Сикстинская капелла в ватикане: венец творения микеладжело

Украшение

Схема части вертикального фрескового убранства Сикстинской капеллы

История

Первым этапом декорирования Сикстинской капеллы была роспись потолка в голубой цвет, усыпанная позолоченными звездами, с декоративными бордюрами вокруг архитектурных деталей подвесов. Его полностью заменили, когда Микеланджело приступил к работе над потолком в 1508 году.

Самой ранней частью нынешней схемы фресок являются боковые стены. Они разделены на три основных уровня. На центральном ярусе стен расположены два цикла картин, дополняющих друг друга, «Жизнь Моисея» и «Жизнь Христа» . Они были заказаны в 1480 году Папой Сикстом IV и выполнены Доменико Гирландайо , Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Росселли и их мастерскими. Первоначально они проходили по всему периметру стены, но с тех пор были заменены на обеих торцевых стенах.

Возможно, над проектом руководил Перуджино, который прибыл в часовню раньше флорентийцев. Вероятно, что комиссия Гирландайо, Боттичелли и Роселли была частью проекта примирения между Лоренцо Медичи , фактическим правителем Флоренции , и папой Сикстом IV . Флорентийцы начали работу в Сикстинской капелле весной 1481 года.

Под циклами Жизни Моисея и Жизни Христа нижний уровень стен украшен фресками из серебра и золота. Над повествовательными фресками верхний ярус разделен на две зоны. На нижнем уровне окон находится Галерея Пап, написанная одновременно с Житиями . Вокруг арочных оконных проемов расположены зоны, известные как люнеты, в которых изображены предки Христа , нарисованные Микеланджело как часть схемы потолка.

Потолок был заказан Папой Юлием II и расписан Микеланджело между 1508 и 1512 годами. Первоначально заказ состоял в том, чтобы нарисовать двенадцать апостолов на треугольных подвесках, поддерживающих свод; однако Микеланджело потребовал полной свободы действий в графическом содержании схемы. Он написал серию из девяти картин , показывая Бог Сотворение мира , отношения Бога с человечеством , и падение человечества от Божией благодати . На больших парусах он нарисовал двенадцать библейских и классических мужчин и женщин, которые пророчествовали, что Бог пошлет Иисуса Христа для спасения человечества, а вокруг верхних частей окон — предков Христа .

В 1515 году Папа Лев X поручил Рафаэлю разработать серию из десяти гобеленов, которые повесили бы на нижний ярус стен. Гобелены изображают события из Жития Св. Петра и Жития Св. Павла , основателей христианской церкви в Риме, как описано в Евангелиях и Деяниях Апостолов . Работы начались в середине 1515 года. Из-за их большого размера изготовление драпировок осуществлялось в Брюсселе, и четыре года занимались ткачами в мастерской Питера ван Альста . Гобелены Рафаэля были разграблены во время разграбления Рима в 1527 году и либо сожжены из-за содержания в них драгоценных металлов, либо были разбросаны по Европе. В конце 20-го века набор был повторно собран из нескольких дополнительных наборов, которые были сделаны после первого набора, и снова выставлены в Сикстинской капелле в 1983 году

Гобелены продолжают использоваться на отдельных церемониях особой важности. Полноразмерные подготовительные мультфильмы для семи из десяти гобеленов известны как Карикатуры Рафаэля и находятся в Лондоне.

На этом этапе декоративная схема отображала последовательный иконографический узор. Ряд Пап, который в схеме, задуманной Папой Юлием, должен был появиться непосредственно под Двенадцатью Апостолами, подчеркивал бы апостольское преемство . Утверждалось, что данная схема показывает, что два Библейских Завета слились воедино, чтобы показать Ветхий, предсказывающий и формирующий Новую, синтезирующую логику христианской Библии.

Это было прервано дальнейшим поручением Микеланджело украсить стену над алтарем Страшным судом , 1537–1541 гг. Картина этой сцены потребовала стереть два эпизода из Житий , Рождества Иисуса и ; несколько Пап и две группы предков .

Интересные факты

  1. Талант Микеланджело проявлялся в том, что он видел свои работы еще до их создания. Мастер лично выбирал куски мрамора для будущих скульптур и сам занимался их транспортировкой до мастерской. Он всегда хранил и берег необработанные глыбы как уже готовые шедевры.
  2. Будущий «Давид», представший перед Микеланджело огромным куском мрамора, оказался той скульптурой, от которой отказались уже два предыдущих мастера. В течение 3-х лет маэстро работал над шедевром, представив в 1504 г. обнаженного «Давида» публике.
  3. В 17-летнем возрасте Микеланджело поссорился с 20-летним Пьетро Торриджано (PietroTorrigiano), тоже художником, который в драке сумел сломать нос своему сопернику. С тех пор на всех изображениях скульптора он представлен с изуродованным лицом.
  4. «Пьета» в базилике Святого Петра так сильно впечатляет зрителей, что на нее неоднократно покушались личности с нестабильной психикой. В 1972 г. австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) совершил акт вандализма, нанеся скульптуре 15 ударов молотком. После этого «Пьету» поместили за стекло.
  5. Любимая скульптурная композиция автора Пьета «Оплакивание Христа» оказалась единственной подписанной работой. Когда шедевр представили в базилике Святого Петра, люди начали высказывать предположения, что его создателем является Кристофоро Солари (Cristoforo Solari). Тогда Микеланджело, пробравшись ночью в собор, выбил на складках одежды Богоматери «Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял», но впоследствии он жалел о проявленной гордости, больше никогда не подписывая свои произведения.
  6. Во время работы над «Страшным судом» мастер случайно упал с высоких лесов, сильно повредив ногу. Он увидел в этом плохое знамение и не захотел больше работать. Художник заперся в комнате, никого туда не пуская и решив умереть. Но знаменитый доктор и друг Микеланджело – Баччо Ронтини (Baccio Rontini) пожелал вылечить своенравного упрямца, а поскольку двери перед ним не открылись, с большим трудом пробрался в дом через погреб. Врач заставил Буонарроти принять лекарства и помог ему выздороветь.
  7. Сила искусства мастера с течением времени только набирает силу. За последние 4 года больше сотни человек обратились за медицинской помощью после посещения залов с выставленными работами Микеланджело. Особенно впечатляет зрителей статуя обнаженного «Давида», перед которой неоднократно люди теряли сознание. Они жаловались на потерю ориентации, головокружение, апатию и тошноту. Медики госпиталя «Санта-Мария-Нуова» («Santa Maria Nuova») называют подобное эмоциональное состояние «синдром Давида».

Архитектура

Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников эпохи Возрождения успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.

Базилика Святого Лаврентия

В «Базилике Святого Лаврентия» («Basilica di San Lorenzo») Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту Филиппо Брунелле́ски (Filippo Brunelleschi).

Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.

Ворота Пиа

«Порта Пиа» («Porta Pia») – ворота на северо-востоке стены Аврелиана (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.

Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири

Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской площади Республики (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.

Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.

Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

Сооружение Сикстинской капеллы

В 1741 году римский Папа Сикст IV, гуманист, эрудит и меценат, решивший укрепить римскую католическую церковь, передал в дар городу античные произведения искусства, открыл Апостольскую библиотеку и госпиталь, возвел мост и проложил новые улицы.

Небольшая крепость

На месте бывшей домовой церкви в Ватикане, Великой капеллы, – точке сбора папского двора и знатных семейств Италии, он распорядился построить новую часовню, которую назвали по имени Папы – Секстинской.

Новая капелла задумывалась как небольшая крепость, одновременно служившая местом, где выбирали нового Папу Римского. Строительство начато в 1477 году как оборонное сооружение, где смог бы укрыться Папа римский Сикст IV в случае нападения неприятеля.

Внешний вид сооружения

Снаружи капелла выглядит именно как оборонное сооружение длиной 40 и высотой 20 метров, повторяя очертания храма Соломона из Ветхого Завета. Типичное здание римской архитектуры – тяжеловесное, строгое, суровое и аскетичное. Главная часовня Ватикана была неприступна и надежна. Внутри она оказалась прямоугольным помещением, так что позднее Микеланджело, ненавидевший , назовет ее амбаром.

Папская церковь трехэтажная. Прочный и основательный, с толстыми и высокими стенами, первый этаж переходит во второй – со стрельчатыми окнами, пропускающими много воздуха и света. На третьем этаже вместо окон – бойницы. Караульное помещение, построенное на этаже в виде открытой галереи без крыши, позднее закрыли для защиты росписей внутри.

Особенности внутреннего оформления

Внешний облик капеллы не соответствует внутреннему содержанию и олицетворяет нарушение гармонии, сочетание несочетаемого. Внешняя неприглядность вкупе с внутренним бесценным великолепием наводит на мысль: «Ведь таким же богатым и насыщенным бывает внутренний мир человека при его внешней простоте и неприметности».

Незаурядный талант трех гениев эпохи Возрождения – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело – оставили в наследство потомкам неоценимый подарок – Сикстинскую капеллу.

Роспись Сикстинской капеллы вокруг окон — изображения Понтификов.

В Сикстинской капелле 12 окон, которые расположены под потолком. С южной и северной стороны пространство вокруг окон украшают изображения понтификов. 24 фрески около окон и 4 изображения на противоположной стене от Алтаря. Еще было два окна и соответственно 4 изображения римских пап на Алтарной стене. Теперь на этом месте красуется работа Микеланджело «Страшный суд».

Изображения понтификов на Северной стене (правая от алтарной стены):

  1. Папа Анаклет (St Anacletus)
  2. Папа Александр I (St Alexander I)
  3. Папа Телесфора (St Telesphorus)
  4. Папа Пий I (St Pius I)
  5. Папа Сотер (St Soter)
  6. Папа Виктор I (St Victor I)
  7. Папа Каллист I (St Callistus I)
  8. Папа Понтиан (St Pontianus)
  9. Папа Фабиан (St Fabian)
  10. Папа Луций I (St Lucius I)
  11. Папа Сикст II (St Sixtus II)
  12. Папа Феликс I (St Felix I)

Изображения понтификов на Южной стене (левая от алтарной стены):

  1. Папа Климент I (St Clement I)
  2. Папа Эварист (St Evaristus)
  3. Папа Сикст I (St Sixtus I)
  4. Папа Игий (St Iginus)
  5. Папа Аникет (St Anicetus)
  6. Папа Элевтерий (St Eleutherus)
  7. Папа Зефирин (St Zephirinus)
  8. Папа Урбан I (St Urban I)
  9. Папа Антер (St Anterus)
  10. Папа Корнелий (St Cornelius)
  11. Папа Стефан I (St Stephan I)
  12. Папа Дионисий (St Dionysius)

Изображения понтификов на восточной стене (напротив алтарной стены):

  1. Папа Марцеллин
  2. Папа Гай
  3. Папа Евтихиан
  4. Папа Марцелий

Нижний ярус стен украшают изображения завесов – драпировки (штор).

Сюжет

Это монументальная работа. Почти два на два метра. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей 16 века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Её глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке. Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — её образ был виден в далёкой перспективе, задолго до того, как человек подходил к алтарю.

За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.


Мученичество Святого Сикста II, 14 век. (wikipedia.org)

Папа Сикст II недолго пробыл на престоле — с 257-го по 258-й год. Ему отрубили голову при императоре Валериане. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере, название которого переводится как «дуб», поэтому на золотой мантии вышиты жёлуди и листья этого дерева. Тот же символ присутствует и на папской тиаре, три короны которой символизируют царство Отца, Сына и Святого Духа.

Святая Варвара не случайно выбрана для этого полотна. Она была покровительницей Пьяченцы — для церкви именно в этом городе писал Рафаэль свою Мадонну. История этой женщины крайне трагична. Она жила в 3 веке, её отец был язычником, а девушка обратилась в христианство. Естественно, батюшка был против: долго пытал дочь, а затем и вовсе обезглавил.

Фигуры образуют треугольник. Это подчёркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.

Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это ещё не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.

Как Рафаэль получил свое имя?

Всемирно признанный гений эпохи Высокого Возрождения, прославленный автор «Сикстинской Мадонны» и множества других знаменитых полотен Рафаэль Санти появился на свет 6 апреля 1483 года. Это была Страстная Пятница, день распятия Иисуса Христа. Для его отца Джованни Санти, который и сам был даровитым художником, работавшим при дворе местного герцога (он расписывал алтарное пространство в храмах своего родного города Урбино), появление сына стало настоящим подарком. Узнав, что родился мальчик, он был вне себя от радости, и когда его спросили, как назвать новорожденного, будто бы воскликнул: «Конечно же, как ангела, — Рафаилом!» В итальянском варианте получилось — Рафаэль.

Автопортрет, Рафаэль Санти

Случай с Рафаэлем — один из редчайших, исключительных, когда в истории закрепилось только имя мастера. Микеланджело, Данте, Рафаэль — вот, кажется, и все. Это свидетельствует об особом, трепетном отношении итальянцев к этим великим сынам своего народа, когда достаточно одного только имени — и сразу понятно, о ком речь.

Ребенком Рафаэль рос в самом деле «ангельским»: у него были огромные задумчивые глаза, светлые волосы, по натуре он был мальчик тихий и кроткий, склонный к одиночеству и размышлению. Способствовало этому еще и то, что Рафаэль рано потерял родителей. Его мама умерла, когда мальчику было всего восемь лет, а в одиннадцать он лишился и отца.

Таким он, собственно говоря, и остался, даже когда повзрослел. Впоследствии о Рафаэле много чего насочиняли, будто бы он вел разгульную жизнь, не отказывал себе в самых разных удовольствиях… А в действительности вел он почти затворнический образ жизни и искренне веровал в Бога. Может, он не был таким уж оригинальным религиозным мыслителем, но был настоящим добрым католиком. Умрет Рафаэль, кстати сказать, тоже в один из дней Страстной недели, предварительно исповедавшись и причастившись.

Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю  Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная  причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Контекст

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав папской области. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но ещё и возлюбленная художника. История не сохранила даже её настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.

Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражён красотой девушки, заплатил её отцу 3000 золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.

Но вернёмся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине 18 века её не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увёз её в Дрезден. Несмотря на то что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было не принципиально, купить это полотно или другое, главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.

Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.

Прошло ещё полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Её копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.

Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли картины и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращён вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

использованная литература

Цитаты
Библиография

Деймлинг, Барбара (2000), , Кельн: , ISBN 3-8228-5992-3

  • Эрлз, Ирэн (1987), Искусство эпохи Возрождения: тематический словарь , Вестпорт: Greenwood Press, ISBN 0-313-24658-0
  • Экелунд, Роберт Б .; Эбер, Роберт Ф .; Толлисон, Роберт Д. (2006), Рынок христианства , Кембридж: MIT Press , ISBN 0-262-05082-X
  • Херси, Джордж (1993), , Чикаго: University of Chicago Press , ISBN 0-226-32782-5
  • Микеланджело (1999), Бык, Джордж (редактор), Микеланджело, Жизнь, Письма и Поэзия , Оксфорд, Оксфордшир: Oxford University Press , ISBN 0-19-283770-2
  • Пьетранджели, Карло, изд. (1986), Сикстинская капелла , Нью-Йорк: Книги Гармонии, ISBN 0-517-56274-X
  • Стингер, Чарльз (1998), Возрождение в Риме , Блумингтон: Индианаполис, ISBN 0-253-21208-1
  • Талваккия, Бетт (2007), Рафаэль , Оксфорд, Оксфордшир: Phaidon Press, ISBN 978-0-7148-4786-3
  • Вазари, Джорджио (1987), , Джордж Булл, Нью-Йорк: Penguin Books, ISBN 0-14-044500-5
  • Райт, Лоуренс (1983), перспектива в перспективе , Лондон: Рутледж и К. Пол, ISBN 0-7100-0791-4

Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы 4 года (1508-1512) расписывал Микеланджело Буонарроти. До этого там было изображено звездное небо. Потолок Сикстинской капеллы — поистине выдающееся произведение, которое характеризует Микеланджело как гения-живописца. До этого он позиционировал себя как скульптор. В 25 лет он создал одну из главных своих работ скульптурную группу Пьета («Оплакивание Христа»).

Роспись потолка в Сикстинской капелле. Работа Микеланджело Буонарроти (1508-1512).

Итак, что же изобразил Микеланджело на потолке в Сикстинской капелле? Для начала стоит отметить, что высота потолка Сикстинской капеллы составляет 20 метров и имеет закругленную форму. Поэтому художником для большей выразительности было принято решение разбить на отдельные части свод. В центре потолка на самом верху изображены 9 фресок, которые образуют одну группу и рассказывают сюжеты из Книги Бытия. Читается слева на право от Алтарной стены, где изображен «Страшный суд» работы Микеланджело (1537-1541).

  1. Отделение света от тьмы;
  2. Сотворение солнца и луны;
  3. Отделение тверди от воды;
  4. Сотворение Адама;
  5. Сотворение Евы;
  6. Грехопадение;
  7. Жертвоприношение Ноя;
  8. Всемирный потоп;
  9. Опьянение Ноя.

Микеланджело начал работу над центральной частью потолка с фрески «Опьянения Ноя» и двигался по направлению к Алтарной стене. В ходе работ прослеживается такая закономерность: фигур становится меньше и они увеличиваются в размерах для большей наглядности. Закончил роспись потолка Микеланджело в возрасте 37 лет.

Нижний уровень фресок свода Сикстинской капеллы имеет выделенные треугольники (выступы) и область над окнами — люнет. Состоит он из 14 отдельных сюжетов, которые изображают предков Христа.

На Северной (правая от алтарной стены) стене на фресках изображены (слева на право):

  1. Наасон Naason(люнет);
  2. Иессей, Давид и  Саломон (Iesse David Salomon) (люнет и треугольник);
  3. Аза, Иеосафат и Иорам (Asa Iosaphat Ioram) (люнет и треугольник);
  4. Езекия, Манасcия и Амон (Ezechias Manasses Amon) (люнет и треугольник);
  5. Иосия, Иехония и Салафииль (Iosias Iechonias Salathiel) (люнет и треугольник);
  6. Азор и Задок (Azor Sadoch)(люнет).

На Южной (левая сторона от алтаря) стене на фресках изображены (справа на лево):

  1. Аминадаб Aminadab (люнет);
  2. Салмон, Боаз и Обед (Salmon Booz Obeth) (люнет и треугольник);
  3. Ровоам, Авия (Roboam Abias) (люнет и треугольник);
  4. Озия, Иотам и  Ахаз (Ozias Ioatham Achaz) (люнет и треугольник);
  5. Зоробабель, Абиуд и Елиаким (Zorobabel Abivd Eliachim) (люнет и треугольник);
  6. Ахим и Елиуд (Achim Elivd) (люнет).

А среднюю часть свода Сикстинской капеллы украшают 9 фигур пророков и 5 фигур сивилл. Боковые своды – область между окнами и центральным потолком. Ветхозаветные сцены спасения – 4 сюжета в угловых треугольных парусах свода.

С правой стороны на фресках изображены (слева на право): Пророк Иеремия; Персидская сивилла; Пророк Иезекииль; Эритрейская сивилла; Пророк Иоиль.

С левой стороны на фресках изображены (слева на право): Ливийская сивилла; Пророк Даниил; Кумcкая сивилла; Пророк Исайя; Дельфийская сивилла.

На восточной стене два изображения с Предками Христа: Элеазар и Маттан; Яков и Иосиф.

Средняя часть свода над Алтарной стеной украшает в центре изображение Пророка Иона (Ionas), завершает образ по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Моисей и медный змей; слева — Наказание Аммана.

На противоположной стороне – аналогично 3 фрески в центре — пророк Захария (Zacherias), по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Давид и Голиаф; слева — Юдифь и Олоферн.

Восточная стена (напротив алтарной стены) в Сикстинской капелле.

Описание картины и магия восприятия

Не очень большое по размерам полотно 256 см х 196 см каким-то магическим образом удерживает внимание зрителя. Специалисты утверждают, что это особенный динамический круг, который управляет взглядом человека, смотрящего на картину

Так раскладывает на составляющие магию живописи Рафаэля современная наука. Возможно, что взгляд большей части зрителей именно так и скользит по картине. В зале, где демонстрируется полотно, всегда больше посетителей, чем в других залах. Неискушенный посетитель просто рассматривает картину и впитывает тот посыл, который исходит от композиции. Знатоки особо пристрастны. Их интересует и общее восприятие композиции, и детали.

Из своего опыта скажу, что «Мадонна» Рафаэля воздействует многопланово. Живописное полотно удерживает при непосредственном рассматривании. Хочется вглядываться, но также появляются вопросы… С кого писал автор прекрасный образ?.. Как получилось, что лучшая работа Рафаэля – главного художника Ватикана – хранилась в церкви небольшого городка Пьяченца?.. И почему Август III приобрел для своей коллекции именно это полотно, в то время как Рафаэль Санти многие работы посвятил Мадонне с младенцем?..

Фрески

До сооружения Сикстинской капеллы, здесь находилась капелла Великая, где собирались священники и элита Рима. Новое сооружение должно было стать небольшой крепостью и проект был создан известным зодчим Баччо Понтелли. Всеми строительными работами руководил Джордже де Дольчи. В 1483 г. капеллу освятили, а с 1492 г., здесь проводились конклавы, где собирались кардиналы и выбирали нового папу, отметим, что это сохранилось и по наши дни.


Фото: BriYYZ / Wikimedia Commons

В 1513 г. здание заметно обветшало и тогда был проведен масштабный капитальный ремонт. За следующие пятьсот лет Сикстинская капелла претерпела довольно много изменений. Трехэтажная церковь строилась как крепость, но была еще и домовым храмом для пап.

Здание своими размерами копирует Храм Соломона и его внешний вид строг и аскетичен. Нижний этаж укреплен мощными стенами. На среднем этаже – высокие стрельчатые окна, пропускающие в здание много света. Верхний ярус был предназначен для несения караульной службы, где вместо оконных проемов прорублены бойницы. Долгое время храм был без крыши, но позже было решено соорудить защиту, чтобы сохранить росписи.


Фото: Fabio Poggi / Wikimedia Commons

Ведь здесь находится бессмертное искусство трех гениев – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело, которые преподнесли бесценный дар человечеству. Чудо этой капеллы заключается в именах живописцев и каждый из них внес неоценимый вклад в красоту этого храма.

Именно они сотворили чудо и благодаря им название “Сикстинская капелла” сегодня известно во всем мире. Но все это произошло после примирения папы и Лоренцо. Стоит напомнить, что все гении, увековечившие свое имя прошли знаменитую школу живописи Флоренции. Сандро Боттичелли быстро обрел популярность, как талантливый портретист.

Сикст IV ознакомившись с творчеством этого художника назначил его главным над мастерами росписи храма, который уже был построен и нуждался лишь во внутренней отделке. В 1481 г. три известных живописца: С.Боттичелли, Д.Гирландайо и К.Росселли со своими помощниками прибыли из Флоренции в Рим.


Фото: Slices of Light / flickr.com

Перуджино, прибывший из Умбрии немного ранее, уже приступил к работе и был, пожалуй, уже наиболее известным живописцем. Папа поставил перед мастерами задачу – расписать стены Сикстинской капеллы фресками, которые бы проводили параллель между жизнью Моисея и Иисуса, то есть показать связь Ветхого и Нового заветов.

Нужно сказать, что мастера работали не покладая рук в течении целого года и создали 16 фресок, но четыре из них не сохранились. Отметим, что все сохранившиеся росписи включены в список ЮНЕСКО. Некоторые туристы отмечают, что взгляд сразу невольно привлекает грандиозная роспись Микеланджело из сцены “Страшного суда”. Однако только все вместе уникальные творения и создают прекрасную целостную картину.

С северной стороны находится серия фресок из жизни Христа. Их шесть, в т. ч. работа Боттичелли «Искушение Христа…». По две фрески создали Перуджино и Росселли, одну Гирландайо. Была еще одна работа Гирландайо “Воскресение”, но в 1522 г. произошло обрушение балки, которая уничтожила это произведение.


Фото: Trimlack / pixabay.com

На южной стороне изображены сцены из жизни Моисея. Здесь тоже шесть фресок. Одну из них написал Перуджино, по две – Боттичелли и Росселли. Еще две сцены изобразил Лука Синьорелли, но одна из них была испорчена. Третий этаж имеет окна в виде арок, которые когда-то служили бойницами. Но и здесь есть, что осмотреть и чем полюбоваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector