Станцы рафаэля в музее ватикана

Станца д’Элиодоро

Эта станца изначально была предназначена для частных аудиенций Папы и была декорирована сразу после окончания Рафаэлем работ на Сеньятурой. Изображения фресок исполнены одной идеей – верой в чудесную защиту Богом церкви. На потолке красуются четыре эпизода Ветхого завета – все написаны самим Рафаэелем, в то время как в гротесках и арках остались некоторые работы Луки Синьорелли, Брамантино, Лоренцо Лотто и Чезаре да Сесто. Фреска “Изгнание Элиодора” подарила станце её название – она изображает небесного всадника, изгоняющего сирийца Элиодора из храма в Иерусалиме.

В другой работе “Месса в Больсене” показано удивительное чудо – руки неверующего священника обагрились кровью. Ещё одна фреска – “Освобождение апостола Петра” – повествует об освобождении из тюрьмы апостола. Работа разделена на две части: в правой Петр сбегает из темницы, ведомый ангелом, в левой – проснувшиеся стражники поднимают тревогу. Искусствоведы сходятся во мнении, что работа над светом проведена колоссальная. Преломления лучей и тени, мерцание пламени, ослепляющий мрак – трудно представить, что такое написал один человек.

Отражение в искусстве

Немецко-итальянский гравёр Иоганн (Джованни) Пихлер (1734—1791), придворный мастер императора Иосифа II, воспроизводил в гравюрах на меди ватиканские станцы Рафаэля, но успел издать только первую часть сборника этих гравюр (40 листов).

Скульптор итальянского барокко Дж. Л. Бернини, создавая скульптурную группу «Эней, Анхиз и Асканий» (1618—1619; Галерея Боргезе в Риме), изображающую сцену, описанную в поэме Вергилия «Энеида», использовал композицию фигур с фрески Рафаэля «Пожар в Борго».

Русский живописец К. П. Брюллов в 1824—1828 годах для зала копий Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге написал в Италии маслом на холсте копию «Афинской школы» Рафаэля.

Мадонны Рафаэля

За свою богатую карьеру Рафаэль создал более 30 полотен с изображением Марии и младенца Иисуса. Мадонны Рафаэля Санти подразделяются на Флорентийские и Римские.

Флорентийские мадонны – созданные под влиянием Леонардо да Винчи полотна, изображающие молодую Марию с младенцем. Часто рядом с Мадонной и Иисусом изображен Иоанн Креститель. Флорентийские мадонны характеризуются спокойствием и материнской прелестью, Рафаэль не использует темных тонов и драматичных пейзажей, поэтому главным фокусом его картин являются прекрасные, скромные и любящие матери, изображенные на них, а также совершенство форм и гармония линий.

Римские мадонны – картины, на которых кроме индивидуального стиля и техники Рафаэля не прослеживается больше никакого влияния. Еще одним отличием римских полотен является композиция. В то время как Флорентийские мадонны изображены на три четверти, римские чаще написаны во весь рост. Основным произведением этой серии является великолепная «Сикстинская Мадонна», которую называют «совершенством» и сравнивают с музыкальной симфонией.

Работы Рафаэля в Пинакотеке Ватикана

Большое количество работ великого мастера представлено в художественной галерее Ватикана — один из залов Пинакотеки полностью посвящен его творчеству. Здесь можно увидеть такие работы, как «Коронование Девы Марии», «Мадонна ди Фолиньо», «Святой Петр», «Святой Павел», «Мадонна с младенцем и святыми», «Портрет дожа Никколо Марчелло», цикл работ «Вера», «Милосердие» и «Надежда», составляющие часть алтарной композиции Бальони (Pala Baglioni), а также последнюю работу Рафаэля «Преображение», мозаичная копия которой хранится в Соборе святого Петра. Часть экспозиции представляет собой роскошные гобелены, выполненные по эскизам работ знаменитого художника.

Как лучше спланировать посещение Ватикана

Два места в Ватикане привлекают особенно много туристов. И каждое из них отличается гигантскими размерами и обилием достопримечательностей. Это собор Святого Петра и Музеи Ватикана. В каждое из этих мест отдельный вход (в Музеи – платный, в Собор – бесплатный). При планировании посещения учитывайте, что на одно только изучение музейных коллекций может уйти целый день! И это при том, что для туристов в музеях выставлена на обозрение лишь небольшая часть сокровищницы мирового искусства – некоторые залы закрыты для посещения. Как, впрочем, закрыта и та часть Ватикана, где живет и занимается своими делами Папа и административные органы католической церкви.

Стоит ли посещать и собор, и Музеи Ватикана в один день? Это зависит от Ваших интересов и физических возможностей. Если Вы планируете внимательное изучение богатейшей коллекции Музеев, мы рекомендуем запланировать их посещение на отдельный день. Даже простая прогулка по территории огромного музейного комплекса Ватикана может быть утомительной, а если Вы задерживаетесь в каждом из залов, чтобы рассмотреть экспонаты, то посещение точно будет продолжительным. Останутся ли после этого силы на осмотр собора? Это очень индивидуально. А собор святого Петра заслуживает отдельного внимательного изучения.

Оплачивается только вход в Музеи Ватикана. За посещение собора Святого Петра не взимается плата, он в течение всего дня (кроме тех случаев, когда весь Ватикан полностью закрывается) доступен для желающих. Таким образом, можно сэкономить силы, разбив визит в Ватикан на две части, одна из которых будет полностью посвящена осмотру музейного комплекса, а вторая – посещению собора Святого Петра и прилегающей площади.

Если же у Вас мало времени в Риме, и Вы хотите успеть как можно больше в короткий срок, то вполне можете посетить и Музеи Ватикана, и собор святого Петра за один раз. Но в этом случае заранее определите, что именно хотите увидеть в Музеях, чтобы сразу устремиться в интересные Вам залы. В противном случае Вы рискуете задержаться там надолго.

Если стандартной программы Вам мало, а время позволяет, Вы можете также заказать дополнительную экскурсию в Сады Ватикана (Giardini Vaticani) – «зеленое сердце» крошечного государства. Красивые скульптуры, исторические фонтаны, редкие растения, великолепный ландшафтный дизайн делают эту парковую зону, занимающую более 20 га, приятным островком природы и искусства. Посещение Ватиканских садов возможно только с организованной экскурсией, которую необходимо бронировать заранее.

Одно из наиболее труднодоступных, но интересных мест Ватикана – древний Некрополь, расположенный под собором святого Петра, под Гротами Ватикана, на уровне пола самой древней базилики, построенной еще в IV веке. В некрополе сохранились старинные фрески раннехристианского периода. А главной святыней и ценностью этих «подземелий Ватикана»  является гробница святого апостола Петра. Именно над ней когда-то была построена базилика, именно место упокоения апостола является духовным центром Ватикана, именно над этой гробницей установлен главный алтарь собора. Чтобы попасть к гробнице святого Петра и в древнеримский некрополь, необходимо особое предварительное бронирование.

Главный архитектор

В 1514 году сменивший Юлия II папа Лев Х возложил на Санти обязанности главного архитектора (вместо умершего Браманте). Рафаэль должен был достроить крупнейший и по сей день христианский храм, собор Святого Петра в Ватикане, вмещающий сегодня 15 тысяч человек (ещё 60 тысяч могут разместиться на площади перед храмом). Санти не успеет довести строительство до конца, но в планировке церкви есть его авторские изменения плана Браманте.

Художник проектировал и другие римские здания:

  • Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, в частности капеллу Киджи;
  • Церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи;
  • Палаццо Видони-Каффарелли.

Сегодня все они поддерживаются в отличном состоянии и служат свидетельством высочайшего таланта мастера.

В 1515 году папа Лев Х добавил Рафаэлю обязанностей – назначил его главным хранителем древностей, и тот сделал подробную перепись древнеримских памятников.

Где увидеть фрески?

  • Станцы Рафаэля находятся в музее Ватикана по адресу: Roma, Viale Vaticano;
  • режим и время работы: музейный комплекс открыт все дни недели, исключая воскресенье, с 8:45 до 16:45, в субботу короткий рабочий день – до 13:45;
  • попасть туда можно по единому билету, который разрешает посещение всех выставок музейного комплекса. Цена вопроса составляет 16 EUR, для студентов и пенсионеров половина стоимости полного билета, т. е. 8 EUR. Если заказывать заранее по интернету стоимость обойдется на 4 EUR дороже: 20 EUR и 12 EUR соответственно;
  • перед походом стоит уточнить информацию на сайте музея.

Билеты в Ватикан

За вход в собор Святого Петра плата не взимается, как и за посещение великолепной площади перед ним. А вот для подъема на купол собора необходимо приобрести билет (если он включает подъем на лифте, то стоит немного дороже обычного).

Посещение Музеев Ватикана платное. Вы можете оплатить только вход и самостоятельно осматривать музейные сокровища, а можете заказать экскурсию или взять музейный аудиогид (в Ватиканских музеях он выдается со специальным оборудованием, которое сдается при выходе). Официальный аудиогид в Музеях Ватикана доступен на русском языке.

СОВЕТ. Официальный аудиогид “проведет” Вас по всем залам, подробно рассказывая об экспонатах, но это может быть чревато и тем, что к концу маршрута Вы останетесь совсем без сил. А ведь знаменитая Сикстинская капелла находится именно в конце маршрута! Поэтому учитывайте размеры музея, Ваши интересы и временные рамки. Возможно, есть смысл пропускать отдельные залы, чтобы не упустить главное. Ведь если Вы будете задерживаться в каждом из залов, на осмотр музея может не хватить и дня!

Как правило, перед входом в Музеи Ватикана выстраивается длинная очередь. В зависимости от сезона, дня недели и времени суток она может быть просто длинной или невероятно длинной. Тратить бесценное время в Риме на ожидание в очереди – просто преступление. А избежать длительного ожидания очень просто – бронируйте билеты в Музеи Ватикана онлайн. Вход в музей разделяется на два потока – огромная очередь стоит именно в кассы музея и состоит из туристов, которые не имеют билетов. А для тех, кто имеет распечатку с онлайн-бронированием, есть специальная очередь, которая не бывает большой (а иногда ее вообще нет) и очень быстро двигается. Если Вы владеете английским, наиболее экономный и удобный вариант – забронировать билеты на официальном сайте Ватикана.

Станца дель Инчендио ди Борго

Во времена Юлия II станца использовалась в качестве помещения для собраний высшего суда Святейшего Престола под председательством Папы Римского. Об этом говорят фрески на потолке, исполненные Пьетро Ваннуччи. Во времена Льва X комната использовалась как столовая, а расписать стены поручили Рафаэлю, кто, правда, большую часть работ доверил своим ученикам.

Написание фресок заняло три года, с 1514 по 1517.  Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через повествование о жизни двух предыдущих Пап с тем же именем: Лев III (“Коронация Карла Великого Папой Львом III”) и Льва IV (“Пожар в Борго”). Во всех эпизодах Папа изображен с лицом правящего на тот момент понтифика Льва X. Именно благодаря работе “Пожар в Борго” станца обрела своё имя, а сама фреска отражает древнюю легенду, в соответствии с которой у Папе Льву IV получилось укротить пламя и защитить горожан.

Личная жизнь

Прославившись в молодые годы, Рафаэль стал завидным женихом – за ним охотились самые богатые итальянки. К тому же художник был высокооплачиваемым мастером – покровители были щедры на вознаграждения, так как желали удержать талант рядом с собой (опасались, что того переманят испанцы или французы). Рафаэль жил в роскошном особняке, построенном в античном стиле по собственному проекту живописца.

Кардинал Довици ди Биббиена (1470-1520) уговорил Рафаэля на брак со своей племянницей. Помолвка состоялась, но свадьбы Мария так и не дождалась.

Причина тому – 17-летняя дочь простого булочника, Маргарита Лути, прозванная позже «Форнариной» (пышка, булочка). 30-летний Рафаэль увидел её во время этюдов в саду и загорелся сделать её своей моделью. Заплатив отцу девушки 50 золотых за то, что тот лишится помощницы в булочной, художник так увлёкся ею, что вскоре преподнёс отцу уже 3000. Маргарита стала верной музой живописца до конца его дней. После внезапной кончины Рафаэля получила значительное наследство, от которого отказалась, уйдя в монастырь. В монастырских книгах Маргарита упоминается как вдова художника.

Станца Константина

Комната, оформленная для проведения приемов и иных официальных мероприятий. После скоропостижной кончины Рафаэля в 1520 году, она была закончена его учениками на основе набросков и прежних работ художника. Станцу назвали в честь Константина – первого императора-христианина, что официально признал христианскую веру и предоставил остальным свободу вероисповедания.

Росписи стен отражают четыре эпизода из жизни великого правителя: свидетельства о поражении язычества и триумфе христианской религии, битву с Максенцием – тираном-захватчиком и видение Христоса, крещение Константина и пожертвование Рима. Оригинальная деревянная крыша, возведенная при папе Лео X была заменена указом Грегори XIII на современные перекрытия. Украсили их уже по указу папы Томасо Лаурети, изобразив в центре победу Христианства. Работа была завершена в конце 1585 года под руководством папы Сикста V.

Зал Константина[править | править код]

Самый большой и последний зал, роспись которого была заказана Рафаэлю Львом X в 1517 году. Однако в последние беспокойные годы жизни Рафаэль успел подготовить лишь эскизы. Мастер скончался в 1520 году. Работа над росписями Зала Константина датируется периодом 1520—1524 годов, в понтификат Климента VII её выполняли ученики Рафаэля.

Помещение размером 10 Х15 метров оформлено четырьями большими композициями, отражающими основные эпизоды деяний Константина Великого, направленные на возвышение Церкви, её победу над язычниками в городе Риме: Композиция «Видение креста» (итал. Apparizione della Сroce) представляет эпизод, который, согласно легенде, произошел перед битвой у моста Мильвио с его соперником Максенцием 28 октября 312 года, когда Константину было явлено видение креста в небе. А на следующую ночь сам Христос явился Константину во сне и объяснил, что он должен использовать против своих врагов крестное знамение (хризму) и значение слов «In hoc signo vinces» («Сим знаком победишь»). Победа Константина со знаком креста в этой битве считается датой начала христианской эры.

На фреске «Битва Константина и Максенция» (итал.  Battaglia di Costantino contro Massenzio) представлен ключевой момент сражения: в центре на белом коне император Константин, а композиция фрески, как считают исследователи, навеяна рельефами на римских саркофагах и других памятниках античности.

«Крещение Константина» (итал. Battesimo di Costantino). Крещение, которое Константин получил от папы Сильвестра I . Действие происходит в здании, напоминающим Латеранский баптистерий. Папа в облике Климента VII стоит в центре здания и проводит крещение водой преклонившего колени полуобнажённого императора. В книге, которую держит священник, мы читаем «Hodie salus Urbi et Imperio facta est» (Ныне безопасность города и империи есть).

«Дар Рима» (итал.  Donazione di Roma). Легендарный эпизод, согласно которому римский император Константин отдал во владение папе Сильвестру I город Рим и окружающие территории, положив начало светской власти епископа Рима. Действие происходит внутри здания, напоминающего древнюю базилику Святого Петра, с удлинённым нефом, апсидой, украшенной мозаикой, и могилой апостола Петра. На дальнем плане, за фигурами, взятыми из других фресок Рафаэля («Пожар в Борго», «Месса в Больсене»), происходит сцена дарения: папа получает от императора золотую статуэтку богини Рима, символ владычества над городом.

Выход из музейного комплекса

Есть два способа покинуть Сикстинскую капеллу – через общий выход, который ведет к знаменитой винтовой лестнице работы Микеланджело, и через боковую дверь, которая предназначена для выхода туристических групп и гидов. Воспользовавшись общим выходом, Вы попадете еще в несколько музейных залов, а после Вас будет ждать гардеробная и официальный выход из музея.

Если Вы понимаете, что сил совсем не осталось, или же хотите быстро и без очереди попасть в собор святого Петра, то можно пойти на хитрость и попробовать воспользоваться небольшим «читом», покинув капеллу через боковую дверь справа, которая почти всегда бывает открыта. Это не совсем по правилам, но обычно этому никто не препятствует – в дверь выходят участники групповых экскурсий, и Вы вполне можете сойти за кого-то из них. Выйдя из двери, вы сможете быстро и без очередей попасть в собор святого Петра.

ВНИМАНИЕ. Пользоваться «служебной» дверью стоит только в том случае, если Вы не оставляли вещи в гардеробе и не брали на входе в музей аудиогид

Имейте в виду, что если Вы перейдете по переходу в собор святого Петра, то дороги назад, в музейный комплекс, у Вас уже не будет.

Собор Святого Петра в Ватикане

Собор святого Петра – одна из крупнейших (а до недавнего времени бывшая крупнейшей) и, пожалуй, наиболее известная базилика христианского мира. Грандиозное сооружение возведено над могилой, в которой, по преданию, покоится апостол Петр. Размеры здания грандиозны и превосходят размеры большинства остальных христианских соборов – длина собора составляет 212 метров, а высота купола – 120 метров. Чтобы посетитель мог по-настоящему оценить масштаб конструкции, на пол собора нанесены отметки, обозначающие размеры других крупных базилик, расположенных по всему миру.

Неизгладимое впечатление производит не только размер сооружения. Над созданием собора трудились величайшие, прославленные мастера. Как внешний облик храма, так и его интерьер поражают гармонией и величием, торжественностью и архитектурной роскошью. Внутри собора хранятся многочисленные произведения искусства. Здесь хранятся удивительные мозаики, величественные надгробия и великолепные скульптуры, в том числе и знаменитая «Пьета» Микеланджело. Кроме того, в соборе святого Петра хранится множество реликвий, почитаемых как католиками, так и православными. Главная из них – гробница святого апостола Петра.

Великолепие собора и обилие художественных ценностей и реликвий изумляет

Чтобы общее визуальное впечатление дополнилось и «оживилось» интересной и полезной информацией, удивительными историями, чтобы узнать, на что обратить особое внимание и где «прячется» самое интересное, рекомендуем изучать собор святого Петра с аудиогидом

Экскурсия «Ватикан и Замок святого Ангела» с аудиогидом и путеводителем Travelry откроет для Вас Ватикан и поведает много интересного о соборе святого Петра и площади перед ним.

Еще одной интересной частью собора являются Гроты Ватикана, расположенные на подземном уровне, под базиликой святого Петра. В Гротах Ватикана можно увидеть усыпальницы римских пап и многих королевских особ, а также некоторые произведения искусства. Попасть в Гроты можно из собора святого Петра. Они открыты ежедневно с 7 до 18.00 (с апреля по сентябрь) и с 7 до 17.00 (с октября по март).

Художественное наследие

Сегодня такое понятие, как гармония форм и цветов в живописи, синонимично с именем Рафаэль Санти. Эпоха Возрождения приобрела уникальное художественное видение и практически идеальное исполнение в творчестве этого замечательного мастера.

Рафаэль оставил потомкам художественное и идейное наследие. Оно настолько богато и разнообразно, что в это тяжело поверить, взглянув на то, какой короткой была его жизнь. Рафаэль Санти, несмотря на то что его творчество было временно накрыто волной маньеризма, а затем барокко, остается одним из самых влиятельных художников в истории мирового искусства.

Зал Константина

Четвертой и последней комнатой знаменитых папских апартаментов является «Зал Константина». Роспись комнаты была заказана Рафаэлю в 1517 году, однако великий маэстро успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер в 1520 году в возрасте 37 лет. Фрески были выполнены учениками знаменитого художника – Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино дель Коллэ и Перин дель Вага – в период с 1520 по 1524 года. Потолок зала обрел росписи несколько позже, над их созданием трудился сицилийский художник Томмасо Лаурэти.

«Зал Константина» использовался, в основном, для проведения пышных банкетов и торжественных приемов. Цикл фресок посвящен сюжетам из жизни Константина Великого – первого римского императора, принявшего крещение. Именно при Константине начали возводиться первые христианские храмы и прекратились всяческие гонения за чуждые языческому миру религиозные убеждения.

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (27)
  • Сады и парки (6)
  • Археологические памятники (28)
  • Экскурсии на русском
  • Экскурсионные автобусы
  • Дегустации
  • Кулинарный путеводитель
  • Рим с детьми

Полезные ссылки:

  • Где остановиться в Риме — обзоры отелей, апартаментов и других вариантов для проживания. Особенности бронирования, цены на жилье и другая полезная информация.
  • Транспорт в Риме — все о городском транспорте Рима. Маршруты, расписания, билеты и туристические карты.
  • Трансферы из аэропорта, в аэропорт, в другие города.
  • Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Станца Элиодоро

Следующая комната, идущая с востока на запад, — это Stanza di Eliodoro («Комната Гелиодора»). Написанный между 1511 и 1514 годами, он получил свое название от одной из картин. Темой этой частной комнаты — вероятно, зала для аудиенций — была небесная защита, которую Христос даровал Церкви. Это четыре картины: «Изгнание Гелиодора из храма» , «Месса в Больсене», «Встреча Папы Льва I и Аттилы» и «Освобождение святого Петра из тюрьмы» . В первых двух из этих фресок Рафаэль лестно включает своего покровителя, Папу Юлия II, в качестве участника или наблюдателя; третий, написанный после смерти Юлия, включает портрет его преемника Льва X.

Стиль Рафаэля здесь изменился со времен Stanza della Segnatura. Вместо статичных изображений библиотеки Папы у него были драматические повествования, которые нужно было изобразить, и его подход заключался в том, чтобы максимизировать выразительные эффекты фресок. Он изображал меньшее количество фигур большего размера, чтобы их действия и эмоции оказывали более непосредственное влияние на зрителей, и он использовал театральные световые эффекты, чтобы выделить определенные фигуры и усилить напряжение.

Изгнание Гелиодора из храма

Рафаэль, Изгнание Гелиодора из храма, 1511–1513 гг.

В «Изгнании Гелиодора из храма» Рафаэль проиллюстрировал библейский эпизод из II Маккавеев (3: 21–28) о Гелиодоре , который был послан за сокровищами, хранившимися в Храме в Иерусалиме , но был остановлен, когда молился священник храму ответили ангелы, которые высекли незваного гостя, и ангельский всадник, который гнался за ним из храма. Композиция значительно более драматична, чем ранние фрески Рафаэля в Stanza della Segnatura. Хотя в центре внимания неподвижная фигура жреца во время молитвы, Гелиодор и ангелы устремляются вперед в космос, угрожая вырваться из картины. Слева Юлий II, которого швейцарская гвардия несет на стуле, становится свидетелем происходящего. Его включение здесь относится к его битвам за предотвращение узурпации папских территорий светскими лидерами.

Месса в Больсене

Рафаэль, Месса в Больсене, 1512 г.

Месса в Больсене изображает историю богемского священника, который в 1263 году перестал сомневаться в доктрине пресуществления, когда увидел, что хлеб начал кровоточить во время его освящения на мессе . Ткань, испачканная кровью, хранилась как реликвия в соседнем городе Орвието ; Юлий II посетил Орвието и помолился над реликвией в 1506 году. Папа изображен как участник мессы и свидетель чуда; он становится на колени справа от алтаря, за его спиной стоят члены курии (тоже портреты). Рафаэль отличает «настоящих» свидетелей тринадцатого века от современников папы по степени их вовлеченности в это событие; последние спокойно сосредотачиваются на Юлиусе, преклонившем колени в своих молитвах, вместо того, чтобы реагировать на чудо.

Встреча Льва Великого и Аттилы

Встреча Льва Великого и Аттилы, 1514 г.

Встреча Льва Великого и Аттилы изображает легендарные переговоры между Папой и Гуннским завоевателем и включает легендарные изображения святых Петра и Павла в небе с мечами. Полностью разработанный рисунок Рафаэля указывает на то, что он планировал поместить папу, изображенного с чертами Юлия, на заднем плане; когда Лев X стал Папой — и случайно выбрал имя Лев — он, должно быть, поощрил художника поставить папу на передний план и в центр и использовать свой собственный портрет.

Избавление святого Петра

Рафаэль, Спасение святого Петра, 1514 г.

Избавление Сент — Питер — шоу, в трех эпизодах, как святой Петр был освободившихся из тюрьмы с помощью ангела , как описано в Деяниях 12 . Он символизирует способность Наместника Христа избежать человеческих ограничений. Титульной церковью Юлия II как кардинала до того, как он стал папой, был собор Сан-Пьетро-ин-Винколи (Святой Петр в цепях), поэтому картина одновременно является общей ссылкой на папство и конкретной ссылкой на Юлия. Фреска представляет собой исследование света: естественного лунного света, искусственного света факелов и дарованного Богом ангельского света. Последнее, конечно, затмевает другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector