Покровский собор москвы
Содержание:
- Реставрационные работы в середине ХХ в
- Где остановиться неподалеку от собора
- Архитектурная композиция собора
- Кафедральный собор
- История
- Режим работы
- Сколько куполов
- Расписание богослужений
- Предания старины
- Начало ХХ в
- Изменения в архитектуре и дизайне
- Реставрационные работы в середине ХХ в
- Что посмотреть в Соборе Василия Блаженного
- История Кремлевского собора
- Завершение реставрации
- Восемь тайн Храма Василия Блаженного
Реставрационные работы в середине ХХ в
Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.
Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.
В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.
Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.
Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.
В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.
1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.
Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.
Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает
Где остановиться неподалеку от собора
Если вы думаете, где можно остановиться туристам рядом с этим храмом, удобнее всего сделать это в таких гостиницах:
- Метрополь – этот отель модернового стиля является одним из наиболее известных в столице, поскольку над его оформлением работали Врубель, Коровин, другие известные художники; пятизвездочная гостиница предлагает одно- и двухместные номера;
- Акварель – небольшой отель в центре города, в котором есть одно- и двухместные номера; расположен в историческом здании, а на стенах размещены акварели современных столичных художников;
- Националь – еще одна знаменитая гостиница, которая в свое принимала известнейших гостей: Римского-Корсакова, Шаляпина; сегодня это строение также является памятником культуры и истории.
Архитектурная композиция собора
Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.
Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.
Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.
Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.
В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».
Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».
12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.
Кафедральный собор
В столице России есть еще Покровский кафедральный собор. Москва, Рогожский поселок, 29 – адрес этого по-своему интересного культового сооружения. Он является главным на территории России храмом РПСЦ, которая до 1988 года называлась «Древлеправославная Церковь Христова». Официальная русская церковь относит РПСЦ к деноминации, то есть к чему-то среднему между сектой и церковью. Тем не менее у старообрядческой церкви есть свой Митрополит Московский и всея Руси, и Покровский собор на Рогожском кладбище является его кафедральным собором. Закладка первого камня этого культового сооружения была произведена в 1791 году.
Проект был заказан у великого русского зодчего М. Ф. Казакова. Официальная церковь как могла боролась с существованием этого храма. В 1856 году алтари были все же опечатаны. Произошло это в результате доноса митрополита Филарета. Распечатали их только в 1905 году. Этот день считается у старообрядцев великим праздником. В силу каких-то обстоятельств эта церковь не была закрыта в годы советской власти. Два придела, Николы Чудотворца и Сергия Радонежского, имеет это очень красивое, выстроенное в классическом стиле здание.
История
Строительство храма можно назвать частью русской истории, так как ему предшествовали важные для развития страны события. Собор был возведен по указанию Ивана Грозного, после взятия Казанской крепости и присоединения одноименного ханства к империи. Самодержец дал обет – в случае победы построить большой собор, а так как решающая битва совпала с празднованием Покрова Божьей матери, церковь была освящена в честь него.
Начало
Василий Блаженный
Работы были закончены за 6 лет, что можно назвать одним из самых кратких сроков возведения грандиозных памятников архитектуры. Высота строения равнялась 65 метрам, и до XVII века оно считалось самым высоким в столице. План строительства тоже можно назвать уникальным; дело в том, что в честь каждого из завоеваний Ивана Грозного на Красной площади строились маленькие деревянные церквушки, которые окружали Троицкую церковь. Митрополит Макарий предложил самодержцу создать единый храм, который объединит в себе все объекты.
По поводу устройства собора существует множество версий и легенд. Одна из них гласит, что он в точности повторяет архитектуру и особенности Казанской мечети Кул-Шариф, которую разрушили русские войска. Согласно другой, он должен был сыграть роль отечественного Иерусалима и утвердить концепцию «Москва – третий Рим».
XVI век
Фундамент возводили в 1555 году, а в качестве материала для строительства использовался кирпич и белый камень. Основная особенность храма заключается в том, что при немалой высоте строения у него отсутствует массивное основание. Здание стоит на высоком подклете и искусственной насыпи, которая находится на месте бывшего оборонительного рва. Храм строился в несколько этапов, работы были полностью завершены в 1561 году, но внешний облик здания несколько раз менялся.
Отсутствие глубокого фундамента у храма противоречит легенде, которая утверждает, что в его подвале хранится библиотека Ивана Грозного.
XVIII век
Согласно церковным книгам и летописям, к 1722 году соборный комплекс включал 18 церквей, или престолов, но в 1737 году был практически полностью уничтожен во время масштабного возгорания. Восстановление здания поручили архитектору Ивану Мичурину, который составил подробную схему и описание обновленного собора.
С 1784 по 1786 год он реставрировался по приказу Екатерины Второй, а в 1812 году подвергся разграблению солдатами войск Наполеона. Говорят, что Бонапарт сначала хотел перевезти собор во Францию, а когда осознал невозможность этой затеи, принял решение взорвать его. Все было готово к уничтожению храма, но фитили пушек погасли под дождем, который пошел после молитвы столичных жителей.
Очередная масштабная реконструкция строения прошла в 1890-х годах – его украсили витражными стеклами, а реставрация проводилась в 1900-1912 годах. В послевоенный период собор пребывал в плачевном состоянии, несмотря на то, что государство взяло его под охрану. Там был устроен музей, но стены и крыша сильно обветшали, и в 1920 году его снова отреставрировали. В последующие 20 лет службы в храме не проводились, но его могли посетить все желающие.
Собор Василия Блаженного. 1830-е
XX век
Возможно, здание было бы уничтожено подобно остальным религиозным объектам, но за него вступился сам Иосиф Виссарионович. В 30-х годах Лазарь Каганович, демонстрируя Сталину схему и описание реконструкции Красной площади, снял с нее макет, изображавший храм, после чего генералиссимус строго велел вернуть его обратно.
В 1936 году достопримечательность опять хотели снести, но она уцелела благодаря поддержке известных людей. Во время Второй мировой войны храм пострадал от бомбежек, и в 50-х годах была проведена очередная реставрация – ему практически полностью вернули внешний вид XVI века. После распада СССР на звоннице вновь появились колокола, а первое богослужение провели в 1991 году. Сейчас это архитектурно-исторический памятник, который представляют как одно из семи «чудес света» России. Он выступает частью Государственного музея истории и включен в перечень объектов ЮНЕСКО, которые подлежат охране и защите.
Режим работы
Попасть в собор можно практически каждый день на проводимые экскурсии или просто так, заплатив за вход. Выходные дни – последний понедельник и первая среда месяца, а также каждый вторник. В летний период добавляется санитарный выходной каждую среду. Время посещения может сокращаться при температуре от -15 и при отдельных мероприятиях на Красной Площади.
Расписание работы храма изменяется в зависимости от сезона:
Летнее время (1 июня – 24 августа) | 10:00 – 19:00 |
25 августа – 3 сентября | 10:00 – 16:00 |
Осеннее время (4 сентября – 6 ноября) | 11:00 – 18:00 |
Зимнее время (7 ноября – 30 апреля) | 11:00 – 17:00 |
2 – 8 января | 11:00 – 18:00 |
Май (1 мая – 31 мая) | 11:00 – 18:00 |
За 1 ч до закрытия храма прекращается допуск туристов на территорию собора, а кассы закрываются за полчаса до закрытия.
Сколько куполов
Поскольку собор представляет собой храмовый комплекс, то в нем насчитывается 10 куполов. Каждый купол венчает соответствующие престолы, расположенные по разные стороны от центральной Покровской церкви. Десятая маковка возвышается над колокольней.
Главы всех церквей имеют форму луковиц. Они отличаются разнообразием рисунков и окраски. У храма Покрова шатрообразное навершие с маленькой главкой.
Интересно, что общее количество куполов сократилось в 2,5 раза, по сравнению с изначальным. В первое время собор украшало 25 глав. Центральный обозначал Господа, а его окружение – 24 старцев, восседающих по сторонам престола.
Расписание богослужений
Июль
1 июля — четверг — Боголюбской иконы Божией Матери
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
3 июля — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
4 июля — воскресенье — Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших..
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
7 июля — среда — Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
9 июля — пятница — Тихвинской иконы Божией Матери
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
10 июля — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
11 июля — воскресенье — Неделя 3-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
12 июля — понедельник — Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
15 июля — четверг — Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
17 июля — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
18 июля — воскресенье — Престольный Праздник. Обретение Честных Мощей прп. Сергия, игумена Радонежского
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен. Крестный ход.
19 июля — понедельник — Собор Радонежских святых.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
21 июля — среда — Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
24 июля — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
25 июля — воскресенье — Неделя 5-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
27 июля — вторник — Прп. Никодима святогорца.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
28 июля — среда — Равноапостольного вел. князя Владимира.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
31 июля — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
Август
1 августа — воскресенье — Неделя 6-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
2 августа — понедельник — Пророка Илии.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
5 августа — четверг — Почаевской иконы Божией Матери.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
7 августа — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
8 августа — воскресенье — Неделя 7-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
9 августа — понедельник — Вмч. И целителя Пантелеимона.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
12 августа — четверг — Мч. Иоанна воина.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
14 августа — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
15 августа — воскресенье — Неделя 8-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
17 августа — вторник — Пензенской-Казанской иконы Божией Матери.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
19 августа — четверг — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
21 августа — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
22 августа — воскресенье — Неделя 9-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
26 августа — четверг — Отдание праздника Преображения Господня.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
28 августа — суббота — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
17:00 — Всенощное бдение.
29 августа — воскресенье — Неделя 10-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
Предания старины
Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по велению Ивана Грозного. На месте, где красуется собор, в XVI веке соорудили оборонительный ров глубиной 13 и шириной 36 метров, проходивший вдоль кремлевской стены через Красную площадь. Ров засыпали в 1813 году.
Царь, отправляясь на покорение Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – дал обет Богу построить невиданный прежде храм на Руси, если победит нашествие врагов.
Строили храм 6 лет только в теплое время года. Согласно легенде, царь наблюдал за строительством с башни на кремлевской стене. Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном неповторимом экземпляре, зодчих собора Барму и Постника по приказу Ивана Грозного ослепили.
Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. После войны Сталину предлагали убрать собор как помеху для проведения победного парада. Каганович, показывая Сталину макет площади, приготовленной для парада, убрал изображение храма. Сталин резко оборвал его: «Лазарь, поставь на место!» С тех пор неприкосновенность храма ни у кого не вызывала сомнения.
Начало ХХ в
Война с Францией и Наполеоном в 1812 г. едва не привела к разрушению храма. В нем солдаты держали лошадей, а по одной из легенд храм и вовсе хотели взорвать, и только божественное вмешательство в виде дождя его остановило. Несмотря на это, собор теперь был в плачевном состоянии. Его разграбили и повредили взрывами соседних зданий.
После окончания войны началась реставрация площади, но сам храм тогда еще не был восстановлен во всем великолепии: тогда была поправлена только ограда и опорная стена. В 1880 г. храм приобрел усадьбу, и на ней до 1918-го г. там жил его последний настоятель, о. Иоанн (Восторгов). В 1880-х гг. началась масштабная реконструкция храма. Ризница была украшена витражами, полы были укреплены.
Была созвана особая Комиссия, призванная обновить и отреставрировать собор в его изначальном виде. Но надвигавшаяся Октябрьская революция, ее последствия, и отсутствие средств, не позволила этому произойти.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Реставрационные работы в середине ХХ в
Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.
Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.
В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.
Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.
Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.
В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.
1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.
Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.
Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает
Что посмотреть в Соборе Василия Блаженного
Снаружи собора вы можете разглядеть его красивые купола, которые подчеркивают его уникальность. Перед церковью, стоит бронзовая статуя в честь Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, которые собирали людей для армии, сражавшейся против польских захватчиков (между 1598 и 1613 годами).
Рекомендуем посмотреть этот собор и с ночным освещением.
Внутри многие люди ожидают увидеть огромное помещение, учитывая его внешние размеры, но Собор состоит из девяти комнат, каждая из которых украшена по-разному и посвящена определенному святому, на празднествах которых Иван Грозный выиграл битву. По этой причине его интерьер напоминает лабиринт.
В некоторых часовнях можно встретить поющие хоры.
История Кремлевского собора
Первые постройки вблизи Кремлёвской стены начал Василий III с храма в честь взятия Смоленска. Во время царствования Ивана Грозного стену окружали деревянные постройки, посвященные воинственным завоеваниям. После взятия Казани он приказал объединить сооружения в один фундаментальный храм из камня. Казань пала на Покров Богородицы – ее имя и стало названием нового собора.
Реставраторы узнали точную дату завершения возведения храма, изучая старинные тексты на проходах между приделами. Согласно проанализированным записям, современный собор впервые открыл свои двери 29 июня в год окончания строительства.
В летописях и писаниях сохранились записи об архитекторе собора. Им стал мастер из Пскова Постник Яковлев, в народе его величали Бармой.
Историки не исключают, что Барма и Постник – имена двух архитекторов. Точно узнать историю возведения храма удалось лишь в конце XIX столетия. В рукописных трудах исследователи нашли запись о двух мастерах, трудившихся у Ивана Грозного. Существует вариант о западноевропейском мастере.
Бытует мнение, что жестокий самодержавец выжег глаза мастерам, дабы они не могли создать копии своего творения. Но подтверждения в летописных документах этому найти невозможно. По преданиям Постник проектировал Казанский кремль, построенный уже после храма Василия Блаженного.
Ознаменовывая взятие Казани и объединяя в себе результаты трудов, борьбы, лишений и страданий не только верующих, но и всего русского народа – собор утвердился как символ величия Москвы и дал повод сравнивать столицу России с Римом.
Если число приделов христиане объясняют желанием показать мощь и силу православной веры, степень Божественного благословления и любви, то сочетание цветов на куполах и росписи исследователям неподвластна.
Все приделы не отапливались вплоть до XVI столетия. Тогда появилась новая церковь Василия Блаженного. Именно в ней появилось первое отопление.
Заметные изменения в архитектуре храма происходят в следующем столетии. В комплексе появляется колокольня, выполненная, как и собор, в стиле шатров. Все каменные стены внешнего убранства украшали удивительные росписи с растительными и животными орнаментами.
В век временного затишья и спокойствия все сооруженные на площади храмы объединили в одном соборе Василия Блаженного.
После пожара в XVIII веке собор очень сильно пострадал. За восстановление визитной каточки России взялся Иван Мичурин. Заметные реставрационные работы вела и Екатерина II. Но разглядеть его так, как сейчас – было невозможно. Площадь заставлялась обильным количеством книжных лавок.
Александр I провел революцию Красной площади, убрав с нее двухэтажные полки для ярмарок. Наполеон и его солдаты держали там лошадей – неимоверное восхищение постройкой побудило француза оставить храм в целости. Некоторые легенды рассказывают чудеса спасения собора от пожара и рук Наполеона.
Иностранцев поражало нагромождение башенок и куполов, шатровое богатство и удивительные фресковые росписи. Некоторые иностранцы считали храм пафосным и называли проявлением варварства.
В XIX веке его укрепляют, создают витражи и новые росписи проходов. В верхних соборах прекращают службу – 1923 года храм становится наполовину музеем.
Сталину предлагали снести символ России, но он произнес знаменитые слова: «Лазарь, поставь на место».
После войны собор полтора года восстанавливали, открыли его в день 800-летия Москвы.
Завершение реставрации
Собор прекратили реставрировать во время Великой Отечественной войны, но после ее завершения он открылся в рекордно быстрые сроки. Уже 7 сентября 1947 г., в день празднования 800-летия Москвы, храм был открыт на торжественном мероприятии во время массового празднования на Красной площади.
А через несколько лет началась полная реставрация внутренних стен. Детальное исследование позволило обнаружить настоящую роспись времен постройки. Собору начали возвращать его настоящий облик, тогда же была обнаружена точная дата постройки: 12 июля 1561 г. В 1960-х гг. собору перекрыли купола, заменив металл на устойчивую к износу медь.
Она не требовала регулярных замен и обновления, тогда же купола перекрасили и вернули им привычный современный облик. Обнаружение оригинальных фресок позволило воссоздать оригинальную роспись во внутренних храмах и на нескольких наружных фрагментах.
При нем открылась наибольшая коллекция из 19-ти колоколов. В этом же году было утверждено право совместного пользования собором между Государственным историческим музеем и Русской православной церковью.
Новые реставрационные работы начались в 2001-м г. и длились на протяжении почти десятилетия. Это самая масштабная и полноценная реставрация за всю историю собора. Все десять церквей были обновлены, отреставрирована главная святыня собора, икона Покровы. Нижний ярус и подклеты были так же отремонтированы. На данный момент в списке «7 чудес России» собор занимает 5-е место.
Восемь тайн Храма Василия Блаженного
Тайна первая.
Десять церквей, имеющих одну основу. Такого на Руси ещё не было. Иван Грозный велел стоить храм в честь взятия Казани. Как только Казанское ханство было повержено (произошло сие событие в день Покрова Пресвятой Богородицы), данное событие нужно было как-то увековечить в истории. А что могло стать лучшим свидетельством победы? Конечно же, Церковь, построенная на самой главной площади Руси. А быть может постройка связанна не только с казанскими событиями?
Тайна вторая.
След Леонардо да Винчи. Споры об авторстве собора не умолкают ни на час. До сих пор находятся те, кто считают, что идеи Леонардо легли в основу конструктива. Ведь у гения было много чертежей восьмиугольных церквей, практически таких же, как Храм Василия Блаженного. Да, конечно, что-то переработано, но в целом, очень похоже… И где же находится истина?
Тайна третья.
Следы Революции. Пламя революции прошлось по всей Руси-матушке. Какие-то города и веси пострадали больше, какие-то меньше. Бои шли и в Москве, в том числе на территории Кремля. Один из снарядов, выпущенной красными, угодил в купол какой-то из церквей Храма Василия Блаженного. И сегодня следы тех боёв можно обнаружить, если знать о данном факте, который почему-то не особо афишируется…
Тайна четвёртая.
Тайна пятая.
Многократное чудесное спасение. Храм Василия Блаженного мог бы быть разрушен много-много раз. Его мог стереть в лица Красной площади Наполеон в одна тысяча восемьсот двенадцатом году, когда храм был даже заминирован. Его могли взорвать большевики, которым храм мешал маршировать по Красной, но этого тоже не случилось. Сам Иосиф Сталин дал распоряжение храм не трогать. Обращаясь к Кагановичу, он сказал оставить строение на том месте, где оно находится. Почему? Какая неведомая сила так много раз спасала храм? Или это просто счастливое совпадение?
Тайна шестая.
Тайна Библиотеки Ивана Грозного. О ней ходят легенды, но она до сих поре не обнаружена. Ах, как бы хотелось прочесть все его книги! В некоторых источниках говорится о том, что она может быть спрятана в подвалах Храма Василя Блаженного. Правда, это маловероятно. Ведь подвала как такового в храме не существует, а сам храм возведён на искусственном насыпном холме. Или подвал всё же имеется и он всё ещё не обнаружен? И потом, где же всё-таки находится знаменитая библиотека?
Тайна седьмая.
Сокровища Ивана Грозного и других царей. Когда-то в подклете храма находились ниши, а них тайники. Возможно, они-то и дали пишу для разговоров о библиотеке. Сегодня остались лишь петли, на которых некогда висели двери, закрывавшие ниши. Да, с незапамятных времён в подклете хранилась царская казна. Была тут и внутренняя лестница, о которой ведали лишь посвященные. Теперь лестницы нет, говорят её замуровали. Или всё же она существует? Как и сами сокровища?
Тайна восьмая.
Ослеплённый мастер. Существует легенда о том, что архитектор храма был ослеплён по приказу царя. Логика данного распоряжения была простой: якобы Иван не желал, чтобы подобная архитектурная красота где-то ещё раз повторилась. На самом деле, никаких фактов, подтверждающих подобное злодейство, не существует. Но, как известно, дыма без огня тоже не бывает… Так где же правда?