происходили настоящие чудеса.
В тридцатых годах прошлого века нарком Лазарь Каганович, посоветовал Сталину убрать храм, а на его месте проводить парады. Нарком, доказывая необходимость снесения, сорвал сооружение с макета Красной площади, но Йосифу Виссарионовичу идея не понравилась, и Сталин приказал поставить макет на место.
Согласно неподтвержденной информации, архитектор Барановский не только писал письма вождю страны, но и стал на колени перед Центральным Кабинетом, чтобы спасти его от разрушения.
Слово учителя об истории храма.
В середине 16 века сложной проблемой на Руси стали отношения с Казанским царством. Московские князья не раз предпринимали военные на ходы на Казань. В октябре 1552 года русские войска овладели Казанью. В ознаменование этой победы на большой площади у Кремля был построен Покровский собор, названный так в честь общерусского праздника Покрова. Началом сооружения был 1555 год, а окончилось строительство в 1562 году.
Царь Иван IV , по прозвищу Грозный, пригласил талантливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева и «повеле им здати церкви камены заветные восемь крестов».
Т
ысячи людей вовлечены были в строительство Покровского собора. Дровосеки стучали в лесах топорами, валили мачтовые сосны, огромные дубы. Углежоги выжигали уголь, и на этом угле кузнецы ковали железные полосы, скрепы, болты. Глиномесы готовили сотни тысяч кирпича, а обжигальщики укладывали кирпич в печи. Плотники резали квадратные дубовые шашки для полов. Купцы доставали лужное железо для кровель и глав. Столяры делали перегородки для иконостасов, покрывая их тончайшей узорной резьбой. Иконописцы писали иконы. Басменники , постукивая фигурными молоточками по листам золота и серебра, приготовляли драгоценные переплеты для богослужебных книг, а эти книги переписывались трудолюбивыми монахами.
Строили собор из красного кирпича, пуская полоски и карнизы из белого известнякового камня. Это выглядело очень нарядно, хотя и нарушало традиции белокаменной Москвы. Так поначалу храм был красно-белый, а лишь в 17 веке он был раскрашен так причудливо.
Иван Грозный был «на пролитие крови и на убийство дерзостен и неумолим, множество народа от мала до велика при царствовании своем погубил». В Москве никто не решался перечить царю, за исключением одного человека: лишь юродивый (по-старому блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубашке, не боялся царя. К немалому изумлению, знавших его, отрок оказался пророком и ясновидцем. Василий ушел босиком на паперть церкви Святой Троицы. Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя личину юродства, но не юрода – безумного, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Блаженными людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому угодно, истязавшими себя голодом и холодом.
С
вятой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои с торговцев. Потом обнаруживалось, что поступал он по Божьему Промыслу, так как товар, опрокинутый им был негодным. И вскоре стало ясно, что святой Василий – человек Божий. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестивых торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку – мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя. Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка.
10 стр., 4860 слов
Собор Василия Блаженного как архитектурный и исторический памятник
… курсовой работы является рассмотреть историю возведения собора Василия Блаженного, оригинальность и уникальность архитектуры собора, его культурные ценности как памятника. Целью курсовой работы является показать значимость собора Василия Блаженного в истории Кремля. 1. История возведения собора Василия Блаженного 1.1 Собор Василия Блаженного …
Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл мертвого своею шубою, не видя обмана, сказал при этом: «буде же ты от ныне мертв за лукавство свое». Обманщик действительно умер.
С
лава блаженного росла. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда ему было уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящегося и безутешно плачущего возле церкви Вознесенского монастыря. Молитва была долгой, чрезвычайно глубоким казалось всем его горе.
На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар. Царь с семьей сбежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла – не осталось ни одного дома.
Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Иван Грозный повелел похоронить Блаженного у Троицкой церкви, что на Рву. Над его могилой выросла небесная главка.
Вскоре название собора Покрова на Рву, или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ – храм Василия Блаженного.
Собор в разные годы
Собор Василия Блаженного неоднократно перестраивался и реставрировался. Связано это было с частыми пожарами на Красной площади, где в основном строились деревянные дома. Со временем деревянные навесы были заменены кровлей, над белокаменными лестницами были построены сводчатые шатры, была возведена двухуровневая колокольня с открытой площадкой для звонарей.
В 19 веке значительные изменения произошли во внутреннем убранстве собора. На стенах масляным письмом были изображены лики святых и сцены из их жизни. Стены были украшены рисунком, напоминающим кладку из крупного камня.
Во время Отечественной войны 1812 года, войска Наполеона Бонапарта держали в подклете Покровского храма своих лошадей. Сам император так восхитился красотой собора, что даже планировал перенести его во Францию. Убедившись в том, что сделать это невозможно, французы разграбили и разгромили собор, который был наново восстановлен по окончанию военных действия.
Популярные темы сообщений
- Семейное законодательство Семейно права — это прежде всего отношения всех норм и правил, которые сформировались в брачной жизни. Если взять семейное законодательство, то можно сказать, что каждый член брака обязан сохранять и развивать
- Творчество Фазия Искандера Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1926 года в Абхазии. Это известный писатель, сценарист и прозаик. Творчество Фазиля Искандера проникает в глубину души каждого, кто с ним сталкивался. Хороший философ,
- Семь чудес света Великолепная семерка – это самый известный комплекс архитектурных памятников, упомянутый впервые Геродотом. В состав этих «7 чудес» входят: 1. Египетские пирамиды были построены как последнее пристанище фараонов.
Как создавался храм
Строительство собора было начато в 1555 году и длилось до 1561 года. Во время проведения реставрационных работ в 20 веке была установлена точная дата открытия собора – 12 июля 1561 года, день Святых Петра и Павла.
Доподлинно неизвестно, кто построил Собор Василия Блаженного
. Существует несколько версий, в которых исторические факты прочно переплелись с легендами.
По первой из них строительством руководили зодчий Постник Яковлев из Пскова и мастер Иван Барма (многие утверждают, что это был один человек). Согласно городским преданиям, по окончанию строительства они были ослеплены для того, чтобы лишить мастеров возможности повторить подобный шедевр.
Однако, историки уже доказали, что эта версия не более чем легенда, поскольку точно установлено, что Постник в дальнейшем принимал участие в возведении Кремля в Казани. Существует также версия, что собор был построен без единого чертежа, а ориентиром служила схема, нарисованная прямо на строительной площадке.
Согласно второй версии, в возведении храма принимал участие еще один архитектор, имя которого осталось неизвестным. Предположительно, он был из Италии, поэтому в архитектурном стиле храма заметны характерные элементы европейского Возрождения. Но каких-либо официальных документов, подтверждающих эту версию, также не сохранилось.
История основания церкви
Первые упоминания о тайнинском храме встречаются в период царствования Федора Алексеевича и относятся к XVII в. (1628г.). Тогда это была небольшая деревянная церковь, входившая в архитектурный комплекс Путевого дворца, не сохранившегося до наших дней. Уже в 1675 г., при Алексее Михайловиче, было начато возведение каменного храма. В документах Казенного двора сохранились подробные описания общего богатого убранства, предметов ризницы.
В 1751 году храм претерпел первую перестройку: по приказу Елизаветы Петровны к трапезной был пристроен придел св. Захарии и Елизаветы. Спустя 130 лет с другой (южной) стороны трапезной был построен придел пророка Илии.
Храм знал как хорошие, так и плохие времена. Во время войны 1812 года церковь в Тайнинском была безжалостно разграблена наполеоновскими войсками. А в 1929 году она была вовсе закрыта советскими властями. В помещении за последующие 70 лет располагались и склад, и мясной цех, и магазин, и общежитие. Только в 1989 году храм в Тайнинском был реконструирован и открыт для проведения богослужений.
Значение храма для культуры России
Здание храма редкий памятник шатрового зодчества на Руси, охраняется государством. Здания такой архитектуры сильно разрушены за прошедшие столетия. Многие не подлежат реставрации, а если и восстанавливаются, то получают более современный облик.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы один из немногих, где удается сохранить вековое наследие старины. Служители стараются не менять внутреннее убранство, своевременно ремонтировать и реставрировать как само помещение, так и церковную утварь.
Церкви на Руси были не только архитектурными сооружениями, но и центром жизни. Священники проповедуют любовь к богу, милосердие. Кроме этого священники ведут и активный образ жизни и проводят множество нецерковных мероприятий, но соответствующих православным канонам.
Описание внешнего вида
Сейчас у святыни 11 глав: девять над церквями, десятая над приделом Василия Великого и последняя над звонницей.
Посередине маленькая луковичная главка венчает центральный Покровский храм в окружении восьми массивных куполов. Каждый из которых со своей неповторимой индивидуальностью рисунка и отделки. Небольшие внутренние помещения маскировались вычурной декоративностью.
Композиция церквей не имеет чётко выраженного фасада. С какой стороны не обойди, будет казаться, что именно этот и есть главный.
Разноуровневые шпили расположены ступенями по принципу нарастания высоты, устремляясь ввысь, к Богу.
Два больших ажурных крыльца с северной и южной стороны были пристроены позднее.
Маленькая площадь прекрасно гармонирует с недюжинной величиной. Вышина сооружения 65 метров. И до первого десятилетия 17 века Покровский храм занимал главенствующее положение.
С высоты птичьего полёта представляет собой восьмиконечную звезду.
Архитектурные особенности храма
Строение выделяется своим видом среди старинных храмов. Классический восьмерик с куполами. Особенность его в архитектуре шатрового зодчества, построена одной из последних в таком стиле, позднее начали строить купольные здания.
Высокий шатер, выглядит как высокая поминальная свеча. В 1680 году проведена основательная реконструкция новым владельцем Медведково, изготовление главного иконостаса верхнего храма. Часть икон в храме сохранились с того периода.
Строение 2-х этажное, нижний этаж Знамения Пресвятой Богородицы отапливается, верхний долгое время был холодным, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Имеются 5 приделов.
Воскресная школа на территории храма
При обители работает воскресная школа. В ней дети получают первый опыт христианской жизни, а также занимаются саморазвитием. Закон Божий преподается в форме познавательных и интересных бесед, на которых ребята получают знания о Священном писании, выучивают первые молитвы и заповеди.
Также по благословению священника опытные педагоги дают в воскресной школе уроки ИЗО и нотной грамоты, хорового пения. Воскресная школа помогает детям получать православное воспитание, которого так не хватает в современных семьях. Педагоги совместно с детьми подготавливают костюмированные праздники, приуроченные к важным датам церковного календаря. На Рождество Христово разыгрывается вертеп, бывает раздача подарков и совместное чаепитие. На Пасху, Троицу и прочие праздники ребята готовят поделки и исполняют песнопения. После завершения учебного года церковно-приходская школа организует паломнические поездки.
Особенности архитектурного ансамбля
И в наши дни храм сохранил свое прежнее, историческое внешнее и внутреннее устройство. Он представляет собой ансамбль, включающий: алтарную часть (из трех апсид), трапезную с хорами и четверик. Храм пятиглавый: центральная глава объемная, доминирующая, а четыре остальные — меньшего размера.
Важной и уникальной в своем роде архитектурной особенностью храма Благовещения Пресвятой Богородицы предстает его входная группа, включая крыльцо. Она состоит из центральной части, перекрытой каменной «бочкой»
От нее в две стороны отходят симметричные лестничные проемы на второй ярус. Там расположены площадки под кирпичными шатрами перед входами на хоры. В русском каменном зодчестве не наблюдалось ничего похожего, и эта форма крыльца считается отсылкой к некоторым образцам деревянного зодчества.
Сразу после постройки храм имел богатый внешний декор, не сохранившийся до нынешнего времени. Поначалу (до XVIII в.) пол везде, кроме алтарной части, был дубовый, а кресты – деревянными. Колокольня ранее, как и в наши дни, располагалась в правом шатре.
Пред алтарной частью храма размещается могила о. Тихона (Агрикова), бывшего архимандритом и преподававшего в Московской Духовной академии. Батюшка (Пантелеймон в схиме) был затворником и подвижником, насельником Троице-Сергиевой Лавры. Также на территории храма расположен памятник Николаю II работы В. Клыкова.
Архитектурные особенности храма
Строение выделяется своим видом среди старинных храмов. Классический восьмерик с куполами. Особенность его в архитектуре шатрового зодчества, построена одной из последних в таком стиле, позднее начали строить купольные здания.
Высокий шатер, выглядит как высокая поминальная свеча. В 1680 году проведена основательная реконструкция новым владельцем Медведково, изготовление главного иконостаса верхнего храма. Часть икон в храме сохранились с того периода.
Строение 2-х этажное, нижний этаж Знамения Пресвятой Богородицы отапливается, верхний долгое время был холодным, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Имеются 5 приделов.
Строительство
Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.
Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.
В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).
Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.
Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Легенды
Наверное, все граждане России слышали о чудовищной истории, в которой повествуется о жесткости Ивана Грозного. Суровый и беспощадный царь распорядился выколоть глаза русским зодчим – Барне и Постнику, поскольку боялся, что архитекторы смогут построить еще один такой же. Впервые легенду людям рассказал иностранный посол, но Постник точно не стал слепым, ведь он, вместе с другими мастерами, создавал не менее интересный объект – Казанский Кремль.
Согласно еще одной легенде, русский зодчий воплотил в Покровском храме копию восьмиглавой мечети, разрушенной при взятии города; 8 куполов московского, напоминают восемь минаретов мусульманского, девятый символизирует победу над злейшим врагом.
Люди, которые верили Василию Блаженному, утверждали, что юродивый собирал средства на возведение церкви и бросал деньги на площадь, но на них не обращал внимания никто. Подтвердить правдивость легенды сейчас невозможно, как и то, что возле гроба нищего происходили настоящие чудеса.
В тридцатых годах прошлого века нарком Лазарь Каганович, посоветовал Сталину убрать храм, а на его месте проводить парады. Нарком, доказывая необходимость снесения, сорвал сооружение с макета Красной площади, но Йосифу Виссарионовичу идея не понравилась, и Сталин приказал поставить макет на место.
Согласно неподтвержденной информации, архитектор Барановский не только писал письма вождю страны, но и стал на колени перед Центральным Кабинетом, чтобы спасти его от разрушения.