Версальский дворец в париже
Содержание:
- Внешняя архитектура и внутренний дизайн особняка
- Версаль при Людовике XIII
- Рынки Версаля
- Фонтан Аполлона
- В Версаль из Парижа на поезде
- Версальский парково-дворцовый комплекс
- Версальский дворец
- Огород короля
- Парк Версаля
- Чем славится Версаль и что в нем посмотреть?
- Мероприятия Версаля
- 5 вещей, которые нужно сделать в Версале
Внешняя архитектура и внутренний дизайн особняка
С тех пор, как Версаль получил статус музея, ежегодно к нему стекаются миллионы туристов, желающих воочию увидеть величие, блеск и изобилие дворца, где заговоры и интриги были нормой жизни, из поколения в поколение совершенствовались коварные планы, плелись кулуарные сплетни и создавались тайны Версаля.
Внешняя архитектура Версаля
Оказавшись в окружении стен, которые помнят первый крик рожденных тут королей: Филиппа V, Людовиков XV, XVI и XVIII, Карла Х, ожидаешь, что вот-вот из-за угла появится один из венценосных сынов Франции в окружении придворных под шелест шелка и стук каблуков.
Столь огромная площадь некогда принадлежала монархам, а сегодня залы Версаля принимают любопытных посетителей. Чтобы ориентироваться на немалых площадях (67 тыс. кв. м), следует знать, что комплекс имеет несколько зон: Шато, Малый с Большим Трианоны, территория фермы Марии-Антуанетты и садово-парковая зона. Всего в дворцовых помещениях установлено 372 статуи, 67 лестниц и 25 тыс. окон.
Главное здание и основная достопримечательность всего комплекса, куда стремятся попасть все туристы – Шато. Миновав центральный вход, вы попадете на его внутренний двор, откуда можно направиться в парк или в сам дворец, где Зеркальный зал является его сердцем. По сути, это проход в 73 м и шириной 11 м, объединяющий оба крыла замка.
Зеркальная комната в Версале
Изюминка Зеркальной комнаты в 357-и зеркалах, расположенных напротив 17 окон. Отражение создает иллюзию, что сад обступает галерею с двух сторон, а вечером в них когда-то сверкали огнями тысячи свечей. Ее украшали фигурные торшеры, канделябры, вазы из серебра в бронзовой огранке, хрустальные люстры и живые апельсиновые деревья, а стены и потолок расписаны сценами из мифологии и истории, в которых разыграны великие драмы жизни двора. Причем в роли античного героя непременно изображался сам Людовик XIV.
Даже мебель тут была из чистого серебра (так задумал Лебрен), что говорит о первоначальном размахе, но в 1689 г., к сожалению, ее пришлось переплавить в монеты для поддержания армии.
Спальня короля Версаль
Также тут находятся королевские покои, в которых центральную часть занимает кровать, расположенная на пересечении трех магистралей, соединяющих Версальский дворец с Парижем.
Спальня королевы тоже находится в Шато, а внушительных размеров ложе с балдахином и другие предметы интерьера украшает позолота. Неподалеку предусмотрены и апартаменты принцесс.
Версаль при Людовике XIII
Король начинает приобретать владения в Версале с 1623 г. На месте дворца тогда стояла лишь одна ветряная мельница.
В 1623 г. Людовик XIII, страдающий приступами агорафобии (боязни открытых пространств) и желающий духовного отдыха, решает выстроить скромный охотничий павильон из камня и кирпича на вершине Версальского плато, на дороге между Версалем и Трианоном. Он выкупает мельницу и дом мельника, стоявшие на этом окруженном болотами холме. Людовик лично присутствует при разработке архитектурного плана павильона и прилегающих садов. Постройка была скромной и утилитарной. Вместе с окружающими ее земляными валами и рвами она скорее напоминала старинный феодальный замок. Время от времени к Людовику в это скромное жилище приезжают королева-мать Мария Медичи и супруга, королева Анна Австрийская. Правда, всегда проездом, без ночевок, потому что в здании не было предусмотрено женских покоев. Королевские покои состояли из небольшой галереи, где была вывешена картина с изображением осады Ла Рошели, четырех комнат, где стены были увешаны коврами. Королевская комната занимала центр здания, ее размещение соответствует впоследствии спальне Людовика XIV.
В 1630 г. в Версаль тайно приезжает кардинал Ришелье для переговоров с королем по случаю излишнего влияния на политику королевы-матери. Это стало первым важным политическим событием в стенах замка. Ришелье остался премьер-министром, а королева-мать была выслана.
В 1632 г. Людовик XIII выкупает Версальское владение у Жана-Франсуа Гонди. За год до этого начинаются работы по расширению дворца: в каждом углу добавляются маленькие павильоны. В 1634 г. стена, окружающая двор, заменяется на каменный портик с шестью аркадами с металлическими украшениями. Новый замок впервые получает цветочное обрамление: сады разбиты на французский манер Буасо и Менуром, украшены арабесками и прудами. Фасады укреплены кирпичом и камнем. В 1639 г. перед основным фасадом замка обустроена прогулочная терраса с балюстрадой, украшенной орнаментом. Тот замок соответствует современной части дворца, окружающей знаменитый Мраморный двор.
В 1643 г. Людовик XIII умирает, на трон восходит его четырехлетний сын, Людовик XIV, а бразды правления передаются королеве-матери, Анне Австрийской. Версаль перестает быть королевской резиденцией на 18 лет.
Рынки Версаля
Рынок Нотр-Дам. | Фото: Wally Gobetz / Flickr.
Версаль – это не только роскошные дворцы и резиденции, но множество оживленных рынков и уличных киосков. Торговые ряды были неизменными спутниками этого места, начиная с XVII века, в 1841 году им на смену пришел крытый рынок, который функционирует до сих пор.
Пожалуй, наиболее популярным из рынков Версаля можно назвать рынок Нотр-Дам, где продают самые разнообразные французские лакомства – от булочек до лягушачьих лапок. Также имеет смысл посетить местный блошиный рынок.
Адрес: Рынок Нотр-Дам, Place du marché Notre-Dame, Версаль, Франция.
Фонтан Аполлона
На месте бассейна, где расположен фонтан, при первом строителе резиденции (Людовике 13) был выкопан пруд. Назывался он лебяжьим. Водились здесь лебеди, или нет, неизвестно. Но для сюжета фонтана прежнее название пришлось кстати: эти крылатые создания входили в свиту матери Аполлона. Бог едет на колеснице по небу, повторяя путь небесного светила: ведь именно Аполлон освещает землю. Но в угоду удачному построению композиции, движение повозки проходит совсем в другую сторону.
Зато рябь на воде, солнечный свет создают полное ощущение движения. Аполлон ведет колесницу вдоль большого канала, поэтому и движение бога бесконечно. Струи фонтана образуют лилию: геральдический символ монархов Франции. Центральный поток вырывается на 20 м, а боковые – всего на 15. Но и это впечатляет. Фонтан Аполлон описывал Лафонтен. Литератора потрясло одновременное сочетание огня и дыма, которые создают обычные струи воды.
В Версаль из Парижа на поезде
Первое, что нужно сделать, отправляясь в Версальский дворец на поезде, это добраться до ближайшей станции метро. В кассах или автоматах (зеленого цвета на входе каждой станции) приобрести билеты до пункта назначения «Versailles Château-Rive Gauche». Стоимость поездки из Парижа в Версаль € 7 туда и обратно на одного пассажира.
Автомат выдаст вам сразу два билетика, и очень важно не перепутать, какой туда, какой обратно, ну и не потерять. Первый еще понадобится вам на станции прибытия, чтобы пройти через турникеты на платформе
Второй, понятное дело, на обратном пути.
Дальше желательно найти карту парижского метро на одной из стен, а на ней ветку RER C. Paris RER — это региональные электрички, к поездам метро они отношения не имеют, но попасть на них можно только через подземку. По карте проще всего определиться, с какими ближайшими станциями имеет пересечение RER C. Возможно вам повезло, и вы живете на одной из них. Если нет, можно выбрать одну из центральных.
Станции St. Michel-Notre Dame, Musée d’Orsay, Invalides, Champs de Mars-Tour Eiffel и удобная для проживания Porte de Versailles имеют пересечение с веткой RER C.
Указатель в метро: ветка RER в сторону Версаля
Станция назначения «Versailles Château-Rive Gauche»
Дальнейший план действий следующий:
Когда прибудете на станцию, пересекающуюся с линией электричек, вам нужно выйти с платформы (но не со станции!) и следовать указателям в сторону RER C «Versailles Château-Rive Gauche»
Чтобы не потеряться, ищите глазами бело-коричневый треугольник на стенах с надписью «Версальский дворец».
Дойдете до платформы RER, обратите внимание на синий экран: там указано количество минут до прибытия поезда. На верхней строчке состав, который вот-вот подойдет или уже стоит на платформе, на второй — следующий за ним и т
д.
Названия поездов, следующих в Версальский дворец (а это далеко не все, что отправляются с платформы RER C), иногда сокращают до «Versailles Chateau-RG» или даже «Versail. Chat». Также не перепутайте поезд «Versailles Château-Rive Gauche» с «Versailles-Chantier» и «Versailles-Rive Droit». Последние два идут в город Версаль, но не в дворцово-парковый комплекс. Если возникнут сомнения, на тот ли поезд вы садитесь, спросите ближайшего соседа, вам подскажут.
Запаситесь терпением — ехать придется минут 45-50. И следите за вещами, деньгами, документами — в парижских электричках есть карманники.
Версальский парково-дворцовый комплекс
Администрация дворца делит весь комплекс на ряд основных зон: само Шато, Большой и Малый Трианоны, ферма Марии-Антуанетты, а также сад и парковая часть. Все эти части Версаля доступны для осмотра, а прогуляться в парке, за некоторыми исключениями, можно даже бесплатно.
Шато
Шато на французском это просто «дворец», но одновременно и официальное название главного здания Версаля. Ехать на экскурсию в комплекс и не посетить королевский дворец нет никакого смысла, потому чаще всего он и становится первым объектом, который посещает турист.
Внешний вид центрального здания — шато
Пройдя через центральный вход в Версаль, посетитель попадает во внутренний двор Шато и может пройти как непосредственно во дворец, так и попасть в парк, а королевскую резиденцию осмотреть позже.
Внутри Шато главной достопримечательностью считается Зеркальный зал - центральная галерея, соединяющая два крыла, украшенная очень богатой отделкой и большим количеством зеркал. Кроме него, демонстрируются королевские покои, частные комнаты дочерей короля, спальня королевы.
Также в Шато расположен музей истории Версальского дворца, несколько картинных галерей, самая известная из которых – Зал Битв, в ней полотна рассказывают про основные сражения в истории Франции. Иногда можно осмотреть интерьер Королевской Оперы, это зависит от графика подготовки к концертам.
Большой Трианон
На территории Версальского комплекса находится два отдельных дворца, которые называются Трианонами. Большой Трианон уступает размерам Шато, но далеко не каждый европейский монарх обладал основным дворцом похожего размера, так как само здание Трианона насчитывает почти три десятка комнат, обладает отдельным внутренним двором и садом с водоемами.
Большой Трианон
Большой Трианон использовался как место проживания короля и его родственников вне строгого дворцового этикета, в некотором уединении. Также тут традиционно селили всех правителей, приезжавших с визитами во Францию, среди гостей Большого Трианона были: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и т.д. И в нем проживали все французские правители после революции, так как Шато выполняло другие функции и использовать его в качестве основной резиденции не захотел даже Наполеон.
Внутри Большого Трианона посетителей ждет несколько комнат, полностью сохранивших интерьеры прошлых веков, спальня императрицы, несколько картинных галерей. Также довольно интересно выглядят бильярдный зал и Зеркальный салон.
Малый Трианон
А вот Малый Трианон это действительно небольшой двухэтажный особняк, который все время занимали женщины. Изначально это были фаворитки Людовика XV – мадам Помпадур и, после нее,
Дюбарри, а потом это здание получила юная Мария-Антуанетта. Особняк отличается некоторой скромностью даже в интерьерах, хотя внутренние салоны и спальня королевы, куда сейчас пускают посетителей, декорированы достаточно богато.
Здание Малого Трианона
Малый Трианон выполняет функции музея Марии-Антуанетты, значительная часть предметов быта и интерьеры оригинальные, другие были восстановлены реставраторами. Также туристам показывают технические помещения, где работала прислуга – при строительстве пытались максимально изолировать обслуживающий персонал, предполагалось, что даже сервированный стол будет подниматься в столовую специальным механизмом, но эту идею так и не реализовали. Также в Малом Трианоне находится небольшой личный театр королевы, там ставили ее постановки, в которых Мария-Антуанетта сама играла на сцене.
Ферма Марии-Антуанетты
Мария-Антуанетта, у которой было много свободного времени, построила небольшую деревню возле своего особняка. Конечно это не настоящая деревня, а небольшое и даже карикатурное поселение, отражающее идеализированное представление о крестьянской жизни.
Но ферма была полностью функциональной, насчитывала 12 жилых домов, также тут жили козы, коровы, голуби, курицы и другие сельскохозяйственные животные, были сады и грядки. Королева лично доила коров и полола, хотя животных ежедневно купали, украшали бантиками, а живущим тут «крестьянкам» было приказано все время соблюдать пасторальный вид.
Часть фермы Марии-Антуанетты
Ферма сохранилась в практически неизменном виде, тут все еще проживают различные животные и, по сути, сейчас это небольшой контактный зоопарк. В целом же место выглядит очень мило, так как многие дома строились в том виде, в каком их изображали художники XVIII века на пасторальных пейзажах.
Версальский дворец
Версаль
Версальский дворец – это дворцо-парковый ансамбль или комплекс, бывшая резиденция королей Франции, сегодня Версаль – это пригород Парижа и центр туризма мирового значения. Строительство Версаля началось в 1661 году под руководством короля Людовика XIV и стал своеобразным символом «Короля – Солнца». Версаль является самым крупным дворцовым комплексом в Европе, и точных копий не имеет. Если перевести сумму потраченную на строительство дворца, то она ориентировочно составляет, конечно же, современный бюджет — 259,5 миллиардов евро. Это расходы были на протяжении пятидесяти лет, и в 1710 году строительство Версальского дворца было закончено.
Версаль
Весь комплекс делится на несколько частей. Дворец – основное место жительство французских королей, начиная с Людовика XIII и заканчивая Людовиком XVI, и членов их семей. Примечательна здесь Галерея Зеркал, где находится 357 зеркал. Большой Трианон – комплекс зданий, использовавшихся для увеселительных мероприятий, построенные в стиле классицизма. Малый Трианон – место, где царит атмосфера частной жизни любимых женщин королей. Сады и парк – один из самых крупных и значимых в Европе, неоценимый труд ландшафтных дизайнеров, архитекторов и скульпторов. Неисчислимое количество лужаек, тропинок, двориков, фонтанчиков, беседок, расположенных вокруг дворца и трианонов.
Версаль. Церковь Нотр-Дам
Огород короля
Людовик 14 знал толк в изысках кухни. А для того, чтобы наслаждаться всем этим, требовалось постоянное снабжение дворца свежими овощами и фруктами. Но огород не состоялся бы, если бы не подвижник Жан-Батист де ла Квинтини. Сначала он не предполагал заниматься огородничеством: учился на юриста. После окончания курса Квинтини успешно практиковался по специальности, пока его не пригласил для воспитания сына министр счетной палаты.
Квинтини не только образовывал наследника, но ирасширял свой кругозор: путешествуя по Италии, он узнал о новых сортах растений, изучил технологию возделывания овощей и фруктов. По возвращении во Францию, Квинтини забросил судебное делопроизводство и начал заниматься ботаникой. Его занятия не укрылись от внимательного взгляда Людовика 14. Монарх пригласил ученого заняться огородом. Квинтини оказался талантливым инженером: он продумал подземный подогрев грядок, после чего овощи стали спеть круглогодично.
Людовик выбрал абсолютно неподходящее для огорода место: болотистая низина с бедной торфянистой почвой. Квинтини решил и эту проблему: место осушил и удобрил навозом из конюшен. Скоро неуемный монарх пожелал иметь на столе бананы и ананасы. Квинтини построил несколько теплиц. Затея с огородом пошла на пользу не только членам королевской фамилии: знатные сеньоры стали выращивать овощи рядом со своими домами. Сегодня огород существует. Здесь по-прежнему выращивают экзотические фрукты и местные овощи, но масштабы уже совсем другие.
Парк Версаля
Геометрия парка
Раскинувшись на 100 га сад Версаля является крупнейшим дворцовым садом Европы. Он была создан в 17-м веке ландшафтным садовником Андре Ленотра, который спроектировал то, что можно считать квинтэссенцией французского формального сада. В саду разбит в виде геометрического узора, создаваемого дорожками, кустарниками, клумбами и деревьями. Ленотра также осушил болотистую, наклонную местность и создал серию бассейнов и большой канал, известный как Grand Canal.
Фонтан Латона
Несколько фонтанов украшают бассейны. Наиболее известными являются Фонтан Латона — со статуей богини Латоны — и фонтан Аполлона — названный в честь бога солнца и изображающий короля-солнца, едущего на колесницах. Есть несколько других фонтанов в саду, таких как фонтан Нептуна. Фонтаны были установлены, чтобы развлечь множество гостей, приглашенных на щедрые организованные балы короля Людовика XIV.
Еще одним заметным украшением в саду является Колоннада — круговой ряд мраморных колонн, спроектированных Жюлем Ардуэн-Мансаром.
Малый Трианон
В Версале есть также несколько меньших дворцов, расположенных в саду: Большой Трианон и Малый Трианон. Около 10.000 человек работали в Версальском дворце, так что на уединенность можно было не рассчитывать. Поэтому король Людовик XIV приказал построить Большой Трианон, дворец почти такой же роскошный, как главный дворец, где король мог избежать формальностей двора и устроить свидание с любовницей. Его преемник, король Людовик XV позже построил еще меньшей дворец — Petit Trianon — по той же причине.
Чем славится Версаль и что в нем посмотреть?
Королевский дворец в Версале
Главная резиденция французских королей – помпезная и неимоверно шикарная по своим временам постройка. Великолепное здание воплотило все мечты и прихоти знаменитого «короля-солнце» Людовика XIV.
Зеркальная галерея в Версале
Все в ней говорит о достатке: и золото, и серебро, и статуи, и шелка, и раньше даже апельсиновые деревья были. Росписи потолка рассказывают, конечно же, о героических подвигах Людовика – выигранных сражениях, взятых крепостях и выгодных для Франции договорах.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Зеркальная галерея Версаля
Для оформления галереи использовали почти четыре сотни зеркал (ужасная редкость в 17-м веке). Внутренняя планировка продумана таким образом, чтобы колонны в центре зала, великолепные картины и огромные «французские» окна причудливо отражались в зеркалах, создавая бесконечную перспективу, необыкновенно воздушное и светлое пространство.
Во дворце есть еще несколько интересных мест, например, галерея Битв и Капелла, оформленные с такой же помпезностью. Ну и, конечно, вы не пропустите и комнату самого короля, которая расположена в самом центре дворца.
Большой и Малый Трианон
Дворцы Большой и Малый Трианон немного отличаются по стилю. Если королевский дворец выполнен в стиле классицизма, то апартаменты супруги короля отличаются элегантностью и хорошим вкусом. Они были построены для отдыха и развлечений, встреч с фаворитками, охоты и других прихотей монаршей семьи. Малый Трианон можно назвать женским царством, оформленным в стиле кокетливого рококо.
Малый дворец использовался как место уединения и отдыха маркизы де Помпадур и Марии-Антуанетты. Его залы отличаются не столько роскошью, сколько уютом и теплой атмосферой.
Деревня Марии-Антуанетты или королевское село
Чтобы убежать от чересчур регламентированной и пышной жизни двора, королева Мария-Антуанетта, жена короля Людовика XVI, просит выделить ей небольшой укромный уголок в Версале. Так здесь появляется королевская деревня.
Пруд и сад тут уже не квадратные – времена изменились и в моду пошел натурализм.
Это смесь королевской дачи и тематического парка развлечений. Здесь Мария-Антуанетта могла играть в идеальную деревенскую жизнь и отдыхать от суеты Версаля, сплетничать и трапезничать в узком кругу самых близких друзей.
Ничего общего с настоящей деревней это, конечно, не имело. Уж больно дорого и роскошно тут все, хотя не и было пустой декорацией. Слуги тут действительно работали и производили кое-какие съестные продукты. В штате даже были особые крысолов и кротолов, чтобы никто не смел портить идеальность.
В деревню Марии-Антуанетты можно попасть и сегодня по общему билету в Версаль. Так что не останавливайтесь на осмотре только дворца и основных фонтанов. Чуть-чуть в отдалении находится, пожалуй, самое спокойное и романтичное место французского королевского двора.
Сколько в Версале фонтанов: сады дворца
Всего в Версале было задумано 2000 фонтанов. Сейчас рабочих фонтанов – 1700, больших фонтанов – около 50.
Фонтаны Версаля – это еще и инженерное чудо, хотя эта их часть и не видна. Они построены во времена без электричества, в сравнительно безводной местности – тут нет крупных легкодоступных источников вроде большой реки. Инженерные хитрости и очень много работы: водяные колеса, система резервуаров и каналов, множество насосов, все это было раскидано на километры вокруг дворца.
Один из резервуаров стоял на крыше самого дворца, а под землей парка тянется больше 30 км труб.
Дворцовый комплекс окружают сады и парк, спланированные по проекту ландшафтного архитектора Андре Ленотра. На их территории расположены храм Любви, театр Императрицы, Бельведер, грот и многие другие постройки, не говоря уже о сотне фонтанов, скульптур, цветочных клумб и аллей.
Мероприятия Версаля
Стоит раз посетить грандиозное «гнездышко» монархов, и это событие надолго станет главным в вашей жизни. Развлечения, которые тут проводятся, позволят окунуться в пестрое прошлое Франции, побывать на настоящем балу при дворе, где под классическую музыку галантные дамы и кавалеры в пышных костюмах двигаются в танце точно так же, как и несколько веков назад.
Бал в Версале
После этого каждую субботу (май-сентябрь), когда большинство туристов покидает Версальский дворец, для обладателей билетов начинается ночное шоу с подсвеченными фонтанами и музыкой, а финальной сценой в 23:00 становится грандиозный фейерверк, расцветающий над Большим каналом.
Музыкальные фонтаны, это прекрасное зрелище, ласкающее взор и слух, а включаются они в выходные и праздничные дни.
Помимо восхитительных шоу достойны внимания постоянные и временные выставки картин современных живописцев и художников прошлых эпох, работают тематические комнаты, а после реконструкции открылась Королевская Опера, где ставятся пьесы и проходят концертные выступления.
5 вещей, которые нужно сделать в Версале
- Подняться на поросший лесом холм Сатори и сверху оценить совершенство городской планировки.
- Пройтись по старым кварталам Нотр-Дам и Сен-Луи, не спеша разглядывая бывшие особняки знати и зажиточных горожан.
- Купить полюбившуюся безделушку на местном блошином рынке.
- Подивиться роскоши и помпезности золоченых экипажей, выставленных в Больших конюшнях.
- Выпить чашку фирменного шоколада в одном из местных кафе.
Музей Ламбине (Lambinet)
Осмотр городских диковин стоит начать именно отсюда. Во-первых, этот необычный музей можно с полным правом назвать краеведческим — он изначально задумывался как собрание экспонатов, посвященных истории города. Во-вторых, он вполне может считаться и «Музеем Революции», ведь именно Версаль в 1789 г. стал ее колыбелью. Великим и кровавым событиям тех времен посвещено несколько отдельных залов. В-третьих, музей Ламбине — это еще и музей изобразительных искусств. В его фондах хранятся несколько сотен работ выдающихся мастеров, включая полотна Альфреда Сислея.
Информацию о графике работы, временных выставках и актуальных тарифах можно узнать на официальном сайте (на англ.). Адрес: Boulevard de la Reine, 54.
Церковь Нотр-Дам
Некогда церковь Нотр-Дам имела статус собора, и это неудивительно: ее построили для того, чтобы благородные придворные могли посещать мессу, не слишком удаляясь от дворца. Здание возведено в строгих традициях эпохи классицизма, но архитектор Жюль Ардуэн-Мансар сумел отдать дань уважения и готике — церковь в плане имеет традиционную для средневековья форму креста. В революционную эпоху утварь и детали убранства удалось спасти, поэтому современный турист может сполна насладиться аутентичной атмосферой придворной церкви эпохи Людовика XIV. Адрес: rue Baillet-Reviron, 2.
Прекрасный Версаль
Собор Сен-Луи
Этот храм воздвигли при короле Людовике XV, когда церковь Нотр-Дам уже не могла справиться с возросшим количеством прихожан. Строительство доверили архитектору Жаку Ардуэн-Мансару (внуку придворного архитектора Людовика XIV). Здание получилось большим, но не громоздким — благодаря светлым цветам и изящным украшениям фасадов в модном тогда стиле «рококо». В годы Революции священников изгнали, утварь конфисковали, а саму церковь ненадолго переименовали в «Храм изобилия». При Директории храм вновь стал католическим (в 1805 г. папа Пий VII даже короновал здесь Наполеона), а в середине 19 века церковь Сен-Луи получила статус собора.
Адрес: place Saint-Louis, 4. Веб-сайт (на фр.).
Дворец мадам Элизабет (Domaine de Montreuil)
Королевский дворец — не единственный в Версале. В самом сердце города, посреди ухоженного парка площадью в 8 га расположился дворец Монтрей. Людовик XVI купил это изящное здание в 1785 г. и подарил его своей младшей сестре Елизавете. Сейчас дворец находится в собственности государства, в нем часто проводятся тематические выставки. Парк открыт для свободного посещения с марта по ноябрь, и любой турист может без помех полюбоваться экзотическими деревьями, включая гигантские секвойи. Адрес: Avenue de Paris, 73.