Собор парижской богоматери в париже

Содержание:

Нотр-Дам де Пари снаружи

Наибольшее внимание привлекает главный, западный фасад собора – он является одним из самых узнаваемых архитектурных образов. Визуально фасад разделен на три части, как по вертикали, так и по горизонтали

В нижней части находятся три портала (монументальных входа), каждый из которых имеет свое название: портал Страшного суда (центральный), портал Богоматери (левый) и портал Святой Анны (правый). Названия соответствуют сюжетам, которые изображены в удивительно красивых скульптурных композициях на сводах порталов.

В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, отправляющиеся в ад. По правую – праведники, идущие в Рай.

Над порталами расположена так называемая “галерея царей“, представленная 28 статуями иудейских правителей. Она пострадала сильнее всего во время революции, и в процессе большой реставрации в XIX веке все разрушенные статуи были заменены на новые.

Любопытно, что уже 1977 году, во время строительных работ под одним из парижских домов, были найдены оригинальные скульптуры, утраченные в годы революции. Впоследствии выяснилось, что будущий владелец дома в разгар революционных волнений выкупил несколько статуй, заявив, что они нужны ему для фундамента. В действительности этот человек сохранил изваяния под своим домом – видимо, “до лучших времен”. Сегодня эти статуи хранятся в музее Клуни.

Со стороны западного фасада можно и рассмотреть две колокольные башни, взмывающие ввысь. Кстати, хотя на первый взгляд они кажутся симметричными, присмотревшись можно заметить легкую, едва уловимую асимметрию: левая башня несколько массивнее правой.

Если будет возможность, обойдите собор по периметру, чтобы увидеть и боковые фасады, их впечатляющие входные порталы с виртуозно выполненными рельефами, а также рассмотреть восточную апсиду храма (алтарный выступ) с удивительно красивыми резными сводчатыми арками.

Собор построен так, что внутри него нет ни одной стены

Кажется удивительным, что столь монументальное сооружение построено таким образом, что внутри нет ни одной каменной стены. Вместо них установлены колонны, которые соединяются между собой витражами и арками.

Само внутреннее убранство собора поражает своим великолепием. За всю свою многовековую историю НотрДам был свидетелем множества событий, отголоски которых будто до сих пор блуждают по самым отдалённым закоулкам здания.

Архитекторами собора были Жак де Шель и Пьер де Монтрей, которые и спроектировали его в стиле так называемой “лучистой готики”, придав ему величественный и грозный вид.

Время посещения собора

Понедельник-суббота: с 8:00 до 19:00. Воскресенье: с 8:00 до 12:30, с 14:00 до 17:00. Вход свободный.

Сокровищница собора

Понедельник-пятница: с 9:30 до 18:00. Суббота: с 9:30 до 18:30. Воскресенье: с 13:30 до 18:30. Стоимость билета: 5 евро, льготный 2 евро.

Башни собора

Ежедневно, апрель-сентябрь. Понедельник-четверг: с 9:00 до 19:30. Пятница-воскресенье: с 9:00 до 21:00. Ежедневно, октябрь-март: с 10:00 до 17:00. Стоимость билета 10 евро.

Орган

Большой орган можно услышать ежедневно с 11:30 во время богослужений. Каждое воскресенье с 16:00 до 17:00 – органные концерты.

Терновый венец

Увидеть его можно в первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу католического Великого поста в 15:00. В страстную пятницу, по католическому календарю, венец выносят с 10:00 до 17:00.

Витражи Нотр-Дам-де-Пари

Источником дневного света в соборе Парижской богоматери служат 110 витражных окон. Большая часть из них воссоздана заново в ходе реставраций XIX и XX века. Оригинальными, сохранившимися со Средневековья, являются только 3 больших круглых окна над входами — так называемые розы, созданные в XIII веке при Людовике Святом. Архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтрей спроектировали окна-розетки небывалых доселе размеров. Имена мастеров-стекольщиков до нас не дошли.

Основу розы составляет симметричный переплет из резного камня. Он состоит из центрального венчика и затейливых лепестков, разделенных перемычками. В символике готических сооружений окно-роза олицетворяла цикличность событий и круговорот времени.

Западная роза

Западная роза над главным порталом — старейший витраж собора, его диаметр равен 9,6 м. С внутренней стороны западное окно частично закрывает соборный орган.

Сюжет стеклянных картин над главным входом посвящен человеческой природе Христа. В центре восседает Дева Мария с младенцем на руках. Ее окружает центральный круг лепестков с изображениями королевской лилии. Следующие по порядку медальоны показывают библейских пророков, 12 знаков зодиака и 12 пороков. Внешний круг лепестков содержит 12 добродетелей и 12 времен года — излюбленный сюжет средневековых мастеров, отражающий сезонные крестьянские работы каждого месяца.

Во время Французской революции и последующего забвения многие витражи розы серьезно пострадали, их пришлось переделывать с нуля. Тем не менее, 10 витражных панно считаются подлинными.

Южная роза

Диаметр окна-розы над южным входом — 12,9 м, а если считать всю прямоугольную площадь остекления, то его высота доходит до 19 м. Каменный каркас южной розы укрепили в XIX веке, и сейчас она уже не выглядит настолько тонкой и ажурной, какой была при создании.

Тема южной розы — Новый завет, всего в ней 84 витражных панно, объединенных центральным венчиком. Посередине — Христос с мечом в устах, а вот последующие лепестки перемешались между собой в ходе многочисленных реставраций и несколько потеряли изначальный смысл. 12 апостолов здесь соседствуют со святыми, ангелами, мучениками и мудрыми девами; можно рассмотреть сцены из Нового и Ветхого завета. Нижний фриз с прямоугольными витражами полностью обновлен в XIX веке и изображает 16 ветхозаветных пророков и четырех евангелистов.

Подлинной средневековой работой считается 12 медальонов.

Северная роза

Северная роза, выходящая на теневой фасад собора, сохранилась лучше других. Ее размеры совпадают с размерами южной розы, а сюжеты посвящены Ветхому завету и долгому ожиданию Спасителя. В центральном венчике изображена Богоматерь с младенцем; среди прочих персонажей — иудейские цари, патриархи и первосвященники.

Сюжет, композиция произведения

Действие романа происходит в 1480-х годах. Все действия романа происходят вокруг Собора – в «Городе», на Соборной и Гревской площадях, во «Дворе чудес».

Перед Собором дают религиозное представление (автор мистерии – Гренгуар), но толпа предпочитает смотреть, как на Гревской площади танцует Эсмеральда. Смотря на цыганку, в неё одновременно влюбляются и Гренгуар, и Квазимодо, и отец Фролло. Феб знакомится с Эсмеральдой, когда ту приглашают развлечь компанию девушек, среди которых невеста Феба, Флёр де Лис. Феб назначает свидание Эсмеральде, но на свидание приходит и священник. Из ревности священник ранит Феба, а обвиняют в этом Эсмеральду. Под пытками девушка признается в колдовстве, проституции и убийстве Феба (который на самом деле выжил) и приговаривается к повешению. Клод Фролло приходит к ней в тюрьму и уговаривает бежать с ним. В день казни Феб наблюдает за свершением приговора вместе со своей невестой. Но Квазимодо не дает свершиться казни – он хватает цыганку и бежит прятаться в Собор.

Весь «Двор Чудес» – пристанище воров и нищих – кидается «освобождать» любимую Эсмеральду. Король узнал о бунте и повелел казнить цыганку во что бы то ни стало. Когда её казнят, Клод смеется дьявольским смехом. Увидев это, горбун кидается на священника, и тот разбивается, упав с башни.

Композиционно роман закольцован: вначале читатель видит слово «рок», начертанное на стене Собора, и погружается в прошлое на 400 лет, в конце – видит в склепе за городом два скелета, которые сплелись в объятиях. Это герои романа – горбун и цыганка. Время стерло их историю в пыль, а Собор всё стоит безразличным наблюдателем над людскими страстями.

Трагедия Франции – пожар

Вечером 15 апреля 2019 года в мансарде храма начался пожар, который назвали трагедией всей Франции. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Шпиль высотой 96 метров обрушился, повредив в трех местах центральный неф. Борьбу с огнем вели пожарные расчеты из 400 человек.

Парижане, стоя на коленях, молились о благополучном исходе. Утром 16 апреля пожар потушили. Деревянный каркас кровли сгорел, пострадали и внутренние помещения. Пожарные спасли обе колокольни. Пламя не затронуло и главные святыни.

Президент Франции, прибывший на место пожара вместе с супругой, пообещал полностью восстановить реликвию: собор досконально изучен и сохранены старинные чертежи. Ущерб обойдется в сотни миллионов евро, на восстановление здания уйдет 10 лет.

На реконструкцию собора выделил средства владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино, обещавший пожертвовать 100 миллионов евро.

Характеристика главных героев

Именно такая реакция общества на книгу дает право говорить о том, что собор – это подлинный главный герой романа, наряду с людьми. Это основное место происходящих событий, немой свидетель драм, любви, жизни и смерти главных героев; место, которое на фоне быстротечности человеческих жизней остается таким же неподвижным и непоколебимым.

Главные же герои в человеческом облике – цыганка Эсмеральда, горбун Квазимодо, священник Клод Фролло, военный Феб де Шатопер, поэт Пьер Гренгуар.

Эсмеральда

Эсмеральда объединяет остальных главных героев вокруг себя: в неё влюблены все из перечисленных мужчин, но одни – бескорыстно, как Квазимодо, другие яростно, как Фролло, Феб и Гренгуар – испытывая плотское влечение; сама же цыганка любит Феба. Кроме того, всех персонажей связывает между собой Собор: Фролло здесь служит, Квазимодо работает звонарем, Гренгуар становится учеником священника. Эсмеральда обычно выступает перед соборной площадью, а Феб смотрит в окна своей будущей супруги Флёр-де-Лис, которая живет неподалеку от Собора.

Эсмеральда – безмятежное дитя улиц, не ведающее о своей привлекательности. Она танцует и выступает перед Собором со своей козочкой, и все вокруг от священника до уличных воров отдают ей свои сердца, почитая, словно божество. С той же детской непосредственностью, с какой ребенок тянется к блестящим предметам, Эсмеральда отдает свое предпочтение Фебу, благородному, блестящему шевалье.

Внешняя красота Феба (совпадает с именем Аполлона) – единственная положительная черта внутренне уродливого военного. Лживый и грязный соблазнитель, трус, любитель выпивки и сквернословия, лишь перед слабыми он герой, лишь перед дамами – кавалер.

Пьер Гренгуар

Пьер Гренгуар, местный поэт, которого обстоятельства вынудили окунуться в гущу уличной французской жизни, немного походит на Феба в плане того, что чувства его к Эсмеральде – физическое влечение. Правда, на подлость он не способен, и любит в цыганке и друга и человека, отставляя в сторону её женское очарование.

Квазимодо

Самую искреннюю любовь к Эсмеральде питает самое страшное существо – Квазимодо, звонарь в Соборе, которого некогда подобрал архидьякон храма, Клод Фролло. Для Эсмеральды Квазимодо готов на всё даже любить её тихо и втайне ото всех, даже отдать девушку сопернику.

Клод Фролло

Самые сложные чувства испытывает к цыганке Клод Фролло. Любовь к цыганке для него особая трагедия, ведь это запретная страсть для него как для священнослужителя. Страсть не находит выхода, поэтому он то взывает к её любви, то отталкивает, то набрасывается на неё, то спасает от смерти, наконец, сам же вручает цыганку палачу. Трагедия Фролло обуславливается не только крахом его любви. Он оказывается представителем уходящего времени и чувствует, что отживает вместе с эпохой: человек получает всё больше знаний, отходит от религии, строит новое, уничтожает старое. Фролло держит в руках первую печатную книгу и понимает, как бесследно растворяется в веках вместе с рукописными фолиантами.

Нотр-Дам де Реймс – оплот французской монархии

Город Реймс знаменит своими Домами шампанского, посетить которые не отказался бы ни один турист. Для любителей культурного отдыха всегда открыты двери многочисленных музеев и храмов – многие из них внесены в список ЮНЕСКО. Самое главное и почетное место принадлежит кафедральному собору Нотр-Дам де Реймс, месту коронации почти всех французских монархов. Так что в истории страны Реймсский собор сыграл гораздо более важную роль, чем его «столичный собрат» Нотр-Дам де Пари.

А вы знали, что именно в Реймсе в 498 году состоялось крещение короля Хлодвига I, основателя Франкского государства? С тех пор Франция стала христианской, а примеру первого монарха последовали последующие поколения правителей. Представьте себе, всего в Реймсском соборе короновали 25 французских королей!

Первая мировая война положила начало серьезным разрушениям собора – многие статуи и витражи пришлось реставрировать, восстанавливая по кусочку славное прошлое. К созданию части витражей также приложил свою руку художник Марк Шагал

Внимание привлекают огромные витражные окна-розы, расположенные над порталами – в традиционном готическом стиле. Что примечательно, многие средневековые витражи прекрасно сохранились до наших дней

В Нотр-Дам де Реймс можно полюбоваться сотнями скульптур, датированными XIII веком – среди прочих особенно выделяется улыбающийся ангел. Эта в своем роде уникальная скульптура считается «визитной карточкой» Реймса. Не правда ли, загадочная улыбка, словно из глубины веков?

Как добраться?

Метро

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel–Линия 1, 11, Hôtel de Ville–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne–Линия 7, 11, 14 Châtelet

RER

–Линия B,  Saint-Michel – Notre-Dame–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

Автобус

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

История

Notre-Dame de Paris расположен на острове Сите. На этом месте еще до постройки Нотр Дам была христианская церковь Святого Стефана. Интересно, что ее построили на месте римского храма, посвященного Юпитеру. Всего 3 разные церкви разных эпох. Так что – место силы во всех смыслах. Представляете себе, сколько людей приходило сюда возносить молитвы с самых древних времен?

Строили его долго – с 1163 по 1345 год. В это легко поверить, как только вы его увидите. Монументальное строение со сложной архитектурой и множеством украшения. Готический собор у архитекторов знаменит еще тем, что является одним из первых c шестичастным нервюрным сводом. Сложно объяснить, так что лучше покажу: Все про французские вина — в моей прошлой статье. А еще читайте про французские блюда и деликатесы.

Дело в том, что такой стиль оформления свода церкви был очень редким в тот период переходного этапа от романского стиля.Нотр Дам признан шедевром архитектуры. Немного о габаритах:

  • Общая высота — 35 м;
  • длина — 130 м;
  • ширина — 48 м;
  • колокольни (каждая) — 69 м;
  • знаменитый колокол Эммануэль (южная башня) — 13 тонн;
  • а язык колокола весит — 500 кг.

На краю гибели

Далее свои коррективы внесла Французская революция. Робеспьер, как один из наиболее влиятельных ее участников, выдвинул требование выплатить откупные Конвенту на все будущие революции, если город не желает, дабы «твердыня мракобесия была снесена».

Собор в Париже

Однако это не повлияло на решение Конвента в 1793 г., решившем, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли». При этом Робеспьер получил немалое удовольствие, отдавая приказы обезглавить монархов, выстроившихся в галерее и представляющих царей Ветхого Завета.

Не пощадили революционеры и остальную архитектуру, уничтожая витражи и грабя дорогую утварь. Вначале приход был объявлен Храмом разума, позже центром Культа Высшего Существа, пока помещение не отдали под склад продовольствия, а затем совсем потеряли к нему интерес, оставив во власти забвения.

Собор в Париже (фото)

Не удивляйтесь, видя статуи королей целыми и невредимыми – в середине XIX столетия ансамбль был восстановлен. Когда в 1977 г. велись реставрационные работы, часть царей была обнаружена в захоронении под частным домом. Его хозяин в свое время выкупил скульптуры, будто бы для фундамента, сам же похоронил их с почестями, а затем поставил над ними дом, скрыв могилы сверженной власти.

Интерьер

Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.

В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий — Терновый венец.

Гаргульи Нотр-Дам

Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов

1. Собор стоит на месте древнего города

Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.

2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»

Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в Париже, деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».

3. Башни собора — не близнецы

Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны

На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.

4. Двадцать восемь его царей потеряли голову

В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.

5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки

«Эммануэль» — колокол-гигант (Нотр-Дам, Париж)

Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов — за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» — были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.

6. Виктор Гюго фактически спас собор

Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.

7. Его монстры современные, а не средневековые

Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)

Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта — это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.

8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод

Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.

9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери

Точка отсчета собора (Нотр-Дам-де-Пари, Париж)

На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других городов Франции. Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.

10. На крыше собора живут пчелы

На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.

Храм Парижской Богоматери в цифрах

Это далеко не самый высокий и большой кафедральный собор в Европе. Он значительно уступает Кельнскому и Миланскому в параметрах.

Высота главного нефа хоть и внушительна – 35 метров, но не рекордна для средневековых сооружений. Две колокольни (если присмотреться, они разные по величине и стилистическому оформлению) также не представляют собой ничего особенно выдающегося. Их высота – 69 метров. Внутри собора вы не найдете знаменитых фресок, как в храмах Италии.

Длина храма Нотр-Дам – 130 метров, а максимальная ширина – 48. Самый большой колокол – «Эммануэль» – весит 13 тонн, а его язык – 500 килограммов.

Почему же Нотр-Дам является визитной карточкой Парижа, престолом архиепископа и одной из пяти «малых базилик» французской столицы? Не из-за размеров, а благодаря своей значимой роли в истории и роскошному внешнему убранству.

Интересно, что здание спереди и сзади очень отличается. Если смотреть на главный (западный) портал, то не видно ни контрафорсов, ни шпиля. С восточной же стороны собор кажется остовом севшего на мель корабля или скелетом огромного чудища благодаря его аркбутанам. Внутри вы не увидите ни одной разделяющей стены, их заменяют колонны с аркадами.

Нотр-Дам в Страсбурге – слияние двух культур

О Страсбургском соборе Гюго упоминал, как о «гигантском изящном чуде». В самом деле, в архитектуре этого величественного сооружения четко прослеживается влияние французской и германской культур. И это не удивительно, ведь Страсбург является пограничным городом, который за свою историю успел побывать в составе и той и другой страны.

Размеры собора поистине впечатляющие, а обилие мелких деталей поражает воображение – на руках фигур даже видны вены!

Первый камень Нотр-Дам в Страсбурге был заложен в 1015 году епископом Вернером Габсбургским. С тех пор Дом Божий несколько раз достраивали – как результат, южный и восточный порталы выполнены в романском стиле, а западная часть и северная башня захватывают дух готической красотой. Поверхность фасадов декорирована тысячами скульптур – на нас смотрят страшные горгульи, другие мифические существа, святые. Ажурное плетение из камня поражает тонкостью работы, выразительностью самых мелких деталей.

Дева Мария с Младенцем в окружении волхвов.

Серия библейных сцен, навеки воплощенных в камне.

Внутри собора – астрономические часы, созданные в XVII веке мастерами-умельцами Конрадом Дазиподиусом и братьями Хабрехтами.

А какой «непарижский» Нотр-Дам вам понравился больше всего? Итак, пора составлять туристический маршрут и отправляться в путешествие!

Долгие годы строительства

Нотр-Дам де Пари строили почти два века, поэтому Морису де Сюлли не удалось увидеть свое детище во всем его величии. Работы над алтарной частью и нефом начались в первую очередь, и уже в 1182 году, в период правления короля Филиппа II Августа главный алтарь собора был освящен посланником папы, кардиналом Анри де Марси. Морису де Сюлли довелось отслужить первую мессу в соборе, но окончательное сооружение Нотр-Дам де Пари завершилось только в 1345 году, почти через полтора века после смерти епископа. В первоначальном проекте церковь имела тяжелую крышу, которая требовала массивных и крепких стен, что приводило к уменьшению количества и размеров окон. Из-за этого собор страдал от недостатка естественного освещения, и в 1220 году проблему решили с помощью перестройки потолка в нервюрный свод (ребристый свод). Такой свод оказывал меньшее давление на стены, поэтому стало возможно установить больше окон в соборе, а сами стены сделать выше и тоньше.

Строительство собора

В 1240-х годах Жан де Шелль, первый из архитекторов собора, чье имя сохранилось в истории, завершил работы над нефом и двумя башнями главного (западного) фасада. Преемник де Шелля, Пьер де Монтрей завершил фасады трансепта, а также был ответственным за установку новых, просторных окон, включая прославленные ныне окна-розы в северной, южной и западной стенах. Последние значимые работы в 1300-х годах проводил Жан Рави, который одним из первых среди мастеров средневековья применил великое новшество готической архитектуры – аркбутаны. Эти наружные каменные полуарки, за счет которых удалось освободить внутреннее пространство собора от опор, сохранились до сих пор и считаются одной из самых характерных черт Нотр-Дама. В 1351 году завершились последние строительные работы, и с этой поры вплоть до 18 века Нотр-Дам де Пари сохранял свой облик практически без изменений. Конечно, в разные века производились некие мелкие переделки, согласно модным веяниям эпохи. Так, например, в эпоху Ренессанса колонны и стены собора были покрыты гобеленами, а при Людовике XIV в интерьерах появился мраморный декор.

Внутри Нотр Дама хранится Терновый венец Иисуса Христа

Собор полон всевозможных произведений искусства и религиозных реликвий. Но самая значимая из них – это, несомненно, терновый венец Иисуса Христа, который ему возложили на голову непосредственно перед распятием.

Святыня была привезена во Францию в 1238 году и передана на хранение в Нотр Дам самим Людовиком IX.

Эта реликвия привлекает взоры христиан со всего мира, которые ради неё специально приезжают в Париж.

Во время пожара, случившегося в 2019 году, венец считался сгоревшим в огне, но, как впоследствии выяснилось, священник Жан-Марк Фурнье, рискуя жизнью, вынес святыню из горящего здания.

Заключение

Внутри храма выполнены поперечные нефы, которые переплетаясь с основным продольным, формируют крест. В часовнях, которые находятся в правой стороне Нотр-Дам, находятся картины и скульптурные произведения различных живописцев, которые, по многолетним обычаям, даруются храму каждый год в начале мая. Люстра храма выполнена из бронзы, покрытой серебром по проекту французского архитектора.

Ежегодно Собор посещают миллионы путешественников, проводятся бесплатные экскурсии, разрешают туристам делать фото внутреннего убранства Собора. Осмотр богатств этой достопримечательности можно сочетать с бесплатным посещением органных концертов.

Более подробное описание и фото всех скульптур, витражей, а также качественное описание и фото интерьера Собора, любой пользователь может найти на официальном сайте www.notredamedeparis.fr. Кроме этого на веб-сайте можно просмотреть и другие уникальные фото, а также узнать полезную информацию о Соборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector